ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Спасенная Богом

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  

 []

Икона Божией Матери "Знамение".

СПАСЕННАЯ БОГОМ

"Посему ставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене,

и будут два двое плоть одну плоть. Тайна сия великая;

я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит своею жену,

как самого себя; а жена да боится (своего) мужа".

Посл. к Ефесянам Св. Ап. Павла. - Гл. 5, с. 32-33.

  
   Так начинается семья.
  
   Оставивший отца и мать и взявший себе подругу жизни, сам становится отцом семьи, а его жена -- матерью семьи.
  
   Является новая семья.
   Если эта семья живет по слову Божию, то трудно найти более трогательную картину, более возвышенное зрелище.
   Муж -- глава семьи.
   Он работает и трудом своим кормит семью.
   Жена -- его постоянная помощница: то разделяет она труды своего мужа, то занята детьми.
  
   И муж и жена прилагают постоянную и неусыпную заботу о том, чтобы воспитать детей в страх Божием, вну­шать им то, что требует святая церковь, сделать из них добрых и полезных граждан.
  
   Это -- величайшая и важнейшая, это святейшая обязанность семьи, ее долг пред Богом и Царем.
  
   Достигнуть этого можно, прежде всего, и лучше всего, разумеется, собственным примером.
   Ничто так не действует на детей, как пример их родителей. Видя, что отец и мать ежедневно молятся Богу, посещают Храм Божии, ведут честную и трезвую жизнь, трудятся, между собою живут мирно, -- видя все это, и дети научаются добру.
   С первых лет жизни они привыкают к мысли, что "без Бога ни до порога", что похвальная жизнь только честная и трезвая, что труд в жизни необходим, что мир и согласие -- счастье жизни.
  
   Но мы сказали, что муж работает и кормит свою семью.
   Эта работа отнимает у него много времени и часто не позволяет ему заниматься великим делом воспитания детей.
  
   Кто же занимается им?
  
   Жена, мать, на которой лежит и весь дом. Нередко приходится слышать от мужей: "я -- работаю, -- а жена что? Разве работа в доме, на одном месте?"
   О, как неразумно такое суждение! Сколько в нем необдуманности, сколько греха! Нет важнее, нет труднее, нет и священнее работы, как воспитывать детей. А как трудна эта ра­бота!
   За неудачную работу каждый отвечает, но ответ ответу рознь: не одно--потерять лишнюю плату, и отве­чать перед Богом и Царем.
  
   А разве тот, кто не воспитал хорошо детей, не несет самой страшной ответ­ственности пред Богом и Царем? Дети не знают Бога, дети вышли бесполезными и даже вредными людьми,-- кто виноват?
  
   Тот, кто их воспитывал.
   Пусть же не допускают мужья неразумного суждения, пусть помнят, как велика и священна работа их жен--матерей семьи, пусть ценят эту работу и с благодарностью смотрят на нее.
  
   С другой стороны, слышатся и неразумные суждения женщин: "Я -- несчастная, должна всю свою жизнь возиться дома с детьми!"
   И грех, и стыд допускать такие мысли.
   Кому много дается, от того много и тре­буется, и только одно неразумение заставляет женщин думать, что им мало дается.
  
   Как мало?
   В их руках судьба детей.
   Вырастут дети, будут верующими и добрыми людьми, кто похвалится тогда тем, что хо­рошо воспитал их?
   Кому дети скажут свое спасибо?
   Не матери ли, прежде всего?
  
   О, как велико, как свя­щенно дело матерей!
  
   И пусть помнят они, что Господь не обидел их, дав им, прежде всего, вести дом, воспитывать детей; пусть знают, что их обязанности не только не меньше обязанности мужей, но выше и свя­щеннее.
   В этом сознании они найдут и утешение, и поддержку, и силы для своего почтенного труда.
  
   Итак, премудрый Творец никого не обидел, ни­кому не дал больше или меньше: назначив мужчине в поте лица добывать хлеб и быть кормильцем семьи, Он и женщине дал великий и важный труд -- вести семью по пути Божию, чтобы труды и кормильца не пропадать даром, чтобы сделанное им пошло в прок.
   Несправедливы и греховны жалобы, -- нужны дружные и согласные усилия, нужна совместная работа. И где такая работа--там мир и согласие, там спасение, там благо­дать.
   И нет большей радости, как видеть такую семью!
  
   Но человек, по слабости своей, часто сбивается с пути истинного и нарушает правила доброй и богоугод­ной жизни.
   В семью часто входят раздоры, и, вместо рая, в ней видится целый ад. Не дай Бог никому быть членом такой семьи! Но что делать, когда совер­шилось попущение, когда дьявольские козни взяли верх?
   Наше слово к женщинам.
   Не предавайтесь в таких случаях отчаянию. Помните, что Господь поставивши вас у великого дела семейного, защитит вас от всех обид и притеснений и вразумит тех, кто нано­сить вам обиды.
   Только молитесь Ему и Его Пречистой Матери, твердо памятуя, что никакое горе ваше не срав­няется с горем Божией Матери, сердце Которой оружие прошло, когда
  
   Она видела страдания Сына Своего на Голгофе.
  
   И, испытав, Сама тяжкие страдания, Богоматерь является всегда заступницей за всех обижаемых и притесняемых, если они с верой к Ней обращаются.
   И если вы, женщины, неся обязанности по дому, чисты со­вестью, то не бойтесь несправедливых притеснений мужей: смело и с полной верой молитесь Пресвятой Богоро­дице, и Она защитит вас, вразумит обижающих вас и пошлет мир в сердца, встревоженные кознями врага рода человеческого.
  
   Чтобы подтвердить сказанное и больше убедить вас в том, что Пречистая Дева--постоянная заступница за обижаемых, мы расскажем здесь подробно об одном великом чуде, совершенном Божией Ма­терью, дивно заступившеюся за неправедно обидимую жену.
  
   Расскажем, однако, не для жен только: да уразумеют и мужья, что обижаемые имеют защиту и да устыдятся обид, которые наносят они по своему неразумию и непониманию, и да поймут, в чем их и всей семьи счастье.
  
   Дело было давно.
   Жили молодые супруги.
   Были они и не простого происхождения, и на бедность не могли пожаловаться. Жизнь их проходила тихо, мирно, спокойно. Муж любил свою жену, которая платила ему тем же. Добрая, кроткая, послушная, набожная жена дни и ночи проводила в молитв.
   Не желала и не просила она многого: она молила Царицу Небесную о том, чтобы ее лю­бимый муж не изменился, чтобы то счастье, какое полу­чила она, не было у нее отнято, чтобы покой и мир семьи не нарушался. Иные желают многого, но тут было самое скромное желание.
  
   Благочестивая женщина, она как бы так говорила: "Господи! Ты дал мне все, что нужно для покойной жизни; не отыми же данного Тобой"! А чтобы быть достойной сохранить полученное, молодая женщина не изменяла своего образа жизни, не уставала в молитв, не допускала нарушения заповедей Божиих, следила за мужем и всячески заботилась о том, чтобы быть достойной пока еще доброго, ласкового и любящего мужа.
  
   Время, однако, шло.
   Враг рода человеческого, "искый кого поглотити", всегда завистливый, противящийся счастью людей и радующийся греху, -- враг этот позавидовал молодой семье и поспешил бросить в тихий земной рай семя раздора.
  
   Муж стал сбиваться с доброго пути, на который стал и по которому шел.
   Добрая, кроткая, смирная жена ему перестала нравиться, а с нею пере­стала привлекать его и тихая семейная жизнь. Вот он оставляет свой дом и проводить дни и ночи в бражничаньи, кутежах, попойках и с такими же недостой­ными людьми, как и сам.
   За пьянством является разврат и муж отдается ему, ища в нем наслаждений. Дома он уже не беседует с женой, как прежде: вместо тихой дружеской беседы, стали слышаться попреки, брань.
  
   Земной рай превратился в ад, видя который мог радо­ваться и радовался дьявол, но как страдала бедная, ни в чем неповинная жена!
  
   Выше мы сказали, что супруги не могли пожаловаться на бедность.
   Но богатство легко проживается.
   Пока человек ведет скромную жизнь, трудится, не расточительствует, до тех пор и богатство его сохраняется; а станет лениться, начнет предаваться рассеянному об­разу жизни, и богатство не сохранится.
  
   Так случилось и теперь.
   Едва молодой супруг начал оставлять дом, стал отдаваться кутежам, перестал смотреть за всем, его богатство стало заметно убавляться. Мало-помалу наступило и разорение.
   Не было уже прежних удач, и все, что ни начинал он делать для приращения богат­ства, оканчивалось неудачами.
  
   Да и можно ли было ожи­дать успеха, когда глаз хозяина направлялся теперь не туда, куда нужно?
   Деньги шли на кутежи, а прибытка не было. Другой бы опомнился, раскаялся, снова взялся за дело, но сбившийся с пути и попавший во власть дьявола не в силах уже был вернуться назад.
   Мало того, он дерзнул даже обвинять жену в том, в чем сам был виноват! Часто люди свою вину взваливают на других, не желая сознаться в ней. И наш злосчастный муж поступил также. Он стал теперь осыпать уко­рами несчастную жену: виновата--мол--она и в разорении, и в том, что не имела приданого, и в том, что не сберегла богатства.
  
   Словом: все, что мог при­думать беспутный, потерянный человек, -- все придумывал муж для обвинению нелюбимой жены.
  
   Что же жена?
   Она кротко переносила страдания, как посланное Господом испытание.
   Горячая молитва ее не прекращалась.
   О чем молилась она?
   Не о возвращении богатства, которое тленно, нет: несчастная женщина молилась о возвращении ей прежнего мира, спокойствия, любви мужа. Вот чего желала она, о чем молилась, чего просила у Бога, просила неусыпно, молилась ежеминутно, проводя в молитве все время отсутствия мужа.
  
   Она не получала просимого: муж ее продолжал беспутствовать; но продолжала молиться, твердо помня слова Христа: "просите и дастся вам". Иной человек и после усерд­ной молитвы приходить в отчаяние, говоря: я молился, но Бог не хочет слышать мою молитву!
   И оставляет молиться.
   Такая молитва не угодна Богу.
   Не может человек знать, когда угодно Богу дать просимое моля­щемуся, но он, человек, должен помнить, что никогда молитва, если она горяча и искренна, не останется не­услышанной; поэтому он должен продолжать и продол­жать молиться, храня в душ вру в то, что моление его будет услышано, что по вере его будет ему будет позже или раньше.
  
   Так и поступала благочестивая жен­щина, о которой идет речь.
  
   Радовавшейся успеху своему, дьявол задумал нечто еще худшее.
   В то время, когда муж сидел в притон пьянства, не решаясь идти в опротивевший ему дом, подошел к нему какой-то человек и седлал странное, неожиданное и лукавое предложений: "отдай мне свою жену"! сказал он: "ведь, все равно ты ее не любишь, и я тебе за это дам то, что ты потерял и о чем так жалеешь, именно--твое богатство: через самое короткое время ты снова станешь богат".
  
   Муж не понимал просьбы и, конечно, не подозревал, кто пред ним стоить...
  
   Он только интересовался одним; действи­тельно ли незнакомец говорит правду?
   Действительно ли он, обедневший муж, может вновь получить богатство?
  

   Но речи искусителя убедили его: ведь, жены он не любит, часто посылает ее "к дьяволу" (это преступная манера ругаться,--как умело пользуется ею дьявол!), а тут предстоит и от жены избавиться, и богатство по­лучить... Мало того незнакомец предлагает даже раньше отдать богатство, лишь бы сделано было условие, по ко­торому он отдаст свою жену после. Только одно беспутство может довести человека до того, чтобы принять подобное предложение, не догадываясь кто может сде­лать его.
  
   Но предающийся разврату и пьянству и есть тот беспутный, который в дьяволе видит доброго со­ветника, а истинно доброго советника не распознает. Так и муж любовно отнесся к предложению незнакомца.
  
   Правда, в душе его шевельнулось как-будто чувство жалости к жене, но это чувство не взяло перевеса над желанием получить богатство; правда, он утешал себя той мыслью, что незнакомец шутит и условия не испол­нить; но была в душе и другая надежда, что богатство вернется.
  
   Условие было подписано.
  
   На другой день, по этому условию, муж и незнакомец должны были отправиться в лес, чтобы там откопать клад, который и получить муж. Так и сделали. Когда вскопали в лесу землю, глазам беспутного мужа представилось необычайное зре­лище; в земле хранилось несметное количество золота, драгоценных камней! Вот то, чем дьявол прельщает человека...
  
   Муж получил богатство, которого желал.
   Он зажил иначе: уплатил долги, его проданные земли, дома,--все возвратилось вдруг.
  
   Какою ценою куплено оно?
   Об этом несчастный и спросить себя боялся: ценою преступного дела... По условию, ровно через два месяца после получения богатства, он должен был привести свою жену в лес, и передать ее незнакомцу на том самом месте, на котором получил богатство...
  
   Как сон, прошли два эти месяца.
   Нужно было исполнить условие. Муж взял жену и, не сказав ей в чем дело, пошел с нею.
  
   Предчувствие говорило несчастной женщине, что муж затевает что-то недоброе; но всегда кроткая и послушная, могла ли она ослушаться и теперь того, кого, по-прежнему, продолжала любить?
  
   И она безропотно пошла за супругом.
   Только по дороге, городом, она стала просить своего мужа позволить ей зайти в храм помолиться Богу. Отказать жен в просьбе муже не решился, но сам не зашел в храм: совесть не позволила ему идти молиться перед совершением столь постыдного дела.
  
   И вот несчастная жена в храме.
   Она упала пред иконой Божией Матери, и из уст ее полилась горячая молитва к Заступнице рода христианского. Она молила Пречистую Деву защитить ее, молила с усердием и сле­зами, молила, как только может молить глубоко верующая, искренно чувствовавшая и много страдавшая душа.
   Муж стоял на улице, ожидая жену, но жена забыла о муже: она вся поглощена была молитвой; она думала только о той, пред иконой которой теперь простерлась.
   Слабая женщина впала в какое-то забытье; сон смежил ее глаза.
  
   Муж продолжал ожидать.
   Им овладевало уже недовольство. Появись теперь жена, он набросится на нее, станет бранить, не постесняется и тем, что заме­длила она в церкви. И смотрит он на церковную паперть, и с нетерпении ожидает выхода жены из церкви. Но вот она появилась. Лицо ее покрыто. У мужа не поворачивается язык, чтобы бранить жену за промедление. Они идут, идут...
  
   Вышли за город.
   Подошли к условленному месту. Явился незнакомец. Муж передал ему свою жену, получил условие, уничтожил его. Незнакомец подошел к жене.
   "А, усердная молитвенница! Теперь ты в моей власти!" злорадно сказал он, напоминая то, что жена постоянно молилась и молитвами ограждала себя от дьявола. И он дерзко схватил ее за руку...
  
   Но тут случилось нечто необычайное...
   Незнакомец вдруг почувствовал опаление, как бы от прикосновения к огню. Из уст его раздался страшный крик испуга.
   Покрывало, бывшее на голов женщины, открылось.
   Перед пораженными мужем и незнакомцем стояла совсем не та несчастная женщина относительно которой они заключили сделку. Ее величественный, полный гнева, взор падал на незнакомца, который не имел силы защитить себя от этого неотразимого взора и, как от ослепляющего блеска молнии, закрывал свои глаза рукой. Его отчаянный возглас разъяснил, кто был перед ними.
  
   "Матерь Иисуса!"- кричал незнакомец: - "кто призвал Ее? Зачем Она здесь? Может ли быть Она под моею властью? Я сторговал жену этого негодяя, которая досаждает мне своим благочестием. Мог ли я думать, что вместо нее придет сюда Матерь Христа?"
  
   Вот Кто стоял перед незнакомцем и мужем! Вот Кто явился на защиту неправедной обиженной жен­щины!
  
   Мгновение -- и пред мужем новое чудо: пораженный взорами Богоматери, незнакомец обессилел, упал на землю и вдруг исчез. Невидима стала и Пречистая Дева.
  
   Можно себе представить, что чувствовал теперь муж, бывший свидетелем всего происшедшего.
  
   Охваченный страхом, он стоял как окаменелый.
   В уме его быстро пронеслось все, что он делал, что седлал, что хотел сделать, и горькое раскаяние, соединенное со стыдом, явилось вместо недавней дерзости. О, чтобы дал он теперь, чтобы только вернуть прошлое!
  
   Зачем он допустил все это?
   Какую пользу извлек из всего этого?
   Как не догадался он, что это был за незнакомец?
   Как не сообразил, что такие деяния и речи, какие он слышал и видел от незнакомца, свойственны только дьяволу и людям, кои попали во власть Дьявола?
  
   Неужели он не видел кротости и смирения жены, ее благочестия, ее усердных молитв?
   А если видел, то как мог не знать, что и на самого слабого человека, но вооруженного таким неодолимым оружием, какое было у его жены, нельзя нападать?
  
   Все это, конечно, пришло теперь в голову мужу, вразумленному дивным чудом Богоматери, и только теперь постиг он всю глубину совершенной им мер­зости, все постыдство поступков. При мысли о жене, он чувствовал себя теперь низким и недостойным. Та, которую он гнал, преследовал, бранил, хотел сбыть с рук дьяволу,--та женщина явилась теперь перед ним недосягаемой по ее величию, иначе Пречистая Дева не заступилась бы за нее.
  
   Но возвратимся в город к храму.
   Как бы про­клятый Богом и людьми, как бы отверженный всеми, шел муж обратно. А жена его продолжала находиться в храме в том же забытьи сна, на полу, омоченном ее слезами.
  
   Проходила ночь.
   Отперли церковь и нашли женщину. Разбуженная, она поспешила из храма к мужу. Ее поразительное смирение и тут сказалось во всей силе: она дрожала при мысли, что осмелилась нарушить приказание мужа и замедлила. Встречает она мужа и бро­сается к нему с мольбой о прощении. Она спешить поведать ему причины промедления, сама не знает, как все случилось, как пришла в забытье, как заперли церковь, в которой и пробыла она всю ночь. Но вместо грозного выговора, брани и криков, слышит она от мужа слова кротости, раскаяния и мольбы о прощении. Он, заставлявши ее всю жизнь плакать, теперь рыдал перед ней; он, не хотевший и слышать ее просьбе о прощении того, в чем она и не виновата, сам вымаливал у нее прощение.
  
   Благочестивая женщина чувство­вала, что произошло что-то необычайное, но что именно?
  
   И муж поведал ей обо всем случившемся. И супруги, примиренные, счастливые больше, чем когда-либо, вошли в храм и там принесли горячую благодарственную молитву Пресвятой Богородице за Ее дивное заступление и вразумление.
  
   Супруги роздали все богатство нищим и зажили новою жизнью--жизнью, полной труда, счастья, взаимной любви и преданности.
   Так Пресвятая Дева защитила неправедно обиженную жену, так она вразумила и неправедно обижавшего мужа.
   Да послужит же этот рассказ о дивном чуд Богоматери утешением и наставлением для жен и мужей.
   Пусть помнят жены, что благочестие их, любовь к мужу, кротость и смирение не остаются не вознагражден­ными: пусть не боятся он огорчений, ибо есть у них заступница усердная--Матерь Бога Вышнего, к Ней же да и обращаются непрестанно!
   Пусть помнят и мужья, как надо дорожить хорошими женами, как надо ценить их качество, как опасно оскорблять слабых и невинных, всегда имеющих такую защиту в лице Богома­тери, с которой не сравнится никакая защита челове­ческая.
  

Семья православного христианина.

Сб. проповедей, размышлений, рассказов и стихотворений. Изд. Второе. Значительно исправленных и дополненных.

Составил священник А. Рождественский. -

СПб, 1902.

   ...
   Илл.
   Исторические личностей

 []

Изгнание Адама и Евы из рая.

Миниатюра из древнерусской рукописи 16 в.

 []

Христиане и язычники.

Художник С. Иванов. Нач. 20 в.

 []

Иконное изображение великокняжеской четы в одеянии

14 в. Великий князь Василий III и Елена Глинская

 []

Иллюстрация к былине о жене и Добрыне Никитиче.

Художник И. Я. Вилибин

 []

Боярыня Морозова посещает протопопа Аввакума в заключении

 []

Обручение Ивана III с Софьей Палеолог.

Миниатюра. 16 в.

 []

Царица Марфа Матвеевна, вторая жена Федора Алексеевича.

 []

Великая княгиня Софья срывает пояс с Василия Косого.

Фрагмент картины Н. П. Чистякова

 []

Царевна Софья Алексеевна на фоне государственного герба

 []

Царица Мария Ильинична, первая жена царя Алексея

 []

Царица Наталья Кирилловна, вторая жена Алексея Михайловича.

  

 []

Великие князья Александр и Константин Павловичи и великие княжны Александра, Ольга, Мария и Екатерина Павловны.

 []

Мода в России в 1779 г.

 []

  

Екатерина Вторая, окруженная семейством и ближайшими придворными

 []

Княгиня Е.Н. Орлова.

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012