ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Сохрани нас, Бог, оказаться гасильниками"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу"...

0x01 graphic

ОФИЦЕРСКАЯ СЛУЖБА, ЕДИНОНАЧАЛИЕ

И ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

   Ведя разговор об армии, об офицере и его службе упоминают лишь мимоходом, причем ограничиваются обыкновенно тем, что устанавливают его равнодушие к службе, отсутствие интереса и охоты к изучению военного дела, сочувствуют его материальному, невероятно тяжелому, положению и затем зачастую заключают:
  
   "При нынешней скудности офицерского содержания, плохой карьере строевого офицера трудно привлечь на службу людей хорошо образованных, которые смотрели бы на свое дело, как на призвание; поэтому, ряды офицеров пополняются лишь теми, кому больше некуда деваться, кто не может выгоднее устроиться. Неудивительно, что от таких офицеров трудно ожидать влечения к делу".
  
   (Морозов Н. К вопросу обновления армии.//Русский Инвалид.-I907.- NI05 (I2 мая)).
  
   Строки эти, написанные еще в мае 1907 г. кажутся нам актуальными и сегодня.
   Не зная о времени их написания, можно принять их за откровения сегодняшнего дня. Печально, но факт: положение дел за сто лет почти не изменилось.
  
   Попытаемся указать основные беды офицерской службы, которые чаще всего указывались военными авторами.
  
   Среди них:
  
   1)неупорядочение службы офицера, заключающееся в том, что служебные обязанности и ответственность распределялись неравномерно, освобождая одних и непомерно нагружая других;
   2)"выколачивание" служебной энергии путем бития по больным местам офицера и его семьи;
   3)необъективная оценка результатов служебной деятельности офицеров; несовершенство аттестационной системы; использование аттестации для сведения счетов с неугодными офицерами;
   4)опережение строевых офицеров в служебной карьере офицерами штабными и прочими, далекими от строя;
   5)оставление офицерской службы молодыми и перспективными офицерами; неумение и нежелание удержать достойных офицеров на службе.
  
   Приведем конкретные пояснения к изложенному, обращая внимание, прежде всего, на те факты и примеры, которые вызывают наибольшее неудовольствие и огорчение офицеров:
  
   -"Разложение наказания, за проступок младшего, по всем ступеням лестницы начальников вверх, по прусскому образцу". (См.: Дмитриевский А. Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу // Военный сборник.- I9I4.- NII.- с. 97.)
  
   -"Производство в чины в нашей армии крайне неравномерно. При головокружительной быстроте движения по службе одних - полная остановка движения других". (Сергеев В. Офицеры. // Офицерская Жизнь.-I907.- N54.- с.55)
  
   -"Служба в строю не имеет определенных привилегий; зачастую служащие на административных должностях и вообще вне строя перегоняют в чинах своих сверстников в строю, не говоря уже о том, что служащие вне строя пользуются большими удобствами жизни в общем лучше материально обеспечены"(он же).
  
   -"Хуже всего то, что те, которые несут строевую службу, отстают в чинах и, особенно, в окладах от тех, которые строевой службы не несут. При таком положении очевидно, что наиболее сильные и энергичные, способные элементы стремятся уйти из строя" (Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. т III. Задачи русской армии и флота в ХХ столетии. - СП б., 1910.- с.365.).
  
   -"Вся обстановка, начиная с поступления в академию и до генеральских чинов, складывается так, что без угодливости не только вперед не продвинешься, но и заслуженного не получишь" (Черкасов И. К вопросу о прохождении службы офицерами генерального штаба. // Разведчик. - I9I2.- NII26.- с.354.)
  
   -Отмечается "...прямо разлагающее влияние современной аттестации: надо попасть во что бы то ни стало в выдающиеся, а для этого одно средство - угодить начальству"( Злобин И. Что нужно армии? // Разведчик I9I3.- NII82.- с.384).
  
   Приведенных примеров вполне достаточно для подтверждения сказанного.
   Мы же полагаем, что, многие неурядицы службы офицера связаны с неясным пониманием обязанностей службы.
  
   Поэтому рассмотрим их более подробно.
  
   Офицерская служба включает в себя:
  
   1)исполнение в полном объеме своих служебно-должностных обязанностей;
   2)несение дежурств (караулов, нарядов и т.п.);
   3)поддержание уставного порядка всегда и везде, где бы офицер не находился, не деля службу по принципу: "мое" и "чужое" (офицер всегда при службе);
   4)подготовка к служебному продвижению посредством самообразования и самовоспитания;
   5)исполнение служебных поручений старших начальников;
   6)участие в учениях, походах и боевых действиях;
   7)активное участие в обсуждении, разборе и оценке поступков и поведения офицеров, затронувших честь и достоинство офицерского звания;
   8)тактическое, военно-техническое обучение и воинское воспитание подчиненных.
  
   "Обязанности офицера выражаются в трех направлениях: офицер должен руководить своими подчиненными в бою, обучать своих подчиненных требованиям военного дела и воспитывать их в сознании воинской дисциплины, духа и чести". - См.: Офицер.// Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого. -т. I7 - СП б., I9II. - с. 233.
  
   Сделаем необходимые пояснения и уточнения.
  
   Во-первых, офицер должен исполнять свои обязанности и не привлекаться и не брать на себя исполнение обязанностей других лиц, особенно стоящих ступенями ниже. Это роняет достоинство офицерского звания и должностного положения.
   Во-вторых, офицер не вправе пройти мимо замеченного непорядка службы, оправдывая это занятостью, спешкой или же тем, что замеченный непорядок не относится к его территорий, а допустившие непорядок - не его подчиненные. Где офицер - там порядок и мимо беспорядка он не имеет права пройти равнодушно.
   В-третьих, офицер, рассчитывающий на продвижение по службе, не вправе пассивно ждать служебного повышения: он должен к этому духовно, психологически и предметно готовиться.
   В-четвертых, офицер не вправе уклоняться от участия в рассмотрении проступков других офицеров, служебный долг обязывает его занимать четкую и ясную позицию по отношению к тем, кто бросает тень на офицерское звание, честь и достоинство.
  
   "Общество офицеров, наставляя молодежь, должно быть безжалостно к негодным элементам, и как сорную траву выбрасывать их из своей среды. Покрывать негодные элементы от начальства значит совершать преступление против самой идеи долга. Общества офицеров - очаг жизни и духа армии. Они дают физиономию части, они поддерживают традиции, руководясь идеей общего долга. - См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.- с.70
  
   В-пятых, в служебной аттестации не следует упускать из виду ни одной стороны офицерской службы, констатируя не только наличие той или иной составляющей, но и как исполняется данный раздел службы, с какой результативностью и какая степень опытности имеется в наличии.
   В-шестых, каждый служебный ранг имеет свои особенности и свои главные составляющие; к примеру, полковой командир должен уже обладать боевой опытностью.
  
   Полк - самостоятельная боевая единица.
  
   Если рота и батальон, как правило, в бою не выполняют самостоятельных боевых задач, то полк зачастую их выполняет.
   Следовательно, полковой командир должен иметь боевой опыт.
   Проблема возникает тогда, когда государство длительное время пребывает в состоянии мира. Но состояние мира не исключает необходимости боевой подготовки и солдата и офицера, а, наоборот, предполагает ее.
   Ограничиваться учениями, даже самыми приближенными к боевым условиям, значит сознательно суживать имеющиеся возможности. Они (возможности) - не в том, чтобы устроить маленькую войну, а в том, чтобы разумно воспользоваться сложившейся в мире ситуацией...
  
   Добросовестное и инициативное исполнением офицером служебного долга достигается:
  
   а)воспитанием сознательного уважения к офицерским обязанностям в военных школах:
  
   "Посвящающий себя военной службе должен заранее знать все сопряженные с нею, далеко не легкие обязанности, должен приготовить себя к исправному, безропотному их исполнению. Чтобы достичь этого и быть во всех отношениях полезным для службы офицером, необходимо выработать свой характер и дать своей воле известное направление. К этому относится: терпение, безусловное повиновение, сознательное отношение к дисциплине и правильное применение самолюбия" (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее. (Практические заметки из служебного опыта // Военный Сборник.- I884.- NI.- с. 1360).
  
   "Если в обществе воспитанников будут преобладать идеи правды и справедливости, стремление к честному и добросовестному исполнению своих обязанностей, идеи нравственности и чести, как личной, так и корпоративной, товарищеской, то и отдельные лица невольно должны будут проникнуться теми же убеждениями" (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее. (Практические заметки из служебного опыта // Военный Сборник.- I884.- NI.- с. 136).
  
   "Высокая идея офицерского дела, прочно вложенная в душу юнкера, поднимет его собственное достоинство и не позволит ему, выйдя на службу, кое-как относиться к своим обязанностям" (Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с. 18).
  
   б)правильным подбором офицеров, ибо:
  
   "Принимающий на себя обязанности не по силам и способностям, забывает, что он вредит этим не только себе и порученному делу, но и всем тем, которые в нем должны участвовать. Ни в какой отрасли службы это так не вредно, как в военной, потому, что в ней все неправильное и фальшивое и неразумно-практическое, все, несогласуемое с духом и основами военных требований, вредит не непременно, а продолжительно, пускает корни, вывести которые будет гораздо труднее, чем посеять их" (Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта.- СП б, I883.-с. 1).
  
   в)обеспечением соответствия прав и обязанностей офицера:
  
   "Основными мотивами воспитания должно быть внушение ясного представления о незыблемости и неотъемлемости права; воспитание в учениках чувства долга, сроднение их с мыслью, что нет на свете прав, без соответствующих им обязанностей и привитие им постоянного и глубокого уважения и любви к законности и порядку" (Юрьев Л. К реформе нашей военной школы. // Офицерская Жизнь.-I907.- N 60.- с. 156.)
  
   г)упреждающей подготовкой и развитием офицера (на ступень выше):
  
   "... Теперь от офицера требуется, при безусловном понимании своих обязанностей, "смотреть дальше своей роты и батальона..." (Мариюшкин А. По вопросу об офицерских занятиях. // Офицерская жизнь .- I9I2.-NII(3II).- с.167)
  
   д)действенным контролем со стороны непосредственного начальника и общества офицеров:
  
   "Как бы не был широк простор, предоставленный личной инициативе, как бы велико не было уважение к индивидуальной свободе, контроль над нравственностью лица составляет в известных пределах неотъемлемое право общества, так как нравственность лица принадлежит не ему одному, но и обществу - теми действиями, которыми она проявляется на пользу или во вред последнего" (Теодорович М.Ф. Дуэль и вопросы чести. - М., I9I8.-с. 220).
  
   "Общество офицеров, будучи облечено правом такого контроля и в силу этого невольно следя за жизнью и действиями своих членов, делается строже и к самому себе, самосовершенствуется, вырабатывает для себя руководящие принципы и следовательно является прямым и самым лучшим пособником своего начальника в деле нравственного руководства подведомственных ему офицеров" (Вишняков Н. Суд общества офицеров в русской армии (исторический очерк) //Военный сборник .- I909.-NI2.- с.163).
  
   е)обеспечением служебной дисциплины, чистоты и нравственности служебных положений, исключающих злоупотребление служебными полномочиями, перекладывание на плечи других служебных обязанностей, нарушение служебной этики и т.п.:
  
   "Свойственное русским людям взаимное недоверие, в войсковой практике приводило к органическому пороку нашей Армии - мелочному вмешательству начальников в законную сферу ведения их подчиненных, к лишению их самостоятельности, к их обезличиванию" (Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны.- I937.- N I30-132.- с.2600).
  
   "Ежедневное присутствие высших начальников при занятиях и их неуклонное вмешательство в дело обучения роты, с предъявлением совершенно различных требований - невыносимо тяжело... Все это убивает в корне самостоятельность нашей отчетной и ответственной работы; все время чувствуешь себя на вожжах, которые дергают тебя беспрестанно и безжалостно все, кому власть дана. Это ежедневное, резкое и грубое, перехватывающее права обучать свою часть, безусловно в рамках инструкций и указаний, страшно волнует нервную систему, обессиливает энергию труда, убивает охоту к занятиям, подрывает в нижних чинах доверие к их ближайшему начальнику, а в ротном командире колеблет даже доверие к собственным силам. Видя обалделые солдатские глаза и лица, подернутые страхом, и больно, и досадно за умаление труда, направленного к развитию и пробуждению человеческого достоинства - все нервно и властно топчется." (Угнетающее зло.// Разведчик.- I9I2.- NII29.- с.403)
  
   "В сущности, вмешательство начальника в круг обязанностей младшего является злоупотреблением власти и крайне вредно." (Апухтин А.Н. Командный состав армии. - Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 2I марта I907 г. // Общество ревнителей военных знаний. Кн.3.- СП б., I907.- с.9.)
  
   "Почему командир подменяет подчиненного. Делается это иногда из боязни за результаты дела, порученного младшему, а бывает, что начальник долго еще не может освоиться с новой своей должностью и продолжает воображать себя начальником предыдущей степени." (там же).
  
   ж)стимулированием добросовестной службы, пресечением случаев недобросовестности, созданием обстановки в офицерской среде, когда провинившийся испытывает стыд за служебный проступок, равные - порицают недобросовестность, старшие - применяют санкции, а повторные случаи недобросовестности в службе имеют вполне ощутимые последствия для провинившегося.
  
   "Нравственный мотив, будучи у всех одинаковым и обязательным, является высшим направляющим стимулом; руководствуясь им, человек делает не то, чего хочет его чувство или что обещает ему пользу, а то, что он обязан сделать по требованию совести, долга.
  
   Проявление нравственного мотива необходимо подразумевает:
  
   1)процесс оценки человеческих действий с особой точки зрения;
   2)идею добра и зла;
   3)из этого понятия о добре вытекает ряд частных обобщений и правил жизненной деятельности (нравственный закон);
   4)чувство обязательности в применении этого закона (долг);
   5)внутреннее одобрение или порицание до поступка и после него (совесть) и, наконец,
   6)чувству ответственности противопоставляется чувство свободы личности, без чего она не могла бы быть и ответственною"
   (Корф Н.А. О воспитании воли военачальников. // Общество ревнителей военных знаний. -Кн.I.- СП б., I906.-с. 4).
  
   Служебные полномочия и функции офицера требуют развития особых способностей, а именно:
  
   а)умения разумно представлять власть;
   б)способности умело и разумно пользоваться дисциплинарными правами;
   в)умения изучать подчиненных и использовать их способности в интересах службы наилучшим образом;
   г)способности поддерживать и развивать в них сознание воинского долга, воинской чести, необходимость повиновения и т.п.
  
   Решающее значение в реализации служебных полномочий офицера играют авторитет и обаяние.
  
   Авторитет - это сила личного духовного влияния человека на других, основанная на достоинствах, вызывающих уважение со стороны людей. Авторитет дает офицеру духовное право на власть.
  
   "Чтобы иметь право власти в боевой обстановке, неизбежно нужно быть для войсковым масс авторитетом воли и ума, а дар внушить себе доверие в войсках является не случайно: он вырабатывается продолжительной жизнью с войсками и непрестанной совместной работой, в которой превосходство воли и ума начальника для подчиненных становится очевидным." (Махров П. Современная война и высшее командование. // Разведчик. - I9I2.- NII55.- с.855)
  
   А.Зыков изучая психологические механизмы управления людьми, выделил авторитетность начальника в число наиболее важных фактов управления. Он считает, что "авторитет начальника есть сумма тех отрицательных ощущений, которые связаны с идеей неисполнения его приказаний и тех положительных, которые связаны с идеей их исполнения" (Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., I898.-с. 144).
  
   Авторитет, по его мнению, имеет две важнейшие составляющие: безличностную (основанную на служебных функциях и полномочиях) и личностную (которая всецело зависит от индивидуальных качеств и свойств самого человека). Авторитет лица придает силу авторитета власти, или же, наоборот, оставляет ее (власть). Офицер не имеет права подрывать авторитет власти.
  
   Личный авторитет достигается:
  
   I)духовным и нравственным превосходством над другими;
   2)лучшим знанием дела, большей образованностью и опытностью;
   3)силой характера и воли;
   4)даром предвидения, прозорливостью, инициативностью и результативностью.
  
   Поучителен следующий пример.
  
   Однажды на глазах М.Скобелева один полковой командир ударил солдата.
  
   "Я бы Вас просил в моем присутствии этого не делать. Теперь ограничиваюсь строгим выговором, но в другой раз приму иные меры!" - "Но, Ваше Превосходительство, наш солдат не может обойтись без подобных внушений... И притом он так глуп..." - "Дисциплина должна быть железною, - оборвал его Скобелев, - в этом нет сомнения, но достигается это авторитетом начальника, а не кулаком" (Бирюков Н. Записки по военной педагогике. - Орел, I909.-с.59).
  
   Войсковой опыт показывает, что только офицеры без ярко выраженных личных достоинств пытаются завоевать "авторитет" кулаком, грубостью, придирчивостью и т.п.
  
   Этот псевдоавторитет рассыпается при малейшем изменении привычной обстановки: попадая в непривычную ситуацию, такой человек теряется, с него "слетает" вся напускная строгость, он становится жалким и беспомощным.
  
   Продолжая характеристику авторитета, следует подчеркнуть, что он имеет следующие особенности и проявления:
  
   -во-первых, личный авторитет офицер подрывает, как правило, сам; в то же время, авторитет офицерского звания может быть подорван извне: специальными и провокационными действиями сил, заинтересованных в том, чтобы поколебать государственный строй и режим; а также недальновидными или ошибочными действиями правительства, высших военных начальников, ведущих к подрыву престижа офицерской службы;
   -во-вторых, если подорванным оказывается авторитет офицерского звания, то лавина недоверия, неуважения, презрения, а то и гонения увлекает в пучину и тех, кто ничем не запятнал свой чести и достоинства.
  
   Вот почему все дальновидные правители стояли на страже офицерского звания, что можно подтвердить двумя историческими примерами:
  
   1.Войско Чингиз-хана. " Авторитет начальника поддерживался такими мерами, как отдельная палатка командующему десятком (отделенному), повышение ему жалованья в 10 раз против рядового бойца, создание в его распоряжении резерва лошадей и оружия для его подчиненных; в случае бунта против поставленного начальника - даже не римское децимирование, а поголовное уничтожение взбунтовавшихся" (Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. т.I-2. -Т.1- М.-Л., I927-I928. - с. 145).
  
   2.Для времен Екатерины II характерен такой случай:
  
   "Однажды граф Никита Иванович Салтыков представил императрице Екатерине II рапорт об исключении со службы армейского капитана.
   - Это что? Ведь он капитан, - сказала императрица, возвысив голос. - Он несколько лет служил, достиг этого чина, и вдруг одна ошибка может ли затмить несколько лет хорошей службы?
   Коли в самом деле он более к службе неспособен, так отставить его с честью, а чина не марать.
   Если мы не будем дорожить чинами, так они упадут, а уронив раз, никогда не поднимем"
  
   (Записки Якова Ивановича Де-Санглена // Русская Старина.- 1882. -т.36, N 11.- с. 461).
  
   Правительство, патриотическая интеллигенция, высшее военное руководство, патриотическая печать и средства массовой информации должны стоять на страже авторитета офицерского звания и все делать для поднятия престижа офицера в обществе.
  
   Всяческие же попытки подорвать престиж офицеров следует рассматривать как антигосударственные действия, а действия лиц, организаций и учреждений, их осуществляющих, как вредные и подлежащие немедленному прекращению.
  
   Подорвать престиж офицеров - значит ослабить их политический, социальный и материальный статус, влияние на события в стране (своей приверженностью Закону, порядку и законной власти), подорвать уважение к идее защиты отечества и умалить роль офицеров в деле обороны страны.
  
   Такая позиция, естественно, не имеет ничего общего с критикой отдельных военных лиц, заслуживающих порицания. Эта критика допустима, полезна и уместна. В то же время, критика отдельных людей не должна приводить к необоснованным обобщениям и выводам, что зачастую наблюдалось и наблюдается в нашем обществе.
   Итак, забота об авторитете офицера имеет два аспекта: внутриведомственный и общественно-государственный.
  

Обаяние

  
   Обаяние офицера входит в разряд качеств, необходимых для управления людьми.
  
   По мнению П.Махрова, "обаянию начальника способствует:
  
   - доверие, внушаемое знанием дела;
   - уважение, вызываемое справедливостью;
   - постоянная готовность отвечать за все и подчинять себя и других строгим требованиям дисциплины;
   - умение быть корректным;
   - умение с гордостью командовать без чванства;
   - сердечная и справедливая благосклонность без заискивающей фамильярности и самоуничижения;
   - неослабная и осмысленная твердость убеждений;
   - наконец, искренность и прямота"
  
   (Махров П. Современная война и высшее командование.// Разведчик.- I9I2.- NII56.- с.868).
  
   Отсюда вытекает необходимость развития умения производить благоприятное (нужное) впечатление на других.
  
   Это же умение имеет ряд составляющих:
  
   а)умение правильно выражать свои мысли;
   б)умение владеть мимикой, эмоциями и чувствами;
   в)умение держать себя непринужденно в присутствии разных людей, не допуская вульгарности и оплошности;
   г)умение принимать соответствующие позы, следить за осанкой, жестикулировать; легко и пластично двигаться.
  
   "Нужна ли выработка хороших военных манер?" - спрашивает Н.Бутовский в своих "Отрывках из бесед с молодежью" (См.: Бутовский Н. Отрывки из бесед с молодежью. (Посвящается выпускным юнкерам). - СП б., I909).
  
   На убедительных примерах, он доказывает не только значение внешнего впечатления, но и более глубокий смысл воспитанности, умения держать себя в обществе.
  
   В другой работе он замечает:
  
   "Для человека юного, легкомысленного, а особенно неразвитого, кажутся сущими пустяками, например, такие формальности:
  
   -приличная редакция выражений в обращении с начальником и со старшими;
   -аккуратное отдание чести;
   -умение прилично стоять при служебных объяснениях;
   -испрашивание разрешения сесть, закурить и т.д...
  
   Но стоит только шевельнуть мозгами, чтобы сразу придти к заключению, что все это имеет глубокий смысл, ибо, не будь этих уставных формальностей, мы должны были бы сами их измышлять, т.е. думать и угадывать на каждом шагу, как и каком случае следует себя держать" (Бутовский Н. Промахи молодого офицера (из дневника подпоручика N). Посвящается выпускным юнкерам. - СП б., 1895.- с. 6-7).
  
   Наряду с тренировкой тела, требуется и воспитание хорошего вкуса, потребности не допускать оплошностей ни в походке, ни в жестах, ни в мимике, ни в тоне разговора и даже во взгляде.
  
   Все сказанное еще раз подчеркивает необходимость усиления психологической подготовки офицеров, введения некоторых новых практических разделов и дисциплин в учебный курс военных училищ, а также освоение новых элементов обучения в уже имеющиеся науках.
  
   Речь, к примеру, идет о строевой подготовке, которая могла бы взять на себя труд учить не только строевой стойке, но и умению владеть телом при походке, остановке и т.п.
  

***

   Военное воспитание у древних народов было единственной высшей целью; их дисциплина была страшна, и она-то дала им возможность отбросить дикие орды варваров во время нашествия.
  
   Но история ясно и точно указывает, что мудрые полководцы никогда не забывали внедрять в сердца своих воинов светлые военно-нравственные принципы.
  
   Дисциплина - это естественный способ укрощения своенравной природы человека.
  
   Но она уже в древние времена не рассматривалась только в смысле исправительном, обуздывающем, укротительном; на нее смотрели шире, у нее были и есть более высокие возвышенные стороны, а именно: облагораживание человеческой натуры.
  
   Карательной она была и должна быть только относительно людей, злонамеренно неповинующихся и непокорных.
  
   Слово "дисциплина" происходит от латинского слова "discere " - учиться:
  
   - на военной службе учителя - это начальники, а ученики - подчиненные;
   - первые должны преподавать свое учение и правила, которым последние должны следовать;
   - в этом самое главное - личный пример.
  
   Строго говоря, превосходством уроков и личного примера воспитание должно было бы поставить людей в невозможность дурно поступать.
  
   Проступки против дисциплины, будь они совершаемы из-за небрежности, злой воли, непослушания, должны быть немедленно разъясняемы и наказуемы; но вряд ли они будут существовать, если умело взяться за дело.
  
   Наказание дисциплинарное - это необходимая власть, чтобы постоянно держать подчиненных в законных рамках устава; но необходимо и важно, чтобы дисциплинарной властью пользовались исключительно начальники, уроки, пример и поведение которых - безупречны; создавать таковых из нижних чинов - это задача и обязанность офицеров, для чего опять-таки необходим личный пример (См.: М.Я. Мысли о воспитании и обучении кавалериста.// Военный Сборник.- I908.- N8.- с.122).
  
   Исходя из такого понимания сущности воинской дисциплины, перед офицером стоят ряд задач:
  
   - во-первых, являть подчиненным пример личной дисциплинированности;
   - во-вторых, разумно пользоваться дисциплинарными правами;
   - в-третьих, использовать дисциплину, уставной порядок и дисциплинарные средства для побуждения и развития в подчиненных положительных качеств и достоинств;
   - в-четвертых, активно воспитывать своих ближайших подчиненных в духе сознательной дисциплины;
   - в-пятых, склонять общественное мнение на сторону дисциплины и порядка, воспитывая таким образом мощную дисциплинарную силу.
  
   Исторический опыт показывает, что основой дисциплины могут выступать:
   а)сознание воинами своего гражданского и воинского долга и ответственности за защиту отечества (древняя Греция, Франция периода первой революции);
   б)привычка к повиновению, воспитанная в условиях жесткого воспитания (Спарта);
   в)жесткая система индивидуальных дисциплинарных взысканий, включающая смертную казнь провинившихся (армия Фридриха II, где "палки капрала боялись пуще пули неприятеля");
   г)групповая ответственность за неисполнение поставленной задачи (децимирование в древнеримском войске) и неповиновение (поголовное уничтожение взбунтовавшихся в татаро-монгольском войске);
   д)сознательное подчинение воле авторитетных и уважаемых начальников (исполнение не за страх, а за совесть вопросов службы в войсках полководцев эпохи Екатерины II)
  
   (См.: Голицын Н.С. Начальствование, дисциплина, награды, наказания, дух войск. - В кн.: Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времен. ч.У. От Августа до падения Западной Римской империи (30 г. до Р.Х. по Р.Х. ).- СП б., 1876, с.447-464; Михневич Н.П. История военного искусства от древнейших времен до ХIХ столетия.- I896; Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. Т.I-2.- М.-Л., I927-I928 и др.).
  
   Если осмыслить возможность использования в нынешних условиях основных факторов дисциплинированности, то можно отметить, что лишь возможность средств, указанных в пункте "в" и "г" в цивилизованных государствах вряд ли можно считать приемлемыми.
  
   Все же другие факторы, с учетом условий, обстоятельств и национальных особенностей вполне приемлемы и сегодня.
   Следовательно, все они составляют арсенал офицера.
  
   Кто хочет управлять, тот должен действовать тремя средствами: повеление, повторение, пример (См.: Резанов А.С. Армия и толпа. Опыт военной психологии.- Варшава, I9I0.- с.85).
  
   Эта формула управления людьми раскрывается так:
  
   - повеление - это способность подчинить своей воле волю тех людей, которыми необходимо управлять;
   - повторение - это необходимое закрепление навыка повиновения и, в то же время, выработка безусловной установки на повиновение;
   - пример - нравственная основа требования.
  
   Но еще Платон указал на то, что не сможет хорошо повелевать тот, кто не научился сначала как следует повиноваться (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. - М., 1997.- с.574).
  
   А Плутарх по этому поводу добавил следующее:
  
   "На деле же умение повелевать и умение повиноваться связаны между собою. Многие говорят и думают, что в этом и состоит суть политического воспитания - подготовить тех, кто хорошо выучен слушаться...
   Поэтому благороднейшее и полезнейшее искусство - повиноваться тому, кто над тобой законно поставлен, даже если ему по случайности недостает могущества и славы".
  
   Итак, повиновение, - необходимая предпосылка умения повелевать.
  
   Повиновение базируется на таких качествах, как:
  
   а)послушание;
   б)исполнительность;
   в)дисциплинированность;
   г)аккуратность;
   д)разумная самостоятельность и инициативность.
  
   В связи с необходимостью развития послушания в офицерской среде, следует, наряду с воинской дисциплиною, воспитывать и дисциплину нравственную, при помощи которой развивается привычка к послушанию и вырабатывается сознание долга.
  
   "Нравственная дисциплина, способность прислушиваться к указаниям совести, ведет к самообладанию, умеряет характер человека, управляет им, сдерживает его. При военном воспитании важно развивать способность до некоторой степени идеализировать вещи, вдохновлять идею дела, чтобы самоотверженно служить ей, чтобы идея была выше всех материальных выгод.
   На войне во имя идеи жертвуют жизнью, т.е. всем самым дорогим человеку"
   (Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с. 37).
  
   Выработку навыков нравственной дисциплины следует считать важной задачей военной школы.
  
   В этой связи необходимо указать на роль офицеров учебных подразделений военно-учебных заведений:
  
   "...Без хороших воспитателей тщетны все предписания, так как "пример есть действительнее всех наставлений" (И.Бецкой) (См.: Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени. // Военный сборник. - I900, NI.- с.119).
  
   Согласно "Положению" для кадетских корпусов, высочайше утвержденного 14 февраля 1886 года, к воспитателям кадет выдвигались следующие требования:
  
   "Высокий долг воспитателя вообще заключается в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к нравственной деятельности, для которой воспитание физическое должно развить в нем необходимые силы, воспитание умственное - сообщить ему потребные знания и умения, а воспитание нравственное - направить волю его именно к такой деятельности.
   От каждого воспитателя заведение должно требовать, чтобы он, для добросовестного исполнения своего долга, успел своевременно ознакомиться сколь возможно ближе с предметом избранной им деятельности, к чему главным средством представляется педагогическая литература.
   Во всех же своих суждениях, поступках и распоряжениях воспитатель должен стремиться к тому, чтобы сделаться для своих воспитанников лучшим образцом, авторитетным советником, участным и правдивым судьей; независимо от успеха дела в самом заведении, даже далеко за стенами его воспоминание о таком наставнике послужит для бывшего его питомца спасительным средством против всего злого и надежною поддержкою во всем добром"
  
   (Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени. // Военный сборник. - I900. - N2.- с. 410).
  
   Вправе сделать такое заключение: офицер учебного подразделения военной школы - в меньшей мере строевой чин, а в большей - духовный наставник военной молодежи.
  
   Имеющийся сегодня некомплект офицеров курсантских подразделений, совмещение обязанностей двух должностных лиц, большая численность учебных групп (до 30 человек), - все это свидетельство недооценки роли данной категории лиц в воспитании офицерских кадров.
  
   Заслуживает порицания и практика случайного подбора офицеров на данные должности, ничего общего не имеющая с вдумчивым отбором офицеров-воспитателей в дореволюционных военных школах (См.: Дитмар С. Курсы для предварительной подготовки офицеров-воспитателей. // Военный сборник.- I9I4.- NI.- с. I3I-I32;.Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя) // Военный сборник.- I899, N9, с.I62-I80; NI0, с.384-397 и др.).
  
   Процедура отбора офицеров в военные школы была такой.
  
   Офицер, желавший служить в военно-учебном ведомстве должен был отвечать следующим требованиям:
  
   - иметь 5 лет офицерского стажа, из которых не менее 2-х последних лет в строю;
   - представить аттестацию за последних два аттестационных периода и обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера.
  
   Удовлетворявшие всем этим требованиям после отбора в дивизии зачислялись в кандидатские списки Главного управления военно-учебных заведений.
   Эти списки предлагались затем для просмотра начальникам военных школ для отбора кандидатов.
  
   Избранные начальником училища кандидаты прикомандировывались на 2 года для испытания к военно-учебному заведению.
   В течение этого срока офицера всесторонне изучали в деле воспитания кадет и юнкеров и при положительной аттестации зачисляли в штат военной школы.
  
   Зачисленный в военно-учебное заведение офицер получал ряд льгот и преимуществ по сравнению со строевыми офицерами:
  
   - при зачислении в штат ему давалось единовременное денежное пособие;
   - предоставлялась квартира;
   - он получал жалованье на ступень выше;
   - каждый пять лет службы ему засчитывались за семь;
   - офицер имел право воспитывать детей за счет казны
  
   (См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России.- М., 1990.- с. 159).
  
   Современная же практика, когда потерявший перспективу в войсках офицер "списывается" в военное училище, или же назначение на должность офицера курсантского подразделения получает выпускник этого же училища, ни дня не служивший в строю, - глубоко ошибочна и порочна.
   Может ли такой офицер быть духовным наставником курсантов?
   Ответ, - нет!
  
   Воспитывая повиновение у обучаемых в военных училищах, не следует забывать о том, что им придется повелевать подчиненными.
   А для этого надо знать, что побуждает человека повиноваться.
  
   Наукой и практикой установлено, что человек повинуется, т.е. подчиняет свою волю воле другого человека, в силу действия ряда факторов:
  
   I)закона, который вводит определенные санкции за неповиновение (в армии силу законодательного акта имеют уставы, приказы, распоряжения и т.п.);
   2)авторитета командира и начальника, когда подчиненный признает за ним юридическое и моральное право повелевать им;
   3)физического давления, притеснения или угрозы, в результате чего у слабого и безвольного срабатывать инстинкт самосохранения;
   4)сильной энергии и активной деятельности человека или группы людей (менее энергичные люди заражаются психической активностью других, подражая им или увлекаясь ими);
   5)соблазна, т.е. в силу желания и потребности человека добиться желаемого статуса, получить льготу, выгоду, преимущество перед другими и т.п.;
   6)установленного, незыблемого и тщательно охраняемого порядка, сложившейся системы власти и взаимоотношений и т.п.;
   7)традиций, поддерживаемых корпоративным духом, системой бытовых, культовых и прочих средств.
  
   Отсюда видно, каким большим арсеналом средств должен располагать офицер для управления людьми.
  
   В числе качеств, необходимых для повеления подчиненными, выделяются:
  
   а) целеустремленность;
   б) решительность;
   в) строгость;
   г) последовательность;
   д) постоянство.
  
   По свидетельству В.Блюме, "блестящие и славные дела обязаны своим происхождением только решительности, если она проистекает из волевых качеств полководца. В этом случае она носит название присутствия духа. (Блюме В.Сущность командования.// Военный сборник.- I9I4.-NI2.- с. 18).
  
   Если к этому присоединится быстрота ассоциаций идей, т.е. возможность мгновенно соображать и решаться, как говорил Наполеон, то мир будет иметь дело с великим полководцем (См.: Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СП б., I898.-с.42).
  
   Внешних проявлений решительности довольно много, но среди них особое место занимает решительный тон.
  
   "Решительный тон должен показать голос военной власти, требующей безусловного повиновения; он должен внушать и уважение и доверенность к повелевающему: почему в повелениях не должно быть приметны ни гордость, ни слабость; в замечаниях - ни грубость, ни колкость: гордость уменьшает должную доверенность подчиненного к начальнику; слабость вредит почтению; грубость низка и простонародна; колкость раздражает"
  
   (Толмачев Я. Военное красноречие, основанное на общих началах. словесности, с присовокуплением примеров в разных родах оного. Часть 2.- СП б., I825.-с. 53-54).
  
   Суворов на приглашение Эрц-Герцого Карла для составления плана оборонительного против францзов ответствовал в Линдау чрез присланного офицера:
  
   "Скажите Эрц-Герцогу, что я не знаю никаких планов оборонительных; мне известны только наступательные. Я пойду вперед, когда будет нужно; не остановлюсь больше в Швейцарии и в сходственность полученных мною повелений устремлюсь во Франш-Конт. Скажите Эрц-Герцогу, что в Вене я паду к стопам его; а здесь я, по крайней мере, ему равный: Он служим Императору, и я также; он повелевает армиею, и я также; он молод, а я стар, а по числу побед и более опытен; я ни у кого не прошу советов и не имею нужды в уроках, от кого бы то ни было. Бог и шпага - вот мои наставники".
  
   Некоторые офицеры полагают, что добиться повиновения можно путем усиления строгости, на что М.Драгомиров отвечал:
  
   "Не нужно думать, что солдат воспитывался быстрее и лучше при помощи строгости взысканий, - вовсе нет: его воспитывают преимущественно одинаковость, неуклонность и постоянство раз поставленных требований" (Драгомиров М.И. Избранные труды.- М., 1956.- с. 398).
  
   У постоянства есть несколько неоспоримых преимуществ перед непостоянством и изменчивостью позиций офицера:
  
   - во-первых, постоянный в своих требованиях человек, как правило, вызывает уважение;
   - во-вторых, постоянство - это свидетельство незыблемости позиций, требований, отношений и взглядов человека и это снимает у подчиненных всякую надежду на изменение (в частности, послабление) требований офицера;
   - в-третьих, постоянство требования способствует формированию привычки, столь необходимую в военном деле; (Закон привычки в военном деле имеет колоссальное значение. Привыкнув выполнять тяжелую и трудную работу, человек втягивается в работу и чем больше он упражняет свою привычку, тем менее трудным и тяжелым кажется ему дело. Кроме того, приобретая сноровку, человек все более производительно выполняет поставленную задачу).
   - в-четвертых, постоянство раз и навсегда поставленных требований устраняет всякие колебания и сомнения относительно возможности поступить иначе, отступить от исполнения требования командира.
  
   Понятно: постоянством обладает не упрямый, а волевой офицер, ибо упрямство - это своенравие, а у своенравия столько "нрава", сколько и настроения.
  
   Упрямый человек не может быть постоянным, так как ему все время требуется показать свой норов.
   Волевой же человек постоянен и умеет держать в руках свои чувства. Вот почему только волевой человек может быть постоянным в своих поступках и действиях.
  
   Следовательно, надо обратить на выработку твердых, самостоятельных характеров, способных проявлять разумную инициативу и беззаветную решимость для достижения поставленной цели. Этого именно нам, зачастую, и недостает!
  
   (См.: Баланин Д. Подготовка и выбор начальников. // Военный сборник.- I9II.- NI; Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. т III. Задачи русской армии и флота в ХХ столетии. - СП б., 1910; Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь. - I907.-N52 и др.)
  
   Выполнять эту задачу призваны две инстанции - военная школа и войсковая часть, каждая в той мере, в какой способна.
  
   Касательно военной школы, необходимо отметить, что сложившаяся система стажировок не решает проблему выработки навыков командования.
  
   Естественно, речь не идет и о накоплении опыта командования за время обучения в военных училищах.
  
   Положение усугубляется тем, что в силу несовершенной системы подбора офицеров курсантских подразделений, их воспитательной несостоятельности, курсанты наглядно видят далекий от совершенства стиль командирской работы.
  
   Этот стиль впоследствии в еще более худшем виде применяется в их работе.
   Другими словами, не имея возможности практиковаться в командовании людьми, не видя достойных образцов командования, выпускник военного училища начинает на практике пробовать те немудреные приемы воздействия на людей, которые видел в училище.
  
   Когда это не срабатывает, он теряется и не всегда с достоинством выходит из сложного положения.
  
   Решение проблемы видится не в том, чтобы в ходе обучения в военном училище дать возможность каждому покомандовать и накопить опыт (это сделать невозможно по многим соображениям), а в том, чтобы показать образец идеальной офицерской работы и убедить курсантов в том, что именно такой стиль работы более всего эффективен.
  
   Поясним это на примере.
   Если человеку, намеревающемуся что-либо сделать, показать несколько вариантов исполнения и среди них предъявить лучший и убедить, что данный вариант более эффективен, то вряд ли можно предположить, что видевший лучшее исполнение, соблазнится худшим вариантом.
  
   Центр начального обучения курсантов, о котором было сказано ранее, мог бы выполнить и эту задачу.
  
   Здесь могли бы пройти стажировку и кандидаты в курсовые офицеры военных училищ.
  

0x01 graphic

  

Л. Н. Толстой.

Фотография. Москва. 1868 г.

ИСПОВЕДАНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

(Из "Войны и мира" - важные фрагменты)

"Нужно читать Л.Н.Толстого для настоящего дня"...

А.К.

   "Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Моск­вы",-- говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все-таки ехали, зная, что так надо было.
   *
   Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жи­тели весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
   *
   Они ехали потому, что для русских людей не могло быть во­проса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения...
   *
   Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (боль­шой покинутый деревянный город необходимо должен был сго­реть) ; они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величествен­ное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа.
   *
   Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы...
   *
   Москва между тем была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как пуст бывает домирающий обезматочивший улей.
   *
   Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
   *
   При самом малом напря­жении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличе­на слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.
   *
   Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сраже­ния остается за французами. Русские отступают и отдают столи­цу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и не­сметными богатствами,-- в руках Наполеона.
   *
   Положение Наполеона самое бле­стящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгод­ный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве,-- для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором нахо­дилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности.
   *
   Для этого нужно было сделать самое про­стое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показа­нию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
   *
   Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления де­лами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.
   *
   В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Напо­леон строго приказывает генералу Себастиани следить за движе­ниями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно рас­поряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России.
   *
   В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
   *
   В отношения дисциплины армии, беспрестанно выдавались приказы о строгих взысканиях за неисполнение долга службы и о прекращении грабежа.
   Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же слу­чаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бес­цельно, не захватывая колес.
   *
   В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шине­ли и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
   *
   В отношении юридическом, после казни мнимых поджигате­лей сгорела другая половина Москвы.
   *
   В отношении административном, учреждение муниципали­тета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
   *
   В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов.
   *
   В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ре­месленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозгла­шением, и убивали их.
   *
   В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точ­но так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
   *
   Благотворительность и та не принесла желаемых результа­тов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
   *
   Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
   Вот что доносили чины армии.
   "Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только мар­китанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи".
  
  
  

0x01 graphic

Гренадер Преображенского полка. Кон. 17 в.

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  
  -- Офицер дисциплинирован, втянут в суровую учебу и службу; ремесло свое любит, но зажат в своей духовной жизни бдительной партийной опекой и сыском; изолирован от граждан и его привилегированность побуждает гражданство чуждаться его; в нем проявляется "катастрофическое падение уровня общего интеллигентного развития" по сравнению с "той невероятной для современного общества эрудицией, которая присуща интеллигенции дореволюционной формации". (Е. Месснер)
  -- У некоторых народов с буйным политическим темпераментом, офицерство подобно преторианцам Рима, возводит, если не цезарей на трон, то диктаторов на пьедестал. В других армиях это преторианство не имеет столь авантюристического характера: там офицерство втянуто или втянулось в политику и даже в партийность и оно, считая себя носителем национального идеала, берет в критические моменты власть в свои руки или вручает ее тому, кого считает достойным. И партийность и авантюризм дробят офицерство в государстве, лишая его той монолитности, которая служит основой стратегии, оператики и тактики, беспомощных при отсутствии или недостатке единства духа и единства мышления офицерского корпуса. (Е. Месснер)
  -- Однако, не отмежевываясь от различных социальных слоев, офицерство должно среди этих слоев составлять образцово-этическую группу: если группы граждан могут в своей среде терпеть своекорыстие, шкурничество, беспринципную изворотливость, циничный эгоизм, то в офицерском корпусе такие болезненные явления не могут быть терпимы: офицерство должно быть доблестным, а "истинная доблесть проистекает только из чистого источника" (генерал Головин). (Е. Месснер)
  -- Офицерский корпус должен быть резервуаром жизненной силы и эта сила, как ток, должна распространяться по всем ступеням военной иерархии. (П. Изместьев)
  -- Ценность офицерского корпуса -- первый элемент силы армии. Сила эта развивается и поддерживается путем проявления нашей физической, интеллектуальной и моральной деятельности. Когда все эти три рода деятельности царят в офицерском корпусе, то он возвышается на степень несокрушимой силы. Элементы ослабленные или неудовлетворительные, подвергаясь тяжелым испытаниям, должны были бы или сами уходить, или ограничиваться низшими должностями, самые же сильные и энергичные должны были бы достигать верхов армии. (П. Изместьев)
  -- Армия вправе ожидать, что оценивается не диплом, не то, что человек уже дал и за что уже награжден, а за то, что он дает и дать может. (В. Доманевский)
  -- В ней играет большое значение то обстоятельство, что человек, после долгого напряжения умственных сил и воли за время боя, находящийся в периоде апатии, неожиданно охватывается чувством внезапной опасности, и то чувство страха, которое долго и искусственно в нем заглушалось, теперь сразу поднимается по закону компенсации на необычайную высоту. (В. Заглухинский)
  -- Патриотизм, т.е. уважение родины, преданность интересам ее, забота об общественном благе родины важен в каждом гражданине, но в военном человеке патриотизм должен дать высшее проявление его, доходящее до героизма, т.е. до готовности каждую минуту принести себя в жертву за общее благо, за родину. Высокий патриотизм побуждает людей к добросовестному и мужественному исполнению своих обязанностей. (Ф. Гершельман)
  -- С тех пор как русское образованное общество вступило на путь подражания порядкам западноевропейской жизни, в нем стал ощущаться крупный недостаток патриотизма. С этим недостатком давно уже борются выдающиеся русские писатели, мыслители и истинно русские люди... Без патриотизма солдат не есть воин. Высокое патриотическое чувство должно резко отличать военного человека от обыкновенного гражданина. Присутствие этого чувства в солдате есть единственное условие ясного сознания им долга службы и понимания своего назначения _ защитника престола и отечества. (Д. Трескин)
  -- Стремление бойца к победе есть всецело производная из чувства патриотизма. Вот почему всякой эпохе возвеличения, какого бы мы ни взяли государства, предшествует эпоха огромной внутренней работы, направленной к созиданию национального самосознания. (Н. Головин)
  -- Сражение не может считаться проигранным до тех пор, пока мысль об этом отсутствует в голове начальника. (В.Э., 1911, т.17)
  -- Победа только тогда возможна, когда она в уме и сердце начальников и солдат. Доблестные войска могут быть уничтожены, но не разбиты (гренадерская дивизия Воронцова на Семеновских флешах под Бородиным в 1812 г.). (Н. Михневич)
  -- Если мы еще раз бросим взгляд на совокупное понятие победы, то найдем в нем три элемента: 1)большие потери физических сил противника; 2)такие же потери моральных сил и 3)открытое признание в этом, выраженное в отказе побежденного от своего намерения. (К. Клаузевиц)
  -- ...Имеется пять условий, определяющих победу: -- побеждает тот, кто знает, когда можно сразиться и когда нельзя; -- побеждает тот, кто умеет руководить и большими и малыми силами; -- побеждает тот, у кого сверху донизу существуют единые желания; -- побеждает тот, у кого полководец талантлив и государь не руководит им. (Сунь-цзы)
  -- На деле же умение повелевать и умение повиноваться связаны между собою. Многие говорят и думают, что в этом и состоит суть политического воспитания -- подготовить тех, кто хорошо выучен слушаться. (Плутарх)
  -- Говорят, что погубил народ тот, кто первым его подкупил; а тот, кто первым так сказал, хорошо понимал, что толпа теряет свою силу, когда ставит себя в зависимость от подачек. (Плутарх)
  -- Лучше стадо баранов, предводимое львом, чем стадо львов, предводимое бараном. (В.Э., 1911, т.17)
  -- Полководец -- это мудрость, справедливость, гуманность, храбрость, строгость. (Сунь-цзы)
  -- Поэтому он (полководец) стремителен подобно ветру, спокоен подобно лесу, вторгается и пожирает подобно огню, неподвижен подобно горе, трудно узнаваем подобно мраку, его движения подобны удару грома. (Сунь-цзы)
  -- ...Когда полководец, выступая, не ищет славы, а отступая, не опасается позора, когда он думает только о народе и о защите государя, такой полководец -- сокровище для государства. (Сунь-цзы)
  -- Командующий войсками обязан быть спокойным и этим создавать непроницаемость; быть справедливым и этим поддерживать порядок; уметь вводить в заблуждение глаза и уши командиров и воинов, держа их в неведении; менять свои замыслы и заменять свои планы, не допускать, чтобы другие о них что-либо знали; менять свое местопребывания, выбирая себе окольные пути и не допускать, чтоб другие о них догадывались. (Сунь-цзы)
  -- ...У полководца имеется пять опасных ошибок: когда он стремится обязательно умереть, он может бы убитым; когда он стремится обязательно остаться живым, он может попасть в плен; когда он быстро гневается, его могут презирать; когда он чувствителен к чести, его могут опозорить; когда он любит людей, ему могут создать беспокойства. Все эти пять опасностей являются недостатками полководца, бедствием во время ведения войны. Разбивают войско, убивают полководца непременно этими пятью опасностями. Нельзя это не знать. (Сунь-цзы)
  
  

0x01 graphic

Могила императорского раба

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Для печали есть предел, для страха -- нет.
  -- Страх -- суровейший исправитель.
  -- Преданность негодяев так же ненадежна, как они сами.
  -- Лицемерная любовь хуже ненависти.
  -- Так уж устроено природой: ничто не усиливает любовь к человеку, как страх его лишиться.
  -- Величайшая радость в жизни человека -- быть любимым, но не меньшая -- самому любить.
  -- Чрезмерное усердие больше портит, чем улучшает.
  -- Люди, преданные наслаждениям, живут будто одним днем: кончилось сегодня -- и нет причины жить.
  -- Неблагодарное дело -- услуга, если за нее требуют благодарность.
  -- Изобразить нельзя, как одушевляют действия ума телодвижения.
  -- Молодость и средний возраст мы должны посвятить родине, старость -- себе.
  -- Можно мириться с беспорядочной сумятицей в жизни юноши; старикам к лицу спокойная упорядоченная жизнь: напрягать свои силы поздно, добиваться почестей стыдно.
  -- Постараемся же, пока нам дана жизнь, чтобы смерти досталось как можно меньше того, что она сможет уничтожить.
  -- Все, однако, можно если не победить, то смягчить искусством и старанием.
  -- Змеи змей не кусают.
  

Плиний Младший (61 или 62 -- ок. 114 гг.)

  
  
  
  
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012