ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Тезисы вопиющего...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Россия много воевала за чужие интересы - настало время постоять за свои собственные. Тогда и звание военного историка надо приравняться к положению политика-стратега. Ведь прав Вольтер: "На этом свете успеха достигают только острием шпаги и умирают с оружием в руках". 1991-2014 гг.


" Тезисы вопиющего"...

  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  

0x01 graphic

  

"Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" 1870.

Художник Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902)

  

   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  

Анатолий Каменев

  
  

Военная наука - общегосударственная дисциплина

  
   Второе направление - поднятие уровня военной науки до статуса общегосударственной дисциплины.
  
   Известная формула К. Клаузевица о том, что "война есть продолжение политики иными, а именно - насильственными средствами", показывает одностороннюю взаимосвязь политики и войны.
  
   *
   Согласно этой формуле поступают неразумные люди, решающие во что бы то ни стало осуществить задуманное, невзирая на последствия.
   Так возникают войны, которые для одних оканчиваются успехом, для других оборачиваются поражением.
   *
  
   Разумный политик не начнет военных действий, не получив предварительно всех данных о противнике, психологии его народа, уровне морального духа и т.д.
  
   Разумный политик, прежде чем отдать приказ на войну, углубится в историю, чтобы понять законы развития мира и войны, подлинные и мнимые причины могущества государства, роль объективных и субъективных факторов и т.д.
  
   *
   Такой политик ценит военную науку и действует соответственно ее предписаниям.
  
   *
   Но не все, однако, понимают откуда берутся истинные военные знания.
   Одни полагают, что они привносятся выдающимися личностями, типа Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, Наполеона и других исключительных людей.
  
   Это, отчасти, правильно.
  
   Но верно и другое - не всякий выдающийся человек бывает услышан и понят.
  
   У нас к числу таких людей можно отнести и А.В. Суворова, и М.И. Кутузова, и М.Д. Скобелева, и многих других личностей.
  
   *
  
   Дело в том, что даже выдающиеся личности, обладающие полномочиями, мужеством и волей, такие, как Петр Великий, могли развернуть развитие военного дела в другую сторону лишь при жизни.
   У преемников не хватило ни ума, ни воли, ни прозорливости продолжить дело великого Преобразователя.
   *
  
   Следовательно, надо ставку делать не на личности, а на систему.
   На сей счет есть весьма поучительное замечание Ш. Монтескье:
  
  -- "Существуют общие причины как морального, так и физического порядка, которые действуют в каждой мо­нархии, возвышают ее, поддерживают или низвергают; все случайности подчинены этим причинам.
  -- Если случайно про­игранная битва, т. е. частная причина, погубила государство, то это значит, что была общая причина, приведшая к тому, что данное государство должно было погибнуть вследствие одной проигранной битвы.
  -- Одним словом, все частные причины зависят от некоторого всеобщего начала".
  
  
   Нам, таким образом, надо найти то общее начало, которое бы исключило случайности и дало возможность опираться на систему в вопросах политики и ее "продолжения" - военного дела.
  

0x01 graphic

  

Ангел, попирающий злого духа в борьбе за душу. 1850.

Художник Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859)

  

История - основа военной науки

  
   Есть такое общее начало.
  
   Это - история, но не как хранительница фактов, а как сокровищница мысли и опыта человеческого.
   *
  
   Человеку несведущему история кажется собранием исторических фактов, которые не имеют никакой логической связи между собой.
   События древних веков вообще представляются как нечто, совершенно фантастическое, которое можно читать лишь для общего развития и интереса.
  
   Но стоит только прикоснуться к трудам
  
   Аристотеля, Арриана, Варрона, Вегеция, Веллея Патеркула, Геродота, Гомера, Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнакского, Плиния Старшего и Младшего, Катона, Коренлия Тацита, Ксенофонта, Платона, Плутарха, Полибия, Саллюстия, Тита Ливия, Страбона, Суллы, Фукидида, Юлия Цезаря и других, то мы поймем всю глубину наших заблуждений.
  
   Это - не люди прошлого.
   Это мыслители настоящего и будущего.
  
   *
   Вдумчивый читатель найдет в трудах серьезных историков всех эпох и всех народов нечто общее, а именно, закономерные связи и отношения политики и экономики, войны и мира, народонаселения и политики, быта, психологии и нравов в их отношениях к войне, благополучию или падению государства.
   *
  
   Только внимательное отношение к истории может позволить понять социальные, политические и военные проблемы, не в их изолированном, а во взаимосвязанном виде, т.е. в том естестве, в котором происходит развитие государства, как развиваются его отношения с соседями и т.д.
   *
  
   Нам не пришлось бы в ХХI веке открывать то, что было уже открыто много тысячелетий назад.
   Но для этого надо относится к истории подобающим образом.
  
   *
   Сейчас история - это скорее забава для отдельных учреждений и лиц.
   Они в свое удовольствие копаются в архивах и производят раскопки в надежде набрать материал для научной работы, а, если повезет - прославиться научным открытием.
  
   Конечно, интересно найти свидетельство древней цивилизации там, где никак не ожидал.
   Но более важно другое - разобраться в существе развития человеческой цивилизации, в ее движущих силах, законах и тенденциях.
  

0x01 graphic

  

Библия для бедных.

Европа. XV век

Как немцы пытались использовать исторические знания

  
   Истории известны случаи, когда проводились серьезные научные изыскания, целью которых было нахождение древних магических манускриптов, знание которые позволяло бы управлять миром.
   *
  
   Так, еще в конце ХIХ века Теодор Хаген, настоятель бенедектианского монастыря в австрийском городе Ламбах, совершил длительное путешествие на Ближний Восток и Кавказ, откуда он привез огромное количество каких-то древних манускриптов.
  
   После смерти Теодора Хагена в 1898 году в аббатство пожаловал цистерианский монах Йорг Ланс фон Либенфельс.
  
   Почему-то загадочные манускрипты Востока братия предоставила ему без малейшего ропота.
  
   Очевидцы вспоминали, что Либенфельс несколько месяцев провел в монастырской библиотеке, лишь изредка выходя для приема скудной пищи.
   При этом цистерианец, последователь святого Бернара, ни с кем не разговаривал. Он выглядел крайне возбужденным, как человек, находящийся во власти поразительного открытия.
  
   Материалы, полученные Либенфельсом, позволили ему основать духовное тайное общество.
   Оно получило название "Орден нового храма".
  
   *
   В начале ХХ века Карл Хаусхофер, служивший военным атташе Германии в Японии, был посвящен в тайный орден Зеленого Дракона.
  
   Позже, в десятых годах этого века, ему открылись двери буддийских монастырей в Лхасе (жёлтые шапки).
   В годы Первой мировой войны Хаусхофер дослужился до генерала.
  
   Его коллег поражали способности этого человека к ясновидению при анализе военных операций.
  
   Считалось, что такое свойство он развил в себе, общаясь с посвященными Востока.
   В послевоенное время Хаусхофер посвятил себя науке.
  
   Считается, что Хаусхофер имел сильное влияние на Гитлера и посоветовал ему воспользоваться магией для воздействия на массы.
  
   На некоторых, особенно ответственных выступлениях, Гитлер делал характерный жест -- руки под прямым углом скрещены на груди.
   Именно так в документах ордена описывается ритуальный жест его Великого магистра. Он соответствует руническому знаку "лак", что означает "двойной топор" -- символ власти.
  

0x01 graphic

  

Ботанический кружок за работой.

Художник Гербранд ван ден Экхоут.

Аненербе

  
  
  
   В 1933 году в Мюнхене прошла историческая выставка под названием "Ahnenerbe", что означает "наследие предков".
  
   Ее организатором являлся профессор Герман Вирт.
   Среди экспонатов были древнейшие рунические и проторунические письмена.
  
   Давность некоторых из них Вирт оценивал в 12 тысяч лет.
   Их собирали в Палестине, пещерах Лабрадора, в Альпах -- по всему свету.
  
   Выставку Вирта посетил сам Гиммлер.
   Он был поражен "наглядностью" выводов о превосходстве нордической расы.
   *
  
   Позднее, в 1935 году, - был основан мистический орден "Аненербе", который с 1939 года по инициативе Гиммлера стал главной научно-исследовательской структурой в рамках СС.
  
   Имеющее в своем подчинении полсотни исследовательских институтов.
   Общество "Аненербе" занималось поиском древних знаний, позволяющих разрабатывать новейшие технологии, управлять с помощью магических методов человеческим сознанием, проводить генетические манипуляции в целях создания "сверхчеловека".
   *
  
   Нацисты использовали и найденные с помощью "Аненербе" старинные оккультные "ключи" (формулы, заклинания и т.п.), позволявшие устанавливать контакт с "Чужими".
  
  
  -- Эти сведения мы привели для того, чтобы еще раз показать, насколько важно заниматься изучением истории и как много могут дать исторические знания как благому, так и разрушительному делу.
  
  
   Следовательно, государственные интересы требую новой постановки исторической науки.
  
   На интересы государственного строительства, укрепления безопасности государства и боеспособности вооруженных сил должны работать не энтузиасты без каких-либо средств и возможностей, а солидные учреждения с кадрами талантливых специалистов.
  
   Только в этом случае политики и военные получат базу (основу) для разработки перспектив внешней, внутренней и военной политики.
   Пока этого сделано не будет, случайности и опрометчивые решения всегда будут нормой.
  

Можно ли "гуманизировать армию".

  
   Примером того (90-х годов) времени могут служить разного рода проекты по военной реформе.
  
   В частности, проект 170-ти народных депутатов во главе с майором Владимиром Лопатиным (КП.11.2.90 г.).
   Суть проекта можно выразить следующими строками этого документа: "Гуманизировать армию, изменить положение личности военнослужащего, консервативно-замкнутый характер внутриармейских порядков и уклада казарменной жизни; обеспечить гражданское полноправие военнослужащих их социальную защищенность"...
  
   Такого рода популистские заявления характерны для политических баталий, но не для серьезной работы.
  
   *
   Армия не может "гуманизироваться", т.е. "демократизоваться" так же, как общество.
  
   Одна такая попытка, связанная с приказом N1 в 1917 году окончилась плачевно для общества.
  -- Этот приказ разрушил дисциплину и единоначалие в армии, породил смуту и анархию, вызвал конфликт между солдатами и офицерами и привел к развалу вооруженной силы государства.
  
   Несомненно приказ этот -- штамп социалистической мысли, не поднявшейся до понимания законов бытия армии или, вернее, наоборот -- сознательно ниспровергавшей их.
   Редактирование приказа приписывают присяжному поверенному Н. Д. Соколову, который извлек, якобы, образец его из своего архива, как бывший защитник по делу совета 1905 года.
   *
  
   Мог ли майор В. Лопатин, политработник по специальности, предложить что-то иное, серьезное.
   Думаю, что нет.
   Для серьезных проектов нужны основательные знания и опыт.
   Его у составителей данного проекта не было.
  
   Но как глупо выглядела отместка власти за то, что Лопатин представил этот проект.
  
   Спустя некоторое время, 26 апреля 1990 г., его исключили из партии с формулировкой "за нарушение устава КПСС, выразившееся в потере связи с первичной организацией по месту учета".
  
   При такой "рекламной акции" КПСС майор В. Лопатин мог еще долгое время собирать дивиденды со своего проекта, несмотря на то, что его предложения не выдерживали никакой критики со стороны понимающих людей.
   *
  
   Но и серьезным предложениям было не так-то просто пробиться сквозь чиновничьи барьеры.
   В этом мне скоро удалось убедить на личной практике.
  

0x01 graphic

  

Боржомское ущелье.

Художник Занковский Илья Николаевич (1832-1919)

Новая встреча с генералом Востровым

  
   Судьба вновь свела меня с генералом В.А. Востровым.
   Это произошло в Военной академии Генштаба, куда меня пригласили прочитать лекцию по вопросам подготовки офицерских кадров.
  
   Помимо встречи с Востровым в стенах этой академии, мое внимание привлек тот факт, что в классном журнале с фамилиями моих слушателей, я увидел фамилии знакомых мне по исторически и современным изысканиям лиц.
  
   Удивились ли вы, если бы увидели в списке ваших учеников фамилии Ворошилова, Жукова, Мерецкова (в данном случае я произвольно называю фамилии) и других видных военачальников.
  
   Сначала я подумал, что это всего лишь однофамильцы известных лиц, но потом получил разъяснение, что сидящие передо мною офицеры не однофамильцы, а родственники этих людей.
   Разъясняющий добавил: "У нас однофамильцев не бывает", подчеркивая этим особенность кадровой политики академии.
  
   *
  
   Генерал-полковник В.А. Востров, к моему удивлению, признал во мне бывшего сослуживца по САВО и живо поинтересовался, где я сейчас служу и чем занимаюсь.
  
   Узнав о том, что я предметно и последовательно изучаю проблемы подготовки офицерских кадров, он пригласил меня для беседы в ГУВУЗ, Главное управление военно-учебных заведений, начальником которого он в то время являлся.
   *
  
   У меня не было оснований отказываться от этого приглашения.
  
  -- Во-первых, это был уважаемый мною генерал и общение с ним было всегда приятно и полезно.
  -- Во-вторых, у меня появилась возможность предложить ему для изучения те идеи, которые родились в ходе моего исследования.
  
  
   Надо сказать, я не обманулся в отношении генерала Вострова.
   Высокая должность не сделала из него бездушного чинуши и не притупила остроты восприятия и жажды перемен.
  
   С двумя выполненными мною работами я отправился в назначенный день на прием к начальнику ГУВУЗа и в течение достаточного времени беседовал с ним по проблемам подготовки офицеров.
  
   Выяснилось, что при всем положительном отношении к моим идеям, генерал Востров не мог выйти с ними на министра обороны маршала Д.Ф. Язова, с которым его связывали дружеские отношения еще со времен службы в САВО.
  
   В доказательство своей "немощи" он показал мне отрицательную резолюцию министра обороны на частных инициативах ГУВУЗа, носящих косметический характер.
   *
  
   Мною вскоре была предпринята попытка обратиться к другому большому начальнику, с которым я был также знаком по САВО, генерал-полковнику В.Ф. Арапову, который занимал пост заместителя начальника Главного управления кадров министерства обороны.
  
   Виталий Федорович также с внимание выслушал мое сообщение, обещая дать ход некоторым идеям.
  
   Была ли попытка с его стороны что-то изменить, мне не известно, так как долгожданного приглашения на последующие встречи я так и не получил.
  

Бесправные и безынициативные высшие военные начальники.

  
   Впоследствии мне приходилось не раз обращаться к высокопоставленным лицам и каждый раз все ограничивалось общими рассуждениями и заверениями в том, что "мы рассмотрим ваши предложения и учтем их".
  
   Характерна в этом отношении встреча в более поздние годы (времена премьерства В.В. Путина) в Главном управлении кадров.
   Возглавлял его тогда генерал-полковник И. Панин, пришедший вместе с министром обороны И.Д. Сергеевым и уволенный в 2001 году вместе с ним.
  
   На беседу с Паниным я был направлен из приемной Путина, где заинтересовались моими идеями, но порекомендовали обратиться к Панину.
   *
  
   Панин после звонка из приемной Путина, встретил меня настороженно, не зная, чего от меня следует ожидать.
  
   Но потом, поняв, что я пришел с конкретными предложениями, Панин стал излагать свой опыт наведения порядка в военно-учебных заведениях.
  
   Так, с большим энтузиазмом он рассказал, как его сотрудникам удалось пресечь деятельность генерала-взяточника в одном из вузов.
   Затем он рассказал, как прекрасно наводит порядок в бывшей военно-политической академии генерал И.И. Ефремов...
  
   Я понимал, что начальник ГУКа "пудрит" мне мозги и не хочет (а может быть и не может) понять, что единичные, точечные удары по взяточникам не решают проблемы подготовки офицерских кадров.
  
   Эту проблему может решить только продуманная система, при которой все работает на конечный результат - качественную подготовку кадров.
  
   Система должна диктовать свои требования всем ее структурным подразделениям и кадрам, а не наоборот.
   Система должна отторгать, делать невозможным пребывание в ней тех, кто не соответствует принятым стандартам и правилам.
  
   Это-то должен был понимать начальник ГУКа.
  
   Но он этого не хотел ни признавать, ни понимать.
   С тем и разошлись: он - при своем мнении и в гордом удовлетворении, что отбился от очередного новатора, а я - с горьким чувством собственного бессилия и стыда за власть.
  

Кричать или работать дальше?

  
  -- Что же тогда делать?
  -- Кричать на всех углах?
  -- Вступать в заговоры?
  -- Идти на баррикады?
  
   *
   Нет, это не удел ученого.
   Его задача делать дальше свое дело даже в том случае, что нет никакого спроса на твои исследования.
   Так я и поступил...
  

0x01 graphic

Амур и Психея на картине Бугро.

  

Анатолий Каменев

ТЕЗИСЫ ВОПИЮЩЕГО...

(для В.В. Путина. 1991-2014 гг..)

  
  
   Беда наша в том, что мы не знаем своего национального интереса.
   А он (этот интерес) состоит в том, чтобы иметь надежную защиту - Армию и Флот. Без достойных Вооруженных сил Россия не может быть сильной, свободной и процветающей.
   Сила же армии не в количестве людей, оружии и боевой техники, а в офицерстве, его чести, доблести и готовности до конца исполнить свой долг перед Родиной.
   Офицерская профессия - не военно-техническая, а идейная и тяжесть ее не под силу каждому.
   Рыцарь без страха и упрека - вот ее идеал.
  

I

О России

  
   Россия больна: недуг ее не материальный, а духовный - люди перестают верить в себя и в свое государство; они живут один днем и не думают о будущем; судьба государства перестала волновать многие слои населения.
   Стремление к обособлению, индивидуализму, личной наживе и выгоде поразило, прежде всего, молодежь, интеллигенцию, чиновничество, органы власти и военного управления.
  
   Власть плохо понимает свои задачи, а народ разуверился в ее (власти) способности создать условия для прогресса и процветания...
  
   Русская власть пожинает ныне плоды многолетнего выматывания из народа всех моральных и материальных соков; а высокие чувства не произрастают на засоренных и истощенных нивах.
  
   Россия шаг за шагом сдает свои позиции на международной арене и постепенно становится в ряд третьестепенных стран, с которыми не только не считаются, но и всячески помыкают...
  
   Военная и политическая опасность нарастает и грозит превратить Россию в конгломерат мелких удельных княжеств, живущих в постоянной вражде друг с другом, и в постоянном страхе за будущее.
  
   Мир находится в жестком противоборстве: слабому и незащищенному здесь место только на задворках... Вольтер был прав, говоря: "На этом свете успеха достигают только острием шпаги и умирают с оружием в руках".
  
   ***
  
   Хотя Россия и больна, но несоразмерна с нею (болезнью) та живительная сила, которая имеется в характере народном.
  
   Наш народ - мужественный, разумный, бодрый, "не вскипает кипучим гневом при малейшем оскорблении его чести; не воспламеняется как порох от искры слова" (Аксаков И.С.), но страшен в гневе своем и беда тому, кто на Русь приходит с мечом...
  
   ***
  
   Как показала история, мы не можем надеяться на кого-то извне: мы не должны забывать, как Россию предавали ее союзники и соседи и даже те народы, которые она спасла от поголовного истребления.
  
   Прав был С.О. Меньшиков, говоря: "Довольно и "священных союзов" на русской крови и "мировых революций" на русские деньги и русские страдания". Россия много воевала за чужие интересы. Настало время постоять за свои собственные ...
  
   Опора только на собственные силы - единственный и надежный принцип развития нашей нации.
  
   ***
   Сила и достоинство нации создается и защищается его армией.
   Следовательно, прав был тот же Меньшиков, ставя еще в начале ХХ века вопрос так: "Быть России или не быть - это главным образом зависит от ее армии".
   ***
  

О войне, возможной военной опасности и противнике

  
   Цивилизация не устраняет войны, а усугубляет военную опасность.
   *
   Обстоятельства последних десятилетий показали нам наглядно, как мгновенно возникают современные войны и конфликты, и как тяжко расплачивается та из сторон, которая в мирное время не сумела приготовиться к войне и использовать результаты прогресса военного искусства.
   *
   Если не в нашей воле устранить войну, следовательно, нужно ее принимать как факт.
   *
  
   Война - это бескомпромиссная борьба сторон и раз оружие обнажено, задача армии состоит в том, чтобы, владея им с силой, ловкостью и отвагой, достичь победы над противником.
   *
  
   Враг у России может быть любой, в т.ч. нетрадиционный (неожиданный).
   Потому потеря бдительности - непростительное и опасное явление.
  

О военной политике

  
   Россия должна иметь продуманную, взвешенную и долговременную военную политику.
   *
   Военная политика России не может зависеть от политической конъюнктуры, настроения или способностей меняющихся правителей и политиков, мнения толпы и умозаключений демагогов.
   Она должна проводиться последовательно, неукоснительно, без сбоев, задержек и уклонений от генеральной линии.
  
   *
   Такое отношение к военной политике требует создания своеобразного института хранителей национальных интересов России.
  
   Это должен быть орган (учреждение, институт), составленный из немногих умудренных опытом и знаниями людей, способных оценивать практические действия власти с т.з. соответствия этих действий национальным интересам России, и своими оценками влиять на принятие политических и практических решений.
  

Об обороноспособности России

  
   Обороноспособность страны - не ведомственная, а общенациональная задача страны.
   Следовательно, принцип всеобщей военной повинности следует не только сохранить, но и наполнить новым содержанием: каждый гражданин должен вносить свою лепту в дело обороноспособности - одни в строю, другие - посредством иных дел или денежных взносов...
   *
  
   В вопросах обороноспособности есть, тем не менее, те вопросы, которыми должны заниматься только военные.
   К числу таких вопросов относится подготовка военных кадров.
   *
   Обороноспособность должна быть самодостаточной, т.е. максимально независимой от иностранного оружия, боевой техники, субсидий и т.п.
   *
  
   Обороноспособность должна быть природосообразной, т.е. соответствующей культуре, боевым традициям страны, накопленному боевому опыту; опираться на уроки военной истории; строиться с учетом национальной психологии.
   *
  
   Укрепление Вооруженных Сил в оборонной политике должно быть приоритетным.
   *
  
   В самих Вооруженных Силах чрезвычайное внимание следует уделять офицерству, не оставляя без внимания ни его образования, ни порядка службы, ни жизни и быта его семьи.

II

Условия эффективности укрепления Вооруженных Сил

   Нам не нужно ничего особенного изобретать.
  
   Необходимо обратиться к отечественной истории и тем заветам, которые нам, потомкам, завещаны выдающимися людьми России.

а) власти нужна политическая воля

  
   1.Необходима должная политическая воля: правительству следует перестать бояться умного, просвещенного и волевого офицера.
   Следовательно, президент и правительство должны решиться на ряд кардинальных мер в переустройстве вооруженных сил России.

б) необходим подъем национального духа, общности и солидарности народа

  
   Народу нашему не хватает солидарности и единодушия.
   "Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности" (И.С. Аксаков).
   Мы должны объединиться. В этом наша сила!
   *
   Народ наш должен осознать всю опасность положения нынешней России и понять необходимость укрепления армии "с героической поспешностью" (С.О. Меньшиков).
   *
   Надо научить народ уважать офицерскую профессию и военное дело, как необходимое средство и гарантию благополучия нации.
  

в) необходима системность, а не косметический ремонт

  
   Не отдельные нововведения, а системный подход должны служить перестройке к лучшему всей военной организации.
   Эффективность немыслима без системности.
   *
   Системность, как таковая, должна приводить в действие, прежде всего, те главные звенья, которые впоследствии дадут движение тем механизмам, которые прежде работали с малой эффективностью.
   *
   Данная системность должна не только повышать эффективность работы тех механизмов, которые работали с малой отдачей, но и исполнять две важнейшие функции:
  
  -- во-первых, отторгать то, что устарело или же не соответствует новым требованиям (включая кадры; не взирая на личности; не расслабляясь позывами благотворительности, снисхождения и т.п.):
  -- во-вторых, она (системность) должна быть способна генерировать (создавать) новые функциональные механизмы по мере перехода с одного уровня на другой, от решения одной задачи к другой.

г) наука должна указывать путь войсковой практике

  
   Не начальственное мнение или же политическое соображение, а наука должна диктовать: военные задачи и потребности, политические решения, организационные перестройки, кадровые вопросы и т.п.
   *
  
   Военно-историческая наука должна занять место в разряде стратегических дисциплин, а звание военного историка приравняться к положению политика-стратега.
  
   Возвышение этого статуса должно опираться на следующие составляющие:
  
  -- во-первых, повышение базовой составляющей данной науки;
  -- во-вторых, повышение квалификации военных историков;
  -- в-третьих, введение персональной и жесткой ответственности военных историков за те выводы, обобщения и уроки, которые они формулируют для политического и военного руководства страны.

д) кардинальное изменение подготовки офицерства

  
   Без надежного, умного, волевого, преданного России офицера невозможно достичь высокой обороноспособности государства.
   *
   Существующая система подготовки офицерских кадров не только несовершенна, но и вредна, ибо в военно-учебных заведениях готовятся не офицеры, а военспецы низкой квалификации.
   *
  
   Нынешний офицер плох тем, что:
  
  -- во-первых, в военно-учебные заведения поступают негодные к этой профессии молодые люди;
  -- во-вторых, его учат всему, но не тому, что необходимо для боя;
  -- в-третьих, его способности не развивают, а "свертывают", а желание быть офицером убивают рутиной солдатской жизни;
  -- в-четвертых, военно-учебное заведение не формирует и не развивает боевых достоинств личности в силу чего авторитет молодого офицера держится лишь на его служебном положении, а не на личных достоинствах, как то должно быть;
  -- в-пятых, армейская рутина окончательно губит творческое стремление молодого офицера и ставит его перед выбором: либо смириться и подчиниться требованиям рутинной жизни; либо - порвать с армией. Лучшие и не притупившие воли и ума молодые офицеры уходят из Вооруженных Сил, посредственности и худшие - остаются.
  
   Армия с такими офицерами перспективы не имеет. Государство и общество может даже не надеяться на такие кадры.
   *
   Самый серьезный просчет допущен в подготовке общевойсковых командиров: 3 военные училища (Московское, Новосибирское, Благовещенское), разделенные тысячами километров, не могут обеспечить Вооруженные Силы России общевойсковыми командирами ни в количественном, ни в качественном отношении.
  
   Главные "дирижеры" войны не имеют даже должной личной боевой подготовки, не говоря уже об их умении быть организаторами боя.
   *
   Офицеры запаса, бесценный для страны и Вооруженных Сил капитал, совершенно не востребован для интересов Российской государственности. При общем дефиците надежных кадров такое расточительство правительства вызывает, по меньшей мере, изумление.
  

III

Как целесообразно изменить положение в подготовке офицерских кадров к лучшему?

Начнем с принципов, т.е. основных идей

  
  -- Надо признать тот факт, что офицерство - душа нации (а не армии только). Следовательно, офицерскому вопросу нужно придать главенствующее государственное значение.
  
  -- Офицером может быть не каждый, а только выдающийся человек. Отсюда: "Лучше меньше числом, да получше качеством".
  
  -- Офицер начинается с солдатского фундамента. Не случайно Петр I запретил производить в офицеры тех дворян, "которые с фундамента солдатского дела не знают". Оттого и офицеры его были превосходны.
  
  -- Духом, честью, умом, преданностью Отчизне силен воин. Они не формируются сами собой, а воспитываются ежеминутно. Вот почему воспитание офицерства должно стоять выше образования (так учил нас генерал Драгомиров).
  
  -- Учить надо только тому, что необходимо на войне. Как яростно боролся великий Суворов со всем тем, что мешало воспитывать боевые качества простого солдата! Так надо поступать и нам сегодня.
  
  -- Лучше меньше (предметов), да глубже и основательнее их изучение.
  
  -- Природосообразность во всем (в системе военно-учебных заведений, организации учебного процесса, подборе кадров, обучении, воспитании, развитии, распределении и использовании учеников и т.п
  
  -- Лучшие личности, а не посредственности должны готовить офицерские кадры. Львы, а не бараны должны вести будущих офицеров.
  
  -- Не знатности, а доблести нужно давать дорогу.
  
  -- Настоящий офицер профессии не изменяет и в отставку не уходит, а служит избранному делу до конца дней своих.

***

10 необходимых шагов

  
  -- 1.Президент должен взять под свое попечение и заботу о подготовке военных кадров, изъяв военную школу из ведения МО и министерства образования.
  
  -- 2.Следует изменить систему отбора в военно-учебные заведения. - Создать специальный Центр военно-профессионального отбора и изменить критерии отбора молодых людей в офицерский корпус (не по школьному аттестату и результатам школьной учебы, а по "офицерским параметрам" (воля, ум, патриотизм, здоровье, призвание).
  
  -- 3.Пересмотреть концепцию подготовки офицерских кадров. - Принцип базисов: солдатский, офицерский, должностной. Для подготовки офицеров Сухопутных войск необходим Единый Центр военно-профессиональной подготовки, как базовое учреждение и школа первоначальной военной подготовки и переподготовки офицерского состава.
  
  -- 4.Изменить структуру военно-учебных заведений - осуществить (в течение 5-7 лет) переход к 3-м крупным научно-учебным центрам подготовки офицеров: сухопутный, военно-воздушный, военно-морской.
  
  -- 5.Пересмотреть систему кадрового обеспечения военно-учебных заведений: офицерского и профессорско-преподавательского состава. - Только лучшие и достойные должны стоять у истоков офицерской профессии.
  
  -- 6.Изменить структуру и содержание учебной программы и учебных дисциплин: учить только тому, что необходимо для боя.
  
  -- 7.Ввести 3-х уровневую систему подготовки младших офицеров - сокращенный (ускоренный); полный (нормальный); повышенный (научный) - в соответствии с индивидуальными способностями будущих офицеров.
  
  -- 8.Изменить обстановку и содержание полковой жизни. Придать особое значение полку и полковнику (командиру полка, отдельной части), как важнейшему звену в становлении молодых офицеров.
  
  -- 9.Обеспечить справедливое и разумное продвижение по службе офицеров: в соответствии с уровнем их развития и подготовленности (соответствие пирамиды должностей пирамиде индивидуального развития офицера).
  
  -- 10. Создать государственную программу использования офицеров запаса в интересах укрепления российской государственности.
  

***

Сроки, в которые можно ожидать позитивного результата в подготовке офицеров для ВС РФ

  
  -- 1.Через полгода мы увидим первые результаты: среди отобранных в ВВУЗы молодых людей сократится число случайных людей (в дальнейшем, путем совершенствования системы отбора, случаи "брака" можно свести к 5%, т.е. к вполне допустимой цифре).
  
  -- 2.Через год все военно-учебные вузы могут получить (после года обучения в Центре специальной подготовки) первоклассных курсантов - "профессоров" солдатского дела, т.е. военнослужащих, в совершенстве владеющих индивидуальным боевым искусством.
  
  -- 3.Через 3 (частично) и через 4 года (в основном) в войска придут совершенно иные молодые офицеры - надежные кадры. Процент желающих уволиться в течение первого года офицерской службы упадет к отметке "5%" (сегодня он составляет примерно 50%). Авторитет этих офицеров среди солдат будет чрезвычайно высок (сегодня авторитет выпускников почти нулевой).
  
  -- 4.В течение первых 2-х лет необходимо сменить всех командиров полков и подобрать им на замену совершенно иных лиц (возможно, что из числа начальствующих ныне лиц останется небольшой процент - до 5%). Смена полковых кадров серьезно оздоровит обстановку в полку и позволит существенно сократить число молодых офицеров, желающих уволиться в запас в течение первого года офицерской службы).
  
  -- 5.Примерно за 5-7 лет можно создать основу современных военно-учебных центров видов ВС, а в последующие 5 лет - довести ее до логического завершения. Этим будет положено начало функционированию совершенно новых военно-учебных заведений.

***

  
   Другими словами, все серьезные коренные преобразования в подготовке офицерских кадров можно (и нужно!) осуществить в ближайшие 5 лет.
   Медлить дальше уже нельзя!
   Ведь мы уже опоздали с этими.
   *
  
   Как и следовало ожидать, никого мои выводы и предложения не заинтересовали.
  
   Да и могли ли они заинтересовать временщиков в политической и военной структуре? Конечно, не могли!
   А зря...
  
  

0x01 graphic

  

Брак. Вскоре после свадьбы, 1743--45.

Художник Уильяма Хогарта

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023