ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Традицию не обсуждать, а соблюдать ...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  

ВОСПИТАНИЕ ДВОРЯНСКОЕ:

"Традиция, ко­торую не обсуждают, а соблюдают"...

О.С. Муравьева

  
   Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в Российском государстве ХVIII - первой половины ХIХ века: дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и ответственности.
  
   Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона.
  
   Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями дворян, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества.
   Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.С. Пушкиным его "Капитанской дочке", когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
  
   "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
  
   *
   Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
   *
   Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
  
   Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким.
  
   *
   Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике, "честь" не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
  
   В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
  
   *
   Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
   *
   Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слово". Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.
   *
   Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии.
   *
   Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
  
   Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского дворянства, отличающая его от западных дворян.
  
   *
   Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным.
  
   Оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными.
  
   Все дело, однако, состоит в том, как понимать жизненный успех. Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка и проч., то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.
   *
   Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак не связанных между собой требований.
   Храбрость и выносливость, которые безусловно требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Не удивительно, что эти качества высоко ценились и старательно прививались детям.
  
   К примеру, в Царскосельском лицее каждый день для физической закалки уделялось несколько часов: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью, гребле.
  
   Этой же цели служили прогулки в любую погоду.
   *
   Физические нагрузки не просто укрепляли здоровье, но и способствовали формированию личности.
  
   В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными.
  
   Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
   *
   Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения, было не только недостойно, но и неприлично.
  
   Умение скрывать от посторонних глаз мелкие досады и огорчения считалось обязательной чертой дворянского воспитания.
  
   Считалось неприличным обременять окружающих своими личными неприятностями. Не менее важным считалось и другое - защита своего внутреннего мира от непрошеных свидетелей.
   *
   Светское общество относилось к бытовой стороне жизни как к явлению глубоко содержательному, имеющему самостоятельное значение. Балы, светские рауты, салонные беседы и частная переписка - все это в большей или меньшей степени носило оттенок некого ритуала, для участия в котором требовалась специальная выучка.
   *
   Правила хорошего тона отнюдь не сводились к набору рекомендаций типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т.п. Высшее общество предъявляло к своим людям более серьезные требования.
   *
   Дворянские дети прежде всего приучались к правилам гигиены. Отношение к одежде носило не только эстетический, но и философский характер.
  
   Это был культ проявлений жизни. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто.
  
   *
   Умение нравиться было одной из отличительных черт людей света. Не удивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка.
   *
   Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы со всеми людьми, независимо от их происхождения и положения, уметь держаться одинаково, без чванства и заносчивости.
   *
   Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучиться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. При выяснении отношений в свете допустимы были выражения резкие и по существу оскорбительные; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми.
  
   Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
  
   *
   Сильной стороной дворянства было то, что дворянин постоянно жил в общении с простым народом. Перед ним не вставали проблемы общения с людьми, которые имели интеллигенты, предпринимавшие "походы в народ". Подавляющее большинство дворянских семей жило в своих поместьях или же в течение года неоднократно посещало их.
  
   Они разбирались в крестьянской жизни, знали проблемы деревни, вместе справляли обряды, были одной веры с крестьянами. Они же являлись их воинскими начальниками и потому пользовались среди солдат авторитетом знающего и справедливого человека.
  
   Уважение к крестьянам и крестьянскому труду воспитывалось в дворянских детях с малого возраста.
   *
   Особые отношения складывались внутри дворянского сословья. Характерный пример традиционного дворянского отношения к родне приводит В.А. Сологуб, вспоминая об Екатерине Александровне Архаровой.
   Бывало, к ней являлся с просьбой какой-нибудь помещик из захолустья, которого она видела впервые в жизни. Гостя встречали словами:
  
   - Чем, батюшка, могу служить? Мы с тобой не чужие...
  
   Часто такой визитер обращался к Архаровой с просьбой пристроить детей в какое-нибудь учебное заведение и присмотреть за ними, на что она охотно соглашалась. И на другой день помещик приезжал с детками, которых они рассовывали по разным воспитательным заведениям и помещик уезжал восвояси, твердо уверенный в том, что его дети находятся в надежных руках.
   И это было действительно так: Архарова регулярно посещала детей, справлялась об их успехах, помогала всячески...
   *
   Заслуживает особого внимания взаимоотношения в дворянской семье между родителями и детьми. Здесь в любви к ним не пересаливали.
  
   Дети держались в духе подобострастия и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них.
   *
   Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.
   *
   За сколько-нибудь серьезные проступки строго наказывали. Лестница обычных наказаний: оставление без сладкого, без прогулки, ставление в угол и на колени, устранение от игры и т.п.
   *
   В то же время, свидетельства мемуарной литературы позволяют сделать вывод о том, что дворянская семья была обителью счастья, с ней связаны самые лучшие воспоминанья.
   *
   Чтобы уверенно играть свою роль - держаться свободно, уверенно и непринужденно - светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев.
  
   Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был обязательный элемент воспитания. Молодому человеку, не умеющему танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина - это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной организации дворянского сословия.
  
   Танцы же являлись организующим моментом бального ритуала, определяя и стиль общения, и манеру разговора.
   Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.
   Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и поэтому обучение танцам начиналось рано, а учителя были очень требовательны.
   *
   Первый бал - это первый официальный раут, в котором молодой человек впервые участвовал на правах взрослого. На уроках танцев дети учились не только танцевать. Учителя считали, что вместе с выправкой тела выправляется и душа.
  
   Дворянское воспитание - это не просто педагогическая система, не особая методика и не свод правил. Это - образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания. Сила этого воспитания - в неуклонном соблюдении традиций.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Материал из кн. Муравьевой О.С. "Как воспитывали русского дворянина" (М., 1995).
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023