ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Тайный элемент единомыслия в русских войсках"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Тайный элемент единомыслия в русских войсках"...

0x01 graphic

Во время боя с японцами.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  

НЕДОСТАТОК ЕДИНОМЫСЛИЯ

И СПАЙКИ В РУССКИХ ВОЙСКАХ

ЛЕГАР

  
   Для доказательства необходимости отступления русских войск от Хайчена к Аншаньчжану, Куропаткин ссылается в своем всеподданнейшем донесении, между прочим, и на "чрезвычайное возвышение патриотизма японцев", которому следует противопоставить "недостаточность единомыслия" в русских войсках.
  
   Подобное признание русского полководца, в то время, когда окончательное решение еще не было произнесено, не оставляет никакого сомнения относительно того, что нравственное превосходство японского солдата над русским не только действительно существовало, но и сознавалось всеми.
  
   С другой стороны оно доказывает также громадное влияние этого чисто духовного фактора на решение полководца, а, следовательно, и на судьбу всей кампании.
  
   В последующих строках мы, прежде всего, затронем вопрос, в чем собственно состояло нравственное превосходство японского солдата над русским, так как на этом определении должно быть простроено исследование причин указанного превосходства, которые мы обязаны принять в соображение при нравственном воспитании наших солдат.
  
   Сделать общую характеристику японского солдата только на основании множества его описаний, преувеличенных под влиянием успеха, также трудно, как, с другой стороны, проверить основательность критических отзывов о русском солдате, сложившемся, отчасти, под влиянием неудач.
  
   Во всяком случае, японский солдат, в высшей степени, обладал мужеством, презрением к смерти и самопожертвованием.
  
   Но и русский солдат во многих местах сражался храбро.
   Такие битвы, как на высоте 203, делают одинаковую честь, как нападающим, так и обороняющимся.
  
   Однако эти, необходимые для каждого солдата, добродетели должны сопровождаться еще особыми специальными военными качествами:
  
   - беспристрастным, простирающимся не только на войска, но и на весь состав армии, единомыслием;
   - безусловным, твердым доверием к полководцам,
   - непоколебимой внутренней дисциплиной, никогда и ни в чем не ослабевающей в продолжение всей войны,
  
   и при всем этом той безусловной, вдохновенной любовью к отечеству, корень которой лежит в сознании великой будущности этого отечества.
  

0x01 graphic

Командующий русскими войсками А.Н. Куропаткин.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
   Что в этих пунктах японский солдат далеко превосходил русского, в этом сознался сам Куропаткин.
  
   Причины же этого превосходства следует искать как в организации, так и в области физического и духовного воспитания японцев.
  
   Достаточно сравнить хотя бы только организацию японских дивизий, их твердую спайку и в мирное время, с организацией V-го и VI-го сибирских армейских корпусов, которые, состоя почти сплошь из вновь сформированных частей, из 26-30-летних людей, должны были выступить в поход с только что набранным корпусом офицеров; сюда надо еще добавить недостаточную подготовку русских к горной войне, что действовало на сражавшихся в горах войсках прямо-таки угнетающим образом.
  
   Правда, военная история насчитывает, не мало случаев, когда войска, несмотря на недостатки в организации и вооружении, достигали победы, так что вышесказанному не может быть придаваемо то значение, которое должно быть признано за предводительством, особенно в войне между Россией и Японией, по отношению к его влиянию на дух войск.
  
   Русские полководцы не сумели так обставить первые сражения, имеющие такое решающее влияние на состояние духа в войсках, чтобы обеспечить себе успех или, хотя бы по возможности, гарантировать себя от неудачи (Ялу), никоим образом не допуская сражения с превосходящими их силами (Вафангоу).
  
   Они утомляли солдат бесцельными, непонятными для них походами и систематически приучали их к оставлению "позиций" без серьезного сопротивления, в виду наступающего врага.
  
   Как на доказательство малодушия полководцев, отсутствия в них твердости, что несомненно придается войску, можно указать на факты, когда в конце июня по одному только непроверенному сообщению Романова, Келлер оставляет важнейший Феншулинский перевал, или когда Стессель просит о выручке, между тем, как 2-я японская армия находилась еще в 60-ти километрах от Порт-Артура перед укрепленными позициями Наншаня, или когда в середине июля Кашталинский открыто высказывается за безнадежность русских наступательных действий.
  
   Сколько раз неудачи являлись прямым последствием приказаний русских военачальников. Так, например, когда 17-го июля Куропаткин приказывает Келлеру, желающему снова овладеть оставленным перевалом:
  
   "Не ставьте себе задачей обратное овладение перевалом, а действуйте сообразно с силой сопротивления врага".
  
   (. . . )
  
   Таким образом, русские военачальники, сами разрушившие дух русского войска, довели его до того, что еще до Ляояна из 14-ти русских дивизий почти 9,5 уже успели показать тыл неприятелю.
  
   После всего этого, конечно, нельзя не придти к выводу, что в русской армии от высшего начальника до последнего солдата, еще в первой половине войны, никто уже не верил в возможность победы.
  
   Стремление уничтожить врага, сбросить его в море, исчезло по вине высшего командования.
  
   В противоположность этому, едва ли можно отрицать наличие благотворного влияния на дух войск японского командного состава.
  
   Японцам удалось повести первые сражения при Ялу и Наншане с полной уверенностью в успехе.
  
   В критические моменты японские военачальники не оставляли желать лучшего в смысле решительности и желания одержать победу.
  
   Так, например, 24-го июня при Дашичао, Оку отдает приказание генерал-лейтенанту Неда:
  
   "Дивизия должна идти вперед, если бы она при этом погибла"; начальники дивизий армии Куроки приказывают своим солдатам "одеть саван" (генерал-лейтенанты Инуйэ и Ниши, 26-го августа в бою под Дяояном).
  
   Связь между постановкой высшего командования и настроением войск легко доказать.
  
   Хороший начальник возбуждает в подчиненных доверие, уверенность в поддержке, энергию. Высокий дух войск дает начальнику силы и вдохновение для принятия смелых решений.
  
   Создание необходимых для этого условий - дело подготовки в мирное время.
  
   Что этой подготовкой, на сколько она касается духа войск и нравственного воспитания рекрут как будущих воинов, в Японии занимаются глубже и основательнее, чем в России, утверждается всеми.
  
   Нельзя не признать и того, что поучения таких людей, как Драгомиров, также являются весьма подходящими для пробуждения и укрепления солдатских добродетелей.
  
   Таким образом, если нравственное превосходство японского солдата над русским существовало еще до начала войны, то это зависело от более глубоких причин, чем одна только разница в обучении во время отбывания военной службы.
  
   Эти причины, несомненно, следует искать в воспитании всего народа для войны, что в России совершенно отсутствует; в стране же Восходящего Солнца работа в этом направлении очень велика.
  
   Русские и японские солдаты набираются большей частью из крестьянского сословия, т. е. в общем из очень пригодного для военной службы материала.
  
   Но русский крестьянин не понимал тех целей, к которым стремилась война.
  
   Он знал только, что противник не угрожал бедствием его собственному домашнему очагу.
   Идейные цели этой войны были ему чужды.
  
   Самое ведение войны, поскольку ему вообще приходилось об этом слышать, представлялось ему как что-то бессмысленное и варварское.
  
   Русский народ был совершенно не подготовлен к войне своими интеллигентными классами, в среде которых считалось признаком культуры относиться к войне как к чему-то недостойному.
  
   Блиох очень почитался в России; его произведения распространялись в виде народных изданий.
  
   Куропаткин жалуется на то, что именно образованные классы неохотно посвящали своих сыновей военной карьере.
  
   К этому можно прибавить, что именно эти классы, поэтому часто оказывались самыми злейшими врагами государства и ослабляли его способность к защите.
  

0x01 graphic

Генерал Мищенко со своим штабом.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
   Совсем другое мы видим в Японии.
  
   Корейский вопрос, господство в Тихом океане, занимали все умы.
   Значение удачного разрешения этих вопросов для величия и будущности государства было признано всем японским народом.
   Правительство и народ работали сознательно и в полном согласии над подготовкой национальной войны.
  
   Древние традиции, свято хранимые в каждой семье, требовали развития военных доблестей и высокого их почитания.
  
   Любовь к отечеству считалась чем-то совершенно необходимым и возвышалась иногда до полного экстаза - до самоубийства.
  
   В поощрении этих качеств объединились все, кто имел имя и звание.
  
   В противоположность России, где общество принимало мало личного участия в войне, в Японии все классы общества непрерывно жертвовали жизнью лучших сынов для славы отчества.
  
   Итак, причину нравственного превосходства японского солдата над русским следует искать в участии всего народа в подготовке успеха, в стремлении к одержанию победы. У японцев это участие было проведено в жизнь в более широком и глубоком смысле и обеспечило им право на победу.
  
   Создать фундамент для победы, посредством воспитания всего народа, составляет таким образом одну из главнейших задач успешной подготовки к войне.
  
   Эта задача, которая в те времена, когда в войска шли люди по призванию и оставлялись на службе почти всю жизнь, не имела того значения, которое выпадает на ее долю теперь, при всеобщей краткосрочной воинской повинности, не может быть разрешена одним войском.
  
   Для успешного разрешения этой задачи оно должно иметь союзников во всех слоях народа.
   Лучшие силы всех профессий и званий должны быть привлечены к этому.
  
   Если в настоящее время уже проникло в сознание всех, что война требует крайнего напряжения сил всего государства, то необходимо твердо помнить, что самой войне предшествуют целые десятилетия подготовительной борьбы государств, и что и эту борьбу должно вести нравственными и материальными силами всего народа.
  
   Эту истину японцы поняли и провели в жизнь в непременно большем объеме, чем русские.
  
   Их победы доказывают, что будущность принадлежит тому народу, который воспитывается семьей, школой, прессой и всеми направлениями современной жизни, хорошо организованной, сознательной проповедью великих политических целей; они доказывают, что будущность принадлежит тому народу, который верит в величие и будущность отечества, который отожествляет свое собственное благо с общим благом, который способен к искреннему самопожертвованию, который исполнен доблестного воинственного духа. . .
  
   <...>

Капитан Легар.

Нравственная подготовка войск в мирное время. (По опыту Русско-японской войны). Военный сборник. -- 1911. -- N4. -- с. 87 -- 92.

  
  

0x01 graphic

Адмирал С.О. Макаров, один из героев войны.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  

Старая, но и умная литература

  
  -- Грудзинский М. Алма и Тюренчен. Историческая параллель (доклад). -- Омск, 1907. -- 29 С.
  -- Краснов П. Н. Русско-японская война. Восточный отряд на р. Ялу под Тюренченом. -- СП б., Всерос. националь­ный клуб, 1911. -- 55 С. с илл. (Отечественная военная библиотека N 27.)
  -- Линда К., полк. Тюренчен (операция на р. Ялу в апреле 1904 г.). Извлеч. из записок Герча, швейцарского военного агента 1-й японской армии, с подробными при­мечаниями о действиях русских войск и приложением некоторых документов. -- Вильна, 1908. -- 60 С.; 2 л. илл., план.
  -- Линда К., полк. Последние часы Тюренченского боя. Воспоминания участника полк. К. Линда. -- СП б., "Военный голос", 1906. -- 18 С.; 2 л. илл.
  -- 333. Тюренченский бой. -- М., Сытин 1904, 39 С. с илл. (война России с Японией).
  -- 334. Юнаков Н. Л. Переправа японцев через Ялу и Тю­ренченский бой. -- СП б., изд. Общества ревнителей военных знаний, 1904. -- 16 С.; 2 л. портр. (Японо-русская война, О-во ревнителей военных знаний, вып. 2).
  -- Бой под Вафангоу и военные действия до боя у Ташичао. -- СП б., 1910. -- 538 С. Прил. к ч. 2--162 С. (Русско-японская война 1904--1905. Работа военно-исторической комиссии по описанию войны, т. II, ч. 2.)
  -- Гроссевич М. Бой под Вафангоу. -- Владикавказ, 1909. -- 72 С.
  -- Ланг П., фон. Бой под Вафангоу. Действия 9--й Восточно-сибирской стрелковой дивизии 1 и 2 июня 1904 г., изд. 2-е. -- Варшава, Сонин, 1907. -- 39 С.; 1 л. схем.
  -- Лохвицкий Ш. Бой при Вафангоу 1 и 2 июня 1904 г. -- СП б., 1905. -- 29 С.; 2 л. схем.
  -- Поворинский кап. Бой под Вафангоу 1 и 2 июня 1904 г. Сост. генштаба кап. Поворинским. -- Харбин, изд. штаба войск Дальнего Востока, 1906. -- 49 С.; 3 л. план. (Война 1904--1905 гг.).
  -- Иолшин Н. Передовой-- отряд 2-го сибирского армейского корпуса на Каутулинском перевале в августе и сентябре 1904 г. Б. м., 1907. -- 18 С.
  -- От боя на Ялу до Ляояна. Пер. ген. штаба под--полк. Винекен. -- СП б., Березовский 1909. -- 269 С. с карт. и план. (Русско-японская война. Сост. англ. генштабом, вып. 2.)
  -- Куропаткин А. Н. Сражение под Ляояном в августе 1904 г. -- Варшава, 1906. -- 409 С. со схем. (Куропаткин А. Н. Отчет, т. I).
  -- Ляоян. Пер. Ю. Лазаревич. -- СП б., Березовский 1912. -- 202 С. Вып. 3. Карты, план, 2 С.; 8 л. карт, план. (Русско-японская война. Сост. англ. ген. штабом, вып. 3).
  -- Ляоянский период. -- СП б., 1910. -- 449 С. (Русско-японская война 1904--1905 гг. Работа Военно-исторической комиссии по описанию войны, т. Ш, ч. 1--3). [Ч. 1.Обстановка в первых числах июля. Июльские бои. Перерыв военных действий в период дождей 1--258 С.; 77 л. карт и схем.; Ч. 2. От возобновления военных действий 10 августа до сосредоточения русской армии к Ляоянским пози­циям--16 августа 1904г., 259--449 С.Приложения к ч. 1 и 2 тома 111--319 С. Атлас--37 л. карт, схем.; Ч. 3. Ляоянское сражение и отступление русской армии к Мукдену, 362 С. Приложения к ч. 3--93 С. Атлас--55 л. карт, схем.]
  -- Потоцкий С., кап. Подробный конспект событий русско-японской войны 1904--1905 гг. (Ляоянская опера­ция). Сост. ген. штаба кап. С. Потоцким. -- М., 1908. -- 46 С.
  -- Болдырев В. Бой на р. Шахэ. Взятие Путиловской сопки. - СП б., О-во ревнителей военных знаний, 1905. -- 43 С. 2 л. карт (Японо-русская война, вып. 5).
  -- Герч. Сражение на р. Шахэ. Извл. из 2-й части сочинения полк. швейцарской службы Герча, состоявшего при армии Куроки. -- СП б., Березовский 1911. -- 67 С.; 3 л. схем (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев вып. 29).
  -- Дружинин К., Русско-японская война 1904--1905гг. Операция и бой под Бенсиху. Сражение при Шахэ--Бенсиху. -- СП б., 1909. -- 190 С. с карт.
  -- Куропаткин А. Н. Сражение на р. Шахэ в послед­них числах сентября и первых октября. Сост. полк. Болховитинов. -- Варшава, 1906. -- 601 С.; 14 л. план., схем (Куропаткин. Отчет. Варшава, 1907. -- т. II).
  -- Левин Н. М. Атака Путиловской сопки. Эпизод из сражения на р. Шахэ русско-японской войны 1904--1905 гг. - М., Госвоениздат, 1939. -- 31 С.
  -- Набоев П. Е. и Венчковский Д. Ф. Укрепленная позиция 17--го армейского корпуса на р. Шахэ. -- СП б., 1912. -- 23 С.
  -- Незнаяов, подполк. Военная история. Русско-японская война 1904--1905 гг. Операция на Шахэ. Лекции ген. штаба подполк. Незнамова в 1907/08 уч. году. -- СП б., 1908. -- 61 С. (Николаевская академия ген. штаба), литогр. изд.
  -- Орлов. Шахэ. Действия Западного отряда ген. Бильдерлинга на р. Шахэ. Мукден. Действия 2-й армии во время Мукденского сражения. -- СП б., "Топограф, и геодезич. журн.", 1911. -- 79 С.; 7 л. карт, схем.
  -- Орлов. Действия западного отряда ген. Бильдерлинга на р. Шахэ (Сообщение в штабе Казанского военного округа 2 апреля 1907 г.). -- Казань, 1908. -- 2,41 С.; 1 л. карт.
  -- Победоносцев И. На Двугорбой сопке. Очерк од­ного боя из русско-японской войны. -- СП б., 1908. -- 120 С. 4 л. схем. (На обл. загл.: "Новочеркассцы на Двугорбой сопке".)
  -- Селивачев В. И. Петровцы на Путиловской сопке. Воспоминания батальонного командира В. И. Селивачева. -- СП б., 1905. -- О-во ревнителей военных знаний, 22 С.; 2 л. черт. (Японо-русская война, вып. 3).
  -- Сипигус. Шахэ. Стратегическо--тактический этюд сентябрьского наступления. -- Варшава, "Офиц. жизнь", 1909.
  -- Шахэ--Сандэпу, ч. 1-2. -- СП б., 1910. 2 т. (Русско-японская война 1904--1905 гг. Работа Военно-исторической комиссии по описанию войны, т. IV, ч. 1).[Ч. 1. Сражение на р. Шахэ, 507 С.]
  -- Набег на Инкоу 1905 г.
  -- Набег на Инкоу. -- СП б., 1910. -- 126 С. (Русско-японская война 1904--1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны, т. IV. До­полнение к ч. 2).
  -- Свешников. Набег на Инкоу. -- СП б., Березовский 1906. -- 125 С. с илл.; 2 л. карт.
  -- Ухач--Огорович Н. Набег на Инкоу. Исследование Н. А. Ухач--Огоровича. -- Киев, 1908. -- 357 С.; 6 л. карт.
  -- Филимонов Н. Участие 4--й Донской казачьей диви­зии в набеге на Инкоу, 24 С.[Отд. оттиск "Военного сборника".]
  
  
  

0x01 graphic

Двор удельного князя.

Художник А. М. Васнецов

  

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ

  
  -- Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Да приблизимся ко Христу, но не от страха за то, что с нами будет после смерти, а откроем Ему наши сердца - как мы стягиваем с окна занавес, и тут же внутрь врывается солнечный свет - чтобы пришел Христос и к нам, и мы Его возлюбили истинно. Это лучший способ".
  
  -- Полезный совет старца Иеронима: "Снаружи кажись одним человеком, а внутри будь другим. Будь человеком таинственным".
  
  -- Старец Иаков, чтобы лучше уразуметь суетность жизни, часто посещал кладбища. Он говорил: "У меня вошло в привычку ходить на похороны и регулярно - на наше деревенское кладбище. Это, конечно, не значит, что у меня тогда была меланхолия или душевная тревога. Я ходил и философствовал о суетности и мимолетности жизни, и память смерти зарождалась в моей душе".
  
  -- Старец Паисий говорил: "В начале духовной жизни Бог по любви не разрешает человеку ни познать свою греховность, ни Его многие благодеяния, чтобы он не отчаялся, особенно если он впечатлительный".
  
  -- В духовном подвиге необходима надежда с терпением, ибо, как говорил старец Паисий, "они прогоняют зиму с морозами и приносят весну с хорошей погодой, которая согревает землю солнечным теплом и расстилает свой зеленый ковер. Не будем ждать духовной весны, если не переживем сначала духовную зиму, во время которой околеют духовные паразиты. Да не ждем, чтоб в нас проросло Божественное, если еще не умерло человеческое".
  
  -- Между людьми встречаются различные характеры. Старец Иосиф говорил об этом: "Есть мягкие души, которых легко убедить. Но есть и жесткие души, которые покоряются нелегко. Они так же отличаются друг от друга, как вата и железо. Для ваты достаточно только помазание слова, в то время, как для покорения железа нужны пламя и печь искушений. И человек, имеющий жесткий характер, чтобы очиститься, должен показать терпение в искушениях. И если он не имеет терпения, то похож на светильник без масла, который вскорости гаснет и погибает".
  
  -- Христиане должны осознать, что в их жизни есть высочайшая цель. Старец Евсевий говорил об этом: "Смысл и цель, ради которой и живет человек на земле, есть уподобление его Христу". И это удастся, "когда он увидит во Христе совершенный идеал и будет жить и поступать согласно Его словам и заповедям".
  
  -- Старец Амфилохий говорил: "Духовное возделывание возможно только на земле сердца, потому что только в нем можно посеять духовные семена, чтобы потом пришел благодатный дождь Святого Духа и возрастил настоящие плоды, которые сохранятся в двух хранилищах: во-первых, на небе и потом в хранилище земном для нищих людей и тех, кто имеет духовную жажду".
  
  -- Об истинной христианской жизни старец Порфирий говорил: "Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви". И в другой раз добавил: "Отныне мы должны приобретать благодать Божию. Без благодати Божией наши старания не принесут плода и мы не войдем в рай. Бог тогда дает нам Свою благодать, когда мы смиренны".
  
  -- Духовный подвиг старец Порфирий уподоблял возделыванию сада. Он говорил: "Что такое духовный подвиг? Вот душа - это сад, разделенный на две части. На одной половине всходят колючки, а на другой - цветы. Есть у нас и цистерна с водой, с двумя кранами и желобками. Один направляет воду к колючкам, а другой - к цветам. Каждый раз я могу открыть только один кран. Я оставляю колючки неполитыми, и они увядают, поливаю цветы и они цветут".
  
  -- Для победы над страстями нужен большой внутренний подвиг. Старец Иосиф разъяснял: "Добрые дела, милостыня и все внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование".
  
  -- Старец Иероним с о. Эгина давал советы своим посетителям относительно духовного подвига. В частности, он говорил: "Наслаждайтесь духовно жизнью. Нет ничего слаще ее. Подвиг жесток, но сладки венцы. Сурова зима, да сладок рай. Без подвига мы не приобретаем добродетели". "Избегайте празднословия. Я за те сорок лет, которые служу на Эгине, не сел и одного раза за стол. Когда настаивали, то самое большое, если я пил одну чашку кофе. Ничего больше. Большая смелость в обращении, откровенность и вольность ослабляют сопротивление человека, потихоньку приходит искуситель и ввергает нас в обстояния. Поэтому лучше избегайте этого, насколько возможно". Еще он использовал притчу, чтобы поддержать новоначальных. Часто он рассказывал историю о маленьком растении, "которое в начале подрастает мало, на одну пядь, и остается таким. Садоводы думают, что оно не смотря на уход, больше не подрастет, и скорбят. Но через малое время, когда кажется, что оно уже больше не вырастет это растение разрастается и поднимается высоко".
  -- Без бодрствования не может быть духовного подвига. Старец Евсевий подчеркивал: "Требуется внимание и прилежное наблюдение за внутренним и внешним человеком, чтобы замечать хорошенько то, что в нас. То, что не Божие, мы должны отвергнуть, а отсутствующее в нас благое, которое Бог заповедует нам иметь, мы должны приобрести. Когда мы так исследуем самих себя и имеем ревность, Божественная благодать нас совершенно избавляет от зла, и мы приобретаем добродетель".
  
  

0x01 graphic

Слепой Эдип, изгоняемый сыновьями

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древней Греции)

  
  -- Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.
  -- Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
  -- Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
  -- Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.
  -- Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
  -- Кто хвастает перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех.
  -- Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.
  

Эзоп (VI в. до н. э.)

  
  -- Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
  -- Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и -- если не исполнится?
  -- При философской дискуссии больше выигрывает побежденный -- в том отношении, что он умножает знания.
  -- Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
  -- Величайший плод справедливости -- безмятежность.
  -- Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
  -- Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
  -- Смерть для человека -- ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
  -- Привыкай думать, что смерть для нас -- ничто; ведь все, и хорошее, и дурное, заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
  -- Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
  

Эпикур (341 -- 270 гг. до н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011