ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Сто примеров военного искусства...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Сто примеров военного искусства...

  
  
  
  
   Мысли для будущего:
  
  -- Искусный полководец нападает, когда планы еще только составляются...
  -- Вести людей в бой, не обучив их, значит предавать их...
  -- Когда желаешь послать войско на войну, нужно первым делом обучить его...
  -- Собираясь в военный поход, первым делом узнай через лазутчиков, велико ли неприятельское войско, хорошо ли оно подготовлено к войне, и насколько оно подвижно...
  -- Вступая в бой с неприятелем, непременно нужно собрать в один отряд самых сильных и храбрых воинов и поставить их впереди всех. Одна из целей этого - укрепить собствен­ную решимость, другая - сломить сопротивление врага...
  -- Вступая в бой, не иди против тече­ния...
  -- Если тебе доверяют, не смей обманы­вать...
  -- С малым войском занимай узкий про­ход...
  -- Смотри на своих воинов как на воз­любленных детей, и они будут готовы умереть за тебя...
  -- Наводить страх, но оказывать мило­сти - вот равновесие в полководческом искусстве...
  -- При щедрых наградах непременно найдутся храбрые воины...
  -- Будучи сильным, изображай себя не­сильным...
  -- В месте стыка войск ищи союзни­ков...
  -- Следуй благоприятному моменту и уничтожай неприятеля...
  -- Когда находишься с войском в походе, будь готов к за­падне, которую может устроить противник...
  -- Когда стоишь на привале, будь готов к внезапному нападению...
  -- Когда противостояние войск затягивается, и его исход неясен, победит тот, у кого будет больше провианта...
  -- Ведя военные действия, нужно брать проводниками ме­стных жителей, которые знают все горы и реки и все дороги в округе, и могут наилучшим образом провести войско...
  -- Когда уверен в успехе - наступай...
  -- Когда знаешь, что победить нельзя, держи оборону...
  -- Храбрые легко вступают в бой; они вступают в бой, не зная, где лежит их выгода...
  -- Оставаясь спокойным, будешь иметь покой...
  -- Будучи сытым, выжидай действий голодных...
  -- Переправляйся, где далеко, а показы­вай, что будешь переправляться, где близко...
  -- Когда неприятель переправится напо­ловину, наноси удар...
  -- Когда в стане противника разброд, захватывай его...
  -- Воинов, торопящихся домой, нельзя остановить...
  -- Преследуя бегущего противника, не ле­нись. Но если противник вдруг останавливается, тща­тельно все обдумай...
  -- Окруженному противнику надо оста­вить путь отхода...
  -- Гони прочь смуту и сомнения, до са­мой смерти не подпускай их близко...
  -- Когда ветер попутный, используй его силу для нападения; когда ветер встречный, твердо держи оборону...
  -- Ободряй воинов без устали; укрепляй их дух и давай им накопить силы...
  -- Казни малодушных, чтобы пресечь страх...
  -- Как бы ни было сильно государство, любовь к войне обязательно его погубит...
  
  
  

0x01 graphic

Сто примеров воинского искусства

Лю Цзи

  
   Справка:
  
  -- "Сто примеров воинского искусства" были написаны Лю Цзи в последние годы жизни и остаются одной из самых популярных книг по воинскому искусству.
  -- Композиция книги типична для канонических сочинений этого жанра и напоминает знаменитые "Тридцать шесть стратагем": каж­дый пример имеет тему, формулу того или иного правила военной науки, разъяснение к нему, а также иллюстрацию этого правила, взятую из военной истории. Она целиком ориентирована на единичные со­бытия и содержит лишь конкретные советы и указания, ко­торые могут истолковываться по-разному в зависимости от обстоятельств и личности самого стратега.
  -- Это именно мудрость, поскольку она является одновременно наукой и искусством, требует полной отстраненности от происходя­щего и в то же время необычайно душевной чуткости.
  -- Как можно совместить одно с другим? Вот это и составляет из­вечную загадку китайского стратега, без которой он был бы просто "служащим военного ведомства". Каждый должен сам найти для себя ее решение.
  
  
  
  
      -- Планы на войне
   В искусстве применения военной силы главное - это правильный расчет. Прежде чем вступить в бой, оцени, на­сколько мудр вражеский предводитель, насколько сильно его войско и какова его численность, каков рельеф местно­сти и достаточны ли запасы продовольствия. Если идти в бой, сделав все это, никогда не будешь знать поражений поражения.
   Правило гласит: "Оценивать противника, чтобы одер­жать победу, предвидеть опасности вблизи и вдали - вот правильное поведение для полководца". ("Сунь-цзы")

2. Планы сражения

   Как только противник начинает строить планы сраже­ния, наноси удар, сообразуясь с обстоятельствами, чтобы спутать планы неприятеля и вынудить его сдаться.
   Правило гласит: "Искусный полководец нападает, когда планы еще только составляются". ("Сунь-цзы")

3. Лазутчики и военные действия

   Собираясь в военный поход, первым делом узнай через лазутчиков, велико ли неприятельское войско, хорошо ли оно подготовлено к войне, и насколько оно подвижно. Так можно обеспечить успех в каждом сражении и добиться больших побед.
   Правило гласит: "Лазутчики используются повсюду". ("Сунь-цзы")

4. Отборные воины

   Вступая в бой с неприятелем, непременно нужно собрать в один отряд самых сильных и храбрых воинов и поставить их впереди всех. Одна из целей этого - укрепить собствен­ную решимость, другая - сломить сопротивление врага.
   Правило гласит: "Те, кто не умеют оценить способно­стей своих воинов, обречены на поражение". ("Сунь-цзы")

5. Действия пехоты

   Пешие воины должны вести бой с конницей на холмах или в густом лесу - тогда они одержат победу; на открытой же равнине они стоять под защитой повозок. Необходимо иметь заградительные отряды, которые отразят нападение неприятеля с фланга. Если противник отступает, его должна преследовать конница, а за ней пусть идут пехотинцы.
   Правило гласит: "Пешие воины должны вести бой с конницей на холмах и в лесу". ("Шесть секретов")

6. Действия конницы

   Если конница бьется с пешими воинами, то, попав на холмы, в лес или на болото, она должна тотчас отступить с этого места, иначе ей не миновать разгрома. Конница должна сражаться на открытом и ровном месте, где нет препятствий для наступления или отступления. Тогда она обязательно одержит победу.
   Правило гласит: "На открытом месте используй кон­ницу" ("Шесть секретов")

7. Бой на воде

   Когда сражаешься с противником на воде, нужно нахо­диться с подветренной стороны и выше по течению. Нахо­дясь с подветренной стороны, имеешь союзником попут­ный ветер: так удобнее зажигать корабли противника. На­ходясь выше по течению, можно использовать силу течения: так удобнее брать приступом корабли противника. Вот правило, обеспечивающее победу в сражении.
   Правило гласит: "Вступая в бой, не иди против тече­ния". ("Сунь-цзы").

8. Ведение боя колесницами

   Ведя бой с пешими воинами противниками на широкой равнине, нужно врезаться в его ряды колесницами и вы­страивать из них заграждения. Так можно добиться победы в бою.
   Правило гласит: "На широкой равнине применяй боевые колесницы". ("Шесть секретов").

9. Доверие в бою

   Когда в бою воины идут почти что на верную смерть, не ведая сожаления и страха, это происходит оттого, что они доверяют полководцу. Если военачальник пользуется дове­рием и ведет себя честно, его подчиненные будут преданны ему и лишены сомнений. Тогда победа в сражении будет непременно одержана.
   Правило гласит: "Если тебе доверяют, не смей обманы­вать". ("Шесть секретов")

10. Обучение военному делу

   Когда желаешь послать войско на войну, нужно первым делом обучить его. Если воины будут хорошо знать, как рассеиваться и как собираться вместе, разучат сигналы к наступлению или отступлению, выжиданию или быстрому действию, тогда, сойдясь с неприятелем, они будут быстро повиноваться приказам. В таком случае непременно будет одержана победа в бою.
   Правило гласит: "Вести людей в бой, не обучив их, -значит предавать их". (Конфуций)

11. Бой при численном превосходстве

   Когда сближаешься с неприятелем, имея численное пре­восходство, нельзя вести бой в холмистой местности; нуж­но завязать сражение в открытом поле. Когда загремят ба­рабаны, надо наступать; когда зазвенят гонги, надо отсту­пать. В таком случае непременно одержишь победу.
   Правило гласит: "Имея численное превосходство, на­ступай и останавливайся". ("Сунь-цзы")

12. Бой против численно превосходящих сил

   Если неприятель имеет большое численное превосходст­во, то нужно дожидаться сумерек, скрываться в кустарнике или заманить противника в узкий проход. Тогда непремен­но добьешься успеха в сражении.
   Правило гласит: "С малым войском занимай узкий про­ход". ("Сунь-цзы")

13. Забота о воинах

   В жестокой битве с врагом воины идут вперед на верную смерть вместо того, чтобы отступить и сохранить себе жизнь, благодаря милостивому отношению к ним полко­водца. Когда воины знают, что их начальники заботятся о них, как о собственных детях, тогда они любят своих на­чальников, как родных отцов. А потому они готовы погиб­нуть в битве, чтобы отплатить за милосердие своих предво­дителей.
   Правило гласит: "Смотри на своих воинов как на воз­любленных детей, и они будут готовы умереть за тебя". ("Сунь-цзы")

14. Власть на войне

   Когда в жестокой битве воины идут вперед и не смеют отступить, это означает, что они боятся собственных воена­чальников больше, чем неприятеля. Когда же воины отсту­пают и не осмеливаются идти вперед, это означает, что они боятся противника больше, чем собственных военачальни­ков. Если полководец может заставить своих воинов ри­нуться в самую гущу битвы, это означает, что он обладает достаточной властью и авторитетом.
   Правило гласит: "Наводить страх, но оказывать мило­сти - вот равновесие в полководческом искусстве". ("Беседы Ли Вэйгуна")

15. Награды на войне

   Чтобы воины хотели взобраться на высокие стены вра­жеской крепости, невзирая на глубокие рвы и град стрел и камней, или чтобы воины были готовы ворваться в ряды неприятеля среди жестокой сечи, они должны иметь надеж­ду получить щедрую награду. Так можно добиться победы в любом сражении.
   Правило гласит: "При щедрых наградах непременно найдутся храбрые воины". ("Три стратегии Хуанши-гуна")

16. Наказания на войне

   Чтобы воины были готовы идти вперед и не смели от­ступать назад, в войске должны существовать суровые наказания для каждого, кто отступит хотя бы па вершок. Так можно одержать победу в битве.
   Правило гласит: "Наказание должно применяться не­замедлительно". ("Сунь-цзы")

17. Оборонительные действия

   Если во время военных действий противник наступает, а я держу оборону, не следует спешить. Если войско распо­ложилось лагерем, а воины думают о том, чтобы вернуться к своим семьям, то нужно собрать людей для того, чтобы организовать оборону города и горных проходов и отрезать пути снабжения неприятельского войска. Когда противнику не удалось вовлечь меня в битву, а провиант и прочие при­пасы не поступают к нему, надо подождать до тех пор, пока силы его окажутся на пределе и тогда нанести удар. Так можно достичь победы в оборонительной войне.
   Правило гласит: "Своя территория в военных действи­ях называется местом рассеивания". ("Сунь-цзы")

18. Наступательные действия

   Если во время военных действий противник обороняет­ся, а я наступаю, следует продвинуться вперед как можно дальше. Если глубоко проникнуть в его территорию, про­тивник не сможет победить. Так получается потому, что, как говорят, "наступающий имеет прочную опору, а оборо­няющийся - слабую".
   Правило гласит: "Кто проникает глубоко во вражескую территорию, владеет обстановкой". ("Сунь-цзы")

19. Сила в военных действиях

   Когда, вступая в бой с противником, имеешь превосход­ство в численности и мощи войска, можно притвориться слабым, чтобы побудить противника самому напасть на те­бя. Тогда можно нанести ответный удар своими лучшими силами, и его войско непременно будет разбито.
   Правило гласит: "Будучи сильным, изображай себя не­сильным". ("Сунь-цзы")

20. Слабость в военных действиях

   Когда, вступая в противостояние с противником, уступа­ешь ему в численности и силе войска, нужно выставить по­больше знамен и соорудить побольше очагов, создавая ви­димость присутствия большого войска и мешая неприятелю определить истинную численность и силу твоих войск. То­гда неприятель не решится сразу же завязать бой. Если есть возможность быстро отойти, то можно сохранить в целости свое войско.
   Правило гласит: "Сила и слабость определяются по­строением". ("Сунь-цзы")

21. Гордыня в военных действиях

   Если вражеское войско сильно и многочисленно и нет уверенности в том, что его можно победить, следует вести себя скромно и уступчиво, чтобы неприятель уверился в своем преимуществе, а потом ждать возможности нанести по нему удар и одержать победу.
   Правило гласит: "Будь скромен, чтобы противник воз­гордился". ("Сунь-цзы")

22. Дипломатия на войне

   Начиная войну, установи дружеские отношения с сосед­ними государствами. Не жалей хвалебных слов для них и денег на их подкуп, чтобы заключить с ними союз и поль­зоваться их помощью. Если самому ударить по неприятелю с одной стороны в то время как союзники ударят с другой, неприятель непременно потерпит поражение.
   Правило гласит: "В месте стыка войск ищи союзни­ков". ("Сунь-цзы")

23. Построение на войне

   Если перед началом битвы противник располагает круп­ными силами, то надо создать обманные отряды, чтобы от­влечь на них вражеские силы и рассеять вражеское войско. Нужно сделать так, чтобы противник не посмел не разде­лить свои войска в ожидании предполагаемого нападения. Когда неприятельское войско разделится, в каждом отряде будет уже сравнительного немного воинов. Собственные силы нужно собрать воедино, чтобы свое войско превосхо­дило по численности каждый неприятельский отряд в от­дельности. Когда многочисленным войском нападаешь на малочисленный отряд, победа будет обеспечена.
   Правило гласит: "Заставь противника сделать по­строение, когда ты сам еще не построил войска". ("Сунь-цзы")

24. Благоприятный момент в военных действиях

   На войне благоприятным моментом называется исполь­зование возможностей, предоставляемых ходом событий. Если в военных действиях обозначилась тенденция к раз­грому противника, нужно ее развить и довести до конца. В таком случае неприятель непременно будет разбит.
   Правило гласит: "Следуй благоприятному моменту и уничтожай неприятеля". ("Сунь-цзы")

25. Дневной бой

   Ведя с противником бой в дневное время, следует вы­ставлять побольше боевых знамен, как бы обозначая мно­гочисленное войско, чтобы неприятель не мог понять, сколько воинов стоят против него. В таком случае можно одержать победу.
   Правило гласит: "В дневное время выставляй побольше боевых знамен". ("Сунь-цзы").

26. Ночной бой

   Ведя с противником бой в ночное время, следует зажечь побольше огней и громче бить в барабаны, чтобы сбить не­приятеля с толку и он не мог понять, какое войско воюет против него. В таком случае можно одержать победу.
   Правило гласит: "В ночное время зажигай побольше ог­ней и громче бей в барабаны". ("Сунь-цзы").

27. Готовность на войне

   Когда находишься с войском в походе, будь готов к за­падне, которую может устроить противник. Когда стоишь на привале, будь готов к внезапному нападению. Когда раз­биваешь лагерь, будь готов к атаке на обоз. Когда дует сильный ветер, будь готов к огневой атаке противника. Ес­ли всегда принимать эти меры предосторожности, не бу­дешь знать поражений.
   Правило гласит: "Если будешь подготовлен, не будешь знать поражений". ("Сунь-цзы")

28. Провиант на войне

   Когда противостояние войск затягивается, и его исход неясен, победит тот, у кого будет больше провианта. Если есть дорога, по которой подвозят припасы, ее нужно охра­нять любыми средствами и не позволять противнику пере­резать ее. Если у противника много провианта, можно при­казать отборным воинам напасть на вражеский лагерь и уничтожить там припасы. Когда у противника не останется еды, его воины разбредутся сами. Тогда любое нападение на них принесет успех.
   Правило гласит: "Войско, не имеющее провианта, по­гибнет". ("Сунь-цзы")

29. Передвижение на войне

   Ведя военные действия, нужно брать проводниками ме­стных жителей, которые знают все горы и реки и все дороги в округе, и могут наилучшим образом провести войско. Ес­ли знать удобные дороги, можно обеспечить себе победу в войне.
   Правило гласит: "Не прибегая к помощи проводников из местных жителей, не узнаешь особенности местности". ("Сунь-цзы")

30. Знание на войне

   Ведя войско на бой с противником, нужно заранее знать место битвы. Если удастся заставить противника придти на поле битвы в то время, когда ты ожидаешь его, победа не­пременно будет одержана. Если знать место и время битвы, тогда подготовка к бою будет во всех отношениях правиль­на, а оборонительные сооружения прочны.
  
   Правило гласит: "Если знать место и время битвы, то можно и за тысячу ли вести бой". ("Сунь-цзы")

31. Разведка на войне

   В военных действиях первое правило - собирание сведе­ний для того, чтобы узнать, где местность ровная и нужно использовать конницу, а где местность гористая и нужно использовать пехоту. Группы воинов по пять человек с белым флагом следует направлять в разведку во все стороны от войска. Если они видят неприятеля, они сообщают об этом полководцу, и тот приказывает войскам приготовиться к столкновению с про­тивником.
   Правило гласит: "Тот, кто сталкивается с неподго­товленным противником, будучи подготовлен сам, одер­жит победу". ("Сунь-цзы")

32. Военные действия у озера

   Если в походе путь войску преграждает озеро или тряси­на, нужно быстро положить настил и пройти это место, не задерживаясь там. Если не удается быстро выбраться отту­да, то нужно до захода солнца встать лагерем, хорошо ук­репив его со всех сторон, чтобы можно было отразить на­падение и со стороны воды, и со стороны суши.
   Правило гласит: "Проходя через озеро или топь, защи­тись от нападения со всех сторон". ("Сунь-цзы")

33. Борьба за лучшую позицию

   Ведя военные действия против неприятеля, нужно бо­роться за то, чтобы завладеть как можно более выгодной позицией и так обеспечить себе победу в битве. Если вы­годной позицией первым завладеет противник, не следует нападать на него. Нужно ждать развития событий.
   Правило гласит: "На выгодную позицию противника нельзя нападать". ("Сунь-цзы")

34. Поле битвы

   Если, воюя с противником, использовать преимущества, даваемые местностью, то можно и с небольшим войском одолеть большую вражескую рать, а, имея малые силы, по­бедить могучую армию. Знать, когда напасть на противни­ка, и знать, когда свои воины могут нанести удары, но не знать преимуществ местности - значит обладать только по­ловиной знания. Стало быть, знать силы противника и знать свои силы, но не знать, как воспользоваться выгодами, да­ваемыми местностью, - значит не уметь обеспечить себе победу.
   Правило гласит: "Преимущества местности важнее обстоятельств времени". ("Сунь-цзы")

35. Военные действия в горах

   Воюя с противником в горах или на равнине, следует разместить свою ставку на возвышенном месте. Так можно видеть особенности местности, действия войск, направле­ние атаки и в конце концов одержать победу.
   Правило гласит: "Ведя военные действия в горах, избе­гай оказаться внизу". ("Сунь-цзы")

36. Военные действия в ущелье

   Приведя войско в горное ущелье и разбив там укреплен­ный лагерь, нужно держаться поближе к воде. Это позво­лит, во-первых, укрываться в прибрежных зарослях и, во-вторых, обезопасить себя от нападения сверху. Тогда мож­но одержать победу.
   Правило гласит: "Перевалив через гору, держись сере­дины ущелья". ("Сунь-цзы")

37. Наступление

   На войне наступление требует досконального знания противника. Если посылать вперед войска, лишь будучи уверенным, что противник слаб и может быть разбит, тогда в каждой битве будешь одерживать победу.
   Правило гласит: "Когда уверен в успехе - наступай". ("Сунь-цзы")

38. Оборона

   На войне оборона требует знания собственных сил. Если точно знать, что нынче у тебя нет оснований для победы, нужно твердо держать оборону, дожидаясь момента, когда противника можно будет разбить. Когда такое время наста­нет, нападай решительно и непременно одержишь победу.
   Правило гласит: "Когда знаешь, что победить нельзя, держи оборону". ("Сунь-цзы")

39. Опережение на войне

   Если во время военных действий противник только что подошел и еще не успел должным образом построить свои ряды, нужно первым выдвинуться вперед и быстро нанести удар. Так можно одержать победу.
   Правило гласит: "Кто действует на опережение, при­водит противника в замешательство". ("Сунь-цзы")

40. Отсрочка боя

   Если во время военных действий неприятельское войско правильно построилось и может нанести сильный удар, нельзя начинать сражение. Лучше всего укрепить свои по­зиции и выжидать. Нужно дождаться, когда после долгого ожидания сила неприятеля пойдет на убыль. Тогда можно поднять свои войска и ударить по нему. В таком случае по­беда непременно будет одержана.
   Правило гласит: "Не опережай противника, пока тот не ослабнет". ("Цзочжуань")

41. Неожиданность на войне

   То, что в военных действиях называют неожиданностью, означает нападение без подготовки, появление там, где тебя не ждут. Вступая в бой с неприятелем, нужно стараться его ошеломить, а свои действия скрыть, нападать то в одном месте, то в другом, чтобы противник не знал, откуда ему ждать угрозы. Если удастся действовать так, непременно одержишь победу.
   Правило гласит: "Если в позиции правителя есть пус­тота, нужно действовать неожиданно". ("Сунь-цзы")

42. Действие по правилам

   Если во время военных действий невозможно пройти нужной дорогой или подвезти провиант, если не удается применить военную хитрость или смутить противника по­сулами или угрозой, нужно воспользоваться "действиями по правилам". Сие означает: заставить воинов упражняться в воинском искусстве, привести в порядок оружие, спра­ведливо применять награды и наказания, добиться того, чтобы приказам полностью доверяли. Тогда, вступив в бой, можно одержать победу.
   Правило гласит: "Не обращаясь с воинами по правилам, можно ли пойти далеко? ("Сунь-цзы")

43. Пустота в военных действиях

   Если во время военных действий собственная позиция оказывается "пустой", нужно придать ей видимость наполненности, чтобы противник не мог определить, насколько противостоящее ему войско сильно или слабо. В таком слу­чае он остережется завязывать сражение, и можно будет со­хранить в целости свои силы.
   Правило гласит: "Когда противник не решается всту­пить в бой, то это поэтому, что его заставили так вести себя". ("Сунь-цзы")

44. Наполненность в военных действиях

   Если во время военных действий противник обладает полнотой силы, следует усердно организовать оборону, и он не посмеет предпринять рискованных действий.
  
   Правило гласит: "Когда противник наполнен, будь го­тов к нападению". ("Сунь-цзы")

45. Поспешность на войне

   Начав военные действия, нужно досконально разведать силы противника и уж потом вести на него войска. Если на­ступать нерасчетливо и вступать в сражение необдуманно, победа обязательно достанется противнику.
   Правило гласит: "Храбрые легко вступают в бой; они вступают в бой, не зная, где лежит их выгода". ("Сунь-цзы")

46. Воевать серьезно

   На войне нужно во всем быть серьезным, предпринимать действия, лишь видя верную выгоду, а, не видя выгоды, выжидать. Ни в коем случае нельзя действовать поспешно. Если так вести себя, наверняка избежишь смертельной ло­вушки.
   Правило гласит: "Стой недвижно, как гора". ("Сунь-цзы")

47. Обольщение выгодой на войне

   Если во время военных действий вражеский полководец глуп и негибок, его можно обольстить обещанием выгоды. Когда вражеский полководец так жаден, что не понимает грозящей ему опасности, на него можно совершить нападе­ние из засады. Так можно разгромить неприятельское вой­ско.
   Правило гласит: "Обольщай посулами выгоды". ("Сунь-цзы")

48. Нападение на нападающих

   Когда собственное войско и войско неприятеля прочно удерживают свои позиции, и неприятель разоряет пригра­ничные земли, причиняя страдания тамошним жителям, можно в пригодных для этого местах устроить засаду про­тив его войск или воздвигнуть укрепления, чтобы враг не осмеливался вторгаться в чужие пределы.
   Правило гласит: "Противника отвращает от нападе­ния неизбежность его поражения". ("Сунь-цзы")

49. Спокойствие в бою

   Если противник располагает большими силами и хочет поскорее завязать бой, нужно отойти под защиту укрепле­ний и спокойно держать оборону, не отвечая на вызов и дожидаясь, пока его силы иссякнут. Если противник совер­шает набеги, стараясь вовлечь тебя в большие сражения, нельзя отвечать на его вызов.
   Правило гласит: "Оставаясь спокойным, будешь иметь покой". ("Сунь-цзы")

50. Бесстрашие в бою

   Если во время военных действий попадаешь в положе­ние, грозящее гибелью, нужно внушить своим воинам ре­шимость сражаться не на жизнь, а на смерть, ибо, если они смогут превозмочь страх смерти, они смогут победить.
   Правило гласит: "Когда воины находятся в смертель­ной опасности, они не ведают страха". ("Сунь-цзы")

51. Смертельная битва

   Когда вражеское войско сильно, и собственные воины пали духом и не хотят сражаться со всей решимостью, нужно создать для них "место смерти" и приказать войскам сражаться, не щадя своей жизни. Нужно уничтожить повоз­ки и фураж, засыпать колодцы и очаги, сжечь все корабли, чтобы у воинов не возникло и мысли об отступлении. Тогда непременно одержишь победу.
   Правило гласит: "Когда смерть неминуема, сможешь уцелеть". ("Сунь-цзы")

52. О желании сохранить себе жизнь

   Когда во время военных действий захвачены благопри­ятные позиции, воины возвели нужные укрепления, отданы нужные приказы войскам и отобраны ударные отряды, все равно нужно сражаться, не щадя жизни. Если, идя в бой на врага, поддаться страху и постараться сохранить свою жизнь, непременно погибнешь.
   Правило гласит: "Кто хочет выжить - погибнет". ("Сунь-цзы")

53. Голод на войне

   Когда, отправившись в поход на врага, углубляешься в его земли, то, если имеешь нужду в провианте, можно вы­слать отряды для захвата провизии. Если удастся завладеть неприятельскими запасами продовольствия и снабдить ими собственную армию, то победа будет одержана.
   Правило гласит: "Снабжая себя запасами противника, будешь иметь вдоволь оружия и провианта". ("Сунь-цзы")

54. Война при достатке провианта

   Когда противник подошел издалека и его запасы на ис­ходе, то его воины будут голодать, тогда как собственное войско будет пребывать в сытости. При таком положении нужно укрепить свою оборону и не вступать в сражение. Нужно держать противника в напряжении до тех пор, пока его силы не иссякнут. Следует отрезать пути снабжения его войска. Если противник отступает, надо послать за ним вдогонку воинов, которые будут совершать на него внезап­ные нападения. Тогда неприятель непременно будет разбит.
   Правило гласит: "Будучи сытым, выжидай действий голодных". ("Сунь-цзы")

55. Усталость на войне

   Во время военных действий случается, что противник завладел благоприятной позицией и укрепился на ней. Если в этот момент напасть на него, то собственное войско лишь выбьется из сил, и противник одержит легкую победу.
   Правило гласит: "Пытаться завладеть позицией, кото­рую уже занял противник, значит истощать свои силы". ("Сунь-цзы")

56. Бездействие на войне

   Когда в бою с неприятелем невозможно одержать победу и приходится отходить, нужно особенно тщательно следить за противником и беречь силы.
   Правило гласит: "Кто подготовлен к действиям непри­ятеля, не ведает неприятностей". ("Сунь-цзы")

57. Победа на войне

   Если во время военных действий противник оказывается разбитым, нельзя впадать в гордыню; надлежит денно и нощно готовиться к отражению вражеского нападения. То­гда никакая атака неприятеля не принесет неприятностей.
   Правило гласит: "Одержав победу, веди себя так, слов­но потерпел поражение". ("Сунь-цзы")

58. Поражение на войне

   Когда, ведя военные действия, терпишь поражение, не следует этого страшиться. Надлежит думать о том, какую пользу можно извлечь из поражения: изготовь к бою ору­жие, воодушеви воинов и следи за тем, когда противник ос­лабит натиск, чтобы нанести удар самому. Так можно при­дти к победе.
   Правило гласит: "Благодаря урону можно избавиться от неприятностей". ("Сунь-цзы")

59. Наступление на войне

   Когда в ходе военных действий возникает благоприятная возможность одержать победу над противником, тогда нужно быстро бросить вперед войска и нанести удар. Так можно обеспечить себе победу.
   Правило гласит: "Когда можно, иди вперед". ("У Цзы")

60. Отступление на войне

   Когда неприятельское войско многочисленно, а собст­венное слабо, занимаемая позиция неблагоприятна и нет силы для отпора, нужно быстро отходить, чтобы избежать столкновения. Так можно сберечь свои войска.
   Правило гласит: "Когда видишь непреодолимые трудно­сти, отступай". ("Сунь-цзы")

61. Провокации на войне

   Когда во время военных действий неприятельский ла­герь находится далеко, а собственные силы и силы непри­ятеля равны, можно выслать вперед легкую конницу, чтобы вызвать противника на битву, а потом ударить по нему из засады. Так можно нанести противнику решительное пора­жение. Если противник пытается проделать это с тобой, не бросай в сражение все войско.
   Правило гласит: "Когда противник далеко, но пытает­ся завязать бой, он хочет, чтобы на него наступали". ("Сунь-цзы")

62. Бой на месте

   Когда противник идет на битву, но не имеет для этого достаточно сил, а сам располагаешь сильным войском и за­нимаешь выгодную позицию, имея возможность с несколь­ких сторон ударить по неприятелю, тогда нужно дожидать­ся подхода неприятеля на том месте, где стоишь. В таком случае победа будет непременно одержана.
   Правило гласит: "Дай подойти противнику, а сам не подходи". ("Сунь-цзы")

63. Переправа в отдаленном месте

   Когда неприятель находится за рекой и, чтобы напасть на него, нужно переправиться на другой берег, можно заго­товить много лодок и плотов и показать неприятелю, что будешь переправляться где-нибудь поблизости. Тогда про­тивник непременно бросит туда все свои силы, а перепра­виться надо там, где нет вражеских войск. Если под рукой нет лодок и плотов, можно использовать стволы бамбука и камыша, кувшины и даже пики. Все, что плавает в воде, можно использовать для переправы.
   Правило гласит: "Переправляйся, где далеко, а показы­вай, что будешь переправляться, где близко". ("Сунь-цзы")

64. Переправа в близком месте

   Когда неприятель стоит за рекой и .нужно напасть на не­го" переправившись через реку кратчайшей дорогой, то нужно показать противнику, что переправа состоится в от­даленном месте. Для этого вверх и вниз по реке следует вы­ставить обманные отряды. Противник обязательно пошлет туда войска и раздробит свои силы. Тогда можно скрытно переправиться через реку в ближайшем месте и напасть на его лагерь. Таким способом непременно разгромишь не­приятеля.
   Правило гласит: "Желая переправиться вблизи, показы­вай, что будешь переправляться далеко".

65. Сражение на воде

   Удержание позиций на берегу при нападении по воде или потопление кораблей на воде именуется в военных дей­ствиях сражением на воде. Занимая оборону на берегу, нужно выслать часть войска в воду, чтобы побудить про­тивника устроить переправу. Когда хочешь завязать битву, нельзя встречать противника у берега, ибо в таком случае он может побояться переправиться. Когда же битва нежела­тельна, нужно не давать противнику переправиться. Если вражеское войско переправляется с целью начать битву, можно подождать на берегу до тех, пока не переправится половина войска и потом ударить. Так можно извлечь вы­году из желания неприятеля переправиться.
   Правило гласит: "Когда неприятель переправится напо­ловину, наноси удар". ("Сунь-цзы")

66. Огневой бой

   Если противник расположился в степи, построил лагерь из тростника и бамбука, имеет большие запасы фуража, а погода стоит сухая и жаркая, можно пустить по ветру в его лагерь горящие стрелы и зажечь его. Потом надо отобрать лучших воинов и совершить быстрое нападение на враже­ский лагерь. Так можно разбить неприятельское войско.
   Правило гласит: "Для применения огня должна быть причина". ("Сунь-цзы")

67. Неспешность на войне

   Штурм города - это крайний прием, который следует применять только в том случае, если невозможно поступить иначе. Даже если городские стены высоки, рвы глубоки, защитники города многочисленны, но в городе нет запасов провианта и осажденные не могут получить помощь извне, тогда его можно взять осадой.
   Правило гласит: "Двигайся медленно, как лес". ("Сунь-цзы")

68. Быстрые действия на войне

   При осаде города, когда неприятель имеет вдоволь про­вианта, но мало людей и ожидает помощи извне, нужно не­медленно идти на приступ, и тогда можно одержать победу.
   Правило гласит: "На войне ценятся быстрые дейст­вия". ("Сунь-цзы")

69. Правильный строй на войне

   Если во время военных действий воины неприятеля со­блюдают строй в походе и не выказывают беспокойства, не следует поспешно нападать на них. Лучше подождать, ко­гда они падут духом или среди них начнется разлад. Тогда можно одержать победу.
   Правило гласит: "Уклоняться от столкновения с пра­вильно выстроившимся противником - вот правильный путь". ("Сунь-цзы")

70. Беспорядок на войне

   Если во время военных действий неприятельские воины не соблюдают строя и много вздорят между собой, нужно немедленно нападать на них. Так можно одержать победу.
   Правило гласит: "Когда в стане противника разброд, захватывай его". ("Сунь-цзы")

71. Разделение войск на войне

   Если собственные войска многочисленны, а войско не­приятеля мало, нужно выбрать ровное и широкое поле и на нем дать противнику бой. Если твои силы превосходят не­приятельские впятеро, тогда на три обычных приема при­меняй два необычных. Если свое войско имеет троекратный перевес над врагом, то на два обычных приема применяй один необычный. Один прием - чтобы подготовить удар, и один - чтобы нанести удар.
   Правило гласит: "Разделять не разделенное для многочисленного войска". ("Сунь-цзы")

72. Соединение войск

   Когда войско рассеянно, оно слабо, а когда оно собрано воедино, оно сильно: таков неизменный закон военных дей­ствий. Если мое войско стоит по частям в разных местах, то в случае нападения противника, нужно собрать его воеди­но, чтобы отразить нашествие.
   Правило гласит: "Соединять несоединенное - вот закон для малочисленного войска". ("Сунь-цзы")

73. Ярость на войне

   Ведя боевые действия, нужно воодушевлять своих вои­нов, чтобы они шли в битву полные ярости.
   Правило гласит: "Чтобы убивать врагов, нужно впасть в ярость".

74. Сила духа на войне

   Полководцы ведут войны с помощью воинов, воины сражаются благодаря силе духа. Сила же духа укрепляется в воинах благодаря боевым барабанам. Если ты умеешь возбуждать в воинах боевой порыв, не следует делать это слишком часто, ибо так он быстро иссякнет. Нельзя делать этого и задолго до битвы, иначе он рассеется впустую. Нужно бить в барабаны и воодушевлять воинов, когда не­приятель подошел вплотную и уже готов начать битву. Ес­ли боевой дух в неприятельских воинах ослаб, а дух собст­венных воинов тверд, победа в сражении непременно будет одержана.
   Правило гласит: "Когда сила духа тверда, бейся. Когда сила духа ослабла, беги прочь". ("Сунь-цзы")

75. Отход неприятеля на войне

   Если во время военных действий вражеские воины без видимой причины вдруг побегут домой, нужно вниматель­но следить за ними. Если они в самом деле истощены и не имеют провианта, можно послать вдогонку лучших воинов. Но если они торопятся домой, остановить их будет невоз­можно.
   Правило гласит: "Воинов, торопящихся домой, нельзя остановить". ("Сунь-цзы")

76. Преследование на войне

   Когда преследуешь бегущего противника, нужно удо­стовериться в том, что вражеские войны действительно спасаются бегством, а не притворяются. Если команды в их войске подаются согласованно и всеми выполняются, то, даже если войско неприятеля бежит в видимом беспорядке, оно еще не разбито. Противник наверняка вынашивает план неожиданной атаки. Это нужно иметь в виду. Если же при­казы во вражеском войске отдаются беспорядочно и бара­баны бьют не вовремя, это значит, что противник действи­тельно разбит, и можно преследовать его всеми силами.
   Правило гласит "Преследуя бегущего противника, не ле­нись. Но если противник вдруг останавливается, тща­тельно все обдумай". ("Сунь-цзы")

77. Отказ от боя

   Если противник имеет превосходство в численности или силе войска, если он занимает более выгодные позиции или если он подошел издалека, но имеет вдоволь запасов, во всех этих случаях не следует вступать с ним в сражение. Лучше укрепить свою оборону и держать его в бездействии до тех пор, пока у него не появятся слабые места. Тогда можно разгромить неприятеля.
   Правило гласит: "Отказ от боя в моей власти". ("Сунь-цзы")

78. Необходимость боя

   Когда на войне углубляешься во вражеские земли, а про­тивник укрепился в крепостях и хочет истощить твои силы, нужно разделить войска и ударить по неприятелю. Нужно завладеть его скрытыми укреплениями, перерезать его до­роги, пресечь подвоз провианта к его лагерю, и тогда ему придется выйти на бой. В таком случае нужно напасть на него своими лучшими силами. Так можно нанести против­нику поражение.
   Правило гласит: "Когда мне нужно сразиться, и про­тивник укрылся за рвами и стенами крепостей, то нужно сделать так, чтобы он был вынужден выйти на бой, а са­мому напасть на то, что он должен спасать любой це­ной". ("Сунь-цзы")

79. Уклонение от боя

   Когда ведешь военные действия с могучим противни­ком, то поначалу он полон сил, тогда как собственное по­ложение уязвимо, и противостоять неприятелю трудно. В таком случае надо избегать сражения, дожидаясь, когда противник ослабнет, и тогда можно ударить по нему. Так можно одержать победу.
   Правило гласит: "Избегай столкновения с сильным, на­падай на слабого". ("Сунь-цзы")

80. Окружение на войне

   Когда окружаешь неприятельское войско, нужно оста­вить для вражеских воинов проход, чтобы они думали, что еще могут отойти. Так можно ослабить их решимость сра­жаться до конца. Вот способ захвата крепостей и разгрома целого войска.
   Правило гласит: "Окруженному противнику надо оста­вить путь отхода". ("Сунь-цзы")

81. Обманные крики на войне

   Во время боя применяй обманные крики: кричи, что уда­ришь на восток, а наноси удар на запад, кричи, что пойдешь налево, а иди направо, чтобы противник не мог разгадать твоих намерений. Тогда противник не сможет устоять перед твоими ударами.
   Правило гласит: "Противостоя тому. кто искусен в нападении, противник не знает, какое место оборонять". ("Сунь-цзы")

82. Переговоры на войне

   Начав военные действия, первым делом нужно послать к неприятелю человека с предложением заключить мир. Даже если противник будет готов принять это предложение, не нужно давать определенного ответа. Выждав момент, когда его бдительность ослабнет, надо нанести удар своими луч­шими силами, и тогда можно будет разбить вражеское вой­ско.
   Правило гласит: "Предлагать мир и не заключать дого­вора - это уловка". ("Сунь-цзы")

83. Решимость сражаться

   Если противник большими силами окружит твое войско, нужно взвесить соотношение сил, преимущества и недос­татки позиций каждой стороны и не следует поспешно от­ступать, поскольку неприятель может ударить в хвост. Нужно занять круговую оборону и принять бой. Даже если в обороне будут появляться бреши, нужно быстро закры­вать их и воодушевлять своих воинов на бой. Нанося удары во все стороны, непременно нащупаешь слабое место в ря­дах противника.
  
   Правило гласит: "Если противник встань лицом к нему и прими бой".
  

84. Капитуляция на войне

   Когда противник сдается, нужно внимательно наблю­дать, действительно ли он капитулирует или только делает вид. Нужно быть очень осмотрительным, днем и ночью ставить воинов в дозор и не позволять себе ослаблять бди­тельность. Военачальникам нужно строго приказать дер­жать свои войска наготове. Тогда можно благополучно до­вести дело до конца.
   Правило гласит: "Принимай капитуляцию, как встреча­ешь врага".

85. Условия для войны

   Поднимая войско в поход, надо принимать во внимание время. Начинать войну надо тогда, когда в неприятельском государстве правитель глуп, а дела в расстройстве, войско бесчинствует, а народ бедствует, достойных отправляют в ссылку, а невиновных казнят, в стране засуха или наводне­ние. Если в таких условиях начать военные действия, не­пременно одержишь победу.
   Правило гласит: "Отправляйся в поход, сообразуясь с текущими обстоятельствами". ("Сунь-цзы")

86. Личные решения на войне

   Личные решения на войне означают: самому определять счастливые и несчастливые предзнаменования. Бывает, что в походе случаются всякие чудесные события, и только полководец может объяснить их. Если рассуждать разумно и пресекать кривотолки, опираться на знания и разоблачать невежество, то можно избежать трудностей.
   Правило гласит: "Гони прочь смуту и сомнения, до са­мой смерти не подпускай их близко". ("Сунь-цзы")

87. Трудности на войне

   На войне полководец должен разделять радости и не­взгоды своих подчиненных. Встретив опасность, не остав­ляй своего войска ради того, чтобы спастись самому и не старайся избежать трудностей в одиночку. Нужно делать все возможное, чтобы защитить своих воинов, и жить с ни­ми одной судьбой. Если поступать так, смогут ли воины за­быть это?
   Правило гласит: "Столкнувшись с опасностью и труд­ностями, не забывай своих воинов". ("Сунь-цзы")

88. Легкая война

   Правило наступательной войны гласит, что тот, кто вы­бирает легкий путь, одержит верх над противником. Если неприятельские силы рассеянны по нескольким крепостям, то наверняка будут места более или менее уязвимые для нападения. В таком случае надо обходить хороню укреп­ленные местности и нападать там, где в обороне противни­ка есть слабые места, избегать столкновения с крупными силами и наносить удары по малочисленным отрядам. Так можно обеспечить себе победу в военных действиях.
   Правило гласит: "Искусный полководец побеждает там, где легко победить". ("Сунь-цзы")

89. Отрава на войне

   "Отрава на войне" означает не травить вражеских воинов ядом, а соблазнить их посулами большой выгоды. При столкновении с вражеским войском можно сразу же пред­ложить им в дар коней и быков или драгоценности. Такие подношения ни в коем случае нельзя принимать. Тот, кто примет их, обязательно будет побежден.
   Правило гласит: "Отраву для воинов нельзя есть". ("Сунь-цзы")

90. Отстранение от войны

   Если начинаются военные действия, полезно присмот­реться к поведению правителя соседнего царства и послать туда соглядатаев. Если соседний правитель замышляет что-то недоброе, нужно нанести по его владениям удар своими отборными силами и добиться желаемого.
   Правило гласит: "Отстраняй от войны того, кто бли­зок". ("Сунь-цзы")

91. Обман на войне

   Если во время военных действий войска стоят друг про­тив друга в укрепленных лагерях, и тебе нужно нанести удар по противнику, то нужно расставить в зарослях кус­тарника и деревьев боевые знамена, как будто там распо­ложились воины, а самому ударить с того края, откуда про­тивник не ждет нападения. Так можно добиться победы. Когда же требуется отойти, то следует выставить обманные укрепления, обозначая присутствие войск, а самому быстро отступить. В таком случае неприятель не осмелится начать преследование.
  
   Правило гласит: "В зарослях сооружай больше укрепле­ний, чтобы обмануть противника". ("Сунь-цзы")

92. Военные действия в крайних обстоятельствах

   Если собственные войска намного превосходит числом войска неприятеля, вражеские воины могут испугаться и броситься бежать с поля битвы. В таком случае не следует их преследовать, ибо вражеские воины, попав в безвыход­ное положение, будет сражаться до конца. Нужно следовать за ними, сохраняя боевой строй. Так можно одержать большую победу.
   Правило гласит: "Не старайся добить отчаявшегося врага". ("Сунь-цзы")

93. Ветер и военные действия

   Во время военные действий удобно нападать при попут­ном ветре, ибо так можно использовать силу ветра для на­несения удара. Но можно совершить неожиданное нападе­ние и действуя против ветра. Так тоже можно обеспечить себе победу.
   Правило гласит: "Когда ветер попутный, используй его силу для нападения; когда ветер встречный, твердо держи оборону". ("Сунь-цзы")

94. Военные действия в снегопад

   Если во время боевых действий непрерывно идет дождь или снег, и нельзя отчетливо видеть действия противника, можно ударить по нему из засады и так разбить его силы.
   Правило гласит: "Наноси удар там, где его не ждут". ("Сунь-цзы")

95. Воодушевление на войне

   Если во время военных действий собственное войско по­терпело неудачу, нужно присмотреться к состоянию вои­нов. Если они не растеряли силу духа, можно снова вести их бой. Но если они пали духом, то нужно воодушевить их и вести в бой, лишь когда они будут готовы сражаться.
   Правило гласит: "Ободряй воинов без устали; укрепляй их дух и давай им накопить силы". ("Сунь-цзы")
  

96. Переписка на войне

   Во время военных действий нельзя позволять воинам переписываться со своими домашними и встречаться со своими родственниками, ибо могут пойти пересуды, и в сердца людей закрадется сомнение.
  
   Правило гласит: "Если обмениваться письмами, в серд­цах поселится страх. Если встречаться с родственниками, помыслы переменятся". ("Сунь-цзы")

97. Чуткость на войне

   В военном искусстве главное - умение чутко откликать­ся на перемены обстановки и хорошее знание возможностей войск. Прежде чем начать маневр, оцени врага. Если про­тивник не предпринимает действий, выжидай, а потом дей­ствуй сообразно его действиям. Так можно извлечь выгоду из любого положения.
   Правило гласит: "Кто может одержать победу, следуя действиям противника, тот лучший из полководцев". ("Сунь-цзы")

98. Страх на войне

   На войне случается так, что воинами овладевает страх, и они отказываются идти вперед, услышав бой барабана, или устремляются назад еще до того, как зазвучат гонги. Нужно выбрать самого трусливого и казнить его, чтобы его смерть послужила предостережением для остальных. Если все вой­ско объято страхом и невозможно предать смерти кого-то в отдельности, нужно показать воинам, что не боишься сам и объяснить им, в чем их польза, а в чем - вред. Если сам из­бежишь смерти, то все войско успокоится.
   Правило гласит: "Казни малодушных, чтобы пресечь страх. Если страх велик, тогда нужно не казнить, а поступить смело самому и показать, как можно уцелеть". ("Шесть секретов")

99. Любовь к войне

   Оружие - орудие ненависти; война - разбойничье дело Поистине, к тому и к другому прибегают лишь по необхо­димости. Нельзя допускать, чтобы большое государство многочисленными населением погрязло в военных раздорах и в конце концов пришло к разорению и гибели. Тогда уже поздно будет горевать о прошлом. Но война - как пожар: оставишь по недосмотру тлеющую искру, и огонь сам заго­рится. Вести потом войны без конца - значит накликать на себя бесконечные несчастья.
   Правило гласит: "Как бы ни было сильно государство, любовь к войне обязательно его погубит". ("Сунь-цзы")

100. Помнить о войне

   Во времена мира не забывай о войне. Во времена поряд­ка не забывай о смуте. Когда в Поднебесной спокойствие, нельзя забывать об оружии. Нужно в собственном сердце воспитывать гражданские доблести, а вовне совершенство­вать вооружение. Во все времена года напоминай о воен­ных делах, дабы показать, что в государстве не забывают о войне. Кто не забывает о войне, обучает народ военному делу.
  
   Правило гласит: "Даже если в Поднебесной спокойст­вие, забыть о войне - значит обречь себя на гибель". ("Сунь-цзы")
  
  

0x01 graphic

Пифия на треножнике, с лавровой ветвью и чашей вина в руках во время прорицания.

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   АРАРАТ (святая почва) - область, или страна, лежащая близ центра Армении. Она имела некогда несколько городов, бывших резиденциею преемственных царей и правителей Армении, посему-то слово Арарат часто употребляется для обозначения всей области (Армении). В землю Араратскую убежали сыновья Сеннахерима, по убиении отца своего в капище Нисроха.
  
   АРГОНАВТЫ - герои, совершившие поход на корабле Арго за золотым руно, под предводительством Ясона.
  
   АРЕС (Арей, Марс) - сын Зевса и Геры, у Гомера - яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неус­тупчивый характер своей матери. Ненасыт­ный в бою и не различающий правых от виноватых бросается он от одной воюющей стороны к другой. Греки понимают его как бога-губителя, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться.
  
   АРЕСТ домашний (вольная стража) - то есть своего рода домашний аре­ст, только не в собственном доме, а в доме того лица, под охрану ко­торого передавали арестованного.
  
   АРИМАН - бог зла у древних персов.
  
   АРМАГЕДДОН (вершина Мегиддо) - город при подножии горы Кармил, получивший известность, как место кровавых битв и умерщвления Иосии. Название означенного города вследствие прежней истории и событий оного употребляется как символическое наименование какого либо ужасного события в будущих судьбах Христовой Церкви.
  
   АРМИЛУСТРИЙ - "очищение оружия", название римско­го военного праздника и площади, где он справлялся.
  
   АРТАКСЕРКС - почетный титул царей Персидских. Один из царей этого имени, царствовавший 47 лет, особенный покровитель Иудеев. На седьмом году своего царствования он дал позволение Ездре возвратиться в Иудею с теми из соотечественников, которые решатся следовать за ним, а через 14 лет после того дозволил Неемии, своему виночерпию, отправиться в Иудею для возобновления Иерусалима. Этот царь, как думают, был Артаксеркс Лонгиман.
  
   АРХЕЛАЙ (начальник народа) - сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было возвращение из Египта, куда удалились для спасения от ярости Ирода. Впрочем Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера. На десятом году своего правления Архелай был низложен и заточен в Виенну в Галлии, где и умер.
  
   АРХОНТ - высшее правительственное лицо в Афинах, избирав­шееся на год. Влияния на государственные дела архонты в это вре­мя уже не имели. Архонтов было 9: архонт-эпоним, глава коллегии из девяти архонтов, в которую также входили архонт-царь, архонт-полемарх (воена­чальник) и шесть архонтов-тесмотстов (законодателей).
  
   АСКАЛОН (переселение) - один из пяти главных укрепленных городов Филистимских, расположенный на восточном берегу Средиземного моря в 20 милях к ю. от Газы, и в 520 стадиях к ю.-з. от Иерусалима. По смерти Иисуса-Навина он снова подпал под владычество колена Иудова, которому был назначен первоначально. В позднейшее время Аскалон известен как место рождения Ирода и как местность многих кровавых битв между крестоносцами и Сарацинами. В 1270 году он окончательно был разрушен султаном Бибаром.
  
   АСКЛЕПИЙ - греческий бог врачевания; сын Аполлона и Корониды, дочери царя лапифов Флегия. Аполлон, убив из ревности Корониду, отдал сына на воспитание кентавру Хейрону, который обучил сво­его питомца разным искусством, и особенно искусст­ву врачевания
  
   АСПИД - рогатая, ядовитая змея с белыми и черными пятнами, яд которой очень остр и умерщвляет почти немедленно; она песчаного цвета, прячется в глубоких следах, оставляемых колесами повозок, и отсюда жалит неосторожного путника или его коня. "Аспилом" называют человека, который глух ко всему, - что очевидно указывает на крайнюю степень сердечного ожесточения человека.
  
   АСПИРАНТ - от латинского слова "aspiro" - "разыскивать, искать чего-то". Человек, уже избранный для посвящения, в то время, как кандидат - человек, еще только подающий прошение о посвящении.
  
   АСТИНГИ - (так их называют греческие писатели: в латинской транскрипции аздинги) вандальское племя, двинувшееся в середине II в. с бе­регов Одера на юг; Марк Аврелий отвел им землю в Дакия, откуда в IV в. их вытеснили готы.
  
   АТАМАН -- в России с XVI в. выборный (с 1723 г. -- "наказной", т.е. назначаемый центральной властью) предводитель казачьего вой­ска (войсковой атаман) или начальник казачьей административно-территориальной единицы (округа, станицы), пользовавшийся воен­ной и военно-административной властью. Кроме того, избирались кошевые, походные (на время похода), куренные, сотенные и другие атаманы.
  
   АТЛАС, АТЛАНТ - титан, сын титана, морской великан, стоящий в западном море, оли­цетворяет собой силу моря, носящего огромные тяже­сти; эпитет его указывает на демоническую природу моря, которому всегда приписывалась тайная мудрость и коварство.
  
   АУДИТОР -- должностное лицо в военных судах русской и ино­странных армий в XVII -- XIX вв. Являлся советником по юридиче­ским вопросам строевых офицеров, составлявших основу военного суда. В России с 1797 г. аудиторы были объединены в аудиторское ведомство во главе с генерал-аудитором, подразделялись на бри­гадных и полковых. В 1867 г. заменены военно-судебными чинов­никами.
  
   АУСПИЦИИ, процедура гадания. Прежде чем отправляться на войну, консул должен был совершить птицегадание, причем толковал полет птиц авгур.
  
   АФГАНСКИЕ БАШНИ -- небольшие укрепления круглой формы, расположенные на возвышенностях, с оградой из сложенной насухо каменной стенки с примкнутым к ней изнутри каменным или деревянным банкетов. По стенке наверху выкладывались зубцы из камня или мешков с землей. Вход в укрепление преграждался небольшим рвом с легко разбираемым мостиком. Внутри находился деревянный барак для гарнизона. Применялись англичанами для передовых постов во время войны с Афганистаном в 1877 -- 1880 гг. Название свое получили за сходство с такими же укреплениями в афганских селениях.
  
   АФИНА ПАЛЛАДА, дочь Зевса, не имевшая матери. Гесиод говорит, что она родилась из головы Зевса, после того как он, по совету Геи, проглотил первую жену Метис (мудрость). По позднейшим, украшенным сказаниям, Гефест или Прометей рассек секирой голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении и в избытке юных сил. Афина является олицетворением благоразумия Зевса; благоразумие и сила - главные черты ее существа. Т.к. она родилась не от матери, а из головы Зевса, то она отличается серьезным, почти мужским характером и своим целомудрием перед всеми другими богами. Эта сильная девица, способная ко всякой мужской и женской деятельно­сти, есть могучая и умная руководительница и защит­ница городов и государств во время мира и войны; она любит и защищает всех умных и храбрых мужей, рассудительных и искусных женщин-рукодельниц.
  
  

0x01 graphic

Головной убор "Пчелиный улей".

Мода в России в 1791 г.

  

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
  
   Видеть на сажень сквозь землю.
   Отличаться большой проницательностью, предприимчивостью.
  
   Видеть насквозь.
   Хорошо знать чьи-либо мысли, намерения, поступки.
  
   Висеть (повисать) в воздухе; повиснуть в воздухе.
   Находиться в шатком, неопределенном положении.
  
   Висеть (держаться) на волоске (на ниточке); повиснуть на волоске (на ниточке).
   Находиться в крайне опасном положении, быть близким к гибели.
  
   Висеть (повиснуть) на телефоне.
   Часто и долго говорить по телефону.
  
   Висеть на хвосте у кого.
   Находиться в непосредственной близости от того, кого догоняют, преследуют.
  
   Висеть (повиснуть) на шее у кого.
   Находиться на чьем-либо обеспечении, иждивении; быть обузой, тяжким бременем для кого-либо.
  
   Висеть над головой.
   Постоянно угрожать. Об опасности, смерти, катастрофе и т. п.
  
   Витать (парить) в облаках.
   Бесплодно мечтать, быть непрактичным, уходить от действительности.
  
   Вкладывать (вложить) душу (сердце) во что.
   Все свои усилия, старания, способности направить на что-либо, целиком отдавать себя чему-либо.
  
   Вкривь и вкось.
   В различных направлениях; беспорядоч­но.
  
   Влезать (влезть) в шкуру ч ь ю, к о г о.
   Ставить себя на чьем-либо месте (чаще незавид­ном).
  
   Влетать (влететь) в копеечку.
   Очень дорого стоить, обходиться.
  
   Вливать (влить) новое вино в старые меха.
   Вкладывать новое содержание в старую форму.
  
   Во веки веков.
   Навсегда, вечно.
  
   Во весь дух (опор, мах) бежать (побежать), мчаться (помчаться), скакать, поскакать), лететь (по­лететь) и т. п.
   Очень быстро, с большой скоростью.
  
   Во весь рост.
   Не сгибаясь, принимая прямое положение (стоять, подниматься, выпрямляться и т. п.).
  
   Во время оно; во времена оны.
   Очень давно, в незапамят­ное время.
  
   Смотреть, глядеть во все глаза.
   Очень внимательно, пристально, стараясь ничего не пропустить, не оставить незаме­ченным.
  
   Во все горло; во всю глотку кричать (закричать), орать (заорать), хохотать (захохотать), петь (за­петь) и т. п.
   Слишком громко.
  
   Во все тяжкие; во вся тяжкая.
   С полным напря­жением, отдачей сил (работать). Безудержно, не зная предела (предаваться чему-либо).
  
   Во всю ивановскую.
   В полную силу, в полную меру (делать что-либо).
  
   Во всю прыть бежать (побежать), мчаться (по­мчаться), скакать (поскакать), лететь (по­лететь), пускаться (пуститься)и т.п.
   С пре­дельной скоростью, быстротой.
  
   Во всяком случае.
   При любых обстоятельствах, обязатель­но.
  
  

0x01 graphic

Богиня Рома,

покровительница города Рима

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  -- Если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же, как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок.
  -- Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря -- он не одинок и не беспомощен.
  -- Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.
  -- Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
  -- Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.
  -- Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.
  -- С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.
  -- Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.
  -- Из всех творений самое прекрасное -- получивший прекрасное воспитание человек.
  -- Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.
  -- Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом -- не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
  -- Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.
  -- Где человек находится противясь, там его тюрьма.
  -- К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
  -- Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, -- все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность -- свое человеческое достоинство.
  -- С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.
  -- В несчастье познается друг и изобличается враг.
  -- Строгость отца -- прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.
  -- Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.
  -- Умный борется со страстью, глупец -- становится ее рабом.
  -- Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
  -- Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
  
  

Эпиктет (ок. 50 --ок. 140 гг.)

*********************************************************

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

  

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011