ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Священный закон нравственности

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Священный закон нравственности

  
  

 []

Осада Корсуни (Херсонеса) войском князя Владимира

САМОДЕРЖАВИЕ ДУХА

(из "Очерков русского самосознания")

О. Иоанн Кронштадский

  
   "Каждый христианин, любя весь мир человеческий, который находится под управлением одного Царя Небесного, в то же время должен иметь особенную любовь к своему Отечеству - ибо Отечество сие не произвольно им выбрано, но Самим Богом указано ему посредством рождения.
  
   Соотечественники связаны между собой одной верою, общим происхождением, языком, обычаями, законами, воспоминаниями о славе и бедствиях предков, памятью о знаменитых войнах и царях.
  
   Отечество освящено для человека благодеяниями Божиими, в пределах его свершенными.
  
   Что же собственно до Русской земли, то она не иначе и называлась прежде в истории, как "Святая Русь", "святая земля".
  
   Почему же?
  
   Именно в смысле особенных чудесных благодеяний Божиих к ней, а также по великому множеству людей, мученически проливших кровь свою за Отечество, и по обилию угодников Божиих, которые почивают в ней мощами.
  
   Посему не любить Отечества и предпочитать ему другие государства столь же низко и неблагодарно, как не любить родителей своих, оказывая привязанность к посторонним лицам, непричастным к рождению и воспитанию.
  
   В русском же человеке такое чувство тем более несправедливо, что сами западные государства, видя обширность земли Русской и исчисляя ее богатства, с завистью смотрят на нее.
  
   Конечно, недостойна христианина и слепая привязанность, когда русский гордится и хвалится лишь тем, что он "русский", когда порицает и ненавидит без разбору все чужое.
  
   Но еще вреднее и виновнее пристрастие к иноземному, потому что им загубляется чувство патриотическое в самом основании, да и действительно - никак не найти за границей многих прекрасных качеств русского человека...
  
   <...>
  
   Сегодня нам многое нужно вспомнить, многому научиться заново.
  
   И среди этого "многого" одно из важнейших мест принадлежит пониманию духовных основ государственности, умению их практически воплощать в жизнь...
  
  
   "Что есть государство? - вопрошал в середине прошлого века знаменитый московский первосвятитель, митрополит Филарет (Дроздов). - Союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою, жертвующих частью своей свободы для охраны и утверждения общими силами Закона Нравственности, который составляет необходимость их бытия".
  
   Эта религиозно-нравственная основа государственной жизни сегодня чуть ли не напрочь выпала из общественного сознания, часто трактующего государство лишь как бездушный механизм поддерживания примитивного материального благополучия граждан.
  
   Результат такого мировоззренческого убожества налицо.
   Само государственное тело, его территория, ресурсы, иные богатства становятся объектом разрушительной, жестокой и беспринципной борьбы политиканов, гибельной для державы, разъедающей, как срамная болезнь, внутренности государственного механизма, саму государственную власть во всех ее проявлениях.
  
   де священный закон нравственности неколебимо утвержден в сердцах воспитанием, верою, здравым, неискаженным учением и уважаемыми примерами предков, - говорил владыка Филарет, - там сохраняют верность Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния или славы.
   Там умирают за законы, тогда как не опасаются умереть от законов.
   Если же закон, живущий в сердцах, изгоняется ложным просвещением и необузданной чувственностью - нет жизни в законах писаных: повеления не имеют уважения, исполнение - доверия.
   Своеволие идет там рядом с угнетением, и оба приближают общество к падению".
  
   Сегодняшняя злободневность этих слов лишь подтверждает правоту и прозорливость мудрого старца...
  
   <...>
  
   Отсюда понимание общенародного единства как духовного родства, как величайшей драгоценности, столь характерное для русской истории.
  
   Отсюда же стремление русского человека заменить, где только возможно, бездушные правовые нормы нравственными ценностями, теплом сердечных человеческих отношений.

 []

Панагия патриарха Иова.

Москва, 1589 г., в оправе -- камея с изображением "Распятия".

Византия, 12 в.

   Отсюда - отношение к российской державности как к святыне, ибо семья - "малая церковь" - получает освящение в таинстве венчания супругов, а государство -"большая семья" - в таинстве венчания Царя на царство, на самодержавную власть "во славу Божию" (но не в интересах какого-либо класса или сословной группы).
  
   <...>
  
   В государстве, сознающем и чтущем свои духовные основы, - таком, какое мы описали выше - религиозно-нравственное содержание жизни становится важнейшим несущим элементом всей державной структуры общества.
  
   Соответственно Церковь, как власть духовная, наряду с властью светской служит одной из главных опор национальной государственности: не смешиваясь, впрочем, и не подчиняясь ей.
   Исторический опыт свидетельствует, что такое взаимное разделение и гармоничное сочетание властей есть непременная черта богоугодного государственного устройства.
  
   <...>
  
   Хранить Божественные истины веры, ее благодатные дары и древние святоотеческие устои - а именно такова обязанность народа русского, промыслительно возложенная на него Самим Богом, - непросто и нелегко.
  
   Для этого потребен тяжелый душевный труд - труд христианского подвижничества и покаяния, державного мужества и стойкости. Но лишь такой труд придает смысл человеческой жизни, обнажает ее высшую ценность и проясняет ее великую, вечную, небесную цель
  
   Самое время нам сейчас прислушаться к призыву Слова Божиего, к отеческому зову Самого Христа, Господа нашего:
  
   "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо, да слышит...". (Апок. 3:20 - 21).
  

Аминь.

***

 []

Печать и подпись

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  -- Как богатеет мир бедствиями и скорбями! Надобно, чтобы не менее богатели чада Божии чувствованиями и делами милосердия (Филар. М. Московский).
  -- Хорошо, если у тебя не каменное сердце; но не хорошо если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающаяся для нищего (Филар. М. Московский).
  -- Человек, который может отказать помощь и сделать добро, но не оказывает и не делает, - есть жалкое и всегда недостойное существо (Леонид Архиеп. Ярославский).
  -- Не уделять бедным из того, что остается сверх ваших нужд, значит похищать чужое добро (Блаж. Августин).
  -- Бог угодно, чтобы на земле было много несчастных, дабы они спаслись своим терпением, а ты - своим милосердием.
  -- Богатые доставляют бедным средства к пропитанию, а бедные - средства к их спасению.
  -- Без девства можно войти в царство небесного, но без милосердия нельзя.
  -- Невозможно, решительно невозможно без милосердия достигнуть даже только врат царства небесного (Св. Златоуст).
  -- Без милостыни и молитва бесплотны (Он же).
  -- Милостив Бог и преклоняется естественным милосердием на молитву, но на молитву милостив же (Св. Тихон Задонский).
  -- С каждой надеждою будешь любить Бога, когда сам не слушаешь молитвы подобного тебе людей? (он же).
  -- Каковы мы к ближнему, таким и Бог будешь в отношении нас (Св. Златоуст).
  -- Спасай других, если хочешь спасти себя; давай временное счастье ближним, если хочешь насладиться счастьем; удаляй земные блага другим, если хочешь вкушать блага небесные (Прот. Род. Путятин).
  -- Милость к нам Божия, когда нам открывается случай оказать милость другим.
  -- Вода имеет свойства отмывать грязь с тела; а милостыня - уничтожать нечистоты душевные (Св. Златоуст).
  -- Не малодушно лекарство милостыни: ему можно прилагать ко всем ранам.
  -- Бальзам, изливаемый нами на изъявленное сердце ближнего подкрепляет и наше собственное.
  -- Благотворя другим мы и себе благотворим.
  -- Дешевою ценою благотворения человекам, мы можем приобретать бесценное царствие Божие (Филар. М. Московский).
  -- Ты даешь деньги нищим, а они дают тебе дерзновение пред Богом.
  -- Блажен, кто может сказать со св. Григорием Нисским: "Господи! Твори со мною то, что я творим другим".
  -- О, бедные странники земли! Куда же идем мы, если не пойдем путем милосердия Христианского к милосердию Христовы (Филар. М. Московский).
  -- Рука, благотворящая ближнему, отверзает руку благости Божией (он же).
  -- Милостыню ты подаешь от Бога (он же).
  -- Рука бедного есть сокровищница Христова: что получает нищий, ьл получает Христос (Св. Златоуст).

***

 []

Иосиф Волоцкий.

Миниатюра 17 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- ХРИСТОС - греч. слово, означающее "помазанный елеем", перевод древнеевр. слова "Мессия". Цари, пророки и первосвященники назывались в ВЗ помазанниками Господними и предвозвещали Иисуса как Христа - помазанника по преимуществу. Христиане - верные ученики Христа.
  --
  -- ЦАРСКИЕ ВРАТА - врата в иконостасе, находящиеся между престолом алтарь и амвоном.
  --
  -- ЦЕРКОВЬ - греч. слово, означающее собрание Синагога. Собрание всех христиан, призванных Богом. Церковь - Тело Христово. Здание, в котором собирается община и которое символизирует ее единство (в таком значении пишется с маленькой буквы).
  --
  -- ЧАСЫ - у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) - первый, третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией.
  --
  -- ЧЕЛОВЕК - 1) В отличие от западного понимания еврейское мышление не рассматривает человека независимо от его связи с Богом: человек не просто постоянный состав тела и души, но существо, само дыхание жизни которого зависит от Бога Дух и Душа. 2) В каждом христианине живет ветхий человек, влекомый ко злу, и "новый человек", сотворенный Духом. Святым, который должен восторжествовать над грехом.
  --
  -- ШЕСТОПСАЛМИЕ - шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени.
  --
  -- ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена - населенная земля) - сотрудничество Церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение всех христиан.
  

***

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ ПИСЬМО

 []

  

НАС БУДЕТ СКОРО БУНТ"...

  
   Н.Г. Чернышевский рано понял, что не приемлет религиозных проповедей.
  
   В 22 года он записывает в дневнике: "Вот мой образ мыслей о России: неодолимое ожидание близ­кой революции и жажда ее...".
  
   Рано созрела и потребность юного мыслителя, выпускника петер­бургского университета, непосредственно участвовать в подготовке этой революции.
  
   "У нас будет скоро бунт,-- пишет он в 1853 году,-- ...я буду непременно участвовать в нем".
  
   Вскоре Чернышевский поплатился заключением в Петропавловскую крепость и годами ссылки за свою политическую деятельность. Но до ареста и в долгие годы сибирской ссылки он успел сделать, очень много для русской культуры и общественной мысли.
  
   Утверждению нового героя в статьях Чернышевского сопутство­вало развенчание героя предшествующей эпохи -- "лишнего человека", а вместе с тем и дворянства как класса, неспособного принять активное участие в преобразовании действительности.
  
   Бескомпромиссно звучит приговор революционного демократа тургеневскому герою: "Все сильней и сильней развивается в нас мысль... они есть люди лучше его... что без него нам было бы лучше жить".
  
   В 1861 году Чернышевский опубликовал статью "Не начало ли перемены?" -- замечательный образец революционно-публицистической критики.
  
   Идеолог крестьянской революции, он не раз писал об огромной роли народа в истории, особенно в переломные, исключительные исто­рические моменты.
  
   Такими моментами он считал Отечественную войну 1812 года и отмену крепостного права, которая должна высвободить скрытую энергию крестьянских масс, энергию, которую следовало на­править па улучшение их собственного положения, на удовлетворение их "естественных стремлений".
  
  
   Не унижение русского мужика, не пессимизм по отношению к его духовным способностям видит Чернышевский в очерках Н. Успен­ского. В образах простых крестьян, изображенных писателем, он отме­чает скрытую силу, которую нужно понять, чтобы пробудить ее к действию.
  
   Настала пора, когда надо сказать русскому мужику, что и он сам но многом повинен в своем бедственном состоянии и тяжкой жизни близких ему людей, долга перед которыми не осознает. "Правда без всяких прикрас" о крестьянской темноте и жестокости в очерках моло­дого писателя интерпретирована великим критиком в революционно-демократическом духе.
  
   В 1862 году Чернышевский, задумав создать обширную "энцикло­педию знания и жизни", пишет жене о своем намерении обратиться к беллетристической форме:
  
   "Потом я ту же книгу переработаю в самом легком популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, остротами, так чтобы читали все, кто не читает ничего, кроме романов"
  
   Роман "Что делать?" превзошел эти скромные намерения.
  
   Книга не просто по­пуляризировала идеи, она имела самостоятельные художественные цели, соответствовала всей эстетической программе великого критика.
  
   Результат был ошеломляющим.
   Ко времени выхода "Что делать?" в свет Чернышевский был широко известным, признанным идейным руководителем передовой части русского общества, имевшим много дру­зой, а еще больше врагов, которые ждали провала первого романа пи­сателя.
  
   А. М. Скабичевский вспоминал: "В майковском салоне хихикали и радостно потирали руки в предвкушении падения идола молодежи с его высокого пьедестала".
  
   Ожидания эти не оправдались.
   Трудно найти в русской литературе XIX века произведение, которое имело бы подобный общественный резо­нанс, оказало бы такое влияние на развитие революционной мысли в России. Это было естественно: в романе разрешались самые острые и сложные вопросы времени. Разгоревшаяся в журналистике борьба во­круг романа приобрела ярко выраженный политический характер, она отчетливо показала, как глубоко размежевались общественные группы.
  
   Появление романа было исторически необходимым и неизбежным: назрела потребность выразить идеи и стремления молодого поколения, вышедшего на арену общественной борьбы в России.
  
   "Повесть была,-- вспоминал П. А. Кропоткин,-- своего рода откровением и превратилась в программу... Она сделалась своего рода знаменем для русской моло­дежи"
  
   Об этой же программности книги Чернышевского писал и П. Н. Ткачев в предисловии к французскому переводу "Что делать?":
  
   "Основной вопрос, который обсуждался тогда в кружках молодых лю­дей,-- это вопрос о том, что делать? -- что делать для того, чтобы освобо­дить страну от подлого политического и экономического деспотизма... что делать для того, чтобы реализовать в частной и общественной жизни моральные и социальные идеи, запечатленные в сердцах молодежи. Чер­нышевский в своем романе подошел ко всем этим вопросам, и именно ввиду этого реакционная партия назвала его "дело" евангелием социаль­но-революционной партии".
  
   Бесспорно, "Что делать?" -- политический роман.
  
   Для передовой общественной мысли наступили тяжелые времена.
   Поражение в Крымской войне стимулировало глубокий кризис царизма.
  
   В стране ширились крестьянские волнения, усугубляемые реформой 1861 года. Уже после нее произошли известные восстания в селе Кандеевка Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии.
  
   По­следнее было жестоко подавлено, бездненская трагедия вошла в историю как одно из кровавых преступлений царизма.
  
   Росли студенческие бес­порядки, расширялась сеть тайных революционных кружков и групп, по рукам ходили "подстрекательские" листовки и воззвания. Царское прави­тельство было не на шутку испугано, а все честное и передовое в Рос­сии в тревожном и радостном возбуждении ожидало чего-то, что вот-вот должно было совершиться, ждало взрыва, ждало революции.
  
   В тяжких условиях одиночного заключения Чернышевскому при­ходилось вести напряженную борьбу со следственной комиссией, разо­блачая жульнические уловки жандармов, у которых не было формальных доказательств его виновности (это заставило III Отделение прибегнуть к услугам провокатора).
  
   Непостижимо, каким образом мог этот человек в таких условиях написать в общей сложности около двухсот авторских листов, то есть свыше трех тысяч страниц печатного текста, и в том числе роман "Что делать?".
  
   Идеал свободы, таким образом, ассоциируется с образом революционера Рахметова, ко­торый достиг полного слияния "личного" дела с "общим" в борьбе за революционное переустройство жизни.
  
   Такова логика рассуждений героев о свободе и личном счастье.
   Однако не только в логике дело.
   Герои Чернышевского -- не рупоры идей автора, не бездушные и плоские марионетки...
  
   Это живые люди, но и они необычны.
   Необычны их поступки, мысли, взаимоотношения, быт.
   Необычно и то, что их внутренний мир освещается, как правило, не со стороны эмоций, а повернут к нам, прежде всего, стороной интеллектуальной. Они проявляют себя, помимо поступков, прежде всего в размышлениях, разговорах, спорах, направ­ленных на большие общественные проблемы.
  
   "Я знаю о Рахметове больше, чем говорю",-- пишет автор.
  
   Речь не только о высоких идеалах Рахметова, не только о том, что сам автор характеризует своего героя как человека с пламенной любовью к добру, что Вера Павловна за его мрачностью и грубостью увидела нежную и добрую душу.
  
   Речь еще и о самом содержании слов, которыми называют Рахметова другие герои и автор: "особенный человек", "необыкновенный человек", "высшая на­тура".
  
   По выходе романа у него сразу же появились помимо врагов и защитники.
   Самая высокая и глубоко обоснованная характеристика ро­ману Чернышевского была дана одним из лидеров революционных ше­стидесятников Д. Писаревым в статье "Мыслящий пролетариат", поме­щенной в журнале "Русское слово" в 1865 году.
   Критик назвал "Что делать?" произведением "в высшей степени оригинальным и чрезвы­чайно замечательным".
  
   Более двадцати лет провел Чернышевский в тюремных застенках, на каторге и в ссылке. Политическая смерть Чернышевского, по словам К. Маркса, была огромной потерей не только для России, но и для всей Европы.
  
   Но ничто не сломило дух великого революционера и мыслителя.
  
   Чернышевский вернулся из ссылки в 1883 году, жил сначала в Астрахани, затем в Саратове.
  
   Он был еще полон творческих планов, продолжал заниматься литературной работой, переводами. Но ссылка, условия которой долго и тщательно он пытался скрыть от родных, ко­нечно, могла лишь подорвать его физические силы.
  
   В 1889 году Черны­шевский скончался и был похоронен на своей родине -- в Саратове.
  
   Ему было менее 62 лет, из них лишь сорок он был на свободе.

П. Николаев

  
  

***

Иллюстрации

 []

Дом Чернышевского в Саратове

 []

Декабрист Александр Петрович Беляев (1803--1887).

Здание бывшей Саратовской гимназии, в которой в 1851 г.

 []

Титульный лист диссертации "Эстетические отношения искус­ства к действительности".

СПб., 1855 г.

"Очерки гоголевского периода русской литературы". 1856 г.

Диплом магистра русской словесности, выданный Н. Г. Чернышевскому 29 октября 1858 г.

 []

В. Г. Белинский.

 []

Гоголь

 []

Петербург. Освящение Исаакиевского собора 30 мая 1858 г

 []

И. И. Панаев. Литография В. Бахмана из "Альбома русских писателей", 1860-е годы.

Н. А. Некрасов. Литография

В. Бахмана из "Альбома русских писателей", 1860-е годы.

Группа писателей, сотрудников редакции журнала "Современник". Стоят (слева направо): Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович. Сидят: И. А. Гончаров, И. С. Тур­генев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Фотография С. Л. Левицкого, 1856 г., Петербург.

 []

Д. И. Писарев.

Н. А. Добролюбов.

Дом Краевского, где помещалась редакция журнала "Современник".

 []

Первый комитет Литературного фонда (1859--1861). Сидят (слева направо): А. В. Никитенко, А. А. Краевский, Е. П. Ковалевский (председатель), И. С. Тургенев, И. Д. Кавелин, А. Д. Галахов. Стоят: С. С. Дудышкин, Е. И. Ламанский, А. П. Заблоцкий-Десятовский, П. В. Анненков, Н. Г. Чер­нышевский, А. В. Дружинин. Фотография Кунаева, 27 марта 1860 г., Петербург.

Большая Московская улица. Акварель Э. Бернштейна, 1952 г. В третьем доме

от угла (бывший дом N 4 Эсаулова) в 1862 г. жил Н. Г. Чернышевский. Здесь

его часто навещал Н. А. Некрасов.

 []

М. И. Михайлов (1829--1865),

поэт, сотрудник "Современни­ка", деятель революционного движения 1860-х годов.

Н. В. Успенский.

Фотография, 1850-е годы.

Н. В. Шелгунов (1824--1891).

Фотография, начало 1860-х

годов.

А. Н. Пыпин,

двоюродный брат писателя. Фотография, 1863 г.

 []

Мастерская Веры Павловны

 []

Камера в Петропавловской кре­пости.

Рисунок В. В. Макуровского, вторая половина XIX века.

 []

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского. Рисунок очевидца.

Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Фотография, 1890-е годы.

 []

А. И. Герцен и Н. П. Ога­рев. Фотография бр. Майер, 13 июня 1861 г. Лондон. Н. Г. Чернышевский приезжал к Герцену в Лондон по делам "Современника" в 1861 г

 []

Герман Александрович Лопатин (1845--1918). В 1871 г. прибыл из Лондона в

Иркутск с целью освободить Чернышевского. Фотография, 1911 --1912 годы

(из архива Н. М. Ростова. Италия).

Ипполит Никитич Мышкин (1848--1885), народник. 12 июля 1875 г. сделал попытку освободить Чернышевского. Фотография, 1884 г.

Астрахань. Два дома Хачикова по Почтовой улице, где в 1883 г. жил

Н. Г. Чернышевский. Фотография А. и В. Леонтьевых с негатива, снятого

сыном писателя М. Н. Чернышевским 20 июня 1910 г.

***

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010