ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Учи сему и увещевай

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


 []

Московская улица в конце ХVIII столетия

  

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

/ Авт.-сост. А.И. Каменев -

М., 2004. - 308 с.

(содержание)

Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

Те, которые имеют господами верными, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и

возлюбленные и благодетельствуют им.

Учи сему и увещевай.

Первое послание к Тимофею Св. Ап. Павла, гл. 6, с.1-2.

  

***

  
   Хрестоматия составлена на основе христианских канонических трудов, богословских и светских работ, освещающих важнейшие идеи христианства с позиции православия, русской культуры и национальных идей в области духовного воспитания и совершенствования русского человека.
  
   Труд предназначен для использования в педагогическом процессе военно-учебных заведений, а также может быть практическим пособием для человека, желающего строить свою жизнь на основе благонравия и благочестия.
  
  
   Введение
  
   ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ педагогикИ благонравия (А.И. Каменев)

   Православие - духовная основа национальной педагогики. - Педагогика православная в ее сущностном значении. - Основные категории православной педагогики. - Особенности и отличия православной педагогики (универсальность, честность, гуманизм, светозарность, определенность и последовательность, благоразумие и благочестивость, оптимистичность, чистота (целомудрие), благодарение, прозорливость, соборность, патриотизм.
  

1

   ЧЕЛОВЕК КАК ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ
   О высоком достоинстве природы человеческой и блаженном состоянии первых людей - Адама и Евы (Г. Дьяченко).
  
   Евангелийский идеал человека (о.Николай (Депутатов)).
  
   Рассказ об обольщении змеем Адамы и Евы и запретном плоде (Быт. 3, 1-9).
  
   О следствиях падения наших прародителей (Г. Дьяченко).
  
  

2

   ПРЕДЕЛ И МЕРА возможностей ЧЕЛОВЕКА
   Рассказ о блаженном Августине (Г. Дьяченко).
  
   Притча о талантах (Матф. 25,14-30).
  
   О чем тебе, человек, следует помнить (мысли из Священного Писания и творений святых отцов).
  
  

3

   НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
   Имеет ли жизнь смысл (С.Л. Франк).
  
   Что делать тебе, человек (С.Л. Франк).
  
   Книга Екклесиаста или Проповедника (Библия).
  

4

   ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ НАЧАЛА ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
   Главным началом христианской жизни служит любовь. - Главные виды нравственных обязанностей христианина: обязанности по отношению к Богу; обязанности по отношению к самому себе; обязанности по отношению к ближним).
  

5

   ЧЕЛОВЕК КАК ТРИЕДИНСТВО: ДУХ. ДУША. ТЕЛО
   Притча о братьях-пещерниках (Г. Дьяченко).
  
   Из библейских поучений.
  
   О душе, как особом, совершенно отличном от тела, правящем в нем духовном начале (Г. Дьяченко).
  
   О примате духовного начала в человеке (В.В. Зеньковский).
  
   Мысли отцов церкви о теле.
  

6

   АЗБУКА ДУХОВНАЯ
   Духовное наслаждение. - Признаки духовного совершенства в жизни. - Природа души бесстрастна и бессмертна. - Житие умное, духовное. - Исцеление души. - Очищение души. - Первая мысль о духовной жизни, или первое делание. - Плоды духа. - Признаки охлаждения духовной жизни. - Сердечная чистота. (Исаак Сирин).
  
   Ангел-хранитель (какие ангелы называются ангелами-хранителями; при каждом ли из нас есть ангел-хранитель?; отчего мы их не видим?; с какого времени он нам дается?; не отступает ли от человека когда-либо ангел-хранитель? ( Г. Дьяченко).
  
   О злых духах (кто они; о границах злотворных диавольских действий; о семи средствах борьбы с демонами) (Г. Дьяченко).
  
   Чем опасно самовольное проникновение в невидимый мир? (Владимир Елисеев).
  

7

   КРЕСТ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
   Для каждого человека ЕСТЬ особая закономерность, которая в христианстве именуется "крестом" (В.В. Зеньковский).
  
   Мысли святых отцов о крестоношении.
  

8

   ГЛАВНЫЕ СИЛЫ ЛИЧНОСТИ
   О союзе трех добродетелей, то есть о Вере, Надежде и Любви (Иоанн Лествечник).
  
   Вера: Свет Веры и безумие неверия (А. Кураев).
  
   Надежда: О надежде на Бога в скорби и бедствии (Иоанн Златоуст). - О терпении (И.А. Ильин).
  
   Любовь: О любви и свойствах ее. - О любви к ближним. - Любовь не допускает до греха. - О любви к врагам. - О взаимной любви. - О самолюбии и последствиях его. (Иоанн Златоуст).
  
  

9

   СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  
   Самосознание: Самосознание как функция духа (В.В. Зеньковский). - Достоинство человека (жемчужины мысли). - Воспитание чувства собственного достоинства (мысли и примеры из светской истории). - Самодержавие духа (Из "Очерков русского самосознания" о. Иоанна Кронштадского). - О правах и обязанностях (Л.А. Тихомиров). - Воспитание духа (Иоанн Кронштадский).
  
   Ум: Ум без веры лукав (из творений святых отцов). - О высокоумии (Иоанн Златоуст). - О хранении ума (Авва Исаия, отшельник). - Воспитание ума (Иоанн Кронштадский).
  
   Воля: "Да будет воля твоя..." (Поучения святых отцов). - О свободе воли в человеке и грехе (Г. Дьяченко). - Об отсечении страстей (Иоанн Златоуст). - В чем заключается внутренний мир и война (Иоанн Златоуст). - О воспитании воли русского человека (А.И. Каменев).
  
   Совесть: Совесть - запечатленное в сердце знание Божественного Закона. О хранении совести в отношении к Богу, к самому себе и ближним. "Верный в малом и во многом верен... Муки вечные есть мучения совести". (мысли святых отцов).
  
   Смиреномудрие: О смирении (Иоанн Златоуст и Иоанн Кронштадский).
  
  

10

   ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ
  
   Добродетели: Спасение души и добродетель (мысли о главном из "Цветника духовного"). - Добродетели по их сути: мудрость; справедливость; мужество (великодушие, самоотвержение, терпение, стойкость); умеренность (скромность, целомудрие, благопристойность, воздержанность и трезвость); благотворительность; самообладание; правдивость; миролюбие).
  
   Добродетели русского человека: "Благочестие стало коренным типичным свойством русского человека" (А.А. Царевский); "У нас первые движущие силы - любовь и вера" (И.А. Ильин); "Критерий истины для русского - всегда в конечном счете опыт" (С.Л. Франк); "Евангелийская добродетель милосердия, сострадания и благотворительности" (А.А. Царевский); "Дух русского народа велик и могуч" (В.Г. Белинский); "Твердость, мужество и долготерпение наших праотцов" (М. Гастев); "Свободолюбие и согласие" (Н.М. Карамзин); "Чистота и целомудрие" (И. Снегирев); "У нас свой путь и свои задачи" (И.А. Ильин).
  
   Пороки: гордость; тщеславие; самооправдание; саможаление; зависть; неблагодарность; злорадство; злословие; словоблудие (фарисейство); эгоизм; злонравие и подлость; несправедливость; сребролюбие; неверность (клятвоотступничество); лукавство; лживость; расточительность; чревоугодие; блудливость; безразличие (нечувственность); беспечность; памятозлобие; скупость; лень; празднолюбие; изнеженность.
  
   Недостатки в характере русского человека: "Душа рус-ского человека слишком широка..."
  
   Духовные задания для нашей самостоятельной работы: "станем же править наше сознание"; воспитание волевого характера; развитие самостоятельности и инициативы; воспитание культуры речи ... школой молчания; преодоление "умствующего невежества"; воспитание привычки "не осуждать!"; преодоление болезни "всестрадания", наследия "маниловщины" и "обломовщины"; лечение бездуховности и беспринципности; особое внимание умной книге; "соль земли": кому у кого надо учиться (мысли русских писателей и мыслителей).
  
  

11

   Настоящая жизнь есть время борьбы и подвига (Иоанн Златоуст)
  
   "Будем считать всю жизнь нашу предназна-ченною для подвигов, не станем никогда искать отдохновения, не станем смотреть на страдания, как на нечто чуждое для нас: ибо и ратоборец, когда он совершает подвиги, не считает этого чуждым для себя".
  

12

   Выбери себе верный путь (вместо заключения)
  
   Вера. Надежда. Терпение (о. Николай (Депутатов)).
  
   Победа над самим собой (Практическое задание каждому человеку - мысли мудрейших).
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЯ
  
   Краткое правило для благочестивой жизни.
  
   Словарь духовных терминов (А. Мень).
  
   ЛИТЕРАТУРА
  

 []

Торговцы лубочными картинами и стальными изделиями в Екатерининское время

ВВЕДЕНИЕ

  
   Судьбоносные периоды - это времена, которые привносят в жизнь людей и государств нечто кардинальное, затрагивающее суть естества, и потому они имеют глубочайшее влияние на все последующие процессы и явления.
  
   Появление христианства - явление судьбоносное.
  
   Крушение крупных империй не идет в сравнение с возникновением христианства, ибо по своему влиянию на мировую цивилизацию оно не может быть ни с чем сопоставимо.
  
   Сегодня не надо искать доказательств справедливости сказанного, ибо и история и ход современного развития человечества выявил и высоко оценил место и роль христианства как единственной Истины, нового Мировоззрения, самого точного ориентира в жизни, небывало гуманной системы и образца человеческих отношений, благодатной основы личной жизни.
  
   Христианство оказало огромное влияние на весь строй воспитания и образования. Своим учением о человеческой личности, о смысле человеческой жизни и сущности человеческой природы оно дало педагогическому развитию совершенно новые импульсы, направления и идеи, подчас противоречащие мыслям и практике античного мира.
  
   В античном мире человек расценивался преимущественно с точки зрения его полезности для государства и общества.
   Напротив, христианство возвысило цельность человеческой личности как образа и подобия Божьего.
  
   Жизнь человека, по христианскому воззрению, не ограничивается земными пределами, а простирается в вечность - человек предназначен для вечности.
  
   Не земная жизнь составляет конечный смысл воспитания и образования. Последние должны быть направлены на то, чтобы развить начала духовного совершенства в человеке, приготовить с детства уподобляться человека Богу.
  
   В христианстве знания ищут не ради его практической пользы, не ради значения его для земной жизни, а ради его самого, или самой истины, ради того, что путь знания ведет от относительной истины к той абсолютной Истине, которая для глубокомыслящего человека, для философствующего ума совпадает с Божеством.
  
   Христианство существенно изменило и психологический взгляд на духовную природу человека. В то же время как дохристианская древность понимала дух человека как мыслительную способность, интеллект, христианство понимает под духом все духовные силы и способности, весь тройственный образ Божий: ум, чувство и волю. Интеллект в христианстве теряет свое исключительное значение.
  
   Отсюда и само образование или обучение, в христианском идеале, получает характер воспитывающего, направленного не только на развитие ума, но и на развитие сердца и доброй воли.
  
   Новым взглядам на ценность человеческой личности, смысл ее жизни и сущность духовной природы, христианство сообщило воспитанию и образованию сильные импульсы к постановке образовательного дела, в смысле его широты, глубины и цельности.
   Это влияние христианства должно было косвенно отозваться и в методике учебного дела.
  
   Место традиции школьной заступило искание новых путей в постановке учебных предметов, путей, отвечающих наилучше идеям индивидуализации воспитания и образования, идеально-религиозному взгляду на знание и образование, и идее воспитывающего обучения.
  
   Задача данной книги заключается в том, чтобы собрать воедино тот бесценный материал, который является, безусловно, полезным для русского человека с точки зрения понимания им смысла человеческой жизни, назначения человека, системы его духовных ценностей, выбора жизненного пути, обретения духовной стойкости, умения бороться с соблазнами и искушениями, отношения к семейному и родительскому долгу, а также понимания смысла власти и необходимости защищать Отечество.
  
  
   В основу этой работы положены бесценные положения Священного Писания, труды Святых отцов и выдающихся христианских мыслителей.
  
   В структурном отношении книга представляет собой последовательное и логичное извлечение текстов из Священного Писания и наиболее важных богословских и светских трудов.
   Логика структурной композиции определена, исходя из потребности человека определиться в познании самого себя, смысла своей жизни, устремлениях, достоинствах и недостатках, а в последующем - в том, как и на какой духовной основе и практике строить свою последующую благонравную жизнь, имеющую личностный, семейный, национальный, гражданский и иной аспекты.
  
  

 []

Торговка старыми вещами и рекрут в Екатерининское время

Кто учит иному и не следует здравым словам

Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестию,

тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям,

от которой происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают,

будто благочестие служит для прибытка.

Удаляйся от таких.

Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.

Ибо мы ничего не принесли в мир;

явно, что ничего не может и вынести из него.

Первое послание к Тимофею Св. Ап. Павла, гл. 6, с.3-7.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Соколов П. История педагогических систем. - СПб.,1913. - С. 57-62
  

***

  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010