По справедливому мнению генерала, "первое, что нужно, это то, чтобы там, где готовят мастеров военного дела, их готовили лучшие, одаренные свыше, талантливые офицеры. Талант, как Божий дар, тем и дорог, что он способен заражать окружающих, влиять на них, как бы крупинками передаваться им. Самое важное - люди, потом - программа и учебники".
Русский Инвалид. - I907
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
Мысли на будущее...
Задумавшийся Архимед.
Доменико Фетти.1620.
"ТАЛАНТ, КАК БОЖИЙ ДАР"
История военно-учебных заведений России дает нам немало примеров того, как формировался состав ближайших помощников руководителя.
В самом начале штат помощников начальника военно-учебного заведения был ограничен 2-3-мя учителями, как то было в Школе математических и навигацких наук.
Это были одновременно и учителя и воспитатели.
С возникновение в 1731 г. Шляхетского кадетского корпуса возникло деление обучаемых на роты, что обусловило появление ротных командиров и ротных офицеров.
Корпусные офицеры того времени, по большей части, мало образованные, часто возбуждали против себя ропот кадет, а потому отношения начальствующих лиц к подчиненным было совсем ненормальным: кадеты делали порой бессмысленные проступки, чтобы только насолить офицерам, а те, в свою очередь, при всяком удобном случае, старались отомстить, не останавливаясь перед усиленными порциями телесных наказаний.
В период преобразования кадетских корпусов в военные гимназии, с августа 1863 г. был упразднен строевой состав; вместо прежних рот кадеты были разделены на группы, по возрастам с устройством на отделения по 25-35 человек; каждое отделение имело своего воспитателя (военного или гражданского).
В порядке службы отделенные воспитатели подчинялись непосредственно командиру.
Каждый воспитатель, как ближайший руководитель воспитанников, должен был хорошо ознакомится с их индивидуальными особенностями, нуждами, потребностями и убеждениями.
Во время приготовления уроков воспитатель организовывал занятия воспитанников и оказывал им посильную помощь.
Помимо отделенного воспитателя, никакие воспитательные меры, касающиеся его воспитанников, по возможности, не принимались.
Воспитатель наблюдал за опрятностью, исправностью одежды, помещения и продовольствия, за всеми физическими упражнениями, состоянием здоровья и вообще за всем образом жизни порученных ему воспитанников, как в заведении, так, по возможности, и вне его.
Однако эта система существовала только до 1882 г., когда новое направление было признано слишком либеральным, не соответствующим требованиям воинской службы.
Во Всеподданнейшем докладе военного министра генерала П.Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что "военные гимназии, удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения".
Поэтому признавалось необходимым придать всему строю военно-учебных заведений военный характер.
В 1883 г. были вновь организованы роты.
14 февраля 1886 г. было утверждено "Положение о кадетских корпусах", при составлении которого были принято решение: "на должность воспитателей в кадетские корпуса назначать впредь только офицеров". Они стали теперь подчиняться непосредственно командиру роты.
В воспитатели стали избираться только строевые офицеры, ценз которых был сильно понижен тем, что как военный министра, генерал Ванновский, так и преемник генерала Исакова по должности начальника главного управления военно-учебных заведений генерал Махотин ставили всевозможные преграды для поступления на службу в кадетские корпуса офицеров специальных войск (инженеров и артиллеристов), которые в прежнее время именно и доставляли военно-учебному ведомству наибольшее число выдающихся педагогов.
Лишь с уходом генерала Махотина признававшего педагогику "ненужным балластом", возник вопрос о поднятии состава воспитателей на должную высоту.
При Главном управлении военно-учебных заведений, по инициативе известного военного педагога А.Макарова, были учреждены в I900 г. "Педагогические курсы" для научно-педагогической подготовки офицеров, желающих посвятить себя воспитательной деятельности, а корпусам были даны указания о привлечении на должности воспитателей преимущественно офицеров с высшим образованием или с правом на преподавание.
При выборе же воспитателей из числа кандидатов, не получивших высшего образования, рекомендовалось отдавать преимущество окончившим курс училища по I разряду и в особенности училища специального, - артиллерийского или инженерного: воспитателям же было предложено хорошо усвоить себе "Инструкцию по воспитательной части", составленную в I88I г., по опыту деятельности военных гимназий и забытую во времена Махотина.
Наконец, как "в целях объединения и освежения воспитательной работы кадетских корпусов, так и для выяснения многих вопросов по воспитательной части, не предусмотренных действующими постановлениями и иногда не поддающихся регламентации, но имеющих жизненное значение для военно-учебных заведений", созван был в I908 г. в Санкт-Петербурге I-ый съезд воспитателей кадетских корпусов, обсудивший ряд важных вопросов:
--
о близости воспитателя к воспитаннику,
--
о задачах и влиянии массового воспитания,
--
о курении,
--
о борьбе с леностью,
--
о внеклассном чтении,
--
об эстетическом развитии кадет,
--
о национальном самосознании,
--
о борьбе с половой распущенностью и тайными пороками,
--
об индивидуальном воспитании,
--
о школьных наказаниях и наградах, а также
--
о взаимоотношении воспитателей и преподавателей кадетских корпусов.
В конце своего существования (к 1917 г.) в кадетских корпусах (в общих классах Пажеского корпуса) должности воспитателей замещались, по избранию директора корпуса, офицерами из окончивших курс в Пажеском корпусе, в военных училищах или высших учебных заведениях, состоящими в чинах не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии и прослужившими в офицерских чинах не менее 4 лет, из коих не менее 2 лет в строю.
Избранные на должности воспитатели прикомандировывались, с разрешения военного министра, к корпусу для испытания и в продолжении первых 2 лет числились исполняющими должность воспитателя и во временной командировке от своих частей.
Перед прикомандированием офицерам производилось особое испытание по "Инструкции по воспитательной части" для выяснения, насколько они заранее ознакомились с предстоящими обязанностями.
В этот же период 2-летнего прикомандирования воспитателя к корпусу предписывалось обращать "самое серьезное внимание, как на общее образование кандидатов, так и на степень учебной их подготовки, руководя их в этом отношении".
По истечении 2-годичного срока прикомандирования, офицеры утверждались в должности Главным начальником военно-учебных заведений со старшинством со дня прикомандирования и переводились в корпус, причем перед утверждением их в должности воспитателя директор корпуса назначал особую комиссию под своим председательством для окончательного испытания воспитателя в твердом знании им основ "Инструкции по воспитательной части".
Результаты испытания представлялись директором в Главное управление военно-учебных заведений.
В порядке служебной деятельности воспитатели ежедневно назначались, по очереди, на дежурство в роте, во время которого должны были безотлучно оставаться в ней в продолжение суток, имея надзор за всеми воспитанниками и за точным исполнением в роте назначенных по расписанию занятий.
Воспитатели, переведенные окончательно на службу в военно-учебные заведения, производились в следующий чин, по выслуге в чинах: не менее 2 лет -для повышения в обер-офицерские чины и не менее 3 лет - для повышения в подполковники.
Права и преимущества учебно-воспитательной службы, предоставленные воспитателю, заключались в следующем: прослужившие беспорочно 20 лет получали при отставке I/2 оклада причитающейся им пенсии, прослужившие же 25 лет и более получали полный оклад (743 рубля 43 коп.).
В виду особо полезной службы воспитатели, и по выслуге 25лет, могли быть оставляемы на службе, причем, сверх содержания, присвоенного должности, они получали заслуженную ими полную пенсию.
Воспитатели, обратившие на себя внимание своей полезной деятельностью, имели право на занятие должности ротного командира; получившие же высшее образование, сверх того, и на дальнейшее продвижение на должности помощника инспектора классов, инспектора и директора.
Итак, отметим: в кадетских корпусах существовал институт офицеров-воспитателей, который набирался по продуманной системе, обеспечивался набором важных социальных гарантий и имел довольно завидную перспективу роста.
Когда кадетские корпуса превратились в подготовительные учреждения для военных училищ, то "поставщиками" офицерства стали военные и юнкерские училища.
В строевом отношении каждое военное училище составляет батальон из 4-х рот.
Батальонный командир наблюдал за строгим соблюдением подчиненными ему чинами правил дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, строевыми их образованием и внеклассными занятиями; кроме того, на него возлагалось общее наблюдение за хозяйственной частью (одежда, снаряжение, правильность ведения отчетности).
Ротные командиры руководили службою, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством.
Младшие офицеры (I0, из них один адъютант)избирались начальником училища из офицеров пехотных или инженерных войск, окончивших курс кадетского корпуса, военного училища или одного из высших учебных заведений.
При этом, избираемые на должность должны были быть не выше чина штабс-капитана гвардии или капитана армии, прослужить в офицерском звании не менее 5 лет и пробыть непосредственно перед назначением в училище не менее 2 лет в строю.
С I894 г. младшие офицеры прикомандировывались только на 6 лет, по истечении которых, если не открывалась вакансия на командование ротой, должны были возвращаться в свои части. Мера эта вызвана была желанием иметь в училище офицеров, недавно пришедших из строя и могущих привить юнкерам правильный взгляд на службу и на отношение к солдату.
Пытаясь ныне понять необходимость ряда должностных лиц в структуре военного образования, приходишь к следующему мнению:
--
во-первых, убеждаешься в правильности русской поговорки, что "у семи нянек дитя без глаза";
--
во-вторых, многоступенчатость командования, т.е. наличие промежуточных должностных лиц (к примеру, батальонного командира, ротных начальников), не обусловленных тактическими соображениями, а лишь приноровленных к армейской тактической структуре, вряд ли может считаться целесообразной;
--
в-третьих, положение специального офицера-воспитателя, как лица, призванного быть лишь духовным наставником кадет, кажется нам искусственным образованием.
Другими словами, чем больше ступеней начальников, тем меньше порядка и ответственности, тем больше соблазна "начальствования", инспектирования, проверок, затребования отчетов и т.д. и т.п.
Как факт, следует отметь: офицеров, непосредственно работающих с курсантами, должно быть достаточно; офицеров над этими офицерами - самая малость.
Другой факт состоит в том, что не может быть искусственного разделения деятельности офицера - на воспитательную и командную.
Командование - это прежде всего воспитание. Следовательно, командовать - это воспитывать, учить, направлять.
Отсюда и важная функция курсантского офицера - духовное наставничество.
Вот тут-то и возникает проблема.
Суть ее в том, что функцию духовного наставничества может выполнить только одаренная духовным даром личность.
Вчерашний курсант, став офицером, вряд ли в состоянии выполнить эту миссию.
Тогда - кто?
Видимо, ответ может быть таков - умудренный опытом офицер.
Кто же согласится перейти в низший разряд ради благого дела?
Верно!Сейчас разряд курсантских офицеров низок, но ведь в интересах дела подготовки офицеров его можно и нужно значительно повысить.
Зачем нужны люди, которые отдыхают на промежуточных должностях, фактически ни за что, не отвечая, а лишь спрашивая и взыскивая с других, фактически мешая им заниматься живым дело?!
Притча о блудном сыне.
Доменико Фетти.Ок. 1620.
"ГЛАВНОЕЛЮДИ-
ПОТОМ ПРОГРАММА И УЧЕБНИКИ"...
Поставив в заголовок название "военные педагоги", мы имели в виду, не принадлежность к офицерскому званию, а проникновенность педагога военным духом.
Не может служить в военно-учебных заведениях человек, зараженный штатским, а не военным духом.
Труды педагогов - это камни, положенные в землю в фундамент здания, которому предстоит выдержать не один натиск бури.
Думается, правильно будет отметить, что первыми военными педагогами были те люди, которых в бытность свою в Лондоне, Петр Великий приказал отыскать для хорошего преподавателя математики и морских наук.
Ими оказались: профессор Абердинского университета Фарварсон, Степан Гвын (Stephen Gwyn) и рыцарь Грызь, как произносили на русский лад имя и фамилию Ричарда Грейса (Richard Gries). Учителям-англичанам положено значительное жалованье и, кроме того Фарварсону обещано за каждого ученика, кончившего с успехом курс морских наук, 50 фунтов стерлингов.
--
Врата учености Леонтий Магницкий
Среди русских первым был Леонтий Филиппович Магницкий, один из образованнейших русских.
Он знал несколько иностранных языков, был человек умный, сведущий в науках.
"Не даром, Государь был к нему особенно милостив, жаловал его деревнями, приказал выстроить ему дом в Москве, и даже благословим образом; а за его глубокие познания и, вероятно, привлекательную для Монарха беседу, назвал "магнитом", и приказал писаться "Магницким", - свидетельствует Ф.Веселаго. - В 1703 году, уже в Москве, вышло первое издание арифметики Магницкого; полное заглавие ее было: "Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на Славянский язык переведенная учителем математики Леонтием Магницким".
Магницкий с 1732 года, кроме своей учительской должности исполнял и комиссарскую".
Но, то был Петр, названный Великим, а государи разумом поменьше, труд учительский ценили мало.
Так, в той же морской школе, учители с 1737 года хотя и награждались чинами, но только чрезвычайно медленно и с большим разбором.
--
"Обыкновенною, и также не частой, наградой была прибавка жалованья; но как Академия содержалась определенной суммой, то значительная прибавка могла делаться только из оставшегося жалованья выбывшего лица.
--
Определенных окладов не было, все зависело от личности учителя, а главное от случая. Умер учитель, прибавляли, кому можно, из его жалованья; а если все здравствовали, то хотя бы и следовало прибавить, да было не из чего", - свидетельствует тот же Ф.Веселаго .
Конечно, при такой постановке дела можно ли было ожидать от учителей хороших результатов?
Ответ может быть только один - нет.
Общей связи в преподавании, очевидно, не было: всякий учитель был полным хозяином в своем классе и читал по какой-нибудь книге или запискам, как и что ему хотелось.
Отмечалась неумеренность требования со стороны молодых, неопытных преподавателей.
Символ вольных каменщиков.
В истории русской военной школы отмечен проникновения в число учителей масонов.
Так, когда в 1822 году было предписано отобрать от преподавателей подписки о непринадлежности к масонским ложам, оказалось, что свыше 40 учителей Петербургских заведений принадлежали к масонским ложам.
Случалось также, что привлекались к ответу лица, ни в каком преступлении не замешанные, по наветам других.
К этой категории дел относится и любопытное дело "О связях учителя Плетнева с литератором Пушкиным" .
Плетнев, преподававший русскую словесность в Военно-сиротском доме, был заподозрен только потому, что наблюдал за печатаньем сочинений Пушкина (находившегося в с. Михайловском) и пересылал ему деньги по поручению В.Жуковского.
Приведем в качестве примера ряд фамилий людей, оставивших заметный вклад в военно-педагогическом процессе военно-учебных заведений.
В числу таких людей относится генерал от инфантерии Александр Петрович Карцов (I8I7-I875) профессор Императорской военной академии, военный историк.
Составленные им "Руководство по тактике и военной истории" (I850-I852) и обзоры войн - Северной , I8I2-го , I8I3-го и I825-го (I85I-I853) совершенно изменили характер изучения и преподавания тактики, крепко связав ее с военной историей и в силу этого поставив ее на более практическую почву.
Генерал от артиллерии Матвей Степанович Лалаев (I828-I9I2) - выдающийся военный педагог и писатель, автор "Инструкции по воспитательной части"(1882 г.) для кадетских корпусов.
Под его редакций составляется профессором Мушниковым руководство по законоведению "Основные понятия о нравственности, праве и общежитии".
Автор трудов: "Наши военно-учебные заведения под главным начальством великого князя Михаила Николаевича. I860-I8.(I989); "Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. I700-I800" (I880) ; "Император Николай I , зиждитель русской школы: исторический очерк".(I896); "К юбилею бывшего начальника военно-учебных заведений генерал - адъютанта Исакова" (I889) и др.
Профессор фортификации, генерал-лейтенант Федор Федорович Ласковский (I802-?), автор капитального труда: "Материалы для истории инженерного искусства в России" (I856-I865, 3 т.). Генерал-майор Петр Семенович Лебедев (I8I7-I875), воспитанник Московского кадетского корпуса и Императорской военной академии, профессор военной академии и Пажеского корпуса, автор интересных сочинений под названием "Несколько слов о военном красноречии",(I874); "Беседы о военной администрации" (I853).
Генерал от инфантерии Аполлон Николаевич Макаров (I840-I9I7), известный военный педагог и писатель. По Высочайшему повелению был командирован за границу для изучения деятельности учебных и исправительно-воспитательных учреждений Пруссии , Бельгии и Швейцарии. Директор учительской семинарии военного ведомства. С I89I г. директор Педагогического музея военно-учебных заведений. Автор трудов: "Военно-педагогические наброски" (I907) ; "Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах Вып. I-3" (I902-I9II) и др.
Александр Александрович Незнамов (I872-I928), генерал-майор, ординарный профессор Императорской военной академии, участник русско-японской и I-ой мировой войн. Его перу принадлежат работы: "Требования, которые предъявляет современный бой к подготовке начальников"; "Бой (тактический этюд)" ; "План войны" ; "Боевые действия соединенных родов войск" (I924).
Степан Яковлевич Румовский (1732-1815 гг.), первый русский астроном, в 1748 г. поступил в гимназию при Академии Наук, в 1754 г. послан был для довершения образования в Берлин, где изучал математику у Эйлера.
По возвращении в Петербург, он в 1760 г. назначен был преподавателем математики академическим студентам, в 1763 г. произведен в экстраординарные, а в 1767 г. в ординарные профессора астрономии.
Румовский был не только астрономом, но и прекрасным знатоком греческого языка; занимавшийся, вместе со знаменитым Штирнером, изучением византийских автором о России. Кроме того, русская литература обязана ему весьма хорошим для своего времени переводом Тацита.
Известен он также исследованиями в области русского языка и, как филолог, по словам академика Сухомлинова, опередил свое время.
Наконец, для издававшегося в то время в Париже энциклопедического словаря он написал очень обстоятельную статью о русском законодательстве.
Андрей Данилович Фарварсон прекрасно знал науки, которые входили в круг его занятий, и постоянно следил за ними, выписывая из-за границы все вновь выходящие замечательные книги по математике и мореплаванью. Собственная его библиотека заключала до 300 сочинений, а с книгами академическими, которые он держал у себя для чтения и справок, до 600 сочинений, - число, для того времени, очень большое. Книги почти все были специально математические и морские на английском, голландском, французском, немецком, латинском и русском языках.
Итак, обобщая требования, которым должны отвечать военные педагоги (гражданские и офицеры), мы вправе выделить среди них такие как:
--
Развитый воинский дух.
--
Патриотизм.
--
Политическая культура.
--
Педагогическая образованность.
--
Высокий профессионализм.
--
Широкий кругозор.
Мы постарались указать желательные качества военного педагога в соответствии со степенью из значимости, поставив, по указанным ранее соображениям, воинский дух на первое место. Думается, нет необходимости раскрывать и комментировать указанные качества, но следует подчеркнуть, что в этом перечне нет случайно указанных качеств.
Выделив и указав достаточно серьезные требования к военному педагогу, мы не можем не подчеркнуть следующего факта: без должного стимулирования привлечь в военно-учебные заведения лучших педагогов будет невозможно.
В этой связи заслуживает внимания опыт разработки в 1836 г. для обеспечения способов привлечения в военно-учебное ведомство более достойных преподавателей "Положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства", действие которого вслед затем было распространено и на служащих по учебной части в заведениях, подведомственных Министерству народного просвещения.
Основные черты этого Положения, с дополнительными к нему постановлениями, заключались в следующем:
--
1)В Военно-Учебных Заведениях состоят нижеследующие чины учебной части: главные наблюдатели, инспекторы классов с их помощниками, наставники-наблюдатели, преподаватели наук и языков, репетиторы, библиотекари и смотрители кабинетов.
--
2)Служба их в заведениях считается государственной, с присвоением каждой должности особого класса по гражданскому чинопроизводству и с предоставление исключительного права на производство тремя чинами выше этого класса.
--
3)Для поступления в число преподавателей необходимо выдержать при Штабе установленное испытание, окончательные правила для производства которого были Высочайше утверждены в 1853 г.; этими правилами Учебному комитету Штаба предоставлялось право одобрять к преподаванию в военно-учебном ведомстве без всякого испытания только академиков, профессоров и преподавателей высших учебных заведений.
--
4)Допущенные к преподаванию удостаиваются утверждения в должности преподавателей не ранее, как через год, если успеют доказать на опыте свою способность и усердие к делу; по утверждении же в должности Главным Начальником. они приобретают все права, предоставленные преподавателям Военно-Учебных Заведений.
--
5)Жалованье преподавателям назначается, по усмотрению ближайшего начальства, из штатной суммы, по мере трудов, способностей и заслуг каждого; кроме того все чины учебной части получают казенные квартиры или квартирные деньги по присвоенным им классам.
--
6)По выслуге определенных сроков, чины учебной части вообще приобретают право на пенсии, соразмерные с окладами штатного их жалованья; но наставникам-наблюдателям и учителям пенсии назначаются сообразно числу еженедельных их уроков в продолжение последних трех лет службы. причем высший размер пенсии достигал 750 р., а низший было определен в 200 р. серебром.
--
7)Прослужившие в учебных должностях от 20-ти до 25-ти лет получают в пенсию половину оклада, от 25-ти до 30-ти лет - полный оклад; при увольнении же от службы по причине расстроенного здоровья, сроки эти сокращаются на 5 и на 10 лет.
--
8)За каждые пять лет, выслуженные по учебной части свыше 25-летнего срока, прибавляется к нормальному окладу пенсии одна пятая его доля.
--
9)Прослужившие 25 лет оставляются на дальнейшей учебной службе только по ручательству ближайшего начальства в том, что они могут еще служить с пользою, и в таком случае получают свою. пенсию на службе.
--
10)После смерти лица, состоявшего в учебной службе, приобретенные им права на пенсию переходят, по установленным правилам, к его вдове и малолетним детям.
--
11)Служащие при военно-Учебных заведениях по учебной части сохраняют право на получение выслуженной ими по сему ведомству пенсий и при переходе во все другие ведомства на службу по учебной части.
Кроме всего вышеизложенного, в рассматриваемом Положении указаны правила о порядке определения, увольнения, переводов по службе, производства в чины и удостоения к наградам всех чинов учебной части.
До 1836 года Военно-Учебные Заведения, по заявлению тогдашнего их начальства, почти не имели своих постоянных преподавателей, кроме учителей из кантонистов и из корпусных офицеров, вознаграждение которых за уроки было не более как "сердобольным пособием"; большинство же преподавателей достойных и действительно полезных числилось на службе в посторонних ведомствах.
Эта и другие меры привели к тому, что в военно-учебные заведения стали приходить талантливые преподаватели.
В то же время некоторые действия военных начальников, не понимающих природу педагогического труда, необходимость бережного отношения к педагогическим кадрам, отвращали часть талантливых людей от мысли связать свою судьбу с военно-учебными заведениями.
--
Эскиз И. Е. Репина к картине "Приезд Николая Ивановича Пирогова в Москву на юбилей по поводу 50-летия его научной деятельности" (1881).
В этой связи небезынтересен факт встречи Н.Пирогова, только что вернувшегося с Кавказского фронта и получившего на докладе у военного министра жесточайший выговор за ношение петлиц отмененного образца.
Впечатление, произведенное этим случаем на Пирогова было так велико, что он даже думал о переезде за границу.
Как позитивный факт внимания к деятельности педагогических кадров следует отметить деятельность журнала "Педагогический сборник".
Первым редактором "Педагогического сборника" был назначен один из видных педагогов того времени Н.Вессель.
В журнале приняли участие выдающиеся педагоги: Водовозов, Герд, Григорович, Евтушевский, Леер, Модзалевский, Ушинский, Семашко, Сент-Илер и др.
Только в продолжение пятнадцати лет со времени основания "Педагогического Сборника"(1864-1880), журнал этот, выполняя, по мере возможности, главное свое назначение - содействовать правильному развитию учебно-воспитательного дела в Военных Училищах, Гимназиях и Прогимназиях и в Юнкерских училищах, успел поместить на своих страницах не мало таких капитальных статей и целых сочинений, кои несомненно представляют ценный вклад в нашу педагогическую литературу вообще.
--
Так, в неофициальной части 180-ти вышедших до сих пор книжек "Сборника" и в приложениях к нему были, между прочим, напечатаны: Ушинского - Главные черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания (1864-1868 г.); Шмидта - Очерк истории воспитания и обучения от Песталоцци до нашего времени (1865 г.); Бенеке - Руководство к воспитанию и учению (1871-1873 г.); Раумера - История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени, ч.I и II (1873-1877 г.); Психология, по Ланге и по Герберту Спенсеру (1871-1874 г.); биографии Песталоцци, Бенеке и Дистервега (1871 и 1875 г.); Очерк лекций по педагогике, Гербарта (1874 и 1875 г.); Индукция и дедукция, по Карстену (1873 г.); Общая методика учения, по Шрайдеру (1878 г.); Воспитатель, по Бауэру (1875 г.); Основания воспитательного учения, по Циллеру (1873 г.); Очерк развития и современного состояния учительских семинарий, по Шнейдеру (1874 г.) и другие переводные статьи из "Энциклопедии" Шмидта; Дебольского - Философия в связи с педагогикой, Философские основы нравственного воспитания. Очерк истории новой английский о немецкой философии, и другие статьи философско-педагогического содержания (1871-1879 г.); доктора Эрисмана - Училищная гигиена (1871 и 1872 г.); доктора Багинского - Школьная гигиена (1877-1878 г.); доктора Кедрова - Опыт санитарной статистики Военно-Учебных Заведений за 1866-1875 гг. (1879 г.); Макарова - Воспитательно-исправительные заведения (1869 г.); доктора Лесгафта - Приготовление учителей гимнастики в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии (1877 и 1879 г.); Альбрехта - Музыкальное образование в школах (1871 и 1872 г.): Герда - Ремесла и внеклассные работы (1872); Леера - Учебно-воспитательные системы во французских и прусских военных училищах (1868 г.); ряд статей по училищеведению, Весселя; подробные описания учебных заведений, общеобразовательных и военных, в Германии, Англии, Франции, Австрии, Италии, Швеции, Норвегии, Северо-Американских Штатах, статьи по методике отдельных учебных предметов - Ушинского, Водовозова, Семенова, Запольского, Макарова, Бооля, Евтушевского, Ильина, Вулиха, Сент-Илера, Раевского, Гуревича и многих других.
Главное управление военно-учебных заведений разрабатывало для военных педагогов специальные "Календари", которые служили неплохим подспорьем в педагогическом труде.
Так, календарь военного педагога на 1908/09 учебный год включал: