"Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу"...
ОФИЦЕРСКАЯСЛУЖБА, ЕДИНОНАЧАЛИЕ
И ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Ведя разговор об армии, об офицере и его службе упоминают лишь мимоходом, причем ограничиваются обыкновенно тем, что устанавливают его равнодушие к службе, отсутствие интереса и охоты к изучению военного дела, сочувствуют его материальному, невероятно тяжелому, положению и затем зачастую заключают:
"При нынешней скудности офицерского содержания, плохой карьере строевого офицера трудно привлечь на службу людей хорошо образованных, которые смотрели бы на свое дело, как на призвание; поэтому, ряды офицеров пополняются лишь теми, кому больше некуда деваться, кто не может выгоднее устроиться. Неудивительно, что от таких офицеров трудно ожидать влечения к делу".
(Морозов Н. К вопросу обновления армии.//Русский Инвалид.-I907.- NI05 (I2 мая)).
Строки эти, написанные еще в мае 1907 г. кажутся нам актуальными и сегодня.
Не зная о времени их написания, можно принять их за откровения сегодняшнего дня. Печально, но факт: положение дел за сто лет почти не изменилось.
Попытаемся указать основные беды офицерской службы, которые чаще всего указывались военными авторами.
Среди них:
1)неупорядочение службы офицера, заключающееся в том, что служебные обязанности и ответственность распределялись неравномерно, освобождая одних и непомерно нагружая других;
2)"выколачивание" служебной энергии путем бития по больным местам офицера и его семьи;
3)необъективная оценка результатов служебной деятельности офицеров; несовершенство аттестационной системы; использование аттестации для сведения счетов с неугодными офицерами;
4)опережение строевых офицеров в служебной карьере офицерами штабными и прочими, далекими от строя;
5)оставление офицерской службы молодыми и перспективными офицерами; неумение и нежелание удержать достойных офицеров на службе.
Приведем конкретные пояснения к изложенному, обращая внимание, прежде всего, на те факты и примеры, которые вызывают наибольшее неудовольствие и огорчение офицеров:
-"Разложение наказания, за проступок младшего, по всем ступеням лестницы начальников вверх, по прусскому образцу". (См.: Дмитриевский А. Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу // Военный сборник.- I9I4.- NII.- с. 97.)
-"Производство в чины в нашей армии крайне неравномерно. При головокружительной быстроте движения по службе одних - полная остановка движения других". (Сергеев В. Офицеры. // Офицерская Жизнь.-I907.- N54.- с.55)
-"Служба в строю не имеет определенных привилегий; зачастую служащие на административных должностях и вообще вне строя перегоняют в чинах своих сверстников в строю, не говоря уже о том, что служащие вне строя пользуются большими удобствами жизни в общем лучше материально обеспечены"(он же).
-"Хуже всего то, что те, которые несут строевую службу, отстают в чинах и, особенно, в окладах от тех, которые строевой службы не несут. При таком положении очевидно, что наиболее сильные и энергичные, способные элементы стремятся уйти из строя" (Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. т III. Задачи русской армии и флота в ХХ столетии. - СП б., 1910.- с.365.).
-"Вся обстановка, начиная с поступления в академию и до генеральских чинов, складывается так, что без угодливости не только вперед не продвинешься, но и заслуженного не получишь" (Черкасов И. К вопросу о прохождении службы офицерами генерального штаба. // Разведчик. - I9I2.- NII26.- с.354.)
-Отмечается "...прямо разлагающее влияние современной аттестации: надо попасть во что бы то ни стало в выдающиеся, а для этого одно средство - угодить начальству"(Злобин И. Что нужно армии? // Разведчик I9I3.- NII82.- с.384).
Приведенных примеров вполне достаточно для подтверждения сказанного.
Мы же полагаем, что, многие неурядицы службы офицера связаны с неясным пониманием обязанностей службы.
Поэтому рассмотрим их более подробно.
Офицерская служба включает в себя:
1)исполнение в полном объеме своих служебно-должностных обязанностей;
2)несение дежурств (караулов, нарядов и т.п.);
3)поддержание уставного порядка всегда и везде, где бы офицер не находился, не деля службу по принципу: "мое" и "чужое" (офицер всегда при службе);
4)подготовка к служебному продвижению посредством самообразования и самовоспитания;
7)активное участие в обсуждении, разборе и оценке поступков и поведения офицеров, затронувших честь и достоинство офицерского звания;
8)тактическое, военно-техническое обучение и воинское воспитание подчиненных.
"Обязанности офицера выражаются в трех направлениях: офицер должен руководить своими подчиненными в бою, обучать своих подчиненных требованиям военного дела и воспитывать их в сознании воинской дисциплины, духа и чести". - См.: Офицер.// Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого. -т. I7 - СП б., I9II. - с. 233.
Сделаем необходимые пояснения и уточнения.
Во-первых, офицер должен исполнять свои обязанности и не привлекаться и не брать на себя исполнение обязанностей других лиц, особенно стоящих ступенями ниже. Это роняет достоинство офицерского звания и должностного положения.
Во-вторых, офицер не вправе пройти мимо замеченного непорядка службы, оправдывая это занятостью, спешкой или же тем, что замеченный непорядок не относится к его территорий, а допустившие непорядок - не его подчиненные. Где офицер - там порядок и мимо беспорядка он не имеет права пройти равнодушно.
В-третьих, офицер, рассчитывающий на продвижение по службе, не вправе пассивно ждать служебного повышения: он должен к этому духовно, психологически и предметно готовиться.
В-четвертых, офицер не вправе уклоняться от участия в рассмотрении проступков других офицеров, служебный долг обязывает его занимать четкую и ясную позицию по отношению к тем, кто бросает тень на офицерское звание, честь и достоинство.
"Общество офицеров, наставляя молодежь, должно быть безжалостно к негодным элементам, и как сорную траву выбрасывать их из своей среды. Покрывать негодные элементы от начальства значит совершать преступление против самой идеи долга. Общества офицеров - очаг жизни и духа армии. Они дают физиономию части, они поддерживают традиции, руководясь идеей общего долга. - См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.- с.70
В-пятых, в служебной аттестации не следует упускать из виду ни одной стороны офицерской службы, констатируя не только наличие той или иной составляющей, но и как исполняется данный раздел службы, с какой результативностью и какая степень опытности имеется в наличии.
В-шестых, каждый служебный ранг имеет свои особенности и свои главные составляющие; к примеру, полковой командир должен уже обладать боевой опытностью.
Полк - самостоятельная боевая единица.
Если рота и батальон, как правило, в бою не выполняют самостоятельных боевых задач, то полк зачастую их выполняет.
Следовательно, полковой командир должен иметь боевой опыт.
Проблема возникает тогда, когда государство длительное время пребывает в состоянии мира. Но состояние мира не исключает необходимости боевой подготовки и солдата и офицера, а, наоборот, предполагает ее.
Ограничиваться учениями, даже самыми приближенными к боевым условиям, значит сознательно суживать имеющиеся возможности. Они (возможности) - не в том, чтобы устроить маленькую войну, а в том, чтобы разумно воспользоваться сложившейся в мире ситуацией...
Добросовестное и инициативное исполнением офицером служебного долга достигается:
а)воспитанием сознательного уважения к офицерским обязанностям в военных школах:
"Посвящающий себя военной службе должен заранее знать все сопряженные с нею, далеко не легкие обязанности, должен приготовить себя к исправному, безропотному их исполнению. Чтобы достичь этого и быть во всех отношениях полезным для службы офицером, необходимо выработать свой характер и дать своей воле известное направление. К этому относится: терпение, безусловное повиновение, сознательное отношение к дисциплине и правильное применение самолюбия" (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее. (Практические заметки из служебного опыта // Военный Сборник.- I884.- NI.- с. 1360).
"Если в обществе воспитанников будут преобладать идеи правды и справедливости, стремление к честному и добросовестному исполнению своих обязанностей, идеи нравственности и чести, как личной, так и корпоративной, товарищеской, то и отдельные лица невольно должны будут проникнуться теми же убеждениями" (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее. (Практические заметки из служебного опыта // Военный Сборник.- I884.- NI.- с. 136).
"Высокая идея офицерского дела, прочно вложенная в душу юнкера, поднимет его собственное достоинство и не позволит ему, выйдя на службу, кое-как относиться к своим обязанностям" (Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров//Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с. 18).
б)правильным подбором офицеров, ибо:
"Принимающий на себя обязанности не по силам и способностям, забывает, что он вредит этим не только себе и порученному делу, но и всем тем, которые в нем должны участвовать. Ни в какой отрасли службы это так не вредно, как в военной, потому, что в ней все неправильное и фальшивое и неразумно-практическое, все, несогласуемое с духом и основами военных требований, вредит не непременно, а продолжительно, пускает корни, вывести которые будет гораздо труднее, чем посеять их" (Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта.- СП б, I883.-с. 1).
в)обеспечением соответствия прав и обязанностей офицера:
"Основными мотивами воспитания должно быть внушение ясного представления о незыблемости и неотъемлемости права; воспитание в учениках чувства долга, сроднение их с мыслью, что нет на свете прав, без соответствующих им обязанностей и привитие им постоянного и глубокого уважения и любви к законности и порядку" (Юрьев Л. К реформе нашей военной школы. // Офицерская Жизнь.-I907.- N 60.- с. 156.)
г)упреждающей подготовкой и развитием офицера (на ступень выше):
"... Теперь от офицера требуется, при безусловном понимании своих обязанностей, "смотреть дальше своей роты и батальона..." (Мариюшкин А. По вопросу об офицерских занятиях. // Офицерская жизнь .- I9I2.-NII(3II).- с.167)
д)действенным контролем со стороны непосредственного начальника и общества офицеров:
"Как бы не был широк простор, предоставленный личной инициативе, как бы велико не было уважение к индивидуальной свободе, контроль над нравственностью лица составляет в известных пределах неотъемлемое право общества, так как нравственность лица принадлежит не ему одному, но и обществу - теми действиями, которыми она проявляется на пользу или во вред последнего" (Теодорович М.Ф. Дуэль и вопросы чести. - М., I9I8.-с. 220).
"Общество офицеров, будучи облечено правом такого контроля и в силу этого невольно следя за жизнью и действиями своих членов, делается строже и к самому себе, самосовершенствуется, вырабатывает для себя руководящие принципы и следовательно является прямым и самым лучшим пособником своего начальника в деле нравственного руководства подведомственных ему офицеров" (Вишняков Н. Суд общества офицеров в русской армии (исторический очерк) //Военный сборник .- I909.-NI2.- с.163).
е)обеспечением служебной дисциплины, чистоты и нравственности служебных положений, исключающих злоупотребление служебными полномочиями, перекладывание на плечи других служебных обязанностей, нарушение служебной этики и т.п.:
"Свойственное русским людям взаимное недоверие, в войсковой практике приводило к органическому пороку нашей Армии - мелочному вмешательству начальников в законную сферу ведения их подчиненных, к лишению их самостоятельности, к их обезличиванию" (Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны.- I937.- N I30-132.- с.2600).
"Ежедневное присутствие высших начальников при занятиях и их неуклонное вмешательство в дело обучения роты, с предъявлением совершенно различных требований - невыносимо тяжело... Все это убивает в корне самостоятельность нашей отчетной и ответственной работы; все время чувствуешь себя на вожжах, которые дергают тебя беспрестанно и безжалостно все, кому власть дана. Это ежедневное, резкое и грубое, перехватывающее права обучать свою часть, безусловно в рамках инструкций и указаний, страшно волнует нервную систему, обессиливает энергию труда, убивает охоту к занятиям, подрывает в нижних чинах доверие к их ближайшему начальнику, а в ротном командире колеблет даже доверие к собственным силам. Видя обалделые солдатские глаза и лица, подернутые страхом, и больно, и досадно за умаление труда, направленного к развитию и пробуждению человеческого достоинства - все нервно и властно топчется." (Угнетающее зло.// Разведчик.- I9I2.- NII29.- с.403)
"В сущности, вмешательство начальника в круг обязанностей младшего является злоупотреблением власти и крайне вредно." (Апухтин А.Н. Командный состав армии. - Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 2I марта I907 г. // Общество ревнителей военных знаний. Кн.3.- СП б., I907.- с.9.)
"Почему командир подменяет подчиненного. Делается это иногда из боязни за результаты дела, порученного младшему, а бывает, что начальник долго еще не может освоиться с новой своей должностью и продолжает воображать себя начальником предыдущей степени." (там же).
ж)стимулированием добросовестной службы, пресечением случаев недобросовестности, созданием обстановки в офицерской среде, когда провинившийся испытывает стыд за служебный проступок, равные - порицают недобросовестность, старшие - применяют санкции, а повторные случаи недобросовестности в службе имеют вполне ощутимые последствия для провинившегося.
"Нравственный мотив, будучи у всех одинаковым и обязательным, является высшим направляющим стимулом; руководствуясь им, человек делает не то, чего хочет его чувство или что обещает ему пользу, а то, что он обязан сделать по требованию совести, долга.
Проявление нравственного мотива необходимо подразумевает:
1)процесс оценки человеческих действий с особой точки зрения;
2)идею добра и зла;
3)из этого понятия о добре вытекает ряд частных обобщений и правил жизненной деятельности (нравственный закон);
4)чувство обязательности в применении этого закона (долг);
5)внутреннее одобрение или порицание до поступка и после него (совесть) и, наконец,
6)чувству ответственности противопоставляется чувство свободы личности, без чего она не могла бы быть и ответственною"
(Корф Н.А. О воспитании воли военачальников. // Общество ревнителей военных знаний. -Кн.I.- СП б., I906.-с. 4).
Служебные полномочия и функции офицера требуют развития особых способностей, а именно:
а)умения разумно представлять власть;
б)способности умело и разумно пользоваться дисциплинарными правами;
в)умения изучать подчиненных и использовать их способности в интересах службы наилучшим образом;
г)способности поддерживать и развивать в них сознание воинского долга, воинской чести, необходимость повиновения и т.п.
Решающее значение в реализации служебных полномочий офицера играют авторитет и обаяние.
Авторитет - это сила личного духовного влияния человека на других, основанная на достоинствах, вызывающих уважение со стороны людей. Авторитет дает офицеру духовное право на власть.
"Чтобы иметь право власти в боевой обстановке, неизбежно нужно быть для войсковым масс авторитетом воли и ума, а дар внушить себе доверие в войсках является не случайно: он вырабатывается продолжительной жизнью с войсками и непрестанной совместной работой, в которой превосходство воли и ума начальника для подчиненных становится очевидным." (Махров П. Современная война и высшее командование. // Разведчик. - I9I2.- NII55.- с.855)
А.Зыков изучая психологические механизмы управления людьми, выделил авторитетность начальника в число наиболее важных фактов управления. Он считает, что "авторитет начальника есть сумма тех отрицательных ощущений, которые связаны с идеей неисполнения его приказаний и тех положительных, которые связаны с идеей их исполнения" (Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., I898.-с. 144).
Авторитет, по его мнению, имеет две важнейшие составляющие: безличностную (основанную на служебных функциях и полномочиях) и личностную (которая всецело зависит от индивидуальных качеств и свойств самого человека). Авторитет лица придает силу авторитета власти, или же, наоборот, оставляет ее (власть). Офицер не имеет права подрывать авторитет власти.
Личный авторитет достигается:
I)духовным и нравственным превосходством над другими;
2)лучшим знанием дела, большей образованностью и опытностью;
3)силой характера и воли;
4)даром предвидения, прозорливостью, инициативностью и результативностью.
Поучителен следующий пример.
Однажды на глазах М.Скобелева один полковой командир ударил солдата.
"Я бы Вас просил в моем присутствии этого не делать. Теперь ограничиваюсь строгим выговором, но в другой раз приму иные меры!" - "Но, Ваше Превосходительство, наш солдат не может обойтись без подобных внушений... И притом он так глуп..." - "Дисциплина должна быть железною, - оборвал его Скобелев, - в этом нет сомнения, но достигается это авторитетом начальника, а не кулаком" (Бирюков Н. Записки по военной педагогике. - Орел, I909.-с.59).
Войсковой опыт показывает, что только офицеры без ярко выраженных личных достоинств пытаются завоевать "авторитет" кулаком, грубостью, придирчивостью и т.п.
Этот псевдоавторитет рассыпается при малейшем изменении привычной обстановки: попадая в непривычную ситуацию, такой человек теряется, с него "слетает" вся напускная строгость, он становится жалким и беспомощным.
Продолжая характеристику авторитета, следует подчеркнуть, что он имеет следующие особенности и проявления:
-во-первых, личный авторитет офицер подрывает, как правило, сам; в то же время, авторитет офицерского звания может быть подорван извне: специальными и провокационными действиями сил, заинтересованных в том, чтобы поколебать государственный строй и режим; а также недальновидными или ошибочными действиями правительства, высших военных начальников, ведущих к подрыву престижа офицерской службы;
-во-вторых, если подорванным оказывается авторитет офицерского звания, то лавина недоверия, неуважения, презрения, а то и гонения увлекает в пучину и тех, кто ничем не запятнал свой чести и достоинства.
Вот почему все дальновидные правители стояли на страже офицерского звания, что можно подтвердить двумя историческими примерами:
1.Войско Чингиз-хана. " Авторитет начальника поддерживался такими мерами, как отдельная палатка командующему десятком (отделенному), повышение ему жалованья в 10 раз против рядового бойца, создание в его распоряжении резерва лошадей и оружия для его подчиненных; в случае бунта против поставленного начальника - даже не римское децимирование, а поголовное уничтожение взбунтовавшихся" (Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. т.I-2. -Т.1- М.-Л., I927-I928. - с. 145).
2.Для времен Екатерины II характерен такой случай:
"Однажды граф Никита Иванович Салтыков представил императрице Екатерине II рапорт об исключении со службы армейского капитана.
- Это что? Ведь он капитан, - сказала императрица, возвысив голос. - Он несколько лет служил, достиг этого чина, и вдруг одна ошибка может ли затмить несколько лет хорошей службы?
Коли в самом деле он более к службе неспособен, так отставить его с честью, а чина не марать.
Если мы не будем дорожить чинами, так они упадут, а уронив раз, никогда не поднимем"
(Записки Якова Ивановича Де-Санглена // Русская Старина.- 1882. -т.36, N 11.- с. 461).
Правительство, патриотическая интеллигенция, высшее военное руководство, патриотическая печать и средства массовой информации должны стоять на страже авторитета офицерского звания и все делать для поднятия престижа офицера в обществе.
Всяческие же попытки подорвать престиж офицеров следует рассматривать как антигосударственные действия, а действия лиц, организаций и учреждений, их осуществляющих, как вредные и подлежащие немедленному прекращению.
Подорвать престиж офицеров- значит ослабить их политический, социальный и материальный статус, влияние на события в стране (своей приверженностью Закону, порядку и законной власти), подорвать уважение к идее защиты отечества и умалить роль офицеров в деле обороны страны.
Такая позиция, естественно, не имеет ничего общего с критикой отдельных военных лиц, заслуживающих порицания. Эта критика допустима, полезна и уместна. В то же время, критика отдельных людей не должна приводить к необоснованным обобщениям и выводам, что зачастую наблюдалось и наблюдается в нашем обществе.
Итак, забота об авторитете офицера имеет два аспекта: внутриведомственный и общественно-государственный.
Обаяние
Обаяние офицера входит в разряд качеств, необходимых для управления людьми.
По мнению П.Махрова, "обаянию начальника способствует:
- доверие, внушаемое знанием дела;
- уважение, вызываемое справедливостью;
- постоянная готовность отвечать за все и подчинять себя и других строгим требованиям дисциплины;
- умение быть корректным;
- умение с гордостью командовать без чванства;
- сердечная и справедливая благосклонность без заискивающей фамильярности и самоуничижения;
- неослабная и осмысленная твердость убеждений;
- наконец, искренность и прямота"
(Махров П. Современная война и высшее командование.// Разведчик.- I9I2.- NII56.- с.868).
Отсюда вытекает необходимость развития умения производить благоприятное (нужное) впечатление на других.
Это же умение имеет ряд составляющих:
а)умение правильно выражать свои мысли;
б)умение владеть мимикой, эмоциями и чувствами;
в)умение держать себя непринужденно в присутствии разных людей, не допуская вульгарности и оплошности;
г)умение принимать соответствующие позы, следить за осанкой, жестикулировать; легко и пластично двигаться.
"Нужна ли выработка хороших военных манер?" - спрашивает Н.Бутовский в своих "Отрывках из бесед с молодежью" (См.: Бутовский Н. Отрывки из бесед с молодежью. (Посвящается выпускным юнкерам). - СП б., I909).
На убедительных примерах, он доказывает не только значение внешнего впечатления, но и более глубокий смысл воспитанности, умения держать себя в обществе.
В другой работе он замечает:
"Для человека юного, легкомысленного, а особенно неразвитого, кажутся сущими пустяками, например, такие формальности:
-приличная редакция выражений в обращении с начальником и со старшими;
-аккуратное отдание чести;
-умение прилично стоять при служебных объяснениях;
-испрашивание разрешения сесть, закурить и т.д...
Но стоит только шевельнуть мозгами, чтобы сразу придти к заключению, что все это имеет глубокий смысл, ибо, не будь этих уставных формальностей, мы должны были бы сами их измышлять, т.е. думать и угадывать на каждом шагу, как и каком случае следует себя держать" (Бутовский Н. Промахи молодого офицера (из дневника подпоручика N). Посвящается выпускным юнкерам. - СП б., 1895.- с. 6-7).
Наряду с тренировкой тела, требуется и воспитание хорошего вкуса, потребности не допускать оплошностей ни в походке, ни в жестах, ни в мимике, ни в тоне разговора и даже во взгляде.
Все сказанное еще раз подчеркивает необходимость усиления психологической подготовки офицеров, введения некоторых новых практических разделов и дисциплин в учебный курс военных училищ, а также освоение новых элементов обучения в уже имеющиеся науках.
Речь, к примеру, идет о строевой подготовке, которая могла бы взять на себя труд учить не только строевой стойке, но и умению владеть телом при походке, остановке и т.п.
***
Военное воспитание у древних народов было единственной высшей целью; их дисциплина была страшна, и она-то дала им возможность отбросить дикие орды варваров во время нашествия.
Но история ясно и точно указывает, что мудрые полководцы никогда не забывали внедрять в сердца своих воинов светлые военно-нравственные принципы.
Дисциплина - это естественный способ укрощения своенравной природы человека.
Но она уже в древние времена не рассматривалась только в смысле исправительном, обуздывающем, укротительном; на нее смотрели шире, у нее были и есть более высокие возвышенные стороны, а именно: облагораживание человеческой натуры.
Карательной она была и должна быть только относительно людей, злонамеренно неповинующихся и непокорных.
Слово "дисциплина" происходит от латинского слова "discere " -учиться:
- на военной службе учителя - это начальники, а ученики - подчиненные;
- первые должны преподавать свое учение и правила, которым последние должны следовать;
- в этом самое главное - личный пример.
Строго говоря, превосходством уроков и личного примера воспитание должно было бы поставить людей в невозможность дурно поступать.
Проступки против дисциплины, будь они совершаемы из-за небрежности, злой воли, непослушания, должны быть немедленно разъясняемы и наказуемы; но вряд ли они будут существовать, если умело взяться за дело.
Наказание дисциплинарное - это необходимая власть, чтобы постоянно держать подчиненных в законных рамках устава; но необходимо и важно, чтобы дисциплинарной властью пользовались исключительно начальники, уроки, пример и поведение которых - безупречны; создавать таковых из нижних чинов - это задача и обязанность офицеров, для чего опять-таки необходим личный пример (См.: М.Я. Мысли о воспитании и обучении кавалериста.// Военный Сборник.- I908.- N8.- с.122).
Исходя из такого понимания сущности воинской дисциплины, перед офицером стоят ряд задач: