ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Слово офицера должно быть залогом правды"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  

0x01 graphic

  

Новгородские воины перед битвой.

Миниатюра 16 в.

"Политические науки составляют для воспитанника важное средство умственного развития и необходимое условие образования человека в обществе, которому он принадлежит многообразно: и как член семейства, и как житель государства, и как оберегатель порядка, спокойствия, безопасности и славы своего отечества".

Генерал от артиллерии Матвей Степанович Лалаев

  
   158
   Заветные мысли русских офицеров.
   О войне, военном деле и офицерском долге. Авторитет офицера. Решение вопроса надо искать единственно в личных качествах начальника, в той степени власти, которою он пользуется над своей частью, в его нравственном авторитете, - власти, которой ему не может дать никакой закон, если он своими дарованиями и честным отношением к подчиненным не сумеет заслужить их доверия и любви. (ВЭ).Весьма пагубное влияние на служебный авторитет офицера имело почти повсеместное пренебрежение к его личности, его человеческому достоинству. Много писалось о пагубности разносов начальниками в присутствии подчиненных, перед строем. Все эти унизительные взыскания, конечно, роняли престиж офицера и лишали его той уверенности в своих распоряжениях и действиях, которая должна чувствоваться в них, чтобы подчиненный исполнял их без сомнений и колебаний. Отсюда, кстати, и тот недостаток самостоятельности, который обыкновенно ставится в вину армейскому офицеру. Но какую самостоятельность мог он проявить, какой отпор грубым наскокам начальства мог дать этот обездоленный пасынок родины, под угрозой полуголодной жизни отставного капитана или подполковника? А эта угроза была очень сильна, в особенности при осуществлении у нас удаления от службы в порядке дисциплинарном, т.е. по личному усмотрению начальника. (Ю. Лазеревич). Командир должен превосходить своих подчиненных по уму. "Сущность воинской дисциплины требует, чтобы всякий начальник представлял для своего подчиненного авторитет, которого значение должно быть основано не только на власти, врученной ему законом, но еще на более нравственном сознании его превосходства, являющимся как следствием его большего умственного развития, обширнейших познаний и большей служебной опытности". (ген. Лобко). "Суворов любил солдата. Суворов любил человека. Любя солдат, Суворов, прежде всего, видел в них своего брата, товарища по подвигу. В солдате он видел орудие и средство к успеху подвига и славе". "Суворов вселял в них идею, сам являлся образцом выполнения, и солдаты отдавались ему безраздельно и от всей души. Это не было веление формы, это было господство духа сильного над слабым. Солдаты были орудием в руках Суворова не только за страх, но и за совесть, - из любви и преданности". (П. Махров). Лучше сократить войска, но иметь Академию. Лучше сократить армию на целый корпус, но иметь надлежаще поставленную военную Академию. (Н. Головин). Нужна объединительная военная академия для высших офицеров. Рассеянные по различным родам оружия и службы, офицеры постепенно замыкаются в узкие рамки своих специальностей, теряют импульс к специализированию себя в "духе общности" и дать толчок к объединению, дать высшую научно - стратегическую подготовку может только одно высшее военное заведение, только одна военная академия. "Дух общности" должен царить и в деле высшей военной подготовки. (В. Воронецкий). Сила и достоинство народа создаются его армией; только армия своими победами выдвигает народ на мировую арену, завоевывает ему положение среди других народов и обеспечивает возможность мирного и беспрепятственного развития и процветания под своей охраной. (Н. Морозов). Армия не боеспособна, если она не одушевляется и не проникнута во всей своей массе: инициативой, интеллектуальностью, личной и корпоративной честью, профессиональной гордостью и, главным образом, сознанием долга. Жизнь и энергия армии обусловливается полным сознанием общего долга всеми частями ее организма. (П. Изместьев). В армии дезорганизованной, организация остается в виде внешней, хрупкой формы. Стратегия и тактика не знают, куда себя девать, за отсутствием нравственной энергии, обладающей могуществом действия. Командование проявляется лишь, как махинация, лишенная уверенности и расстраивается при первом столкновении с серьезным испытанием. Все разваливается, блуждает и теряется среди инертности, эгоизма и личных аппетитов. (А. Апухтин). Армия - вечный часовой, который никогда не покидает своего поста. Постоянная бдительность и совершенствование на славу Великой Родины - вот ее обязанности; безопасность, величие и слава отечества - вот ее права! (Офицерская жизнь, (Наставление гг. пехотным офицерам в день сражения).12, N11). Армия, сохраняющая сой привычный порядок под губительным огнем, никогда не поддающаяся панике веред воображаемой опасностью, а перед лицом действительной оспаривающая каждую пядь поля сражения, армия, гордая сознанием одержанных побед, которая и на краю гибели, после поражения, сохраняет силу послушания и не утрачивает уважения и доверия к своим начальникам, армия, физические силы которой закалились среди лишений и трудов, как мускулы атлета, и которая смотрит на эти напряжения как на средство, ведущее к победе, а не как на проклятие, тяготеющее на ее знаменах, армия, которой о всех этих обязанностях и добродетелях напоминает краткий катехизис, состоящий всего из одного лозунга - лозунга о чести ее оружия, - такая армия действительно проникнута воинским духом. (А. Редигер). Армия - высшая школа нации. Путь к победе - в перевоспитании самих себя, в работе над самим собою, в военном режиме всех сословий, всех сообществ, всех профессий, во взгляде на армию не как на грубую силу, а как на высшую школу всей нации. (В. Воронецкий). Воинская доблесть армии - это обособленное чувство, которое не следует смешивать с храбростью, а еще менее с энтузиазмом; оно служит спайкой всем прочим природным свойствам. Воинская доблесть черпает свою силу из двух только источников: первый - это ряд войн и успехов; второй - усиленная деятельность армии; в ней только воин узнает собственные силы. Чем больше полководец требует от своих войск, тем успех его требований обеспечен. ("Тяжело в ученьи - легко в походе; легко в ученьи - тяжело в походе", говорил Суворов). Солдат гордится перенесенными трудами, наравне с испытанными опасностями. И так, зародыш воинской доблести развивается среди деятельности и усилий, согретых лучами победы. Воинская доблесть армии воспитывается на почитании героев; если их нет, то не во вред делу будет и создать их. (Н. Михневич). Определить численность армии противника не трудно, так как, при парламентском строе европейских государств, размер призыва и все организационные вопросы, а также статистические данные о населении, не могут составлять секрета. Войска должны быть организованы так, чтобы являлись удобным орудием в руках начальников. Войсковые части должны состоять не более. как из 4 или 5 меньших подразделений. "Предел человеческих способностей иметь сношение в бою более как с четырьмя или пятью подчиненными начальниками", сказал Наполеон. (Н. Михневич). Вооруженная сила государства должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, она обеспечивала целость и независимость государства, а с другой стороны, по возможности менее отвлекала от естественного назначения духовные и физические силы народа, способствующие его просвещению и развитию его благосостояния и богатства. (А. Медведев). Пора понять и твердо помнить, что в наше время войну ведут не армии, а народы: одна армия бессильна, если за нею не стоит могучею волею вся громада народа. (А. Волгин). Связь между народом и армией очень тесная. Если народ временно болеет извращением национального самосознания, если в народе притупилась способность к гражданским добродетелям, то в армии (в этом строго организованном обществе воинов-граждан).может и должно идти нравственное возрождение и воспитание не только воинских, но и гражданских доблестей. (И. Энгельман). У всех народов армия признается учреждением государственным, комплектуемым людьми, для которых военное дело, в виде защиты родины, считается либо священной обязанностью, либо делом призвания по преимуществу. Со своей стороны и государство бережно обходится со всеми льготами и преимуществами военного сословия, сознавая невозможность оплачивать все только жалованьем и покупать защитников родины ценою звонкой монеты. (М. Грулев). Должна ли быть армия миролюбивой? По существу основной своей задачи, армия должна быть воинственной, как духовенство должно быть верующим, профессора - учеными. Мне представляется делом государственной необходимости, чтобы армия желала войны, добивалась ее и стремилась к ней. При господстве миролюбивых настроений в армии, на войну смотрят, как на неприятную случайность, досадное осложнение, нарушающее ровное течение службы до выхода в отставку. (В. Короткевич). Менять законы не дело армии; ее дело - охранять те законы и тот государственный строй, которые существуют "сегодня". Армия должна охранять их до того дня, когда законная власть отменит "сегодняшний "закон и заменит его новым, - тогда армия будет охранять этот новый закон или порядок. Точно также войско не должно вмешиваться в деятельность какой бы то ни было партии, не должно поддерживать какую-либо партию; дело армии поддерживать не партию, а закон, законный порядок, законную власть. (А. Волгин). Армии могучие и победоносные создаются не в короткий период мира, не выковываются на самих полях сражений, а подготавливаются в долгий период мира, создаются всей системой мирного воспитания и обучения войск. Стоит жизнь армии на верном пути, серьезно и упорно готовится она к войне - ждут ее блестящие победы на полях сражений и после долгого, глубокого мира. Сошла армия с этого пути, никакие войны - одни сами по себе - не вернут ей прежней силы, пока вновь не станет она на своей истинный путь, пока не отречется от своих заблуждений. (Н. Морозов). Русское воинство продолжает быть разумной силой. Важное значение русского воинства вообще и русского офицерства в частности отсюда очевидно. Они призваны охранять, как интересы русского общества, так и русского государства. В социальной борьбе военное сословие призвано защищать то, что благо, что разумно для развития общества, в государственной - то, что благо и разумно для развития государства. (Л. Л. Толстой). Как обновить офицерский корпус. "Как обновить основу, душу армии корпус офицеров?" - вот основной вопрос, от решения которого зависит успех необходимых и безотлагательных для армии реформ. Шагом вперед является новый способ аттестования, и если он внесет некоторое улучшение, в смысле справедливого движения вперед людей достойных, то даст ли он существенные результаты по части подготовки как достойных людей - достойных начальников? (Н. Рыскин). Господам офицерам, особенно ротным командирам, в сражении крепко и прилежно замечать: кто из нижних чинов больше отличается храбростью и духом твердости и порядка, таковых долг есть высшего начальства скорее производить в чины; ибо корпус офицеров всегда выигрывает получением настояще храброго офицера, из какого бы рода он ни был. (Наставление гг. пехотным офицерам в день сражения). Имея в руках отличные войска, все великие полководцы признавали за боем первенствующее значение и искали его. Талантливые противники их спасали отечество и армию от истребления путем выжидательного образа ведения войны, уклонения от боя, истомления противника продолжительностью войны и лишением его необходимых средств для существования. Все великие полководцы предпочитали всегда наступательный способ действий и если прибегали к обороне, будучи вынуждены к тому обстоятельствами, то вели ее в самом активном смысле. (Наставление гг. пехотным офицерам в день сражения). (А. Мышлаевский). Вооруженные силы обеих сторон несут во время боя не одни лишь физические потери; моральные силы также подвергаются потерям - потрясению, надлому и уничтожению. При решении вопроса, можно ли продолжать бой или нет, приходится считаться не с одними потерями в людях и орудиях, но и с утратой порядка, мужества, доверия, сплоченности и внутренней силы. В таком случае решают, главным образом, моральные силы; эти же силы исключительно решают вопрос во всех случаях, когда потери победителя одинаковы с потерями побежденного. (А. Редигер). Взыскания. Если проступок серьезен, если он носит прямо характер противодействия командованию, то немедленное и притом суровое наказание необходимо. Нужно, чтобы подчиненные знали, что, если проступок их заслуживает взыскания, то ничто нас не остановит, ничто, даже симпатия, устанавливающаяся между людьми разных интересов, работающих во имя служения одному делу, ни сострадание к себе подобному. Долг запрещает высшему начальнику вносить в командование страстность, а подчиненному проявлять злобу. Однако взыскание не должно составлять приема командования, так как частные взыскания показывают или вернее являются признаком недостатка авторитета: очевидно наше могущество не полно, если мы наталкиваемся на сопротивление, которое приходится преодолевать силою. (П. Изместьев). Громадный вред не только для части, но и для армии приносят те старшие офицеры, которые свое нравственное влияние на военное и общественное воспитание своих младших товарищей отодвигают на задний план и ограничиваются исключительно ролью сухих строевиков-руководителей! (Дрозд-Боняческий). Идея войны должна быть близка и понятна бойцу. Военная история показывает, какое огромное значение имело для силы стремление бойцов к победе его сочувствие политической, религиозной или экономической идее войны. Все решительные и победоносные войны имели в основе идею, которая близка была сердцу бойца. (Н. Головин). Цивилизация не устранила опасности войны. Сомнительно даже, чтобы наилучшие открытия сделали ее реже. Верно, что они сделают ее губительнее. Причины борьбы разнообразны. Первая коренится в естественном инстинкте, влекущим сильного подчинить себе слабого. Некоторые думают, что, благодаря удобству сообщений, общности умственных и экономических интересов, сближение между народами должно расти все более и более. Должно! А между тем выходит прямо наоборот: растет не сближение, а рознь. (М. Драгомиров). Необходимость подготовки к войне. Да, наконец, не в нашей воле ее устранить, следовательно, нужно ее принимать как факт, имея в виду ее хорошие стороны и к ней готовиться. Лучшая подготовка к ней - развитие чувств, совокупность коих составляет воинский дух; без него. не взирая на совершеннейшее вооружение, армия - подлое стадо, неспособное сопротивляться врагу и более опасное своим, чем чужим. (М. Драгомиров). Война - это жестокое испытание нравственных сил народа. Война во всех ее проявлениях, составляет собою наиболее серьезное испытание нравственных сил войск, в смысле беззаветного преследования и осуществления поставленных ему целей, безропотного перенесения всех тягостей военной жизни и, наконец, человеческого отношения к своему противнику (Н. Морозов). Сражение не может считаться проигранным до тех пор, пока мысль об этом отсутствует в голове начальника. Вот почему создался афоризм: "Лучше стадо баранов, предводимое львом, чем стадо львов, предводимое бараном" (Дрозд-Боняческий). Но мало одного духа солдат и офицеров, мало их горячего святого желания победы, нужны еще твердые умелые руки вождей, чтобы привести армию к победам. А откуда же могла взяться эта твердость, это умение у тех, кто еще в мирное время отрекся во имя карьеры от всякой собственной воли, от всяких собственных взглядов и умел только строить и равнять войска на учениях, да наводить внутренний порядок в частях? (Н. Морозов). Надо "бить по воображению". Воображение - страшная сила и страшная слабость человека, особенно в массах, а под гнетом опасности - тем более. Стоит ему вообразить, что он непобедим, и он будет непобедим; стоит вообразить, что он не может одолеть, и он будет постоянно бит. (ВЭ). Суворов говорил: "Победить - значит удивить". Противник ожидает обыденного, он думает встретить знакомые приемы, а полководец поражает его такими стратегическими или тактическими приемами, которые для него совсем новы и неожиданны. Эта оригинальность применялась всеми выдающимися полководцами. (ВЭ). Должное воспитание воинов есть краеугольный камень всего огромного, могучего, военного организма каждого данного государства; какие бы ружья, пушки, корабли мы не имели, но если мы к ним не в состоянии приставить людей с соответственно развитой волей, душой и сердцем, то успеха мы все равно иметь не будем. (И. Энгельман). Почему в России нет воинского воспитания народа. Пусть говорят, что русский по природе не раб меча, а раб сохи, что в крови его нет достаточной воинственности; пусть так, хотя с этим можно спорить долго и много. Но если даже признать эти печальные дефекты, то надо с ними бороться и то, что трудно дается естественным путем, может быть с успехом добыто искусственными привычками. (Д. Парский). Твердый характер необходим будущему офицеру в равной степени, как и ум. Поэтому, на изучение характера молодых людей и их склонностей должно быть обращено первое внимание. Развитие В них воли, недостатком которой страдает наш век, должно идти вместе с научным развитием. (Офицерская жизнь, 1907, N52). Система воинского воспитания непременно должна покоиться на идейных началах. Высокая идея офицерского дела, прочно вложенная в душу юнкера, поднимет его собственное достоинство и не позволит ему, выйдя на службу, кое-как относиться к своим обязанностям. (Офицерская жизнь, 1907, N52). Идеал работы военной школы. Работая над подготовкой будущих офицеров, должно помнить следующие слова прусского генерал Блюме: "Корпус офицеров, стоящий на высоте своего призвания, в котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска". (Офицерская жизнь, 1907, N52). Почему люди с характером затирались. "Люди с сильным характером, люди самостоятельные, к сожалению, во многих случаях в России не выдвигались вперед, а преследовались: в мирное время такие люди для многих начальников казались беспокойными, казались с тяжелым характером и таковыми аттестовывались. В результате такие люди часто оставляли службу. Наоборот, люди без характера, без убеждений, но покладистые, всегда готовые во всем соглашаться с мнением своих начальников, выдвигались вперед". (П. Махров). Чувство долга растет не снизу вверх, а распространяется сверху вниз. (М. Драгомиров). Равенство всех перед долгом - один из основных законов бытия армии. Каждый исполняет его и следит за исполнением другого. Нравственное обязательство степеней не имеет. Начальник не может ослаблять требований службы для кого-нибудь, так как все подчиненные должны быть для него равными, т.е. он должен игнорировать и социальное положение, и воспитание в подчиненном. (П. Изместьев). Самым главным качеством офицера остается чувство долга, которое больше и лучше всего заставляет человека как приобретать необходимые ему познания, так и работать над своим характером. Люди, стремящиеся к богатству или к достижению известности, не могут понять подчинения своих интересов чувству долга, что нередко равносильно самоотречению. В этом ничего нет удивительного, ибо сознательное отречение от собственных интересов или даже подчинение их высшей идее долга есть подвиг, который далеко не всем по плечу. Совершение этого подвига добровольно берет на себя весь командный состав армии, т.е. весь корпус офицеров. (А. Апухтин). Свобода - первый фактор человеческого достоинства и в пределах воинской дисциплины она допустима и в армии. Если мы говорим, особенно публично, с нашими офицерами, то пусть тон наш будет тоном человека, дающего указания своим сотрудникам в интересах общего дела. Мы должны помнить, что офицер служит не за страх, а за совесть. Не следует вмешиваться в частные дела наших офицеров, если не затронуты честь части и достоинство мундира. Правильный взгляд на военную службу требует, чтобы офицер с незапятнанным именем мог в своей жизни действовать с такой смелостью и независимостью, как и всякий другой гражданин. (П. Изместьев). Надо воскресить дух армии. Но мы должны его - этот дух, воскресить во что бы то ни стало вновь, одухотворить его своею творческой работой, и влить в солдатские головы и души самоотверженный патриотизм, в офицерах воспитать уважение к законности и порядку, а во главе армии должны стоять талантливые вожди - военачальники, с твердой и железной волей. Тогда наши солдаты пойдут за нами, как шли французские солдаты в 1793 году, за своими начальниками и создали славу Франции, про которых гениальный мыслитель Вольтер сказал: "Эти сумасшедшие проникнуты честью, - Они идут в бой, как на пир". (В. Самонов). С падением в народе гражданских добродетелей, с развращением его нравов (роскошь, изнеженность), начинают падать и воинские доблести армии, выставляемой народом; эта армия, вместо побед, терпит поражения, а если народ не останавливается в своем падении, то он погибает вместе со своей вооруженной силой, уступая честь и место армии народа нравственно более сильного. (К. Дружинин). Армии великих древних народов были "чисто народными и всегда торжествовали над армиями народов, обращавшихся к услугам наемных войск, ибо воинский дух последних никогда не мог достигнуть высоты духа армии, вышедшей из народа; при всей храбрости и мужестве наемников, им не доставало сознания интересов того народа, за который они сражались. (К. Дружинин). Единоначалие не должно быть нарушено. Начальнику нужна помощь. Но, как показывает военная история, эта помощь допустима только при непременном соблюдении одного условиям: единоначалие не должно быть нарушено. (Н. Головин). Дабы военная служба по самому существу своему могла иметь в обществе возможно более значения, - дабы военная сила на деле приносила обществу ту пользу, которой от нее ожидать можно, нужно желать, чтобы военная сила была в обществе не только твердою материальною, но и твердою нравственной силою. (А. Иванцов-Платонов). В некоторых полках есть постыдное заведение, что офицеры и ротные командиры в мирное время строги и взыскательны, а в войне слабы и в команде своих подчиненных нерешительны. Ничего нет хуже таковых офицеров: они могут иногда казаться хорошими во время мира, но как негодных для настоящей службы их терпеть в полках не должно. (Наставление гг. пехотным офицерам в день сражения). В идеале военнослужащий должен обладать: непоколебимой преданностью военному делу, выдающейся сознательностью поступков, предприимчивостью, самостоятельностью и находчивостью, покорностью военному долгу и дисциплине, неистощимой телесной и духовной энергией, высокою честностью, наклонностью к тесному служебному товариществу, а главное - беззаветным мужеством, твердостью, решимостью и самоотверженностью. (ВЭ). Идеал, как религия, дает цель и смысл службы офицера, показывает направление. Идеал же дает истинный критерий о всей службе офицера и даже о всем корпусе офицеров; так, если солдаты уходят со службы развращенными, без понятия о нравственности, спившимися, то, конечно, это надо отнести к вине всего корпуса офицеров, не сознающих, что они являются примером, являются воспитателями для нижних чинов. Идеал заставляет думать о будущем, о последствиях; отсутствие идеала - дает лишь заботу о настоящем. Идеал устраняет обман для минутного настоящего. Идеал дает правильное направление требованиям начальства, выясняя что требуется для пользы службы и что - для одобрения, похвалы высшего начальства. Идеал регулирует отношения и создает полную солидарность к достижении этого идеала. (А. Дмитриевский). Будьте осторожны при выборе инородцев, потому что честному человеку двум богам служить невозможно. (М. Ботьянов). Русский народ был совершенно не подготовлен к войне своими интеллигентными классами, в среде которых считалось признаком культуры относиться к войне как к чему - то недостойному. (Легар). В современные дни наша интеллигенция так много требует от армии, а что она дает взамен! Пренебрежение, равнодушие и, будем правдивы и скажем, порой - даже неприязнь. Спрос и предложение в этом отношении представляют неразрешимую пропорцию. (Д. Парский). Дальнейшая затем карьера офицера зависит у наших соседей опять-таки не только от исправного, с формальной точки зрения, отношения его к службе, от нравственных и физических его способностей и корректного отношения к начальникам, товарищам и подчиненным, но и от степени развития в офицерах тех специальных военных задатков, которые принимались в расчет уже и при производстве его в первый офицерский чин. (Я. Червинка). Слабые, угодливые, колеблющиеся, слабо подготовленные и равнодушные к своему делу, должны уступить свое место сильным, правдивым, решительным, знающим и увлекающимся делом. Только при этих условиях наступит снова золотой век для нашей доблестной армии, и ее победные знамена покроются свежими лаврами; только тогда наша вооруженная сила выкажет всю ту мощь, которую таит в себе и проявить которую так необходимо возможно скорее, для подъема родины во всех отношениях. (Д. Баланин). Горе той армии, где карьеризм и эгоизм безнаказанно царят среди вождей, где большинство генералов думает лишь о своем благополучии, служит из - за наград и отличий, ведет лишь свою линию, справляясь по книжке старшинства и кандидатскому списку. (Н. Морозов). Прежде всего, следует закрыть всякие лазейки "в обход" строя, а затем должен быть установлен такой порядок, чтобы ни значки, ни привилегии не давали бы безапелляционного права двигаться "по предопределению". (Н. Рыскин). Искусство командования должно быть профессиональным искусством офицера. Скажем больше, что неспособный к командованию офицером быть не может. (П. Изместьев). Рутине в деле командования для офицера нет места, каково бы ни было его служебное положение. Он должен извлекать сущность из сухих порой приказов, в нем должна гореть божественная искорка. Всюду, говоря о власти офицера, подразумевают, что для него командование не отбывание ежедневной повинности, не ремесло, а искусство, основанное на известных принципах. (П. Изместьев). Элементы мощи начальника. В чем же состоит или вернее из чего складывается столь нужная для боя мощь начальника? Да, во-первых, из личных достоинств вождя, а затем из достоинства, мужества, преданности офицеров и. наконец, нравственных качеств солдат и их численности. Все это вместе взятое и создает мощь начальника. Эти слагающие силы надо пробуждать, развивать и концентрировать. (П. Изместьев). Инициатива должна быть в каждом из нас от генерала до простого рядового. Армия, проникнутая духом инициативы, всегда готова к действию. В такой армии каждый вложит в общее дело свой ум и энергию. В такой армии работа будет продуктивна, основываясь на свободном соревновании интеллигентных людей, стремящихся к одной цели. Все силы каждой отдельной молекулы будут приведены в движение и горе тому противнику, который будет воспитан на иных началах. (П. Изместьев). Чтобы поднять достоинство и ценность своей части, нужно поднять достоинство отдельных ее элементов и установить правильное функционирование каждого из них и, наконец, требовать полного напряжения их энергии. (П. Изместьев). Командование есть выполнение известного долга. Оно должно носить характер беспристрастия, лояльности и нравственного воздействия. Опора его - сознание начальником своего долга. Основа его авторитета - коллективное чувство национального долга. Оно должно быть органическим, а не тираническим. Оно покоится на самоотверженном сотрудничестве отдельных индивидов, а не на силе принуждения. Командование и повиновение - атрибуты равного достоинства. (П. Изместьев). Идеальный командир части, по образному определению генерала Драгомирова, - это куб, ширина которого - ум, высота - волевые импульсы. Офицерство не боится труда, лишь бы он был осмыслен, всегда деловит, прогрессивен и сердечно оборудован. Топтаться на месте, разжевывать азы, - тяжело и сонливо. Слаженный на почве нравственного единения офицерский разумный труд, с командиром части во главе, даст всегда прочную строевую подготовку части, укрепит ее духовные силы и поднимет ее на ту высоту, откуда видны одни лишь победные перспективы. (Разведчик, 1912 г). Где лад и полное единение - там сила и победа. Чтобы правильно решить эту трудную задачу, начальникам нужно, повторяю, бесконечно любить военное искусство, считать его коренным делом личной жизни, неуклонно чтить в подчиненном человека, уважать его толковый труд; дать работнику широкие рамки самостоятельности, умело им руководить, поддерживать слабого и, если нужна корректура офицерской работы, - чинить ее тихо, тактично, спокойно и безнервно, отнюдь не оскорбляя подчиненного разносами и проявлением властных прав. Таких начальников-педагогов следует искать только в среде строевых офицеров и, вне очереди, проводить их быстро на верхи служебной иерархии. (Разведчик, 1912 г). Выколачивание служебной офицерской энергии может дать строевой лоск части, но в ней не будет здоровой и крепкой боевой души, которая создается лишь нравственно сплоченными силами всего командного состава части и идейной его работой. При такой, так сказать, бездушной системе командования частью и ее плюсовой оценке, вселяется в части большой разлад: все распоряжения командира части, к великому прискорбию, неминуемо, комментируются злобно, гласно, не стесняясь обстановкой, и эти нервные осуждения безусловно достигают среды нижних чинов; таким образом, вверху и внизу идет как бы союзная работа по разрушению основ дисциплины и растлению боевой силы части. (Разведчик, 1912 г). Если мы бедны дельными начальниками и если нравственный элемент в войсках слабо развит - сами виноваты: настроили массу запруд, для движения далеко вперед на верхи нашей родной армии, людей настоящего широкого дела, личной инициативы и вдумчивой работы. Снимите запруды и свежая, крепкая живительная волна хлынет вперед, освежит весь организм армии и тогда закипит могучая, умелая, общая и дружная работа. (Разведчик, 1912 г). Строевой начальник может вырабатываться только в постоянном общении с войсками, только в их среде он может обрести должную самодеятельность и умение повелевать массами. Никакая ученость не может дать этих практических качеств, которые добываются тяжелым трудом и опытом. Нельзя назначать строевых начальников из тех категорий лиц, которые всю свою службу в нижних чинах уклонялись от строя. (Розеншильд-Паулин). Надо дать время нашим старшим начальствующим лицам, двигая вперед развитие вверенных их командованию войск, в то же время двигаться вперед, а не назад, самим. (А. Куропаткин). Необходимо твердо усвоить, что всякий шаг по службе налагает на начальника нравственную обязанность расширять круг своих знаний, чтобы сделаться настоящим мастером своего дела, быть способным руководить и учить других, а также служить для них примером ревностного исполнения служебных обязанностей, солидной подготовки и любви к своему делу. (Д. Баланин). Чтобы хорошо командовать частью, надо, забыв о себе, проникнуться сознанием долга и помнить, что часть готовят не для парада, а для боя. (А. Апухтин). Насколько неуместна в деле командования излишняя строгость, настолько же недопустима в начальнике и незаконная слабость, которая происходит или от недостатка характера, или, хуже того, от желания популярничать. Напрасно думают, что можно приобрести любовь подчиненных, относясь к их промахам и упущениям спустя рукава, или особою ласковостью, граничащей с фамильярностью и панибратством. (А. Апухтин). Итак, настоящая, истинная сила армии заключается, прежде всего, не в степени образования, не в талантах отдельных лиц, а в воспитании такой общей самоотверженной рядовой массы командного состава, которая бы не гонялась за блестящими эффектами, не искала красивых лавров, а смело и твердо шла в бой, гордая своим высоким призванием и крепкая своим понятием о долге и истинном благородстве. (Н. Морозов). Командовать отдельной частью - значит быть ее начальником во всех отношениях, вести ее служебно-военное образование, направлять ее нравственно, заботиться о ее благоустройстве, знать достоинства и недостатки, отвечать за все в ней происходящее. (П. Карцов). Принимающий на себя обязанности не по силам и способностям, забывает, что он вредит этим не только себе и порученному делу, но и всем тем, которые в нем должны участвовать. Ни в какой отрасли службы это так не вредно, как в военной, потому что в ней все неправильное и фальшивое и неразумно - практическое, все, несогласуемое с духом и основами военных требований, вредит не непременно, а продолжительно, пускает корни, вывести которые будет гораздо труднее, чем посеять их. (П. Карцов). Учиться быть командиром части перед ее получение поздно, а получивши ее - вредно. Полковой же командир (или командир другой отдельной части).не только начальник, он хозяин, он устроитель, он наставник, - он все в полку. (П. Карцов). Единодушный корпус офицеров, сплоченный сознанием величия своего призвания, сознанием всесилия военных своих познаний и также готовностью жертвовать собою за высшие интересы отечества вместе с превосходным нашим солдатским материалом, доведенный до надлежащего уровня умственного развития, составит силу, которая при известных всему миру редких боевых качествах нашего племени. в состоянии одолеть врагов всего мира. (Я. Червинка). Корпоративный дух офицерского корпуса есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций. Поддержание силы и достоинства армии - должно быть постоянным делом офицерского корпуса. Общество офицеров является той моральной средой, в которой развивается и поддерживаются основы военной силы, чувство солидарности, сознание долга, самопожертвование, самоотречение индивида перед лицом службы, т.е. перед коллективным долгом вооруженного народа. (П. Изместьев). Нарушать заслуженные права, без особого к тому основания, что значит разрушать дух корпорации, поселять рознь среди членов единой семьи, тесная дружба и сплоченность которой служит залогом успешной службы в мирное время и победы на войне. (Д. Баланин). От героев Гомера до витязей последней брани народов, все полководцы воспламеняли своих сподвижников убеждениями, основанными на их нравственных склонностях. Голос военного красноречия всегда потрясал те струны сердца, которые самою природою были, так сказать, напряжены для ударения. (Я. Толмачев). Кружки и партии в отдельной части великое зло. Там, где они существуют, ничего не может идти согласно; внутренние интриги, разъединяя общество, не дадут хода ничему хорошему, и тот невидимый двигатель, который французы называют esprit du corps, а мы просто единодушием, в подобном обществе существовать не может; без него немыслимы: ни внутренний порядок, ни честное исполнение долга, ни отличия части в бою. (П. Карцов). Награды, хотя и возбуждают к деятельности, но применение их тоже должно быть ограничено осторожностью. "Главное условие нравственной деятельности награды, это - чтобы она давалась за заслугу, т.е. как результат акта добродетели (например, - военной)., превышающего то, чего можно по справедливости требовать, как обязательного. (Н. Корф). Начальник же, не щадящий самолюбия своих подчиненных, подавляет в них благородное желание прославиться и тем, без сомнения, роняет их нравственную мощь. (М. Галкин). Ныне в большинстве не в хате начинает простолюдин разбирать русскую азбуку, а в казарме под руководством офицера. Отсюда понятно, сколько величия духа, труда, знания, энергии и, наконец, любви к своим младшим братьям требуется ныне от современного руководителя. (М. Галкин). Если так велико значение нравственного элемента, если его значение теперь сильно возросло, то его надо тщательно изучать. Великие полководцы были в то же время и сердцеведами: они обладали способностью действовать на нравственные силы войск. (ВЭ). Вообще справедливо будет уничтожить ту чересчур резкую разницу в окладах младших и старших, которая существует у нас и как можно выгоднее оттенить преимущества строевой службы, по сравнению с прочими, которых она вполне заслуживает; и переживаемое время, а равно трудная и ответственная служба строевых офицеров придают этой мере настоятельный и неотложный характер. (Д. Парский). Всякий рапорт, подписанный вами, должен быть точным и полным выражением истины. Преследуйте, искореняйте обман вокруг вас: не допускайте, чтобы кому-нибудь приписывали пули на стрельбе, порции, до которых он и не дотрагивался, чтобы прикрывали проступки и злоупотребления, искусными хитростями. Имейте смелость показывать вашу часть таковой, как она есть; не извращайте ничего в доверенном вам организме. (П. Изместьев). Нельзя, конечно, отрицать необходимости и громадной важности образования в военном человеке, но нельзя не сказать, что, во-первых, читать и изучать вообще надо умело, с толком и, главным образом, историю войны, а не теорию и измышления любого немца, а, во-вторых, все-таки, не на одних этих основах зиждется сила и мощь начальника. (Н. Морозов). На обществе офицеров лежит святая обязанность руководительства новичков, вступающих в них. Когда офицер войдет в колею, из него выработается мощный, активный элемент для будущего. Общество офицеров, наставляя молодежь, должно быть безжалостно к негодным элементам, и как сорную траву выбрасывать их из своей среды. Покрывать негодные элементы от начальства значит совершать преступление против самой идеи долга. Общества офицеров-очаг жизни и духа армии. Они дают физиономию части, они поддерживают традиции, руководясь идеей общего долга. (П. Изместьев). Офицер - войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается соответствующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время. (ВЭ). Обязанности офицера выражаются в трех направлениях: офицер должен руководить своими подчиненными в бою, обучать своих подчиненных требованиям военного дела и воспитывать их в сознании воинской дисциплины, духа и чести. (ВЭ). Пора отказаться от опасного заблуждения, будто хорошим офицером может быть всякий образованный человек. (В. Рычков). Офицер должен быть превосходного качества. "Числом побольше, качеством похуже" - этот исповедовавшийся у нас лозунг был одной из причин гибели русской Армии. По-моему, - лучше иметь мало офицеров, но зато превосходного качества. (В. Флуг). Портрет современного офицера. Конечно, портрет этого идеального современного офицера претерпит при проектировании на экран каждого отдельного государства большие изменения и искажения, в зависимости от обстоятельств данного места и данного времени. Но ведь и идеальный тип полководца национально - разнообразен: "беспрерывное изощрение взгляда сделает великим полководцем" - это Суворов, изощрявший свой "взгляд" накоплением опыта и "наукой из чтениев"; "принципы военного искусства светят, как солнце на небе", - это Наполеон, сын вдохновения; "гений это - прилежание" - это Мольтке, требовавший от своих подчиненных не столько дарования, сколько трудолюбия. (Е. Месснер). Не преторианцы, по своему буйному хотению низвергающие и возносящие правителей, не авантюристы, пытающиеся во главе одного полка, или только одного батальона совершить переворот в свою пользу, не офицеры - политиканы, ставящие себя в распоряжение партии, рвущейся к власти. Только такие офицеры имеют право в революционной обстановке нынешнего времени вступиться за державу, которые исполнены державного сознания и рыцарской этики. (Е. Месснер). Офицер должен стоять над массой. Позволим же себе теперь высказаться, что в представителе высшей школы, в офицере, желательно видеть господство над массой в знаниях, в находчивости, в любви к делу и в стремлении к духу общности. Господство в знаниях. Из всех теоретических требований по отношению к "человеку - офицеру", наиболее достижимо господство в знаниях. Очевидно, что для достижения господства в знаниях офицеру необходимо обладание не только военно-научной подготовкой, но и общеобразовательной. Обладание общеобразовательной научной подготовкой, плюс военно-научная подготовка бесспорно дадут господство в научном отношении офицера над массой. (В. Воронецкий). Нравственные особенности чинов офицерского корпуса. По неустрашимости и твердости воли, т.е. по умению владеть собою в пылу битвы, требования от офицера остались неизменными. Верность не только клятве, но и слову всегда отличала офицера. Измена слову уже есть фальшь, низость, недостойная звания офицера. Нигде жажда славы и истинное честолюбие, а не тщеславие, так не важны, как в офицерском звании. Обладать честью для офицера уже давно было признано необходимым. Опорой достойного поведения офицера становится справедливость. В отношении честности и великодушия опять - таки офицерский корпус является примером для других. В суммарном отношении к выдающимся нравственным качествам офицера мы должны, прежде всего, сопричислить сознательное любовное отношение ко всем солдатским добродетелям. Ему, как образованному и специалисту военного ремесла, легче понять, зачем необходимы и строгая дисциплина и взаимная субординация между различными начальниками, и крепкий войсковой порядок, и стройность и проч. Инициатива держится в войсках как на понимании офицерами обстановки и на их решительности, так и на добросовестном стремлении их к круговой поруке. Наконец, мы можем указать теперь, какими путями следовал прогресс в нравственных побуждениях бойца за все время жизни человечества. (И Маслов). Человек, получающий офицерские эполеты, должен понимать, что этим самым он принял на себя нравственное обязательство всецело посвятить себя служению национальному долгу. Народ смотрит на офицеров, как на представителей национального долга, а потому сурово относится к их поступкам и словам, следя за ними постоянно. Он вправе желать, чтобы офицерский корпус был возможно лучше и даже прямо - таки безупречен. От народа требуют полной преданности в службе национальному долгу. Он дает ее, он дает своих сыновей для охраны чести и славы Государя и Родины, все для него дорогое и ценное, чего никто и ничто ему не заменит. (П. Изместьев). Правила офицера. Перечислить по пунктам приложение основных принципов к практической деятельности - весьма трудно, однако некоторые указания дать можно. Итак: 1) быть господином своих поступков, т.е. командовать собой, заставляя себя самого соблюдать принципы и правила. 2) Посвящать себя лояльному исполнению своей функции. 3) Уметь исполнять долг ради долга, не останавливая себя в этом доводами личного интереса, желания понравиться или боязнью не понравиться, исканием наград, производства и популярности. 4) Придавать службе характер осуществляющегося долга, долга, который безусловно диктует нам наши решения. Не ужасаться, смотреть прямо и смело в глаза начальнику, говорящему слишком резко, выслушать все, что он не говорил - вот идеал, к которому надо стремиться, так как этим можно скорее всего обезоружить его. Войдите в духовную связь с солдатом, проявите участие к его интересам, к семье, к родным, пусть он чувствует, что он не в тисках машины, а в живом организме, и будьте уверены, что мятежный дух его исчезнет без следа. (П. Изместьев). Офицер не только не должен присоединяться лично к какой-либо политической партии, но, как начальник своих солдат, не должен даже высказывать своих симпатий и антипатий тем или иным легальным партиям, общественным группам и религии; тогда его люди все одинаково почувствуют к нему полное доверие. В силу тех же соображений, офицер не должен подчеркивать свою принадлежность к тому или иному сословию; особенно надо быть осторожным в выказывании своего аристократического происхождения. Это нарушает дух товарищества (А. Апухтин). Корпус офицеров - это очаг жизни армии. Если этот очаг деятелен, преисполнен духом инициативы, энергии, все элементы силы развертываются вокруг него под его влиянием. Если же общество офицеров угнетено, если ему мешают думать и работать, если в мирное время воспрещают всякое проявление энергии, находчивости, словом, если оставляют только внешнюю форму корпуса живого и деятельного, чтобы превратить в группу лиц, живущих и действующих механически, - армия теряет одновременно свою ценность интеллектуальную и своего двигателя нравственного. (А. Апухтин). Если офицеры являются главным элементом силы армии, то надо принимать всевозможные меры к их возвышению как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды. Существование офицера должно быть достойно и соразмерено с его материальными средствами (А. Апухтин). Меры удержания офицеров. Меры для этого сводятся к нравственным и материальным. В ряду первых главное место занимает безусловно организация служебного движения вообще и чинопроизводства и связанного с ним назначения на должности, в частности. (Общество ревнителей военных знаний, 1907, кн. 1). "Прежде всего обратите внимание на офицера". Вот эта мысль, которая неотступно преследует меня при чтении проектов обновления армии, когда это обновление видят исключительно в изменении устава или системы обучения и воспитания солдата. "Смотрите в корень", хочется сказать авторам: "помните, что сила армии не в солдатах, а в офицере". (Н. Морозов). Почему офицеры стремятся уйти со службы. Главная причина заключается в самой постановке нашей службы, являющейся и для настоящего военного человека истинным бременем, благодаря ненормальности условий жизни и работы строевого офицера. (Н. Морозов). Служба офицера, как защитника отечества, высока и почетна. Офицер должен заслужить уважение и любовь общества, а офицерский корпус - быть цветом нации. - Всякий гражданин должен считать для себя за честь быть офицером своей армии. Но чтобы этого дослужиться - нужно сделать так, чтобы каждый знающий, способный и трудолюбивый офицер мог достигнуть высших военных степеней. (В. Сергеев). Я умышленно говорю только о подчеркивании, так как в корне не согласен с тем, что офицера нужно фабриковать как - то особенно, чтобы он ни за что не был похож на других граждан. Хороший гражданин может оказаться плохим офицером (без соответствующей специальной подготовки), - в том нет ничего удивительного; но горе той стране, где офицеры - плохие граждане. (Л. Юрьев). Окупаемость затрат на подготовку офицеров. Сравнивая судьбу педагогических курсов с гораздо позднее их возникшими интендантскими курсами, невольно вспоминаешь слова Лютера: "Там, где на устройство городов, крепостей, памятников, арсеналов, расходуется один дукат, - нужно израсходовать целую сотню, чтобы правильно образовать одного юношу, который сделавшись мужем, может быть руководителем других во всем хорошем". (Л. Юрьев). Следует признать, что теперь младшие офицеры являются настоящим фундаментом, на котором должно покоиться величественное здание современной армии. Если прочен фундамент, то устойчиво и все здание; но если внизу, вместо крепкого камня, песок и мусор, то, как бы ни были изящны кариатиды, как бы ни сверкали на солнце позолоченные шпицы башен, и красота его и кажущаяся прочность - это только опаснейший обман. (К. Варяжский). Первое условие победы - доблесть офицеров. Она побуждает их самоотверженно работать в мирное время над солдатом и над собой, готовясь к войне, она же делает их примером неутомимости и отваги во время войны. Эта же доблесть заставляет офицера и как человека быть во всякое время на той высоте нравственности и благородства, на страже которой стоит суд общества офицеров. (Офицерская жизнь, 1907, N60). Учить офицеров должны лучшие. Итак, первое, что нужно, это то, чтобы там, где готовят мастеров военного дела, их готовили лучшие, одаренные свыше, талантливые офицеры. Талант, как Божий дар, тем и дорог, что он способен заражать окружающих, влиять на них, как бы крупинками передаваться им. Самое важное - люди, потом - программа и учебники. (П. Краснов). Однако, не отмежевываясь от различных социальных слоев, офицерство должно среди этих слоев составлять образцово-этическую группу: если группы граждан могут в своей среде терпеть своекорыстие, шкурничество, беспринципную изворотливость, циничный эгоизм, то в офицерском корпусе такие болезненные явления не могут быть терпимы: офицерство должно быть доблестным, а "истинная доблесть проистекает только из чистого источника" (генерал Головин). (Е. Месснер). Порядочный военный немыслим без чувства собственного достоинства, самолюбия и значительной степени гордости; с этим надо очень считаться и с особым вниманием и деликатностью разбираться в служебных правах офицеров. (Д. Баланин). Призвание офицерства - защищать благо России. Офицерство призвано защищать благо известной страны и народа через служение армии. Оно должно быть на своем посту сознательным слугою и должно пользоваться уважением и доверием своей страны и своего народа. (Л. Л. Толстой). Часть должна подготовить офицера, а не училище. Училище только подготавливает офицера к дальнейшей работе, указывает ему курс, которого следует держаться. (А. Мариюшкин). Самосовершенствование офицера. Чтобы быть кратким, скажу, что самосовершенствование или самовоспитание офицера, как и всякого человека, - должно выражаться в трех главных областях: физической, умственной и духовной, одинаково необходимых для его движения вперед. Офицер должен быть примером, не только физического здоровья, ловкости, выносливости и силы, не только умственного развития и знаний, но и духовных качеств и офицерский мундир должен быть синонимом не человека грубого, бесшабашного, невежественного, невоспитанного, а синонимом порядочности во всех отношениях, просвещенности, чистоты, утонченности и вместе с теми всяческой силы и мужества. (Л. Л. Толстой). Офицерская служба - служба идейная. Помните, что служба наша в конце концов идейная. потому что нет таких денег, которыми бы можно купить жизнь человека, и не за деньги отдает офицер свою жизнь для блага родины. Надо, очень надо улучшать материальную обстановку строевого офицера, но нельзя думать, что этим улучшается корпус офицеров, возбуждается его любовь к делу. Дело офицерское, настоящее живое дело настолько интересное, что оно одно может увлечь офицера, надо только вынуть его из - под спуда и поставить на надлежащую высоту; в этом и должна заключаться наша задача, в этом и состоит настоящее обновление армии. (Н. Морозов). Один факт возбуждает большие неудовольствия в армии - это разложение наказания, за проступок младшего, по всем ступеням лестницы начальников вверх, по прусскому образцу. Часто ответ за проступок часового скорее можно поставить в счет родителям, гражданским начальника, не обработавших достаточно лицо, идущее служить, в смысле честности отношения к своему долгу. Притом еще две вещи считаются в армии "отравляющими" жизнь: замена обучения экзаменированием и мелочный контроль. (А. Дмитриевский). Армия вне партий, армия вне политики, она за закон. Вовлекать армию в политику - преступление. Она не должна принимать участия во внутренней политической борьбе своей страны: она громадная сила и мощь народа, она слишком грозна, чтобы примкнуть к той или другой партии. Она за закон и действует против беззакония. (И. Болотников). Солдат ценит в офицере, прежде всего, знание службы и умение учиться тому, что требуется; солдат уважает справедливость, ровность обращения, заботливость о его быте, умение говорить с ним. (П. Карцов). Офицер и страх. Но недопустимым является исполнение своих обязанностей за страх, а не за совесть офицером. Офицер должен служить сам и учить служить других во имя идей и долга. При нормальных условиях, по отношении к подчиненным, для которых дисциплина является суровой обязанностью, власть начальника не должна сводиться к тому, чтобы угрозами и страхом заставлять себе повиноваться, она должна быть силой морального воздействия, силой желанной для подчиненных. (П. Изместьев). Офицерский вопрос в настоящее время столь важен, что для соответствующей постановки его нельзя останавливаться ни перед какими жертвами. Можно сокращать военный бюджет на другие предметы, но на офицеров надо прибавить. Если армия еще нужна, то дайте на офицеров, - только ими она и держится. (Розеншельд-Паулин). Известная истина "для того, чтобы повелевать, надо уметь повиноваться" ни в какого рода деятельности и службы так не применима, как в военной. Во время боя она требует от офицера напряжения всех душевных и физических его сил, требует таких жертв, с которыми не могут сравниться никакие заслуги на других поприщах. (П. Карцов). И счастье той армии, которая силу свою основывает не на отборе особых талантов, которая не ищет в мирное время "выдающихся" начальников, не верит в призрачные таланты мирного времени, а заботится только о безжалостном удалении негодных элементов, основывает свою силу на одинаково хорошем подборе и воспитании всего своего командного состава, без заблаговременного подразделения на "талантов" и простых смертных. (Н. Морозов). Полк - отнюдь не чисто тактическая инстанция, как батальон или дивизия. Это - инстанция духовная. Полки - носители духа Армии, а дух полка, прежде всего, зависит от командира. В этом - все величие призвания полковника. На должность командиров полков следовало назначать носителей их духа и традиций. (А. Керсновский). Задеваемое вечно самолюбие, беспрерывные уколы и даже грубые понуждения в сутолоке служебных требований, унижение офицерского достоинства, неудовлетворенность, сознание неумения развить свои природные способности - вот грустные впечатления, которыми так богата служба и жизнь неудачников. (Я. Червинка). Умные люди также ставили выше всего способность узнавать самого себя, но она нужнее для главнокомандующего, чем для всякого другого. Без этого познания, генерал, обольщаемый льстецами, окружающими его, ослепленный самолюбием, полный гордости, которая бывает нередко следствием высоких почестей, легко забудет необъятность своих обязанностей, не поймет недостатков своих способов и забудет назначение власти. (Л. Дюра-Ласаль). Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы. Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому. Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать. Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного. (Э. Свидзинский). Товарищество-это одна из форм воинского духа. Мы должны помогать друг другу, так как мы совместно работаем в одном общем деле. Эта дружная работа порождает солидарность, без которой невозможно продуктивное служение общему делу. Товарищество должно царить в армии. Товарищество вырождается и становится болезненным явлением, когда под его флагом преследуются личные цели в ущерб службе. (Война и мир, 1907, - N7 - 8).

(Автор А.И. Каменев).

0x01 graphic

Филипп Дормер Стенхоп ЧЕСТЕРФИЛД (1694--1773) --

английский писатель и государственный деятель

  -- Ложь и коварство -- прибежище глупцов и трусов.
  -- Я смотрю на праздность как на своего рода самоубийство.
  -- Когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то, значит, тебя осмеяли.
  -- Часто нужнее скрывать презрение, чем злобу: обиды еще могут быть забыты, но презрение никогда не прощается.
  -- Доказывая свое мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях.
  -- Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не сознает их -- глуп.
  -- Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким.
  -- Когда заметишь, что противник твой горячится, положи конец спору какой-нибудь шуткой.
  -- Умный человек иногда торопится, но ничего не делает второпях.
  -- Частый и громкий смех есть признак глупости и дурного воспитания.
  -- Конечная цель красноречия -- убеждать людей.
  -- Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение.
  -- Хорошие манеры -- лучшая защита от дурных манер другого.
  -- Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе,-- вот самый верный способ нравиться людям.
  -- Никогда не придерживай людей за пуговицу или руку, чтобы они тебя выслушали: если тебя не хотят слушать, лучше придержи свой язык.
  -- Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред.
  -- Не верьте тому, кто, едва успев познакомиться с вами, вдруг, без всякого видимого повода, воспылает к вам горячей любовью.
  -- Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждается.
  -- Если можешь, будь умнее других, но не показывай этого.
  -- Первый признак высокого ума есть снисходительность.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012