ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Вакансия для Ликурга

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Информация к размышлению.


А.И. Каменев

ВАКАНСИЯ ДЛЯ ЛИКУРГА

Информация к размышлению

  
   В обществе нашем, особенно в его старшей части, бытует пессимистический взгляд на перспективы развития России: "все, мол, потеряно; впереди нас ждут лишь новые невзгоды и лишения".
   *
   Основой такого взгляда служит неверное понимание некоторых реалий.
   Одна из них заключается в том, что людям нашим, т.е. народу русскому, надо чуть ли не столетия для того, чтобы "опомниться", взяться за ум и устремиться вслед за европейцами, которые, по их мнению, опередили нас, русских, в прогрессе техническом и в вопросах социальных и духовных.
   Следовательно, серьезные преобразования в нашем обществе возможны лишь в двух случаях: во-первых, по истечении длительного времени (лет сто, по крайней мере, следует не торопиться) и, во-вторых, эталоном для России является Запад, его государственное устройство, система экономических и общественных отношений, нравы и обычаи в замен тем, кои составляли основу русской жизни на протяжении последнего тысячелетия.
   *
   Ошибочны оба понимания: совсем не нужно столетие для вызревания подходящей ситуации; Западу самому есть чему поучиться у русских в области духовной жизни и культурных традиций.
   Но и нам надобно учесть уроки прошлого и не предпринимать необдуманных мер без ясной и точной программы и ясного понимания, за что надо взяться в первую очередь.
   Нам надо найти ту точку возврата, которая позволит очистить русский характер и жизнь русскую от всего того наносного и мерзкого, что налипло на него за многие столетия прошлой жизни.
   *
   События последнего столетия говорят о том, что все серьезные преобразования у нас шли во вред русской государственности и русскому народу.
   Революция 1917 года безжалостно сломала царское самодержавие, но не принесла людям избавления от нищеты, бесправия, притеснения; не дала простора развитию ума и талантов.
   Политическое насилие и волюнтаризм группы авантюристов в 1991 году принес еще большие беды, чем революция 17-го года. Гражданская война, которая ведется с тех пор (она началась до переворота 1991-го), т.е. уже в течение 18 лет, унесла в могилу миллионы людей, принесла страдание и потери почти во все семьи бывшего СССР, привела к переделу собственности не в пользу народа, а послужила службу ничтожному числу лиц, отличившихся лишь тем, что они сумели воровским образом разграбить общее достояние, оставив тех, кто честно трудился наедине с проблемами и заботами.
   *
   История человечества, пожалуй, не знает столь вопиющего и наглого захвата общенародного достояния, который свершился благодаря заносчивому самолюбию Горбачева и упрямому волюнтаризму Ельцина.
   *
   Трудно с полным осознанием понять результаты происходящего сегодня, не имея ясного видения пути, на который вступила наша страна с началом правления Путина и Медведева.
   Разноплановые решения и разрозненные законодательные акты создают впечатление о том, что правительство наше, власть существующая действует в режиме министерства по чрезвычайным ситуациям.
   И министерство это более всего реагирует на происходящее и никак не заботится о том, чтобы посредством упредительных мер снизить число предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций.
   *
   Создается впечатление, что в правительстве нашем мало кто понимает, что главное состоит не в том, чтобы поставить заслоны на пути злоумышленников и не в том, чтобы надежно запереть ценности от воров и проходимцев, а в том, чтобы создать в обществе нетерпимое отношение к нарушению Закона, нравственной нормы и просто правилам поведения...
   Получается, как у нерадивого сантехника: тот до очередной аварии пребывает в спокойствии, а в случае вызова на место, накладывает жгут на проржавевшие трубы, заранее зная, что через день-два ему вновь придется поднимать зад из уютного кресла и в очередной раз прилаживать бесполезный жгут на место прорыва.
   Тогда же, когда потечет во многих концах, пластырем и жгутом уже не отделаешься. Придется менять весь проржавевший и пришедший в негодность трубопровод.
   Малая авария всегда грозит перерасти в большую проблему с разного рода последствиями, если вовремя не делать профилактику, своевременно не менять устаревшее оборудование и вообще, не вести дело с перспективой, с прицелом на будущее.
  

Люди созидающие и разрушающие

  
   Люди - это движущая и созидающая сила общества.
   Люди - это и разрушительная сила, способная разнести до основания все здание современной цивилизации и культуры.
   Между людьми созидающими и людьми разрушающими существует водораздел.
   И он, водораздел этот, называется воспитанием.
   Общество, которое заботится о своем будущем, берет в свои руки воспитание детей и юношества.
   Государство, в котором правит корысть, самолюбие, зависть и другие пороки, воспитанием подрастающего поколения пренебрегает, так как видит в развитых, образованный и умных гражданах угрозу своему существованию.
   *
   Жизненный закон, как известно, дает шанс исправить положение дел к лучшему.
   В обществе, где до этого существовал произвол, где богатый без зазрения совести грабил и притеснял бедного, где гражданская совесть была спрятана в самых потаенных уголках души, может пробудиться нравственное начало и народ, дотоле способный только разрушать, грабить и убивать, постепенно обретает новое качество - миролюбивое, благородное, способное на самопожертвование во благо общих интересов...
  
   Не вымысел ли это?
   Можно ли без длительного эволюционного развития и благоприятного развития событий развернуть сознание людей от разрушения и греха к созиданию и добродетели?
   История и здравый смысл подсказывают нам, что это вполне возможно.
  

Точка возврата есть. Она - в воспитании юношества

  
   Обратимся к истории Спарты, в частности к периоду законодательной деятельности Ликурга.
   Плутарх, умнейший древнегреческий писатель, повествуя о выдающихся греках и римлянах в своем "Сравнительном жизнеописании", особо выделяет Ликурга тем, что возносит его в степень умнейшего законодателя.
   В Спарте господствовало страшное неравенство, наглость, зависть, злоба, богатые притесняли бедных, а те, в свою очередь, мстили богатым. Государство, находясь в состоянии гражданского противоборства и постоянного волнения, было легкой добычей алчных соседей. Даже в минуты крайней военной опасности граждане не находили понимания друг с другом, так как интересы разных слоев общества никогда не совпадали.
   Народ, не понимавший необходимости защиты отечества, не стремился обучиться военному делу, а в силу природной невоинственности греков представлял собой негодный солдатский материал.
   *
   Ликург, будучи честным и порядочным гражданином, не соблазнился желанием узурпировать власть и принужден был на какое-то время покинуть родную Спарту.
   Будучи патриотом и разумным человеком, он не озлобился на сограждан, но постарался с пользой для отечества использовать время вынужденной эмиграции.
   Будучи на Крите, он изучил государственное устройство этого государства, сблизился с самыми известными из критян и "кое-какие тамошние законы одобрил и усвоил, чтобы затем насадить у себя на родине, иными же пренебрег".
   Как сообщает Плутарх, "с Крита Ликург отплыл в Азию, желая, как рассказывают, сопоставить суровую простоту критян с ионийскою роскошью и изнеженностью -- по примеру врачей, сравнивающих со здоровыми телами больные и недужные, -- чтобы отчетливее увидеть различия в образе жизни и государственном устройстве".
   Египтяне утверждают, что Ликург побывал и у них и, горячо похвалив обособленность воинов от всех прочих групп населения, перенес затем этот порядок в Спарту, отделил ремесленников и мастеровых, создав "образец государства, поистине прекрасного и чистого".
  

"Отдельные законы не принесут никакой пользы"...

  
   Лакедемоняне тосковали по Ликургу и неоднократно приглашали его вернуться.
   Ликург возвратился и тотчас принялся изменять и преобразовывать все государственное устройство.
   Плутарх подчеркивает для нас важнейшую мысль:
  
   "Он (Ликург - А.К.) был убежден, что отдельные законы не принесут никакой пользы, если, словно врачуя больное тело, страдающее всевозможными недугами, с помощью очистительных средств, не уничтожить дурного смешения соков и не назначить нового, совершенно иного образа жизни".
  
   Верно!
   Только система законодательных мер может вывести государство на путь прогресса и процветания.
   *
   Все дело, однако, было и есть, в идее такой системе.
   До сей поры, если и существовала какая-либо законодательная система, то она, на мой взгляд, была построена по неверному принципу - в ее основе лежала какая-то политическая или экономическая идея.
   И то и другое, как правило, определялось узко корпоративным интересом - то ли необходимостью военного завоевания, то ли потребностью и желанием какого-то правящего класса, а то и прихотью государя-правителя.
   Общенациональный интерес при таком подходе приносился в жертву интересу частному, тактическому, сиюминутному, порой зряшному и ничтожному.
   *
   При таком подходе выигрывали единицы, но проигрывало государство и подавляющее число граждан. Государство направляло свои силы и ресурсы, не преследуя цель улучшить жизнь населения, а лишь обслуживая потребность алчных политиков и жадных до богатства и личных благ кучки людей.
  

Политика есть продолжение педагогики...

  
   Как часто мы слышим о главенстве политики.
   Но утверждение это неверное.
   Политика - это всего лишь инструмент достижения тех или иных целей.
   Цели, в свою очередь, бывают разные: стратегические и тактические, большие и малые, актуальные и перспективные.
   Для государства важно определить приоритет целей, а среди первостепенных и важных выделить главную, основную и ей подчинить все прочие.
   *
   Можно, к примеру, поставить на коллективизацию или же индустриализацию, или объявить приоритетным здравоохранение, новейшие технологии, наращивание вооружений и техники...
   Все это - цели тактические, но не стратегические.
   *
   Стратегической целью для цивилизованного государства является человек и все то, что связано с его становлением как деятельной и ответственной Личности.
   Следовательно, все то, что позволяет государству воспитывать здоровое, физически и духовно, подрастающее поколение, вооружать его необходимыми для творческой и созидательной деятельности знаниями, навыками и умениями должно стать предметом особой задачи политики, законодательства, имеющихся в распоряжении государства ресурсов (материальных, финансовых и прочих).
   Все государственное управление должно вращаться вокруг этой стратегической задачи - воспитания и образования детей и юношества.
   Не случайно Аристотель в своей "Политике" предупреждал:
  
   "...Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, самый государственный строй терпит оттого ущерб".
  
   В доказательство сказанного приведем пример из истории Древнего Рима.
  
   Исторический опыт Рима обнаруживает и ярко проявляет ту закономерность, которая гласит: великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри.
   Разрушение начинается с низов, хотя, как известно, "рыба гниет с головы".
   Во времена расцвета римской империи лучшие люди Рима считали своим долгом содействовать воспитанию юношества.
   О результате такой политики Тит Ливий писал с восхищением:
  
   "...Молодые люди, едва войдя в возраст, трудились, не щадя сил, в лагере, чтобы постигнуть военное искусство на деле, и на-ходили больше радости в оружии и боевых конях, чем в распут-ницах и пирушках. И когда они мужали, то никакие трудности не были им внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть превозмогала все. Но горячее всего со-стязались они друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду. В этом заключалось для них и богатство, и громкое имя, и высо-кая знатность. К славе они были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного".
  
   Доблесть воинская соответствовала и благонравию мирскому, гражданскому.
   Опять же обратимся к свидетельству Тита Ливия:
  
   "Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким. Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам. Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с дру-гом состязались только в доблести. В храмах бывали расточитель-ны, дома бережливы, друзьям верны. Двумя качествами сберегали и себя, и свое государство - отвагою на войне, справедливостью во время мира. И вот что служит мне лучшим доводом: на войне чаще наказывали тех, кто бросался на врага вопреки приказу или, услышав сигнал к отступлению, уходил с поля брани чересчур мед-ленно, чем тех, кто осмеливался покинуть свое знамя или место в строю, а в мирное время правили больше милостью, чем стра-хом, и, понеся обиду, предпочитали не наказывать, но прощать".
  
   Без дальнейших пояснений и комментариев, отметим для себя: все то, о чем писал Тит Ливий - результат правильного воспитания юношества.
  
   Ребенок, воспитанный с детства в лоне добродетели, постигший в играх силу товарищества и ощутивший на себе всю мощь единения и сплоченности перед лицом грозящей опасности, ценящий выше всего военную и гражданскую доблесть, нежели успехи в деле коммерции, вряд ли на протяжении своей жизни изменит ценностные ориентации и станет вместо доблести и чести поклоняться знатности и богатству.
  

Вакансия на должность Ликурга

  
   Горько и обидно смотреть, как день ото дня губится и развращается народившееся и подрастающее поколение наше.
   Несносно слушать разглагольствования политиков и политиканствующих ученых, журналистов и писателей по поводу тех или иных проблем.
   Хочется сказать всем им: зрите в корень! Поставьте на должный уровень воспитание детей и юношества и только этим поднимите силу и мощь нашего государства на порядок выше.
   Но не сводите всю проблему к дидактизму, формализму и очередной кампании, которая, не успев начаться, потонет в бюрократизме и обрастет сонмом желающих погреть руки на очередной правительственной затее.
   Благое дело требует чистых рук и хотя бы одного Ликурга ...
   Пока это место никем не занято.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023