"В армии шлифуются массы и уничтожаются личности"...
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
Мысли на будущее...
Дети, бегущие от грозы 1872.
К.Е.Маковский
"ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ-
ВЕРНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА"
Во все времена полководцы применяли в своей борьбе принцип сосредоточения сил и средств на главном направлении.
За счет концентрации усилий на важнейших участках они добивались победы над противником, который равномерно распределял силы по фронту и глубине.
Главное состояло и состоит в том, чтобы верно определить направление главного удара, точно определить время и место, верно избрать средства.
"Лучшая стратегия состоит в том, чтобы быть возможно более сильным; это значит прежде всего - быть возможно более сильным, а затем - и на решающем пункте", - писал К.Клаузевиц.
Мы глубоко убеждены в том, что один из выдающихся принципов стратегии так же успешно применим и в военном обучении.
Ведущая идея состоит в том, что в военном образовании также есть главное и второстепенное, есть важное, но есть и малозначительное; следовательно, в обучении нельзя и даже вредно равномерно распределять на все время, силы и средства, как со стороны организующих учебный процесс, так и со стороны самих обучаемых.
Основные требования этого принципа в военном образования таковы:
--
Определить главное в военном образовании (по содержанию, объему, последовательности, методам, средствам, кадрам).
--
Сосредоточить усилия на главном направлении.
--
Правильно определить время и место выполнения главных задач.
--
Верно определить исполнителей, правильно поставить им задачи, обеспечить взаимодействие.
--
Упредить противника, завоевать и удерживать инициативу на всем протяжении выполнения поставленной задачи.
--
Умело воспользоваться плодами победы.
Последовательно конкретизируем изложенное.
*
Первое - относительно главного в содержании военного образования. Отчасти мы ответили на этот вопрос, сформулировав три "вечные" проблемы, которые должны лежать в основе всякого образования: как жить? как правильно трудиться? как разумно использовать свободное время?
Здесь же мы укажем, что в основе такой постановки обучения лежат несколько групп учебных дисциплины:
--
Духовные дисциплины.
--
Политические науки.
--
Законоведение.
--
Науки управления.
--
Блок базовых военных дисциплин.
--
Военно-технические и специальные науки.
--
Общеобразовательные науки.
В данном случае у нас нет намерения ни подробно раскрывать, ни конкретизировать, ни тем более давать названия конкретным дисциплинам, входящим в ту или иную составляющую.
Важно установить факт, что,
--
во-первых, для полноценной офицерской деятельности сегодня недостаточно одной общеобразовательной и военно-технической подготовки; эта подготовка должна строиться на более широком и прочном базовом основании;
--
во-вторых, общественные науки, вчера носившие ярко выдержанный идеологический характер, а сегодня - аморфно-просветительский, должны быть заменены курсом политических наук, реально помогающим обучаемому разбираться в вопросах политики;
--
в-третьих, законоведение должно быть возведено в ранг основных наук и обрести серьезную основу;
--
в-четвертых, блок дисциплин управления следует сформировать из тех дисциплин, которые практически формируют культуру управления, а не дают разрозненные, схоластические знания из психологии, педагогики, социологии и т.п.;
--
в-пятых, блок духовных дисциплин - это то новое, что должно быть привнесено в военную школу; этот блок должен стать основой для развития самосознания будущего офицера, чувства собственного достоинства, уважения человека, правильного понимания долга, ответственности, добра и зла и других важных духовных реалий;
--
в-шестых, общеобразовательные дисциплины следует значительно сократить и перевести в разряд сопутствующих.
*
Что касается объема подготовки офицеров, то тут надлежит ясно определиться: в какой мере военно-учебное заведение способно подготовить обучаемых для исполнения непосредственных обязанностей в войсках?
А также: в пределах каких перспектив следует готовить будущего офицера?
Как факт, необходимо признать следующее:
--
Военно-учебное заведение не в состоянии в полном объеме подготовить своего выпускника для исполнения практических задач в войсках.
--
Военная школа не в состоянии дать своим воспитанникам большой запас знаний впрок.
--
Знания, которые не востребуются немедленно или же в течение короткого срока, теряются частично или полностью. Желательный характер таких знаний не может служить оправданием для их включения в учебные программы.
--
В силу разных способностей обучаемых, а затем и выпускников, возникают разные возможности как в самом военно-учебном заведении по овладении программой обучения, так и по окончании военного училища - в продвижении по службе. В силу этого обстоятельства, "знания впрок" иными обучаемыми могут быть так и никогда не востребованы на практике.
--
"Лишние" знания могут иметь и негативный эффект: вызывать необоснованные притязания, служить основой недовольства достигнутым положением, провоцировать карьеристские устремления и т.п.
--
По временным возможностям, а также в силу необходимости практического использования базовых знаний одного уровня перед тем как перейти на другой должностной (профессиональный) уровень, возникает задача осуществлять серьезную базовую подготовку лишь в объеме первичной должности и лишь частично - в объеме последующей, но никак не на 2-3 ступени выше.
С целью развития кругозора, целесообразно возводить обучающего (временно) на более высокий уровень (познания, умения), но делать это нужно лишь для того, чтобы воспитывать мотивацию овладения низшей ступенью мастерства, показывать перспективу роста и формировать твердое убеждение в необходимости прочного основания для каждого дальнейшего служебного восхождения наверх.
Из выше изложенного вытекают несколько следствий:
--
Во-первых, объем обучения целесообразно ограничить рамками первичной должности (для общевойскового офицера - должностью командира взвода).
--
Во-вторых, не следует для всех обучаемых устанавливать жесткий сроки обучения, предоставив вузам и самим обучаемым выбирать доступную программу, соответствующую 2-3-м разным срокам обучения: наиболее талантливые при этом могут использовать максимум возможностей обучения, менее подготовленные - ограничиться минимумом подготовки.
--
В-третьих, такой подход обучения требует построения системы обучения по принципу ведущих базисов: начиная с "солдатской науки", переходя к основам офицерской профессии(офицер-исполнитель) и восходя к мастерству управления (офицер-управленец).
Мы не вдаемся в развитие и конкретизацию высказанных идей на том основании, что вариантов реализации может быть довольно много, но они станут тогда вполне уместны, когда будут соответствовать времени, месту, средствам и условиям.
Суть же заключается в немногих словах:
--
не следует тратить время, силы и средства на то, что может и не пригодиться выпускнику в его жизни и службе;
--
нет смысла всех обучаемых вести по одной программе и "держать" их в вузе определенное количество лет: больше и глубже учиться должны более талантливые, перспективные;
--
военное образование должно последовательно закладывать базисные основы для служебного роста.
*
Главное в выборе времени состоит в том, чтобы:
--
во-первых, установить главный для военного обучения момент;
--
во-вторых, правильно определиться в значении временных составляющих учебного периода, учебного года, месяца, недели, дня;
--
в-третьих, оценить фактор времени как духовную и психолого-педагогическую ценность.
Не будем даже пытаться серьезно обосновывать тот факт, что начало в любом деле играет весьма важное значение: это очевидно.
Дело состоит в другом: понять в чем заключается главная роль начального этапа образования и как следует использовать это благодатное время для пользы обучаемых и военного дела в целом.
Следует внести уточнение в вопрос: что следует поднимать под начальным периодом обучения?
Сегодня под этим подразумевается курс начального военного обучения, охватывающий время от начала систематических занятий курсантов до принятия ими присяги.
Это - узкое понимание вопроса.
Более правильным было бы понимание того, что начальным этапом обучения следует признать весь курс, т.е. того время, когда закладываются основы солдатской науки.
Нам придется прибегнуть к некой исторической параллели, чтобы выяснить важность определенной насыщенности периода становления солдата.
Б.Винцер, как он себя именует, "солдат трех армий" Германии в своих мемуарах описывает эксперимент, проведенный в 1931 г. в войсках рейхсвера в преддверии подготовки 2-ой мировой войны.
На проведение этого эксперимента их подтолкнули условия Версальского договора, предписывающие Германии иметь ограниченный войсковой контингент. В обход договора, в военном министерства разработали краткосрочные курсы ускоренного обучения, которые решили проверить в деле обучения новобранцев.
Одним из 120 подопытных солдат оказался Б.Винцер.
Наслышанный о драконовских порядках в армии, грубости нижних чинов и офицеров, он был шокирован вежливым приемом в части, вниманием к новобранцам со стороны младших командиров.
Уже на второй день новобранцы вышли в полной форме в казарменный двор и приняли присягу (обычно к присяге приводили спустя четыре недели).
На первый план была поставлена подготовка к войне, а на задний - заправка коек, уборка шкафов и проч.
Сообразуясь со структурой минометной роты, рекрутов раздели на разряда: связные, стрелки и ездовые.
Связные учились верховой езде, азбуке Морзе, светосигнализации, а также прокладывать телефонные линии, обслуживать дальномер, делать чертежи, составлять короткие донесения, передавать приказы.
Не последнее место занимал и метод наводки при стрельбе с закрытых огневых позиций.
Стрелки учились обращаться с минометами, заряжать, наводить, устранять помехи, разбирать затвор, менять позицию и т.д.
Ездовые учились скакать верхом, править лошадьми и ухаживать за ними.
Все эти три категории, проходя специальную подготовку, учились стрелять из карабинов и пистолетов, включая стрельбу боевыми патронами, а также пользоваться ручными гранатами и карманной буссолью, читать карты и ориентироваться ночью.
К началу второй недели рота выстроилась в полном составе для выступления в поход.
Впервые, все то, чему новобранцев учили поодиночке, предстояло испробовать во взаимодействии: поход по горам, противовоздушное укрытие, развернутые боевые порядки, марши по местности, разведка и занятие позиций, рытье окопов и маскировка...
В день окончания курсов офицеры из министерства рейхсвера были удивлены полученным результатом, а старший по званию - генерал - сказал на прощание:
--
Молодцы, ребята! Вы доказали, что из штатского можно за две недели сделать настоящего солдата!
Самое типичное, однако, было впереди, когда этих новобранцев перевели в обычный линейный батальон.
Б.Винцер так описывает то, что произошло:
"Уже при встрече во дворе казармы, когда нас принимал ротный фельдфебель, представший в окружении унтер-офицеров, у нас мелькнула мысль, что генерал, вероятно, глубоко ошибался.
Все выглядело так, как если бы нас встречали укротители диких зверей.
И тут ротный высказался:
-Вы, юнцы, как видно, думаете, что чего-то достигли.
Вы, наверно, воображаете, что уже стали солдатами.
Вы, детки, играми занимались, две недели играли! Забудьте про это! ...
Вы штафирки, жалкие штафирки.
Теперь только мы сделаем из вас людей. Только теперь вы научитесь стоять и ходить, ясно?...
Он оказался прав.
Впрочем, для этого и не нужно было большой проницательности.
Обучение рекрутов длилось шесть месяцев и было чрезвычайно суровым.
Может показаться смешным, что мы с чрезвычайным рвением и усердием заправляли свою койку и, накрывая ее одеялом, подсчитывали число шашечек на одеяле вдоль кровати; мы с вечера готовили себе бутерброды на утро и съедали их стоя, так как на порядочный завтрак времени не хватало".
Далее он перечисляет главные "достижения" этого периода:
--
"Мы выучили наизусть правила внутреннего распорядка в казарме...
--
Мы научились наводить глянец на поясной ремень и сапоги, дабы они "блестели, как бычье брюхо при лунном сиянии".
--
Мы научились чистить ребром монеты внутренние швы сапог и ботинок.
--
Мы научились песком и металлической щеткой соскабливать нагар с кофейников и котелков. ...
--
Мы научились натирать мастикой уборные и деревянные части "очка".
--
Мы научились маршировать... Мы научились проглатывать оскорбление и тотчас о нем забывать...
--
Мы многому научились - и почти автоматически все больше теряли способность понимать..."
Многое ли изменилось с того памятного 1931 года?
Может быть, пример Германии для нас не урок?
В том-то и дело, что болезнь "солдафонства", стремление превратить военно-учебное заведение в "образцовую" воинскую часть - живо по сей день.
По скромным подсчетам потери времени в военно-учебных заведениях составляют до 25%.
Людям, знакомым с постановкой обучения первокурсников, организацией их учебы, быта, отношения к ним, не покажется преувеличением сравнение того, что с ними происходит, с тем, о чем после эксперимента рассказывал Б.Винцер.
В большинстве случаев первокурсников учат тому, чему учили и новобранцев рейхсвера в линейном батальоне. Кому-то написанное может показаться натяжкой, но это может иметь место в двух случаях: так может сказать тот, кто не знает внутренней жизни военно-учебных заведений; такое может сказать и тот, кто, поступая именно так, в целях самообороны, решится пойти в наступление на "неправедное отображение дел".
Другими словами, сложившаяся система начального этапа обучения - не приохочивает, а отвращает от воинской службы, не воспитывает боевой дух, а губит его, не дисциплинирует, а развращает...
Надо признать тот факт, что во главе военно-учебных заведений немного талантливых лиц, способных по государственному понимать задачи военного образования.
Нередко вузовскую систему пополняют лица, потерпевшие поражение на командной стезе или же вступившие в конфликт с высшим политическим и военным руководством страны.
В качестве "отступного" они получают место начальника в военно-учебных заведениях и там пытаются реализовывать свой нерастраченный "армейский пыл и страсть".
--
Вот почему приход очередного начальника в военно-учебное заведение сопровождается, как правило, строевым смотрами, введением очередного однообразия в строй ... дверей, занавесок, тумбочек и т.п., нажимом на требования распорядка дня, устава и т.д.
При таком руководстве, вверять судьбу первокурсников в руки людей типа винцерского фельдфебеля, крайне опасно, нерационально, пагубно - они сотворят (и пока творят) то, что исключительно вредно для офицерства и будущего армии. Тот, кто все же выдерживает физический и духовно-психологический прессинг первого года учебы, до конца своей службы с горечью вспоминают годы учебы в военно-учебном заведении.
--
"Не без вздохов и сердечной боли, - читаем в одних мемуарах ,- вспоминаю тебя, дорогая юность! Как ты прошла? На что ты истратилась? Куда пропала? Вижу я твои молодые силы, помню твои сладкие мечты, надежды, ожидания, и куда все это делось, на что израсходовалось? Нет, не скажу, чтобы воспоминания об этой счастливой поре нашей жизни, легко выносящей и суровые труды, и тяжкий гнет, и голод, и лишения, и неудовольствия, были для меня приятны. Не скажу, чтобы эту молодость с ее надеждами, мечтами, уносившими всегда воображение в мир фантазии, с постоянною борьбою с нуждою и жаждою и стремлением достижения чего-то, можно было вспомнить с удовольствием... Вижу тебя, суровое время, тяжелым камнем лежишь ты в моем воспоминании ... В запертой и душной атмосфере удары не укрепляют юношеские силы, не пробуждают к самостоятельности, не закаляют юношу к будущей суровой жизненной прозе. Нет, эти удары уничтожают его личность, его самостоятельность и убеждения.
--
Тут шлифуются массы и уничтожаются личности.
--
Тут все подходит под общий уровень отсталой посредственности, в силу того, что посредственность - масса и масса, желающая оставаться вечно statusquo. А между тем исхода нет. Молодые силы кипят и перекипают... Да, скажу еще раз, тяжела ты, моя молодость... Тяжелый молот тебя ковал, силясь слить с той массой, которая так легко росла под ударами искусных кователей, подводивших все под своей уровень понимания".
Военно-учебное заведение не должно "шлифовать массы и уничтожать личности", как это обычно делается.
Роль его в другом - облагораживать личности и этим вести к сплочению офицерского корпуса.
Итак, если невозможно доверять начальный этап обучения самим военным училищам, то кто должен заниматься этим? в течение какого срока? на какой базе? какими средствами и кадрами?
Речь, конечно, идет о новой, ранее не виданной структуре, которая, впрочем, имеет некоторый исторический аналог. Мы имеем в виду гвардейские полки, особенно, петровского времени
Сводя воедино имеющееся у нас знание о гвардии Петра Великого, ее значение, словами А.Геруа, можно очертить так:
"Это была школа начальствующих с широкою практикой на войне и во время мира, выпуская своих питомцев, в качестве офицеров и начальников частей, проводников правильных взглядов на воспитание и обучение и питомником прочного воинского духа.
Созданием гвардии Петр I построил тот якорь, которого до этого не имела русская вооруженная сила и который должен был обеспечить незыблемость и преемственность новых начал службы среди случайностей будущего".
В сегодняшних условиях роль петровской гвардии мог бы взять на себя Всеармейский центр военного образования (впрочем, суть не в названии).
Этот Центр, работающий на одной территории (или, во всяком случае, вблизи) с другим Всеармейским центром военно-профессионального отбора, располагая мощной научной, материальной и технической базой призван стать полигоном боевого мастерства, т.е. многопрофильной военным центром (базой), работающим в интересах настоящего и будущего Вооруженных Сил.
Предполагаемый результат нововведения состоит в следующем:
--
Центр станет проводником единых и верных взглядов на войну, военное дело и офицерский долг.
--
Он обеспечить приобретением будущими офицерами высочайшей одиночной войсковой выучки (солдатского мастерства высшего качества).
--
Достижение войскового мастерства - прочная основа уверенности в себе, важная составляющая личного авторитета офицера в воинской среде.
--
Высокий воинский профессионализм, приобретенный в Центре - прочная стартовое начало офицерской службы, которое трудно уже будет поколебать издержками дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях и службы в войсках.
--
Офицер новой формации, прошедший через Центр, явится проводником прогрессивных идей обучения и воспитания войск, социальной базой дальнейших преобразований в Вооруженных Силах.
Другими словами, если удастся создать такой Центр и правильно наладить его работу, что в результате мы получим источник, из которого в войска польется чудодейственный поток идей, взглядов и людей, которые заставят смотреть на военное дело как на серьезное занятие, требующее высочайшего мастерства и повседневной боевой учебы.
С другой стороны, молодые люди получат такое стартовое начало, которое, сделает их мастерами военного дела, прекрасно обученными и воспитанными для выполнения одиночных боевых задач (на уровне спецназа), понимающими и осознающими природу и характер боя, боевую обстановку, умеющими согласовывать и координировать свои действия в экстремальной обстановки с другими, подчиняться воле и команде старшего.
Этим самым они обретут уверенность в себе и заложат прочное основание в фундамент личного авторитета (солдат ценить мастеров военного дела).
Понимая тот факт, что весь механизм военного обучения офицеров не изменить в одночасье, тем не менее, следует надеяться на то, что пополнение военных училищ столь подготовленными кадрами курсантов после прохождения ими курса обучения в Центре, значительно оживит работу в самих военно-учебных заведениях: заставит перестраиваться даже рутинеров.
Через 3-4 года в военных училищах уже невозможно будет работать тем, кто отстает от развития военного дела и войсковой практики. К этому времени и Центр, являясь многопрофильным учреждением, даст нужное количество кадров для самих военных школ.
Итак, начало обучения в военных училищах - это главное звено, которое следует активнее использовать для воспитания истинного военного духа, развития боевого мастерства, закладки прочных основ для дальнейшего развития качеств, необходимых офицеру.
По продолжительности обучение в этом Центре должно быть годичное и завершаться боевым экзаменом, имеющим комплексный характер с целью проверки уровня тактического, огневого, физического, морально-психологического мастерства каждого обучаемого.
Помимо военно-технической и огневой подготовки, сопутствующим должно идти духовное, политическое и правовое развитие.
Оно должно проходить на фоне реального времени, реальной обстановки и увязываться с решением очередных задач боевой подготовки будущих офицеров.
Свободное время, остающееся от занятий, следует использовать для саморазвития, культурного досуга, встреч с психологами, социологами и другими специалистами.
Курсанты, не выполняющие программу обучения или же проявившие негативные черты характера, несовместимые со званием офицера, отчисляются из Центра в любое время, но только после тщательного рассмотрения причин, служащих основой для прекращения обучения в Центре.
В процессе обучения в Центре должна решаться и задача по определению дальнейшего профиля офицерской подготовки курсанта (командный или инженерный), предпочтительного рода войск.
Существующая ныне практика изначального определения самим молодым человеком (или посредством подсказки со стороны родных, друзей, приятелей и т.п.) характера своей будущей офицерской профессии, - ущербная прежде всего потому, что молодой человек в возрасте 18-19 лет имеет весьма малую базу для такого определения: это его фантазия, скудный набор сведений о существе избранной специальности и т.п.
Лишь после того, как он пройдет определенные испытания в Центре, обретет боевое мастерство, поймет природу боя, - только тогда он обретет основу для собственного решения.
Но резонно и в этом случае предположить наличие у курсанта колебаний в отношении дальнейшего пути. Вот почему в составе работников Центра должны быть специалисты по профотбору. Рекомендации этих специалистов следует принимать во внимание при распределении выпускников Центра в войска или в военно-учебные заведения.
Следующий важный временно аспект состоит в том, чтобы определить главные периоды времени. По отношению ко всему сроку обучения мы это уже сделали, выделив важность начального этапа обучения.
Исходя из законов физиологии и психологии, мы можем с уверенностью сказать следующее: наибольшей продуктивность приходится на начало учебного года, месяца, недели и утренние часы. Следовательно, самые важные учебные задачи должны решаться именно в это время.
И последнее.
Замечено, что длительные перерывы между занятиями по предмету приводят к тому, что внимание рассеивается, многое из ранее усвоенного, теряется, а на восстановление утраченных связей тратится много учебного времени. Вот почему целесообразно сокращать, а где это возможно - устранять, паузы между учебными занятиями.
*
Заслуживает внимания вопрос об упреждении вероятного противника в подготовке офицерских кадров.
Здесь вопрос упирается в несколько проблем, требующих изучения и принятия по ним решения:
--
Надо знать, как в других государствах готовят офицерские кадры и использовать эти знания во благо подготовки кадров отечественных.
--
Необходимо внимательно следить за развитием науки, техники(общей и военной) и вовремя вносить коррективы в подготовку офицерских кадров.
О том, насколько важно знание системы подготовки иностранных офицерских кадров свидетельствует следующий исторический факт.
10 марта 1837 года на имя начальника штаба военно-учебных заведений генерала