--
Как правителей и народ убаюкивают"замиренные" народы и как "внезапно" возникает для них новая военная опасность...
--
Как можно без боя и решительного сражения лишиться всех завоеваний, всех приобретений, которые достались народу ценою огромных потерь...
--
Какнарод задолго до войны сам подрываетсвою боевую мощь...
--
Как борьбой между собою они (люди)разрушаютсвое национальное согласие...
Война войне рознь и не всякая война поучительна...
--
Не всякая победа преумножала доблесть, когда победы назывались "пирровыми"...
--
В государстве были поражения, которые иступлялись внушительными победами и когда они благотворно влияли на граждан и правителей...
--
Государство "вдруг" имеет благочестие и после недавнего поражения вожди становятся очень богобоязненны ...
--
Важные обстоятельства, которые играют решающую роль в укреплении боевой мощи народа: уважение к богам и законам...
--
Если у какого-либо народа мы наблюдаем добрые обычаи и законы, мы смело можем утверждать, что хорошими окажутся здесь и люди, и общественное устройство их...
--
Если в частной жизни людей видим любостяжание, а в государственных деяниях неправду, очевидно можно с большею вероятностью предположить, что и законы их, и нравы частных лиц, и весь государственный строй негодны...
Закон - глух, неумолим,
он спасительней и лучше для слабых, чем для сильных,
он не знает ни снисхождения, ни пощады для преступивших:
--
Незыблемые и неумолимые законы - опора государственности, необходимая база нравственности и справедливости...
--
Во времена верховенства закона полководцы были неумолимы, а порой и беспощадны даже к самым близким...
На каком оселке заостряет меч своей доблести народ?
--
"Манлиев правеж" внушает ужас не только в те времена, но и для потомков оставляет мрачным пример суровости... (А.К. - см. мою ст.)
--
Благочестивый и мудрый муж знал, что истинна лишь та победа, которая сообразуется с чистой совестью и безупречным достоинством...
--
Мудрые полководцы исполняют свой долг не ради наград, привилегий и богатств, а в силу своего гражданского долга и ответственности перед отечеством...
--
Не в почете среди военачальников коварство и подлость - они предпочитали сохранять незапятнанной свою честь и берегли себя от соблазна нажиться на войне...
--
Пирр тогда сказал: "Вот когда я убедился, что впрямь происхожу от Геракла: головы врагов вырастают словно из их собственной крови, как срезанные головы "Лернейской гидры"...
Когда страна живет как военный лагерь - надо делать все, что нужно для победы над врагом:
--
"Не было оружия - его взяли из храмов"...
--
"Не было молодежи - для военной присяги освободили рабов"...
--
"Обеднела казна - сенат добровольно внес в нее свои богатства"...
Древние правители умели сохранять баланс войны и мира:
--
Цари-воины сменяются царями-миротворцами, но даже цари-миротворцы не забывали о военном деле...
--
Мудрые правители того времени понимали, что государство должно наращивать потенциал мира, видя в нем две составляющие: базис боеспособности государства и средство развития и воспитания граждан...
У плохих правителейидет растущее зло: искательство новой войны:
--
Война из необходимости превращается в потребность - правители уже никакой войной не пренебрегали ...
--
Внутри самого государства начинает гнездиться источник опасности и смуты...
--
С падением нравов, превращением войны в потребность алчущей элиты, измельчанием полководцев и ухудшением человеческого материалы в римских войсках...
--
Положение страны становится шатким, похожим на накренившееся могучее здание, которое, хотя и подпирают снаружи, но, которое внутри уже ослаблено вследствие старения несущих конструкций...
--
Если раньше люди бдительно следили за соседями, то теперь внутри самого государства находятся влиятельные люди, которые начинают преуменьшать грядущую военную опасность...
--
Теперь даже слабые народы стали пробовать на прочность государство, выбирая для этого благоприятное время: смуту в городе и разногласия в высшем руководстве...
--
Опасный кормчий (правитель) передает все судно с командою в руки врагов... Позора было больше, чем потерь...
Мир любой ценой - это гнилой и никуда негодный мир:
--
Настоящий мир - это мир естественный, завоеванный, выстраданный, но не купленный и не принятый в платы за страдания, унижения народа, материальные потери ...
--
Мир насыщенный, творческий, деятельный, динамичный - вот что нужно разумному государству...
ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ РИМА
(продолжение)
А.И. Каменев
... Какую пользу может извлечь читатель из рассказов о войнах, битвах, о покорениях и осадах городов, если при этом он не уясняет себе причины, по которым в каждом отдельном случае одна сторона выигрывала дело, другая теряла?
Полибий
Вопрос, поставленный Полибием, - не риторический, а вполне прагматический и актуальный.
Прагматика его заключается в том, что история Древнего Рима не только уникальна, но и всемирно значима, о чем убедительно написал в свое время Луций Флор:
"Он(римский народ - А.К.) так широко пронес свое оружие по вселенной, что те, кто прочтут о его делах, познакомятся не с одним народом, а с деяниями всего рода человеческого. И в такие его бросало труды и опасности, что покажется, будто в создании империи состязались Доблесть и Счастье".
Сказанное Флором вовсе не метафора, а исторический факт, который, нам думается, в должной мере еще не осмыслен.
Другими словами, из римской истории можно извлечь достаточно серьезные уроки по поводу войны и мира, отношений с соседями и союзниками, о бдительности государства и о боевой готовности страны и т.д.
Актуальным вопрос Полибия может быть признан на том основании, что в современных международных отношениях война не снята с повестки дня, а готовность к отражению возможной агрессии объективно является задачей номер одинв любом здравомыслящем государстве.
*
В то же время мало кто осознает тот факт, что обороноспособность государства - это не только боеспособность его вооруженных сил. И боеспособность вооруженных сил состоит не в количестве, а в качестве личного состава, где на первом месте стоят офицерские кадры, а не рядовые воины.
*
Римский опыт наглядно показывает нам как правителей и народ убаюкивают победы, "замиренные" народы и как "внезапно" возникает военная опасность, а также и то, как можно без боя и решительного сражения лишиться всех завоеваний, всех приобретений, которые достались римскому народу ценою огромных потерь, доблести полководцев и беспримерного напряжения сил многих поколений римских воинов.
*
Рим пал значительно раньше, чем был разграблен вандалами.
Римляне задолго до этогосами подорвали боевую мощь своей империи: борьбой между патрициями и плебеями, разрушив национальное согласие; гражданскими войнами, спровоцированными честолюбивыми полководцами и политиками; подрывом дисциплины и разложением армии всякого рода попущениями и подачками; изменой национальным принципам комплектования войск и т.д.
"Сколько вынесли!
Сколько раз стояли на краю гибели, чтобы воздвигнуть, наконец, эту, грозящую рухнуть, державную громаду!" - так безрадостно предрекал падение Рима Тит Ливий.
*
Почему так произошло?
Каким образом война и мир влияли на могущество и положение Рима в древнем мире?
Какие войныбыли "ключевыми" и на каком оселке, "римский народ заострял меч своей доблести"?
Что внутри и во вне римской империи привело к ее падению?
*
Где следует искать ответ на поставленные вопросы?
*
Серебряная монета Секста Помпея
Безусловно, правильный отбор источников предопределяет успех поиска. Вот почему мы считаем необходимым отдать предпочтение фундаментальным трудам выдающихся историков древнего мира, среди которых, безусловный приоритет имеют
Полибий,
Тит Ливий,
Луций Флор,
Плутарх,
Аппиан,
Корнелий Тацит,
а также более поздние историки-исследователи, такие как
Н. Макиавелли,
Ш. Монтескье,
Г. Дельбрюк,
Н.С. Голицын и др.
*
Мы не ставим целью детально проанализировать все войны и по каждой из них дать свое заключение.
На то нет особой необходимости, ибо война войне - рознь, да и не всякая война поучительна.
*
Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что на этапе возмужания римского народа война сыграла исключительную роль в развитии этой нации.
Об этом в своей работе "Эпитомы римской истории" убедительно свидетельствует Луций Аней Флор:
"...Словно какие-то силы постоянно толкали их к войне, чтобы оружие не покрылось ржавчиной от бездействия. Все они, постоянные и как бы внутренние враги, приучали молодых солдат к военной службе, и на этих племенах, как на некоем оселке, римский народ заострял меч своей доблести".
Трудно не согласиться с мыслью Флора о том, что не просто так, а в порядке испытания, войны были посланы римскому народу:
"И в самом деле, натиск бедствий был таков, что я счел бы их ниспосланными богами. Ибо бессмертные боги хотели знать, достойна ли владеть миром римская доблесть".
Вдумчивый историк (Флор) пытается дать ответ на вопрос: что более всего принесло пользы римскому народу - победы, горечи поражений или же "ослепительные проявления доблести?"
*
Из римской истории мы ясно увидим, что не всякая победа преумножала доблесть, что были победы, которые и тогда, и сегодня назывались "пирровыми". Были и поражения, которые искуплялись внушительными победами и очень благотворно влияли на граждан и правителей.
Именно о таких временах говорил Тит Ливий:
"Государство полнилось благочестием, а после недавнего поражения и вожди стали очень богобоязненны" ...
Римлянин
*
Нельзя обойти вниманием те два обстоятельства, которые, как отмечают историки, сыграли решающую роль в укреплении боевой мощи римлян: уважение к богам и законам.
"Однако захватившего нынешний век неуважения к богам тогда еще не знали и никто не старался истолковать законы и клятвы к собственной выгоде, а скорее приноравливался к ним сам".
Несколько иными словами, но о том же говорит и Полибий:
"Я полагаю, что каждому государству присущи два начала, которые и определяют, заслуживает ли его учреждения и отправления их подражания, или следует отказаться они них. Начала эти - обычаи и закон. Те из них заслуживают соревнования, которые вносят благонравие и умеренность в частную жизнь людей, в государстве же водворяют кротость и справедливость; нравы и обычаи противоположные достойны осуждения. Если, таким образом, у какого-либо народа мы наблюдаем добрые обычаи и законы, мы смело можем утверждать, что хорошими окажутся здесь и люди, и общественное устройство их. Точно так же, если мы в частной жизни людей видим любостяжание, а в государственных деяниях неправду, очевидно можно с большею вероятностью предположить, что и законы их, и нравы частных лиц, и весь государственный строй негодны".
И еще, следует запомнить чрезвычайно важный вывод Тита Ливия в отношении закона:
"...Закон - глух, неумолим, он спасительней и лучше для слабых, чем для сильных, он не знает ни снисхождения, ни пощады для преступивших" ...
*
Незыблемые и неумолимые законы - опора государственности, необходимая база нравственности и справедливости. Только в таком случае государство вправе рассчитывать на проявление гражданских чувств и гражданского долга.
*
Во времена верховенства закона римские полководцы были неумолимы, а порой и беспощадны даже к самым близким, о чем свидетельствует рассказ Тита Ливия о Тите Манлии, сыне консула. Тот, вопреки приказанию, поразил тускуланского всадника Гемина Месция и с доспехами последнего прибыл в лагерь, рассчитывая заслужить поощрение отца-консула:
"Отец, - сказал он, - чтобы все видели во мне истинного твоего сына, я кладу к твоим ногам эти доспехи всадника, вызвавшего меня на поединок и сраженного мною". Услыхав эти слова, консул отвернулся от сына и приказал трубить общий сбор; когда воины собрались, он молвил:"Раз уж ты, Тит Манлий, не почитая ни консульской власти, ни отчей, вопреки запрету, без приказа, сразился с врагом и тем в меру тебе доступного подорвал в войске послушание, на котором зиждилось доныне римское государство, а меня поставил перед выбором - забыть либо о государстве, либо о себе и своих близких, то пусть лучше мы будем наказаны за наш поступок, чем государство станет дорогой ценою искупать наши прегрешения. Послужим же юношеству уроком, печальным, зато поучительным, на будущее.Конечно, ты дорог мне как природный мой сын, дорога и эта твоя доблесть, даже обманутая пустым призраком чести; но коль скоро надо либо смертью твоей скрепить священную власть консулов на войне, либо навсегда подорвать ее, оставив тебя безнаказанным, то ты, если подлинно нашей ты крови, не откажешься, верно, понести кару и тем восстановить воинское послушание, павшее по твоей вине. Ступай, ликтор, привяжи его к столбу".
Услыхав столь жестокий приказ, все замерли, словно топор занесен у каждого над собственной его головою, и молчали скорее от ужаса, чем из самообладания. Но, когда из разрубленной шеи хлынула кровь, все стоявшие дотоле, как бы потеряв дар речи, словно очнулись от чар и дали вдруг волю жалости, слезам и проклятиям. Покрыв тело юноши добытыми им доспехами, его сожгли на сооруженном за валом костре и устроили похороны с такою торжественностью, какая только возможна в войске; а "Манлиев правеж" внушал ужас не только в те времена, но и для потомков остался мрачным примером суровости".
*
Римский шит
Следует ли удивляться тому факту, что почитание закона, высокие гражданские чувства, патриотизм, искренняя любовь к отечеству генерировали высочайшую воинскую доблесть? Нет, ибо пример воинской добродетели показывали сами полководцы.
Так, когда осаждали фалисков, "удивительную порядочность проявил полководец Камилл: заслуженно заключив в оковы школьного учителя, предателя города, он отослал его назад вместе с мальчиками, которых тот привел".
Луций Флор по этому поводу констатирует:
"Ибо благочестивый и мудрый муж знал, что истинна лишь та победа, которая сообразуется с чистой совестью и безупречным достоинством".
Пример другого полководца, Цинцината, свидетельствует о другом важнейшем качестве древних римских витязей - скромности и благородстве:
"Завершив поход, пахарь-триумфатор - клянусь богами! - столь же проворно вернулся к быкам. От начала до конца войны прошло 15 дней".
*
Это в последующее время полководцы всячески домогались триумфа или оваций (малого триумфа). Но не таковы были полководцы раннего Рима: они исполняли свой долг не ради наград, привилегий и богатств, а в силу своего гражданского долга и ответственности перед отечеством.
*
Не в почете среди этих военачальников было коварство и подлость. Они предпочитали сохранять незапятнанной свою честь и берегли себя от соблазна нажиться на войне:
"Курий выгнал из лагеря лекаря, просившего деньги за царскую голову, а Фабриций отказался от части государства, предложенной ему царем. Во время мира тот же Курий предпочел самнитскому золоту свои глиняные сосуды, а Фабриций с цензорской строгостью осудил консуляра Руфина за обладание 10 фунтами серебра как за расточительство".
В позднее время, правда, значительно реже, были еще случаи бескорыстия и целомудренности среди римских полководцев.
Так, по мнению Флора:
"Не подлежит сомнению и роль исключительной нравственной чистоты полководца (Сципиона - А.К.) при покорении Испании: он возвратил варварам юношей и девушек особой красоты, не пожелав даже их увидеть, чтобы не показалось, будто он хотя бы взглядом опорочил чистоту девственности".
*
Но тут следует отметить весьма серьезную разницу в духовном облике ранних и поздних римских полководцев: у первых духовная доблесть всегда стояла на первом плане и не было ничего такого, что могло бы ее сместить с этого места; у вторых, на первом плане стоял личный интерес (будь то корысть, славолюбие, властолюбие и т.п.), а нравственность могла найти свое проявление лишь в том случае, если нравственный поступок не мешал достижению личной выгоды.
*
Однако, возвратимся ко временам господства в римском обществе патриотизма, гражданского долга и истинной доблести. Если и есть случаи, когда от одной причины могут быть разные последствия, в силу разнообразных сложившихся обстоятельств, то есть область, где не может быть иных последствий: они могут быть либо положительные, либо отрицательные.
*
Предметы римского интерьера
Прежде всего, это относится к примеру руководителя, в данном случае дело идет о примере полководца:
"Верно, сказано: каков полководец, таково и войско".
Когда римские полководцы блистали доблестью, царь эпирский Пирр не случайнобыл поражен превосходством римских воинов, что поневоле воскликнул:
"О, как легко было бы захватить власть над миром, если бы у меня были римские воины или бы я был римским царем!"
А, увидев, каково было рвение римлян в восполнении потерь, Пирр сказал:
"Вот когда я убедился, что впрямь происхожу от Геракла: головы врагов вырастают словно из их собственной крови, как срезанные головы Лернейской гидры".
Кто может удивиться, что "при таких нравах и такой доблести воинов римский народ оказался победителем и в одной только тарентинской войне за четыре года покорил большую часть Италия, храбрейшие народы, богатейшие города, плодороднейшие области?".
*
Рим этого периода жил не только как военный лагерь, но и как единый организм, сплоченный мыслью все сделать и не жалеть ничего для победы над врагом:
"Не было оружия - его взяли из храмов. Не было молодежи - для военной присяги освободили рабов. Обеднела казна - сенат добровольно внес в нее свои богатства. Себе не оставили ничего, кроме золота в буллах и кольцах. Примеру сената последовали всадники, им подражали трибы. А когда в консульство Левина и Марцелла вносились в казну богатства частных людей, для записи едва хватало таблиц и рук писцов".
*
Однако, начиная с Пунических и Митридатовых войн, все чаще стали проявляться нравственные пороки, породившие в римском обществе смуту, разногласия и гражданскую войну. Полководцы начали больше думать о личном благе, власти и богатстве, чем о благоденствии нации и процветании государства.
Для наглядности приведем два примера:
"Марк Антоний, первым вторгшийся на остров (Крит - А.К.), был так уверен в победе, что вез на кораблях больше оков для пленных, чем оружия. И поплатился за свою опрометчивость, ибо враг перехватил много кораблей".
"...Страсть консула Красса, - а он жаждал парфянского золота, - была наказана разгромом одиннадцати легионов и его собственной гибелью".
*
Капитолийский холм.
В истории Древнего Рима позитивно то, что в вопросах войны и мира древние римские правители умели сохранять баланс войны и мира.
*
В самом начале римской истории это был как бы естественный процесс: цари-воины сменяются царями-миротворцами. Но, следует обратить внимание на тот факт, что даже цари-миротворцы не забывали о военном деле и не давали римским гражданам расслабиться в неге мирного времени:
"Умы были заняты, а постоянное усердие к богам ... напитало все сердца таким благочестием, что государством правили верность и клятва, а не покорность законам и страх перед карой".
А поскольку римляне видели в своем царе непревзойденный образец воинской доблести и благочестия, то и сами старались преуспевать в военном деле и нравственности.
*
Мудрые правители того времени понимали, что государство должно наращивать потенциал мира, видя в нем две составляющие: во-первых, базис боеспособности государства; во-вторых, средство развития и воспитания граждан.
Вот почему они пришли к весьма важным выводам:
Государство должно быть "одинаково хорошо приспособленным и к войне, и к мирной жизни".
"...Тарквиний (Древний - А.К.) обращается к мирной деятельности с усердьем, превышавшим усилия, отданные войне; он хотел, чтобы у народа было и дома не меньше дел, чем в походе".