ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Люди "без страха и упрека""...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
   1.000.000
  
   Моя "Наука побеждать"
   Обновлялось: 26/08/2011 г.
   Статистика:
   - По количеству - 1.000.466 читателей
   - Объем - 42016k/724
   - Иллюстрации - 3173
  
   В "Книге рекордов" ("Гиннеса") может быть написано:
   "Все это (см. статистику) сделано за скромную пенсию офицера"...
   "И живет он не в Москве, не в Америке, а в деревне"...
  

"Только избранные бывают людьми "без страха и упрека""...

  

0x01 graphic

  
   Продолжение...
  
  
  

ВОСПИТАНИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО

А.И. Каменев

(Из моей книги: Военная школа России (уроки истории и стратегия развития). - М.: СигналЪ, 1999)

  
   Военное дело - трудное ремесло: надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе военные качества, и телесные, и душевные; надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией; надо уметь вывернуться из всех затруднений походной жизни - при холоде, жаре, отсутствии пищи и подготовить себя, насколько в мирное время возможно, к тем бедам, без которых войны не бывает; надо уметь не спать, когда того требует служба, и научиться пользоваться для сна свободной минутою.
  
   Еще важнее, чем навык тела, воспитание духа.
   Военный должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; должен судить о себе самом (критиковать себя) строже, чем о старших, и требовать от самого себя больше, чем от подчиненных, чтобы быть им примером.
  
   Военный должен быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно; должен беспрекословно исполнять то, что приказано, но при этом сам решать, как исполнять; если приказания нет, должен иметь мужество сам решаться на действие и быть готовым держать ответ за свое решение.
  
   (См.: Волгин А.М. Об армии.- СП б., I907.- с.32-33)
  
   К воину должно предъявляться требование о наличии в нем крупного запаса сил, которые мы объединили под названием военной энергии, и тем большего и более дифференцированного, чем выше его положение на иерархической лестнице.
  
   Военный человек должен приобрести верный взгляд на раны и смерть на войне: он должен считать, что когда бой начался, то своей жизни - грош цена; а начальник должен понять, что он обязан выказывать свою жалость к подчиненным и в праве ее выказывать только, пока подготовляется бой, пока обдумывает план действий, пока нацеливает свой корпус, полк или роту.
  
   Тут он должен приложить все силы своего ума и души, чтобы обставить бой так, чтобы цель была достигнута с наименьшими жертвами; тогда он должен идти напролом и позабыть обо всем на свете, кроме той цели, к которой стремится.
  
   И в зависимости от того пути, по которому идет воспитание армии в мирное время, на войне ее ждут или блестящие победы, или позорные неудачи.
  
   "...Счастье той армии, которая силу свою основывает не на отборе особых талантов, которая не ищет в мирное время "выдающихся" начальников, не верит в призрачные таланты мирного времени, а заботится только о безжалостном удалении негодных элементов, основывает свою силу на одинаково хорошем подборе и воспитании всего своего командного состава, без заблаговременного подразделения на "талантов " и простых смертных"...
  
   Вожди, вышедшие из такой массы, зачастую не блещут своими талантами, в одиночку не могут тягаться не только с гениями, но и со многими талантами фейерверочного типа, зато общая масса таких вождей в совокупности грозна и непобедима даже для гения.
  
   (См.: Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ).- Вильна, I909.- с.75)
  
   Мудрым смыслом наполнена мысль Я.Червинки о воспитательной роли русской армии, сказанные еще в 1912 г.:
  
   "Армия, через которую, в силу закона об общей воинской обязанности, проходит цвет нашей молодежи, должна быть школой для всего народа, не только в военном отношении, но и в политическом, общегражданском смысле; она должна сделаться рассадником всех высших, этических сил народа, проводником патриотических идеалов и, в качестве таковой, сама должна скорее влиять на народ, чем, как это было недавно, подвергаться вредным влияниям неуравновешенной части населения; она не может зависеть от колебаний партийных настроений.
   Но такая роль достижима не при помощи кастовой замкнутости, опирающейся на одну только грубую силу, а, напротив, при условии нравственного завоевания себе первостепенного значения в государстве, в качестве собирательницы тех высших, лучших основ порядка, законности, прогресса и общей пользы, на которых зиждется здравая государственность и высшие интересы народов, сулящие им счастье и благополучие".
  
   (См.: Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2.- с.95).
  
   Умные государи понимали великую силу воспитания армии и народа и все делали для ее усиления.
  
   Начиная с Петра I, наша система обучения и воспитания войск основывалась на глубоко правильном психологическом принципе "доверия" к силам и усердию исполнителей.
   И эта система обеспечивала победу русского оружия.
  
   Противоположная петровской системе, система воспитания войск Павла I, основанная на муштре и недоверии, повела армию к духовному разложению, ибо может быть тверд только тот, кто уверен в своих силах.
  
   Прежние принципы долга и чести, личного примера начальника, обаяние личности, заменялись одним принципом, - палкой, - в том, или другом виде.
  
   Не будем принимать эту палку в буквальном смысле слова: как таковая она существовала и в Екатерининской армии, были и там телесные наказания и весьма сильные, но там они существовали для обуздания преступлений и отнюдь не считались движущей силой армии; армия Екатерины основывала свою силу совсем на других принципах.
  
   Во времена же Павла палка, или гораздо вернее, вообще страх наказания стал считаться движущей силой; в этот то и состояло все зло новой системы. Если бы Павел совершенно воспретил телесные наказания, то все-таки и зло его системы нисколько не изменилось.
  
   Вреден не тот начальник, который сильно карает, а тот, кто воображает, что его подчиненные служат только из страха наказания, кто думает, что страх наказания есть единственное средство приохотить подчиненных к службе.
  
   Подражание и преклонение перед иностранцами стало одной из самых резких и характерных черт новой русской системы и больно и обидно отозвалось в сердцах победоносной армии, дотоле столь гордой своим русским именем.
  
   Один за другими стали сходить со сцены прежние, обаятельные и знающие начальники, - рыцари долга и чести и места их заполнились новыми людьми, - знатоками плацпарада.
   Таким образом, можно достигнуть лишь следующего: бездарные невежды, отличающиеся самым узким понимание дела окончательно изгоняют отовсюду способных и просвещенных людей, кои, либо удаляются со служебного поприща, либо убитые, бессмысленными требованиями, не будут иметь возможности развиться для самостоятельного действия и, безусловно, подчиняться большинству.
  
   "Грустно думать, что к этому стремится правительство, не понимая истинных требований века, а какие заботы и огромные материальные средства посвящены ими на гибельное развитие системы, которая, если продлится на деле, лишит Россию полезных и способных слуг. Не дай, Боже, убедиться на опыте, что не в одной механической формалистике заключается залог всякого успеха.
   Мысль, что целое поколение воспитывается в подобных идеях - ужасна.
   Это страшное зло не уступает, конечно, по своим последствиям татарскому игу!...
   Горе ей (России - А.К.), если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей!" - с горечью пишет Н.Морозов.
  
   (Морозов Н. Указ. соч. - с. 86, 87, 89, 91, 95-96, 108-109)
  
   В воспитании армии нельзя делать ошибок, о чем справедливо пишет К.Дружинин:
  
   "Если прежде система воспитания воинского духа в народе, а затем и под знаменами грешила в чем-нибудь, то грехи искупались практикой, боевым опытом и продолжительностью сроков действительной службы (за 25-15, даже 10 лет люди настолько втягивались в военную службу, что она становилась как бы их призванием); ныне приходится готовиться к войне десятки лет, не вынимая меча, обучая в кадрах мирного времени в 2-3 и даже менее лет, а потому правильность системы воспитания воинского духа имеет особое значение".
  
   (Дружинин К. Воинский дух. - Варшава.- I9II.- с.8)
  
   Если пагубно ошибаться в вопросах воспитания всей массы военнослужащих, то совершенно недопустимо делать ошибки в воспитании офицерского корпуса.
  
   Офицера справедливо называют рыцарем без страха и упрека.
   Но одного бесстрашия недостаточно для офицера.
  
   Люди "без страха" встречаются всюду, даже среди врагов порядка и отечества, а следовательно и человечества.
   Но людей "без упрека" среди последних нет.
  
   Людьми "без страха и упрека", какими должны быть офицеры - бывают только избранные...
  
   Сегодня, когда Россия нуждается в патриотах, стойких и несгибаемых борцах, от нашего офицера требуется поистине апостольский труд, без которого невозможна безопасность, независимость Родины, мирный труд народа и уверенность нации в завтрашнем дне.
  
  
  
  

Вопросы, на которые надо ответить

  
   Обратимся к постановке вопросов о воспитании юношества в кадетских корпусах России, обратив внимание на то, что эти вопросы, по сути дела, так и остались неразрешенными до сегодняшнего дня.
  
  -- Прежде всего, необходимо сделать попытку разобраться в вопросе: почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров, а младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск? (Куропаткин А.Н. Задачи русской армии.- В 3-х т. -Т.3. - СП б., I9I0.- с.364).
  --
  -- Что должны представлять из себя кадетские корпуса: те же реальные училища, только с погонами, или своеобразную школу, где все и учебная программа и вся система воспитания должны быть приноровлены к целям военным? (Рычков В. Чего не хватает нашим кадетским корпусам?// Военный сборник.- I9II.- N4.- с.51-52).
  --
  -- Какие педагогические средства применялись при военном воспитании вообще в разные периоды жизни военно-учебных заведениях и какую пользу они принесли, прямо или косвенно, в деле развития и совершенствования воспитания как физического, так и нравственного, питомцев военно-учебных заведений в разные периоды их жизни?(Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904.- с.1-2).
  --
  -- Чем, помимо физической тренировки и выучки всем техническим тонкостям боевого ремесла, необходимо для развития силы духа? (Энвальд М. Две доктрины воспитания войск. // Военный сборник.- I9II.-NI.-с.103).
  --
  -- Каким иметь и каково должно быть положение воспитателя в военной школе? (Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя Военный сборник.- I899, N9, с.172).
  
   Обращая внимание на указанные вопросы, постараемся прояснить для себя следующие проблемы:
  
   - а) какие идеи лежали в основе воспитания будущих офицеров;
   - б) на каких принципах строилось воспитание;
   - в) какую роль в воспитательном процессе играли офицеры-воспитатели и старшие начальники;
   - г) какими педагогическими средствами обеспечивалось должное поведение воспитанников;
   - д) какие результаты имели те или иные педагогические средства.
  

Основные идеи и мысли кадетского воспитания

   Известно, что в основе воспитания лежат определенные идеи, которые являются следствием понимания того, как, в каком направлении, с какой целью следует осуществлять воспитание, на что необходимо обращать внимание и что следует использовать для достижения поставленных целей.
  
   В самом общем виде эти идеи применительно к кадетским корпусам следующие:
  
  -- Воспитание офицера должно быть поставлено выше образования (Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с.28).
  --
  -- Основною заботою государств, каждого правительства, является воспитание и образование нации в национальном и патриотическом направлениях (Евдокимов Л.Б. Патриотизм в понятии народов. // Военный сборник.- I9I4.- N4.- с.134).
  --
  -- Военное воспитание настолько специально, что требует самостоятельной выработки. Поэтому для лучшего решения вопроса военного образования, надо признать полезным существование особых военно-учебных заведений, где бы воспитывалась молодежь с детского возраста (Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с.29).
  --
  -- Одностороннее, замкнутое военное воспитание в наши дни не достигает цели (См.: Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2.- с.95-96).
  --
  -- Лица, которым поручается нравственное воспитание, должны, по возможности, обладать всеми видами авторитета: авторитетом превосходства сильной духовной личности, авторитетом превосходства знаний и авторитетом власти, т.е. авторитетом лица, которому воспитываемые привыкли подчиняться (Крит М. Подготовка офицеров. // Военный сборник.- I9I4.-N8.- с.46.
  --
  -- Воспитатели в корпусах и офицеры в училищах несут громадную ответственность не только перед своими питомцами, но и перед Царем, Отечеством и армией! - Ни в одной почти интеллигентной профессии человек не становится самостоятельно на жизненный путь, - со всеми его превратностями, - в таком раннем возрасте, как офицер (Дрозд - Бонячевский. "Поединок " Куприна с точки зрения строевого офицера. (Опыт критического обзора) // Военный сборник.- I9I0.-N2. - с.175-176).
  --
  -- Такова, в общем, современная задача педагога, задача великая и почетная, идейная. Задача тем более идейная и почетная, что корпорация наших педагогов во имя высших интересов нации и армии приходится вести борьбу не только м природными дурными наклонностями питомца, но и с пагубными воззрениями отдельных семейств и с печальным течением общественных инстинктов (Воронецкий В. О воспитании офицера // Изборник газеты "Русский Инвалид".- I905, Сентябрь.- с.44).
  --
  -- Единодушие же и согласованная работа воспитателей - серьезный и существенный залог благотворного воспитательного воздействия на воспитанников... Юношество чрезвычайно чутко ко всему, что происходит в среде его руководителей (Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя Военный сборник.- I899, N9, с.169-170).
  --
  -- Высшими побуждениями издавна признаются религиозность - источник нравственной чистоты человека; патриотизм - беззаветная любовь к отечеству, к своей национальности и к высшему радетелю за их интересы - своему Государю; чувство долга, выражающееся в покорности законам, правилам службы (дисциплины) и, вообще, в готовности исполнить принятые на себя обязательства, как бы они тяжелы ни были; чувство чести, честолюбие и славолюбие, любовь к славе - основа большинства военных добродетелей и высших подвигов; наконец, чувство общественности (корпоративности), рождающее товарищеское единение - источник взаимопонимания и взаимной выручки (Военная энциклопедия. Под ред В.Ф. Новицкого. - т.6.- СП б., I9II с.485).
  --
  -- Вследствие постепенного развития общества, как в нравственном, так и в интеллектуальном отношениях, и военное воспитание должно было бы принимать более и более гуманитарное направление, чуждое суровости, чуждое вообще всяких приятных или неприятных воздействий на природу человека с целью его физического и морального совершенствования (Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904.- с.2-3).
  
  

0x01 graphic

Проект медали на рождение В.К. Константина Павловича.

С рисунка, приложенного к "Русской Старине" 1877 г.

  

Характерные особенности постановки

кадетского воспитания в России

   В этой части нашего исследования сосредоточим внимание на характерных тенденциях, имевших место в воспитании русских кадет, обратив внимание, как на сильные, так и на слабые стороны этого процесса.
  
   Система воспитания служилых людей восходит к Х*** веку.
  
   В работе Г.Котошихина под названием "О России в царствование Алексея Михайловича" рассказывается о воспитании и служебной карьере родовитого человека:
  
   "Лет 10 его берут во дворец, он стольничает у царицы. Достигнув 15 лет, "недоросль" становится служилым новиком и зачисляется в штат царя стольником или спальником.
   Стольник или дворянин московский выполняет различные поручения - дипломатические, военные, административные.
   Он посылается послом в иноземное государство, присутствует у иноземного посольства в Москве, командует провинциальными дворянами в армейских полках в качестве полковника или сотенного головы.
   Наконец, лет через 30, иногда более, иногда менее, родовитому стольнику или дворянину московскому "думу сказывали" - жаловали в чин окольничего или прямо боярина, смотря по степеням родовитости".
  
   (Цит. по: Левшин Д.М. Пажеский его Императорского Величества корпус за сто лет. I802-I902. В 2-х т. - Т.I.- СП б., б., I902.- с.6-7.)
  
   Такова была школа, сообщавшая политическую выправку древнерусскому государственному советнику из придворного боярства.
  
   С детства он вращался во дворе, на глазах у государя, узнавал все покои, жилые и приемные комнаты, узнавал людей, порядки и сам становился всем известен.
   Исправляя разнообразные поручения, он близко знакомился с правящим механизмом и управляемым обществом, с приемами управления.
  
   В Думу вступал он думцем и правителем с большим навыком во всех делах.
   Этот навык заменял ему ум, талант, размышления.
   Навык заменял все педагогические приемы обучения.
   Средством к его приобретению служила розга.
  
   (Левшин Д.М. Указ. соч. - с.7.)
  
   Издавна обычным приемом воспитания царских детей, как у царей Московской Руси, так и государей Российской Империи, было назначение к ним ребят-сверстников из детей ближайших к царскому дому знатных фамилий бояр и князей.
  
   Сначала дети проводили время в разных детских потехах, а потом - в совместном обучении разным физическим упражнениям: стрельбе, военному строю, верховой езде и т.п.
  
   Но впервые в истории деятельность таких сверстников получает крупное государственное значение только в период малолетства царя Петра I, именно с I679 по I692 год, когда они и получили название потешных.
  
   (См.: Смельницкий М. Происхождение потешных войск. //Военный сборник.- I9II.- N3, с.I0I-II0.)
  
   В целом же, отсчет системы воспитания кадет следует вести с 1731 г., т.е. открытия первого специального военно-учебного заведения - Шляхетского кадетского корпуса.
  
   Мы не задаемся целью подробно хронологически проследить развитие этой системы, а лишь укажем те узловые моменты, которые имели место
  
   (Таблица составлена на основании данный, изложенных следующих источниках: Военно-учебные заведения// Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого. -. т.6.- СП б., I9II.- с.552-555; Военные гимназии. -В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого. -т. 6 - СП б., I9II с.59I-594; Военные училища. - В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого.- т.6.- СП б., I9II. с.6I5-6I7; Воспитатели военно-учебных заведений. - В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого. -т. 7 - СП б., I9II с. 46-47; Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904; Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. I700-I9I0.- М., I9I0; Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени.//Военный сборник. - I900, NI.- с. II4-I40 ; N2, с.405-424; Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства).т.1-4. - СП б., 1857; Столетие Военного министерства. I802-I902. -Т. Х, ч.I..)Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк.- СП б., I902.):
  
   1731
   29 июля I73I г. именным Высочайшим указом Сенату повелевалось учредить в Петербурге "Корпус Кадетов" на 200 человек шляхетских детей с ассигнованием суммы в 30 тыс. рублей. Как единственная награда за успех и хорошее поведение, было определено уставом - получение прямо по выпуске чинов от унтер-офицерского и прапорщичьего до чина поручика, что зависело от степени успешности в науках. Но как дворянство не совсем еще доверчиво смотрело на все действия Правительства, и желающих отдать детей в Корпус не являлось, то в декабре последовал новый Указ, в котором, кроме вторичного приглашения, подробно изложены были все выгоды воспитания детей в Корпусе, предметы преподавания, пища, помещение кадет и вообще все относящееся до их содержания. Первый, записавший своего сына в кадеты, был сенатор Новосильцов. Пример его увлек и других, так что в день открытия Корпуса 17-го февраля 1732 года, явилось туда 56 кадет почетнейших фамилий.
  
   1733
   В мае I733 года, по Высочайшей резолюции на доклад графа Миниха, вводится в кадетском корпусе наказание за побеги из корпуса кадет, вплоть до назначения в солдаты без выслуги.
  
   1737
   Именным указом кадетскому корпусу в марте I737 г. определялся порядок производства научных испытаний кадет, причем определялся и порядок наказания за "леность и нерадение". Испытание вверялось особой комиссии, под председательством одного из сенаторов.
  
   1739
   В царствование императрицы Анны Иоанновны в I739 г. издан особый указ, запрещавший школьникам раннюю женитьбу под угрозой 3-х летних каторжных работ.
  
   1765
   По указу императрицы Екатерины II от 7 марта I765 г. вводятся следующий стимул, призванный иметь воспитательное значение: при выпуске из корпуса, чины от прапорщика до поручика даются кадетам, достигшим 20 лет и более, при добропорядочном поведении и хороших успехах.
  
   1766
   Впервые в "Новом устав сухопутного кадетского корпуса"(I766 г.) проводится мысль, что исправление "дурных нравов" легче достигается кротостью, любовью и расположением воспитателя к воспитаннику, чем строгостью, суровыми мерами или принуждением.
  
   1766
   В сентябре I766 г. императрица утвердила составленный генерал-поручиком И.Бецким новый устав кадетского корпуса с приложением к нему "Рассуждений, руководствующими к новому установлению корпуса". Здесь он обращает особое внимание на соответственный выбор надежных людей для кадетского корпуса. Впервые вводится награждение лучших кадет золотыми и серебренными медалями, выдаваемыми при особо торжественной обстановке и от Высочайшего имени В I789 г. издан Устав о медалях, озаглавленный: "О преимуществах в получении медали за прилежание и доброе поведение".
  
   1794
   Уставом, подготовленным генералом П.Мелиссино в I794 г. впервые вводилась должность репетитора, назначаемая для всякого класса, помимо корпусных офицеров, из людей "знающих и порядочных". На обязанности их было следить за успехами кадет, стараясь узнавать их индивидуальные особенности.
   1802
   По указанию Александра I в Петербурге I0 октября I802 г. учреждено новое учебное заведение - "Пажеский корпус", со своей (элитарной) системой воспитания. Утвердив план генерал-майора Ф.Клинегра о преобразовании Пажеского Корпуса, Император Александр поручил ему же начертать обязанности каждого из чиновников Корпуса и общие правила поведения, учения и выпуска пажей; также приискать удобный дом для помещения Корпуса и составив, по сношению с обер-камергером, штат.
  
   1805
   П.Зубов разработал "План военного воспитания", имевший целью подготовку и воспитание дворян в губерниях России для военной службы.
  
   1830
   Главный Директор разослал по заведениям обязательную для всех воспитателей "Инструкцию воспитателям".
  
   1835
   Приказом по военно-учебному ведомству N57 от I835 г. вводится должность "наставника-наблюдателя", на которого возлагается обязанность следить не только за исполнением программ и методов преподавания, но и за способом приготовления уроков самими воспитанниками.
  
   1835
   2 апреля I835 г. приказом по военно-учебным заведениям учреждены особые "Воспитательные комитеты", составлявшиеся из всех корпусных офицеров и старших учителей, для решения общих вопросов воспитания кадет.
  
   1835
   Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 13-го апреля 1835 г., N70 указывал: "Несоблюдение мер, указанных Высшею властью есть, при наблюдении за воспитанием, преступление двойное: во-первых, как неисполнение воли начальства, во-вторых, как доказательство равнодушия к усовершенствованию воспитания".
  
   1835
   Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 4-го апреля 1835 г., N68 предписывал: "О каждом воспитаннике, со времени вступления его в Заведение, до самого выпуска из оного, вести аттестационные тетради, род формулярно-кондуитного списка по прилагаемой при сем форме".
  
   1835
   Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 2-го февраля 1835 г., N49 отмечал, что в "Военно-Учебных Заведениях вовсе не поощряется, а в некоторых... даже и дозволяется неохотно, обучение воспитанников музыке. Музыка, как и всякое изящное искусство, возвышает дух человека, дает ему новые средства быть приятным в обществе, а в трудных обстоятельствах жизни, служит ему иногда утешением.
  
   1836
   27 мая I836 г. Высочайше утверждено "Положение о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства", в котором отдельным параграфом указывался порядок определения, увольнения и преимуществ, дарованных за службу по военно-учебным заведениям.
  
   1836
   С I836 г. при штабе военно-учебных заведений начинает издаваться особый "Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений" в размере 24 книжек в год, в объеме 5-7 печатных листов каждая.
  
   1836
   Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 21-го января 1836 г., N116 отмечал: "Признавая существенно полезным, чтобы законоучители и духовные лица Военно-Учебных Заведений более и более сближались с воспитанниками и примером своим, беседою и поучением развивали в них чувства христианской нравственности, Его Высочество повелел поставить им в обязанность посещать воспитанников в рекреационное время, когда только досуг им сие дозволит, и в особенности лазареты; по окончании же ужина и до отхода воспитанников ко сну, быть ежедневно с ними ".
  
   1838
   Приказом от I838 г. были установлены главнейшие правила физического, нравственного и умственного воспитания кадет.
  
   1843
   Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 21-го января 1836 г., N116, вышедший по случаю значительного умножения частных пансионов, содержимых офицерами и учителями Военно-Учебных Заведений, признал "необходимым учредить ближайшее правильное наблюдение как за ходом воспитания, направления и содержания в пансионах, так и за единообразным приспособлением их к требованиям, установленным для Военно-Учебных Заведений".
  
   1848
   24 декабря I848 г. высочайше утверждено "Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений" (составлено генерал-майором Я.Ростовцовым) - первый крупный и глубокий по содержанию документ не только в области воспитания кадет, но и по многим другим вопросам военно-учебного дела.
  
   1848
   Согласно высочайше утвержденному "Уставу всех военно-учебных заведений 2-го класса", который был утвержден императором Николаем I 9 апреля I830 г., вводятся аттестационные тетради, куда заносятся сведения о всех проступках кадет.
  
   1850
   Приказ по военно-учебным заведениям от 22 декабря I850 г. директорам столичных корпусов вменялось в обязанность, по крайней мере, один раз в месяц, посещать другие учебные заведения и заимствовать оттуда все, что может служить к пользе вверенного их попечению заведения.
  
   1863
   21 января 1863 г. учреждено Главное управление военно-учебных заведений. Начальником его стал генерал-майор Н.В. Исаков. С этого времени многие вопросы учебно-воспитательной работы обрели более организованный и системный характер. Одновременно с образованием ГУВУЗа (1863 г.) было начато образование центральной Педагогической библиотеки с Музеем.
  
   1864
   В 1864 г. состоялось Высочайшее повеление об издании при ГУВУЗе ежемесячного журнала под названием "Педагогический Сборник", с целью обсуждения педагогических и дидактических вопросов.
  
   1866
   Кадетские корпуса переименованы в военные гимназии, в который сделан упор на гуманизацию воспитания и повышение уровня интеллектуального развития кадет. В 1866 г. Высочайше утверждены положение для военных гимназий.
  
   1886
   Военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса с определенным ужесточением режима в них и повышением роли строевого элемента в подготовке кадет. 14 февраля 1886 г. Высочайше утверждено "Положение" для кадетских корпусов. Задачи воспитания изложены в "Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов".
  
   1900
   С целью улучшить педагогическую подготовку офицеров-воспитателей при ГУВУЗе учреждены педагогические курсы для воспитателей.
  
   1901
   В приказе по военно-учебному ведомству от 24 февраля 1901 г. говорилось, что "закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать их человеческое достоинство"...
  
   **
  
   Рассмотрим те практические действия по воспитанию кадет, которые следует учесть сегодня и от которых необходимо уберечься на будущее.
  
   Прежде всего, выделим важнейшие обобщения и выводы из исторического опыта воспитательной практики юнкерских училищ, отдавая себе отчет в том, что данное военно-учебное заведение имеет ряд черт, роднящих его с современным военным училищем (в частности, по контингенту)
  
   (См.: Бобровский П.О. Юнкерские училища. В 3-х т. - т.2.- СП б., I88I.- с. 522-583):
  
  -- В юнкерские училища поступают незрелые в умственном и нравственном отношении молодые люди, характерной особенностью чего является следующий факт: все, что не подходит под их нравственную оценку, принимается ими или с недоверчивостью, или с дурно скрываемым нежеланием подчиняться требованиям и порядкам жизни в училищах, имеющих казарменный характер. У таких молодых людей заметно желание отстоять фальшиво понимаемую самостоятельность своих действий в виде противодействия установившимся порядкам. При таких условиях, требовались энергические, даже крутые, меры: отчисление на срок и совершенное исключение, с преданием военному суду.
  --
  -- Самыми лучшими нравственными задатками отличались преимущественно те из юнкеров, которые вступали в ряды армии по нужде или необходимости, зная наперед о серьезном значении военной службы и ценя то благо, которое принесло учреждение училищ для их воспитания.
  --
  -- Отсутствие сознания собственного достоинства, недостаток самолюбия, изворотливая робость, неоткровенность, разного рода плутовские проделки, готовность пользоваться плохо положенным (воровство) и вообще, стремление пользоваться низшими благами, - вот те характерные черты, доказывающие отсутствие хороших нравственных задатков и неотчетливое понимание нравственной нормы, которые замечались в поведении незрелых в нравственном и умственном отношении юнкеров.
  --
  -- Среди молодежи, поступающей в училища, довольно значительный процент лиц, впитавшей еще до поступления на военную службу ложные взгляды, превратные стремления и вообще такие нравственные уклонения, с которыми не могут мириться ни общественная служба в звании офицера, ни самая жизнь. При таких условиях не достаточно только приказывать, ограничивать предписаниями воинского устава и формальным надзором за исполнением внешнего порядка внутренней службы, в надобно руководить, вести к усовершенствованию, воспитывать.
  --
  -- Одни дисциплинарные наказания, предписываемые дисциплинарным уставом, и формальное наблюдение за исполнением правил и требований составляют лишь внешние средства, для того, чтобы всякая ошибка юнкера была узнаваема своевременно и чтоб заблуждающемуся был указан истинный нравственный путь. Но воспитание никогда не достигнет своей главной цели, если оно будет ограничиваться этими внешними средствами.
  --
  -- От воспитателя (начальника, ротного командира, младшего офицера) требуется в училищах нечто гораздо большее, чем выполнение правил устава и предписаний высшего начальства. Это нечто, требуемое от воспитателя, есть особого рода искусство, предполагающее, кроме специальных знаний своего дела: развитие самопознания, самоусовершенствование, знание человеческого сердца и, вообще, соединение таких качеств и способностей, которые так редко соединяются в одном человеке в полной гармонии и силе. От того редки хорошие воспитатели, и от того-то так громка слава хорошего воспитателя
  --
  -- Чтобы личный состав офицеров-воспитателей был хорош постоянно, - необходимо, конечно, чтобы служебная их обстановка в училищах была привлекательною, выгодною как в нравственном, так и в материальном отношении. Поэтому нужно обеспечить во всей полноте преимущества военных училищ.
  --
  -- Чтобы воспитание было возможным в юнкерском училище, необходимо, чтобы каждый младший офицер знал подчиненных ему юнкеров не по фамилии только, а все особенности их характера, их наклонности, способности, степень развития, и притом старался бы понять каждого юнкера вполне, дабы, опираясь на верные наблюдения, необходимо несравненно меньшее число воспитанников, приходящихся на офицера, чем это имело место (до 35-ти юнкеров)
  --
  -- Нравственное воспитание юнкеров, как основание военной дисциплины, не есть что-либо механическое, поддающееся буквальному исполнению известной системы наказаний или поощрений, а совершенно свободное, духовное искусство, требующее мастерства.
  --
  -- В деле воспитания юнкеров мы никак не можем устранять влияния личного примера; от того пример энергии, деятельности, любви к делу, обнаруживающий лучшие качества воспитателя, может оказать несомненно великое воспитательное значение
  --
  -- Другим существенным условием деятельности воспитателя нужно считать опытность: известная сноровка и умение обращаться с подчиненными, не оскорбляя их самолюбия и не затрагивая их больного места, необходимы для всякого воспитателя.
  --
  -- Воспитатель делает весьма грубую ошибку, когда не заботится, прежде всего, о развитии положительных убеждений опирающихся на ум и, не только пренебрегает образованием воли, но насильно ломает ее и извращает; известно, что без твердых и положительных убеждений не может быть никакой твердости воли, а, следовательно, и никакого характера.
  --
  -- Опираясь на дисциплинарную власть и прибегая к этим внешним мерам, воспитатель постоянно руководится не личным произволом, а общими педагогическими принципами, таковы: а)усовершенствование ума и воли, через правильное развитие умственных, физических и моральных сил; б)привитие более совершенных правил и в)все, чем обусловливается внутренний и внешний порядок на общих законах дисциплины.
  
   Приведенные выше обобщения позволяют сделать весьма важные выводы:
  
   - во-первых, военно-учебное заведение получает от общества (семьи и школы) весьма незрелый в духовном, интеллектуальном и физическом отношении "продукт"; в силу этого обстоятельства, военная школа вынуждена тратить силы и энергию на устранение тех воспитательных дефектов, которые привносят с собой воспитанники;
   - во-вторых, воспитание юношества должно строго базироваться на данных возрастной и национальной психологии, знании социальных особенностей поступающего на воспитание контингента;
   - в-третьих, на воспитательные кадры военной школы (командиров, начальников, преподавателей) ложится задача огромной государственной и национальной важности, - в правильном духе воспитать вверенных им молодых людей, существенно повысить уровень их гражданственности;
   - в-четвертых, воспитательными кадрами военной школы могут быть лишь сильные духом, энергичные люди, способные собственным примером и искусством воспитания выполнить поставленную перед ними задачу;
   - в-пятых, правительство, военное ведомство и система военно-учебных заведений должна обеспечить достойное предложение талантливым людям общества для их работы в военной школе.
  

Недостатки и упущения в воспитании

кадет и юнкеров

  
  -- У нас родители отдают своих детей в военные корпуса, на казенный счет, чаще всего по недостаточности средств для воспитания их в других учебных заведениях. Впоследствии же большая часть этих детей, не чувствуя никакого призвания к военной службе, все-таки выходит в офицеры. (Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2.- с.81-82).
  --
  -- Не всегда ясен и понятен национальный идеал воспитания. "Ясное понимание этого идеала определенно указало бы тем, кто взял на себя высокую миссию подготовки будущих офицеров, направление, куда следует обратить духовный и умственный взор их питомцев, указало бы на обязанность воспитателей научить будущих офицеров сознательно держаться этого идеала, как держится путник в пустыне - полярной звезды...(Дмитриевский А. Идеал офицера.// Военный сборник. -I9I2.-N7.- с.2).
  --
  -- В военно-учебных заведениях подготовка нравственной стороны обязанностей офицера занимает очень мало места. Все внимание обращено на ремесло, на техническую сторону (т.е. на солдатскую муштру), на науки. До последних дней даже идея о необходимости подготовлять военную молодежь к роли воспитателя отсутствовала.( Галкин М. С. Новый путь современного офицера. - СП б., I907.- с.65; Червинка Я.В. Указ. соч. - с.89.).
  --
  -- Начальники военных школ не всегда соответствовали идеалу мудрого наставника, властителя сердец молодежи, а лишь вызывали гнев и отвращение у воспитанников мелочностью своей натуры.
  --
  -- Военно-учебные заведения ничего, кроме солдатской муштры, ему (кадету, юнкеру) не дают, и вот почему, полный сил, энергии, с готовностью использовать свои силы и знания, выходит молодой офицер из училища, и первое чувство, которое его охватывает при входе в казарму, - это чувство растерянности и беспомощности(См.: Галкин М. Указ. соч. - с.62-63; Белолипецкий В. Обстановка жизни молодого офицера. (Очерк военного быта) // Военный сборник.- I899.-N8.- с.424; Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии.- Брест-Литовск, I9I0. - с.123.).
  --
  -- В военных школах не всегда помнят о том, "что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку, и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором".( Грулев М.В. Указ. соч. - с.125).
  --
  -- Подготовлен ли офицер-воспитатель к исполнению своих обязанностей, мы говорим: нет. И в этом значительная доля вины падает на нашу военную школу. Она не дает офицеров нужного типа. (Галкин М.С. Указ. соч. - с.62-62; Парский Д. Что нужно нашей армии ?. - СП б., I906. - с.31.).
  --
  -- Антимилитаризм, оставив теорию, стал повсюду одним из средств политической борьбы. Современному офицерскому кадру часто приходится считаться с этим явлением. Нужно много разума и любви, чтобы сознательно вступить в борьбу с этим учением, которое, кроме растлевающего значения на армию, другого - иметь не может.( Галкин М.С. Указ. соч. - с.11).
  --
  -- Воспитательная работа нередко попадает в руки невежественных людей, которые из воспитателей превращаются в надзирателей, действуют по своему усмотрению, грубо злоупотребляя полномочиями и нанося вред кадетам и юнкерам. (Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904.- с. 13, 14, 74, 75, 79, 80; Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя)// Военный сборник.- I899, N9, с. 162, 163, 164, 174.)
  --
  -- Чувство национальной гордости и национальное самосознание будущих офицеров в военных школах формируется слабо. (Дмитриевский А. Указ. соч. - с.3).
  --
  -- Некоторые военные школы перестали формировать боевой дух и превратились, по существу, в штатские школы, готовящие в лучшем случае чиновников по военному ведомству. (Дмитриевский А. Развитие духа штатских в сынах Марса.// Военный сборник.- I9I4.- N 7, с.110).
  --
  -- Ответственность за производство в первый чин военно-учебного заведения очень низка, что приводит к выпуску в войска молодых офицеров без призвания, необходимых задатков характера, духа и образа мыслей, без которых немыслим хороший начальник и воспитатель современного солдата.(Червинка Я.В. Указ. соч. - с.76).
  --
  -- Военный мундир не стал заманчивым для цвета русской молодежи: она не спешит поступать в военно-учебные заведения. (Куропаткин А.Н. Задачи русской армии.- В 3-х т. - Т.3. - СП б., I9I0.- с.364).
  --
  -- Между офицерами, выпускникам военно-учебных заведений, образование не пользуется большим почетом. (Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. - СП б.,I908.- с.119).
  --
  -- Русская военная школа не формирует офицерский корпоративный дух, в отличие от офицерских сообществ ряда западных армий, где офицерство представляет собой тесно сплоченную корпорацию, озабоченную бдительным соблюдением высших интересов. (Червинка Я.В. Указ. соч. - с.71.).
  
   Приведенные выше обобщения свидетельствуют о том, что при всех позитивных моментах, которыми располагала русская военная школа по воспитанию кадет и юнкеров, в ее деятельности имели место и весьма существенные недостатки, которые сдерживали процесс воспитания офицерского корпуса России, а иногда и вели его в ложном направлении.
  
   См. далее...
  
   **
  
   Важные справки:
  
   0x01 graphic
  
   Павел I в 1781 г. С гравюры Скородумова
  
  -- Павел Петрович, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II, вступил на престол 6 ноября 1796 года. Отобранный императрицей Елизаветой у родителей Павел вырос нервозным, впечатлительным, мнительным и непомерно вспыльчивым. Уже в юном возрасте у Павла стала появляться страсть к военным парадам и разным мелочам военной службы. Наследник престола получил хорошее образование. Воспитание Павла было поручено Никите Ивановичу Панину, который учил его на французский лад. С 14 лет Павлу стали преподавать науки, необходимые для управления государством.
  -- Современники пишут, что от природы Павел был умным и добрым мальчиком, с врожденным чувством порядка, законности, наклонным к прямоте и честности, но скверное воспитание сделало свое дело. С возрастом Павел становился угрюмым, мрачным и замкнутым. Вынужденное безделье оставляло много времени для размышлений. Окруженный чужими, часто враждебно и непочтительно относившимися к нему людьми, Павел стал недоверчивым, подозрительным, озлобленным. Не имея сил и возможности изменить окружающие условия жизни, он выражал свой протест во вспышках бессильного гнева, после чего обычно впадал в меланхолию. К моменту своего вступления на престол в 1796 году это был совершенно больной человек. Физически слабый от природы, он приобрел боль душевную.
  -- Однако Екатерина II, не допускавшая Павла к государственным делам, подумывала передать престол его сыну, великому князю Александру Павловичу. Императрица ссылалась в своем решении на крутой нрав и неспособность своего сына управлять государством, но встретила противодействие пpидвоpных.
  -- Став императором, Павел, коpоновал останки Петра III императорской короной и похоронил Петра III и Екатерину II в один день и с одинаковыми почестями. Павел еще наследником выработавший себе широкие планы реформ, энергично приступил к правлению.
  -- Первым правительственным актом большой важности был акт об изменении престолонаследия, установленного Петром I в 1722 году. По новому указу ("Учреждение об императорской фамилии" от 1797 г.) престол должен был переходить по праву "естественному", то есть от отца к старшему сыну.
  -- В первые дни нового царствования пролился дождь милостей. В фельдмаршалы были произведены граф Н. Салтыков, князь Н. Репнин, граф И. Чернышов и другие. Еще более возвысился Безбородко, ставший вице-канцлером.
  -- Павел ввел жесткую дисциплину в армии, гвардии и даже при дворе. Вельможам вменялось в обязанности к семи утра быть на приеме у государя.
  -- Он освободил политических узников: Новикова, Радищева, Трубецких, Костюшко, и назначил два дня в неделю, в которые всякий подданный мог явиться к нему с устной или письменной жалобой.
  -- Обрушив свои реформы на армию, Павел, безусловно хотел пресечь злоупотребления, особенно многочисленные в царствование его матери. Он запретил использовать нижних чинов в услужении по домам. Однако крайность мер и непримиримая ненависть к прошлому искажали до неузнаваемости даже добрые начинания. Чего уж тогда говорить о мерах губительных.
  -- В числе их было неукоснительное стремление Павла подвести войска под прусский образец. При дворе был открыт "тактический класса", где военные советники нового государя - Каннибах, Штейнвер, Линденер - на ломанном русском языке учили генералитет новому строю.
  -- За сущую безделицы генералы и офицеры исключались со службы, сажались в крепость, ссылались в Сибирь. Отправляясь на развод, они брали с собой несколько сот рублей на случай, если их отправят в ссылку.
  -- Истинная мука настала для солдат. При Павле обращение солдат стало особо жестоким. Генерал Аракчеев лично рвал усы у гренадеров, бил без различия простых солдат и юнкеров.
  -- Страх сделался главным двигателем службы, особенно в столице. Многолетние боевые заслуги оказывались ничем ввиду какой-нибудь несоблюденной формальности. Павел унизил фельдмаршалов, производя в это высшее звание с десяток заурядных лиц. Он ослабил и значение генеральского звания, предоставив его нескольким юнцам.
  -- Активно заработал Сенат. Совет при Высочайшем дворе превратился во второстепенное совещательное учреждение. В канцеляриях, департаментах, коллегиях Сената свечи горели с 5 часов утра. Были отменены летние каникулы. Но особенно большие перемены были в войсках. Вводилась муштра по образцу прусской армии. При Павле с военной службы были удалены 7 фельдмаршалов, более 300 генералов и свыше 2 тысяч офицеров.
  -- Вся политика нового императора была направлена на уничтожение всего того, что было сделано его матерью. Почти все указы Павла, предполагавшие искоренение беспорядков в делах, лишь нарушали прежнюю стройность системы, созданной при Екатерине II. Так, восстановив коллегии - учреждения, уже отжившие свое, Павел не смог вдохнуть в них новую жизнь, и позже Александр I заменил их министерствами.
  -- Тем не менее, внутренняя политика Павла I продолжала курс Екатерины II. Напуганный Великой французской революцией, Павел проводил политику крайней реакции. В стране была введена строжайшая цензура, закрыты частные типографии, запрещен ввоз иностранных книг. Павел ограничил действие "Жалованной грамоты дворянству" (1785 г.), стеснил местное управление. Дворяне и горожане снова стали подвергаться телесным наказаниям за уголовные преступления. Павел говорил: "В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю". Император подписал указ, запpещающий пpодажу кpестьян без земли. Рекомендовалась тpехдневная баpщина, крестьянам pазpешалось подавать пpосьбы и жалобы.
  -- Павел I прекратил войну с Персией. Он вышел из коалиции против Франции и попытался огpаничить военные успехи французов дипломатическим путем. Однако впоследствии ему пpишлось пpинять участие в войнах пpотив Фpанции - сначала на Ионическом моpе (1799 г.), а затем в Севеpной Италии и Швейцаpии (1799-1800 гг.), где в последний pаз пpоявился гений великого pусского полководца А.В.Сувоpова. В 1800 году началось сближение России и Фpанции, обусловленное обоюдной вpаждой к Англии.
  -- Постоянная недоверчивость и подозрительность Павла I достигли к 1801 году крайней степени, обращаясь даже на членов его собственой семьи. Многие царедворцы считали императора Павла не совсем нормальным. Мысль об удалении с престола Павла первоначально возникла у вице-канцлера Н.П. Панина. К заговору привлекли великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.
  -- Осенью 1800 года возник заговоp пpотив императора, в котоpом участвовали приближенные Павла и гвардейские офицеры. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики проникли в Михайловский замок, где жил император, и убили его. Непосредственно в убийстве Павла участвовали адъютант Преображенского полка Аргамаков и Николай Зубов (зять А.В. Суворова ).
  -- Официальное сообщение гласило, что импеpатоp скончался от "апоплексического удара".
  
   **
  
  
   0x01 graphic
   Автограф сочинения Г. К. Котошихина
  
  -- Григорий Карпович Котошихин (или Кошихин; он же Иван-Александр Селицкий, ум. 1667) -- чиновник российского Посольского приказа, перебежавший в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века. Котошихин был казнён в Швеции за уголовное преступление.
  -- В конце 1650-х был писцом, а потом подьячим в посольском приказе.
  -- Прикомандированный к посольству кн. Прозоровского и Ордина-Нащокина для заключения мира (Кардисского, 1661) со Швецией, К. играл при переговорах видную роль. Он вступил в сношения со шведским комиссаром Эберсом, которому за денежное вознаграждение сообщал копии с секретных инструкций, данных русским уполномоченным.
  -- В конце 1663 или начале 1664 г. К. был послан к стоявшей на Днепре армии кн. Черкасского кн. Прозоровского для переговоров с поляками.
  -- Сменивший Черкасского и Прозоровского воевода князь Юрий Алексеевич Долгоруков потребовал от Котошихина, чтобы тот написал донос на его предшественников. Не желая исполнить этого требования и опасаясь мести Долгорукого, Котошихин бежал сначала в Польшу, потом в Пруссию и Любек и, наконец, в Нарву, откуда был отослан в Стокгольм.
  -- За границей он принял имя Ивана-Александра Селицкого, кроме того, отказался от православия и перешёл в протестантизм. В Стокгольме он был принят на шведскую службу и причислен к государственному архиву. Здесь он написал сочинение о России в царствование Алексея Михайловича.
  -- За убийство в нетрезвом виде хозяина дома, в котором жил, Котошихин-Селицкий по приговору суда был обезглавлен в Стокгольме в 1667 г.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Анна Иоанновна (28 января (7 февраля) 1693 -- 17 (28) октября 1740) -- российская императрица из династии Романовых.
  -- После смерти Петра II была приглашена в 1730 на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями, но забрала всю власть, разогнав Верховный совет.
  -- 28 января (8 февраля) 1730 года Анна подписала "Кондиции", согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну или заключать мир, вводить новые подати и налоги, расходовать казну по своему усмотрению, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола.
  -- 15 (26) февраля 1730 Анна Иоанновна торжественно въехала в Москву, где войска и высшие чины государства в Успенском соборе присягнули государыне. В новой по форме присяге некоторые прежние выражения, означавшие самодержавие, были исключены, однако не было и выражений, которые бы означали новую форму правления, и, главное, не было упомянуто о правах Верховного тайного совета и о подтвержденных императрицей условиях. Перемена состояла в том, что присягали государыне и отечеству.
  -- 1 (12) марта 1730 года народ вторично принёс присягу императрице Анне Иоанновне на условиях полного самодержавия.
  
   0x01 graphic
  
   Шуты в спальне Анны Иоанновны (Якобий В. И., 1872 год)
  
  -- В июле 1739 году Анну Леопольдовну выдали замуж за герцога брауншвейгского Антона-Ульриха, и в августе 1740 у пары родился сын Иоанн Антонович.
  -- 5 (16) октября 1740 года Анна Иоанновна села обедать с Бироном. Вдруг ей стало дурно, она упала без чувств. Болезнь признали опасной
  -- 16 (27) октября с больной императрицей сделался припадок, предвещавший скорую кончину. Анна Иоанновна приказала позвать Остермана и Бирона. В их присутствии она подписала обе бумаги -- о наследстве после неё Иоанна Антоновича и о регентстве Бирона.
  -- В 9 часов вечера 17 (28) октября 1740 года Анна Иоанновна скончалась на 48-м году жизни. Врачи причиной смерти объявили подагру в соединении с мочекаменной болезнью.
  -- Похоронили её в Петропавловском соборе в Петербурге.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
   Портрет И. И. Бецкого работы Александра Рослина (1777)
  
  -- Иван Иванович Бецкой (3 (14) февраля 1704, Стокгольм -- 31 августа (10 сентября) 1795, Санкт-Петербург) -- личный секретарь императрицы Екатерины II (1762--1779), президент Императорской Академии искусств (1763--1795), возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, русский государственный деятель.
  -- Внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого.
  -- Он долго путешествовал по Европе, а 1722--1726 годы провел "для науки" в Париже.
  -- В России Бецкой сначала состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 году определился на службу в Коллегию иностранных дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж.
  -- Вследствие происков канцлера Бестужева Бецкой был принужден (1747) выйти в отставку.
  -- Пётр III в начале 1762 года вызвал Бецкого в Петербург, произвел в генерал-поручики и назначил главным директором канцелярии строений и домов его величества.
  -- В перевороте 28 июня (9 июля) 1762 года Бецкой не принимал участия и о приготовлениях к нему, по-видимому, ничего не знал; может быть, потому, что всегда равнодушно относился к политике в собственном смысле.
  -- Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область -- воспитательную.
  -- Указом 3 марта 1763 года на него было возложено управление, а в 1764 он был назначен президентом Академии художеств, при которой он устроил воспитательное училище. 1 сентября 1763 года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим -- профессором Московского университета А. А. Барсовым, по указаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное общество благородных девиц" (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству.
  -- В 1765 году он был назначен шефом Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, для которого составил устав на новых началах.
  -- В 1768 году Екатерина II произвела Бецкого в чин действительного тайного советника. В 1773 году, по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.
  -- В 1773 году Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь, согласно Высочайшей воли, за учреждение на свои средства стипендий в 1772 году, большую золотую медаль, с надписью: "За любовь к отечеству. От Сената 20 ноября 1772 года".
  
   0x01 graphic
  
   Иван Иванович Бецкой портрет работы А. Рослина
  
  -- Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: "Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества" (СПб., 1774). С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны (1773--75) эти воззрения показались слишком либеральными, и Бецкой был отстранён от руководства просветительными учреждениями.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Пётр Иванович Мелиссино (1726--26 декабря 1797) -- первый русский генерал от артиллерии.
  -- Сын греческого лекаря, род которого происходил с Кефалонии и Крита, прибывшего в Россию во времена Петра I из Венеции, а при Анне Иоанновне ставшего вице-президентом Медицинской канцелярии.
  -- В 1740 году отдан на воспитание в Сухопутный кадетский корпус.
  -- В 1756 году получил чин капитана, в 1759 году переведен по собственному желанию в артиллерию и получил звание майора. Участвовал в Семилетней войне.
  -- В первую русско-турецкую войну(1768--1774) был уже полковником, ему было поручено начальство над всей артиллерией 1-й армии генерала А. М. Голицына, затем П. А. Румянцева, 1 января 1770 года получил чин генерал-майора. Способствовал победам под Хотином, при Ларге и при Кагуле. В сражении при Кагуле, когда турки опрокинули каре Племянникова и готовы были ворваться в каре Олица, хладнокровно открыл огонь картечью и содействовал отражению турок. За этот подвиг награждён орденом Святого Георгия Победоносца III степени. За кампанию 1773 года получил орден Святой Анны. Получил репутацию одного из лучших артиллеристов своего времени.
  -- По окончании Турецкой войны некоторое время служил в Главной канцелярии артиллерии и фортификации, в 1782 году получил чин генерал-поручика, в 1783 году назначен директором Артиллерийского и Инженерного Шляхетский Кадетских Корпусов. Позже исполнял должности старшего члена Экспедиции Государственной Военной коллегии и первоприсутствующего в канцелярии Главной артиллерии и фортификации. 1 января 1789 года награжден орденом Св. Александра Невского. За несколько дней до кончины Екатерины II получил от неё орден Владимира I степени.
  -- По воцарении императора Павла I в 1796 году назначен инспектором всей артиллерии, первым в российской армии получил чин генерала от артиллерии, стал кавалером ордена Святого Андрея Первозванного.
  -- Умер 26 декабря 1797 года.
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  -- Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
  -- Человек для человека должен быть святыней.
  -- Гораздо тяжелее кажется то наказание, которое назначается мягким человеком.
  -- Человек по своей природе -- Животное чистое и изящное.
  -- Никто не становится хорошим человеком случайно.
  -- Кому не на что надеяться, тому не в чем отчаиваться.
  -- Если рост прекратился, близится конец.
  -- Судьба ничего не дает в вечную собственность.
  -- Истинная радость -- дело серьезное.
  -- Как басня, так и жизнь ценятся не за длину, но за содержание.
  -- Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.
  -- Благо -- не всякая жизнь, а жизнь хорошая.
  -- Жизнь долга, если она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем.
  -- Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
  -- Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет.
  -- Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
  -- Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.
  -- Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.
  
  
  

Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 г. до н. э. -- 65 г. н. э.)

   Справка:
  
  -- Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor), Сенека младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба -- 65, Рим) -- римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.
  -- Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
  -- Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.
  -- Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: "Это -- возлияние Юпитеру Освободителю".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023