ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Тайное оружие человека военного ...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Тайное оружие человека военного ...

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...

0x01 graphic

Офицеры лейб-гвардии времен Николая I.

Семирамида, выстроивши себе гробницу, написала на ней так: "Кому из царей будет нужда в деньгах, тот пусть разорит эту гробницу и возьмёт, сколько надобно". И вот Дарий разорил гробницу, но денег не нашёл, а нашёл другую надпись, так гласившую: "Дурной ты человек и до денег жадный, - иначе не стал бы ты тревожить мёртвых"...

  
  

БЫЛ ИЛЬЯ, РОДОМ СЫН КРЕСТЬЯНСКИЙ ...

  
   Не владел он сначала ни руками, ни ногами, в сиднях сидел тридцать лет и три года.
   Пришли к нему нищие, калики перехожие; просят они Илью дать им воды испить, - не может он встать.
  
   Второй раз требуют у него калики воды; вдруг почуял он в себе силы, встал "словно встрепанный". Пьют калики и Илье велят испить воды.
   Выпил он и почуял в себе силу неимоверную.
  
   Не сидится Илье после этого в родительском доме.
  
   И пошел он служить службу добрую за веру христианскую.
  
   Подвиги свои Илья совершает тогда, когда нужно избавить кого от беды, постоять за честь земли русской.
  
   Действует он не из корысти, почета не ищет, похвальбы не любит, да и принимается за дело только тогда, когда нельзя обойтись без него, когда ему "некем замениться".
  
   Хитрости и лукавства в нем нет, всякое дело ведет он прямо, начистоту.
   Все эти свойства высоко ценит наш народ; потому-то Илья и самый любимый его богатырь.
  
   **
  
   Много сохранилось в народе и других былин.
   В них, конечно, много вымысла, но есть и много простой человеческой правды.
  
   Трудно эту правду русской нации выразить в нескольких словах, но некоторые моменты поддаются осмыслению и пониманию.
  
  -- Во-первых, в толще народной скрыта сила богатырская, порой дремлющая и находящаяся в покое до поры испытаний.
  -- Во-вторых, в минуты тяжкие сила эта богатырская просыпается, просится послужить делу народному.
  -- В-третьих, богатырь русский не кровожаден и не воинственен: сделав свое дело, он скромно уходит в сторону и не домогается наград, почестей и богатств. Ему хорошо уже потому, что он выполнил свой долг воина и благополучие граждан ему дороже богатства и расположения правителей. Ему приятнее услышать "спасибо" от самого обездоленного и слабого, чем от сильного и могущественного. Он не заискивает перед сильными мира сего, не ищет их благосклонности, служит верно отечеству, а не прислуживает господам.
  -- В-четвертых, русский воин - воин особый, христолюбивый, готовый душу свою положить "за други своя".
  
  
   Не нужно быть историком, чтобы понять следующие истины: никакие попытки извратить истинную природу русского воина не в силах побороть того естества, которое присуще нашему национальному характеру.
  
   То, что было присуще Илье Муромцу, лучшим русским полководцам и военачальникам - это соль русского воинства. Имеющиеся же отклонения от этого идеала - не что иное, как сорняк на благородном поле.
  
   Но надо помнить и о другом - сорняк может разрастись и заполонить поле, следовательно, - с ним нужно всячески бороться.
  
  

0x01 graphic

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Переправа русских войск через Дунай.

  

Вступление на воинский путь многое меняет в жизни человека.

  
   Однако, как показали многие наблюдения, курсант, проучившись в военном училище весь срок обучения, не вполне осознает те важнейшие вопросы, которые он должен знать с самого начала.
  
   В числе таких вопросов, следующие:
  
  -- Что, по своей сути, представляет военная служба?
  -- Чем, по сути, отличается военный человек от гражданского?
  -- Что требует от молодого человека профессия офицера?
  -- Какие испытания ждут его на пути овладения офицерской профессией?
  -- Какие запреты накладывает военная профессия на деятельность человека?
  
   Воинская служба издавна была предметом внимания в обществе.
  
   На заре развития человечества воинская служба ставилась в разряд самых почетных и уважаемых.
   В рядах вооруженных сил считали за честь служить представители высших слоев общества.
  
   В ряде государств (к примеру, в Древнем Риме) вводились специальные ограничения, чтобы не допустить в ряды вооруженных сил людей недостойных или физически неразвитых.
  
   Высокий статус воина объяснялся причинами духовными и материальными:
  
  -- с одной стороны, общество воздавало почет воинам, которые обеспечивали могущество и процветание государства,
  -- с другой - воины, участвовавшие в войнах, имели свой экономический интерес (обогащение за счет военной добычи или же достойного жалованья во время боевых походов).
  
   В последующие годы, в силу разных причин (политических, связанных с борьбой за власть, экономических - обогащением воинов, духовных - развращением нравов и умалением гражданских достоинств и добродетелей) воинская служба стала терять свою привлекательность, а воинское звание перестало рассматриваться как звание благородное и достойное.
  
   Естественно, такое отношение не могло не отразиться на военной службе, ее статусе, что повлекло за собой небрежение военным делом со стороны высших слоев общества, снижение требований к рядовым воинам, а политические интриги заставляли правителей заниматься весьма постыдным делом - заставлять служить армию не интересам отчизны, а себе лично.
   Военная служба, по сути дела являющаяся службой государственной, стала превращаться в службу лакейскую.
  
   Такая неприглядная роль армии и военной службы, конечно же, не могла способствовать привлечению в ряды защитников родины людей достойных. Но корыстолюбивые люди, алчные до наживы быстро смекнули, что в рядах армии они могли бы реализовать свои жизненные задачи.
  
   Наемничество, которым "переболело" почти все государства Западной Европы, было бичом государства: малонадежное войско нередко изменяло нанимателю и обращало свое оружие против своих бывших хозяев.
  
   Повсеместно стал вырисовываться облик современного воина - кровожадного и беспощадного, жестокого и немилосердного, готового огнем и мечом сокрушить всякого, стоящего на его пути.
   Примером тому были крестоносцы, в более поздние времена - шведские и немецкие завоеватели, татаро-монголы, турки, солдаты Фридриха II, полчища Наполеона и т.д.

*

  
  

Сделаем некоторые обобщения:

  
  -- Воинская служба - служба государственная: это служба интересам Отечества, а не правительству или отдельным лицам.
  -- Главная ее задача - защищать национальные интересы России и безопасность ее граждан.
  -- Основное ее содержание - подготовка к войне (в мирное время) и достижение победы над противником в войне.
  -- Служба в вооруженных силах - удел достойных.
  -- Офицерская служба - служба избранных, особых людей, приносящих в жертву России свой ум, волю, способности, личный покой и благополучие, сознательно вступивших на путь испытаний, трудностей и лишений.
  
   0x01 graphic
  
   А. Мышлаевский, сводя воедино требования разных документов ХVII века, пришел к заключению, что как представитель государевой власти, каждый "начальный человек" должен обладать нравственной авторитетом для охранения "государевой чести" и "службы ратных людей".
  
   В частности, он должен был быть способным предупреждать всякую измену, как и всякий военнослужащий, "никого не грабити и не побивати", никому не чинить "насильства и убытка", ничего "безденежно не имати", заботиться о предупреждении побегов и не отпускать никого со службы без государева указа .
  
   Справка:
  -- Александр Захарьевич Мышлаевский (12 (24 марта) 1856 г. -- 1920 г.) -- русский военный деятель и историк, генерал от инфантерии
  
   Присягою I65I года от всякого "чиновника" требовалось крестное целование, что он будет "Царя прямити и добра хотети во всем вправду, никакого лиха ему, Государю, не мыслить, с немецкими и иными людьми биться, не щадя головы своей до смерти, из полков и из посылок без указа не отъезжать и воевод не оставлять, по свойству и дружбе ни по ком не покрывать " и т.п.
  
   Требования нравственных качеств от "начальных людей" особенно возросли с тех пор, как стали высказываться взгляды, что "ратному человеку надобно быть зерцалу учтивости, чести и чувства", когда войскам в торжественной обстановке начали царевым словом указывать, что "больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и аще кто, воинствуя... за православную веру,... небесного царствия и вечных благ сподобится"
  
   (Мышлаевский А.З. Офицерский вопрос в ХУII веке.(Очерк из истории военного дала в России) .- СП б.,I899. - с.12.).
  
   В "Письмах об образовании ума и сердца", написанных в 1826 г., так говорится о военной службе:
  
   "Военная служба по строгости дисциплины своей ... требует беспрекословного повиновения, ревностных занятий и благоразумного исполнения всех поручений, которые, несмотря ни на какие трудности и препятствия, должны быть решительно исполняемы; самый же успех исполнения будет зависеть от собственного вашего благоразумного распоряжения.
   Никакие отговорки тут не имеют уже места, словом сказать: нет извинений в неисполнении приказаний начальства и неблагоразумное распоряжение подлежит ответу и строгому взысканию, - это необходимо!
   С другой же стороны, точное и благоразумное исполнение обязанностей службы обращает внимание начальства и награждается примерно.
   Военная служба, как во время брани, так и во время мира требует длительных занятий: ибо солдат есть орудие, которым должно весьма благоразумно управлять: он, если доволен своим начальником, то без принуждения, из одного усердия, может быть исправен, а в военное время сам готов пожертвовать своею жизнью; где нет благоразумного управления, там потребны гораздо большие усилия, чтобы сохранить надлежащий порядок, и в военное время потребно большое количество воинов там, где с единодушием могли бы произвести чудеса храбрости весьма немногие.
   Для всей службы потребно иметь характер деятельный, постоянный и решительный, познания же в науках весьма будут способствовать к успешному исполнению всех обязанностей и облегчат самые трудности: образованный человек всегда и везде найдется отличить себя.
   От вас, как благовоспитанных и приготовленных к самой юности к службе, будут ожидать благоразумного исполнения ваших должностей: ибо наряду с вами много будет и таких, которые не имели случая к образованию своих способностей".
  
   (Письма об образовании ума и сердца. (Писанные в I825 году из Москвы в Кострому к двум братьям воспитывающимся в Московском Кадетском Корпусе). - М., I826. - с.69-70).
  
   Здесь мы, вполне естественно, подходим к пониманию того, чем отличается военный человек от гражданского.
  

"Тайное" оружие военного человека

  
   Вряд ли мы найдем отличие в каких-то внешних параметрах - их попросту нет. Но, вот некоторые наблюдательные люди даже в гражданском одеянии "обнаружат" человека военного.
  
   Может быть его выдает походка?
   Наверное, есть в этом какое-то отличие.
   Может быть заметна какая-то большая собранность, подтянутость?
   Да, и это можно заметить.
  
   Но есть нечто такое, что трудно обнаружить во внешнем облике военного человека.
   То, что отличает военного человека от гражданского - скрыто в его душе.
   Это - его "военная тайна".
  
   Безусловно, что военный человек должен быть физически развит.
   Но важнее физического развития - развитие духовное.
  
   Воинский дух - вот главное отличие человека военного от гражданского лица.
  
   Превращение гражданского человека в военного осуществляется только вследствие развития его военного духа.
  
   Воинский (военный) дух (Esprit militaire, Kriegs-Geist), означает совокупность всех качеств присущих истинному воину:
  
  -- мужество и храбрость до забвения опасности;
  -- воинственность;
  -- благородство (рыцарство);
  -- дисциплину (подчиненность, исполнительность, сознание своего долга перед престолом, церковью и отечеством);
  -- самоотверженность (самопожертвование);
  -- веру в свои силы, в начальников и в свою военную среду (корпорацию);
  -- почин, самодеятельность, находчивость и решимость;
  -- бодрость; выносливость (труда, лишений и страданий).
  
   Все эти качества могут быть частью врожденными, но больше вырабатываются системою воспитания, которое начинается с молодых лет воина, а лучше всего с детского возраста.
  
   Большинство этих качеств составляют принадлежность самого народа, из среды которого выходит армия; поэтому и подготовка воинского духа должна начинаться в этой среде: прежде всего, родителями в семье, затем государством в школе (низшей, средней и высшей) и, наконец, армией в ее кадрах мирного времени, где, служа под знаменами, воин окончательно формируется и откуда он поступает в запас вооруженных сил государства; если дело воспитания поставлено правильно, то и в запасе, при относительно небольших усилиях государства и армии, воины сохранят надлежащий дух.
  
   Воинский дух представлял во все времена отзвук - отражение нравственного состояния народа; последнее зависит от его нравов, обычаев, культуры, цивилизации - словом от всего уклада его исторической жизни.
  
   С падением в народе гражданских добродетелей, с развращением его нравов (роскошь, изнеженность), начинают падать и воинские доблести армии, выставляемой народом.
  
   Эта армия, вместо побед, терпит поражения, а если народ не останавливается в своем падении, то он погибает вместе со своей вооруженной силой, уступая честь и место армии народа нравственно более сильного.
  
   Воинский дух имеет ряд своих важнейших проявлений.
  
   Прежде всего, это, так называемое, "присутствие духа", т.е. способность свободно мыслить и желать при всяких обстоятельствах.
   Это - и бодрость - "свойство человеческого духа никогда не находить свое положение отчаянным, считать, что бывают положения еще хуже и искать средств и способов выйти победителем из неприятного положения".
  

0x01 graphic

  

Колонновожатый -- военный термин в Российской империи.

Исторически обозначал проводника, ведущего военную колонну. Обычно колонновожатыми были офицеры, но иногда ими были и гражданские лица, знающие местность.

  
   Особое значение имеет храбрость, о которой в "Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения" сказано следующее:
  
  -- "Господам офицерам, особенно ротным командирам, в сражении крепко и прилежно замечать:
  
   - кто из нижних чинов больше отличается храбростью и духом твердости и порядка, таковых долг есть высшего начальства скорее производить в чины;
   - ибо корпус офицеров всегда выигрывает получением настояще храброго офицера, из какого бы рода он ни был".
  
  
   Воинский дух особенно ярко должен проявляться в офицерской среде, особенно тогда, когда боевая и походная обстановка становится сложной.
  
   0x01 graphic
  
   Известный в российской армии своими прекрасными работами генерал П. Карцов так пишет по этому поводу:
  
   "С первого дня вступления в военный поход офицер должен поставить себе неизменным правилом быть во всем примером своему солдату.
   Во многих случаях то же требуется и в мирное время, но на войне примеры иного рода: безропотность, бодрость при усиленных трудах, перенесение всякого рода лишений, сохранение присутствия духа при неудачах, - этого рода примеров обнаруживать перед солдатом в мирное время не приходится на войне же в них вся сила нравственного влияния.
   Чем труднее переход, чем более для солдата поводов опуститься, поддаться угнетающему впечатлению, тем сильнее офицер должен проявлять противоположное".
  
   Справка:
  
  -- Павел Петрович Карцов (1821--1892) -- генерал от инфантерии, военный писатель, участник русско-турецкой войны 1877--1878 годов.
  -- Его перу принадлежат замечательные труды: "Первенцы русской гвардии" (Русская старина,1883); "Кадетские корпуса и военные гимназии" (Гражданин, 1884); "Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта" (СП б., 1883); "Событие в лейб-гвардии Семеновском полку" (Русская старина, 1883.-N37,т.3); "Лейб-гвардии Преображенский полк. В воспоминаниях его старого офицера. С 1831-го по 1846" (Русская старина, 1883, N5); "Исторический очерк Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса и Нижегородской военной гимназии" 1834-1884 (СП б., 1884) и др.
  
   Надо всегда помнить о том, что только тот корпус офицеров будет стоять на высоте своего призвания, в "котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска".
  
   Итак, выяснив коренное отличие человека военного от гражданского, поняв значение воинского духа, определим ту основу, или питательную почву, на которой он произрастает.
  
   0x01 graphic
  

Генерал Р.И. Кондратенко руководит минными работами.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
   Дух дисциплины (важнейшая слагаемая воинского духа) слагается из подчиненности, исполнения законов и чинопочитания.
  
   Духовная мощь человека усиливается широким военным развитием и пониманием военных явлений, умением научно мыслить в сфере военных идей и действий, развитием воли и характера, уверенностью в своих специальных познаниях.
  
   (Баиов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный сборник .- Белград, I924 .-N5.- с.64).
  
   Самые совершенные приказы и инструкции высшей командной власти останутся гласом вопиющего в пустыне, если масса не проникнута сознанием долга настолько, что об нем не нужно напоминать, можно считать, что она обладает воинским духом.
  
   Но самый важный питательный исток воинского духа - в чувстве собственного достоинства военного человека.
  
   Чувство личного достоинства, это - сила как для простого солдата, так и для офицера, это - элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат.
  
   Очевидно, сколько необходимо осторожное, бережное отношение с этой силой, которую ведь можно привести к нулю грубостью, ненужной строгостью, запугиванием. К сожалению, существует мнение, что подобное обращение необходимо во имя дисциплины.
   Стоит ли доказывать, насколько подобное убеждение ложно? Можно ли пожелать этим господам, чтобы им довелось разубедиться под давлением горького боевого опыта.
  
   Когда армия, проникнутая вся сознанием того, что она исполняет воинскую функцию, когда все ее элементы работают самостоятельно, содействуя друг другу, то говорят, что она имеет воинский дух.
  
   Воинский дух дает армии и жизненную энергию и дееспособность.
   Воинский дух состоит из слияний интеллектуальных и моральных стремлений, проявляясь в самостоятельных действиях, в инициативе.
  
   Развиваться воинский дух может только тогда, когда начальники не требуют автоматического исполнения, и наоборот, он гибнет, когда торжествует рутина, убивается энергия, принижается гордость.
  

0x01 graphic

М. С. Воронцов на Кавказе

Что нужно делать офицеру

для воспитания воинского духа?

   Все, что нужно, вполне умещается в следующие короткие формулы:
  
   "Хочешь мира - готовься к войне.
   Хочешь побед - учись в мирное время!..
   Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения!
   Все, во что было положено в мирное время труда и забот, вступает в силу на войне".
  
   (Воронецкий В. К реформам в армии .- Варшава, I906 .- с.17.)
  
   Единодушный корпус офицеров, сплоченный сознанием величия своего призвания, сознанием всесилия военных своих познаний и также готовностью жертвовать собою за высшие интересы отечества вместе с превосходным нашим солдатским материалом, доведенный до надлежащего уровня умственного развития, составит силу, которая при известных всему миру редких боевых качествах нашего племени, в состоянии одолеть врагов всего мира.
  

Что вправе делать и чего не следует делать (допускать)

человеку военному?

  
   Нам следует понять следующее: вступление в воинскую среду накладывает на человека известные обязательства и предъявляет к нему серьезные требования.
  
   Среди них важнейшими следует признать следующие:
  
  -- Военнослужащий обязан блюсти честь мундира.
  -- Ему следует быть сдержанным в рассказах о воинской службе посторонним лицам.
  -- Эмоции и чувства у военнослужащего должны быть под контролем: он умеет ими управлять.
  -- Ему недопустимо проявлять непорядочность, нечестность, неумение сдержать слово или выполнить обещание.
  -- Эгоизм для военного человека качество исключительно вредное и недопустимое.
  -- Нерешительность, слабоволие, робость несовместимы с воинским званием.
  -- Забота о здоровье, физической закалке и выносливости перестает быть только личным делом человека, а становится ценностью, имеющею высокую общественную значимость.
  -- Партийные пристрастия и симпатии не могут быть совместимы с ролью и статусом военнослужащего. Во главу угла его стремлений должно быть поставлено общее, а не партийное благо.
  -- "Гражданские" настроения, пацифизм не должны иметь место в военной среде.
  -- Чувство любви к Родине, патриотизм, стремление сделать полезное и нужное для своей Отчизны - качества достойные воина.
  -- Лень, нерадение, безразличие недопустимы для военнослужащего.
  -- Нет людей, не испытывающих страха. Но военный тем отличается от других, что он умеет взять под контроль страх, у него развито самообладание, а экстремальная обстановка обостряет его чувства и мобилизует волю.
  -- Военнослужащий обладает развитым чувством собственного достоинства. Дисциплина и подчинение не ломают его волю и характер, а укрепляют его силу воли.
  -- Хороший воин во всем знает чувство меры: он не пресыщается ни едой, ни питьем, ни отдыхом, ни развлечением... Она знает всему свое время и место.
  -- Военнослужащий всегда на посту, т.е. всегда в состоянии готовности выполнить служебную и боевую задачу. Он не теряет бдительности во всех случаях и обстоятельствах жизни.
  -- Терпение, умение переносить невзгоды и трудности службы, походной жизни и боевой обстановки приучают его пользоваться любыми возможностями для отдыха, пополнения запасов и резервов, снятия физического и эмоционального напряжения.
  -- Настоящий военнослужащий ценит друзей, товарищество, войсковую дружбу и все делает для ее упрочения.
  -- Крепкая и дружная семья - это то прибежище, которое необходимо каждому воину. Он ценит семью, заботится о ней, не забывая даже в самые трудные моменты боя и службы.
  -- Родители, близкие и родственники всегда в особом почете у воина. Разделенный с ними подчас многими сотнями километров, он не забывает о них и в меру возможности оказывает им помощь и поддержку.
  

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

   Вступление в военную среду - это переход в качественно новое сообщество, живущее по своим законам, которые в значительной мере отличаются от законов гражданского общества.
  
   Изменения, которые связаны с переходом к новому (военному) виду деятельности, требуют, прежде всего, внутренней (духовной) перестройки личности, принятия той системы ценностей, которая присуща для данной социальной группы.
  
   Воинский дух, который является главной образующей силой и источником силы военного человека, становясь достояние конкретного человека, преобразует весь его духовный мир, создает благоприятную основу для воспитания качеств и свойств военного человека.
  
   Воинская деятельность - это работа для волевых людей, смелых и инициативных личностей, имеющих развитое чувство собственного достоинства, более глубоко и полно осознающих свой гражданский и патриотический долг.
  
   Вступивший на путь испытаний и трудностей, не отгораживается от всей остальной жизни, родных, близких, друзей и товарищей, а лишь вносит определенные коррективы в эти отношения, стремясь не только воспользоваться их поддержкой, сколько сам стать для них опорой и надеждой на будущее.
  
   Пора вступления в сферу воинскую побуждает распрощаться с теми возрастными недостатками и изъянами характера, которые становятся уже недопустимыми в военной среде и, особенно, в среде офицерской.
  
   Перечень допустимых и недостойных военного человека действий может служить основой для самоанализа степени развития у вас соответствующих качеств и умений.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012