ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Тигр, наделенный к тому же крыльями"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


игр, наделенный к то­му же крыльями"...

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...

0x01 graphic

Изгнание польско-литовских интервентов из Кремля. 1612 г.

Художник Э. Лисснер

КНИГА СЕРДЦА,

или

ИСКУССТВО ПОЛКОВОДЦА

  

Власть над войском

   Власть над войском - это способность повелевать всеми видами войск и употреблять свое могущество полководца.
  
   Тот, кто имеет власть над воинами и умеет повелевать ими, предстает перед ними как свирепый тигр, наделенный к то­му же крыльями.
  
   Он витает над целым миром и вступает в битву там, где необходимо.
  
   Полководец, потерявший свое могущество и неспособ­ный управлять войском, подобен дракону, пресмыкающе­муся в реке или озере: даже если его обуревает желание па­рить высоко в поднебесье, но как может он добраться туда?

Изгнание зла

  

Два главнейших дела есть в настоящей жизни:

одно - величайшее добро, а другое - величайшее зло.

Первое, как верховное благо, возводит человека на Небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподнюю.

Первое - истина, а второе - ложь; первое - великое упокоение, второе - безмерная скорбь.

Первое - верх разумности, второе - край безумия.

Первое родственно и свойственно человеку, второе враждебно и чуждо.

Первое - вся прямота, второе - вся искривленность.

Первое - радость и веселие, второе - печаль и томление.

Какие же это дела?

Смирение и гордость

(из смиренномудрой книги)

  
   Существуют пять видов зла в военных делах:
  
  -- Первое зло: появление разных групп и партий, которые замышляют устранить людей достойных и добрых.
  -- Второе зло: желание носить богатые одежды и выделять­ся красивыми шапками и поясами.
  -- Третье зло: пустые речи о чудесах и досужие разговоры о богах и духах.
  -- Четвертое зло: желание самому судить об истинном и ложном, заставлять людей служить собственной выгоде.
  -- Пятое зло: тайный сговор с неприятелем из желания вос­пользоваться благоприятным случаем.
  
   Все, кто подвержены этим видам зла, в душе изменники и негодяи.
   Их надо удалять от себя и ни в коем случае не приближать.
  

0x01 graphic

Сотворение человека,

фреска в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1684--1686

Знание человеческой натуры

  
   Нет ничего более трудного, чем проникнуть в душу дру­гого человека. Хотя доброе и злое ясно разделены, прояв­ляются они по-разному.
  
  -- Есть люди, которые кажутся чест­ными, а оказываются предателями.
  -- Есть люди, которые ка­жутся почтительными, а на деле всех презирают.
  -- Есть люди, которые кажутся смельчаками, а оказываются трусами.
  -- И есть люди, которые кажутся старательными, а на деле не имеют в себе преданности.
  
   Существует семь способов познать человеческую натуру:
  
   Во-первых, расспрашивать их о добре и зле и вникать в их суждения.
   Во-вторых, оспаривать их доводы и смотреть, как они ведут себя в споре.
   В-третьих, обсуждать с ними дела стратегии и смотреть, насколько они прозорливы.
   В-четвертых, объявить, что нам угрожает опасность и смотреть, насколько он смел.
   В-пятых, напоить его и смотреть, как он ведет себя.
   В-шестых, обещать ему большую выгоду и смотреть, на­сколько скромен он будет.
   В-седьмых, дать ему трудное задание и смотреть, на­сколько усердно он его выполняет.
  

0x01 graphic

Фридрих II в Семилетней войны

"Гениальный король в первую половину царствования много труда и сил положил на создание своей армии.

Им были подобраны умелой рукой талантливые и энер­гичные сотрудники.

Совершенно исключительное внимание было обращено на создание прекрасного корпуса офицеров. Сам король знал многих офицеров по фамилиям и заслугам; отношения короля к офицерам, несмотря на его строгость, отличались простотой и патриархальностью, и эта тесная связь короля с офицерами много придала силы армии в тяжелые дни Семилетней войны.

Наконец, король значительно улучшил комплектовало армии нижними чинами, придав ей известный национальный оттенок и комплектуя вербовкой всего лишь до половины состава частей".

(из кн. Н. Морозова, 1911 г.)

  

Таланты полководца

  
   Существуют девять разновидностей таланта полководца:
  
   Во-первых, те, кто повелевают людьми добродетелью, относятся ко всем любезно, знают, когда воины страдают от холода и голода и когда они устали и выбились из сил. Та­ких зовут человечными полководцами.
  
   Во-вторых, те, кто не уклоняются от трудных заданий, презирают выгоду и скорее умрут, чем опозорят себя. Таких зовут полководцами долга.
  
   В-третьих, те, кто не кичатся своим высоким положени­ем, не похваляются своими победами, мудры, но держатся скромно, сильны, но великодушны. Таких зовут любезными полководцами.
  
   В-четвертых, те, кто совершают непостижимые маневры, каждым решением достигают сразу нескольких целей, пре­вращают неприятность в удачу и неминуемое поражение превращают в победу. Таких зовут мудрыми полководцами.
  
   В-пятых, те, кто щедро награждают идущих впереди и строго наказывают тех, кто прячется сзади, кто немедленно поощряют за заслугу и наказывают всех, справедливо не­взирая на ранги. Таких зовут полководцами, внушающими доверие.
  
   В-шестых, те, кто идут пешком или едут верхом, силой духа не уступая тысяче воинов, и кто искусен в применении всякого оружия. Таких зовут полководцами пехоты.
  
   В-седьмых, те, кто взбираются на отвесные пики и спус­каются в бездонные ущелья, кто может стрелять из лука на полном скаку, как будто он летит по воздуху, кто идет впе­реди всех при наступлении, и позади всех во время наступ­ления. Таких зовут полководцами конницы.
  
   В-восьмых, те, чей неукротимый дух наводит ужас на целые армии и чья решимость заставляет отступить даже самых сильных врагов, кто избегает мелких стычек и герой­ски сражается в гуще большой битвы. Таких зовут бравыми полководцами.
  
   В-девятых, те, кто кажутся глупцами, когда они все по­нимают, кто следуют обстоятельствам, словно плывут по реке, кто великодушен, но может быть жестким, кто храбр и горазд на всякие уловки. Таких зовут великими полковод­цами.
  

0x01 graphic

  

Генерал-адъютант, генерал от инфантерии М.И. Драгомиров

Художник И.Е.Репин

"Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении".

(из "Армейских заметок" генерала Драгомирова)

Способности военачальников

  
   Способности военачальников неодинаковы; они могут быть большими или маленькими.
  
  -- Тот, кто выявляет измену и предвидит опасность, кто умеет привлекать людей, способен командовать десятком воинов.
  -- Тот, кто рано встает и поздно ложится, говорит обдуман­но и проницательно, способен командовать сотней воинов.
  -- Тот, кто действует прямо, но осмотрительно, храбр и ис­кусен в бою, может командовать тысячью воинов.
  -- Тот, кто обликом грозен, а в душе не ведает страха, кто знает страдания других и бережет людей от голода и холо­да, способен командовать десятью тысячами воинов.
  -- Тот, кто дружит с достойными мужами и выдвигает спо­собных, кто не теряет зря ни одного дня, кто честен, всем внушает доверие и великодушен, кто бережет себя и в спо­койные, и в смутные времена, может командовать сотней тысяч воинов.
  -- Тот, кто простирает свою любовь на всех подчиненных, чья искренность и честность делают его союзниками сосед­ние царства, кто понимает небесные знамения вверху, со­бытия вокруг себя и устройство земли внизу и кто весь мир считает своим домом, способен повелевать всей Поднебес­ной.
  
  

0x01 graphic

"Сбор на церковь", (1863),

Художник К.А.Трутовский

  

"Русский человек никогда не жил чужою мыслью.

Он всегда предпочитал думать "глупо", но самостоятельно; идти в разброд и тонуть в разногласии, но не подчиняться слепо чужому авторитету".

И.А. Ильин

Пороки военачальников

  
  
   У военачальников имеются восемь пороков:
  
   Во-первых, ненасытная жадность.
   Во-вторых, зависть к достойным и способным людям.
   В-третьих, склонность верить клеветникам и дружить с изменниками.
   В-четвертых, желание осуждать других и неумение ви­деть свою вину.
   В-пятых, робость и нерешительность.
   В-шестых, пристрастие к вину и женщинам.
   В-седьмых, любовь к злонамеренной лжи и страх в душе.
   В-восьмых, разнузданные речи и грубые манеры.

Преданность в полководце

  
   Оружие - это несчастливое орудие; быть полководцем - опасное занятие. Сие означает, что слишком твердое орудие легко ломается, а слишком важное дело сулит опасности.
   Вот почему хороший полководец не полагается на силу. Он не радуется оказываемым ему милостям и не страшится унижений. Увидев выгоду для себя, не добивается ее; встре­тив красивую женщину, не путается с ней. Его единствен­ная мечта - служить Отечеству.

Искусства полководца

  
   В полководческом ремесле различаются пять искусств и четыре желания.
   Пять искусств таковы: искусство знать расположение и силу неприятеля; искусство знать способы наступления и отступления; искусство знать благоденствие и нищету стра­ны; искусство знать время совершения всякого дела; искус­ство знать преграды, создаваемые горами и реками.
   Четыре желания таковы: желание необычно вести бой; желание тщательно готовить свои действия; желание сохра­нять спокойствие в войсках; желание достичь единства по­мыслов всех воинов.

Твердость в полководце

  
   В искусном полководце его жесткость невозможно заме­тить, а его мягкость невозможно согнуть. Поэтому он умеет слабостью покорить силу и мягкостью одолеть жесткость. Но если мягкость открыто противопоставить жесткости, по­беды не добиться, а если жесткостью открыто воздейство­вать на мягкость, неминуемо навлечешь на себя гибель. Не будучи ни мягким, ни жестким, соединяешься с постоянст­вом праведного Пути.

Спесь в полководце

  
   Полководец не должен быть спесив, ибо если он спесив, то нарушит приличия, а если он нарушит приличия, люди отвернутся от него. А если люди отвернутся от него, непре­менно вспыхнет мятеж.
   Полководец не должен быть жаден, ибо если он жаден, то не наградит преданного подчиненного, а если он не на­градит преданного слугу, воины не станут служить ему. То­гда все войско окажется бездеятельным, а когда войско от­казывается служить, от государства остается одно пустое имя. Если же от государства остается одно пустое имя, со­седи-враги будут иметь все в изобилии.
   Конфуций сказал: "Человек может обладать талантом ве­ликого мужа, но если он спесив и жаден, о его способностях не стоит и говорить".
  

0x01 graphic

Иоанн Златоуст (миниатюра XIII века)

Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души.

Святитель Иоанн Златоуст

Сила в полководце

  
   Полководцы обладают пятью видами силы и восемью пороками.
  
   Пять видов силы суть следующие:
  
  -- благородное поведе­ние, которое может воодушевить воинов;
  -- почтительность к старшим, которая может принести славу;
  -- искренность и че­стность в поступках, которые могут привлечь друзей;
  -- сер­дечная чуткость, которая может завоевать всеобщую лю­бовь;
  -- решительные действия, которые могут принести за­слуги.
  
   Восемь пороков суть следующие:
  
  -- неспособность отли­чить достоверное от ложного при составлении планов;
  -- не­способность вручить власть достойным и искусным в управлении подчиненными;
  -- неспособность справедливо оп­ределить наказания, когда в войсках волнение;
  -- неспособ­ность помочь бедным и нуждающимся в благополучные времена;
  -- неспособность предупредить грядущие события;
  -- неспособность ясно выразить познанное сердцем;
  -- неспо­собность побороть раздражение и гнев в случае поражения.

0x01 graphic

"Полководец, по его словам, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государ­ства"

Сунь-цзы

Посылка войска

  
   В древние времена, когда над государством нависала опасность, правитель призывал в помощники достойного мужа и приказывал ему три дня поститься в уединенном месте, а потом придти к воротам родового храма и встать там лицом к югу.
   Затем советник государя преподносил ему боевой топор, а тот, взяв топор за рукоять, передавал его полководцу, говоря при этом: "нынче следует поднимать войска, вам поручается быть полководцем".
  
   А потом он от­давал ему такой приказ:
  
  -- "Где противник слаб, нападай; где противник силен, держи оборону.
  -- Не смотри свысока на других вследствие своего высоко­го ранга.
  -- Не противополагай общему мнению собственное сужде­ние.
  -- Не теряй поддержки преданных и честных нежеланием признать их заслуги.
  -- Не садись, пока не сели воины, и не ешь, пока не начали есть воины.
  -- Принимай голод и холод, как принимают их воины, дели с ними их тяготы и радости.
  -- Имей те же удовольствия и горести, что и воины; рискуй своей жизнью, как они рискуют.
  -- Тогда воины будут служить ревностно, и можно будет победить любого неприятеля".
  
   Когда полководец проламывал "дверь ярости" и выходил через нее, ведя за собой воинов, государь опускался на ко­лени и говорил:
  
   "Наступление и отступление определяются обстановкой, войском руководит не правитель, а полководец".
  
   Посему "нет неба над головой, нет земли под ногами, нет неприятеля впереди, нет государя позади".
   Мудрые да по­размыслят над этим.
   Смелые да идут в бой с этим.

Отбор по способностям

  
   В военном деле есть люди, которые любят ратные подви­ги и в одиночку готовы сражаться со множеством врагов.
   В древнем Китае войско, отправляясь в поход, выходило через специально проделанный проход - так называемую "дверь яро­сти" - в северной стене храма предков, демонстрируя свою го­товность умереть.
  
   Таких людей надо собрать в отдельный отряд, и назвать их "воинами, которые верой служат государству".
  
  -- Есть люди, которые обладают недюжинными способно­стями и храбростью. Их надо собрать в отдельный отряд и назвать их "воинами, которые сокрушают ряды врага".
  -- Есть люди, легкие на подъем и умеющие идти стреми­тельно, словно скачут на лошадях. Таких надо собрать в от­дельный отряд и назвать их "воины, которые захватывают неприятельский флаг".
  -- Есть люди, которые умеют без промаха пускать стрелы, сидя верхом на скачущей лошади. Таких надо собрать в от­дельный отряд и назвать их "воины, сражающиеся верхом".
  -- Есть лучники, умеющие издалека наповал убивать чело­века. Таких надо собрать в отдельный отряд и назвать их "воины переднего края обороны".
  -- Есть люди, умеющие метко стрелять из арбалетов и ка­тапульт. Таких надо собрать в отдельный отряд и назвать их "воины, сметающие передние ряды врага".
  
   Таковы шесть видов способных воинов, и полководец должен уметь использовать способности каждого из них.
  
  

0x01 graphic

Битва при Гренгаме, 1721.

Гравёр Алексей Фёдорович Зубов (1682 -- после 1741

Петр Великий:

"Что же именно должно было по его понятиям со­ставить благо народа?

Прежде всего, доставление ему политического значения в среде других наций, силы и уменья постоять за себя в минуты столкновений, а для предупреждения последних -- сближение с другими национальностями чрез возможно большее расширение мирных сношений с ними.

Устранить тяжелое экономическое положение государства, народные бедствия, разоренья всякого рода, установить более справедливые отношения между членами его, изгнать из обществен­ной и семейной жизни господство своеволия и самодурства, рассеять темные призраки, что владычествовали над умом народа, разрушить темное царство аскетизма и суеверия, пробудить заснувшие силы, приучить общество к более чест­ной самостоятельной жизни, -- с достижением всего этого, по мнению Петра, неразрывно было связано благо народное".

(Соколовский И. В.

Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873)

Как применять знания

  
   Осуществляя путь полководца, надлежит следовать Не­бу, действовать соответственно обстоятельствам и пола­гаться на подчиненных. Тогда можно будет добиться побе­ды.
  
   Бывает так, что Небо благоприятствует, обстоятельства не благоприятствуют, но люди все равно действуют. Это означает поступать наперекор обстоятельствам.
  
   Бывает так, что обстоятельства благоприятствуют, Небо не благоприятствует, а люди все равно действуют. Это оз­начает идти наперекор Небу.
  
   Если же и Небо, и обстоятельства благоприятствуют, а люди не действуют, то это означает поступать вопреки дол­гу людей.
  
   Те, кто знают воистину, не идут наперекор Небу и об­стоятельствам и не действуют вопреки человеческому долгу.
  
  

0x01 graphic

Бисмарк манипулирует Россией, Австрией и Германией

(Карикатура из журнала "Панч").

"Государственному деятелю легко играть на боевой трубе в парламенте или кабинете, оставаясь у своего камина или произнося с трибуны громовые речи, предоставляя мушкетеру, истекающему кровью в снегу, решать, перенесет ли его система победу и славу или нет.

Нет ничего легче этого!

Но горе государственному мужу, не ищущему в настоящее время такой причины в войне, которая могла бы выдержать критику и после войны".

Бисмарк

  

Не выстраивать войска

  
   В древности искусные в ратных делах не поднимали вой­ска, искусные полководцы не выстраивали воинов в боевом порядке, искусные в боевом построении не вступали в бит­ву, искусные в битве не терпели поражения, а те, кто умел даже терпеть поражение, не гибнет.
  
   Мудрые цари древности управляли так, что люди были покойны в своих домах, радовались своей работе и до самой старости не брали в руки оружие. Вот почему говорят, что тот, кто искусен в ратных делах, не поднимает войска.
  
   Шунь составил государственные уложения и учредил наказания, назначил служилых людей, а среди простых лю­дей никто не нарушал законов, и надобности в применении наказаний не было. Вот это и называется: "Искусный пол­ководец не выстраивает воинов в боевом порядке".
  
   Позже Юй выступил в поход, чтобы покарать племе­на Мяо, но он лишь поведал им о прежних мудрецах и пока­зал свое воинское искусство, и Мяо покорились. Вот это и называется: "Искусный в боевом построении не вступает в битву".
  
   Цари Тан и У единственный раз повели свои войска на битву, и весь мир покорился им. Вот это и называется: "Искусные в битве не терпят поражения".
  
   Правитель царства Чу Чжао-гун был вынужден бе­жать в царство Цинь и там просить помощи. Со временем он вернул себе свой престол. Вот это и называется: "Тот, кто умеет даже терпеть поражение, не гибнет".

0x01 graphic

Искренность в полководце

  
   В старинных книгах говорится:
  
   "Тот, кто презирает бла­городных мужей, не сможет заставить других служить ему.
   Тот, кто презирает простых людей, не сможет заставить других трудиться на него".
  
   Для ведения военных действий нужно заставить служить себе геройских мужей, справедливо распределять награды и наказания, знать толк и в книгах, и в боевом искусстве, уметь быть и мягким, и жестким.
  
   Суди о ритуалах и музыке, вникай в "Книгу Песен" и в "Книгу Преданий", цени человечность и справедливость выше ума и храбрости.
  
  -- В покое будь недвижен, как затаившаяся рыба.
  -- В движе­нии будь стремителен, как бегущая лань.
  -- Где силы непри­ятеля связаны - разрывай их; где неприятель силен - ослаб­ляй его.
  -- Ошеломляй врага боевыми знаменами, внушай ему робость ударами боевых барабанов.
  -- Отступай так, словно целая гора движется.
  -- Наступай так, словно вихрь налетает.
  -- Удар наноси с неотразимой силой, в битву вступай, как тигр набрасывается на добычу.
  -- Тесни врага и держи его в окружении; дай ему надежду на спех и замани в ловушку.
  -- Запутай врага и внезапно со­круши его; умаляй его, чтобы он вознесся в собственных глазах.
  -- Не теряй соприкосновения с врагом, но держись от него в отдалении; будь сильным, но кажись слабым.
  -- Дай приют тем, кто в опасности, ободри тех, кто напуган.
  -- Если люди не согласны с тобой, вникай в их суждения; если люди недовольны, давай им высказаться.
  
   Сдерживай сильных, поддерживай слабых.
   Знай тех, кто умеет составлять планы, и не давай ходу наветам. Если по­является добыча, распределяй ее справедливо.
  
   Не полагайся на свою силу и не относись легкомысленно к противнику. Не заблуждайся насчет своих способностей и не заискивай перед подчиненными.
  
   Не позволяй своим чувствам проявляться в том, как ты управляешь войсками.
   Перед тем, как действовать, состав­ляй план.
   Вступай в бой, только когда уверен, что побе­дишь.
   Не используй военные трофеи для своих личных нужд.
  
   Если полководец будет вести себя так, воины в любое время будут готовы сражаться за него, а неприятель потер­пит поражение еще до того, как прольется кровь.
  
  

0x01 graphic

  

ревние историки говорят, что герои, которые управляли в их время миром, проводили свою жизнь в лесу и нa охоте, потому что такое упражнение кроме особенного знания местности дает бесконечное множество знаний, необходимых в войне".

Никколо Макиавелли

Готовность к войне

  
  
   Среди всех государственных дел нет более важного, чем готовность к войне.
  
   Малейший просчет в начале может привести к огромным ошибкам в конце. Ибо когда соотно­шение сил, из-за которого гибнут целые армии и попадают в плен первые военачальники, непрерывно меняется, можно ли позволить себе быть ленивым и праздным?
  
  -- Поэтому, когда государство в опасности, правитель и его советники трудятся без устали, отбирая мудрых и выдвигая достойных, чтобы вручить им полномочия полководца.
  
   Тот, кто уверен в своей неуязвимости и не думает об опасностях, кто не умеет каждое мгновение ожидать высту­пления неприятеля, похож на ласточку, которая вьет гнездо на пологе, или на рыбу, плавающую в котле, - жизнь их не продлится и дня!
  
   Предание гласит:
  
   "Без подготовки невозможно предпри­нять военные действия";
   "Готовность к неожиданности - вот способ хорошо управлять государством";
   "Даже пчелы обладают ядом - тем более таковы должны быть государства.
   Если государ­ство не готово к вражескому нападению, то, даже если его армия многочисленна, она окажется бесполезной".
  
   Поэтому говорится: "Только если мы готовы, у нас не будет неприятностей".
   Вот почему в военных делах все на­чинается с хорошей подготовки военным действиям.
  
  

0x01 graphic

Румянцевский обелиск на Васильевском острове (1798--1801).

"Мы должны учиться у других, но делать это надо разумно.

Мы, кольми паче, по своей великой обширности, разнообразному и большей частью дикому соседству, и в самых обывателях разверию и разнонравию, меньше всех сходствуя с другими, должны наблюдать, чтобы по мере пользы и выгод наших распространяться и в приличном только оным подражать, а соразмерно способам и доходам своим ополчаться, и весьма уважать на источник, который мы поныне один к содержанию воинских сил имеем".

Мысли генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского

И еще:

Прав Сенека, говоря: "Сперва учись хорошим нра­вам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо".

Обучение войска

  
   Если воины не занимаются военной подготовкой, то сот­ня их не сможет противостоять одному человеку, а тем не менее каждого из них посылают против сотни врагов.
  
   Вот почему Конфуций говорил:
   "Посылать людей на войну, не обучив их, значит предавать их".
  
   Еще говорят:
   "Обучайте людей в течение семи лет, и они будут готовы воевать".
  
   Следовательно, нужно неустанно заниматься обучением воинов. Первым делом нужно обучить их правильному по­ведению и выполнению долга, затем следует обучить их преданности и доверию, разъяснить им правила и полагаю­щиеся за их нарушения кары, а потом можно управлять ими посредством наград и наказаний.
  
   Когда воины будут знать, что от них требуется, можно обучать их военному делу.
   Один человек может обучить десяток, десять человек мо­гут обучить сотню, сто человек могут обучить тысячу, а ты­сяча человек может обучить десять тысяч. Если обучать войско таким способом, неприятель непременно будет по­бежден.

Разложение в войсках

  
   Во время военных действий может случиться так, что
  
  -- ла­зутчики несут свою службу нерадиво,
  -- ответственные за сигнальные огни не выполняют своих обязанностей или случаются ошибки в расчетах и отступления от правил;
  -- по­рою не наносится вовремя ответный удар или теряется пра­вильное построение, или вышестоящие чины предъявляют неразумные требования к низшим;
  -- некоторые могут гнаться за личной выгодой, не обращать внимания на то, что воины мерзнут и голодают, заниматься пересудами и гаданиями;
  -- войско может взбунтоваться, действовать против воли офицеров, или отказываться подчиниться приказам, или презирать вышестоящих или пользоваться припасами для собственного развлечения.
  
   Все это - признаки разложения в войсках. Когда они налицо, поражения не избежать.
  

0x01 graphic

Пожар в деревне. 1901

Художник Федор Федорович Бухгольц.

"Наши деды пред лицом общей опасности, пред мыслью о чести России умели забыть свои личные дела, отлагали свою рознь до другого времени;

сословия, партии между собою не препирались, никто не злорадствовал ошибкам власти.

Как в час пожара, забывались тогда семейные распри, и все дружной семьей несли все достояние и свою жизнь за родину, удесятеряли ее силу и силы армии силою своего мужества, терпения, своей верой в победу, своим смирением пред волею Божьей, своей любовью"...

А. М. Волгин

Об армии. - СП б., 1907.

  

Преданные сердца

  
   Те, кто ведут за собою войско, должны иметь преданные сердца, уши, глаза, клыки и когти.
   Без людей, им предан­ных, они подобны путнику в ночи, не знающему, куда по­ставить ногу.
  
   Не имея глаз и ушей, они подобны тому, кто блуждает в потемках, не зная, куда идти.
   Не имея клыков и когтей, они подобны голодающему, который ест отравлен­ную пищу и непременно умрет.
  
   Поэтому искусные полководцы всегда привлекают к себе ученых и умных людей, чтобы они были их советниками, окружают себя разумными и осмотрительными сподвижни­ками, чтобы они были их глазами и ушами, держат при себе смелых и грозных помощников, чтобы они были их клыка­ми и когтями.

Внимательное наблюдение

  
   Потеря войска и гибель полководца всегда проистекают из недооценки противника. Поэтому войско на марше сле­дует определенным правилам, отступление же от этих пра­вил чревато поражением.
  
   Всего существует пятнадцать пра­вил:
  
  -- Осторожность, что означает использование лазутчи­ков.
  -- Осведомленность, что означает внимательное наблю­дение.
  -- Смелость, что означает отсутствие страха перед чис­ленно превосходящими силами противника.
  -- Скромность, что означает памятование о справедливо­сти и долге, когда представляется выгодный случай.
  -- Беспристрастность, что означает справедливое распре­деление наград и наказаний.
  -- Выдержка, что означает умение сносить обиды.
  -- Великодушие, что означает умение ладить с войском.
  -- Доверие, что означает способность к сотрудничеству.
  -- Уважительность, что означает почитание мудрых и способных.
  -- Ясность ума, что означает неприятие клеветнических слухов.
  -- Благонравие, что означает соблюдение приличий.
  -- Доброта, что означает заботу о простых воинах.
  -- Преданность, что означает ревностное служение Отече­ству.
  -- Благоразумие, что означает умение соблюсти меру.
  -- Проницательность, что означает умение оценивать себя и неприятеля.

Создание благоприятных условий для битвы

  
   Пытаться побороть ум глупостью противно природе ве­щей.
   Одержать верх над глупостью посредством ума соот­ветствует природе вещей. А вот одолеть ум другим умом - это дело благоприятного момента.
  
   Есть три пути, ведущие к благоприятному моменту:
  
  -- во-первых, случай;
  -- во-вторых, ход событий;
  -- в-третьих, усло­вия.
  
   Не предпринимать нужных действий, когда представ­ляется благоприятный случай - значит не быть сообрази­тельным. Не строить нужных планов, когда отдельные слу­чаи перерастают в определенный ход событий - значит не быть мудрым. Не пользоваться возможностями, когда ход событий создает благоприятные условия - значит не быть решительным.
  
   Искусный полководец всегда достигает победы, пользу­ясь благоприятными возможностями.

0x01 graphic

Екатерина Великая -- законодательница в храме Правосудия. 1783.

Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий

В древние времена в умных государствах господствовал Закон.

И он был неумолим по отношению к нарушившему его (закона) требования.

Ни власть, ни прошлые заслуги, ни заступничество влиятельных лиц, ни родственные связи не могли умалить его действия.

Сила законов не в их количестве и жесткости, а в их справедливости, умении направлять энергию масс на благое дело, в способности ограничить произвол сильных и влиятельных лиц, в честности установленных норм и правил, посильности предписаний, неотвратимости санкций и т.д.

Закон - это регулятор общественной жизни, устанавливающий такие правила, которые полезны для государственности, развития инициативы, поддержания порядка, пресечения злоупотреблений. Без закона общество не может благоденствовать, народ - процветать, а государство - развиваться. Беззаконие порождает в обществе хаос, смуту, волнения и восстания.

Скажем более: цари и полководцы считали должным для себя своими поступками укреплять силу Закона.

(из кн. А.К.)

Искусные полководцы

  
   В древности искусные полководцы следовали четырем правилам:
  
   1. Показывай воинам, когда нужно наступать и когда от­ступать, и они будут знать законы воинской жизни.
   2. Ставь воинов в строй правильно и справедливо, и в войсках будет порядок.
   3. Выказывай воинам расположение своими приказами, и они будут ревностно нести службу.
   4. Управляй людьми посредством наград и наказаний, и они будут преданны.
  
   Законы, порядок, ревностная служба и преданность -главные правила для полководца. Благодаря им можно одержать победу над любым войском.
  
   Заурядные полководцы не таковы: они не могут остано­вить войска, когда те отступают и не могут управлять вой­сками, когда те наступают, они смешивают доброе и пло­хое, у них воины не получают наставлений и поощрений, награды и наказания раздаются несправедливо.
   Поскольку воины не преданны им, мудрые и искусные советники ухо­дят от них, а льстецы получают повышение. Такое войско потерпит поражение в любом бою.

Выявление причин

  
   Если искоренять пороки, выявляя причины, побудившие людей воспринять их, то и сам Желтый Владыка не сможет победить вас. Если вы построите план достижения победы сообразно силе людей, то даже Тан и У не смогут одолеть вас. Если правильно выявить причины поступков, а потом действовать решительно и непреклонно, то можно одержать победу над самым многочисленным неприятелем и самым отчаянным храбрецом.

Победа и поражение

  
   Когда достойные и талантливые мужи находятся навер­ху, а ничтожные - внизу, в войсках царит радость. Если воины собираются с духом, говорят друг другу о предстоя­щем жестоком сражении, друг друга подбадривают и поощ­ряют друг друга обещаниями наград, это предвестье побе­ды.
   Если войско пало духом, воины ленивы, непослушны, ненадежны и распущенны, если они боятся говорить друг с другом о неприятеле, а говорят о добыче, ищут добрые и недобрые предзнаменования или смущают друг друга вздорными рассуждениями, это предвестье неминуемого поражения.

Применение власти

  
   От военачальника зависят жизни его воинов, военные успехи и неудачи, счастье и несчастье государства, поэтому если правитель не передаст ему права награждать и наказы­вать, это будет все равно что связать лапы обезьяне, а потом заставлять ее кувыркаться или же завязать кому-то глаза, а потом приказать ему различать цвета.
   Если награды раздают любимцы государя, а наказания назначают не полководцы, то люди будут искать личную выгоду для себя - кто тогда захочет воевать? При таком положении даже с лучшими военачальниками и стратегами невозможно будет защитить государство.
   Поэтому в книге Сунь-цзы сказано: "Когда полководец ведет боевые действия, он не подчиняется всем приказам государя". Еще говорится: "В армии знают приказы воена­чальника и не знают указов государя".
  

0x01 graphic

  

Похороны героя.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  

Оплакивание погибших

  
   В древности хорошие полководцы заботились о своих воинах как о любимых детях. Если появлялись трудности, они первыми принимали их на себя, в случае же успеха они приписывали его другим. Они со слезами утешали ранен­ных и с глубокой скорбью оплакивали убитых. Они отдава­ли последнее, чтобы накормить голодных, и снимали с себя все одежды, чтобы одеть замерзающих. Они чтили мудрых и обеспечивали их всем необходимым. Они вознаграждали и поощряли храбрых. Если полководец может поступать так, он в любом деле добьется успеха.
  

0x01 graphic

  
   В дополнение к мыслям Чжугэ Ляна о том, как японцы оплакивали погибших 1905 г.
  
   "Ноги имел только двух сыновей, молодых офицеров, которых он потерял, первого -- в сражении у Цзиньчжоу (Наньшань), 13 (26) мая, второго -- при атаке Высокой горы (203 м.), в ноябре.
   Получив известие о второй потере, Ноги, сохраняя улыбку, ответил выражавшим ему соболезнование: "Это -- необходимость; без этой тяжелой потери, как я мог бы ответить душам стойких храбрецов, которым я, по моей должности, принужден был отправить на тот свет". Ночью, когда он остался один, он охватил голову руками, и из глаз его потекли слезы.
   Скорбь о погибших была трогательно излита во время торжественной церемонии, устроенной на другой день после входа японцев в Порт-Артур.
   На возвышенном пункте, к северу от д. Шуйшуин, Ноги приказал воздвигнуть памятник, в виде столба, в честь воинов, погибших в его армии. Перед этим памятником были поставлены столы с жертвенными приношениями; на них, между двумя крупными русскими снарядами, стояли фрукты, "саки" и другие приношения.
   Ноги собрал здесь всю свою армию, в числе свыше 100.000 человек; обращаясь к памятнику усопшим, он произнес следующую речь:
  
   "Я, Ноги, главнокомандующий армии, с саки и обильными приношениями, праздную торжество в честь храбрых офицеров и солдат, погибших во время осады.
   Со дня высадки нашей армии на Квантунский полуостров прошло 210 дней; в течение этого времени вы отважно маневрировали и сражались с такой храбростью, что пали мертвыми. Ваше доблестное самопожертвование было не напрасно. Войска противника совершенно разбиты, и крепость капитулировала. Виновниками этой блестящей победы являетесь прежде всего вы, с вашей неукротимой преданностью своему долгу.
   Мы все приносили торжественную клятву -- победить или умереть. Так как я остался жив, я получил сердечные поздравления от нашего верховного вождя, Императора, было бы несправедливо, если бы я присвоил себе одному всю славу; я хочу разделить ее с вами, души умерших. Мое сердце полно печали, когда я думаю о вас, оплативших ценою своей жизни нашу победу и находящихся теперь в бесконечности.
   Я выбрал для этого торжества место, откуда видны холмы, долины, ручьи и форты, которые были свидетелями вашей смерти и орошены вашей кровью. Я воздвиг здесь этот алтарь, на котором поместил свои приношения. Я взываю к вашим душам, прося принять смиренные приношения и разделить славу нашей победы".
  
   Затем генерал Ноги, на горящих углях, сжег ладан, поклонился и отошел.
   Все офицеры и иностранцы, бывшие на торжестве, по очереди подходили к памятнику и делали то же, что и генерал Ноги. Солдаты отдали честь усопшим, взяв ружья "на караул".
   Все очевидцы рисуют грандиозность и трогательную простоту этой церемонии. <...>
  

Клеман де-Грандпре.

Падение Порт-Артура. -

СП б., 1908. -- 156 с.

  

0x01 graphic

Побиение Святого Стефана камнями. 1660.

Художник Пьетро да Кортона

Советники

  
   Когда войска ведут боевые действия, они нуждаются в советниках, которые могут дать полезный совет и оказать помощь в управлении войсками.
   Все ищут советников, которые способны составить хит­роумные планы, обладают широкими познаниями и владе­ют многими искусствами. Такие советники относятся к высшему разряду.
   Тех, кто отличаются храбростью тигра, ловкостью обезь­яны, твердостью железа и камня, и необыкновенной сообра­зительностью, называют героями своего времени. Такие со­ветники относятся к среднему разряду.
   Те, кто любят рассуждать, но не всегда к месту, не обла­дают выдающимися талантами - это люди с обыкновенны­ми способностями. Такие советники относятся к низшему разряду.

Мастерство полководца

  
   Предвидеть трудности в безмятежное время, творить ве­ликое, занимаясь малым, сначала что-то сделать, а потом воспользоваться плодами сделанного, уметь наказывать, не применяя наказаний, - вот настоящая мудрость военачаль­ника.
   Если в тот момент, когда воины уже стоят в боевом по­рядке, а конница уже готова вступить в битву, когда ката­пульты уже расставлены по местам, а пешие воины вот-вот сойдутся лицом к лицу, уметь выразить собой такую силу и такое доверие, что противник сдастся без боя, - вот настоя­щее искусство военачальника.
   А если рваться под град стрел и камней, мериться силами с неприятелем в битве, в бою добиваться победы или тер­петь поражение, нанести урон противнику, а самому погиб­нуть, - это, поистине, неумение военачальника.

Использование обстоятельств

  
   Густые заросли леса или кустарника можно использовать для скрытного передвижения. Лесную чащу на горе можно использовать для внезапного нападения. Находясь в чистом поле, можно использовать его для создания оборонитель­ных сооружений. Нападая с малым числом воинов на боль­шие силы неприятеля, можно использовать пору вечерних сумерек. Имея превосходство над противником, можно на­падать на рассвете. Если у воинов крепкие луки и прочные доспехи, можно завязать большой бой. Если нужно пере­правляться через реку, а на берегу зыбучие пески и дороги не видно, можно сначала выслать разведку, а потом всту­пать в бой.

Благоприятный случай

  
   Искусство верной победы, следование переменам проис­текают из благоприятного случая. Кто, кроме мудреца, сможет распознать благоприятный случай и воспользовать­ся им? А среди способов распознания благоприятного слу­чая первый - отсутствие навязчивых мыслей. Ибо тигра, вышедшего из лесной чащи, даже ребенок может прогнать палкой, а оса, наделенная ядовитым жалом, может отпуг­нуть даже самого большого силача.
   В военном деле ошеломить неприятеля внезапным напа­дением - самый верный путь к победе.
  

0x01 graphic

Саломея.

Художник Обри Винсент Бёрдслей

  

Оценка мастерства

  
   Те, кто в древности были искусны в применении войск, умели оценить мастерство людей и определить вероятность победы или поражения.
  
   Чей правитель мудрее?
   У кого искуснее полководцы?
   У кого способнее подчиненные?
   У кого обильнее припасы?
   Чьи воины обучены лучше?
   У кого лучше построение войск?
   Чьи кони резвее?
   Чьи позиции и укрепления уязвимее?
   Чьи советники и помощники умнее?
   Чьи соседи более испуганы?
   У кого больше товаров и средств?
   Где людям живется спокойнее?
  
   Если рассмотреть положение в соответствии с этими во­просами, можно определить все сильные и слабые стороны войск.

Как сделать сражение более легким

  
   Скорпион жалит потому, что у него есть яд; воин стано­вится смелым потому, что у него есть оружие. Поэтому, ко­гда у воинов остры мечи и прочны доспехи, они с готовно­стью идут в битву. Если же доспехи не прочны, то это все равно, что оголить плечо. Если лук не стреляет далеко, он не будет отличаться от пики. Если пущенная стрела не мо­жет поразить цель, это все равно что не иметь оружие. Если воин невнимателен, это все равно что быть слепым. Если полководец не храбр в битве, это все равно что не иметь предводителя.

Душевное состояние

  
   Некоторые полководцы отважны и не боятся смерти. Другие горячливы и поддаются порывам чувств. Иные жад­ны и гонятся за выгодой. Некоторые добры, но не имеют терпения. Некоторые умны, но слишком робеют. Некоторые прозорливы, но легкомысленны.
   Те, кто отважны и не боятся смерти, уязвимы для напа­дения. Те, кто горячливы и поддаются порывам чувств, уяз­вимы для осады. Те, кто жадны и гонятся за выгодой, не выносят потери. Те, кто добры, но не имеют терпения, не выносят усталости. Те, кто умны, но слишком робеют, не выносят натиска. Те, кто прозорливы, но легкомысленны, не выносят внезапной атаки.

Искусство нападения

  
   Искусные военачальники древности первым делом узна­вали положение в стане неприятеля, а потом составляли план действий.
  
   Успех обеспечен, если напасть на противни­ка при следующих обстоятельствах:
  
  -- когда войско лишено свободы маневра;
  -- когда припасы израсходованы;
  -- когда население бедствует;
  -- когда воины не обучены;
  -- когда оружие не подготовлено к бою;
  -- когда не предвидят будущие действия;
  -- когда в лагере много больных;
  -- когда подкрепление не может подойти;
  -- когда воины утомлены;
  -- когда награды и наказания применяются неправильно;
  -- когда в построениях нет порядка;
  -- когда впадают в гордыню, одержав победу.
  
   Надлежит отступить и избежать столкновения в тех слу­чаях, когда у неприятеля:
  
  -- начальники мудры, а воины послушны;
  -- съестные припасы имеются в изобилии;
  -- доспехи прочны, а мечи остры;
  -- в отношениях со всеми соседями царит мир и согласие;
  -- помощь оказывает большое государство.

Правильное управление

  
   В военных действиях путь к победе открывает правиль­ное управление войсками. Если награды и наказания при­меняются безрассудно, если правила и уложения не внуша­ют доверия, если приказы не выполняются, то, даже имея миллионное войско, полководец не добьется победы.
   Полководец управляет войском правильно, если он в по­ведении не нарушает приличий, если он наступает так, что его нельзя остановить, а отступает так, что его нельзя дог­нать, если его маневры всегда своевременны и точны, так что он не подвергает себя опасности; если его войска можно собрать, но нельзя рассеять, и если их можно использовать, но нельзя истощить их силу.

Как поднимать дух воинов

  
   Оказывайте честь воинам наградами, одаривайте их цен­ными предметами, и воины охотно будут служить вам. Об­ращайтесь с воинами любезно, воодушевляйте их речами, и воины будут готовы умереть за вас. Давайте им пропитание в достатке и позволяйте им отдыхать, сделайте распорядок воинской жизни обязательным для всех, и воины будут с готовностью повиноваться. Веди сами воинов в битву, и воины будут храбры. Отмечайте каждый хороший посту­пок, награждайте каждую заслугу, и воины будут рады слу­жить.

Как совершенствовать себя

  
   Мудрецы следуют Небу. Достойные берут за образец Землю. Знающие следуют древности.
   Гордые призовут к себе погибель. Высокомерные навле­кут на себя несчастье. Кто много говорит, тому мало верят. Кто много заботится о себе, тому мало прислуживают.
   Кто награждает незаслуженно, теряет друзей. Кто нака­зывает невинного, вызывает всеобщую ненависть. Кто не может сдерживать радость и гнев, погибнет.

0x01 graphic

Синоп, где вице-адмирал Нахимов истребил турецкую эскадру

18 ноября 1853 года

Искусство сражения

  
   Искусство сражения в лесу таково: днем управлять вой­сками следует при помощи флагов, а ночью - звуками бое­вых барабанов; нужно использовать небольшие отряды и искусно устраивать засады, нападать то спереди, то с тыла неприятеля.
  
   Искусство сражения в зарослях кустарника таково:
   применять мечи, ножи и прочее короткое оружие, прежде чем вступить в столкновение с противником, распознать его маршрут движения и на пути следования войск разместить засады: каждые десять ли - большой отряд, каждые пять ли - малый отряд. Надо убрать все флаги, спрятать гонги и ба­рабаны и нападать внезапно при приближении неприятель­ских войск и так быстро, чтобы противник не успел опом­ниться.
  
   Искусство сражения в проходе между гор таково:
   устро­ить засаду, смело напасть на противника, поставить самих сильных воинов на возвышении, послать самых отчаянных воинов перерезать противнику путь к отступлению, потом забросать противника стрелами и приказать небольшому отряду напасть на неприятеля, чтобы тот оказался заперт и спереди, и сзади и не смог оказать сопротивления.
  
   Искусство сражения на воде таково:
   применяй лодки и обучай воинов плаванию, чтобы они могли напасть на про­тивника; на лодках можно выставить много флагов, чтобы смутить неприятеля; нужно посылать в неприятеля целый град стрел и послать небольшой отряд завязать стычку с не­приятелем. Еще необходимо под водой вбить колья, чтобы не позволить вражеским лодками напасть. Нападать на не­приятеля следует, плывя по течению.
  
   Искусство боя ночью таково:
   действовать нужно тихо и скрытно, можно потихоньку послать отряд напасть на ла­герь противника и можно забросать его зажженными стре­лами. Нужно громко бить в барабаны, чтобы неприятель был в замешательстве, а нападать на противника как можно стремительнее, чтобы добиться решительной победы.

Согласие в людях

  
   Искусство военачальника состоит в умении водворять согласие в людях. Когда люди пребывают в согласии, они идут в бой без принуждения. Но если военачальники и их подчиненные не доверяют друг другу, воины не будут сра­жаться. Если преданные люди не награждаются по заслу­гам, то малодушные откажутся воевать. Если полководец не внушает доверия к себе, то, даже если он обладает мудро­стью Чэн Тана и У-вана, он не сможет повелевать и по­следним воином в его подчинении и тем более целым вой­ском. Вот почему старинная поговорка гласит: "Военные действия - все равно что огонь. Если их не прекратить, они сами собой истощатся".

Правила для полководца

  
   Правила поведения полководца требуют, чтобы он не утолял жажды до тех пор, пока воины не достанут себе во­ды из колодца; полководец не утоляет голод до тех пор, по­ка воины не приготовят себе пищу; полководцы не укрыва­ются от холода до тех пор, пока воины не разожгут себе огонь; полководцы не говорят, что им жарко до тех пор, по­ка воины не снимут занавеси с палаток.
   Хороший полководец не ходит с веером летом, не наде­вает теплую одежду зимой, не раскрывает зонта под дож­дем. Он имеет только то, что имеют все другие.
  
  
  

0x01 graphic

Чжугэ Лян

  -- Чжугэ Лян, он же Чжугэ Кунмин, - личность вполне историческая и все же почти легендарная. Причи­на необычайной популярности Чжугэ Ляна заключается не только в его ге­ниальных дарованиях стратега и оче­видном личном обаянии, но, пожалуй, прежде всего, в том, что он сумел с редкой полнотой и убедительностью вопло­тить в своем лице идеальный тип китайского полководца-человека не просто умелого и храброго, но умеющего под­чинить ремесло воина моральным принципам и духовной утонченности, прививаемых культурой.
  -- Что касается сочинений Чжугэ Ляна, то они, ясные и четкие, говорят сами за себя. Они ка­саются различных сторонах воинского искусства: поведения полководца, управления войсками, тактики боя, отбора по­мощников и др. Чжугэ Ляна, как можно видеть, не интере­суют военные хитрости, Для него на первом месте стоит личность самого полководца.
  -- Трактаты Чжугэ Ляна остаются одним из лучших свиде­тельств безупречной чистоты сердца - этого главного со­кровища китайской мудрости. Не случайно они вошли во все основные собрания книг по воинскому искусству в Ки­тае.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Везде курсив - авт.-сост.
   Шунь - идеальный правитель, живший, по преданию, в глубокой древности.
   Юй - еще один идеальный правитель древности.
   Имеются в виду Чэн Тан, основатель династии Шан, и У-ван, основатель династии Чжоу.
   Правитель южного царства Чу Чжао-гун (515-488 гг. до н.э.) потерпел поражение в войне с соседним царством У, бежал в царство Цинь, но позже вернул себе свои владения.
   Желтый Владыка - мифический родоначальник китайской ци­вилизации, символ непревзойденной мудрости.
   Чэн Тан и У-ван - основатели династий Шан и Чжоу, мудрей­шие и добродетельнейшие правители древности.
   Перевод китайских текстов сделан по изданию: "Чжугэ Лян бинфа" (Военное искусство Чжугэ Ляна). Комм. Пу Инхуа. Тайбэй,1995. - Цит. по кн.: Китайская наука стратегии. Состав. В.В. Малявин. - М., 1999.
  
  

0x01 graphic

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012