ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Солдатская наука" - фундамент военного дела"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Солдатская наука" - фундамент военного дела"...

0x01 graphic

ЧТО ЖДУТ ОТ ОФИЦЕРОВ

   Солдат, подчиненный для офицера, - это не просто объект воздействия или же орудие исполнения приказаний.
   Такое отношение к солдату в корне противоположно исконно-русскому пониманию офицером солдата.
  
   Лучшие российские офицеры любили солдат, а солдат любил офицера.
  
   Русского солдата было за что любить.
   Один из талантливых биографов Суворова, А.Петрушевский, чтобы объяснить, каким образом такой образованный и гениальный человек, как Суворов, мог втянуться солдатскую среду и совершенно с нею сродниться, говорит о ней следующее:
  
   "В русской солдатской среде много привлекательного.
   Здравый смысл в связи с безобидным юмором; мужество и храбрость спокойные, естественные, без поз и театральных эффектов, но с подбоем самого искреннего добродушия; умение безропотно довольствоваться малым, выносить невзгоды и беды, так, же просто, как обыденные мелочные неудобства"
  
   (Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. В 3- т. - т.1.- СП б., 1884.-с.65).
  
   О прекраснейших свойствах солдата русского писали М.Драгомиров в своих "Армейских заметках", И.Маслов в "Анализе нравственных сил бойца" (Драгомиров М.И. Сборник оригинальных и переводных статей. - СП б., 1881.- с. 7-15; Маслов И. Научные исследования по тактике Выпуск II Анализ нравственных сил бойца СП б., I896).
  

0x01 graphic

  
   Прекрасный пример для других в отношении солдат подал Петр Великий, который сам стал солдатом, и не в шутку, а в действительности.
  
   Наравне с прочими нижними чинами он спал в палатке, стоял на часах, исполнял прочие солдатские обязанности.
   То он является в роли простого барабанщика потешной роты, то в роли сержанта Преображенского полка, то в роли простого бомбардира бомбардирской роты.
  
   Раз Царь становится в солдатские ряды, то и дворянам не совестно поступать в них, и уже в I684 году число таких охотников из дворян достигает до 300, а через четыре года после того до I.000 человек и Петр вынужден образовать из Преображенского полка еще новый, Семеновский полк, ставшие впоследствии гвардейскими.
  
   "Гвардейские полки обратились в практическую школу для подготовки начальствующих лиц из лучшего служилого элемента - дворянства, отученного от местничества и приученного к Табели о рангах...
   Это была школа начальствующих с широкою практикой на войне и во время мира, выпуская своих питомцев, в качестве офицеров и начальников частей, проводников правильных взглядов на воспитание и обучение и питомником прочного воинского духа.
   Созданием гвардии Петр I построил тот якорь, которого до этого не имела русская вооруженная сила и который должен был обеспечить незыблемость и преемственность новых начал службы среди случайностей будущего." - подчеркивает А.Геруа
  
   (Геруа А. К познанию армии. -СП б., I907.-с. 21-22)
  
   С тех пор, как Петр сделался единственным самодержцем России, почти все главные приближенные его и все занимавшие наиболее высокие государственные посты, были люди, прошедшие солдатскую школу.
  
   В I7I4 году вышел даже указ, запрещавший производить в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатами, "понеже сделалось известным, что многие производят своих сродников в офицеры из молодых, которые с фундаменту не знают солдатского дела, ибо не служили в нижних чинах" (П.С.З. т. V, N 2775).
  

0x01 graphic

  
   Высоко ценил солдата и его нравственный дух А.В.Суворов, который прилагал все старания к поднятию его во вверенных ему войсках.
  
   Суворовская "Наука побеждать" вся состоит из приемов нравственно укрепляющих войска.
  
   Расчленяя задачи духовного воспитания на нравственное, гражданское, общественное, физическое и военное, его содержание можно определить так:
  
   - К нравственному воспитанию относится: развитие религиозности или нравственности, основанной на общественной морали.
   - К гражданскому воспитанию относится: преданность Государю Императору, любовь к Родине, уважение законов и гражданских установлений.
   - К общественному воспитанию относится: любовь и уважение к родным, ближним, к семье, понимание и уважение общественного строя, прав и обязанностей человека в общественных организациях.
   - К физическому воспитанию относится: сохранение своего здоровья, сил и их развитие.
   - К военному воспитанию относится: соблюдение присяги, почитание знамени, дисциплины и прочие элементы воина.
  
   (См.: Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса.- СП б., I908.- с. 140.)
  
   Применительно к особенностям русского солдата П.Карцов сформулировал следующие правила:
  
   "При обращении с солдатом, младший офицер должен иметь всегда в виду следующие, так сказать, основные правила:
  
   а) Справедливость и одинаковую, разумную строгость, не зависящую от расположения духа и от других личных условий;
   б) Последовательность требований, не допускающую порывов и суетливости;
   в) Ровность обращения, не допускающую ни излишней суетливости, ни слабости или доброты, доходящей до фамильярности. Младший офицер, сегодня требующий одно, а завтра требующий другое, сегодня взыскивающий за то, на что вчера не обратил внимания, подрывает веру солдат в свое знание и навлекает на себя справедливый ропот. Всякое требование и указание, если они не всегда одинаковы, будут считаться или произволом, или капризом.
   г) Не злоупотребление своею властью, доходящее до нарушения прав и самолюбия подчиненного. Последнее особенно важно в отношении унтер-офицеров, в которых не только следует уничтожать, а, напротив, должно поддерживать самолюбие. Различие между званием офицера и нижним чином, кто бы он ни был, фельдфебель или рядовой, так громадно, что нет надобности поднимать его превышением своих прав или обращением, унижающим личность солдата; наконец
   д)участие к положению и быту подчиненных младшему офицеру нижних чинов"
  
   (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. - I884.- NI.- с. 32).
  
   Практикой установлено, что солдат ценит в офицере, прежде всего:
  
   - знание службы и умение учиться тому, что требуется;
   - солдат уважает справедливость, ровность обращения, заботливость о его быте, умение говорить с ним.
  
   Последнее весьма важно и приобретается только теми офицерами, которые часто вращаются в солдатской среде и любят ее.
   Солдатский язык краток и ясен; он не допускает ни растягивания, ни мямленья.
   Офицер, как бы ни был красноречив в общепринятом смысле, никогда не возбудит внимания к своим словам, если вздумает говорить эффектными фразами.
   Перед строем нужно говорить внушительно, так чтобы каждый слышал говоримое, и чтобы тон речи скорее отзывался приказанием, чем просьбою.
  
   Исходя из всего сказанного, можно указать те специфические качества, которые необходимы в офицере с учетом ценностных ориентаций подчиненных:
  
   а) опытность в военном деле и "солдатской науке" (фундамент военного дела):
  
   "Необходимо помнить, что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку, и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором" (Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии.- Брест-Литовск, I9I0.- с. 125)
  
   б) справедливость:
  
   "Самое понятие о власти неразрывно связано с понятием о справедливости, которая есть в то же время необходимый атрибут всякой нравственной силы"
  
   (Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ. - Варшава, I908.- с.20).
  
   в) заботливость:
  
   "Любовь подчиненных является также следствием заботливости начальника к их нуждам. Заботливость о пище и отдыхе людей составляет непременную обязанность начальника. Но возбудить любовь можно лишь заботливостью, которая сознается людьми"
  
   (Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СП б., I898.-с. 148).
  
   г) чувство меры:
  
   "Если хотите, чтобы люди были полезны, не допускайте лености, давайте всегда занятие, работу, держите в постоянной деятельности, не утомляя без меры, не доводя до такого состояния, когда люди станут ослабевать в силах"
   (Инструкция китайского полководца Сунь-цзы подчиненным ему генералам. // Военный сборник.-I860.-N6.-с. 336).
  
   М.Меньшиков: " Средний русский человек, надо признать это, меньше хочет и бледнее воображает. Он в более слабой степени обладает чувством меры (и стало быть вкусом)".
  
   (Меньшиков М.О. Анархия и цинизм. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 169).
  
   В то же время, человек, обладающий чувством меры, является привлекательной личностью и вызывает уважение окружающих. Необходимость же развития чувства меры в русских людям несомненна. Выполнить эту задачу может только тот, кто сам имеет это качество.
  
   д) представительность:
  
   "Наружный вид офицера и образ его жизни, так или иначе, рекомендует его начальству, постороннему обществу и даже подчиненным нижним чинам. Командир части должен обращать на это внимание, потому что по представительности его офицеров часто судят об остальном. Для посторонних личностей наружность есть вывеска, потому что для оценки внутренних достоинств нужно близко знать человека, тогда как наружный вид налицо. Наконец, на видного офицера, одетого всегда чисто и прилично солдат смотрит совсем иначе, чем на вялого, угрюмого и равнодушного к своему наружному виду"
  
   (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник.- I884.- NI ).
  
   е) ровность в поведении и в отношениях к подчиненным, отсутствие импульсивности, мелочной придирчивости, излишней строгости, грубости и т.п.:
  
   "Чувство личного достоинства, это - сила как для простого солдата, так и для офицера, это - элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат. Очевидно, сколько необходимо осторожное, бережное отношение с этой силой, которую ведь можно привести к нулю грубостью, ненужной строгостью, запугиванием"
  
   (Апухтин А.Н. Командный состав армии. - Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 2I марта I907 г. -Общество ревнителей военных знаний. Кн.3.- СП б., I907.- с. 9.).
  
   ж) искренность:
  
   "Если начальник пожелает ввести в заблуждение своих подчиненных относительно своих личных достоинств, своей моральной ценности рядом уловок красивых поз, поворотов головы, жестов, слов, то он скоро собьется с пути. Всякая ошибка, всякий промах моментально чувствуются ими. Итак, управление частью хитростью, уловками всегда было и будет обречено на неудачу. Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение"
  
   (Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908.- с. 110)
  
   Учитывая то обстоятельство, что развитие указанных качеств относится к разряду нравственного воспитания, уже получившего освещение, остается только еще раз подчеркнуть важность духовного начала в офицере, необходимость его активного укрепления и настоятельную потребность искоренения негативных проявлений в этой области.
  
  
   См.: далее...
  
  

0x01 graphic

Русские солдаты и офицеры.

Раскрашенная гравюра. Неизвестный гравер. Первая четверть XIX в.

ИСПОВЕДАНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

(Из "Войны и мира" - важные фрагменты)

  
   Толстой о Наполеоне:
   В отношении поднятия духа войск, беспрестанно делались смотры, раздавались награды. Император разъезжал верхом по улицам и утешал жителей...
   *
   Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных случаях, не затрагивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
   *
   Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерию, артиллерию и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не продавали французам.
   *
   Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.
   *
   Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства; фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым - поняв, что дело не шутки, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого происшедшего поединка.
   *
   Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам, - историки, которые писали об этом событии.
   *
   Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. Сожжение городов и деревень, отступление после сражения, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это отступление от правил.
   *
   Наполеон почувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика, остановился в Москве и вместо шпаги противника увидел поднятую над ним дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей).
   *
   Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию третью или четвертую, сделать искусное выпадение в первую т т.д., - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотою, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
   *
   И благо тому народу, которое не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и ловкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.
   *
   Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы.
   *
   Дух войска - есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
   *
   Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того, чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войск, беспрестанно оказывается неверным и особенно поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, - во всех народных войнах.
   *
   Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так. что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.
   *
  

0x01 graphic

М.И. Голенищев-Кутузов.
Гравюра Ф.Вендрамини с оригинала Л. де Сент-Обена.

1813 год.

  
  
   О Кутузове:
   Начиная с Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и в донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны что все сделается само собою лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем-нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст ни одного русского.
   *
   И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, - он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживает немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
   *
   Действия его - все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях:
   1)напрячь все свои силы для столкновения с французами,
   2)победить их и
   3)изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
   *
   Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность.
   *
   Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение - победа.
   *
   Но каким образом тогда этот старик, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
   *
   Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил во всей чистоте и силе его.
   *
   Только признание в нем этого чувства заставило народ странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
   *
   Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
   *
   Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.
  
   См. далее:
  
  

0x01 graphic

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  -- Слава есть чувство, возвышающее нас в собственных глазах наших и увеличивающее уважение к нам людей просвещенных; мысль о славе тесно связана с мыслью о побежденном затруднении, с великою пользою, следующей за успехом, и с одинаковым умножением благ для всего мира и для отечества. (Л. Дюра-Лассаль)
  -- Славолюбие значительно глубже и возвышеннее честолюбия, потому что требует значительно большего. Честолюбец тут же получает награду -- почет. Славолюбец не может ее получить, он может в нее лишь верить, так как его награды начинается только после его смерти. Честолюбец разочаровывается, не получая удовлетворения, славолюбец -- никогда от этого. Славолюбие более стойко, а так как стойкость -- одна из величайших житейских и военных добродетелей, то славолюбие в военном деле выгоднее честолюбия. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что честолюбие -- доблесть сражения; славолюбие -- доблесть войны. (А. Зыков)
  -- Офицер не должен легко давать свое честное слово. Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства -- пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы. (Э. Свидзинский)
  -- Трудно предполагать, что между десятками лиц, разного воспитания и разных направлений, все одинаково бы смотрели на ту грань, у которой кончаются частные отношения и начинаются служебные. Раз что эта грань кем-либо преступлена, является уже столкновение, от которого не далеко от нарушения дисциплины, до преступления. Искать любви допущением произвола, бездействием власти, потворством беспорядку -- преступно. Заслужить ее справедливостью, знанием дела, нравственным влиянием, участием в быту, -- всегда похвально и полезно. (П. Карцов)
  -- Совесть воина -- в выполнении приказа, а иная совестливость преступна. (Е. Месснер)
  -- Ставь своих воинов в такие места, где нет выхода, тогда они предпочтут смерть бегству, если они готовы умереть, как же не добиться победы? Командиры и прочие люди в этом положении напрягают все свои силы. Когда войско находится на грани гибели, тогда оно ничего не боится. Когда оно находится в безвыходном положении, оно крепко держится. Когда оно находится в глубине (страны противника), его ничто не сдерживает. Когда нет никакого выхода, оно ожесточенно борется. Поэтому твои войска и без указаний будут осторожны, без требований -- исполнительны, без уговоров -- дружны, без приказов -- верны. (Сунь-цзы)
  -- Армия не боеспособна, если она не одушевляется и не проникнута во всей своей массе: инициативой, интеллектуальностью, личной и корпоративной честью, профессиональной гордостью и, главным образом, сознанием долга. (П. Изместьев)
  -- Со словом "солдат" соединяется понятие -- смелый, герой, храбрый. Таков и был он, когда войны бывали часты и срок службы его продолжительным. В настоящее время этих условий не существует и современный солдат мало чем отличается от обыкновенного простолюдина или гражданина. На солдата теперь принято в обществе смотреть как на лицо, отбывающее воинскую повинность, которая по-видимому, не имеет ничего общего с военным делом -- войной. Большинство с этим свыклось и как будто признало, что так и должно быть. Но такой взгляд нельзя признать нормальным. Войны в наше время, правда, хотя и редки, но, во-первых, никто и ничто не может поручиться за то, что они уже не повторятся, второе, что никогда нельзя предвидеть, в какой момент война может вспыхнуть. (Д. Трескин)
  -- Справедливость должна стоять во главе всех действий командира части. Это качество может проявляться или нарушаться им беспрерывно, но нигде оно так не осязательно, как в аттестации офицеров и при представлении их к наградам. (П. Карцов)
  -- Степенность есть долг для военачальника, требуемый и важностью его звания и условиями общежития. Воин должен отличаться сим качеством и в делах и в речах своих. Следовательно, неуместные восторги, шутки, насмешки, язвительное остроумие, страстные выражения, пиитические преувеличения и вымыслы не должны быть терпимы в военном слоге; еще менее простительны простонародные пословицы, низкие и неприличные выражения и т.п. (Я. Толмачев)
  -- Скобелев, обожаемый войсками за свою храбрость, в беседе с одним из своих друзей сказал: "Нет людей, которые не боялись бы смерти; а если тебе кто скажет, что не боится -- плюнь тому в глаза: он лжет. И я точно так же, не меньше других, боюсь смерти. Но есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показывать, тогда как другие не могут удержаться и бегут перед страхом смерти. Я имею силу воли не показывать, что я боюсь; но зато внутренняя борьба страшная, и она ежеминутно отражается на сердце". (Н. Головин)
  -- Строгость всегда одинаково справедливая и одинаково соответствующая вине, неуместною быть не может. (П. Карцов)
  -- Там, где надо управлять людьми во что бы то ни стало, там необходимо уменьшить значение внутреннего напряжения толпы. Могучим средством для этого является строй... Внутреннее напряжение уменьшается запрещением в строю разговоров, восклицаний, движений, т.е. способов, которыми передаются чувства и настроения. Полная свобода выражения своих ощущений оставляется только за старшим начальником, т.е. за руководителем всех этих людей... Из строя может быть извлечена вся присущая ему выгода только тогда, когда люди, его составляющие, будут производить движения только одновременно. (А. Зыков)
  -- Счастье не дается внешними благами, и кто гонится за ним, тот истощает свои силы в постоянных разочарованиях. (Наставление к самодисциплине, 1900)
  -- Твердость духа есть внутренняя сила человека, противоборствующая великим и, по-видимому, неодолимым препятствиям. Она часто возрастает с невозможностью победить трудности, и к удивлению нашему нередко побеждает оные. Трудное поприще воина, исполненное опасных подвигов, требует, так сказать, на каждом шагу сей доблести душевной; и в ком нем твердости духа, тот по форме только, а не по душе воин. (Я. Толмачев)
  -- Пора кончить с этими вечными спорами неучей-практиков с чисто кабинетными учеными, иногда игнорирующими жизнь. Первые обыкновенно обвиняют ученых в их неумении применять свои идеи на деле, что их научные мысли слишком отвлечены, беспочвенны, что это только громкие фразы, практического значения не имеющие; вторые, теоретики, объясняют часто делаемые в практике войны ошибки незнакомством с основными началами военной науки. (Н. Михневич)
  -- Одно из отличительных свойств твердого духа есть постоянное терпение. Сие качество нужно воину не только во время трудных походов, во время продолжительных осад и в других несчастных случаях, но и в мирное время. Войско, теряющее навык терпения, теряет постепенно и другие воинские доблести: примером сему служит войско Аннибала, вкусившее сладости покоя в Капуе. Девизом военного человека должно быть самоотвержение. (Я. Толмачев)
  -- Чувство товарищества, выражающееся в сознании принадлежности к одной товарищеской семье, в уважении, благорасположении и привязанности к товарищам, в непопустительстве, при каком бы то ни было случае, выдать товарища, напротив того, в готовности всегда помочь ему, выручить из беды. Жалоба на товарища, не вызванная необходимостью, неприлична, противна духу товарищества, а потому нетерпима в среде военнослужащих. (Ф. Гершельман)
  -- Товарищество -- это одна из форм воинского духа. Мы должны помогать друг другу, так как мы совместно работаем в одном общем деле. Эта дружная работа порождает солидарность, без которой невозможно продуктивное служение общему делу. Товарищество должно царить в армии. Товарищество вырождается и становится болезненным явлением, когда под его флагом преследуются личные цели в ущерб службе. (П. Изместьев)
  -- Точность есть вежливость царей, вельмож и генералов; когда у них недостает ее, то этим недостатком заражаются их подчиненные, и отсюда часто происходит общее нерасположение, ибо подчиненные в неточности начальствующих видят какое-то презрение в исполнении их обязанностей во всем. (Л. Дюра-Лассаль)
  -- У требовательного начальника безропотно исполняется и тяжелая служба; по привычке она даже не кажется тяжелою, а у того, кто бывает требовательным лишь периодически, или случайно, даже и невысокие требования вызывают ропот на строгость. Это явление происходит не от абсолютнейшего затруднения исполнить требуемое, а благодаря резкости перехода от обычного халатного отношения к делу -- сразу к строгости и точности. (М. Драгомиров)
  -- При крайней ослабленности воли является трусость; трусливый человек н только не может подавить в себе инстинкт самосохранения и чувство страха, но влияет и на других. У объятого страхом замечается упадок энергии; забывая собственные достоинства, свои обязанности, человек стремится вырваться из обстановки, вызывающей страх, стремится убежать, скрыться и вот тут-то энергия его увеличивается во всем, что касается уклонения от опасности. (Нр. элемент)
  
  

0x01 graphic

Алтарь богини Ромы и Августав Лугдунуме

(Лион).

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  -- Кто быстро судит, тот быстро и раскаивается.
  -- Преступна спешка в умозаключениях.
  -- Удваивают память наши бедствия.
  -- В беде уже поздно о совете спрашивать.
  -- Лишать чести другого -- значит лишаться своей.
  -- Плохо то решение, которое нельзя изменить.
  -- Дорога к славе прокладывается трудом.
  -- Для спасения человека можно причинить ему и боль.
  -- И срам хорош, когда за дело доброе.
  -- Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо.
  -- Видя чужие пороки, умный избавляется от своих.
  -- Есть разница, кто с виду, а кто по сути мудр.
  -- Кто мудр -- врага боится и бессильного.
  -- Сомнение есть первый подступ к разуму.
  -- Чужим пороком мудрый исправляет свой.
  -- Раздумье научает смертных разуму.
  -- Кого удача любит, тот глупеет вдруг.
  -- Кто глуп, тому не впрок советы умного.
  -- Кто глуп и понял это, тот уже не глуп.
  -- Чтоб погубить -- судьба лишает разума.

Публилий Сир (I в. до н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023