ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Тайны семейного счастья

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


   Статистика раздела "Каменев Анатолий Иванович":
ArtOfWar: "Наука побеждать" на
7 февраля 2010 г.:
   По количеству посетителей
   521 467
   Объем - 22785k/441
   Иллюстрации - 664
  

7 - Моя книга для курсантов

А.И.Каменев

Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999.- 302 с.

  
  
  


ТАЙНЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

  

Немного из истории семьи

   Семья как социальная ячейка общества возникла не сразу. Люди первоначально были объединены не в семейные союзы, а в племенные. Внутри племени не существовало подразделения на семьи, а только на поколения. Дети принадлежали не отцу и матери, а племени. Внутри племен в отношениях между полами существовала полная свобода.
  
   В первобытном обществе женщина жила на положении самки, и самец овладевал ею без разговоров. Одни самцы обращались со своими самками жестоко, порабощали их, заставляли работать за двоих; другие жили миролюбиво, защищая их и не эксплуатируя их труда.
  
   Чтобы смягчить суровость мужчины и привести его в добродушное состояние, женщина стала искать для этого способы и средства, внимательно изучая своего грозного хозяина. И в этом отношении следует признать женщину первым психологом.
  
   Она притягивает его улыбкой, изощряется в лукавстве. Успех придает ей смелости. Мужчина знакомится с чувством сладострастия, которого не было ранее. Женщина до тонкостей отрабатывает свое искусство, прикладывая его решительно ко всему, начиная с облечения себя в кротость и кончая завитками волос, которые пленяют мужское сердце.
   Оседлость и земледелие выдвигают потребность заводить хозяйство, строить прочное жилище, ставить на более прочные основы отношениям мужчины и женщины. Создается семья, в которой первоначально жена - часть собственности и бесправное существо. С этого момента начинает развиваться понятие о семье, родстве и наследстве. Считая детей от купленной (за выкуп) жены своей собственностью, отец сделался их полным покровителем и полным хозяином. Жена, как собственность мужа, стала переходить, после его смерти, в числе наследства, к его братьям и даже сыновьям. С этого момента наследство пошло по мужской линии.
   Затем положение мужчины и женщины было закреплено законом, в котором преобладание мужских прав всегда оставалось незыблемым.
  
  

Это интересно

  
   Семья в древнем Китае.
  
  -- Китайский жених не был обременен поиском невесты - она ему указывалась с детства.
  -- Вообще муж имел право иметь много жен, но под условием не отдавать предпочтения ни одной из них. а аккуратно посещать всех.
  -- Конфуций назвал женщину неизбежным злом, которое можно только терпеть, но не приближать к себе, ибо она тотчас зазнается, станет требовательной и назойливой. По его мнению, женщине не следует давать никаких прав, а нужно налагать как можно больше обязанностей и требовать безусловного повиновения.
  -- Привычку к уродованию ног в Китае объясняли так: женщина склонна к бродяжничеству и для того, чтобы эту склонность ограничить, нужно иметь это варварское средство.
  -- В Китае были особые чиновники, которые на своем участке наблюдали за молодыми людьми и требовали вступления в брак молодых мужчин по достижении 30 лет, а девушек- 20-ти. Если это не происходило, то следовало наказание.
  -- Разводов практически не существовало. Если же кто-то из супругов умирал, то вдовцу разрешалось жениться, а вдове - нет, т.к. такое действие считалось распутством.
  
   Некоторые обычаи древних веков
  
  -- Геродот в одном из своих произведений приводит следующее свидетельство о нравах в области половых связей древних народов:
  -- - женщины одного из племен Африки носят на ногах браслеты из кожи или ткани, которые имеют особое значение, ибо символизируют о каждой новой связи с мужчиной; чем больше таких браслетов, тем больший почет оказывается женщине, ибо она многим нравится;
  -- - австралийцы прошлых веков, чукчи, эскимосы, жители Канарских островов считали правилом гостеприимства угощать гостей своими женами; причем отказ воспринимался как большое оскорбление;
  -- - у некоторых племен был обычай: перед бракосочетанием отдавать невесту на обладание старейшинам; жениху она доставалась последней;
  -- - имелись и такие обычаи, когда первое обладание женой совершалось по найму; своего рода эксперты занимались такого рода делом за вознаграждение; древних египетских царей от этой обязанности освобождал верховный жрец (об этом сообщает Геродот).
  

Как жили славянские семьи

   Первый из византийцев, сказавших свое слово о славянах, был Прокопий, друг и советчик военачальника Велисарио. Прокопий написал 8 книг "Истории своего времени", где в одной из них есть сказание о славянах. Позднее о славянах писали Агафий Схоластик, Фсофилакт Симокката, Лев Философ, многие западные летописцы, а также древнеарабские писатели (Абдул-Гассан-Али Ибн Хусейн - "История веков умерших, народов древних, поколений угасших и царств павших"; Абу-Исхак Эль-Исгакхри - "Книга климатов"; Абдул-Касим Ибн-Гаукал - "Книга дорог и стран")4.
  
   В этих сказаниях о древнейших славянах описывается быт и нравы славянских народов.
   Славяне строили себе избушки из хвороста, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Если раздавался клич военной тревоги, они быстро забирали свой хлеб, ценности, необходимые вещи, прятали их в яму и уводили жен и детей в надежные убежища, оставляя на расхищение все оставшееся имущество.
  
   У славян не было постоянного войска. С наступлением войны, вооружался всякий, способный носить оружие. В то же время иностранцы удивлялись хитрости и ловкости славян, которую те проявляли на поле боя. Причиной тому была не только природная крепость славян, но и ряд специальных мер, которые традиционно культивировались у наших предков.
  
   Ребенка новорожденного начинали парить и купать в холодной воде сразу же после рождения. И так - каждый день в течение нескольких недель. Затем - при каждом нездоровье и даже каждом крике. Отсюда понятно, что на долю новорожденного выпадало немала испытаний.
   Как остаток прежней кочевой жизни, долгое время сохранялся обычай приучать ребенка скакать голым на коне в любую погоду раньше, чем ходить. Русские ребятишки сызмала бегали в одних рубашках, без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы. Лет 12-13 мальчик ездил зимой с отцом за сеном или в лес по дрова. Лет в 15 -16 отправлялся работать уже один. Много слез лил ребенок, пока проходил эту суровую, практическую школу. Много раз его обжигал мороз и жгучее солнце. Много раз он недоедал и недосыпа.
  
   Зато, когда он заканчивал эту школу, для него почти не оставалось юааких житейских трудностей. Но, чтобы стать полноправным членом рода, юноша проходил испытание.
  
   В романе "Русь Великая" Валентин Иванов описывает испытание юноши Ратибора перед его вступлением в дружину5:
  
   "Тело Ратибора закалил ветер и дождь, летний жар и зимний холод. От этого белая в детстве молочная кожа сделалась цветом как земляная. Черную смугловатость рук, ног и спины просекали белесые шрамы - следы несчитанных царапин шипами и колючками, следы падений... Не станешь ни силен, ни ловок, коль будешь трусливо беречься..."
  
   Чтобы стать полноправным дружинником, Ратибору нужно было пройти незамеченным большое расстояние с естественными препятствиями, да обмануть бдительность сорока дружинников, мечтающих поймать или хотя бы попятнать тупыми стрелами испытуемого. Ратибор прошел это испытание и был удостоен чести посвящения в дружинники.
  
   На святом месте, под пристальным взглядом Перуна, бога мужчин, побед и войны, князь Всеслав, обращаясь к Ратибору, сказал:
  
   обещал тебе бога и братство. Вот твой бог и вот твои братья. Мы -дружина Перуна, один за всех и все за одного. Мы выше рода, мы сила русского языка, меч и щит. Не воля князя - старшин правит нами, а наша воля...
  
   Произносились слова клятв и обещаний. У ног Перуна развели огонь.
  
   -Подними левую руку, - приказал Всеслав.
  
   Ратибор видел, как из углей князь достал железный прут на деревянной ручке, конец которого рдел звездочкой. Горячим железом князь прижег тело Ратибора, оставив на нем след братства - два скрещенных меча. Обряд посвящения закончили смешением братской крови, как символом нерасторжимости братских уз и готовности поддержки во всех трудностях жизни.
  
   Вообще у россичей за слободой на ровном месте были устроены щиты из мягкой липы, на которых нарисованы всадники.
  
   Стрелку рука нужна! Чтобы была рука - не пропускай дня, не натянув тетиву. Как рассветет - стреляй и стреляй... По времени привыкнет рука, разовьется глаз. Тогда надо переходить на следующий рубеж - отходить на три сотни шагов. Отсюда рисованные фигуры нужно поразить так, чтобы из пяти стрел четыре шли в воздухе, когда впивается в мишень первая. Тогда ты настоящий стрелок. Сам, гордясь мастерством, будешь стараться не пропустить дня без стрелы.
  
   Каждый славяно-росский подросток (девочки тоже возятся с луками) самодельными стрелами бьют мелкого зверя и птицу. Каждый взрослый умеет натянуть боевую тетиву. В руках слобожан лук становится страшным оружием дальнего боя, а вблизи, шагов на сто, слобожанин пронижет козу, а в тура или тарпана - дикую лошадь - вгонит стрелу до пера.
  
   В латах-доспехах, чешуйчатых от нашитых на толстую кожу конских копыт, с мечем или секирой на перевязи, со щитом в левой руке, с копьем в правой, колчаном и луком за спиной, а ножом за сапогом, они З'чились ходить стаей, не разрываясь. Учились бегать одной стеной, поворачиваться, как один. Остановившись по приказу воеводы, передние сразу метали копья, за ними задние бросали свои. И, закрывшись щитами, обнажали мечи и бегом нападали все сразу, будто катилось одно многоголовое, многожальное чудо.
   Каждый мужчина и женщина, умел ездить верхом, держаться в седле и без седла, править уздечкой. Воин должен уметь править только ногами, освободив руки для боя. Еще с Всеволода Старого в росской слободе повелось искусство развивать силу ног. Для этого давали камень под пуд, обшитый кожей и заставляли держать коленками. Груз затем доводили до четырех пудов. Трудно было учиться, зато в бою дружинник не нуждался в поводьях, чтобы управлять конем.
  
   С коня били стрелами, как с твердой земли. Коней обучали ложиться и мертво лежать с прижатой к земле головой. Новичков заставляли бегать с мешком за спиной, а в нем было порой до четырех пудов. В реке плавали подолгу, несмотря на студеную воду. Учились плавать под водой, дыша через соломинку.

***

   При рождении младенца в княжеской семье давалось ему имя славянское или варяжское, которое называли княжим именем, а при святом крещении - другое, по греческим святцам; первое употреблялось преимущественно; оба давались в честь кого-нибудь из старших родственников, живших или умерших.
   Лет двух - четырех над младенцем мужского пола совершался обряд постриги, т.е. первое стрижение волос, сопровождаемое благославлением, посажением малютки на коня и пирами в отцовском доме. Для воспитания князя употреблялись кормилицы...
  
   С пяти - семи лет мальчика брали в поход. Женили их иногда лет с одиннадцати.
   О занятиях взрослого князя можно судить со слов Владимира Мономаха из его поучения к сыновьям: " Не будьте ленивы ни на что доброе: прежде всего не ленитесь ходить в церковь: да не застанет вас солнце в постели: так делывал мой отец и все добрые мужи. Возвратясь из церкви, надобно садиться думать с дружиною, или людей отправлять (творить суд и расправу), или на охоту ехать, или так поехать куда; для спанья от Бога присуждено - полдень".
  
   Охота составляла любимое препровождение времени князей. Князья отправлялись на охоту на долгое время, забирали с собой жен и дружину.
   Из летописных изданий известно, что князья три раза в день садились за стол: завтракали, обедали и ужинали. Пировали князья со своей дружиною6...
  
   Такова была древнерусская действительность.
   Не имея возможности продолжать историческую тему, обратимся к тем проблемам современной семейной жизни, которые характерны для молодежи до 23-24-летнего возраста. Отметим, что в данном случае речь пойдет в основном о взаимоотношениях в семье мужа и жены. Речь о воспитании детей, о хозяйственно-бытовых проблемах идти не будет на том основании, что вопрос о взаимоотношении мужа и жены в семье - центральный. От правильного решения этого вопроса зависят и все остальные.

Создание семьи

   Для молодого человека, перешагнувшего рубеж 18 лет, важной проблемой является вопрос создания семьи. В одной из серьезных православных книг (автор - Григорий Дьяченко) "Вера. Надежда. Любовь", в статье "О таинстве брака" говорится:
  
   "Основой семейных отношений служит брак, или брачная любовь. Из нее вырастают, как от главного корня, все виды семейной любви: отеческая и материнская, сыновняя и братская. Где нет брака, там нет и семьи. Итак брак служит основой семьи, и брачная любовь - силою, одушевляющей и связующей мужчину и женщину".
  
   Учитывая то обстоятельство, что семья для человека составляет важнейшую среду обитания, а для государства и общества семья является производящей и генерирующей духовность общества (не говоря уже о функции воспроизведения населения), то следует отметить, что духовной здоровье семьи - залог личного благополучия и процветания нации и государства.
  
   Русский человек приветлив, доверчив и простодушен, - отмечают многие историки, исследователи и писатели. Это- достояние русского человека, но это и его больное место. Мягкость характера, неосторожность в выборе друзей, излишняя доверчивость оборачиваются для него издержками духовного плана: конформизмом, утратой веры в добро, справедливость и порядочность людей и т.п.
   Если приветливость почти никогда не бывает лишней, то излишняя доверчивость и простодушие (открытость, бесхитростность, предсказуемость), как правило, приносят русскому человеку беды, неприятности и огорчения.
   Офицеру нужно быть разборчивым не только в выборе приятелей, друзей, но и самого близкого человека - жены. Плоха та жена, которая пытается властвовать над своим мужем. Совсем не годится офицеру жена злая: ведь она вместо того, чтобы врачевать раны, посыпает их солью.
   В российской армии существовал механизм предупреждения неверных браков, который основывался на праве командиров частей и офицерского собрания давать заключение о благопристойности невесты офицера11 и, следовательно, офицер должен был или подчиниться решению командира и товарищей (вступать в брак или воздержаться от него), или не подчиниться, что влекло за собой оставление им офицерских рядов.
   Но даже и при таком механизме полагаться на мнение и оценку людей со стороны, признающих, как правило, формальные достоинства невесты (происхождение, нравственность, благопристойность и т.п.), вряд ли разумно. Более разумным следует признать умение самого офицера разбираться в людях, не делая при этом оплошности в оценке их достоинств и недостатков.
   Вступление в брачные отношения требует большой осмотрительности, взвешенности, умения разбираться в людях и умения перестраивать себя в соответствии с потребностями семейной жизни. Молодые люди, в большинстве своем, ничего из сказанного в своем арсенале не имеют. В силу этого обстоятельства, вступление в брак многих молодых людей носит случайный характер, а семейные отношения складываются по воле случая и нередко носят нестабильный характер.

Какие вопросы ставит перед нами брачная жить?

   Давно ушли в прошлое те времена, когда за молодого человека вопросы будущей семейной жизни решали родители. Сейчас сам юноша (и девушка) решают вопрос о том, с кем, когда и на каких основаниях вступать в брачные отношения. Тем не менее, свобода в решении вопроса о браке накладывает и определенные обстоятельства наступающих в брачные отношения. Здоровое общество всегда смотрело на брак серьезно, а на мужа и жену как на людей, имеющих не только права, но и обязанности.
   Для того, чтобы брак был счастливый, каждый, вступающий в брак, должен поставить перед собой следующие вопросы:
  
   а) как избежать характерных ошибок при выборе супруги (супруга)?;
   б) как правильно психологически подготовиться к восприятию близкого человека в качестве ежедневного спутника жизни, имеющего не только достоинства, но и недостатки, не только обязанности, но и права, потребности, свои особенности и т.п., с чем надо не только считаться, но и максимально учитывать?;
   в) как предупреждать возникновение семейных конфликтов, а в случае их возникновения разрешать достойными методами и способами?
  
   Существуют немало теорий брака, еще больше - взглядов на брак и брачные отношения. Не считая нужным приводить разные вольные толкования брака и брачных отношений или же комментировать прагматическую точку зрения на брак и отношения между мужем и женой как чисто деловые (без налета духовности, но с элементом расчета и корыстной выгоды), остановимся на характеристике брачных отношений, освещенных христианским учением.
  

СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОГО БРАКА

   На саму ткань нашей ежедневной жизни наложило свою печать христианство, например, на патриархальные формы русского религиозно-укорененного семейного быта в самых различных слоях русского населения.
   Стержнем благочестивой русской семьи является родительского благословение, о котором говорится уже в русских былинах об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, о Дюке и даже в былине о Василии Буслаеве.
   Преподавание родительского благословения новобрачным обставляется особенно торжественно... Носительницей, особенно чтимым символом этого благословения духовного наследия предков была дедовская икона, переходящая из поколения в поколение. Она представляла собой невидимое присутствие Божие в семье и нерушимую духовную связь с предками и благословение родителей.
   Мать-христианка является часто духовно питающим центром христианской семьи. Ее воздействие на детей бывало огромно. Она часто была главным проводником религиозного начала в жизни
   семьи.
  
  
  
      -- Как богоустановленное таинство, христианский брак и по своим свойствам и по тем обязанностям, какие возлагаются на супругов, отличаются чистотою и совершенством, духовностью и святостью (Дьяченко Г. Вера. Надежда. Любовь. Катехизисные поучения .- М., 1993). Дьяченко Г. Вера. Надежда. Любовь. Катехизисные поучения .- М., 1993).
  
   2.Отличительными свойствами христианского брака служат: его единство и нерасторжимость.
  
   а) Христианский брак, как единство двух полов, прежде всего должен быть союзом одного мужа с одною женою.
  
   Коль скоро муж и жена составили одну плоть, то нет уже нужды им разделять свою любовь между кем-нибудь еще третьим, четвертым.
  
   б) Другое свойство христианского брака - его нерасторжимость, по которому брачный союз между мужем и женой заключается не на короткое время, но на всю жизнь.
  
   По учению Иисуса Христа, одна только и есть уважительная причина развода - прелюбодеяние мужа или жены (Матф. 5, 32; 19, 9) ; но и в этом случае развод не заповедуется, не вменяется в обязанность, а только дозволяется.
  
   Развод вообще есть отступление от понятий брака, от общего закона, и потому самому он есть зло. Но это зло допускается по необходимости, во избежание большего зла. Развод допускается исключительно в уважение к попранным правам лица потерпевшего, ради восстановления нарушенной справедливости.
  
   в) Как союз тесный, единый и нерасторжимый - христианский брак налагает на мужа и жену и обязанность самой искренней христианской любви.
  
   Христианские супруги, уважая в себе общечеловеческие достоинства, - а особенно искупление наше, без различия полов, Господом Иисусом Христом и сыновство наше Богу, - должны взаимно и в одинаковой мере уважать и любить друг друга; а с другой стороны, сообразно своим природным свойствам и отличию от жены, муж должен защищать, руководить и управлять женою, как немощнейшим сосудом, существом слабейшим его.
  
   Но это господство и главенство мужа над женой - вовсе не тот деспотизм и насилие, какие иногда терпит жена от мужа, особенно среди простого народа; христианский муж должен быть такою же главою своей жены, какою Главою служит Иисус Христос по отношению к своей церкви.
  
   Всякие нужды и потребности жены - физические и нравственные - он благоразумно старается удовлетворить. Все даже малейшие недостатки жены служат для него предметом беспокойства, самых сильных забот и самопожертвований.
  
   Жена естественно и внутренне соединена с мужем; она есть его собственное тело. Отсюда, не любить жену - значит не любить самого себя.
  
   Сообразно с этим, и обязанности, предписываемые жене, не заключают в себе ничего противного ее интересам и достоинству. Она должна любить своего мужа так же, как церковь любит Господа. Церковь же свято и богобоязненно исполняет Его волю: так поступать должна и христианская жена по отношению к своему мужу. Она должна повиноваться ему, как Господу Богу (Ефес. 6, 6- 7). Муж является для нее как бы представителем Иисуса Христа, и поэтому не может предлагать ей каких-нибудь незаконных требований.
  
   Жена же, почитая высокое достоинство мужа, относится к его требованиям с совершенною доверчивостью, покорностью и уважением. Она боится мужа (Еф.5, 33) в том смысле, что признает его высокие достоинства, как представителя Господа, и высоко ценит его любовь...
  
   Тертуллиан так изображает брачное сожительство христианских супругов. "Как описать счастье брака, говорит он, определяемого церковью, освещаемого ее молитвами, написываемого ангелами на небесах, благословляемого Богом Отцом! Известно, что чада Божии не вступают в брак без согласия Отца своего. Как же приятны должны быть узы, соединяющие два сердца в единой надежде, в единой вере, в едином законе! Они - как дети родного Отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или разделения ни в душе, ни в теле. Они два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина... (К жене, ч.2, гл.9).
  
   3. Таким образом, братия, в христианском браке нет тех грубых и суровых отношений мужа к жене, какие часто ставятся в вину христианству, неправильно понимая христианское главенство мужа над женой; нет и той неограниченной свободы жены, за которую так ратуют многие современные женщины. В христианском браке дано каждому свое, без ограничения и умаления естественных прав мужа и жены.
  
  
   В полной уверенности заявляя правоту христианского взгляда на брак и брачные отношения, сошлемся еще на слова выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского, говорящего с болью в душе:
  
   "Но много ли найдется между нашими родителями таких, которые бы серьезно, не для фразы только, сказали своему сыну: "Служи идее христианства, идее истины и добра, идее цивилизации, идее государства и народа, хотя бы это стоило тебе величайших усилий и пожертвований, хотя бы это навлекло на тебя несчастье, бедность и позор, хотя бы это стоило тебе самой жизни"
  
   Под влиянием семейного эгоизма и проистекающего из него тщеславия портится не только умственное, но и нравственное воспитание в семье.
  
   "Учись хорошенько, будешь умнее других, будешь богат, выйдешь в люди, станешь человеком", - вот что приходится слышать в некоторых семьях. При этом в понятие "человек" вкладывается не христианский смысл, а американский идеал преуспевающего человека, шагающего по головам всех к своей цели - обогащению как можно большему.
  
   Обратимся теперь к такому важному вопросу, каким является вопрос о прочности семьи и семейных отношений.
  
  
  

СЕМЬЯ: ЧТО ДЕЛАЕТ ЕЕ ПРОЧНОЙ

   1.Семья - это необходимый институт человеческого общежития. Без этого института нет и не может быть доброй нравственности, порядка во взаимоотношениях между полами, прогресса в потомстве.
  
   2.Главной цементирующей силой семьи служит духовное единство мужчины и женщины. Все остальное: физическое влечение, прагматичные расчеты и т.п., - не идут в расчет с духовной совместимостью мужчины и женщины.
  
   3.Духовное единство супругов имеет две составляющие: а) необходимые предпосылки и б) духовные образования, складывающиеся уже в ходе совместной жизни. Важность обоих названных компонентов велика, но ведущую роль в семейной жизни играют духовные новообразования, складывающиеся уже в ходе совместной жизни.
  
   4.С момента образования семьи, мужчина и женщина, вступающие в брачные отношения, начинают не только новый этап своей жизни, но, можно сказать, начинают новую жизнь, требующую от них значительной корректировки личных потребностей, мотивации поведения и деятельности, всего стиля жизни.
  
   5.Взгляд на семью, как на духовное единство мужчины и женщины, вовсе не означает забвения сексуальной основы брака (в частности, сексуальной совместимости и обоюдной удовлетворенности), но и не ставит ее на ту высоту, которую ее принято ставить сегодня в обиходе и в популярном рассмотрении брака.
  
   6.Удовлетворение друг другом супруги должны испытывать не только и не столько от физической близости, сколько от родства душ, понимания друг друга, сочувствия, стремления поддержать, ободрить, взять на себя часть семейной ноши без упрека, снисходительности, злорадства и т.п.
  
   7.Не каждый мужчина и не каждая женщина духовно готовы к вступлению в брачные отношения.
  
  
   Единство и согласие в семье, основанное на родстве душ мужа и жены, являются цементирующей основой брачных отношений. Конечно, есть и другие факторы, которые могут вызвать кризис в семье17, но при благополучном наличии этих факторов (жилье, известная оседлость и т.п.), духовный фактор имеет преобладающее значение.
   Вступление в брачные отношения требуют от мужчины и женщины некоторых особых качеств, которые им не требовались вне брака.
   Рассмотрим эти качества.
  
  

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

   Помимо общих качеств, необходимых для нормальных контактов с другими людьми, для супружеской жизни каждому, вступающему в брак, нужны особые духовные свойства и качества, которые определяются двумя обстоятельствами:
  
   а) целью брачного союза;
   б) местом и ролью в брачном союзе мужчины и женщины.
  
   Вступление в брачный союз изменяет всю жизнь двух людей, вступивших в него. В силу этого обстоятельства, от супругов требуются следующие духовные качества:
  
  -- - неспособность к измене, предательству, нарушению данного слова или обязательства;
  
  -- - умение кардинально перестроить свои отношения с друзьями, приятелями и т.п.;
  
  -- - умение внести изменения во взаимоотношения с собственными родителями, родственниками и близкими и все сделать для того, чтобы облегчить процесс адаптации своей избранницы (избранника) в новой социальной среде;
  
  -- - умение внести необходимые изменения в стиль личной жизни, индивидуальные пристрастия, вкусы, согласовав их со стилем жизни, потребностями и интересами другого лица;
  
  -- - умение перестраивать себя, учиться у другого, не теряя своей индивидуальности, но и избавляясь от тех обнаруженных или вскрывшихся недостатков и пороков, которые ранее не мешали жить;
  
  -- - умение думать и планировать духовное и материальное благополучие с расчетом на двоих.
  
   Место и роль супругов в брачном союзе определяются теми главными функциями, которые они призваны выполнять:
  
   На мужчину выпали следующие задачи:
  
  -- а) быть главным блюстителем чести и достоинства фамилии (рода) и семьи;
  
  -- б) быть главным "законодателем" в семье;
  
  -- в) выполнять роль стратега;
  
  -- г) обеспечивать семью экономически;
  
  -- д) защищать членов семьи.
  
  
  
   На женщину возложены следующие задачи:
  
  -- а) быть главным арбитром в семье;
  
  -- б) быть центром доброты, спокойствия и уравновешенности;
  
  -- в) обеспечивать уют в доме;
  
  -- г) быть главным экономистом;
  
  -- д) выполнять роль умелого тактика;
  
  -- е) служить связующим звеном между родственниками, родными и близкими.
  
  
  

Что разрушает и ослабляет семью и вносит разногласия в отношения между мужем и женой?

  
   Причин, по которым в семью входит разногласие и противоречие, довольно много, но они, главным образом фокусируются на духовности семьи в целом, или же духовности одного из супругов. Мы, опираясь на авторитетные источники, постараемся указать некоторые источники духовных противоречий между мужем и женой.
  
  -- Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: все здесь трудом добывается.
  
   Богатство требует труда для накопления и сохранения от растраты и расхищения; самые прочные и великолепные здания - поддержки и исправления от ветхости и повреждений; человеческое общество - охраны от внутренних и внешних врагов; родство и дружба - от недоразумений и столкновений. Очевидно, что и семейная жизнь и счастье не могут в этом отношении составлять исключения - и их надобно возделывать и охранять.
  
  -- Ныне два условия признаются прочным обеспечением семейного счастья: счастливый выбор жениха и невесты и предварительно установившаяся крепкая взаимная склонность, обещающая нерасторжимый союз в будущем.
  
   Никто не отрицает великой важности этих условий, но никто из людей, знакомых с опытом, не решится сказать, что счастливым выбором и взаимною склонностью все будущее счастье супругов обеспечено. Это рай, который надобно еще возделывать и хранить. Прежде всего, под это доброе начинание нужно подвести основание, на котором зиждется истинное, то есть разумное, сознательное, духовное счастье человека.
  
   Все увлечения нашего сердца проходят вместе с переменами, неизбежно происходящими в предметах, к которым они направлены, и в нас самих. Красота телесная вянет, к богатству привыкают, вкус к удовольствиям по времени притупляется - не изменяются и не ослабевают только связи, составляемые на общем направлении супругов к разумным целям, на постоянной потребности друг в другу как в необходимой силе, содействующей достижению этих целей, на взаимном уважении друг к другу как к силе действительной и надежной и на взаимном утешении от сознания достигаемого успеха.
  
   Только при согласии супругов во взглядах на эти главнейшие их обязанности и при дружном их исполнении получают настоящее значение и красота, и образованность, и достаток, и взаимная любовь, как средства для достижения целей или как утешения в трудах. Без этого единства убеждений является у супругов разлагающая разность во вкусах и взглядах, направление склонностей в разные стороны, а главное - бессодержательность и пустота семейной жизни, которой нельзя наполнить никакими чувственными удовольствиями.
  
  -- Если эта пустота и отсутствие высших целей и благородных трудов, предлежащих супругам, обнимет обе половины, то семейное счастье сгибло, и дом становится жилищем праздности, ссор и пороков как в родителях, так и в детях; если же эта неспособность к труду семейной жизни является в одной половине, то вторая половина становится бременем для другой, и ее участь - иногда затаенное, но всегда неизбежное охлаждение и даже пренебрежение от другой стороны как к мертвой силе, задерживающей общее дело и вредящей ему.
  
   Таково чувство, сопровождающее печальный взгляд разумного мужа на жену, бросающую без призора детей для светских удовольствий; таковы мысли жены о муже праздном и ленивом или разоряющем дом расточительностью и другими пороками.
   Когда равно пусты и рассеянны и муж и жена, то их неизбежно постигает и другая заслуженная кара - потеря уважения и любви со стороны детей их.
  
  -- Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно. ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки.
  
   Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастья опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собою и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастье улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись.
  
   Между тем, как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства, быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всей снисходительностью, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.
  
  -- Ныне в супругах, знакомых с современными ложными взглядами на взаимные отношения людей между собою, все направленно против этого основного правила семейной жизни: и признание за каждым безусловной свободы иметь во всем и отстаивать свои взгляды и убеждения, каковы бы они ни были; и самолюбие, не дозволяющее смириться пред другим хотя бы для собственного блага; и, наконец, ложные понятия о душе человеческой, по которым все внутренние качества признаются неизбежным проявлением организма и физических отправлений, а обнаруживающиеся в человеке важные недостатки приписываются среде, в которой он воспитан, а не ему самому, так что его можно только лечить, а не исправлять и в случае неудачи в лечении остается только бросить.
  
   Прибавьте к этому, что такой суд произносится новыми людьми только о других, а сознание собственных недостатков не допускается, как малодушная измена собственным убеждениям и складу своей природы, к которому другие должны приспосабливаться и относиться с уважением. И вот супруги бегут друг от друга...
  
   Почему?
  
   Сначала они так любили друг друга, так верили в прочность и неизменность любви! Потому что не имели смирения, чтобы сознаваться в своих недостатках, лишающих другого счастья и спокойствия, и по любви к нему не хотели поработать над собою и исправиться; потому что не имели уменья посоветовать и спутнику жизни наблюдать за собою и постепенно исправляться - и терпенья подождать исправления с летами; наконец, потому, что забыли или вовсе не знали различия между недостатками исправляемыми и неисправляемыми и не умели примириться с последними и уживаться с ними, как приходится в подобных случаях уживаться с чужими людьми.
  
   Но к мужу и жене новые люди требовательнее, чем к чужим: чужие могут иметь неисправляемые недостатки, нам до них дела нет - а свой человек, которого мы любим, которому клялись в вечной верности, обязан их не иметь; он должен быть совершенство; он обязан дать нам полнейшее счастье; и если этого мы не находим, то вправе оставить его и искать счастья с другим, в котором нет этих недостатков, хотя, конечно, найдутся другие.
  
   Но труд перенесения в супругах недостатков друг друга есть право на благодарность со стороны, имеющей недостатки, к другой, терпящей их. Это укрепляет любовь, так как имеющий недостаток старается утешить снисходительного друга другими, лучшими свойствами своей души.
   Внимание к слабости и недостатку такого близкого человека, как муж или жена, возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении, которое само по себе есть добродетель; в этой добродетели человек, имеющий христианские убеждения, и для собственного усовершенствования обязан упражняться с ревностью и постоянством. Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою, живою и ясною любовью, потом любовью, по слову Апостола, милосердствующей, потом любовью долготерпящей, наконец, любовью верующей в плоды терпения и в возможность исправления человека, которое иногда бывает и сверх ожидания, при особой помощи благодати Божьей (1 Кор. 13, 4- 8).
  
   По этим воззрениям истинно, честно любящие друг друга супруги не могут бросить друг друга за недостатки (если они не обращаются в преступления), иначе для них потеряется главная цель супружеской жизни - любить друг друга не с увлечением для одних наслаждений, а с самоотвержением для общего блага, временного и вечного.
  
   В этом случае полезно вспоминать наставления святого Иоанна Златоуста: "В супружестве надо всем жертвовать и все терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена - все пропало". А любовь, и радующаяся о любимом. и скорбящая, и терпящая, - все любовь, то есть единственно прочное чувство, услаждающее нашу земную жизнь; и подвижники любви знают, что любовь жертвующая доставляет духу несравненно высшее утешение, чем наслаждающаяся.
  
   Это любовь христианская, о которой сказано: мы сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал (Рим. 15, 1- 3).
  
   Эта именно любовь и заповедана христианам как высшая добродетель, созидающая благо человечества. Если она иссякает у нас в супружествах, где ее жертвы сопровождаются и многими утешениями, то можем ли мы надеяться сохранить ее в общественной жизни нашей? Упадая в семействах, она и в обществе заменяется отношениями своекорыстными, себялюбивыми, а затем и пороками, разрушающими порядок общественной жизни.
  
  -- Немало вредят в наше время семейному счастью разные обычаи и предрассудки, не согласные с христианскими понятиями о супружеской жизни. Сюда мы относим позднюю женитьбу у мужчин, особенности воспитания женщин... и крайнюю свободу супругов в отношениях к чужим лицам другого пола.
  
   Продолжительная холостая жизнь развивает в мужчинах не только крайнюю разборчивость в выборе себе жены, по их избалованному, а иногда и испорченному вкусу и по излишним требованиям, но и разные эгоистические привычки, не соответствующие основному закону семейной жизни, по которому супруги обязаны заботиться больше об угождении друг другу, чем личным склонностям.
   Муж, привыкший до брака проводить свободное время в веселых собраниях, делать издержки из своего состояния только для себя, располагать время по-своему, с трудом мирится с строем жизни семейной, где он обязан больше тратить для жены и детей, чем для себя самого, посвящать им свое свободное время и заботиться больше о благоустройстве своего дома, чем о своих личных удовольствиях. Все это для избалованного свободного человека становится стеснительным; он рвется из дому вон и тем дает семье испытывать оскорбительное чувство, что она для него бремя, и переносить одиночество и как бы сиротство при живом муже и отце.
  
  -- Но едва ли не самый опасный враг семейного счастья - это крайняя свобода, позволяемая ныне в отношениях супругов к сторонним лицам другого пола. Стеснять жену или мужа в этом отношении почитается ныне и неблагородным, и не соответствующим истинным понятиям об уважении к человеческой личности, и признаком грубой ревности, и обидным недостатком взаимного доверия и прочее, и прочее.
  
   Но между всеми этими правами на свободу мужа и жены от взаимного надзора недостает самого законного - и не только права, но и обязанности мужа и жены заботиться о нравственной безопасности друг друга.
  
   Христианское учение о человеческой слабости и о силе соблазна не теряет своего значения при всех здравых понятиях об уважении и доверии друг к другу. При нынешних героях и героинях, почитающих для себя честью победы известного рода и искусство соблазнять супругов и расторгать наилучшие супружеские отношения; при современном учении о свободе чувства; при разнообразных раздражающих чувствительность общественных удовольствиях - со стороны супругов оставлять друг друга на произвол случая, без молчаливого, кроткого и любовного попечения и взаимного охранения от соблазнов, и несправедливо, и жестоко.
  
  -- Точно так же неблагоразумно и допускать в свой дом в слишком близкие отношения к семье друзей под предлогом свободного и полнейшего доверия мужа к жене - и обратно. У многих таких простодушных супругов была выкрадываема этими мнимыми друзьями супружеская любовь, а все мы беспрестанно видим расторжение некогда счастливых браков, подготовленных этими дружескими отношениями. А что касается до нас, то много раз видели горькие слезы и отчаяние обкраденных в этом отношении мужей и жен - честных и благородных, но неразборчиво доверчивых".

ЗАПОМНИМ

  
  -- 1.Основными причинами разрушения семьи следует признать причины не материальные, а духовные: не недостаток средств, а нехватка духовности, неумение охранять духовное достояние семьи ведет к конфликтам в семье и разрыву семейных отношений.
  
  -- 2.Основными причинами разрушения семьи следует признать причины не материальные, а духовные: не недостаток средств, а нехватка духовности, неумение охранять духовное достояние семьи ведет к конфликтам в семье и разрыву семейных отношений.
  
  -- 3.Основной предпосылкой к духовному конфликту в семье является духовная несовместимость лиц, вступающих в супружеские отношения.
  
  -- 4.Разрывов семейных отношений могло бы быть значительно меньше, если бы молодые люди научились определять степень своей духовной совместимости с тем лицом, с которым возникает намерение вступить в супружеские отношения.
  
  -- 5.Незнание женской (мужской) психологии.
  
  

ЖЕНЩИНА:

КАКОВА ОНА?

Справедливые заметки и советы мужчине В. Леви

  
  
   Всем известно, что мужчина открывает, а женщина заселяет, мужчина строит - женщина преображает, мужчина изобретает - женщина приспосабливает.
  
   Что такое женщина?
  
   Женщина никогда не ответит на вопрос, чего ей хочется.
   Когда она под властью мужчины - она борется за свою свободу. Когда господствует - ей хочется подчиняться. Ни с какой данностью она не смиряется.
   Наверное, ее единственное постоянное желание - быть всегда вам необходимой, но всегда по - иному, всегда в разных ролях! Неудовлетворенность женщины относится к сфере взаимоотношений с мужчиной.
   Любовный боец древнейшей закалки, она жаждет нашей неостановимости, бесконечного мужского продолжения, развития и новизны, на всех уровнях. И самое неинтересное для женщины существо - мужчина сдавшийся, предсказуемый как механизм, прирученный, попавший в ею же расставленные силки: сие домашнее насекомое холится и лелеется, а при возможности украшается многоярусными рогами...
   Покориться, чтобы победить, победить, чтобы покориться - в этом и состоит врожденная женская непостижимость.
  
   В чем же должна состоять наша стратегия и тактика в этом нескончаемом поединке?
  
   Сражайтесь ее же оружием: позвольте женщине побеждать, но никогда не давайте полной уверенности в победе. Признав женщину непостижимой, отразите ее тайну в себе, станьте ее зеркалом. Пусть и она, твердо зная, что вы ей принадлежите - ей, только ей! - в то же время не знает, чего от вас ожидать, в чем ваша преданность выразится сегодня и в чем завтра.
   Да, она любима, всегда любима, но как и когда проявится эта любовь - пусть всегда остается загадкой. Пусть ее уверенность во власти над вами растет одновременно с уверенностью в вашей силе и самодостаточности, пусть она всегда чувствует, что и в самых страстных проявлениях служения и поклонения вы отдаете себя не ей, но чему - то высшему.
  
   Научитесь подчиняться ей радостно, гордо и властно, научитесь ею повелевать так, чтобы в самых твердых словах приказа слышалось благоговение. Самую пылкую нежность умейте выразить в виде веселой злости и небрежной уверенности, и терпкой шутки.
  
   Помните, что уста женщины нередко лгут, но ее поступки всегда правдивы; нам же гораздо легче говорить правду, чем поступать по правде. Женщина никогда не придает значения своим словам, но зато значение наших слов непомерно преувеличивает. Имея в виду это, при общении с женщиной будьте в речах осторожны, а в поступках смелы.
  

МУЖЧИНА: КАКОВ ОН?

Иронические суждения и советы женщине В. Леви

  
   Вспомним старую как мир истину: мужчина управляет Вселенной, а женщина управляет мужчиной. Так было и пребудет вовеки: всегда и повсюду сложное управляется простым, тонкое грубым, совершенное - несовершенным.
  
   Давайте же узнаем, что такое мужчина...
  
   Сама Природа сделала мужчину носителем комплекса неполноценности. У него отсутствует главное природное начало - таинственность. Ничто не исправит врожденный недостаток его психики - неспособность к спокойному самодостаточному ожиданию. Природа женственна, а мужчина, как всякий, кому предназначено быть исполнителем, не успокаивается, пока не находит способа вообразить себя всемогущим творцом...
  
   ...Оглушенные грохотом его техники, мы упускаем из виду, что существует великий рычаг управления мужчиной - его самооценка. Никогда не забывайте, что стремление к вере в свою значительность исчерпывает содержание мужской психики. Как бы щедро ни подкреплялась его уверенность всевозможными успехами, она всегда неустойчива, требует все нового и нового питания, постоянного подкрепления. Ибо мужская уверенность - всего лишь фантазия!
   Всякое поползновение мужчины освободиться от женской власти - знак, что рычаг самооценки не отрегулирован. И значит, ищется другая рука, более чуткая. Заметьте: даже самая необразованная представительница нашего пола начинает свои атаки на мужскую психику с попытки ухватиться за самооценку.
   В наше время, особенно в периоде брачных уз, техника мужеуправления опасно хромает: всеобщая ошибка - нажатие преимущественно на отрицательное, злоупотребление критикой. В результате пренебрежение семейными обязанностями, пьянство, измены и т.п.
  
   Мы давно знаем, что, несмотря на все громовые проявления, мужчина создание крайне хрупкое, пол, слабый воистину. Как мало он вынослив к боли! Как любит жалеть себя!
   Почему мы об этом забываем? Почему вместо его самооценки, уподобляясь ему, заботимся о своей? Куда годится диспетчер, который пудрится и красит губы вместо того, чтобы следить за приборами? Что это за врач, рука которого не на пульсе пациента, а на своем собственном?
  
   Храните свое достоинство - достоинство тайное, не нуждающееся в рекламе! Не забывайте, что мужчина ущербен - но никогда не напоминайте ему об этом. Пусть он играет в свои игры - подсовывайте ему игрушки. Пускай распускает перышки - подставляйте только зеркальца, и все перышки наши. Помните ежечасно, что наша самооценка неуязвима. Мы вне всяких оценок... Он же уязвим сверху донизу. Его душа - сплошная ахиллесова пята, растеньице, нуждающееся в беспрерывном поливе, всегда еще чего то ожидающем и подразумевающем восхищении...
   Помните, подруги: даже прирожденный подкаблучник при случае может взбрыкнуть и сломать свой рычаг. Если уж вы решили, что данный мужчина - ваш, то не нужно бояться передозировать Пряник: потребность одобрения - наркотическая потребность, она растет по мере удовлетворения, она никогда не удовлетворяется, знайте это.
  
   Щадите же его ревность, будьте предельно осторожны с разного рода примерами. Даже косвенный намек на то, что кто - то из представителей его пола что - то может - защитить ли диссертацию, вымыть ли посуду, - вызывает, по меньшей мере, реакцию напряжения.
  
   Игра на мужской ревности - тончайшая гомеопатия, требующая высокой квалификации: оружие это надо иметь наготове, но использовать лишь при крайней необходимости. А в повседневности следует беспрерывно, горячо, убедительно доказывать мужчине, что он, единственный И неповторимый, несравненный и беспрецедентный, может все, что захочет, может невероятное. И он щедро отплатит вам, если не достижениями, то привязанностью.
  
   Никогда - ни малейшего раздражения, ни нотки агрессивного недовольства! - оставьте это ему; у нас, женщин, раздражительность есть признак недостатка женственности, у него - проявление недостатка духовности.
   Упаси Боже применять сарказмы, иронический тон! Всякая критика допустима лишь в контексте неустанно растущего одобрения: признавайте его заслуги заранее, давайте ему авансы на мелкие расходы самолюбия, похваливайте за то, что он не сделал ( но, разумеется, сделает) - и все будет в порядке, он будет рыцарем, и домработницей...
  
   ...Однако не поймите дело так, подруги, будто мужчина должен привыкнуть к нашим восторгам и принимать их как должное. Отнюдь! При хорошо отлаженном рычаге одно лишь уменьшение дозы Пряника оказывается хорошим Кнутом, который следует иногда применять и профилактически. Мужчина должен знать, за что вы его перехваливайте, но не должен знать, за что недохваливайте.
  
   Знаки же крайнего неодобрения - упреки, слезы, истерики и так далее - должны применяться лишь в аварийных положениях...
   Учитесь властвовать собой, чтобы владеть им в то самое время, когда он чувствует себя вашим властелином!
  

КОНФЛИКТ В СЕМЬЕ

   Достойным разрешением конфликта в семье следует признать такой, который:
  
   - во-первых, приводит к снятию острого вопроса с повестки дня, исключает самую причину возникновения конфликта;
   - во-вторых, где не наносится, а врачуется душевная травма, причиненная участникам конфликта;
   - в- третьих, где в разрешении конфликта не используются негодные средства или же, когда не пользуются сложившейся обстановкой во вред кому бы то ни было.
  
   Среди средств достойного разрешения конфликта не приемлемы такие, как: грубость, брань, повышение голоса и т.п.
  
   И последнее: мужчина, как представитель сильного пола, должен уметь:
  
   а) быть милосердным и снисходительным к женщине;
   б) уступать и идти на компромисс;
   в) отдавать материальные блага в "уплату" за духовное согласие (хотя следует признать, что материальная жертва редко ведет к духовному примирению) ;
   г) решительно порывать отношения, если не предвидится какого-либо улучшения в духовных взаимоотношениях с супругой.
  

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  -- Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтобы он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности. (Пифагор).
  --
  -- Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшись рабом, бывает смешным и жалким созданием. (Ж.- Ж. Руссо).
  
  -- Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить. (О. Бальзак).
  
  --
  -- Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену, равную по состоянию, или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага; потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему, и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив делается союзником мира, единодушия, любви и согласия. (И. Златоуст).
  --
  -- Мужчину унижает долгая осада; женщину, наоборот, она покрывает славой. (Стендаль).
  --
  -- Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит он ее. (Лабрюйер).
  --
  -- Не чувствовать страданий не свойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине. (Сенека).
  --
  -- Золото пробуют огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной. (Сенека).
  --
  -- Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна. (И.Кант).
  --
  -- Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую. (Лабрюйер).
  --
  -- Мужчина говорит то, что знает, женщина - что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая - во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая - приятные. (Ж.- Ж. Руссо).
  --
  -- Мужчина лучше философствует о сердце человеческом, женщина лучше его читает в сердце мужчин. (Ж.- Ж. Руссо).
  --
  -- Слезы женские трогают у мужчин они бывают настоящим растопленным свинцом; потому что для женщины слезы бывают облегчением, для нас же пыткою. (Байрон).
  --
  -- Должно приучать себя в добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели (Демокрит).
  --
  -- Не совершай того, чего не следует делать - даже под угрозой смерти; не откладывай того, чего следует делать, - вот извечная заповедь. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Побеждай гнев мягкостью, зло - добром. жадность - щедростью, ложь - правдою. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства ; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз отдают замуж девушку - три эти дела делают лишь раз. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, старших и женщин: окажешься слишком близко - они погубят тебя; окажешься слишком далеко - они будут бесполезны для тебя. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Побеждай жадного деньгами, гордого - мольбой, глупого - притворством, мудрого - правдивостью. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Жестокость - даже к злым - ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?. (Мудрость древней Индии).
  --
  -- Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; кто мне льсти, - мой враг. (Сюнь-цзы).
  --
  -- Мудрых и способных людей надо выдвигать а должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать. не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания. (Сюнь-цзы).
  --
  -- Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно. ( Аристотель).
  --
  -- Мышление - великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. (Гераклит Эфесский).
  --
  -- Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела. (Исократ).
  --
  -- Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшими и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным. (Фукидид).
  --
  -- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласуется с правдой. Соблюдай самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. (Марк Аврелий).
  --
  -- Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни. (Марк Аврелий).
  --
  -- Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру. (Гораций).
  --
  -- Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки. (Гораций).
  --
  -- Тот, кто оказывает услугу негодяю, совершает двойную ошибку: во-первых, помогает тому, кто помощи не заслуживает, а во-вторых, подвергает опасности самого себя. (Федр).
  --
  -- Большинство людей употребляет лучшую пору своей жизни на то, чтобы сделать худшую ее более печальной. (Лабрюйер).
  --
  -- Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости. (Лабрюйер).
  --
  -- Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где не вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся. (Хун Цзычен).
  


Литература

   1. См.: Каутский К. Возникновение брака и семьи.- СП б., 1895.- С. 40.
   2. См.: Анзимирова (Маран) М.К. Причины нравственной физиономии женщины:
Исторический очерк. - СП 6.Д901.-
С. 17-33.
   3. Там же.
   4. См.: Макушев В. Сказания иностранце о быте и нравах славян. Рассуждения... - СП б., 1861.-е.2-7, 109-133.
   5. См.: Иванов Вал. Русь великая. - М.,1991.-с,9-36.
   6. См.: Соловьев СМ. Собр. соч.-кн,ч-4.-М.:Мысль, 1988.- с.12-15.
   7. См., к примеру, оценку славян Ю. Крижанича в кн.: Милюков П. Очерки по истории русской культуры.- ч. III. Национализм и общественное мнение. Вып. 1. - СП б., 1901.- С. 116.
   8. Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
   9. Еще В.Мономах предупреждал сыновей: " Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою..." - Из его "Поучений".
   10. У офицера их за время службы бывает множество, не только физических, но и душевных.
   11. См.: Волошинов Ф. О форме одежды и о браках офицеров Военный сборник.-1898.- N11. - С. 196-201; Кашкаров Д. Военно-административные заметки, (по поводу сокращения переписки, браков офицеров и формы одежды) Военный сборник.-1911.- С. 35.
   12. См.: Арсеньев А.С. Духовные силы в жизни русского народа.- В кн.: Русские философы (конец XIX- середина XX века).: Антология. - М., 1993.- С.33-41.
   13. Дьяченко Г. Вера. Надежда. Любовь. Катехизисные поучения.- М., 1993.
   14. Тертуллиан (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 200), христианский теолог и писатель.
   15. Сост. по "Воскреси. Чтен." 1885 г., N42.
   16. Ушинский К.Д.О нравственном элементе в русском воспитании.- Пед. соч. в 6 т. - т.2.- М., 1988.- с.44.
   17. См.: Рубинштейн М.М. Кризис семьи, как органа воспитания /'/ Вестник воспитания.- 1915.-N3.-с.ЗЗ-81.
   18. См.: Архиепископ Амвросий (Ключарев). О семейном счастии и христианском воспитании: духовные поучения. - М., 1997.-160 с.
   19. См.: Классовский В. Женщина и ее воспитание: Заметки. - СП б., 1874.- с.28.
   20. Там же.- С.36, 42, 68.
   21. Леви В. Искусство быть другим. - М., 1981.- С. 113-118.
   22. Там же. - С. 119-121.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010