ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"В армии шлифуются массы и уничтожаются личности"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"В армии шлифуются массы и уничтожаются личности"...

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

0x01 graphic

  

Дети, бегущие от грозы 1872.

К.Е.Маковский

УЧШАЯ СТРАТЕГИЯ -

ВЕРНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА"

  
   Во все времена полководцы применяли в своей борьбе принцип сосредоточения сил и средств на главном направлении.
   За счет концентрации усилий на важнейших участках они добивались победы над противником, который равномерно распределял силы по фронту и глубине.
  
   Главное состояло и состоит в том, чтобы верно определить направление главного удара, точно определить время и место, верно избрать средства.
  
   "Лучшая стратегия состоит в том, чтобы быть возможно более сильным; это значит прежде всего - быть возможно более сильным, а затем - и на решающем пункте", - писал К.Клаузевиц.
  
   Мы глубоко убеждены в том, что один из выдающихся принципов стратегии так же успешно применим и в военном обучении.
  
   Ведущая идея состоит в том, что в военном образовании также есть главное и второстепенное, есть важное, но есть и малозначительное; следовательно, в обучении нельзя и даже вредно равномерно распределять на все время, силы и средства, как со стороны организующих учебный процесс, так и со стороны самих обучаемых.
  
   Основные требования этого принципа в военном образования таковы:
  
  -- Определить главное в военном образовании (по содержанию, объему, последовательности, методам, средствам, кадрам).
  -- Сосредоточить усилия на главном направлении.
  -- Правильно определить время и место выполнения главных задач.
  -- Верно определить исполнителей, правильно поставить им задачи, обеспечить взаимодействие.
  -- Упредить противника, завоевать и удерживать инициативу на всем протяжении выполнения поставленной задачи.
  -- Умело воспользоваться плодами победы.
  
   Последовательно конкретизируем изложенное.

*

   Первое - относительно главного в содержании военного образования. Отчасти мы ответили на этот вопрос, сформулировав три "вечные" проблемы, которые должны лежать в основе всякого образования: как жить? как правильно трудиться? как разумно использовать свободное время?
  
   Здесь же мы укажем, что в основе такой постановки обучения лежат несколько групп учебных дисциплины:
  
  -- Духовные дисциплины.
  -- Политические науки.
  -- Законоведение.
  -- Науки управления.
  -- Блок базовых военных дисциплин.
  -- Военно-технические и специальные науки.
  -- Общеобразовательные науки.
  
   В данном случае у нас нет намерения ни подробно раскрывать, ни конкретизировать, ни тем более давать названия конкретным дисциплинам, входящим в ту или иную составляющую.
  
   Важно установить факт, что,
  
  -- во-первых, для полноценной офицерской деятельности сегодня недостаточно одной общеобразовательной и военно-технической подготовки; эта подготовка должна строиться на более широком и прочном базовом основании;
  -- во-вторых, общественные науки, вчера носившие ярко выдержанный идеологический характер, а сегодня - аморфно-просветительский, должны быть заменены курсом политических наук, реально помогающим обучаемому разбираться в вопросах политики;
  -- в-третьих, законоведение должно быть возведено в ранг основных наук и обрести серьезную основу;
  -- в-четвертых, блок дисциплин управления следует сформировать из тех дисциплин, которые практически формируют культуру управления, а не дают разрозненные, схоластические знания из психологии, педагогики, социологии и т.п.;
  -- в-пятых, блок духовных дисциплин - это то новое, что должно быть привнесено в военную школу; этот блок должен стать основой для развития самосознания будущего офицера, чувства собственного достоинства, уважения человека, правильного понимания долга, ответственности, добра и зла и других важных духовных реалий;
  -- в-шестых, общеобразовательные дисциплины следует значительно сократить и перевести в разряд сопутствующих.

*

   Что касается объема подготовки офицеров, то тут надлежит ясно определиться: в какой мере военно-учебное заведение способно подготовить обучаемых для исполнения непосредственных обязанностей в войсках?
   А также: в пределах каких перспектив следует готовить будущего офицера?
  
   Как факт, необходимо признать следующее:
  
  -- Военно-учебное заведение не в состоянии в полном объеме подготовить своего выпускника для исполнения практических задач в войсках.
  -- Военная школа не в состоянии дать своим воспитанникам большой запас знаний впрок.
  -- Знания, которые не востребуются немедленно или же в течение короткого срока, теряются частично или полностью. Желательный характер таких знаний не может служить оправданием для их включения в учебные программы.
  -- В силу разных способностей обучаемых, а затем и выпускников, возникают разные возможности как в самом военно-учебном заведении по овладении программой обучения, так и по окончании военного училища - в продвижении по службе. В силу этого обстоятельства, "знания впрок" иными обучаемыми могут быть так и никогда не востребованы на практике.
  -- "Лишние" знания могут иметь и негативный эффект: вызывать необоснованные притязания, служить основой недовольства достигнутым положением, провоцировать карьеристские устремления и т.п.
  -- По временным возможностям, а также в силу необходимости практического использования базовых знаний одного уровня перед тем как перейти на другой должностной (профессиональный) уровень, возникает задача осуществлять серьезную базовую подготовку лишь в объеме первичной должности и лишь частично - в объеме последующей, но никак не на 2-3 ступени выше.
  
   С целью развития кругозора, целесообразно возводить обучающего (временно) на более высокий уровень (познания, умения), но делать это нужно лишь для того, чтобы воспитывать мотивацию овладения низшей ступенью мастерства, показывать перспективу роста и формировать твердое убеждение в необходимости прочного основания для каждого дальнейшего служебного восхождения наверх.
  
   Из выше изложенного вытекают несколько следствий:
  
  
  -- Во-первых, объем обучения целесообразно ограничить рамками первичной должности (для общевойскового офицера - должностью командира взвода).
  -- Во-вторых, не следует для всех обучаемых устанавливать жесткий сроки обучения, предоставив вузам и самим обучаемым выбирать доступную программу, соответствующую 2-3-м разным срокам обучения: наиболее талантливые при этом могут использовать максимум возможностей обучения, менее подготовленные - ограничиться минимумом подготовки.
  -- В-третьих, такой подход обучения требует построения системы обучения по принципу ведущих базисов: начиная с "солдатской науки", переходя к основам офицерской профессии(офицер-исполнитель) и восходя к мастерству управления (офицер-управленец).
  
   Мы не вдаемся в развитие и конкретизацию высказанных идей на том основании, что вариантов реализации может быть довольно много, но они станут тогда вполне уместны, когда будут соответствовать времени, месту, средствам и условиям.
  
   Суть же заключается в немногих словах:
  
  -- не следует тратить время, силы и средства на то, что может и не пригодиться выпускнику в его жизни и службе;
  -- нет смысла всех обучаемых вести по одной программе и "держать" их в вузе определенное количество лет: больше и глубже учиться должны более талантливые, перспективные;
  -- военное образование должно последовательно закладывать базисные основы для служебного роста.

*

  
  
   Главное в выборе времени состоит в том, чтобы:
  
  -- во-первых, установить главный для военного обучения момент;
  -- во-вторых, правильно определиться в значении временных составляющих учебного периода, учебного года, месяца, недели, дня;
  -- в-третьих, оценить фактор времени как духовную и психолого-педагогическую ценность.
  
   Не будем даже пытаться серьезно обосновывать тот факт, что начало в любом деле играет весьма важное значение: это очевидно.
   Дело состоит в другом: понять в чем заключается главная роль начального этапа образования и как следует использовать это благодатное время для пользы обучаемых и военного дела в целом.
   Следует внести уточнение в вопрос: что следует поднимать под начальным периодом обучения?
  
   Сегодня под этим подразумевается курс начального военного обучения, охватывающий время от начала систематических занятий курсантов до принятия ими присяги.
   Это - узкое понимание вопроса.
  
   Более правильным было бы понимание того, что начальным этапом обучения следует признать весь курс, т.е. того время, когда закладываются основы солдатской науки.
  
   Нам придется прибегнуть к некой исторической параллели, чтобы выяснить важность определенной насыщенности периода становления солдата.
  
   Б.Винцер, как он себя именует, "солдат трех армий" Германии в своих мемуарах описывает эксперимент, проведенный в 1931 г. в войсках рейхсвера в преддверии подготовки 2-ой мировой войны.
  
   На проведение этого эксперимента их подтолкнули условия Версальского договора, предписывающие Германии иметь ограниченный войсковой контингент. В обход договора, в военном министерства разработали краткосрочные курсы ускоренного обучения, которые решили проверить в деле обучения новобранцев.
  
   Одним из 120 подопытных солдат оказался Б.Винцер.
  
   Наслышанный о драконовских порядках в армии, грубости нижних чинов и офицеров, он был шокирован вежливым приемом в части, вниманием к новобранцам со стороны младших командиров.
  
   Уже на второй день новобранцы вышли в полной форме в казарменный двор и приняли присягу (обычно к присяге приводили спустя четыре недели).
  
   На первый план была поставлена подготовка к войне, а на задний - заправка коек, уборка шкафов и проч.
  
   Сообразуясь со структурой минометной роты, рекрутов раздели на разряда: связные, стрелки и ездовые.
   Связные учились верховой езде, азбуке Морзе, светосигнализации, а также прокладывать телефонные линии, обслуживать дальномер, делать чертежи, составлять короткие донесения, передавать приказы.
  
   Не последнее место занимал и метод наводки при стрельбе с закрытых огневых позиций.
   Стрелки учились обращаться с минометами, заряжать, наводить, устранять помехи, разбирать затвор, менять позицию и т.д.
   Ездовые учились скакать верхом, править лошадьми и ухаживать за ними.
  
   Все эти три категории, проходя специальную подготовку, учились стрелять из карабинов и пистолетов, включая стрельбу боевыми патронами, а также пользоваться ручными гранатами и карманной буссолью, читать карты и ориентироваться ночью.
  
   К началу второй недели рота выстроилась в полном составе для выступления в поход.
  
   Впервые, все то, чему новобранцев учили поодиночке, предстояло испробовать во взаимодействии: поход по горам, противовоздушное укрытие, развернутые боевые порядки, марши по местности, разведка и занятие позиций, рытье окопов и маскировка...
  
   В день окончания курсов офицеры из министерства рейхсвера были удивлены полученным результатом, а старший по званию - генерал - сказал на прощание:
  
  -- Молодцы, ребята! Вы доказали, что из штатского можно за две недели сделать настоящего солдата!
  
   Самое типичное, однако, было впереди, когда этих новобранцев перевели в обычный линейный батальон.
  
   Б.Винцер так описывает то, что произошло:
  
   "Уже при встрече во дворе казармы, когда нас принимал ротный фельдфебель, представший в окружении унтер-офицеров, у нас мелькнула мысль, что генерал, вероятно, глубоко ошибался.
  
   Все выглядело так, как если бы нас встречали укротители диких зверей.
   И тут ротный высказался:
  
   -Вы, юнцы, как видно, думаете, что чего-то достигли.
   Вы, наверно, воображаете, что уже стали солдатами.
   Вы, детки, играми занимались, две недели играли! Забудьте про это! ...
   Вы штафирки, жалкие штафирки.
   Теперь только мы сделаем из вас людей. Только теперь вы научитесь стоять и ходить, ясно?...
  
   Он оказался прав.
   Впрочем, для этого и не нужно было большой проницательности.
  
   Обучение рекрутов длилось шесть месяцев и было чрезвычайно суровым.
   Может показаться смешным, что мы с чрезвычайным рвением и усердием заправляли свою койку и, накрывая ее одеялом, подсчитывали число шашечек на одеяле вдоль кровати; мы с вечера готовили себе бутерброды на утро и съедали их стоя, так как на порядочный завтрак времени не хватало".
  
   Далее он перечисляет главные "достижения" этого периода:
  
  -- "Мы выучили наизусть правила внутреннего распорядка в казарме...
  -- Мы научились наводить глянец на поясной ремень и сапоги, дабы они "блестели, как бычье брюхо при лунном сиянии".
  -- Мы научились чистить ребром монеты внутренние швы сапог и ботинок.
  -- Мы научились песком и металлической щеткой соскабливать нагар с кофейников и котелков. ...
  -- Мы научились натирать мастикой уборные и деревянные части "очка".
  -- Мы научились маршировать... Мы научились проглатывать оскорбление и тотчас о нем забывать...
  -- Мы многому научились - и почти автоматически все больше теряли способность понимать..."
  
   Многое ли изменилось с того памятного 1931 года?
   Может быть, пример Германии для нас не урок?
  
   В том-то и дело, что болезнь "солдафонства", стремление превратить военно-учебное заведение в "образцовую" воинскую часть - живо по сей день.
   По скромным подсчетам потери времени в военно-учебных заведениях составляют до 25%.
  
   Людям, знакомым с постановкой обучения первокурсников, организацией их учебы, быта, отношения к ним, не покажется преувеличением сравнение того, что с ними происходит, с тем, о чем после эксперимента рассказывал Б.Винцер.
  
   В большинстве случаев первокурсников учат тому, чему учили и новобранцев рейхсвера в линейном батальоне. Кому-то написанное может показаться натяжкой, но это может иметь место в двух случаях: так может сказать тот, кто не знает внутренней жизни военно-учебных заведений; такое может сказать и тот, кто, поступая именно так, в целях самообороны, решится пойти в наступление на "неправедное отображение дел".
  
   Другими словами, сложившаяся система начального этапа обучения - не приохочивает, а отвращает от воинской службы, не воспитывает боевой дух, а губит его, не дисциплинирует, а развращает...
  
   Надо признать тот факт, что во главе военно-учебных заведений немного талантливых лиц, способных по государственному понимать задачи военного образования.
   Нередко вузовскую систему пополняют лица, потерпевшие поражение на командной стезе или же вступившие в конфликт с высшим политическим и военным руководством страны.
  
   В качестве "отступного" они получают место начальника в военно-учебных заведениях и там пытаются реализовывать свой нерастраченный "армейский пыл и страсть".
  
  -- Вот почему приход очередного начальника в военно-учебное заведение сопровождается, как правило, строевым смотрами, введением очередного однообразия в строй ... дверей, занавесок, тумбочек и т.п., нажимом на требования распорядка дня, устава и т.д.
  
   При таком руководстве, вверять судьбу первокурсников в руки людей типа винцерского фельдфебеля, крайне опасно, нерационально, пагубно - они сотворят (и пока творят) то, что исключительно вредно для офицерства и будущего армии. Тот, кто все же выдерживает физический и духовно-психологический прессинг первого года учебы, до конца своей службы с горечью вспоминают годы учебы в военно-учебном заведении.
  
  -- "Не без вздохов и сердечной боли, - читаем в одних мемуарах ,- вспоминаю тебя, дорогая юность! Как ты прошла? На что ты истратилась? Куда пропала? Вижу я твои молодые силы, помню твои сладкие мечты, надежды, ожидания, и куда все это делось, на что израсходовалось? Нет, не скажу, чтобы воспоминания об этой счастливой поре нашей жизни, легко выносящей и суровые труды, и тяжкий гнет, и голод, и лишения, и неудовольствия, были для меня приятны. Не скажу, чтобы эту молодость с ее надеждами, мечтами, уносившими всегда воображение в мир фантазии, с постоянною борьбою с нуждою и жаждою и стремлением достижения чего-то, можно было вспомнить с удовольствием... Вижу тебя, суровое время, тяжелым камнем лежишь ты в моем воспоминании ... В запертой и душной атмосфере удары не укрепляют юношеские силы, не пробуждают к самостоятельности, не закаляют юношу к будущей суровой жизненной прозе. Нет, эти удары уничтожают его личность, его самостоятельность и убеждения.
  
  -- Тут шлифуются массы и уничтожаются личности.
  
  -- Тут все подходит под общий уровень отсталой посредственности, в силу того, что посредственность - масса и масса, желающая оставаться вечно status quo. А между тем исхода нет. Молодые силы кипят и перекипают... Да, скажу еще раз, тяжела ты, моя молодость... Тяжелый молот тебя ковал, силясь слить с той массой, которая так легко росла под ударами искусных кователей, подводивших все под своей уровень понимания".
  
   Военно-учебное заведение не должно "шлифовать массы и уничтожать личности", как это обычно делается.
   Роль его в другом - облагораживать личности и этим вести к сплочению офицерского корпуса.
  
   Итак, если невозможно доверять начальный этап обучения самим военным училищам, то кто должен заниматься этим? в течение какого срока? на какой базе? какими средствами и кадрами?
  
   Речь, конечно, идет о новой, ранее не виданной структуре, которая, впрочем, имеет некоторый исторический аналог. Мы имеем в виду гвардейские полки, особенно, петровского времени
  
   Сводя воедино имеющееся у нас знание о гвардии Петра Великого, ее значение, словами А.Геруа, можно очертить так:
  
   "Это была школа начальствующих с широкою практикой на войне и во время мира, выпуская своих питомцев, в качестве офицеров и начальников частей, проводников правильных взглядов на воспитание и обучение и питомником прочного воинского духа.
   Созданием гвардии Петр I построил тот якорь, которого до этого не имела русская вооруженная сила и который должен был обеспечить незыблемость и преемственность новых начал службы среди случайностей будущего".
  
  
   В сегодняшних условиях роль петровской гвардии мог бы взять на себя Всеармейский центр военного образования (впрочем, суть не в названии).
  
   Этот Центр, работающий на одной территории (или, во всяком случае, вблизи) с другим Всеармейским центром военно-профессионального отбора, располагая мощной научной, материальной и технической базой призван стать полигоном боевого мастерства, т.е. многопрофильной военным центром (базой), работающим в интересах настоящего и будущего Вооруженных Сил.
  
   Предполагаемый результат нововведения состоит в следующем:
  
  -- Центр станет проводником единых и верных взглядов на войну, военное дело и офицерский долг.
  -- Он обеспечить приобретением будущими офицерами высочайшей одиночной войсковой выучки (солдатского мастерства высшего качества).
  -- Достижение войскового мастерства - прочная основа уверенности в себе, важная составляющая личного авторитета офицера в воинской среде.
  -- Высокий воинский профессионализм, приобретенный в Центре - прочная стартовое начало офицерской службы, которое трудно уже будет поколебать издержками дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях и службы в войсках.
  -- Офицер новой формации, прошедший через Центр, явится проводником прогрессивных идей обучения и воспитания войск, социальной базой дальнейших преобразований в Вооруженных Силах.
  
   Другими словами, если удастся создать такой Центр и правильно наладить его работу, что в результате мы получим источник, из которого в войска польется чудодейственный поток идей, взглядов и людей, которые заставят смотреть на военное дело как на серьезное занятие, требующее высочайшего мастерства и повседневной боевой учебы.
  
   С другой стороны, молодые люди получат такое стартовое начало, которое, сделает их мастерами военного дела, прекрасно обученными и воспитанными для выполнения одиночных боевых задач (на уровне спецназа), понимающими и осознающими природу и характер боя, боевую обстановку, умеющими согласовывать и координировать свои действия в экстремальной обстановки с другими, подчиняться воле и команде старшего.
   Этим самым они обретут уверенность в себе и заложат прочное основание в фундамент личного авторитета (солдат ценить мастеров военного дела).
  
   Понимая тот факт, что весь механизм военного обучения офицеров не изменить в одночасье, тем не менее, следует надеяться на то, что пополнение военных училищ столь подготовленными кадрами курсантов после прохождения ими курса обучения в Центре, значительно оживит работу в самих военно-учебных заведениях: заставит перестраиваться даже рутинеров.
  
   Через 3-4 года в военных училищах уже невозможно будет работать тем, кто отстает от развития военного дела и войсковой практики. К этому времени и Центр, являясь многопрофильным учреждением, даст нужное количество кадров для самих военных школ.
  
   Итак, начало обучения в военных училищах - это главное звено, которое следует активнее использовать для воспитания истинного военного духа, развития боевого мастерства, закладки прочных основ для дальнейшего развития качеств, необходимых офицеру.
  
   По продолжительности обучение в этом Центре должно быть годичное и завершаться боевым экзаменом, имеющим комплексный характер с целью проверки уровня тактического, огневого, физического, морально-психологического мастерства каждого обучаемого.
  
   Помимо военно-технической и огневой подготовки, сопутствующим должно идти духовное, политическое и правовое развитие.
   Оно должно проходить на фоне реального времени, реальной обстановки и увязываться с решением очередных задач боевой подготовки будущих офицеров.
   Свободное время, остающееся от занятий, следует использовать для саморазвития, культурного досуга, встреч с психологами, социологами и другими специалистами.
  
   Курсанты, не выполняющие программу обучения или же проявившие негативные черты характера, несовместимые со званием офицера, отчисляются из Центра в любое время, но только после тщательного рассмотрения причин, служащих основой для прекращения обучения в Центре.
  
   В процессе обучения в Центре должна решаться и задача по определению дальнейшего профиля офицерской подготовки курсанта (командный или инженерный), предпочтительного рода войск.
  
   Существующая ныне практика изначального определения самим молодым человеком (или посредством подсказки со стороны родных, друзей, приятелей и т.п.) характера своей будущей офицерской профессии, - ущербная прежде всего потому, что молодой человек в возрасте 18-19 лет имеет весьма малую базу для такого определения: это его фантазия, скудный набор сведений о существе избранной специальности и т.п.
  
   Лишь после того, как он пройдет определенные испытания в Центре, обретет боевое мастерство, поймет природу боя, - только тогда он обретет основу для собственного решения.
  
   Но резонно и в этом случае предположить наличие у курсанта колебаний в отношении дальнейшего пути. Вот почему в составе работников Центра должны быть специалисты по профотбору. Рекомендации этих специалистов следует принимать во внимание при распределении выпускников Центра в войска или в военно-учебные заведения.
  
   Следующий важный временно аспект состоит в том, чтобы определить главные периоды времени. По отношению ко всему сроку обучения мы это уже сделали, выделив важность начального этапа обучения.
   Исходя из законов физиологии и психологии, мы можем с уверенностью сказать следующее: наибольшей продуктивность приходится на начало учебного года, месяца, недели и утренние часы. Следовательно, самые важные учебные задачи должны решаться именно в это время.
  
   И последнее.
   Замечено, что длительные перерывы между занятиями по предмету приводят к тому, что внимание рассеивается, многое из ранее усвоенного, теряется, а на восстановление утраченных связей тратится много учебного времени. Вот почему целесообразно сокращать, а где это возможно - устранять, паузы между учебными занятиями.

*

  
  
  
   Заслуживает внимания вопрос об упреждении вероятного противника в подготовке офицерских кадров.
  
   Здесь вопрос упирается в несколько проблем, требующих изучения и принятия по ним решения:
  
  -- Надо знать, как в других государствах готовят офицерские кадры и использовать эти знания во благо подготовки кадров отечественных.
  -- Необходимо внимательно следить за развитием науки, техники(общей и военной) и вовремя вносить коррективы в подготовку офицерских кадров.
  
   О том, насколько важно знание системы подготовки иностранных офицерских кадров свидетельствует следующий исторический факт.
  
   10 марта 1837 года на имя начальника штаба военно-учебных заведений генерала И.Ростовцова было получено письмо директора канцелярии военного министра Великобритании статс-секретаря Брискорна от следующего содержания:
  
   "Великобританское министерство, имея в виду, что военные училища России учреждены на весьма прочных и полезных для образования юношества основаниях, изъявило желание получить некоторые сведения о наблюдаемых у вас по сей части правилах".
  
   К письму была приложена записка лорда Дургама, в русском переводе, заключавшая десять вопросных пунктов.
   Вопросы, предложенные великобританским министерством, настолько характерны, что их нельзя не привести целиком.
   В них удивительно вдумчивое отношение не к теоретическим только, а главное - к практическим средствам и приемам подготовки будущих офицеров специального рода оружия любой армии.
  
   Вот эти вопросы:
  
  -- 1)Каких лет мальчики принимаются в военные училища?
  -- 2)Какие права должны иметь мальчики, чтобы вступить в военное училище? Определить подробно различные основания и степень важности каждого из них.
  -- 3)Число лет, потребное для окончания приуготовительного курса в военных училищах.
  -- 4)Какому следуют курсу учения? Объяснить учебные предметы; время, посвящаемое каждому из них; число учебных часов, распределение их. Каким книгам следуют при преподавании каждого предмета? Как определяются степень способности учеников? Если посредством экзаменов, то как они как они производятся: экзаменаторами, не принадлежавшими к составу училища, или профессорами и наставниками? Словесно или письменно? Если экзаменаторы -профессора, то какие приемлют меры для предупреждения пристрастия? Как определяются различные степени познаний?
  -- 5)Какими средствами возбуждается желание успеха? Какие награды даются за таланты и прилежание?
  -- 6)Каким образом соблюдается дисциплина? В чем состоят наказания? Как именно определяются и усиливаются? Есть ли какое-нибудь наказание за невнимание и невежество, отсюда происходящее?
  -- 7)По окончании курса как избираются артиллерийские и инженерные офицеры? Какие потребно иметь сведения для сих знаний? Каким образом удостоверяются, что офицер приобрел эти сведения? Если посредством экзамена, то кем и в чем присутствии он производится?
  -- 8)По избрании офицеров для артиллерии и инженерного дела присоединяются ли они немедленно к своим корпусам, или поступают предварительно в практические училища, где приложение их познаний к делу составляет главный предмет учения? Если это так, то каким образом распределено их время и бывает ли им какой-либо экзамен по окончании сего пробного курса?
  -- 9)Весьма желательно было бы иметь вопросы, предлагаемые на экзаменах.
  -- 10)В прусской службе офицеры экзаменуются при каждом производстве из одного чина в другой. Существует ли это обыкновение в России? Если существует, то в чем состоит экзамен?
  
   В вопросах нет и намека на цели венного воспитания вообще, на значение умственного, нравственного и физического образования, ни звука о строевой подготовке и фронтовых занятиях, о подготовке пехотных и кавалерийских офицеров.
  
   Все внимание сосредоточено на подготовке офицеров специального оружия: артиллеристов и инженеров.
  
   За 16 лет до Крымской войны англичане уже интересовались, с какими боевыми элементами специального рода оружия пришлось бы иметь дело, если бы обстоятельства вызывали необходимость прислать к русским берегам своих артиллеристов и сапер.
  
   Государь Император, по всеподданнейшем о сем докладе, с удовольствием изволил изъявить согласие на доставление сих сведений английскому послу лорду Дургаму, сообразно составленной им по сему предмету записки".
  
   Так как копий с составленных Ростовцовым обзоров не сохранилось ни в делах главного управления военно-учебных заведений, ни в архиве канцелярии военного министерства, то нельзя, к сожалению, установить ни самого факта отправки этих обзоров по принадлежности, ни содержания их.
  
   Надо отдать должное и военным деятелям России, которые много и целенаправленно писали о порядке обучения кадет и юнкеров в военно-учебных заведениях Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Китая, Польши, Франции и др.
  
   Но: знать, что делается у других, не значит - бездумно перенимать этот опыт. Ранее мы уже писали о том, к чему ведет бездумное копирование чужого опыта.
   Кто же в состоянии определить, что подходит России, а что - нет?
  
   Ответ на этот вопрос только один - специалисты высшей квалификации, которым по долгу службы суждено это делать - соответствующие работники Генерального штаба.
  
   К ним должна стекаться соответствующая информация, но, не дай Бог повториться тому, о чем в свое время писал Н.Лесков в своем "Левше" .
  
   Напомним этот весьма характерный эпизод.
   Как известно, Левша был приглашен в Англию как искусный мастер.
   Англичане пытались его склонить остаться, но Левша на уговоры не поддался. Отступились от него англичане, но оставили погостить некоторое время: по заводам и фабрикам возили и все показывали.
  
   Но вот что удивительное заметили они: Левша не новыми, а старыми ружьями интересуется. Подойдет к ружью, засунет палец в дуло, поводить по стенкам и вздохнет:
  
   -Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейшее.
   Англичане так и не могли понять, что он имеет в виду.
   А тот спрашивает:
   -Не могу ли я знать, - говорит, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?
   Ему говорят:
   -Какие тут были, те, должно быть, глядели.
   -А как, - говорит, - они были: в перчатках или без перчаток?
   -Ваши генералы, - говорят, - парадные, они всегда в перчатках ходят; значит и здесь так были.
  
   Левша ничего не сказал, но вдруг заскучал, забеспокоился и домой стал проситься.
   Отпустили его англичане, несмотря на плохую погоду. Денег в дорогу дали, провиант, одели хорошо.
   Посадили на корабль.
  
   Долго пришлось плыть и познакомился он на свою беду с помощником шкипера и состоялся между ними спор: кто кого перепьет.
   Так и пили до самого Петербурга.
  
   Тут их дороги разошлись: помощника шкипера увезли в посольство, позвали лекаря, уложили в постель.
  
   А Левшу отвезли в квартал и свалили на пол.
   Тут у него документ потребовали, но Левша так ослаб, что ничего путного сказать не смог. Его тотчас обыскали, отобрали все, что он привез, а пристав велев везти в больницу. Но, куда бы не привозили, брать без документа не хотели.
   Так и умер Левша.
  
   Перед смертью просил он свести его к государю два слова секретных сказать. Доложили о нем Платову.
   Тот по причине того, что уже свое отслужил, послал посыльного к коменданту Скобелеву.
   Тот и услышал от Левши слова секретные:
  
   -Скажи государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.
  
   И с чистой совестью Левша перекрестился и умер.
  
   Доложили о словах Левши графу Чернышову, так тот закричал на посланца:
  
   -Знай свое место, а не в свое дело не вмешивайся: в России на это генералы есть.
  
   Государю так и не сказали о словах Левши.
   А во время Крымской кампании ружья стреляли плохо, так как их продолжали кирпичом чистить.
  
   Две мысли возникают в голове в связи с историей Левши:
  
  -- первая - в белых перчатках до истины не дойдешь, до сути не докопаешься;
  -- вторая - снобизм иных чиновников губит на корню чистые и светлые помыслы бескорыстных патриотов России.
  
   Другими словами, если сегодня попытаться подсчитать количество контактов представителей России с военными и военно-учебными кругами зарубежных государств и сопоставить с количеством пользы, извлеченной из этих контактов, то, пожалуй, мало найдется того и тех, кто своей Родине принес столько пользы, как это пытался в свое время сделать скромный Левша.
  
   Итак, нужны плодотворные и целевые командировки в страны Запада с целью изучения постановки так дела подготовки офицерских кадров. Второе - нужен специальный орган в Генеральном штабе, занимающийся анализом зарубежной информации и дающий дельные рекомендации для развития военно-учебной системы России. Этому органу целесообразно взять на себя миссию анализа достижений науки и техники в целях определения тех новых направлений, где надо вводить усовершенствования в подготовке офицерских кадров.
  
   Чем не пример для последующих визитеров за границу пункты
  
   "Инструкция" Петра I волонтерам, отправленным за границу для обучения морскому делу:
  
  -- "1.Знать чертежи и карты морские, компас, также и прочие признаки морские.
  -- 2.Владеть судном как в бою, так и в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому надлежащие: паруса и веревки, а на катаргах и иных судах весла и прочие.
  -- 3.Сколько возможно искать того, что (б) быть на море во время бою, о кому и не лучится, ино с прилежанием искать того, как в тое время поступить, однакожде обоим, видевшим и не видевшим бою от начальников морских взять на тое свидетельствованные листы за руками их и печатми, что они в том деле достойны службы своей.
  -- 4.Если же кто похочет впредь получить себе милость большую по возвращении своем то к сим вышеописанным повелениям и учениям научились знати, как делать те суда, на которых они искушение свое примут.
  -- 5.Когда возвращаться будут к Москве должен всяк по два человека искусных мастеров морского дела привести с собою до Москвы на своих проторях , а те протори, как они придут, будут им заплачены. Сверх того, отсюда из салдат даны будут для того учения по одному человеку. А кто из салдат взять не похочет, а тем или знакомца или человека своего тому ж выучит, а салдатам будет прокорм и проезд из казны. А буде, кроме салдат, кто кого выучит, и за всякого человека за прокорм дано будет по сту рублев, и о том, солдат кто взять похочет или из своих кого учит, объявить комисарий генералу немедленно.
  -- 6.С Москвы ехать им сим зимним вечером, чтоб к последним числам февраля никто здесь не остался.
  -- 7.Пасы и проезжие даны вам будут из Посольскому приказу, и о том роспись и указ в Посольский приказ пошлется вскоре".
  
   Рассмотрев, таким образом, основные проблемы обучения, мы вправе сделать следующее заключение.

  -- Вопрос о характере и назначении военной школы - первостепенной важности государственная проблема. Он должен решаться в содружестве взвешенной национальной политики и национальной педагогики.
  -- Военная школа России не может отставать от требований военной науки и практики. Необходимые реформы в ней должны быть подготовлены политически, социально, педагогически и материально.
  -- Учить в военной школе надо: а)только тех, кто достоин носить офицерское звание; б)с верным успехом и эффективностью; в)не трат попусту сил и средств; г)основательно; д)с пользой для обучаемого, вооруженных сил и государства; е)природосообразно.
  -- Военная школа должна обрести свой национальный характер.
  -- Обучение в военной школе должно в большей степени носить волевой, чем умовой характер.
  -- Наряду с обычной линией военного образования должна существовать элитарная система.
  -- Ключевым моментом в современных условиях является коренное изменение системы приема в военно-учебные заведения и начального этапа обучения.
  -- Военно-учебное дело нельзя вверять в руки людей случайных или неподготовленных к высокой миссии подготовки офицерских кадров.

0x01 graphic

Давид Жан Луи.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Клаузевиц К.О войне. - М., б.г. - с.228-229.
   О том, насколько широко и разносторонне поставлена политическая подготовка в странах Запада можно судить по примеру Германии. В общевоинском уставе открыто говорится о том, что политобразование "является составной частью идеологической работы среди военнослужащих". И эта работа должна быть направлена на всемерное разъяснение демократических устоев Германии. Политическая подготовка, подчеркивается далее, есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это - сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления личности. Просто информировать о политических вопросах - это лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда военнослужащий станет компетентным в принятии политических решений, всецело осознает гуманность конституции и ценность демократических завоеваний. Широко практикуются различные семинары и сборы (до двух дней), на которые привлекаются как подчиненные, так и их начальники. Непосредственным "генератором" политподготовки в войсках является Совет по "внутреннему руководству". Он состоит из 30 человек, 25 из которых назначаются министром обороны, и 5 членов совета являются постоянными. В состав Совета входят, как правило, гражданские лица, зарекомендовавшие себя на поприще воспитательной работы. Не менее 3 раз в год Совет собирается на пленарные заседания и рассматривает важнейшие вопросы политической подготовки. К работе Совета подключаются: Центр внутреннего руководства, Институт социальных наук Бундесвера, Управление военно-исторических исследований, Академия психологической обороны, Военно-медицинская академия и ряд других военных и гражданских учреждений страны. О важности идеологических аспектов в воспитании армейской молодежи можно судить по тому, что Бундесвер издает свыше 20 журналов и одну ежедневную газету. В Бонне считают, что в демократическом обществе каждый военнослужащий должен быть в курсе всех проблем армии, активно и сознательно участвовать в их разрешении. - См.: Армия. - 1993.- N 14.- с.45-46.
   Винцер Б. Солдат трех армий. - М., 1971 .- с.57-59.
   Штафирки - презрительное прозвище гражданских лиц.
   Винцер Б. Указ. соч. - с.60-63.
   Карманов А. Последовательно и компетентно важно вести третий этап реформирования военного образования // Армейский сборник .- 1997 .- N1.- с.63.
   Заилийский А. Кадетская юность. Воспоминания офицера .//Отечественные записки. - 1862 г., т. Х* и Х** .- с.185-234, 596-613; Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. ** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. П.В.Петров .- СП б., I902 .- с.109-110.
   Геруа А. К познанию армии. -СП б., I907 .- с.26.
   Любопытная характеристика Дургама дана Н.К.Шильдером в его труде :" Император Николай Первый. Его жизнь и царствование . т. ** .- СП б., 1903 , с. 652,722.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1837 г. , N 20/1 (*** отд.).
   Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. ** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. П.В.Петров .- СП б., I902 .- с.104-106.
   См.: Глюкман К. Австро-венгерская армия. - Киев, 1910 .
   См.: Горлов А.П. Вооруженные силы Англии. - СП б., 1881.
   См.: Преобразования в военной школе Германии.//Военный Сборник. -1858.- N4.- с.504; Зедделер Л.Л. Германские военно-учебные заведения ( из отчета генерал-лейтенанта барона Зедделера ) .- б.м., I885 .-с.65-I06,I66-22I (вырезки из "Педагогического сборника" , I885 , N8-9).
   Поппен Г.В. Италия. Вооруженные силы. Часть II. - СП б., 1886.
   Иностранное военное обозрение (Офицерские кадры в Китае). // Военный Сборник. -1890.- N3.- с.92-93.
   Дашкевич В. Военные школы в польской армии. // Военный зарубежник. - 1921.- N1.- с.37-39.
   С.Ш. Военно-учебное строительство во Франции после империалистической войны. // Военный вестник .- 1930.- N13- .- с.60-62.
   Речь идет о Платове Матвее. Ивановиче, атамане, который, по Н.Лескову, заказывал Левше работу.
   Лесков Н. Левша: Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе. - Калининград, 1981.- с.37-44.
   Письма и бумаги императора Петра Великого. - т.1 .- СП б., 1887. с.117-118.
   Протори - здесь расходы .
   Пасы- паспорта.
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023