ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Способен ли Русский народ к свободе?"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


пособен ли Русский народ к свободе?"...

  
  
  

0x01 graphic

  

ПСИХОЛОГИЯ ВЕЛИКОРОССА

В.О. Ключевский

  
   Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии.
  
   Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великороссов; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставлял капризу природы каприз собственной отваги.
  
   Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось.
  
   В одном уверен великоросс - что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет укорачиваться безвременным ожиданием ненастья.
  
   Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму.
  
   Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкая работать скоро, лихорадочно, а потом отдыхать в продолжении осеннего и зимнего безделья.
  
   Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии.
   <···>
  
   С другой стороны, свойствами края определялся порядок расселения великороссов.
  
   Жизнь удаленными друг от друга деревнями при недостатке общения естественно не могла приучить великоросса действовать большими союзами, дружными массами.
   <···>
  
   Поэтому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами.
  
   Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе и хуже в конце, когда добьется некоторого успеха и привлечет внимание: неуверенность к себе возбуждает его силы, а успех роняет их.
  
   Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своем величии.
  
   Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума.
   <···>
  
   Народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражая то и другое в своем сознании с известными преломлением.
   Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления.
  
   Невозможность рассчитать вперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели, заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления.
  
   Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем заглядывать вперед.
  
   В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предупредителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы.
  
   Это умение и есть то, что мы называем задним умом.
   <···>
  
   Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности.
  
   Великоросс думает надвое и это кажется двоедушием.
   Он всегда идет к прямой цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, но идет, оглядываясь по сторонам, и поэтому походка его кажется уклончивой и колеблющейся.
  
   Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны летают прямо, говорят великороссы в пословице.
  
   Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольным путем.
   <···>
  
   Справка:
  
  -- Василий Осипович Ключевский (16 (28) января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии -- 12 (25) мая 1911 года, Москва) -- видный русский историк.
  -- После смерти отца, сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815--1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовных училищах, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырех лет учёбы отчислился из неё не закончив.
  -- В 1861 году уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Окончив университет (1865) по представлению С. М. Соловьева был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.
  -- С 1882 года -- профессор Московского университета.
  -- Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье.
  -- В период 1887--1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета.
  -- В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук.
  -- В 1893--1895 годах по поручению императора Александра III читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу.
  -- В 1899 году вышло "Краткое пособие по русской истории", а с 1904 года издавался полный курс.
  -- В 1900 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским.
  -- 10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но 11 апреля отказался от звания, поскольку не находил участие в совете "достаточно независимым для свободного... обсуждения возникающих вопросов государственной жизни"
  -- Умер 12 (25) мая 1911 в Москве.
  -- Похоронен на Донском кладбище в Москве.
  
  

0x01 graphic

  
  

О РОССИИ И РУССКИХ

Н.Я. Данилевский

  
   <···>
   Обращаясь теперь к миру Славянскому, и преимущественно к России, как единственной независимой представительнице его, с тем, чтобы рассмотреть результаты и задатки еще начинающихся только его культурно-исторической жизни, с четырех принятых точек зрения: религии, культуры, политики и общественно-политического строя, дабы таким образом уяснить, хотя бы в самых общих чертах, чего вправе мы ожидать и надеяться от Славянского культурно-исторического типа, в чем может заключаться особая славянская цивилизация, если она пойдет по пути самобытного развития?
  
   Религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительное) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей; и поистине, нельзя удивляться невежеству и дерзостям тех, которые могли утверждать (в угоду своим фантазиям) религиозный индифферентизм русского народа.
  
   Со стороны объективной, фактической, русскому и большинству прочих славянских народов достался исторический жребий быть вместе с Греками главными хранителями живого предания религиозной истины - православия, и таким образом, быть продолжателями великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии, - быть народами богоизбранными.
   Со стороны субъективной, психической, Русские и прочие Славяне одарены жаждой религиозной истины, что подтверждается как нормальными проявлениями, так и самыми искажениями этого духовного стремления.
  
   Мы уже указали на особый характер принятия христианства Россией, не путем подчинения высшей по культуре христианской народности, не путем политического преобладания над такой народностью, не путем деятельности религиозной пропаганды, - а путем внутреннего недовольства, неудовлетворения язычеством и свободного искания истины.
  
   Самый характер Русских и вообще Славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом.
  
   С другой стороны, религиозные уклонения, болезни Русского народа, - раскол старообрядства и секты, указывают: первый - на настойчивую охранительность, не допускающую ни малейших перемен в самой внешности, в оболочке святыни; второй же, особенно духоборство, - на способность к религиозно-философскому мышлению.
  
   У других Славянских народов мы видим гуситское религиозное движение - самую чистую, идеальную из религиозных форм, в которой проявлялся не мятежный, преобразовательный дух реформы Лютера, Кальвина, а характер реставрационный, восстановительный, стремившийся к возвращению к духовной истине, некогда переданный св. Кириллом и Мефодием.
  
   С другой стороны, и у западных Славян, в глубокоискажающем влиянии латинства на польский народный характер видим мы опять доказательство, что религиозное учение не скользит у Славянских народов по поверхности, а способно выказать на его благородной ниве вполне все, что в нем заключается, при чем, посеянное зерно, смотря по его специфическим особенностям, вырастает в добротный плод, или в плевелы и волчцы.
  
   Правда, что религиозность Русского народа была по преимуществу охранно-консервативной, - и это ставится ему некоторыми в вину.
  
   Но религиозная деятельность есть охранительная по самому существу своему, как это вытекает из самого значения религии, которая - или действительное откровение, или, по крайней мере, почитается таковым верующими.
  
   На самом деле, или, по крайней мере, во мнении своих поклонников, религия непременно происходит с неба, и потому только и достигает своей цели - быть твердою, незыблемою основой практической нравственности, сущность которой состоит не в ином чем, как в самоотверженности, в самопожертвовании, возможных лишь при полной достоверности тех начал, во имя которых они требуются.
  
   Всякая же другая жертвенность, философская, метафизическая и даже положительно-научная, не достижима: для немногих избранных, умственно развитых, потому, что им известно, что наука и мышление не завершимы, что они не сказали и никогда не скажут своего последнего слова, что, следовательно, к результатам их всегда примешано сомнение, возможность и необходимость пересмотра, переисследования, и притом в совершенно неопределенной пропорции: для массы же, - по той еще более простой причине, что для нее она недоступна.
  
   Поэтому, как только религия теряет свой откровенный характер, она обращается, смотря по взгляду на достоинство ее догматическо-нравственного содержания, - или в философскую систему, или в грубый предрассудок.
  
   Но если религия есть откровение, то очевидно, что развитие ее может состоять только в раскрытии истин, изначала в ней содержавшихся, точнейшим их формулированием, по поводу особого обращения внимания на ту или другую сторону, ту или другую часть религиозного учения в известное время.
  
   Вот внутренняя причина строго-охранительного характера религиозной деятельности всех тех народов, которым религиозная истина была вверена для охранения и передачи в неприкосновенной чистоте другим народам и грядущим поколениям.
   <···>
  
   Итак, мы можем сказать, что религиозная сторона культурной деятельности составляет принадлежность Славянского культурного типа и России в особенности, - есть неотъемлемое его достояние, как по психологическому строю составляющих его народов, так и потому, что им досталось хранение религиозной истины; - это доказывается как положительной, так и отрицательной стороной религиозной жизни России и Славянства.
  
   Если обратимся к политической стороне вопроса, - к тому, насколько Славянские народы выказали способность к устройству своей государственности, мы встречаем явление весьма неодобрительное, с первого взгляда.
  
   Именно, все Славянские народы, за исключением Русского, или не успели основать самостоятельных государств, или, по крайней мере, не сумели сохранить своей самостоятельности и независимости. Недоброжелатели Славянства выводят из этого их политическую несостоятельность. Такое заключение не выдерживает ни малейшей критики, если даже не обращать внимания на те причины, которые препятствовали доселе Славянам образоваться в независимые политические тела, а принять факт, как он существует. Факт этот говорит, что огромное большинство Славянских племен (по меньшей мере две трети их, если не более) образовали огромное, сплошное государство, просуществовавшее уже тысячу лет и все возраставшее и возраставшее в силе и могуществе, несмотря на все бури, которые ему пришлось выносить во время его долгой исторической жизни.
   <···>
  
   Что бы ни сказало будущее, уже по одному тому, что до сих пор проявление Славянами, и преимущественно русской отраслью их, в политической деятельности, мы вправе причислить племена эти к числу наиболее одаренных политическим смыслом семейств человеческого рода.
  
   Мы считаем уместным обратить здесь внимание и на особый характер этой политической деятельности, как она выразилась в возрастании Русского государства.
  
   Русский народ не высылает из среды своей, как пчелиные улья, роев, образующих центры новых политических обществ...
  
   Русское государство, от самых времен первых московских князей, - есть сама Россия, постепенно неудержимо расширяющаяся во все стороны, заселяя граничащие с нею ненаселенные пространства, и уподобляя себе включенные в ее государственные границы - инородческие поселения.
  
   Только непонимание этого основного характера распространения Русского государства, происходящее опять-таки, как и всякое другое русское зло, от затемнения своеобразного русского взгляда на вещи европейничаньем, может помышлять о каких-то отдельных провинциальных особях, соединенных с Россией одною отвлеченною государственной связью, о каких-то не Россиях в России...
   <···>
  
   Но основание, расширение государства, доставление ему прочности, силы и могущества составляют еще только одну сторону политической деятельности. Она имеет еще и другую, состоящую в установлении правомерных отношений граждан между собою и к государству, то есть в установлении гражданской и государственной свободы, без способности к которой нельзя признать народ вполне одаренным здравым политическим смыслом.
  
   И так, способен ли Русский народ к свободе?
  
   Едва ли надо упоминать, что наши недоброжелатели дают на это отрицательный ответ: одни - считая рабство естественной стихией Русских, другие - опасаясь, или представляя опасающимися, что свобода в руках их должна повести ко всякого рода излишествам и злоупотреблениям.
  
   Но на основании фактов русской истории и знакомства с воззрениями и свойствами Русского народа, можно составить себе только диаметрально противоположное этому взгляду мнение: именно, что едва ли существовал и существует народ, способный вынести большую долю свободы и имеющий менее склонности злоупотреблять ею, чем народ Русский.
  
   Это основывается на следующих свойствах, присущих русскому человеку:
  
   - на его умении и привычке повиноваться, на его уважении и доверенности к власти, на отсутствии в нем властолюбия, и на его отвращении вмешиваться в то, в чем он считает себя некомпетентным;
   - а если вникнуть в причины всех политических смут у разных народов, то корнем их окажется не собственно стремление к свободе, а именно властолюбие и тщеславная страсть людей к вмешательству в дела, выходящие из круга их понятий.
  
   Как крупные события в русской истории, так и ежедневные события русской жизни, одинаково подтверждают эти черты русского народного характера.
  
   В самом деле, взгляните на выборные должности во всех наших сословиях, в особенности в купечестве, мещанстве и крестьянстве. Эти должности, доставляющие власть и почет, считаются не правами, а обязанностями, или, лучше сказать, общественными повинностями, и исключение составляют разве одна должность предводителя, дающая почет, - а не власть.
   <···>
  
   Эти черты русского народного характера во всяком случае показывают, что власть имеет для нас мало привлекательности, и хотя многие считают это за какой-то недостаток, - мы не можем видеть ничего дурного в том, что наши общественные деятели хотят, чтобы труд их на общую пользу был материально вознагражден, так как совершенно безвозмездным он ведь никогда не бывает, ибо удовлетворение властолюбия, тщеславия, гордости - та же мзда.
   <···>
  
   Итак, заключаем мы, и по отношению к силе и могуществу государства, по способности жертвовать ему всеми личными благами, и по отношению к пользованию государственной и гражданской свободой, - Русский народ одарен замечательным политическим смыслом.
   По чертам верности и преданности государственным интересам, беспритязательности, умеренности в пользовании свободой... мы можем распространить это же свойство и на других Славян.
   <···>
  
   См. далее об этом...
  
   ***
  
   Справка:
  
  -- Ник. Як. Данилевский (1822-85), рос. публицист и социолог, идеолог панславизма.
  -- Его кн.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Греко-Романскому.- СП б., 1895.
  
  

0x01 graphic

Донские казаки 1862 г.

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   КАВАЛЕРГАРДЫ -- личный состав особой кавалерийской части в русской гвардии в XVIII -- начале XX в., исполняли роль телохрани­телей и почетной стражи царя. Впервые рота кавалергардов сформи­рована в 1724 г., ее командиром числился Петр I. С 1800 г. существо­вал Кавалергардский полк на правах гвардейского.
  
   КАВАЛЕРИЯ, (франц. cavalerie), конница, род сухопут. войск, в котором для передвижений и действий в бою использовалась верховая лошадь. В ср. века являлась гл. родом войск, с сер. 19 в. роль К. снижалась, к сер. 50-х гг. 20 в. как род войск была упразднена. Первые кавалерийский воинские иррегулярные формирования на Руси появились в начале нашей эры. В IХ-Х веках кавалерия составляла основу княжеских дружин Киевской Руси. Большое значение она имела в войске Александра Невского. В Куликовской битве в 1380 году засадный полк Дмитрия Донского решил исход боя с монголо-татарскими ордами.
  
   КАВКАЗСКАЯ ЛИНИЯ, система оборонит. сооружений на Сев. Кавказе, созд. рос. войсками в ходе воен. действий против Турции и горцев в 18-19 вв. Состояла из Кизлярской, Моздокской, Кубано-Черноморской и др. линий.
  
   КАВКАЗСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, созд. в 1832 на Сев. Кавказе. Вместе с Черномор. казачьим войском обороняло Кавк. укрепленную линию от устья Терека до устья Кубани. В 1860 разделено на Кубанское и Терское войска.
  
   КАДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ И СБОРНИКИ, периодические издания кадетских корпусов. В 1759 году в Шляхетском кадетском корпусе (позже 1-й кадетский корпус) кадеты уже имели свой периодический печатный орган под заглавием: "Праздное время, в пользу употребленное". Названия кадетских журналов: -"Кадетский Досуг" (журнал 1-го кадетского корпуса - с 25 ноября 1905 года); -"Кадетский Досуг" (журнал Сибирского кадетского корпуса, с 1904-05 учебного года; с 1906-07 учебного года - под названием "Первый Труд"); "Литературно-Научный Сборник" (издание кадет Владимирско-Киевского кадетского корпуса, с 1905 года, прекратился в 1908 г.; в 1912 г. снова вышел под названием "Кадетский журнал"); - "Пажеский Сборник" (журнал Пажеского Его Императорского Величества корпуса, с января 1905 г.); - "Кадетское слово" (журнал Николаевского кадетского корпуса, с января 1906 г.; в 1907 г. выходил под названием "Маленький Журнал", прекратился с 1908 г.); - "Донец" (журнал Донецкого кадетского корпуса, с 10 октября 1906 г.); -"Кадет" (журнал Сумского кадетского корпуса, с 15 октября 1906 г. - "Полочанин" (журнал кадет 1-ой роты Полоцкого кадетского корпуса, с 15 ноября 1906 г.; прекратился с 1907 г.); - "Кадетский Сборник" (журнал Императорского Александра II кадетского корпуса, с декабря 1906 г.); - "Кадетская Жизнь" (журнал 2-го Московского кадетского корпуса, с декабря 1906 г.; прекратился в том же году) и др.
  
   КАДЕТСКИЕ КОРПУСА, в России, закрытые средние военно-учебного заведения преимущественно для детей офицеров. Кадетские корпуса, как учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющееся первоначальной ступенью к подготовке офицеров ведут начало с 1653 года, когда в Пруссии великим курфюрстом была учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. Самое слово cadet значит малолетний. Так назывались еще в рыцарские времена младшие члены дворянских фамилий, подготовлявшиеся, в виде пажей, к высшему воинскому званию. В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 году он представил на утверждение Императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России "Корпуса кадет" в Санкт-Петербурге, на 300 человек, для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863-82 вместо К. к. действовали военного гимназии. К 1917 имелось 29 К. к. Упразднены в 1918.
  
   КАЗАРМА. Уже в эпоху Лувуа казарменное строительство во Франции достигло такого размера, что значительная часть постоянной армии переместилась в казармы. В более бедных государствах этот процесс переселения в казармы, имевший огромное значение для внутренней жизни войсковой части, затянулся надолго. В России только в начале ХХ века казарменный вопрос приблизился к окончательному решению
  
   КАЗАЧЕСТВО военного сословие в России в 18 - начале 20 вв. В 14-17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военного службу в погран. р-нах (городовые и сторожевые казаки); в 15-16 вв. за границами России и Польско-Литов. государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков (гл. обр. из беглых крестьян), к-рые являлись гл. движущей силой нар. восстаний на Украине 16-17 вв. и крест. войн в России 17-18 вв. Царское пр-во стремилось использовать К. для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегиров. военного сословие. В начале 20 в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье нас. св. 4, 4 млн. ч., св. 53 млн. дес. земли. В 1-ю мир. войну выставило ок. 300 т. ч. В 1920 К. как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанские и терские кав. казачьи соед., участвовавшие в Вел. Отеч. войне (расформированы во 2-й пол. 40-х гг.). С кон. 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта К., появились казачьи орг-ции.
  
   КАЗНИ ЕГИПЕТРСКИЕ. В Библии рассказывается: фараон Египта долго отказывался отпустить на свободу народ, живший в Египте на положении рабов. По преданию, разгневанный бог наслал тогда на принильскую страну последовательно десять суровых наказаний, по-старославянски - "казнеи". Это были: превращение воды Нила в кровь, нашествие на страну жаб и других пресмыкающихся, изобилие мошкары, прилет особо злых "пёсьих" мух, падеж скота, страшная эпидемия, покрывшая все население нарывами, град, прерывающийся огненными ливнями, нашествие всеистребляющей саранчи, многодневная тьма, смерть первенцев не только в человеческих семьях, но и у домашнего скота. Напуганный бедствиями, фараон позволил порабощенным покинуть Египет. "Египетской казнью" теперь называют любое тяжелое бедствие, мучение.
  
   КАЗНИ СМЕРТНЫЕ У ЕВРЕЕВ. Закон о смертной казни за человекоубийство был изречен Богом еще до времени законодательства Моисеева, но род этой казни в Свящ. Писании не обозначен с точностью. В законе Моисеевом упоминаются следующие главнейшие виды смертных казней Евреев: обезглавление; побиение камнями, или поражение стрелами; повешение; сожжение живьем на огне. Второстепенными, но не смертельными наказаниями считались следующие: бичевание, впрочем не свыше сорока ударов; возмездие: "глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу" и т.д.; возмещение убытков; отлучение на более или менее продолжительное время от общества. Помимо сих главных смертных казней и несмертельных наказаний, упоминаемых, в законе Моисеевом, были конечно и другие, введенные уже впоследствии и большею частью, как кажется, заимствованные от других народов, так, например, предание на растерзание львам, разрубление в куски, или рассечение на части, распадение пилами, утопление в воде с повешением камня на шею, распятие на кресте. Относительно сего последнего должно заметить, что это была не Иудейская, но прямо Римская смертная казнь и при том считалась самою позорною.
  
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом.
  -- Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все.
  -- Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
  -- Стремление к истине -- единственное занятие, достойное героя.
  -- Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
  -- Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным.
  -- Искусство восполняет недостатки природы.
  -- Истина истине не может противоречить.
  -- Одна истина освещает другую.
  -- Капля долбит камень не силою, а часто падая.
  -- Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.
  -- Страх смерти хуже, чем сама смерть.
  
   0x01 graphic
   Гравюра, иллюстрирующая одно из мнемонических устройств Джордано Бруно.
   В антрвольтах изображены четыре классических элемента: земля, воздух, огонь и вода.

Джордано БРУНО (1548--1600) итальянский поэт.

Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.

Стал символом ученого, для которого верность истине дороже жизни.

  
  

0x01 graphic

  

Владимир Иванович Даль.

Портрет кисти В. Г. Перова.

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   Руки чешутся (зачесались) у кого.
   Сильно хочется заняться чем-либо.
  
   Рукой не достанешь <до кого>.
   Кто-либо недоступен, занимает высокое положение.
  
   Рукой подать до чего.
   Довольно близко, не так далеко.
  
   Говорить (сказать) русским языком.
   (Говорить) совершенно ясно, понятно.
  
   Рыльце в пуху (в пушку) у к о г о.
   Кто-либо причастен к неблаговидному поступку, замешан в ка­ком-либо нечестном деле.
  
   Рыть землю носом.
   Проявлять крайнюю озабоченность, усердие, старание.
  
   Рыть (копать) могилу кому, чему.
   Готовить гибель.
  
   Рыцарь на час.
   Слабовольный человек, неспособный к дли­тельной борьбе ради благородных целей.
  
   Валить, сваливать (свалить) с больной головы на здо­ровую.
   С виноватого на невиновного (валить).
  
   С большой буквы.
   Настоящий, истинный.
  
   С бору да с сосенки; с бору по сосенке набирать (набрать), собирать (собрать), подбирать (подобрать) и т. п.
   Совсем случайно, откуда попало, отовсюду понемногу (набирать кого-либо).
  
   С бухты-барахты.
   Совершенно необдуманно.
  
   С <высоты> птичьего полета.
   С такой высоты, что все видно, сверху (смотреть, наблюдать и т. п.).
  
   С(от) головы до ног (до пят); с (от) ног до головы.
   Со всех сторон; полностью, сплошь.
  
   С горем пополам.
   То же, что с грехом пополам (во 2-м знач.).
  
   С грехом пополам.
   Обманным путем, нечестно, недоз­воленным способом.
  
   С гулькин нос.
   Небольшой по размерам, по величине, по количеству.
  
   С жиру беситься.
   Привередничать, капризничать от сытой, обеспеченной жизни.
  
   С замиранием сердца.
   Испытывая сильное волнение, в тре­вожном ожидании.
  

   Справка:
  
  
   0x01 graphic
  
   Обложка I тома второго издания (1880)
  
  -- Даль Владимир Иванович (1801--1872)--писатель.
  -- Этнограф, составитель "Толкового словаря живого великорусского языка" (1861--1867), отразившего богатство словарного состава русского языка (более 200 тыс. слов, 30 тыс. послов и поговорок), собиратель и издатель русских пословиц, сказок.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012