ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Вакансия на стратега России"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


"Вакансия на стратега России"...

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...

0x01 graphic

Блудный сын. 1882.

Художник Николай Дмитриевич Лосев (1855-- после 1918)

Информация к размышлению

  -- 29-го июля 1815 г. в Париже произошло незначительное на вид происшествие, имевшее однако для Русской Армии самые печальные последствия и определившие на длительный срок весь уклад ее жизни. В этот день, проезжая Елисейскими Полями, Император Александр I увидел фельдмаршала Веллингтона, лично производившего учение двенадцати новобранцам. Это явилось как бы откровением для Государя: "Веллингтон открыл мне глаза, - сказал он, - в мирное время необходимо заниматься мелочами службы".
  -- Современники Александра I-го (Ермолов, Муравьев и др.) находят происшествие далеко не случайным и приписывают его хитроумному расчету Меттерниха. Зная болезненную страсть Александра I к муштре, австрийский канцлер без труда уговорил Веллингтона разыграть эту сцену, в надежде на то, что Император Всероссийский после этого с головой уйдет в дорогую ему шагистику и не будет больше вмешиваться в политику, благодаря чему у Австрии и Англии окажутся развязанными.
  -- Акция удалась...
  -- Победоносная армия прочно стала на долгие годы на путь плацпарадной муштры.

"НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О МОНАРХИИ ГРЕЧЕСКОЙ".

  

Анатолий Каменев

  
   Не случайно еще Петр Великий предупреждал потомков.
   Живому поколению своих спо­движников и через них потомству он дал одно великое за­вещание:
  
  -- Не забывайте, отчего поднимались царства и отче­го они падали.
  -- Военное искусство есть борьба за жизнь.
  -- Пренебрегающие этим искусством гибнут.
  -- Не уставайте же со­вершенствоваться в военном деле!
  -- Идите в нем впереди народов, а не позади их!
  
   Побеждающий на войне народ продолжает побеждать и в годы мира; во всякой деятельно­сти он остается победоносным. А в непрерывной победе над препятствиями и заключается настоящий прогресс.
  
   *
   Греция, в природном и географическом положении, имела ряд неоспоримых преимуществ перед государствами Востока и Европы: Средиземное море обеспечивало надежную коммуникацию с восточной цивилизацией, и было естественной преградой на пути восточных кочевых племен; мягкий и благодатный климат не побуждал тратить силы греков на то, чем всецело обременен житель северных территорий; ландшафт был прекрасный, а воздух великолепный.
  
   Все это, в конечном счете, было благоприятной основой для развития личности: климат благоприятствовал укреплению здоровья, не заставлял тратить массу времени на жизнеобеспечение, а свободное время можно было потратить на образование и творчество.
  
   Следует отметить тот факт, что на заре существования Греция умела пользоваться своим географическим положением и особенностями благодатного климата.
  

0x01 graphic

Лесное ущелье, 1825.

Художник Карл Эдуард Фердинанд Блехен

В чем состояло величие гомеровских героев

и высокая нравственность героической эпохи Греции?

  
   Благодаря "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, столь почитаемыми не только греками, но и выдающимися людьми разных эпох и народов, можно составить совокупный образ "гомеровского" грека.
   Гомеровский грек - герой.
   Но это герой особый, где мускулы, смелость и отвага играют не первую роль.
  
   Человек становился в глазах древних греков героем потому, что он был лишен эгоистических черт и всегда находился в тесной связи с общенародной жизнью и общенародным делом.
  
   Эпический герой вовсе не лишен свойственной ему психологии, но в нем личное было подчинено общественному.
   Это и делало его не только героем монументального эпоса, но и своеобразным эталоном общегреческого национального героя.
  
   *
   Обратим внимание на тот факт, что на заре развития данного народа, в силу ряда исторических обстоятельств, индивидуализм и эгоизм не могли найти питательной почвы в обществе, ибо человек был не только слаб и беззащитен, но он просто не мог обойтись без помощи и поддержки со стороны сородичей.
  
   Этот вынужденный коллективизм порождал и соответствующие общие ценности, где стремление быть полезным всему сообществу данной группы (общности) людей возводилась в ранг высшей добродетели.
  
   *
   Безусловно, при наличии определенных условий (мир и согласие граждан; разумное сочетание личного и общественного; правильное понимании прав и обязанностей, свободы действий и ответственности перед обществом и др.) Древняя Греция могла бы преподать другим государствам и народам пример могущества раскрепощенного сознания и несвязанной воли человека.
   Мир был бы удивлен не только творениями Эсхила, Гиппократа, Пифагора, Эзопа, Еврипида, Демокрита и др., но и свершениями тех людей, которые, имея большие потенциальные возможности, растратили их попусту или же пали в междоусобной войне.
  

0x01 graphic

Муций Сцевола, 1640-е годы

Художник Маттиас Стом.

Почему Греция родилась и увяла разделенной?

  
   Греческая цивилизация померкла, главным образом, не из-за македонского завоевания, а от того, что была раздираема внутренними противоречиями (политические партии вели свою войну, но не против политических противников, а против нации, как таковой; города-государства боролись за гегемонию, не гнушаясь никакими средствами).
  
   Греция родилась и умерла разделенной: у греков не было тех свойств характера, той практичности в поведении, которые позволили римлянину создать прочное государство и подчинить ему такую массу самых разнородных земель.
  
   Греки были в вечной ссоре между собою, и даже когда Дарий и Ксеркс предприняли покорение их страны, между ними не было единодушия. Ни одному городу Греции не удалось установить прочно свою гегемонию над всею страною, подобно тому, как Рим достиг этого над италийскими племенами.
  
   *
   Беда Древней Греции состояла в том, что она была расколота на множество самостоятельных государств, постоянно враждовавших между собою и стремившихся к гегемонии над другим, но никак не к разумному и мирному сосуществованию.
   *
  
   В силу разных политических систем и традиций, древние греки, разделенные на мелкие государства, были антагонистами:
  
  -- Афины, к примеру, поощряли безбрежную свободу, а Спарта до предела ее ограничивала.
  -- Афиняне стремились к новым контактам, а спартанцы считали своей единственною задачею охранять себя от всяких нововведений и иноземных контактов.
  
   Они никак не могли найти точек соприкосновения и всякий раз становились во враждебные отношения друг к другу.
  
   Поочередно давая приют изгнанникам из соседних городов-государств, они вынашивали мысль о том, как бы сильнее навредить соседям, не понимая всего вреда разъединения греков перед лицом персидской и македонской опасности.
  
   *
   Беспринципность и политическая нечистоплотность политических деятелей Древней Греции толкала их в удушающие объятия заклятых врагов греков - персов, которые пользовались каждым удобным случаем, чтобы разъединить греков, натравить их друг на друга.
  
   При этом руками самих греков персы достигали те целей, которых не достигли бы силой оружия, но добились, щедро осыпая золотом и серебром тех, кто помогал им упрочивать власть над Грецией и подрывать основы ее независимости и процветания.
  
   Даже выдающиеся и патриотически-настроенные люди Древней Греции не считали зазорным брать деньги у тех, кто покушался на их свободу и независимость.
   *
  
   Борьба политических партий в Афинах настолько исказила общественные интересы и идеалы, что ряд политических сил постоянно старались вызывать затруднения в государстве для того, чтобы поколебать уважение к его законам, причем с злобной ра­достью пользовалась для своих целей всяким подобным затруднением и всяким общественным несчастьем.
  
   Презирая простого гражданина и попирая общенациональные потребности, они пытались обрести монополию на политическую деятельность, считая занятие политикой неотъемлемою привилегией знатных лиц.
  
   *
   Аристократы и демократы (в ее худшем варианте) объединились в атаке на общественное образование и воспитание:
  
  -- как для первых, так и для вторых образованный грек был опасен своим разумением, способностью правильно оценивать происходящие события и явления, законы и поведение власти.
  -- Следовательно, необходимо было вмешаться в процесс образования греческих граждан, а для того следовало обучать их лишь тому, что строго сообразовалось со взглядами аристократов и политиков-демагогов, причем всего, важнее было не допускать низшие слои общества к высшему образованию, так как связанная с ним власть разума должна была составлять преимущество одних знатных.
  
  

0x01 graphic

Вечернее солнце. 1912.

Художник Константин Фёдорович Богаевский

  

Почему были забыты и попраны идеалы предков?

  
   Обнаружилось и другое опасное уклонение в деле развития образования и воспитания греков:
  
  -- господствовавшее тогда образование постоянно стре­милось ослабить силу предания,
  -- ослабить связь между члена­ми общины и
  -- заставить людей в решительных случаях ру­ководствоваться своим личным мнением.
  
   Самое прочное объединительное средство, религия, утратила свое влияние.
  
   Основа ее - полное доверие к преданиям отцов; между тем тогдашнее направление умов состояло в противоречии преданиям, в тщеславном взгляде на простодушие предков, в сомнениях и насмешливости, полным выражением чего служила софистика.
  
   Кроме того, в продолжение военных годов души одичали, и отеческие правила утратили свою власть над ними.
  
   *
  
   К этому надо прибавить общее желание "демократизированного" народа, стремившегося освободиться от всяких авторитетов; он восстал также против богов и отрекся от них после того, как они допустили падение государства.
  
   Но так как люди не могли же обойтись без всякой религий, то после отпадения от веры отцов у них явилась наклонность к чужеземным богослужениям, и рядом с неверием выросли пле­велы суеверных мнений и обрядов.
  
   *
  
   Мы видим, что следствием распространявшегося неверия были чрезвычайное своевольство и распущенность; к этим печальным заблуждениям в религиозных понятиях присоединялось еще orpyбение народной нравственности. Добродетели человека и граж­данина, требуемые эллинскими божествами, перестали пользовать­ся уважением заодно с ними.
  
   Стараясь успокоить совесть од­ними внешними обрядами и волшебными средствами, перестали придавать всякое значение внутреннему очищению, без стыда следовали внушениям корыстолюбия и постепенно утрачивали даже то сознание, что государство может существовать только при честности своих граждан.
  
   *
   Подобно тому и вера отцов была отброшена, как старая домашняя утварь, а на место ее не было приобретено ни новых правил нравствен­ности, ни нового стремления к добродетелям, необходимым для общественной жизни. Все сознавали потребность государ­ственного возрождения и серьезно принялись все исправлять и приводить в порядок, но политическая реформы не могли исце­лить зла и положить новое основание общему благу.
  
   Необходимо было нравственное обновление, исходящее из строгого самосознания, решительный поворот с неправильного пути современного просвещения и прежних ложных понятий, а также образование нового поколения, в котором укоренились бы опять такие добродетели, как верность, благочестие и правдивость.
  
   Устройство более счастливых Афин должно было начаться снизу. Это был широкий и трудный путь, мало соответство­вавший высокомерию афинян, которые воображали себя на вершине человеческого образования, но - это был единственный путь.
  

0x01 graphic

Афина в гостях у Аполлона на Парнасе (1703).

Художник Арнольд Хоубракен

Какую злую "шутку" сыграла с греками демократия,

во что она (демократия) выродилась?

  
   Золотой век Греции покоился на шатком основании и был обречен на катастрофу: бедные замышляли ограбить богатых с помощью законотворчества или революции; богатые создавали общества, чтобы защититься от бедноты.
   Члены некоторых олигархических клубов давали, по словам Аристотеля, торжественную клятву:
  
   "Я буду врагом народа [т.е. людей низкого происхождения] и в Совете я буду причинять ему столько зла, сколько сумею".
  
   *
  
   В этом конфликте интеллектуалы все чаще и чаще принимали сторону бедноты.
   Они презирали купцов и банкиров, чье богатство казалось обратно пропорциональным их образованности и вкусу.
  
   Тем не менее, многим умнейшим людям Древней Греции не хватило прозорливости, государственной мудрости и подлинного патриотизма для того, чтобы вывести греческий народ из фазы конфронтации, всеобщей озлобленности, индивидуализма и эгоизма и направить его на сплочение, созидание и творчество. Для этого надо было подняться над собственными эгоистическими интересами и расчетами.
  
   А тут нужны была не только воля, но честные и чистые помыслы, патриотизм, гражданственность, чувство личной ответственности и многое другое...
  
   *
  
   Вследствие вырождения демократии, неразумная народная толпа слишком часто стала увлекаться красноречием честолюбивых демагогов.
  
   Безответственность народного собрания,
  
  -- которое, не сдерживаемое было ни прецедентами, ни ответственностью;
  -- которое сегодня со всей страстностью голосовало за то, в чем завтра будет столь же страстно раскаиваться, наказывая не себя, но тех, кто ввел его в заблуждение;
  -- поощрение демагогов и расточительный остра­кизм людей достойных;
  -- занятие должностей на основании жеребьевки и очередности, ежегодная замена администрации и сползание к правитель­ственному хаосу;
  -- дрязги и раздоры, постоянно вносящие сумятицу в руководство и управление государством,
  
   - таковы роковые недостатки, за которые Афины сначала сполна заплатили Спарте, Филиппу и Александру Македонским, а затем и Риму.
  
   0x01 graphic
  
   Платон, видя эти язвы демократии, в "Политии" так писал о пагубном воздействии на молодые умы вседозволенности и неумении использовать свободу слово во благо государству:
  
  -- "Когда большая толпа собирается в экклесии или в суде, или в театре, или в лагере, или в каком другом большом собрании, она со страшным шумом одни слова и действия одобряет, другие - порицает, преувеличивая в обоих случаях, крича и стуча, причем скалы и место, где происходить собрание, своим эхом вдвойне усиливают шум похвалы и порицания.
  -- Как, по-тво­ему, должно это действовать на настроение юноши?
  -- Какое должен он получить особое образование, чтобы быть в состоянии устоять против потока похвалы или порицания и не быть унесенным им?
  -- Не подчинится ли юноша взгляду других на пре­красное и низкое, не будет ли он поступать так, как они, и не станет ли таким же?"
  
   Продолжая тему, он с горечью констатирует другие вредные последствия извращенной демократии:
  
  -- "В этом обществе учитель боится учеников и льстит им, а ученики презирают учителей и воспитателей; да и вообще юноши становятся наравне со стариками и соперничают с ними на словах и на деле, а старики, снисходя к молодежи и подражая ей, проявляют обходительность и любезность из опасения пока­заться нелюбезными и деспотичными...
  -- Кто не видел сам, тот не поверить, насколько животные, подчиненные человеку, пользуются в демократии большею свободою, чем в другом государстве.
  -- Как говорится в пословице, какова хозяйка, та­кова и собака; даже лошади и ослы привыкли рас­хаживать совсем свободно и важно; если встречный не уступает им дороги, они сталкивают его с пути. Да и все прочее проникнуто такой же свободой...
  -- Самым главным результатом всего этого является страшная щекотливость настроения граждан; они приходят в негодование при малейшем проявлении власти и не выносят его; наконец, они перестают обращать внимание даже на законы, писанные или неписаные, не желая иметь ничего выше себя".
  
   *
   Со времени Пелопоннесских войн Афины являлись лишь тенью того, чем они были когда-то.
   Прошли те времена, когда дух общественности, имевший лозунгом: "каждый за всех и все за одного", заставлял жертвовать жизнью и достоянием для блага отечества.
  
  
   Полное отсутствие единодушия и сознания государственных интересов в особенности ярко обнаруживалось в военных делах и управлении.
  
   Низкое себялюбие тормозило всякое начинание, хотя бы сколько-нибудь намекавшее на общее дело.
   Теперь ло­зунгом сделались - покой и наслаждение.
   Подвергаться опасно­сти для других или даже для собственной пользы почиталось безумием.
  
   Сверх того было достаточное число желавших всту­пать в военную службу ради жалованья и наград.
  

0x01 graphic

  

Айсберги,

Художник Фредерик Эдвин Чёрч

Как коварная мысль

расшатала нравственные устои государства?

  
   Не требуется особой прозорливости, чтобы понять, как пагубно действует на общество, его нравы, поступки и поведение граждан та или иная мера свободы (в поступках, поведении, выражении мыслей), если эта мера вводится преждевременно, т.е. падает на незрелую почву и произрастает там не в виде прекрасного растения, но сорняка, который быстро набирает силу и душит все близлежащие культуры.
   *
  
   В период всеобщего политического и нравственного разложения Греции великие философские умы, не находя удовлетворения в действительной жизни, искали удовлетворения в области отвлеченной мысли и в мире утопии.
  
   Философия наслаждения Аристиппа стала близкой не только богатым, но привлекла умы и бедных граждан. В силу ряда обстоятельств и причин, философы взрастили в греках лестную для них мысль о том, что "человек - мера всех вещей", в силу чего образованный и просвещенный грек влюбился в самого себя.
  
   Праздное времяпрепровождение стало нормой жизни и перешло из разряда порочных в число любимых.
   В дополнение ко всему ложное чувство избранности (легенда и традиция возводили каждую семью к общему божественному герою-прародителю), родили самодовольное равнодушие, индивидуальную озабоченность и страсть к богатству, как внешнему показателю исключительности.
  
   "Любовь к богат­ству поглощает людей без остатка, - говорил Платон. - Даже на мгновение эта страсть не позволяет им думать о чем-нибудь другом, кроме их достояния, к которому прилепляется душа каждого гражданина".
  
   *
   Коварная мысль (извращенная идея, ложное умозаключение, вредная ценностная установка), расшатывающая любую цивилизацию, сделала свое дело и в Древней Греции.
  
   С развитием цивилизации, по мере того как обычаи, установления, законы и мораль все более ограничивают актив­ность естественных инстинктов, действие уступает место мысли, вооб­ражение - успеху, прямолинейность - хитрости, откровенность - скрытности, жестокость - состраданию, вера - сомнению; поведение становится фрагментарным и нерешительным, осознанным и расчетли­вым; драчливость переходит в предрасположенность к нескончаемым спорам.
  
   *
   Более всего разъединяло греков несколько их ценностных установок: рационализм, понимаемый как личная выгода (польза); справедливость, рассматриваемая также однобоко; индивидуализм, как высшее проявление личностного начала (неповторимости).
  
   Рационализм разъел связующие формы религии и нравственности, государственного и общественного порядка.
  
   Борьба всякого против каждого; ослаблять то, что могущественно, и опрокидывать то, что грозило подняться, - таковы стали общественные и индивидуальные принципы афинского общества уже в период греко-персидских войн.
  
   Не изменились они и позже, т.е. во времена македонского и римского владычества.
   Как только удавалось отбить очередную атаку противника, грек тут же впадал в состоянии "индивидуальной озабоченности" и начинал подсчитывать свои затраты на общее дело и предъявлять счет соседям и властям, а то и требовать значительной прибавки к своему достоянию за реальные или мнимые подвиги во время отражения предыдущей агрессии.
  
   *
   Индивидуальный эгоизм, столь развитый в Древней Греции, породил и такое уродливое явление, как беспринципное наемничество.
  
   Греку-наемнику было безразлично кому служить: он служил тому, кто платил больше денег.
  
   Если бы ему пришлось воевать против своей родины, своего города и своих родственников, то ни угрызения совести, ни патриотизм не побудили бы его отказаться от войны, т.е. возможности заработать на войне.
  
   *
  
   Наряду с тем, что названные явления были следствием безудержной фантазии греческих философов, пытающихся умозрительно сконструировать идеальное государство, свое дело произвела демократия, упавшая на незрелую и амбициозную почву греческого общества.
  
   Классовая борьба ожесточилась до предела и вышла из-под контроля, превратив демократию в средство достижения власти. Народное собрание выродилось в собрание толпы, ненавидя­щей всякое превосходство, отбросившей всякие стеснения, беспощад­ной к слабости, но пресмыкающейся перед силой, голосующей за всевозможные поблажки для себя, задушившей всякую инициативу, трудолюбие и бережливость налогами на собственность.
  
   *
  
   Господство "лучших граждан" оказалось обманчивым призраком и ложью; сыновья знатных фамилий, постоянно чванившихся тем, что они от рождения обладают тем, что дру­гими приобретается только путем труда, оказались теперь людьми, более всех других смертных подверженными всем общественным слабостям и порокам, а именно: жадности и самому грязному корыстолюбии.
  
   *
  
   На примере Древней Греции, надо добиться понимания того факта, что преждевременное (несвоевременное) "вбрасывание" в общество разного рода идей, теорий и т.п. - это очередное открытие "ящика Пандоры".
  
   Скажем более: речь должна идти не только о несвоевременности или же нежелательности тех или иных идей, а об ответственности тех лиц, которые будоражат умы людей и подогревают низменные инстинкты толпы, и о прямом (или косвенном), сознательном (или неосознанном) подрыве единства и сплоченности нации. Другими словами, эти действия надо квалифицировать как вредоносные, наносящие ущерб делу национальной безопасности.
  
   При такой постановке вопроса (которая, безусловно, будет встречена в штыки и "либералами" и "революционерами") кое-кто все же поостережется выступать с провокационными заявлениями и опасными утопиями.
  
   И дело тут даже не в санкциях со стороны власти, а в том проклятии, которое заслуживает каждый интеллектуал (фразер, популист и т.п.) за то, что он вводит людей в заблуждение, обманывает их, передергивает факты и т.п.
  
   И не столь важно, на кого (на себя или на "дядю") и за что (за "тридцать серебряников" или бескорыстно) он работает, понимает или не понимает, что творит.
  
   Важно другое - он несет своей нации зло, которое может обернуться погибелью многих людей, стоить независимости государства и т.д.
  

0x01 graphic

Фидиппид - греческий воин,

принесший весть в Афины о победе греков над персами в битве при Марафоне (12 сентября 490 года до н. э.)

  

Какое историческое значение имеет опыт Солонова, Ликургова законодательства и военная реформа Фемистокла?

  
   Опыт Древней Греции (главным образом, Афин и Спарты) показал как велико для развития государства и его обороноспособности значение правильной законодательной политики.
  
   Это убедительно продемонстрировал Солон и Фемистокл (в Афинах) и Ликург (в Спарте).
   *
  
   Проведение как бы, благоволя тому или иному народу, посылает ему в определенный исторический момент своего посланника-избавителя.
  
   Так, в этот критический для Афин момент, нашелся человек (Солон), который смог без единого акта насилия, без какого-либо злоречия убедить богатых и бедных заключить компромисс, чем не только предотвратил хаос, но установил новый, более справедливый политический и экономический порядок на всю оставшуюся историю независимых Афин.
  
   Солоновское разделение граждан Афин на 4 категории и соответствующее ему (этому разделению) выдвижение командных лиц, а также использование старых институтов управления (ареопаг, народное собрание) и создание нового Совета Четырехсот способствовали лучшему отбору командного состава, контролю над ним и повышению личной ответственности офицеров и генералов за результаты боевых действий войск и сил флота.
  
   Плутарх свидетельствует о его стиле государственного управления следующее:
  
   "Хотя он отказался от тирании, одна­ко во время своего правления не проявлял особенной мягкости и слабости, не делал уступок лицам влия­тельным и в законодательной деятельности не ста­рался угодить тем, кто его избрал.
   Там, где дело об­стояло вполне хорошо, он не применял врачевания и не вводил ничего нового, из опасения, что, "если в го­сударстве перевернуть все вверх дном, то у него не хватит сил поставить все на место" и упорядочить наилучшим образом.
   Он применял лишь такие меры, которые, по его расчету, можно было провести путем убеждения, или такие, которые при проведении их в принудительном порядке не должны были встретить сопротивления".
  
   Лучшим доказательством его мудрости стала долговечность его зако­нодательства.
  
   Несмотря на тысячи изменений и усовершенствова­ний, несмотря на временные диктатуры и не затрагивающие государ­ственных основ революции, пять веков спустя Цицерон имел полное право утверждать, что в его время в Афинах по-прежнему действуют законы Соло­на.
  
   С юридической точки зрения, его работа ознаменовала окончание правления посредством непредсказуемых и изменчивых декретов и начало правления с помощью писаного и устойчивого права.
  
   На вопрос, что делает государство упорядоченным и благоустроенным, Солон ответил:
  

"Когда народ повинуется правителям, а правители - зако­ну".


0x01 graphic

  

Спарта обязана Ликургу своими законами.

  
   Полибий утверждал, что Ликургова конституция оказалась столь устойчивой потому, что в ней были объединены три формы государственного устройства - монархия, аристократия и де­мократия, причем в таких пропорциях, что каждый элемент препятство­вал преобладанию других.
  
   Фактически такой же вывод вытекает после прочтения соответствующей работы Плутарха о Ликурге.
  
   Ликургу удалось создать такое законодательство, которое способствовало сплочению людей, воспитанию волевых и закаленных воинов и которое заставляло всех и каждого работать на государственные интересы, не оставляя личности времени, средств и способов удовлетворять свои потребности (главным образом, духовные).
  
   Заслугой Ликурга и его последователей можно считать также внедрение новой идеологии, пронизанной идеями военного братства и сотрудничества.
  
   В дальнейшем идеология равенства станет базовой идеей для структурного оформления всего спартанского общества, в котором благодаря общественному воспитанию и общественным обедам не так уж много будут значить рождение и богатство.
  
   Спарта, действующая в духе законов Ликурга, была непобедима. Спартанская воинская доблесть, мужество, отвага, смелость, решительность, дисциплинированность, чувство долга вызывали и вызывают у других народов восхищение.
  
   Однако, система Ликурга, хотя и действовала довольно долго, пришла в упадок как только были сняты искусственные ограничения и запреты на общение с иностранцами.
  

0x01 graphic

  
   Фемистокл в области военной реформы интересен двумя нововведениями:
  
  -- во-первых, тем, что положил правильное начало военному налогообложению;
  -- во-вторых, тем, что сумел создать военный флот и тем самым обеспечил для Афин новые, ранее не виданные военные возможности, ибо посредством флота научился эффективно решать военные вопросы, присовокупив к сухопутной и морскую силу государства.
  
   До Фемистокла в Аттике не было правильного налогообложения.
   Не было и государственных расходов на войско и корабли. Суда для защиты берегов поставлялись управлениями местных округов и на средства местных касс.
  
   Как раз во время управления Фемистокла народ получил в свое распоряжение большой чрезвычайный доход от вновь открытых государственных серебреных рудников в Аттике.
  
  -- По заведенному обычаю этот доход предстояло сообща "проесть", т.е. распределить среди граждан Афин.
  -- Фемистокл предложил отказаться от этой раздачи и отнести сумму на чрезвычайные расходы по строительству флота.
  
   Помимо этого общего взноса требовались дополнительные частные средства.
   Это было возложено на богатых граждан в форме общественной повинности, литургии...
  
   Реформа Фемистокла имела важные политические и военные последствия.
  
  -- Она приблизительно в два раза усилила военную мощь Афин.
  -- К ополчению гоплитов прибавился большой состав корабельных экипажей, гребцов и военных моряков.
  -- Масса низших слоев, привлеченная к службе, получила и политическое значение, которого не имела ранее.
  
   Благодаря флоту, Афины расширили свое влияние на весь греческий мир.
   Неизвестный автор (называемый Псевдо-Ксенофонт) в политической брошюре под названием "Полития" писал:
  
  -- "Они (афиняне - А.К.) могут появиться в любом месте и нанести вред, запереть сообщение врагу, даже более сильному, чем они сами; им также легко в случае необходимости отступить.
  -- Несравненно труднее и рискованнее всякого рода сухопутные предприятия; пешие войска медленно идут, их трудно продовольствовать и они могут передвигаться только через союзные территории.
  -- Для тех, кто господствует на море, нет таких затруднений. Они могут выморить голодом любого противника: всякий город ведь держится торговлею и должен одно вывозить, другое ввозить к себе".
  
   *
  
   Эти три примера (Солон, Ликург, Фемистокл) - наиболее яркие в Древней Греции.
  
   Безусловно, они не исчерпывают всех примеров изысканий в законодательной сфере.
   Но они (примеры эти) вполне достаточны для понимания значения закона в жизни нации.
  
   Закон - это опаснейшее, но необходимое оружие: опасное потому, что может наделать много непоправимых бед, а необходимое - в силу того факта, что без него государство становится беззащитным.
  
   Хороший закон, умный исполнитель, правильно выбранное время и место его применения, неукоснительность действия законодательной нормы в сочетании с необходимыми коррективами по ходу осуществления законодательной практики, а при острой необходимости - изменение устаревшего закона - вот необходимые условия благотворного влияния закона на военное дело, залог победы.
  
  

0x01 graphic

Крещение Руси (1890).

Художник Виктор Михайлович Васнецов

ВАКАНСИЯ ДЛЯ ЛИКУРГА

Информация к размышлению

  
   В обществе нашем, особенно в его старшей части, бытует пессимистический взгляд на перспективы развития России: "все, мол, потеряно; впереди нас ждут лишь новые невзгоды и лишения".
   *
   Основой такого взгляда служит неверное понимание некоторых реалий.
  
   Одна из них заключается в том, что людям нашим, т.е. народу русскому, надо чуть ли не столетия для того, чтобы "опомниться", взяться за ум и устремиться вслед за европейцами, которые, по их мнению, опередили нас, русских, в прогрессе техническом и в вопросах социальных и духовных.
  
   Следовательно, серьезные преобразования в нашем обществе возможны лишь в двух случаях: во-первых, по истечении длительного времени (лет сто, по крайней мере, следует не торопиться) и, во-вторых, эталоном для России является Запад, его государственное устройство, система экономических и общественных отношений, нравы и обычаи в замен тем, кои составляли основу русской жизни на протяжении последнего тысячелетия.
  
  
   Ошибочны оба понимания: совсем не нужно столетие для вызревания подходящей ситуации; Западу самому есть чему поучиться у русских в области духовной жизни и культурных традиций.
  
   Но и нам надобно учесть уроки прошлого и не предпринимать необдуманных мер без ясной и точной программы и ясного понимания, за что надо взяться в первую очередь.
  
   Нам надо найти ту точку возврата, которая позволит очистить русский характер и жизнь русскую от всего того наносного и мерзкого, что налипло на него за многие столетия прошлой жизни.
  
   *
   События последнего столетия говорят о том, что все серьезные преобразования у нас шли во вред русской государственности и русскому народу.
  
   Революция 1917 года безжалостно сломала царское самодержавие, но не принесла людям избавления от нищеты, бесправия, притеснения; не дала простора развитию ума и талантов.
  
   Политическое насилие и волюнтаризм группы авантюристов в 1991 году принес еще большие беды, чем революция 17-го года.
   Гражданская война, которая ведется с тех пор (она началась до переворота 1991-го), т.е. уже в течение 22 лет, унесла в могилу миллионы людей, принесла страдание и потери почти во все семьи бывшего СССР, привела к переделу собственности не в пользу народа, а послужила службу ничтожному числу лиц, отличившихся лишь тем, что они сумели воровским образом разграбить общее достояние, оставив тех, кто честно трудился наедине с проблемами и заботами.
  
  
  -- История человечества, пожалуй, не знает столь вопиющего и наглого захвата общенародного достояния, который свершился благодаря заносчивому самолюбию Горбачева и упрямому волюнтаризму Ельцина.
  
   Трудно с полным осознанием понять результаты происходящего сегодня, не имея ясного видения пути, на который вступила наша страна с началом правления Путина и Медведева.
  
   Разноплановые решения и разрозненные законодательные акты создают впечатление о том, что правительство наше, власть существующая действует в режиме министерства по чрезвычайным ситуациям.
  
   И министерство это более всего реагирует на происходящее и никак не заботится о том, чтобы посредством упредительных мер снизить число предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций.
  
   *
   Создается впечатление, что в правительстве нашем мало кто понимает, что главное состоит не в том, чтобы поставить заслоны на пути злоумышленников и не в том, чтобы надежно запереть ценности от воров и проходимцев, а в том, чтобы создать в обществе нетерпимое отношение к нарушению Закона, нравственной нормы и просто правилам поведения...
  
   Получается, как у нерадивого сантехника: тот до очередной аварии пребывает в спокойствии, а в случае вызова на место, накладывает жгут на проржавевшие трубы, заранее зная, что через день-два ему вновь придется поднимать зад из уютного кресла и в очередной раз прилаживать бесполезный жгут на место прорыва.
   Тогда же, когда потечет во многих концах, пластырем и жгутом уже не отделаешься. Придется менять весь проржавевший и пришедший в негодность трубопровод.
  
   Малая авария всегда грозит перерасти в большую проблему с разного рода последствиями, если вовремя не делать профилактику, своевременно не менять устаревшее оборудование и вообще, не вести дело с перспективой, с прицелом на будущее.
  

0x01 graphic

В горах Кавказа, 1879.

Художник Лев Феликсович Лагорио

  

Люди "созидающие и разрушающие"

  
   Люди - это движущая и созидающая сила общества.
   Люди - это и разрушительная сила, способная разнести до основания все здание современной цивилизации и культуры.
  
   Между людьми, созидающими и людьми разрушающими, существует водораздел.
   И он, водораздел этот, называется воспитанием.
  
   Общество, которое заботится о своем будущем, берет в свои руки воспитание детей и юношества.
  
   Государство, в котором правит корысть, самолюбие, зависть и другие пороки, воспитанием подрастающего поколения пренебрегает, так как видит в развитых, образованный и умных гражданах угрозу своему существованию.
  
   *
   Жизненный закон, как известно, дает шанс исправить положение дел к лучшему.
  
   В обществе, где до этого существовал произвол, где богатый без зазрения совести грабил и притеснял бедного, где гражданская совесть была спрятана в самых потаенных уголках души, может пробудиться нравственное начало и народ, дотоле способный только разрушать, грабить и убивать, постепенно обретает новое качество - миролюбивое, благородное, способное на самопожертвование во благо общих интересов...
  
   Не вымысел ли это?
  
   Можно ли без длительного эволюционного развития и благоприятного развития событий развернуть сознание людей от разрушения и греха к созиданию и добродетели?
   История и здравый смысл подсказывают нам, что это вполне возможно.
  

0x01 graphic

  

Дети, бегущие от грозы 1872.

Художник Константин Егорович Маковский

  
  
  

Точка возврата есть.

Она - в воспитании юношества

  
   Обратимся к истории Спарты, в частности к периоду законодательной деятельности Ликурга.
  
   Плутарх, умнейший древнегреческий писатель, повествуя о выдающихся греках и римлянах в своем "Сравнительном жизнеописании", особо выделяет Ликурга тем, что возносит его в степень умнейшего законодателя.
  
  -- В Спарте господствовало страшное неравенство, наглость, зависть, злоба, богатые притесняли бедных, а те, в свою очередь, мстили богатым.
  -- Государство, находясь в состоянии гражданского противоборства и постоянного волнения, было легкой добычей алчных соседей. Даже в минуты крайней военной опасности граждане не находили понимания друг с другом, так как интересы разных слоев общества никогда не совпадали.
  -- Народ, не понимавший необходимости защиты отечества, не стремился обучиться военному делу, а в силу природной невоинственности греков представлял собой негодный солдатский материал.
  
  
   Ликург, будучи честным и порядочным гражданином, не соблазнился желанием узурпировать власть и принужден был на какое-то время покинуть родную Спарту.
  
  -- Будучи патриотом и разумным человеком, он не озлобился на сограждан, но постарался с пользой для отечества использовать время вынужденной эмиграции.
  -- Будучи на Крите, он изучил государственное устройство этого государства, сблизился с самыми известными из критян и "кое-какие тамошние законы одобрил и усвоил, чтобы затем насадить у себя на родине, иными же пренебрег".
  
   Как сообщает Плутарх, "с Крита Ликург отплыл в Азию, желая, как рассказывают, сопоставить суровую простоту критян с ионийскою роскошью и изнеженностью -- по примеру врачей, сравнивающих со здоровыми телами больные и недужные, -- чтобы отчетливее увидеть различия в образе жизни и государственном устройстве".
  
   Египтяне утверждают, что Ликург побывал и у них и, горячо похвалив обособленность воинов от всех прочих групп населения, перенес затем этот порядок в Спарту, отделил ремесленников и мастеровых, создав "образец государства, поистине прекрасного и чистого".
  

0x01 graphic

  

"9 января 1905 года на Васильевском острове", 1905-1907

Художник Владимир Егорович Маковский. Этюд к картине

  

"Отдельные законы не принесут никакой пользы"...

  
   Лакедемоняне тосковали по Ликургу и неоднократно приглашали его вернуться.
   Ликург возвратился и тотчас принялся изменять и преобразовывать все государственное устройство.
  
   Плутарх подчеркивает для нас важнейшую мысль:
  
  
   "Он (Ликург - А.К.) был убежден, что отдельные законы не принесут никакой пользы, если, словно врачуя больное тело, страдающее всевозможными недугами, с помощью очистительных средств, не уничтожить дурного смешения соков и не назначить нового, совершенно иного образа жизни".
  
   Верно!
   Только система законодательных мер может вывести государство на путь прогресса и процветания.
  
   *
  
   Все дело, однако, было и есть, в идее такой системе.
  
   До сей поры, если и существовала какая-либо законодательная система, то она, на мой взгляд, была построена по неверному принципу - в ее основе лежала какая-то политическая или экономическая идея.
  
   И то и другое, как правило, определялось узко корпоративным интересом - то ли необходимостью военного завоевания, то ли потребностью и желанием какого-то правящего класса, а то и прихотью государя-правителя.
   Общенациональный интерес при таком подходе приносился в жертву интересу частному, тактическому, сиюминутному, порой зряшному и ничтожному.
  
   *
   При таком подходе выигрывали единицы, но проигрывало государство и подавляющее число граждан. Государство направляло свои силы и ресурсы, не преследуя цель улучшить жизнь населения, а лишь обслуживая потребность алчных политиков и жадных до богатства и личных благ кучки людей.
  

0x01 graphic

Учитель. 1662.

Художник Адриан ван Остаде

  
  

Политика есть продолжение педагогики...

  
   Как часто мы слышим о главенстве политики.
   Но утверждение это неверное.
  
   Политика - это всего лишь инструмент достижения тех или иных целей.
  
   Цели, в свою очередь, бывают разные: стратегические и тактические, большие и малые, актуальные и перспективные.
  
   Для государства важно определить приоритет целей, а среди первостепенных и важных выделить главную, основную и ей подчинить все прочие.
  
   *
   Можно, к примеру, поставить на коллективизацию или же индустриализацию, или объявить приоритетным здравоохранение, новейшие технологии, наращивание вооружений и техники...
   Все это - цели тактические, но не стратегические.
   *
  
   Стратегической целью для цивилизованного государства является человек и все то, что связано с его становлением как деятельной и ответственной Личности.
  
   Следовательно, все то, что позволяет государству воспитывать здоровое, физически и духовно, подрастающее поколение, вооружать его необходимыми для творческой и созидательной деятельности знаниями, навыками и умениями должно стать предметом особой задачи политики, законодательства, имеющихся в распоряжении государства ресурсов (материальных, финансовых и прочих).
  
   Все государственное управление должно вращаться вокруг этой стратегической задачи - воспитания и образования детей и юношества.
  
   Не случайно Аристотель в своей "Политике" предупреждал:
  
  -- "...Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, самый государственный строй терпит оттого ущерб".
  
   В доказательство сказанного приведем пример из истории Древнего Рима.
  
   Исторический опыт Рима обнаруживает и ярко проявляет ту закономерность, которая гласит: великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри.
  
   Разрушение начинается с низов, хотя, как известно, "рыба гниет с головы".
  
   Во времена расцвета римской империи лучшие люди Рима считали своим долгом содействовать воспитанию юношества.
  
   О результате такой политики Тит Ливий писал с восхищением:
  
  -- "...Молодые люди, едва войдя в возраст, трудились, не щадя сил, в лагере, чтобы постигнуть военное искусство на деле, и на­ходили больше радости в оружии и боевых конях, чем в распут­ницах и пирушках.
  -- И когда они мужали, то никакие трудности не были им внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть превозмогала все.
  -- Но горячее всего со­стязались они друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду.
  -- В этом заключалось для них и богатство, и громкое имя, и высо­кая знатность.
  -- К славе они были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного".
  
   Доблесть воинская соответствовала и благонравию мирскому, гражданскому.
  
   Опять же обратимся к свидетельству Тита Ливия:
  
  -- "Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким.
  -- Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам.
  -- Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с дру­гом состязались только в доблести.
  -- В храмах бывали расточитель­ны, дома бережливы, друзьям верны.
  -- Двумя качествами сберегали и себя, и свое государство - отвагою на войне, справедливостью во время мира.
  -- И вот что служит мне лучшим доводом: на войне чаще наказывали тех, кто бросался на врага вопреки приказу или, услышав сигнал к отступлению, уходил с поля брани чересчур мед­ленно, чем тех, кто осмеливался покинуть свое знамя или место в строю, а в мирное время правили больше милостью, чем стра­хом, и, понеся обиду, предпочитали не наказывать, но прощать".
  
   Без дальнейших пояснений и комментариев, отметим для себя: все то, о чем писал Тит Ливий - результат правильного воспитания юношества.
  
   Ребенок, воспитанный с детства в лоне добродетели, постигший в играх силу товарищества и ощутивший на себе всю мощь единения и сплоченности перед лицом грозящей опасности, ценящий выше всего военную и гражданскую доблесть, нежели успехи в деле коммерции, вряд ли на протяжении своей жизни изменит ценностные ориентации и станет вместо доблести и чести поклоняться знатности и богатству.
  

0x01 graphic

"Авраам на пути в Ханаанскую землю"

Художник Питер Ластман, 1614

  

Вакансия на должность Ликурга

  
   Горько и обидно смотреть, как день ото дня губится и развращается народившееся и подрастающее поколение наше.
  
   Несносно слушать разглагольствования политиков и политиканствующих ученых, журналистов и писателей по поводу тех или иных проблем.
  
   Хочется сказать всем им: зрите в корень!
   Поставьте на должный уровень воспитание детей и юношества и только этим поднимите силу и мощь нашего государства на порядок выше.
  
   Но не сводите всю проблему к дидактизму, формализму и очередной кампании, которая, не успев начаться, потонет в бюрократизме и обрастет сонмом желающих погреть руки на очередной правительственной затее.
  
   Благое дело требует чистых рук и хотя бы одного Ликурга ...
  
   Пока это место никем не занято...
  

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Веллингтон (Уэллингтон) (Wellington) Артур Уэлсли (Wellesley) (1769-1852), герцог (1814), англ. фельдмаршал (1813). В войнах против наполеоновской Франции команд. союзными войсками на Пиренейском п-ове (1808-13) и англо-голл. армией при Ватерлоо (1815). В 1827-52 главнокоманд. англ. армией. В 1828-30 премьер-мин. кабинета тори, в 1834-35 мин. ин. дел.
   Меттерних (Меттерних-Виннебург) (Metternich-Winneburg) Клеменс (1773-1859), князь, мин. ин. дел и фактич. глава австр. пр-ва в 1809-21, канцлер в 1821-48. Противник объединения Германии; стремился помешать укреплению позиций России в Европе. Во время Венского конгреса 1814-15 подписал в янв. 1815 секретный договор с предст. Великобритании и Франции против России и Пруссии.
   См.: Керсновский А. А. История Русской Армии. -ч. I-IV. Белград, I933 - I938. - с.259.
   См.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998. - С.104.
   См.: Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших эпох.
   См.: Курциус Э. История Греции. Т.3. - М.. 1880. - С.3.
   См.: Там же.- С.26.
   См.: Курциус Э. Указ. соч.- С.9.
   См.: Там же. - С.25.
   См.: Там же.- С.51.
   См.: Там же.- С.52.
   См.: Там же.- С.52-53.
   См.: Там же.- С.53-54.
   См.: Там же.- С.85.
   Цит. по кн.: Грант. А. Дж. Греция в век Перикла. - М.. 1905. - С.184-185.
   Там же. - С.186.
   См.: Гуревич Я.Г. История Греции и Рима (курс систематический). - СП б., 1877. - С.136.
   См.: Курциус Э. Указ. соч.- С.39.
   См.: Дюрант В. Жизнь Греции / 1997. - С.121.
   Плутарх. Указ. соч. - С.170.
   См.: Дюрант В. Указ. соч. - С.126.
   См.: Полибий, VI, 10.
   См.: Виппер Р. Лекции по истории Греции. Ч. 1. Изд. 2-е. - М., 1906. - С.143-144.
   См.: Там же. - С.196.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012