Несколько лет назад, будучи на научной конференции в МГУ я стал свидетелем мерзкой сцены, которая для всех остальных присутствующих таковой не казалась.
Все шло чинно-благородно до тех пор, пока за трибуну не встал бывший аспирант одного из факультетов, внешне респектабельный и, по всей вероятности, преуспевающий молодой человек.
Руководство факультета, организатор конференции, еще до начала мероприятия выказывало к нему свое почтение, но особенно благоволило к его спутнику, развязному и нетактичному американцу, одетому небрежно, явно не в тон торжественности момента и без всякого почтения к ученым и студентам, собравшимся на событие, не так часто практикуемое в старейшем вузе страны.
Если бывший питомец и придерживался каких-то правил этикета, то его юный "друг" вел себя раскрепощено, бесцеремонно разглядывая собравшуюся публику и ведя себя как представитель высшей расы, попавший в окружение людей низшей цивилизации и культуры.
*
Но, дело даже не в нем, а в том доценте, который переквалифицировался в советники американцев и вот уже несколько лет верой и правдой служивший им в дипломатическом корпусе Грузии.
В его задачу входило помогать американской власти в работе с грузинскими властями и населением в борьбе за вывод российских войск с территории Грузии и размещении на грузинской территории американских военных баз.
*
Окончив социологический факультет МГУ, получив научную квалификацию и обогатив себя соответствующими знаниями в области национальной психологии, он с радость принял приглашение американских эмиссаров поработать на них.
Трудно сказать об истинной мотивации такого решения и обстоятельствах, сопутствующих принятию решения работать на американцев.
*
Но, если даже крайняя нужда заставила принять это решение, то факт работы против интересов собственной страны был явно налицо.
Как это назвать?
Подлый поступок? Измена: Предательство?
Квалификация деяний такого рода, конечно, не простое дело. Но оценка такому поступку, безусловно, должна быть.
*
Почему это необходимо?
Во-первых, дурной пример заразителен.
Во-вторых, если пример другого дурен, то его и надо рассматривать, как деяние недостойное, подлое, а то и изменническое или предательское.
Если же поступки, подлежащие осуждению или же уголовному преследованию не будут восприниматься как негативные, недопустимые и уголовно наказуемые, то любой человек, поставленный перед выбором, может без зазрения совести, без опаски подвергнуться осуждению общественным мнением или Законом, может уступить соблазну пойти в услужение государствам, силам и людям, намеревающимся сотворить зло нашим согражданам.
*
Обратимся к историческим фактам.
Греки одевали дезертиров в постыдное платье, брили им половину головы и в таком виде выставляли в течение трех дней на торговой площади. За беглого спартанца, как человека бесчестного, не могла выйти замуж ни одна девушка. Древние германцы вешали дезертиров на дереве как изменников, обрезали нос, уши, язык, выкалывали глаза. В России со времени Петра Первого беглецов наказывали кнутом, шпицрутенами, ссылкой в каторгу, смертной казнью. И всегда, и везде мирская и церковная мораль клеймила дезертирство несмываемым позором.
В римской армии наказания стояли на страже и закона и морали. Кто похищал в свою пользу часть военной добычи -- был присуждаем, сначала -- к изгнанию, потом -- к ссылке и позже -- к возвращению вчетверо более похищенного и даже к смерти. Дезертиры наказывались прутьями, привязывались к позорному столбу, продавались в рабство, а перебежчики к неприятелю (даже удалявшиеся от лагеря на такое расстояние, с которого нельзя было слышать звука труб) были распинаемы на кресте или подвергаемы отсечению головы.
Явное неповиновение наказывалось смертию. Часовой, заснувший или покинувший свое место, и вообще всякое нарушение правил строевой, лагерной и полевой службы были наказываемы телесно прутьями или палками, в числе ударов по мере вины. Тому же наказавию были подвергаемы воры, лжесвидетели, распутники и т.п. Как вора наказывали и того, кто ложно присваивал себе отличный боевой подвиг.
*
Но вот времена изменились, поменялись и нравы.
"Побойтесь бога, - заклинает нас один из публицистов "Московских новостей", - кто готовится на нас напасть у Полярного круга, на черноморском пляже или на забытом богом дальневосточном острове - везде, где бродят пограничные наряды?. Тогда зачем наши дети, младшие братья и внуки пешком, на лыжах, на конях, на аэромобилях выходят, как только стемнеет, в дозор?"
Дезертирство, уклонение от воинской службы сегодня явление распространенное, типичное, но самое главное - не осуждаемое, не позорное...
*
Что это такое?
Это - моральное разоружение нашего народа.
А безоруженый, если и не дезертир, то все одно - плохой в поле воин.
***
Вернемся, однако, к нашему докладчику.
За трибуной "герой" наш вел себя спокойно и с воодушевлением рассказывал собравшимся, как ему удалась роль американского советчика.
Было заметны его взгляды в сторону своего американского попутчика. Он, явно, интересовался реакцией своего "патрона" на происходящее и не придавал особого значения реакции маститых ученых в президиуме собрания.
В то же время рассказ его явно "разогрел" внимание молодежной аудитории - студентов. Молодые юноши и девушки с нескрываемым вниманием и интересом внимали слову "доцента", который в их глазах сделал неплохую карьеру за границей.
Да и среди "командного состава" факультета не было, пожалуй, ни одного лица, сконфузившегося или же выразившего неодобрение услышанному признанию в службе против своей страны.
*
Чем это объяснить?
Неужели среди собравшихся не было ни одного человека, способного назвать действия "преуспевающего" перебежчика подлостью, предательством или изменой интересам той страны, которая его воспитала и взрастила?
Видимо, такие были, но они предпочли не высказываться, дабы не портить отношения с "прозападными" коллегами и также настроенные бежать на Запад студентами.
В МГУ той поры (начало 90-х) уже вовсю витал дух "свободы" - свободы от морали, преданности своему Отечеству, долгу перед Родиной и прочими "анахронизмами" прошлого...
*
"Прокукарекав", доцент-советник удалился в сопровождении избранных людей и под конвоем своего заокеанского "друга", зародив в сознании молодых студентов и не очень зрелых ученых мысль о том, что на подлости и предательстве можно неплохо заработать.
Мысль о том, что тебя не подвергнуть обструкции, не выставят в позорном платье на площади уже перестала пугать тех, кто решился на подлый поступок, измену и предательство.
*
Моральное разоружение дорого обходится Отчизне.
"Утечка мозгов", о которой без особого сожаления сегодня говорят, ничто по сравнению с "утечкой духа", которая из души и сознания народного выносит понятия патриотизма, долга, чести, ответственности и т.п.
Свято место, как известно, пусто не бывает. На месте Добродетели растет и множится вредоносное образование из смеси Эгоизма, Злобы, Ненависти, Беспринципности, Себялюбия и т.д.
*
И не следует кивать на власти.
Она, конечно, виновна в том, что сама не дает образцов высокой добродетели.
Большая вина в нас самих - это мы, родители, с колыбели не учим любить свою Родину, а ставим в образец жизнь "там".
Это вина учителей, которые сами в должной мере не любят своей страны и потому мало говорят своим подопечным о том, как прекрасна наша страна.
Это вина вузов, которые "запрограммированы" на западные образцы и модели, не видя и не понимая всего богатства нашей отечественной культуры и истории.
*
Все дело в нас.
Поймем ли мы это когда-нибудь или же по-прежнему будем хаять все свое и хвалить все чужое?
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023