ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Слухам не верьте никаким"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Угасает даль и подвиги -- угасает и сила стремящая"...

А.К.

  

0x01 graphic

Портрет Н. Гоголя работы Александра Иванова, 1841

  
  
   (Моя новая книга "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ")

"НАДО ПОЕЗДИТЬЯ ПО РОССИИ"...

Н.В. Гоголь

   А.К. - Важные мысли Гоголя и исторические иллюстрации...
  
  
   Нет выше званья, как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе соей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего этого не сделать.
  
   Чтобы приобресть право удалиться от мира, нужно уметь распроститься с миром.
  
   "Раздай все имущество свое нищим и потом уже ступай в монастырь",- так говорится всем идущим туда. У вас есть богатство, вы его можете раздать нищим; но что же мне раздать?
  
   Имущество мое не в деньгах.
   Бог мне помог накопить несколько умного и душевного добра и дал некоторые способности, полезные и нужные другим - стало быть, я должен раздать это имущество не имущим его, а потом уже идти в монастырь.
  
   Но и вы одной денежной раздачей не получите на то права.
  
   Если бы вы были привязаны к вашему богатству и вам было бы с ним тяжело расставаться, тогда другое дело; но вы к нему охладели, для вас оно теперь ничто,- где же ваш подвиг и ваше пожертвование?
   Или выбросивши за окошко ненужную - значит сделать добро своему брату, разумея добро в высоком смысле христианском?
   Нет, для вас так же, как и для меня, заперты двери желанной обители.
  
   Монастырь ваш - Россия!
  

0x01 graphic

  

Белозерск. Вид улиц от Успенского собора. 16 в.

   Справка:
  
  -- БЕЛООЗЕРО -- древнерусский го­род на р. Шексна, в 3 км от Белого озера. Один из древнейших центров русской государственности.
  -- Главным храмом Белоозера была церковь св. Василия Кесарийского, а в окрестностях го­рода находился Усть-Шехонский Троицкий монастырь. В последний раз Белоозеро упоминается в летописи под 1398 г., когда "старый горо­док Белозерский" был захвачен и сожжен новгородскими войсками.
  
   Облеките же себя умственно ризою чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для не, ступайте подвизаться в ней. Она зовет теперь сынов своих еще крепче, нежели когда-либо прежде.
   Уже душа в ней болит, и раздается крик ее душевной болезни.
  
   Друг мой! Или у вас бесчувственное сердце, или вы не знаете, что такое для русского Россия.
  
   Вспомните, что, когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасать ее.
  
   Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля, взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы, а вы не хотите взять поприща мирного гражданина, и где же? - в самом сердце России.
   (...)
  
   Вам нужно проездиться по России.
  
   Вы знали ее назад тому десять лет: это теперь недостаточно.
   В десять лет внутри России столько совершается событий, сколько в другом государстве не свершится в полвека.
  
   Вы сами заметили, живя за границей, что в последние два, три года даже начали выходить из нее и люди совершенно другие, не похожие ни в чем с теми, которых вы знали не так давно.
  
   Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней проездиться самому.
  
  

0x01 graphic

Донской монастырь.

Литография 19 в.

   Справка:
  
  -- ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ -- мужской монастырь в Москве, основан в 1591 г., по другим данным-- в1593г. в память об избавлении Москвы от набега крымского хана Казы-Гирея (1591г.).
  -- В Смутное время нач. 17 в. монас­тырь был разграблен и опустошен, в 1650-1678 гг. приписан к находив­шемуся поблизости Андреевскому монастырю. В посл. четв. 17 в. Дон­ской монастырь получил богатые по­жалования от членов царской семьи и представителей московской знати и стал богатым землевладельцем.
  -- С кон. 17 в. Донской монастырь на долгое время стал центром русско-грузинских связей: вместе с имере­тинским и картлийским царем Арчилом II в Москву прибыл глава гру­зинской церкви митрополит Лаврен­тий, ставший архимандритом Дон­ского монастыря; в окрестностях мо­настыря сложилась одна из грузин­ских колоний Москвы.
  
   Слухам не верьте никаким.
  
   Верно только то, что еще никогда не бывало в России такого необыкновенного разнообразия и несходства во мнениях и верованиях всех людей, никогда еще различие образований и воспитаний не оттолкнуло так друг от друга всех и не произвело такого разлада во всем.
  
   Сквозь все это пронесся дух сплетен, пустых поверхностных выводов, глупейших слухов, односторонних и ничтожных заключений.
  
   Все это сбило и спутало до того, у каждого его мнение о России, что решительно нельзя верить никому.
  
   Нужно самому узнать, нужно проездиться по России.
  
   (...)
   Клянусь, человек стоит, чтобы его рассматривать с большим любопытством, нежели фабрику или развалину.
   Попробуйте только на него взглянуть, вооружаясь одной каплей истинно братской любви к нему, и вы от него уже не оторветесь - так он станет для вас занимателен.
  
   Познакомьтесь прежде всего с теми из них, которые составляют соль каждого города или округа; таких бывает человека два-три в каждом городе.
  
   Они вам в немногих чертах очертят весь город, так что вам будет видно уже самому, где и в каких местах производить наиболее наблюдение над нынешними вещами.
  
   Разговорясь с человеком передовым из каждого сословия (с вами же все так охотно разговаривают и развертываются чуть не нараспашку), вы от него узнаете, что такое всякое сословие в его нынешнем виде.
   Расторопный и бойкий купец вдруг вам объяснит, что такое в их городе купечество; порядочный и трезвый мещанин даст понятие о мещанстве. От чиновника-дельца узнаете должностное производство, а общий цвет и дух общества услышите сами.
  
   На передовых людей, однако ж, не весьма полагайтесь, лучше постарайтесь расспросить двух или трех человек из каждого сословия. Не позабывайте того, что теперь все между собою в ссоре, и всяк друг на друга лжет и клевещет беспощадно.
  
   С духовенством вы сойдетесь вдруг, потому что с ними вообще вы знакомитесь скоро; от них узнаете остальное.
  

0x01 graphic

  
  
   Справка:
  
  -- ЗВЕНИГОРОД -- город на левом бе­регу реки Москва, в 46 км от Моск­вы.
  -- В 14--16 вв. город играл роль важного сторожевого пункта на западных подступах к Москве.
  -- В кон. 14 в. вблизи го­рода на Сторожевой горе, при впа­дении в реку Москва речки Сторо­жа основан Саввино-Сторожевский монастырь. Последним звени­городским князем был сын Василия Темного Андрей Васильевич Боль­шой (правил в 1462-1492 гг.), после чего Звенигородское княжество бы­ло окончательно присоединено к Москве.
  -- В годы Смуты в нач. 17 в. Звениго­род серьезно пострадал от действий отрядов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, в 1618 г. в Звенигороде стоял со своим войском польский короле­вич Владислав. Во 2-й пол. 17 в. в Саввино-Сторожевском монастыре находилась загородная резиденция царя Алексея Михайловича.
  
   И если вы таким образом проездите по главным городам и пунктам России, то уже увидите ясно, как день, где и на каком месте вы можете быть полезны и о какой должности следует вам просить.
  
   А покуда вы уже одной поездкой вашей можете сделать много добра, если только захотите. В самом путешествии этом предстанут вам такие христианские подвиги, каких в самом монастыре не встретите.
  
   Во-первых, будучи приятны в разговоре, нравясь каждому, вы можете, как посторонний и свежий человек, стать третьим, примиряющим лицом.
  
   Знаете ли, как это важно, как это теперь нужно России и какой в этом высокий подвиг!
   Спаситель оценил его едва ли не выше других: он прямо называет миротворцев сынами божьими.
  
   А миротворцу у нас поприще повсюду.
   Все перессорились: дворяне у нас между собой, как кошки с собаками; купцы между собой, как кошки с собаками; мещане между собой, как кошки с собаками; крестьяне, если только не устремлены побуждающей силой на дружескую работу, между собой, как кошки с собаками. Даже честные и добрые люди между собой в разладе; только между плутами видится что-то похожее на дружбу и соединение в то время, когда кого-нибудь из них сильно станут преследовать.
  
   Везде поприще примирителю.
   Не бойтесь, примирять не трудно. Людям трудно самим умириться между собой,но, как только станет между ними третий, он их вдруг примирит. Оттого-то у нас всегда имел такую силу третейский суд, истое произведение земли нашей, успевающей более всех других судов.
  
   В природе человека, и особенно русского, есть чудное свойство: как только заметит он, что другой сколько-нибудь к нему наклоняется или показывает снисхождение, он сам уже готов чуть ли не просить прощенья.
   Уступить никто н хочет первым, но как только один решился на великодушное дело, другой уже рвется как бы перещеголять его великодушием.
   (...)
  

0x01 graphic

   Справка:
  
  -- ИВАНГОРОД -- город-крепость на правом обрывистом берегу р. Нарова на северо-западной границе Русского государства, напротив ливонской крепости Нарва.
  -- Заложен в 1492 г. по повелению московского великого князя Ива­на III (отсюда название).
  -- Крепость Ивангорода -- одна из первых рус­ских регулярных крепостей, соору­жена за три (или четыре) месяца из местного камня. Толщина стен до­стигала 3 м, высота -- 16 м.
  -- В авгус­те 1496 г. Ивангород был штурмом взят шведами, которые вскоре под натиском русского войска вынужде­ны были отступить, разрушив ук­репления. Крепость восстановили новгородские и псковские "мастеро­вые люди" и соорудили к юго-западу от старых укреплений новую кре­пость, т. н. Боярский город, по пло­щади в несколько раз превосходив­шую старую. Высота стен новой кре­пости достигала 22 м.
  -- Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. Ивангород был опорным пунктом русского войска, действо­вавшего в пределах Ливонии.
  -- В Смутное время нач. 17 в. город захвачен шведами, по Столбовскому миру 1617 г. отошел к Швеции и стал пригородом Нарвы.
  -- В 1704 г., в ходе Северной войны, Ивангород окончательно присоединен к Рос­сии.
  
   Итак, вот вам одна часть подвигов, какие вам могут представиться на каждом шагу вашей поездки по России.
  
   Есть и другая, не менее важная. Вы можете оказать большую услугу духовенству тех городов, через которые будете проезжать, познакомив их лучше с обществом,среди которого они живут, введя их в познание тех вещей и проделок, о которых не говорит вовсе на исповеди нынешний человек, считая их долженствующими быть вне христианской жизни. Это очень нужно, потому что многие из духовных, как я знаю,уныли от множества бесчинств, возникнувших в последнее время, почти уверились, что их никто теперь не слушает, что слова и проповедь роняются на воздух и зло пустило так глубоко свои корни,что нельзя уже и думать об его искорененье.
  
   Это несправедливо.
   Грешит нынешний человек, точно, несравненно больше, нежели когда-либо прежде, но грешит не от преизобилья своего собственного разврата, не от бесчувственности и не оттого, чтобы хотел согрешить, но оттого, что не видит грехов своих.
  
   (...)
  
   Нет, человек не бесчувственен, человек подвигнется, если только ему покажешь дело, как есть. Он теперь подвигнется еще более, чем когда-либо прежде, потому что природа его размягчена, половина грехов его - от неведения, а не от разврата.
   Он, как спасителя, облобызает того, который заставит его обратить взгляд на самого себя.
   (...)
  
   Жизнь нужно показать человеку,- жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних,- жизнь, оглянутою не поверхностным взглядом светского человека, но взвешенную и оцененную таким оценщиком, который взглянул на нее высшим взглядом христианина.
  
   Велико незнанье России посреди России.
   Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, как бы живут за морями.
  
   Вы можете во время вашей поездки их познакомить между собою и произвести взаимный благодетельный размен сведений, как расторопный купец, забравши сведения в одном городе, продать их с барышом в другом.
  
   Всех обогатить и в то же время разбогатеть самому больше всех. Подвиг на подвиге предстоит вам на всяком шагу, и вы этого не видите!
  
   Очнитесь!
   Куриная слепота на глазах ваших!
   Не залучить вам любви к себе в душу.
   Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им. Какой слуга может привязаться к своему господину, который от него вдали и на которого еще не поработал он лично? Потому и любимо так сильно дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадала.
  
   Очнитесь!
   Монастырь ваш -Россия!..
  

1845

  
  

0x01 graphic

  

"ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ"

  
   В "Авторской исповеди" он писал, отвечая на упреки критиков, утверждавших, что в "Выбранных местах..." он изменил своему назначению и вторгся в чуждые ему пределы: "Я не совращался со своего пути. Я шел тою же дорогою" <...> -- и я пришел к Тому, Кто есть источник жизни".
  
   В статье "Несколько слов о биографии Гоголя" С.Т.Аксаков авторитетно свидетельствует: "Да не подумают, что Гоголь менялся в своих убеждениях; напротив, с юношеских лет он оставался им верен. Но Гоголь шел постоянно вперед; его христианство становилось чище, строже; высокое значение цели писателя яснее и суд над самим собой суровее".
  
   У Гоголя постепенно вырабатываются аскетические устремления и все яснее вырисовывается христианский идеал. Еще в апреле 1840 года он писал Н. Д. Белозерскому: "Я же теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской".
  
   С лета 1842 года Гоголь живет за границей.
   Он принимается за чтение книг духовного содержания, уделяя преимущественное внимание святоотеческой литературе. Его письма сороковых годов наполнены просьбами о присылке книг по богословию, истории Церкви, русским древностям. Друзья и знакомые шлют ему творения святых отцов, издаваемые Московской Духовной академией, сочинения Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, епископа Иннокентия, номера журнала "Христианское чтение". Присланное Н. М. Языковым "Добротолюбие" (собрание аскетических писаний) стало для Гоголя одной из самых насущных книг.
  
   П. В. Анненков, встретивший его в 1846 году в Париже, вспоминает:
   "Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, которую нельзя иначе определить, как назвав красотой мыслящего человека. Лицо его побледнело, осунулось; глубокая, томительная работа мысли положила на нем ясную печать истощения и усталости, но общее выражение его показалось мне как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа".
  

0x01 graphic

  

Казань 17 в. Гравюра

из "Путешествия" А. Олеария

   Справка:
  
  -- КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ 1545 -1552 гг. -- походы русского войска на Казань с целью присоединения Казанского ханства к России.
  -- Первый Казанский поход начался в 1545 г. Московская судовая рать кня­зя С. И. Микулинского, И. Б. Шере­метева и князя Д. И. Палецкого, со­единившись с пришедшим из Вятки полком воеводы В. С. Серебряного-Оболенского.
  -- В кон. 1547 г. состоялся новый по­ход на Казань. Во главе московского войска стоял царь Иван IV.
  -- Походы были неудачные и только в резуль­тате кровопролитного штурма 2 октяб­ря 1552 г. Казань была взята. Терри­тория Казанского ханства вошел в со­став Московского государства.
  
   В январе-феврале 1845 года Гоголь -- в Париже у графа А. П. Толстого. Об этом времени он писал Н. М. Языкову: "Жил внутренне, как в монастыре, и, в прибавку к тому, не пропустил почти ни одной обедни в нашей церкви".
  
   Еще в 1842 году он писал матери: "...есть много тайн во глубине души нашей, которых еще не открыл человек и которые могут подарить ему чудные блаженства. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную Литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою".
  
   К весне -- началу лета 1845 года болезнь Гоголя усиливается.
  
   В Веймаре Гоголь был вместе с графом Толстым, чьи устремления также были направлены к монашеству. Отзвук поездки в Веймар можно найти в письме Гоголя "Нужно проездиться но России", вошедшем в "Выбранные места..." и адресованном графу Толстому: "Нет выше званья, как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего этого не сделать. Чтобы приобресть право удалиться от мира, нужно уметь распроститься с миром. <...> Нет, для вас так же, как и для меня, заперты двери желанной обители. Монастырь ваш -- Россия!"
  
   Гоголь -- одна из самых аскетических фигур нашей литературы.
   Последнее его десятилетие проходит под знаком все усиливающейся тяги к земному претворению христианского идеала. Не давая важнейших обетов монашества -- целомудрия и нестяжания, -- он воплощал их в своем образе жизни.
  
   "Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира".
  
  

0x01 graphic

Город Касимов в кон. 17 в.

По гравюре из сочинения А. Олеария

   Справка:
  
  -- КАСИМОВСКОЕ ЦАРСТВО, Каси­мовский удел, Касимовское ханство -- территории на Оке, в 1452 г. пе­реданные великим князем Васили­ем II в удел царевичу Касим-хану, перешедшему к нему на службу.
  -- Центром Касимовского царства стал г. Мещерский (Городец-Мещерский), который стал именоваться Касимовом.
  -- В 1681 г. Касимовское царст­во прекратило свое существование.
  
   Еще по меньшей мере дважды Гоголь пытался если не уйти в монахи, то хотя бы приблизиться к монастырю -- в конце жизни он собирался на Афон и несколько раз ездил в Оптину Пустынь.
  
   Вместо Афона Гоголь оказался в Оптиной Пустыни.
   Помимо чисто паломнических целей, его влек туда и углубленный интерес к свято-отеческой литературе. В середине 1840-х годов по инициативе старца Макария и его духовных чад, Ивана Васильевича Киреевского, известного общественного деятеля и философа-славянофила, и его жены Натальи Петровны Киреевской в монастыре началось издание этой литературы.
  
   В Оптиной Пустыни Гоголь бывал по крайней мере трижды.
   О своем впечатлении от поездки Гоголь спустя три недели рассказал в письме к графу А. П. Толстому: "Я заезжал на дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное".
  
   Гоголь был едва ли не единственным русским светским писателем XIX века, творческую мысль которого могли питать святоотеческие писания.
  
   Так, в один из своих приездов в Оптину Пустынь он прочитал здесь рукописную книгу св. Исаака Сирина (с которой в 1854 году старцем Макарием было сделано печатное издание), ставшую для него откровением. На полях 11-й главы первого издания "Мертвых душ" Гоголь против того места, где речь идет о "прирожденных страстях", набросал карандашом: "Это я писал в "прелести" (обольщении. -- В. В.), это вздор -- прирожденные страсти -- зло, и все усилия разумной воли человека должны быть устремлены для искоренения их. Только дымное надмение человеческой гордости могло внушить мне мысль о высоком значении прирожденных страстей -- теперь, когда стал я умнее, глубоко сожалею о "гнилых словах", здесь написанных. Мне чуялось, когда я печатал эту главу, что я путаюсь, вопрос о значении прирожденных страстей много и долго занимал меня и тормозил продолжение "Мертвых душ". Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравая психология, и не кривое, а прямое понимание души встречаем у подвижников-отшельников".
  
  

0x01 graphic

  

Кирилло-Белозерский монастырь.

С иконы 17 в.

   Справка:
  
  -- КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНА­СТЫРЬ -- основан в 1397 г. Кирил­лом, иноком московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радо­нежского, недалеко от г. Кириллова, на берегу Сиверского озера.
  -- Монастырь играл важную роль в политической жизни страны. В 15 в. настоятели неизменно поддержива­ли московских князей во всех пери­петиях политической борьбы. Стар­цы выступали за прекращение меж­доусобиц, за сильную и милосерд­ную государственную власть. Монас­тырь часто посещали великие кня­зья и цари. Обитель была оплотом "нестяжательства". Среди ее на­сельников были Нил Сорский, Вас сиан Патрикеев, летописец и книж­ник Гурий Тушин.
  -- Царь Иван IV Грозный подолгу жил здесь и даже высказывал желание при­нять в обители иноческий постриг. Во время опричнины в обители ук­рывались опальные бояре, сюда же ссылались неугодные.
  -- Некоторое время в монастыре пре­бывал в заточении патриарх Никон, в 1648 г. здесь скрывался от москов­ского восстания боярин Борис Моро­зов, воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича.
  -- Во время Смуты монастырь трижды отбивал попытки польских войск захватить его.
  -- Монастырь являлся одним из крупнейших центров иконописания. Основателем этой школы был инок Дионисий Глушицкий, знаме­нитый иконописец, написавший прижизненный образ Кирилла, ко­торый также хранился в Успенском соборе, а также образ св. Дмитрия Прилуцкого.
  -- Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря была одной из бога­тейших в России. Она началась с 17 книг, принадлежавших Кириллу Белозерскому, многие из которых он переписал собственноручно, а к 17 в. в ней насчитывалось уже 2092 кни­ги, среди которых был древнейший список "Задонщины", летописные своды 15-16 вв.
  -- К нач. 18 в. Кирилло-Белозерский монастырь стал крупнейшим в Рос­сии, при нем образовалась слобода, которая впоследствии выросла в го­род Кириллов.
  
   **
   "Выбранные места из переписки с друзьями" -- центральная вещь позднего Гоголя, в которой, как в фокусе, собраны и сконцентрированы все проблемы его писательской и личной биографии.
   Книга вышла в самом начале 1847 года.
  
   В спорах быстро выявилась основная тенденция -- неприятие книги.
  
   Ее безоговорочно осудили не только западники (Герцен, Грановский, Боткин, Анненков), но и люди близкие Гоголю -- например, Константин и Сергей Тимофеевич Аксаковы (последний, правда, впоследствии раскаялся в своих резких высказываниях). Апофеозом стала статья Белинского и его известное письмо к Гоголю от 15 июля н. ст. 1847 года из Зальцбрунна, в котором критик утверждал, что Гоголь изменил своему дарованию и убеждениям, что книга написана с целью попасть в наставники к сыну наследника престола; в языке книги он видел падение таланта и недвусмысленно намекал на сумасшествие Гоголя. Но главный пункт, на который нападал Белинский и который является центральным в книге, -- был вопрос о религиозном будущем народа.
  
   "По-вашему, русский народ самый религиозный в мире: ложь! -- писал критик. -- <...> Приглядитесь пристальнее, и вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. <...> Мистическая экзальтация вовсе не в его натуре: у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем".
  
   Гоголь был потрясен несправедливостью многих упреков.
   Поначалу он написал большое и негодующее письмо, в котором ответил Белинскому по всем пунктам. "Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии, -- писал, в частности, Гоголь, -- и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих Русскую Землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге <...> Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях легкими журнальными статейками..."
   Этого письма Гоголь, однако, не отправил.
  
   Он написал другое, короткое и сдержанное, заключив его словами: "Желаю вам от всего сердца спокойствия душевного, первейшего блага, без которого нельзя действовать и поступать разумно ни на каком поприще". А П. В. Анненкову, знакомому с письмом Белинского, Гоголь признавался, что оно огорчило его "не столько оскорбительными словами", сколько "чувством ожесточенья вообще".
  

0x01 graphic

Главный фасад дворца в Коломенском.

Гравюра Ф. Гильфердинга. 18 в.

  
   Справка:
  
  -- КОЛОМЕНСКОЕ -- подмосковное село, в излучине реки Москва, на правом холмистом берегу, в кон. 14-17 вв. загородная резиденция мос­ковских великих князей и царей.
  -- Первое упоминание о Коломен­ском относится к 1328 г.
  -- В Смутное вре­мя, летом 1605 г. в Коломенском был устроен военный лагерь Лжедмитрия I. В октябре 1606 г. село бы­ло занято войсками Ивана Болотни­кова. В июле 1610 г. в Коломен­ском на короткое время обосновался Лжедмитрий II.
  -- В первые годы своего царствова­ния в Коломенском любил бывать Петр I. Иногда по случаю его прибы­тия проводились парадные шествия, потешные маневры. С нач. 18 в. село и царская усадьба приходили в упа­док, дворец и другие строения запус­тели и постепенно разрушались.
  
  
   Среди немногих, безоговорочно принявших книгу, был П. А. Плетнев, который назвал ее в письме к Гоголю "началом собственно русской литературы", но оговорил, что она "совершит влияние свое только над избранными".
   Вряд ли это устраивало Гоголя, ведь он собирался наставить на путь истинный всю Россию.
  
   Это свое понимание христианского смирения, почерпнутое из писаний святых отцов, Гоголь сжато изложил в сочинении "Правило жития в мире", созданном зимой 1843/44 года в Ницце: "От споров как от огня следует остерегаться, как бы ни сильно нам противуречили, какое бы неправое мнение нам ни излагали, не следует никак раздражаться, ни доказывать напротив; но лучше замолчать и, удалясь к себе, взвесить все сказанное и обсудить хладнокровно. <...> Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет".
  
   Вокруг Гоголя сложилась атмосфера трагического непонимания. Он сделал вывод из резких критик: "Не мое дело поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье".
  
   Гоголь был глубоко национален в своем творчестве.
   Из всех русских писателей никто, кажется, так сильно, как он, не обнажил язв внутреннего мира русской души, указав и на источник их -- роковую отделенность жизни общества от Церкви.
  
   Единственную возможность духовного возрождения и процветания России Гоголь видел в воссоединении ее с Церковью.
  
   "Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, -- и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!"
  

0x01 graphic

  -- КОСТРОМА -- древний русский го­род на Волге при впадении в нее р. Кострома.
  -- Первоначально располагалась на р. Сула. Впервые упоминается в ле­тописи под 1213 г. В 1238 г. сожжена монголо-татрами. В 1247 г. заново отсроенная Кострома стала центром Костромского княжества.
  -- Неоднократно подвергалась напа­дениям со стороны Казанского хан­ства. В 1567-1572 гг. входила в оп­ричнину.
  -- В окрестностях Костромы в 1-й пол. 14 в. основан Ипатьевский мо­настырь, в котором в 1613 г. укры­вался будущий царь Михаил Федо­рович Романов.
  
  
   В своей книге Гоголь выступает как государственный человек, стремящийся к наилучшему устройству страны, единственно правильной иерархии должностей в ней, при которой каждый выполняет свой долг на своем месте и тем глубже осознает свою ответственность, чем выше это место ("Занимающему важное место"). Отсюда -- обилие и разнообразие адресатов писем -- от светской женщины до духовного пастыря, от человека искусства до государственного деятеля.
  
   Но это -- только внешняя сторона дела. Гоголевская апология России, утверждение ее мессианской роли в мире в конечном итоге опираются не на внешние благоустройства, международный авторитет страны или ее военную мощь (хотя и они очень важны), а на духовные начала национального характера. Взгляд Гоголя на Россию -- это прежде всего взгляд христианина, сознающего, что все материальные богатства должны быть подчинены высшей цели и направлены к ней.
  
   Здесь -- центральная гоголевская идея и вечный момент соблазна для упреков писателю в великодержавном шовинизме: Гоголь яко бы утверждает, что Россия стоит впереди других народов именно в смысле более полного воплощения христианского идеала.
  
   Но, по Гоголю, залог будущего России -- отнюдь не в особых духовных богатствах, которыми наделен русский человек по сравнению с прочими народами, а как раз наоборот: в осознании им своего неустройства, своей духовной нищеты и в тех огромных возможностях, которые присущи России как сравнительно молодой христианской державе.
  

0x01 graphic

Ладога.

Гравюра из "Путешествия" А. Олеария. 17 в.

   Справка:
  
  -- ЛАДОГА -- древнерусский город, располагавшийся недалеко от впаде­ния р. Волхов в Ладожское озеро.
  -- С 10 в., по мере возвышения Нов­города, значение Ладоги уменьша­лось, хотя она и сохраняла значение крупного центра Новгородской земли. В 1478 г. вошла в состав Московско­го государства.
  
   Эта идея афористически выражена в замечательной концовке "Светлого Воскресенья": "Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их. "Хуже мы всех прочих" -- вот что мы должны всегда говорить о себе. <...> Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму; еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней".
  
   Все вопросы жизни -- бытовые, общественные, государственные, литературные -- имеют для Гоголя глубокий религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился не к преобразованию общества, но к преобразованию человека. "Общество образуется само собою, общество слагается из единиц, -- отвечал он Белинскому. -- Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою <...> Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство".
  
   С высшими ценностями связано и гоголевское понимание патриотизма: "...Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, -- нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова".
  
   Гоголь был одним из немногих, кто предчувствовал катастрофическое падение религиозности в обществе. Своей книгой он как бы ударил в набат, призывая сограждан к коренному пересмотру всех вопросов общественной и духовной жизни страны. Он обратился с проповедью и исповедью ко всей России.
  

0x01 graphic

Муром.

Троицкий монастырь. 2-я пол. 17 в.

   Справка:
  
  -- МУРОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО -- древ­нерусское государственное образова­ние, возникшее на территории бас­сейнов рек Мотра, Пра, Велетьма и низовьях р. Теша. Центр -- г. Муром.
  -- В сер. 14 в. оно обрело не­которую самостоятельность, но уже в 1380-е гг. муромских князей подчинил своим интересам рязанский князь Олег.
  -- В нач. 15 в. Муромское княжест­во присоединено к Москве.
  
   Оба этих жанра имеют богатейшую мировую традицию.
   Как проповедь книга Гоголя ориентирована прежде всего на апостольские послания, и в первую очередь на любимого им апостола Павла, который "всех наставляет и выводит на прямую дорогу".
  
   Далее эта традиция шла через святоотеческие послания (Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского), хорошо знакомые Гоголю. В "Выбранных местах..." он выступил как проповедник, духовный учитель, способный указать всем путь спасения -- от первого до последнего человека в государстве. При этом он, подобно своему любимому богослову, святому Иоанну Златоусту, поучает и обличает соотечественников: "Христианин! Выгнали на улицу Христа, в лазареты и больницы, наместо того, чтобы призвать Его к себе в домы, под родную крышу свою, и думают, что они христиане".
  
   В своей книге Гоголь сказал, чем должно быть, по его мнению, искусство.
   Назначение его -- служить "незримой ступенью к христианству", ибо современный человек "не в силах встретиться прямо со Христом". По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей -- просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него -- единственное оправдание искусства. Гоголь искренне верил во всемогущество слова, в возможность словом пронять и переродить человека. И чем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю. Гоголь ставит вопрос о назначении художника-христианина и ответственности за вверенный ему дар Божий -- Слово.
  
   Гоголь восстал против праздного литературного слова: "Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку <...> Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших! Если это следует применить ко всем нам без изъятия, то во сколько крат более оно должно быть применено к тем, у которых поприще -- слово..." Строже всего Гоголь спрашивал с себя: "Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастанья и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся..."
  
   В "Выбранных местах..." Гоголь поставил глубочайшие вопросы русской жизни, которые Достоевский назвал "проклятыми". Отечественная этическая традиция много раз обращалась к этим вопросам и неизменно вспоминала о книге Гоголя.
   Примечательно в этой связи, что Лев Толстой, поначалу резко не принявший "Переписку", впоследствии говорил по ее поводу: "Я всеми силами стараюсь как новость сказать то, что сказал Гоголь", -- а самого Гоголя назвал "нашим Паскалем".
  

0x01 graphic

Нижегородский кремль в 14 в.

Рисунок С. А. Агафонова

   Справка:
  
  -- НИЖНИЙ НОВГОРОД -- город, во 2-й пол. 14 в. столица Суздальско-Нижегородского княжества.
  -- Основан в 1221 г. князем Юрием Всеволодовичем. Нижний Новгород -- крупнейший торговый центр и мощная крепость на восточ­ных рубежах Руси. В 1377-1378 гг. Нижний Новгород дважды разорялся монголо-татарами. В 1392 г. город перешел под власть Москвы, хотя борьба за не­го продолжалась еще более 20 лет. В 15--1-й пол. 16 вв. Нижний Новго­род -- форпост в борьбе против Каза­ни.
  -- Смутное время принес­ло нижегородцам славу спасителей страны: они активно поддержива­ли земское сопротивление 1608-- 1609 гг., участвовали в Первом опол­чении. Нижегородский земский ста­роста Кузьма Минин стал инициато­ром создания Второго ополчения.
  
  
   К. Мочульский в книге "Духовный путь Гоголя" (1934) писал: "В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практической характер, ее пророческий пафос и мессианство.
  
   С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы. Сила Гоголя была так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить пушкинскую эпоху нашей словесности в эпизод, к которому возврата нет и быть не может". В этих словах много правды, хотя, наверное, перелом в русской литературе был не столь резок. В том же Пушкине, особенно зрелом Пушкине 1830-х годов, нельзя не заметить начал будущей русской литературы, что, кстати сказать, хорошо сознавал и Гоголь, называя поэта "нашим первоапостолом".
  
   Отчего же русскому еще кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: "Христос Воскрес!" -- и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гулят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас? Где носятся так очевидно призраки, там недаром носятся; где будят, там разбудят. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе. Померкают временно, умирают в пустых и выветрившихся толпах, но воскресают с новой силой в избранных, затем чтобы в сильнейшем свете от них разлиться по всему миру. Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоуханными устами святителей, вспыхнет померкнувшее -- и праздник Светлого Воскресенья воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!"
  
   И в наши дни с новой силой звучит завет Гоголя, данный им своим соотечественникам: "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник".

Владимир ВОРОПАЕВ

  
  
  
   А.К. - Читаю с изумлением ГОГОЛЯ
  

0x01 graphic

Изображение Новгорода Великого на иконе Знамения Богородицы. 12 в.

   Справка:
  
  -- НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ -- один из древнейших русских городов, распо­ложенный неподалеку от озера Иль­мень, на реке Волхов, вытекающей из Ильменя и впадающей в Ладож­ское озеро.
  -- Крупный торговый и ремесленный центр, стоял на пересечении двух важнейших торговых путей -- "из варяг в греки" и Волго-Балтийского пути.
  -- В 1478 г. Новгород вошел в состав Русского государства, став третьим по численности населения, после Москвы и Пскова.
  -- В 1611 г. Новгород был захвачен войсками шведского короля Густа­ва II Адольфа. По Столбовскому ми­ру 1617 г. возвращен России.
  
  

ВТОРСКАЯ ИСПОВЕДЬ" ГОГОЛЯ

  
   Я был тяжело болен; смерть уже была близко.
   Собравши остаток сил своих и воспользовавшись первой минутой полной трезвости моего ума, я написал духовное завещание, в котором, между прочим, возлагаю обязанность на друзей моих издать, после моей смерти, некоторые из моих писем.
   Мне хотелось хотя сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях.
   Небесная милость Божия отвела от меня руку смерти.
   *
   Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна.
   Я думаю так не потому, что имел высокое о себе понятие и надеялся на уменье свое быть полезным, но потому, что никогда еще доселе не питал такого сильного желанья быть полезным.
   *
   Путешествие мое хотел бы я совершить как добрый христианин. И потому испрашиваю здесь прощения у всех моих соотечественников во всем, чем не случилось мне оскорбить их.
   *
   В заключение прошу всех в России помолиться обо мне, начиная от святителей, которых уже вся жизнь есть одна молитва.
   *
  

0x01 graphic

Новодевичий монастырь. Москва

  
  -- НОВОДЕВИЧИЙ БОГОРОДИЦЕ-СМОЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ женский монастырь в Москве на Де­вичьем поле.
  -- Основан в 1525 г. великим князем Василием III в память о взятии Смо­ленска русскими войсками в 1514 г. и во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смо­ленска.
  -- Монастырь был женским и с само­го основания занял особое положе­ние. Здесь постригались в монахини, причем не всегда добровольно, знат­ные и родовитые жены и дочери бо­яр, князей, родственницы и жены русских царей.
  -- В 1689 г. в мона­стырь была пострижена под именем Сусанны царевна Софья, затем в мо­настырь были заточены ее сестры.
  -- В этом же году по приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были по­вешены ее сторонники, участники последнего стрелецкого восстания.
  
   Из его "Завещаний"
   Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю.
   *
   Я писатель, а долг писателя -- не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям.
   *
   Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастанья и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся...
   *
   Клянусь: я не сочинял и не выдумывал ее, она выпелась сама собою из души, которую воспитал Сам Бог испытаньями и горем, а звуки ее взялись из сокровенных сил нашей русской породы нам общей, по которой я близкий родственник вам всем.
   *
   Из других местах о его переписки
   Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших!
   *
   Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово; пусть уже лучше раздается гнилое слово о гнилых предметах.
   *
   Русский человек способен на все крайности: увидя, что с полученными небольшими деньгами он не может вести жизнь, как прежде, он с горя может прокутить вдруг то, что ему дано на долговременное содержанье.
   *
   Народ наш умен: он растолкует, не ломая головы, даже то, что приводит в тупик умников.
   Он здесь увидит только доказательство того, как трудно человеку самому, без пророков и без откровения свыше, дойти до того, чтобы узнать Бога в истинном виде, и в каких нелепых видах станет он представлять себе лик Его, раздробивши единство и единосилие на множество образов и сил.
   *
  

0x01 graphic

  

Нотебург (Орешек).

Из 1 го издания книги А. Олеария. 1647 г.

   Справка:
  
  -- ОРЕШЕК -- древнерусский город-крепость на реке Нева близ Ладож­ского озера.
  -- Основан новгородцами в 1323 г. на месте старого ремесленно-торго­вого поселения, игравшего важ­ную роль в сношениях между Русью и европейскими странами.
  -- К сер. 16 в. Орешек стал важным пунктом торговли. Сюда съезжались купцы из Новгорода, Твери, Моск­вы, Смоленска, Литвы, Ливонии, Швеции. В 1582 г., во время Ливон­ской войны, Орешек подвергся ново­му нападению шведского войска.
  -- Во время смуты нач. 17 в. шведам удалось овладеть кре­постью и городом. В ходе русско-шведской войны 1666-1668 гг. рус­ские войска вновь овладели Ореш­ком, но по Кардисскому миру он был возвращен шведам, которые переименовали его в Нотебург.
  -- В 1702 г., во время Северной войны 1700-1721 гг. крепость Нотебурга штурмом взята русскими войсками. Петр I переименовал его в Шлис­сельбург ("Ключ-город").
  
   ... Народ наш скорей почешет у себя в затылке, почувствовав то, что он, зная Бога в Его истинном виде, имея в руках уже письменный закон Его, имея даже истолкователей закона в отцах духовных, молится ленивее и выполняет долг свой хуже древнего язычника.
   *
   Церковь наша действовала мудро.
   Чтобы защищать ее, нужно самому прежде узнать ее.
   *
   Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших.
   *
   Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, -- и эта Церковь нами незнаема!
   *
   ...Богатырски трезвая сила, которая временами даже соединяется с каким-то невольным пророчеством о России, рождается от невольного прикосновения мысли к верховному Промыслу, который так явно слышен в судьбе нашего отечества.
   *
   Но тот, кто более нежели остроумен, кто мудр, тот остановится перед теми одами Державина, где он очертывает властелину широкий круг его благотворных действий, где сам, со слезою на глазах, говорит ему о тех слезах, которые готовы заструиться из глаз, не только русских, но даже бесчувственных дикарей, обитающих на концах его империи, от одного только прикосновенья той милости и той любви, какую может показать народу одна полномощная власть.
   *

0x01 graphic

Старая Рязань в нач. 13 в.

   Справка:
  
  -- РЯЗАНЬ, Старая Рязань -- древний русский город на правом берегу реки Ока в 4 км от устья Прони, столица Рязанского княжества в 12-13 вв.
  -- Первое летописное упоминание о Рязани относится к 1096 г., но по ар­хеологическим данным поселение на ее месте существовало уже в 10 в. Ря­зань была одним из крупнейших ме­таллургических центров Руси.
  -- Во время монголо-татарско­го нашествия Рязань в 1237 г. была взята после шестидневного штурма. Захватчики вырезали все население, а сам город сровняли с землей.
  -- Упа­док Рязани привел к тому, что сто­лица Рязанского княжества к сер. 14 в. переместилась в Переяславль-Рязанский (современная Рязань).
  
   Старик у дверей гроба не будет лгать.
   При жизни своей носил он, как святыню, эту любовь, унес и за гроб ее, как святыню.
   *
   Только один Пушкин мог почувствовать всю красоту такого поступка.
   Уметь не только простить своему подданному, но еще торжествовать это прощение, как победу над врагом, -- это истинно Божеская черта. Только на небесах умеют поступать так. Там только радуются обращению грешника еще более, чем самому праведнику, и все сонмы невидимых сил участвуют в небесном пиршестве Бога.
   Пушкин был знаток и оценщик верный всего великого в человеке.
   *
   У нас напротив.
   У нас даже и тот, кто просто кропатель, а не писатель, и не только не красавец душой, но даже временами и вовсе подленек, во глубине России отнюдь не почитается таким.
   *
   "Эк, скверный старикашка! всю жизнь валялся на боку, ничего не делая, а теперь выступил укорять других, зачем они не так делают!" Из уст старика должно исходить слово благостное, а не шумное и спорное. Дух чистейшего незлобия и кротости должен проникать величавые речи старца, так, чтобы молодежь ничего не нашлась сказать ему в возраженье, почувствовав, что неприличны будут ее речи и что седина есть уже святыня.
   *
   Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти.
   Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих.
   *
   Отчего ж это?
   Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши.
   Угаснула пред ним даль и подвиги -- угаснула и сила стремящая. Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги.
   *
   Ум не есть высшая в нас способность.
   Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда не двигнутся в нас все другие способности, от которых он умнеет.
   *
   Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно.
   *
   Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстьми. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием.
   *
   Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед.
   Есть высшая еще способность; имя ей -- мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной.
   *
   Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем.
   *
  
  

0x01 graphic

Суздаль. 17 в.

  
  
  -- СУЗДАЛЬ -- город, один из круп­нейших центров Северо-Восточной Руси, в 13-14 вв. столица Суздаль­ского княжества.
  -- Расположен на реке Каменка, в 28 км северо-восточнее Владимира. Впервые упомянут под 1024 г. в Лаврентьевской летописи в связи с вос­станием, которое подавил киевский князь Ярослав Мудрый.
  -- В Смутное время суздальцы заняли сторону Лжедмитрия II, 8 месяцев город удерживали в своих руках войска польского полковника Лисовского.
  -- Но в 1612 г. настроения горожан ра­дикально переменились: поляки так и не смогли отбить Суздаль у опол­чения.
  
  
   Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником.
   Все становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель.
   Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать, что он ученик.
   Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни.
   *
   Все места из Карамзина прибраны так умно, что Карамзин как бы весь очертывается самим собою и, своими же словами взвесив и оценив самого себя, становится как живой перед глазами читателя.
   Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное.
   *
   Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве.
   *
   Он (Карамзин - А.К.) первый возвестил торжественно, что писателя не может стеснить цензура, и если уже он исполнился чистейшим желанием блага в такой мере, что желанье это, занявши всю его душу, стало его плотью и пищей, тогда никакая цензура для него не строга, и ему везде просторно.
   Он это сказал и доказал.
   *
   Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право.
   Какой урок нашему брату писателю!
   *
   Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: все тебя выслушает, начиная от царя до последнего нищего в государстве.
   И выслушает с такою любовью, с какой не выслушивается ни в какой земле ни парламентский защитник прав, ни лучший нынешний проповедник, собирающий вокруг себя верхушку модного общества, и с какой любовью может выслушать только одна чудная наша Россия, о которой идет слух, будто она вовсе не любит правды.
   *

0x01 graphic

Тверь. В кон. 15 в. Реконструкция А. Севана

  -- ТВЕРЬ -- город на правом берегу ре­ки Волга напротив устья р. Тверица, центр Тверского княжества.
  -- Впервые упоминается в летописи под 1208/1209 г. Город был крупней­шим торговым центром Северо-Вос­точной Руси.
  -- В 1327 г. восставшие тверичи полностью уничтожили ордынский
  -- отряд Чол-хана, грабивший город, но в результате ответного кара­тельного похода город был разру­шен.
  -- В 1485 г. Тверь вошла в состав Московского великого княжества.
  -- В 1569 г. город жестоко пострадал во время опричного похода Ивана IV Грозного на Новгород.
  -- В Смутное вре­мя нач. 17 в. у ее стен одержал свою первую победу над войском польско­го полковника А. Лисовского князь М. В. Скопин-Шуйский.
  
  
   Церковь начала восставать противу театра в первые века всеобщего водворенья христианства, когда театры одни оставались прибежищем уже повсюду изгнанного язычества и притоном бесчинных его вакханалий.
   *
   (Театр - А.К.) Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
   *
   Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству.
   В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению.
   Нужно ввести на сцену во всем блеске все совершеннейшие драматические произведения всех веков и народов.
   *
   Я знал даже некоторых совсем недурных и неглупых людей, которые перед моими же глазами так поступали с подчиненными своего начальника, что я краснел за них же.
   Мой Хлестаков был в эту минуту ничто перед ними.
   *
   Много истинно полезных и нужных людей иногда бросали службу единственно из-за скотинства секретаря, требовавшего к себе самому того же самого уваженья, которым они были обязаны только одному начальнику, и за неисполнение того мстившего им оговорами, внушеньями о них дурного мненья, словом -- всеми теми мерзостями, на которые способен только бесчестный человек.
   *
   Страданьями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах. Но кто уже приобрел одну из этих крупиц, тот уже не имеет права скрывать ее от других.
   Она не твое, но Божье достоянье.
   *
   Эгоизм -- тоже не дурное свойство; вольно было людям дать ему такое скверное толкование, а в основанье эгоизма легла сущая правда.
   Позаботься прежде о себе, а потом о других; стань прежде сам почище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище.
   *
   На дне души нашей столько таится всякого мелкого, ничтожного самолюбия, щекотливого, скверного честолюбия, что нас ежеминутно следует колоть, поражать, бить всеми возможными орудиями, и мы должны благодарить ежеминутно нас поражающую руку.
   *
   Я увидел, что многие из гадостей не стоят злобы; лучше показать всю ничтожность их, которая должна быть навеки их уделом.
   *
   Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю моих мерзостей и не держу их руку, как мои герои; я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними, и буду воевать, и изгоню их, и мне в этом поможет Бог.
   *
   Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной.
   Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором прежде всего должен подумать всяк человек, не только один я.
   Дело мое -- душа и прочное дело жизни.
   *
   Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние.
  

0x01 graphic

Изображение Троице Сергиевой лавры на иконе. 17 в.

  -- ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ (с 1744 г. -- Троице-Сергиева лавра) -- мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским в сер. 14 в. (ныне -- в г. Сергиев Посад Москов­ской области).
  -- В кон. 1330-х гг. Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) и его старший брат Стефан постави­ли на горе Маковец "церквицу малу", освященную во имя Живоначальной Троицы.
  -- Вскоре Стефан, не выдержав тягот пустынножитель­ства, покинул брата и ушел в мос­ковский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял иноческий по­стриг от некоего игумена Митрофана под именем Сергия и продолжал вести уединенную жизнь. Согласно Житию Сергия, через несколько лет вокруг него сложилась братия из 12 иноков, живших особножитием -- каждый в отдельной келье. По настоянию братии Сергий принял на себя управление обителью и был ру­коположен в иеромонахи.
  -- В качестве первого шага Сергий ввел в монастыре общежительный устав. Переход к новому образу жиз­ни вызвал брожения ("нестроения") среди братии, вплоть до того, что Сергий на четыре года вынужден был покинуть обитель и жить во вновь основанном им Богородицком монастыре на реке Киржач.
  -- После возвращения Сергия в Тро­ицкую обитель она стала своеобраз­ным центром монастырского движе­ния. Сергий и его ученики основали около сорока монастырей; в их чис­ле -- Высоцкий Богородицкий в Сер­пухове, Спасо-Андроников и Симо­нов в Москве, Николо-Пешношский и Саввино-Сторожевский в Подмос­ковье, несколько монастырей в За­волжье.
  -- После смерти основателя Троиц­кой обители, которая стала назы­ваться Троице-Сергиевой, его дело продолжил Никон Радонежский.
  -- Троице-Сергиев монастырь сыг­рал исключительную роль во время Смуты нач. 17 в. С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г. продолжалась осада монастыря польскими вой­сками ("Троицкая оборона"). Во время осады из монастыря посыла­лись гонцы с призывами к русским людям объединяться для защиты родной земли. Монахи монастыря поддерживали Первое и Второе ополчения.
  -- В кон. 17 в. Троице-Сергиев монас­тырь дважды становился местом временного пребывания царского двора. В 1682 г. здесь во время стре­лецкого бунта находилась царевна Софья и два юных царя Иван и Петр Алексеевичи. В 1689 г. в монастырь, прервав Великое посольство, при­был Петр, чтобы творить следствие по делу о новом стрелецком бунте и роли в нем Софьи.
  
  

Важные наставления Гоголя

  
   Русского ли человека, который так умеет быть благодарным за всякое добро, какому его ни на учишь, русского ли человека трудно привязать к себе?
   Так можно привязать, что после будешь думать только о том, как бы его отвязать от себя.
   *
   Скажи им всю правду: что с тебя взыщет Бог за последнего негодяя в селе и что по этому самому ты еще больше будешь смотреть за тем, чтобы они работали честно не только тебе, но и себе самим, ибо знаешь, да и они знают, что, заленившись, мужик на все способен -- сделается и вор и пьяница, погубит свою душу, да и тебя поставит в ответ перед Богом.
   *
   Объяви им всю правду: что душа человека дороже всего на свете и что прежде всего ты будешь глядеть за тем, чтобы не погубил из них кто-нибудь своей души и не предал бы ее на вечную муку. Во всех упреках и выговорах, которые станешь делать уличенному в воровстве, лености или пьянстве, ставь его перед лицом Бога, а не перед своим лицом; покажи ему, чем он грешит против Бога, а не против тебя.
   *
   Растолкуй им ясно, что они не затем, чтобы только самим хорошо жить, но чтобы и других учить хорошему житию, что пьяница не может учить пьяницу и что это их долг.
   *
   А примерных мужиков призвавши к себе и, если они старики, то посадивши их перед собою, потолкуй с ними о том, как они могут наставлять и учить добру других, исполняя таким образом именно то, что повелел нам Бог.
   Так поступи только в течение одного года, и увидишь сам, как все пойдет на лад; даже и хозяйство от этого сделается лучше. О главном только позаботься, прочее все приползет само собою.
   *
   Учить мужика грамоте затем, чтобы доставить ему возможность читать пустые книжонки, которые издают для народа европейские человеколюбцы, есть действительно вздор.
   Главное уже то, что у мужика нет вовсе для этого времени.
   После стольких работ никакая книжонка не полезет в голову, и, пришедши домой, он заснет как убитый, богатырским сном.
   *
   Воспитай его как сына и на него одного употреби все, что употребил бы ты на всю школу.
   Народ наш не глуп, что бежит, как от черта, от всякой письменной бумаги.
   *
   Есть люди, которые должны век остаться нищими.
   Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира.
   *
  

0x01 graphic

Тула в 17 в.

  -- ТУЛА -- древний русский город в 193 км к югу от Москвы.
  -- Впервые упоминается в летописи под 1146 г. как город в составе Ря­занского княжества. В 1503 г. Тула присоединена к Московскому великому княжеству. В 1514-1521 гг. возведен Тульский кремль. В 16-17 вв. город, являв­шийся центром Большой засечной черты, играл важную роль в обороне южных рубежей Русского государст­ва. В 1552 г. Тула выдержала осаду зойска крымского хана Девлет-Гирея. Во время Смуты нач. 17 в., в 1607 г., кремль заняли повстанчес­кие отряды Ивана Болотникова.
  -- На всем протяжении своей исто­рии Тула была крупным ремеслен­ным центром. В кон. 16-17 вв. в го­роде получили развитие железодела­тельное производство и оружейное дело.
  
   ...Один мой приятель, который вами лично не знаем, но которого, однако же, знает вся Россия (А.К. - В. А. Жуковский), определяет так: "Свобода не в том, чтобы говорить произволу своих желаний: да, но в том, чтобы уметь сказать им: нет".
   Он прав, как сама правда.
   Никто теперь в России не умеет сказать самому себе этого твердого "нет".
   *
   Всяк должен подумать теперь о себе, именно о своем собственном спасении.
   *
   Но настал другой род спасенья.
   Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства.
   *
   На корабле своей должности и службы должен теперь всяк из нас выноситься из омута, глядя на Кормщика небесного.
   Кто даже и не в службе, тот должен теперь же вступить на службу и ухватиться за свою должность, как утопающий хватается за доску, без чего не спастись никому.
   *
   Служить же теперь должен из нас всяк не так, как бы служил он в прежней России, но в другом небесном государстве, главой которого уже Сам Христос, а потому и все свои отношения ко власти ли, высшей над нами, к людям ли, равным и кружащимся вокруг нас, к тем ли, которые нас ниже и находятся под нами, должны мы выполнить так, как повелел Христос, а не кто другой.
   *
   Лучше молитесь и просите Бога о том, чтобы вразумил вас, как быть вам на вашем собственном месте и на нем исполнить все, сообразно с законом Христа.
   Дело идет теперь не на шутку.
   *
   Самая затруднительность обстоятельств, предоставивши новые извороты уму, разбудила дремавшие способности многих, и в то время, когда на одних концах России еще доплясывают польку и доигрывают преферанс, уже незримо образовываются на разных поприщах истинные мудрецы жизненного дела.
   *
   Я бы вам назвал многих таких, которые составят когда-нибудь красоту земли русской и принесут ей вековечное добро; но к чести вашего пола я должен сказать, что женщин еще больше.
   Целое жемчужное ожерелье их хранит моя память.
  

0x01 graphic

Дом бояр Романовых. Москва

  
  -- РОМАНОВЫ -- боярский род, в 1613-1721 гг. царская, с 1721 г. им­ператорская династия.
  -- Предком Романовых обычно счи­тают Андрея Ивановича Кобылу -- боярина великого князя московско­го Ивана I Калиты. По родословным спискам у Андрея Ивановича Кобы­лы было пятеро сыновей, и от него ведут свое начало Кобылины, Колы­чевы, Коновницыны, Лодынины, Неплюевы, Шереметевы и др.
  -- В 1613 г. на Земском соборе сын Филарета Михаил Федорович Рома­нов (1596-1645 гг.) был избран ца­рем и стал основателем династии Ро­мановых.
  -- Династия Романовых правила в России до отречения Николая II от престола в 1917 г.
  
   *
   В незаметном захолустье России, в то время именно, когда стало трудней изворачиваться человеку, когда запутались обстоятельства всех и наступили пугающие вас страхи и ужасы России.
   *
   Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, а захламостить его чужеземным навозом.
   *
   Ты горд, и чем же горд? хоть бы уже своим умом; нет, ты загромоздил сором свой ум, действительно замечательный и великий, и сделал его чужестранцем самому себе.
   *
   Ты горд чужим, мертвым умом и выдаешь его за свой.
   Смотри за собой: ты ходишь опасно.
   *
   Ты метишь в государственные люди, и будешь человеком государственным, потому что у тебя, точно, есть на то способности; но тем строже теперь смотри за собой.
   Не заводи этих улучшений, которыми уже наполнилась твоя голова еще прежде, чем ты вступил в свою должность, и помни, что всяким малейшим неосмотрительным поступком можно произвести теперь большое зло.
   *
   Уже и в твоих нынешних проектах видна скорее боязнь, нежели предусмотрительность.
   Все мысли твои направлены к тому, чтобы избегнуть чего-то угрожающего в будущем.
   Не будущего, но настоящего опасайся.
   О настоящем велит нам заботиться Бог.
   *
   Кто омрачается боязнью от будущего, от того, значит, уже отступилась святая сила.
   Кто с Богом, тот глядит светло вперед и есть уже в настоящем творец блистающего будущего.
   *
   А ты горд: ты и теперь уже ничего не хочешь видеть; ты самоуверен: ты думаешь, что уже все знаешь ты думаешь, что все обстоятельства России тебе открыты ты думаешь, что уже никто и поучить тебя не может ты стремишься изо всех сил быть похожим на тех государственных людей, которые скоро блеснули и скоро исчезли, которые имели в себе все для того, чтобы сделать множество добра, которые даже пламенели желаньем сделать добро, даже работали, как муравьи, всю свою жизнь, и при всем том не осталось после них никакого следа, и самая память о них позабыта; как исчезнувший круг на воде, исчезнула жизнь их посреди России.
   *
   Ты горд -- говорю тебе, и вновь повторяю тебе: ты горд; сторожи над собой и спасай себя от гордости заранее.
   Начни с того, что уверь самого себя, что ты всех глупее в России, и что с этих только пор следует сурьезно поумнеть тебе, и слушай с таким вниманием всякого дельца, как бы равно ничего не знал и всему от него хотел поучиться.
   *
   Тебе нужно или какое-нибудь несчастие, или потрясение.
   Моли Бога о том, чтобы случилось это потрясенье, чтобы встретилась тебе какая-нибудь невыносимейшая неприятность на службе, чтобы нашелся такой человек, который сильно оскорбил бы тебя и опозорил так в виду всех, что от стыда не знал бы ты, куда сокрыться, и разорвал бы за одним разом все чувствительнейшие струны твоего самолюбья.
   Он будет твой истинный брат и избавитель.
   О, как нам бывает нужна публичная, данная в виду всех, оплеуха!
   *
   См. далее о мудрых мыслях Гоголя...
  
  

0x01 graphic

Красная площадь. Рисунок 17 в.

  
  

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ,

ПОГОВОРКИ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

   ИЗ ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ.
   Выражение из водевиля Д. Т. Ленского "Лев Гурыч Синичкина 1839 г.".
   Говорится обычно шутливо по отношению к человеку, который ванимается чем-либо только потому, что это ему нравится.
  
   ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЕКА.
   Выражение из поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души", 1842 г."
   "Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека".
   Сейчас обычно употребляется шутливо или иронически по отношению к тому месту, где находится человек"
  
   ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ.
   Выражение из русских народных сказок -- дом, обычно в лесу, в котором живёт злая волшебница баба-яга.
   Это название идёт от строившихся в старину деревянных домов на болотистых местах, которые ставили не на землю, а на небольшие деревянные столбики.
   Употребляется всегда шутливо, иронически по отношению к ветхим, деревянным постройкам.
  
   ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ДАЛЕЧЕ.
   Выражение из романа в стихах А. С. Пушкина "Евгений Оне­гин", 1823.
   Говорится в ситуации, когда прошло много времени и не осталось никого из тех, с кем раньше человек был связан.
  
   К ШТЫКУ ПРИРАВНЯТЬ ПЕРО.
   Выражение из стихотворения В. В. Маяковского "Домой", 1926 г.:
   Я хочу,
   чтоб к штыку
   приравняли перо.
   Употребляется в публицистике обычно в качестве призыва к писателям бороться своим пером (своими произведениями) также, как воин своим оружием.
  
   КАК БЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО.
   Слона из рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре", 1808 г.
   Употребляется иронически по отношению к людям, которые не решаются что-либо сделать, так как не знают, как к этому от­несутся другие и боятся неприятностей для себя.
  
   КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ ГОВОРЯ.
   Выражение из поэмы В. В. Маяковского "Во весь голос", 1930 г., вступление:
   Слушайте, товарищи потомки,
   агитатора, горлана-главаря,
   Заглуша поэзии потоки,
   я шагну через лирические томики,
   как живой с живыми говоря.
   Употребляется для характеристики людей, чья деятельность или творчество и после их смерти оказывает влияние на духовную жизнь общества.
  
   КАКАЯ СМЕСЬ ОДЕЖД И ЛИЦ.
   Выражение из поэмы А. С. Пушкина "Братья-разбойники", 1825 г.
   Употребляется для описания разнообразного по составу и внешнему виду общества.
  
   КАМЕННЫЙ ГОСТЬ.
   Название драмы А. С. Пушкина, 1830 г.
   Выражение первоначально употреблялось в значении: страш­ный, неприятный гость и говорилось о человеке, появление которого приносит несчастье.
  
  

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е.

Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. -

М., 1979.

0x01 graphic

  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Родившиеся одновременно имеют и природу, и жизнь несходную.
  -- Собственное понимание добродетели и пороков -- самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.
  -- Природа не терпит одиночества.
  -- Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник.
  -- Мир держит все в своих объятиях.
  -- Нет ничего более упорядоченного, чем природа.
  -- Нет ничего более изобретательного, чем природа.
  -- Обычай не мог бы побороть природу -- ибо она всегда остается непобежденной.
  -- Вся природа стремится к самосохранению.
  -- Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила.
  -- Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность.
  -- Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается.
  -- Все, что делается согласно природе, должно считать счастливым.
  -- Самой природой не дано нам познать пределы вещей.
  -- Необходимость -- страшное оружие.
  -- Необходимость не знает отдыха.
  -- Что посеешь, то и пожнешь.
  -- Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье.
  -- Природа породила и создала нас для каких-то больших (более значительных) дел.
  -- Следует жить в соответствии с природой.
  -- Жить -- значит мыслить.
  -- Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам).
  

Марк Туллий Цицерон (106--43 гг. до н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   18
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023