ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Сведения о юнкерских училищах

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  
  
  


СВЕДЕНИЯ

О РАСПРОСТРАНЕНИИ ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ И ИХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ

ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

  

Бобровский П.

   О быстром распространении юнкерских училищ... можно судить наглядно из следующей таблицы, в которой по годам выражены общие результаты:
  

Годы

Число училищ

Штатное число обучающихся

Общее число ежегодно поступивших вновь

Наибольшее число обучавшихся

Общее число выпущенных для произв. в офицеры

Общее число убывших по всем причинам

1864 - 65

4

700

654

654

73

301

1865 - 66

10

1650

1106

1361

271

312

1866 - 67

12

2050

883

1378

419

312

1867 - 68

13

2250

955

1592

538

359

1868 - 69

13

2330

1303

1972

651

365

1869 - 70

15

2650

1634

2580

845

548

1870 - 71

16

3270

2082

3248

1110

565

1871 - 72

16

3790

2357

3923

1408

710

В 8 лет....

18680

10974

16708

5315

3740

  
   <...>
   Быстрое распространение юнкерских училищ в первые четыре года, в организационный период, несмотря на значительные жертвы от непроизводительной убыли, и заметное возрастание числа выпускаемых для производства в офицеры во второй период, когда училища утвердились и стали притягивать значительную массу, от 1.300 до 2.350 вольноопределяющихся, доказывают если не необходимость средств для образования армейских строевых офицеров из той среды, которая всегда была главным источником для комплектования офицерами армии, то, по крайней мере, то способность расширения училищ до желаемых пределов.
   *
   Успех всех занятий и самих действий в бою, при всех других благоприятных условиях, зависит во многом от способностей, знания и военных качеств всей вообще массы офицеров, а не какой-либо ее части. Чем более развивается военное искусство, тем несомненнее становится и убеждение в необходимости специальных учебных заведений, образующих строевых офицеров. Чем совершеннее подготовка вольноопределяющихся, тем более облегчается воспитательный труд и тем надежнее достигаются цели в специальном образовании строевого офицера, как бы ни быстро уходили вперед усовершенствования в военной организации и улучшения в военном деле.
   *
   Без живой потребности в улучшении способов комплектования армии офицерами, никакие искусственные меры, никакие энергические усилия не в состоянии были бы вдохнуть жизнь в юнкерские училища и сделать их необходимыми.
  
   Полковая военная семья, с 1864 года, могла широко раскрыть свои двери для кандидатов на офицерское звание; по первым опытам, полки могли видеть, что юнкерские училища дают им более совершенных, лучше воспитанных и достаточно подготовленных к службе офицеров, каких они сами не могли образовать прежде, при всем старании и при самом искреннем желании.
  
   Войска видели, что училища устраняют прежнюю неопределенность в положении массы вольноопределяющихся, вращавшихся до офицерского чина без воспитания, без определенного руководства и бдительного надзора; сами вольноопределяющиеся, несмотря на настойчивую требовательность, мало - помалу начали чувствовать благодетельную силу учреждений, предназначенных давать им обучение и военное воспитание.
  
   Недостаточные познания, не всегда твердые понятия о нравственном, шаткие убеждения, дурные привычки, выносимые от недостатков первоначального воспитания - все эти, более или менее крупные, недостатки ума, воли и сердца должны были в училищах натолкнуться на воспитательные приемы, без которых немыслимо существование никакой благоустроенной школы.
  
   Решаясь указать на пользу, уже принесенную училищами, мы можем заметить, на основании многих фактов и отзывов из войск, что между вольноопределяющимся, вступающим в училище, и портупей-юнкером, выходящим из него, существует уже заметная разница: выпускаемый из училища портупей-юнкер опередил прежнего вольноопределяющегося; перейдя в своем развитии, может быть, далеко неполном и не многостороннем, на другую степень, портупей-юнкер усвоил уже и необходимые сведения, навыки и правила, приобрел некоторый, годный для будущей его службы и жизни, запас и, если только его школьным приобретением захотят и сумеют воспользоваться, то из него выходит знающий офицер, будущий кандидат на ротного командира, казначея, квартирмейстера, делопроизводителя.
   *
   Но образование, приобретенное вольноопределяющимися в училище, имеет лишь относительное значение, и было бы ошибочно требовать от него образования безусловно совершенного, какое в данном время отвечало бы всем требованиям от офицера, не озаботясь предварительно об улучшении их общеобразовательной подготовки.
   *
   Рядом с положительными фактами, с возрастающим числом выпускаемых из училища, для производства в офицеры, мы замечаем и значительную непроизводительную убыль отпадающими до окончания курса.
   Возрастание училищ шло параллельно с возрастающим дефицитом в офицерах всей армии. До 1868 года, в течение 11 лет, убыль в армейских офицерах превосходила прибыль на 619, перевес этот выражался 1,888%.
   Главным источником комплектования были вольноопределяющиеся - 1130, за ними выпущенные из военно-учебных заведений - 672 и, наконец, определяемые из отставки и других ведомств-417.
   Но как вся убыль в офицерах достигла 2.838, на укомплектование же ее поступало из трех источников 2.219, а между тем военные училища и кадетские корпуса в соединении с определяемыми из отставки, могли давать максимум 1.000 офицеров, то Военному Ведомству оставалось дать такое развитие юнкерским училищам, чтобы они могли приготовлять ежегодно не менее 1.800 офицеров. И Военному Министерству, как мы видим, удалось подойти близко к этой задаче, ибо, в настоящее время, в юнкерских училищах положено обучать до 3.800 юнкеров, из числа которых можно ежегодно приготовлять 1.550 портупей-юнкеров: 1.230 для пехоты, 150 для кавалерии и 170 для казачьих войск.
   Действительная цифра выпускаемых из юнкерских училищ портупей-юнкеров однако не доходила до предположенной при их учреждении, нормальной цифры 40%; напротив, в первые годы она значительно была ниже; поэтому юнкерские училища со времени своего учреждения, дали 5.315 офицеров, т.е. на 28% менее, чем могли бы дать при полных штатах...
   *
   Всего на тысячу юнкеров, прошедших курс с успехом, противополагается 260, или более одной четверти, положительно неудавшихся, которые и удаляются из училищ или на сроки, или совершенно исключаются. К ним нужно причислить до 255 тех из числа добровольно оставивших училища, которые не могли продолжать курса, вследствие дурной подготовки, неспособности или лености. Таким образом, на тысячу подготовленных юнкеров нужно считать не менее 515 неспособных к продолжению курса.
   Следует ли обвинять воспитательную систему юнкерских училищ, не допускающих к офицерскому чину не только неспособных и нерадивых, но и нравственно испорченных. <...>
  
  

Вопросы и проблемы в работе

юнкерских училищ

  
  
   Должно ли удерживать в стенах училищ тупых и до такой степени ленивых, что всякая надежда на их обучение и воспитание становится тщетною? Едва ли могут быть полезны такие благодушные специальные школы, которые дают одобрительные аттестаты или полному невежде или крайнему лентяю, или нравственно испорченному молодому человеку?
  
   Юнкерские училища готовят офицеров, людей, по меньшей мере, способных руководить взводом, учить и наставлять до полусотни людей.
  
   На них, конечно, падает и ответственность за подготовку этих офицеров, не только перед армией, но и перед всем государством, и вся воспитательная система была бы источником многих зол, если бы, упустив из виду общие цели воспитания, училища давали бы офицерские патенты, без серьезного разбора, не обращая надлежащего внимания на годность или негодность, для предстоящей деятельности, своих воспитанников.
  
   Настойчиво преследуя свои цели и не отступая перед трудностями, школа следит за каждым душевным проявлением своего питомца и посредством известных средств стремится помочь развитию природных сил; но из этого не следует, что она не может поступать решительно в тех случаях, в которых оказались бесплодными всякие воспитательные средства.
  
   *
   Но могут ли и обязаны ли юнкерские училища воспитывать? Подобные вопросы являются у всякого, кто незнаком с поступающими на службу вольноопределяющимися. Педагогика и здравый смысл не могут отделять понятие об обучении от понятия о воспитании, и вся система образования в юнкерских училищах должна быть построена на условиях самой тесной связи между воспитанием физическим и нравственным и обучением умственным.
   *
  
   Собственно говоря, под системою воспитания в юнкерских училищах мы разумеем совокупность приемов, способов и средств, способствующих выполнению общей задачи: образовать хорошего строевого офицера, как целого человека, с его умственными, моральными и физическими силами.
  
   Но она имеет и свои особенности. В системе воспитания юнкеров в училищах обучение и воспитание, понимая это выражение в тесном смысле, имеют постоянную и близкую связь; трудно сказать, где прекращается влияние одного и где начинается действие другого. <...>
  
  
   Бобровский П. О.
   Юнкерские училища. Историческое обозрение их развития и деятельности. - т. 1. - СП б., 1872.
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010