ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Апостольство и подвижничество"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

"...Велика и почетна роль офицера... и тягость ее не всякому под силу".

М.И. Драгомиров

0x01 graphic

ОФИЦЕРСКОЕ ПРИЗВАНИЕ,

АПОСТОЛЬСТВО И ПОДВИЖНИЧЕСТВО

   Офицер - профессия особая и эта особенность проявляется в своеобразных требованиях к его качествам.
  
   Офицерская профессия больше чем любая другая требует призвания.
   Эта профессия трудна (физически, морально и психологически), опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения.
  
   Ряды офицерского корпуса покинуть значительно сложнее, чем порвать с какой-либо другой специальностью.
   Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, которые не испытывают представители других профессий. Денежное вознаграждение за офицерский труд, как правило, не соответствует той высокой "стоимости" офицерского труда, которой по справедливости этот труд должен оцениваться.
  
   Высокая степень ответственности, ограниченность гражданских и личных прав и свобод офицера тяжелым бременем ложится на душу офицера и требует высочайшей степени сознательности и самоограничения.
  
   Не каждый человек в состоянии по жизни нести такой "крест".
  
   Все сказанное и определяет высокую значимость призвания в офицерской профессии, ибо, по словам М.Меньшикова:
  
   "...В военном деле - это безумное условие возведено в закон".
  
   (Меньшиков М. Дружина храбрых. - В кн.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 208)
  
   Рассмотрим, в связи с этим, сущность офицерского призвания и те проблемы, которые имеют место в жизни.
   Прежде всего, призвание - это предрасположенность, склонность и преданность данной профессии.
  
   (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988. - с. 479)
  
   В свою очередь, предрасположенность находит свое проявление в особых:
  
   а)задатках(физических; психологических и др.);
   б)способностях (духовных, психологических, интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, физических);
   в) качествах личности (особенностях характера, прежде всего).
  
   Склонность к профессии проявляется в:
  
   а)любви к ней;
   б)желании овладеть данной профессией.
  
   А преданность профессии проявляется в:
  
   а)предпочтении в силу идейных соображений данной профессии другим, а не служение ей из-за необходимости, корысти и расчета;
   б)отсутствии всякого побуждения изменить ей или променять на более выгодную и доходную;
   в)активном и инициативном исполнении своего профессионального долга.
  
   Говоря о задатках, можно отметить, что вряд ли вызывает сомнения тот факт, что для офицерской профессии необходимы такие физические задатки, как сила, ловкость, хорошее здоровье и телосложение.
  
   Не менее очевидным для знающих людей является и то, что более всего для профессии офицера подходят два вида темперамента: холерический и сангвинический.
  
   (См.: Клаузевиц К. О войне.- М., 1998.- с.87; Блюме В. Сущность командования.// Военный сборник. - I9I4.-NI2.- с.21-22; Головин Н.Н Исследование боя Исследование деятельности и свойств человека как бойца. СП б., I907.-с.94)
  
   Если задатки человека зависят от природы, то способности - результат развития самим человеком тех данных, которые в нем от природы заложены: можно иметь хорошие задатки, но не реализовать их в виде способностей; и, напротив, без задатков не могут быть и способности.
  
   Способности человека находятся в сложной зависимости друг от друга и не всегда "в здоровом теле - здоровых дух".
  
   Скорее, дух, духовность, духовные качества оказывают сильнейшее влияние на формирование и развитие всех остальных качеств. Вот почему, именно группе духовных способностей принадлежи приоритетная роль.
  
   Россия никогда не была богатой страной, богатой достатком материальным.
   Но она всегда была богатой духовно.
   Это ее главное национальное достояние.
  
   "Наши деды пред лицом общей опасности, пред мыслью о чести России умели забыть свои личные дела, отлагали свою рознь до другого времени; сословия, партии между собою не препирались, никто не злорадствовал ошибкам власти".
  
   (Волгин А.М. Об армии. - СП б., I907.- с.40.)
  
   Нужно ли говорить о том, что враги России, пытаясь обессилить ее, не находили наилучшего способа, "чтоб обезвредить ее природную силу", как "поработить ее духовно и нравственно".
  
   (См.: Аксаков И.С. Славянофильство и западниченство. I860-I886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси". - т.II. - М., I886.- с. 691.)
  
   Вот почему не менее бдительно, чем государственные границы страны, надо оборонять наш национальный дух.
  
   Но для этого надо понять, что же лежало и лежит в основе нашего национального духа.
  

Патриотизм

  
   В основе нашего национального духа лежит патриотизм.
  
   Историки (Н.Карамзин, В.Ключевский, С.Соловьев и др.) отмечали нередко слабость русского патриотизма (недостаточное его проявление в будничной обстановке, искаженное понимание его смысла и т.п.), но и они порой приходили в удивление от вроде бы спонтанного его проявления в минуты смертельной опасности для страны и государства.
  
   Если принять во внимание тот факт, что из "ничего" не вырастает "ничего", что у каждого проявления есть свои причины, то нам станет понятным, что наш национальный патриотизм - не спонтанное проявление инстинкта национального самосохранения.
  
   Просто все дело в тех особенностях патриотизма, о которых И.Аксаков говорил:
  
   "Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности...
   На упреки в недостатке народного самосознания в нашем обществе, нам не раз приходилось слышать возражения такого рода: "а вот посмотрите-ка, какие мы Русские, - какие мы патриоты в минуты опасности: сунься-ка на нас чужестранцы войною, мы все, как один человек, станем грудью за Русскую землю"...
   Это действительно так, - в этом нет сомнения, - и этим свойством нашим мы можем по праву гордиться, но этот похвальный патриотизм не мешает нам выдавать ту же русскую землю тем же иностранцам, - как скоро они идут на нес не войною, а мирным набегом, и скоро, не видя вражеского стана и не слыша воинственных кликов, мы считаем возможным отложить в строну патриотическое напряжение".
  
   (Аксаков, там же, с.221,220)
  
   Эту особенность нашего национального патриотизма необходимо учитывать в духовной работе с офицерским составом и в военно-учебных заведениях.
  
   Патриотизм в числе духовных качеств офицера занимает центральное место:
  
   "Хороший гражданин может оказаться плохим офицером (без соответствующей специальной подготовки) - в том нет ничего удивительного; но горе той стране, где офицеры - плохие граждане..."
  
   (Юрьев Л. К реформе нашей военной школы. // Офицерская Жизнь.-I907.- N 60.- с.155.)
  
   П.Изместьев, подчеркивая значение патриотизма в военном деле и роль офицера в его развитии, указывает:
  
   "Только глубокое понимание принятого на себя национального долга, только проведение в массу воспитываемых нами бойцов чувства здорового, а не квасного патриотизма поможет нам в будущих войнах добиться успеха во что бы то ни стало."
  
   (Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 85.)
  
   В то же время на страницах военной печати отмечалось, что "у нас слишком мало обращают внимания на развитие патриотизма в армии и в народе. В народе - это дело народных учителей и духовенства, а в армии - дело офицерского корпуса".
  
   (Пригоровский. "Офицеры по необходимости " // Разведчик. - I9I2.- 4 (304).- с.52.)
  
   "Для того же, чтобы внушать солдатам идеи патриотизма, надо самим проникнуться им настолько, чтобы эти идеи были выражением нашего внутреннего "я".
   Это только возможно тогда, когда в службе видишь не одну неприятную необходимость из-за куска хлеба, а высший нравственный долг.
   Для этого требуется или полное перерождение в духе и смысле патриотизма или... оставление службы и предоставление места другим, более способным воспринять идею любви к родине.
   Вся ошибка наша состоит в том, что широко открыв двери для желающих поступить в армию, мы установили мерилом приема в полки только научную подготовку и упустили из вида, что дух корпоративности и идеи патриотизма не добываются изучением латинского языка и алгебры, а даются воспитанием".
  
   (Пригоровский, там же).
  
   Не следует думать, что российские офицеры не были патриотами.
   Нет, это не так.
  
   Но это были патриоты-самородки.
   Их никто не учил, никто не развивал в них чувства патриотизма и они сохранили лишь то, что таилось внутри их бессознательно.
  
   Разумно ли сохранять и впредь такое положение дел, когда налицо все признаки духовного вторжения в нашу страну неприятеля?
   Можно ли выжидать, когда ясно заметен духовный недуг?
  
   Естественен ответ патриота: нет, делать этого не следует.
  
   Что же питает нашу надежду на выздоровление?
  
   Ответить можно, прежде всего, словами И.Аксакова:
  
   "Недуг громаден, но соразмерна ему и громадная крепость организма.
   Русь сладит с болезнью.
   Народ сохранил в себе запас силы не тронутой, уберег свои коренные начала, не поддаваясь никаким опасным искушениям и соблазнам..."
  
   (Аксаков И.С. Славянофильство и западничество. I860-I886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси". , т. II. - М., I886.- с. 5.)
  
   Для развития истинного патриотизма необходимо пробудить сознание народное (клич: "Вставай, страна народная!" - уместен и сегодня ) и приобщить его к животворному источнику, из которого следует черпать мысли о величии нации, примеры истинной гордости предками, надежду на преодоление трудностей и лишений, веру в будущее нации.
  
   В этих условиях:
  
   "Идея великого отечества попирает саму тень измены.
   Равнодушие к родине кажется черной неблагодарностью.
   Неповиновение державной власти - подлостью".
  
   (Меньшиков М. О. Дружина храбрых. - В кн.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 206.)
  
   Духовное богатство нации необходимо извлечь из архива и обратить в арсенал воспитания российских офицеров.
  

Военный дух

  
   В структуре духовных качеств офицера видное место занимает воинский дух.
  
   Чтобы стать офицером, недостаточно надеть военный мундир и даже окончить военно-учебное заведение.
  
   Надо сродниться с профессией, нужно приобрести тысячи сноровок, необходимые в военном деле.
  
   Это невозможно добиться без высокого воинского духа.
  
   Офицер должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; он должен научиться быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно.
  
   Как подчиненный он должен быть почтителен, сдержан, но в то же время обязан мужественно докладывать начальнику и то, что начальнику может быть неприятно.
   Как начальник должен быть заботлив о подчиненных, человечен в общении с ними, но в то же время не допускать заигрывания с ними и панибратства.
  
   Где начинается формирование воинского духа офицеров?
   Конечно, же в военно-учебном заведении.
  
   Но как удержать в армии огромное большинство тех переодетых в офицерские мундиры штатских юношей, пишет М.Меньшиков, что выпускают наши будто бы военные, а на самом деле давно сделавшиеся штатскими училища?.
  
   Насколько остро стояла проблема формирования воинского духа офицеров в военно-учебных заведениях и войсках можно судить по большому числу статей на эту тему А.Дмитриевского и др.
  
   (См.: Дмитриевский А. Развитие духа штатских в сынах Марса // Военный сборник. - I9I4.- N 7, с.I09-II5; Дмитриевский А. Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу // Военный сборник. - I9I4.- NII.- с. 93-I00; Дмитриевский А, Влияние академического образования на нравственный элемент. (силу духа).// Военный сборник. - I9I4.- N 5.- с. 59-66.); Баланин Д. Дух и инициатива - выше всего // Военный сборник. - I9I4.-NII.- с.88-9I и др.).
  
   Воспитание в военном духе, как показывает исторический опыт, надо вести как можно раньше:
  
   "В истинно военном духе надо воспитывать уже с малолетства в корпусах, приучая к простоте жизнь, к труду, лишениям, развивая физически путем постоянных занятий спортом, а умственные занятия вывести из теперешней мертвой рутины и поставить на практическую почву."
  
   (Розеншильд-Паулина. А. Строевая армия // Русский Инвалид.- 1909.- N172)
  
   В этой связи сегодня является задача воссоздания кадетских корпусов как военно-учебных заведений, осуществляющих более раннюю, чем обычные военные школы, подготовку военной элиты.
  
   Сложившийся ныне порядок военного образования целесообразен лишь для подготовки основной массы офицерства, а для его элитарной части нужны особые условия и более длительные сроки, что и обеспечивается воспитанием кадет.
  
   На памятнике спартанцам, погибшим в неравном бою у Фермопил, было написано:
  
   "Путник, коли придешь в Спарту, оповести там, что видел ты нас здесь полегшими, как того требует Закон".
  
   Закон от времен Спарты и до сего дня остался священным для воина-офицера.
  
   Для офицерского долга он может быть выражен словами философа Сенеки:
  
   "Достойно умереть это значит избежать опасности недостойно жить".
  

Честь офицера

  
   Честь, лежащая в основе офицерского долга, - важнейшее духовное качество офицера.
  
   Офицер избегает опасности недостойно жить своею постоянною готовностью достойно умереть, повинуясь своему священному долгу.
  
   Незыблемое правило "служить верно" входило в кодекс чести офицера и имело статус этической ценности, нравственного закона.
  
   Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями офицеров, принадлежавшими к разным кругам общества.
  
   Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.Пушкиным в его "Капитанской дочке", когда дворянин Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
  
   "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
  
   (Пушкин А.С. Капитанская дочка. - В кн.: А.С.Пушкин. Романы и повести - Петрозаводск, 1967. - с.240.)
  
   Воспитанное с детства чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
  
   В истории военного дела зафиксирована клятва эфеба, в которой есть такие поучительные слова:
  
   "Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища.
   Я буду защищать не только то, что свято, но и то, что не свято, как один, так и вместе с другими.
   Я передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, но возросшим и в положении улучшенном сравнительно с тем в каком я его наследовал.
   Я буду почитать решения мудрых.
   Я буду повиноваться законам, которые были или будут народом приняты, и если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать, и стану защищать их, все равно придется ли мне делать это одному или будут со мною другие.
   Я буду чтить верования".
  
   ( См.: Уссинг. Воспитание и обучение у греков и римлян. - СП б., 1878.- с. 141).
  
   Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
  
   Решающая установка в воспитании кадета состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
   Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково было требование офицерской чести.
  
   Согласно офицерской этике, "честь" не дает ему никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
  
   В идеале честь являлась основным законом поведения офицера, безусловно, и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
  
   Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова.
  
   Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
  
   (См.: Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.-М.,1995.- с.27-56.)
  
   Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слова".
   Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль.
   Нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.
  
   Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии.
  
   Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
  
   Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского офицерства, отличающая его от западных офицеров.
  

Долг офицера

  
   Офицерский долг считают основным "импульсом боевой энергии" (Е.Месснер).
  
   (См.: Месснер Е. Современные офицеры. -Буэнос Айрес, I96I.- с.5).
  
   Его считают величайшей добродетелью в глазах государства. Признавая важность наличия чувства долга в каждом гражданине, отметим, что только в офицере исполнение долга ведет к самопожертвованию.
  
   Выполнение офицерского долга требует полной самоотдачи. Исполнение офицерского долга есть исполнение Закона, оно не может идти в разрез или в обход Закона, оно не допускает ловчения, небрежного исполнения офицером своих обязанностей.
  
   Мотивы исполнения человеком своего долга таковы:
  
   а) страх (боязнь наказания, преследования, санкции, потери обретенного положения, статуса, осуждения общественным мнением и т.п.);
   б) совесть (сознательность);
   в) корысть (обогащение);
   г) расчет (карьеризм);
   д) крайняя необходимость (ситуация, когда у человека нет иного выбора, как исполнять возложенные на него обязанности).
  
   Для офицерского долга приемлемым является только одно - исполнение долга "не за страх, а за совесть".
   Недаром настоящего офицера называют "рыцарем без страха и упрека".
  
   Внешними регуляторами служебного поведения выступают:
  
   а) предупреждения, выражаемые советом и наставлением;
   б) наказание и возмездие за содеянное;
   в) награды и поощрения.
  
   Затрагивая чувство собственного достоинства и самолюбие, они побуждают человека изменить свое отношение к исполнению своего долга.
  
   Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что развитие совестливости, чувства собственного достоинства, самолюбия и честолюбия позволяют воспитать в офицере верное чувство долга.

Совесть офицера

  
   Совесть - это внутренний закон, живущий в человеке и удерживающий его от дурных поступков, зла и соблазнов.
   Люди с чистой совестью - это те, которые не запятнали ее чем-либо достойным осуждения, как личным, так и общественным мнением.
  
   Приведем несколько авторитетных мнений по поводу совести:
  
  -- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласуется с правдой. Соблюдай самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. (Марк Аврелий, император древнего Рима).
  -- Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания. (Цицерон, древнеримский оратор).
  -- Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы ее не убили. (О.Бальзак, французский писатель; 1799-1850).
  
   Совесть постоянно напоминает человеку о его обязанностях и карает постоянными мучениями в случае их невыполнения.
  
   По словам И.Маслова, Закон обрел верного помощника в совести человека, контролирующего поведение человека.
   (См.: Маслов И. Научные исследования по тактике Выпуск II Анализ нравственных сил бойца СП б., I896.- с. 459.)
   Насколько это важно для военного дела, говорить не приходится.
  
   Понятия совести, особенно применительно к военному делу и воинскому долгу издавна были предметом спекуляции, с вполне определенными целями.
  
   В частности, под лозунгом "совести" предпринимались попытки подвести "мину замедленного действия" под основы военной дисциплины.
   Суть проблемы и отношение к вопросу совести воина и офицера выразил Е.Месснер:
  
   "Сейчас, в эпоху всеобщей бессовестности (политической, партийной, общественной, юридической и т.д.) носятся с совестью гражданина - воина. как дурень с писанной торбой.
   Легализуют дезертирство тех, кто из побуждений совести... отказываются от военной службы; поощряют неповиновение в воинстве разрешением противопоставлять совесть приказу; запугивают воина угрозой счесть его "военным преступником", коль скоро он выполнит воинский приказ, противоречащий его гражданской совести.
   Со всем этим не может мириться офицерство.
   Для него должно быть незыблемым правило: совесть воина - в выполнении приказа, а иная совестливость преступна."
  
   (Месснер Е. Современные офицеры. -Буэнос Айрес, I96I.-с. 36-37.)
  
   Думается, что и сегодня такая постановка вопроса вполне правомерна: граница между подчинением приказу и выполнением велений совести проходит по полю Закона: "делай, что Закон приказывает, а против Закона не поступай".
  

Чувство собственного достояния

  
   Порядочный военный, по мнению Д.Баланина, немыслим без чувства собственного достоинства и значительной степени гордости; с этим надо очень считаться и с особым вниманием и деликатностью разбираться в служебных правах офицеров.
  
   (Баланин Д. Подготовка и выбор начальников. // Военный сборник. - I9II.- NI.- с. 58.)
  
   П.Бобровский, анализируя состояние воспитания в юнкерских училищах, отмечает неразвитость сознания собственного достоинства у юнкеров, недостаток самолюбия, наличие у них таких качеств, как изворотливость, неоткровенность и т.п.
  
   (См.: Бобровский П.О. Военное воспитание юнкеров в училищах. В кн.: Юнкерские училища. В 3-х т. - т.2.- СП б., I88I.- с.531).
  
   Следует предположить, что явление это стало настолько общим, что вызвало издание приказа Главного начальника военно-учебных заведений от 24 февраля I90I года о воспитании у кадет чувства собственного достоинства, который заключал в себе следующие знаменательные строки:
  
   "Поддерживая все свои требования с принципиальною строгостью и устраивая над вновь поступающими самый бдительный надзор, закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать тем, чем они должны быть, - цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону".
  
   (Столетие Военного министерства. I802-I902. т. Х, ч. ***. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н.А. Соколов.- СП б., I9I4).
  
   Непременным условием чувства собственного достоинства является умение офицера постоять за себя, не прибегая ни к чьему покровительству (П.Изместьев).
  
   (См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.- с.69).
  

Самолюбие

  
   Самолюбие принадлежит к числу духовных качеств, значение которого расценивалось не всегда однозначно.
  
   К примеру, Вольтер характеризовал его так:
  
   "Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают".
  
   Столь нелестная характеристика самолюбия, конечно же, относится к тому, что мы называем "болезненным самолюбием".
  
   Болезненное самолюбие - это самолюбие легко ранимое, это - обида на совершенно незначительное нерасположение к человеку, проявляемое в легком укоре, замечании, повышении тона, отказе во внимании и т.п. Оно обращается в щепетильность и принимает всякое служебное замечание или изыскание за личную обиду.
  
   Но представить себе человека без самолюбия, т.е. известной доли самоуважения и гордости за себя, свой род, свою профессию и т.п. невозможно.
  
   В сочинении генерала И.Маслова "Анализ нравственных сил бойца" автор указывает:
  
   "С потерею уважения к себе, воин, несмотря на свое безропотное подчинение начальникам, перестает быть способным к бою, так как у него нет доброй воли и необходимой энергии, чтобы отстаивать не только интересы своего государства, но и лично самого себя".
  
   (Маслов И. Научные исследования по тактике Выпуск II Анализ нравственных сил бойца СП б., I896.-с. 421).
  
   Все изложенное по этому вопросу подводит нас к выводу о необходимости развития самолюбия офицеров, руководствуясь при этом некоторыми идеями Ф.Гершельмана, И.Маслова, П.Карцова и др.:
  
   "Истинное и благородное самолюбие должно поддерживаться командиром части" (П.Карцов).
  
   "Следует руководить, не задевая самолюбия и не роняя служебного положения подчиненных; тот, кто не щадит самолюбия младшего, вредит собственному достоинству" ( И.Маслов).
  
   "Давление на самолюбие есть сильный рычаг для поднятия нравственного уровня молодежи; этим приемом должно широко пользоваться и им можно многое сделать" (Ф.Гершельман).
  
   "Самолюбие - Архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть"(И.Тургенев).
  

Честолюбие

  
   Не менее, видную роль в военном призвании занимает честолюбие, если только оно происходит от желания выказать свое умение исполнить поручаемое возможно лучше, а не из эгоистического стремления затмить заслуги товарища.
  
   Правильное честолюбие, в благородном значении этого слова, не допускает личных расчетов во вред другому:
  
   "Нигде жажда славы и истинное честолюбие, а не тщеславие, так важны, как в офицерском звании "(И.Маслов).
  
   В "Инструкции ротным командирам" графа С.Воронцова от 17 января 1774 г. говорится:
  
   "Если положение военного человека в государстве считается сравнительно с другими людьми беспокойным, трудным и опасным, то в то же время оно отличается от них неоспоримою честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет отечество и святую церковь от порабощения неверных и этим заслуживает признательность и милость государя, благодарность земляков, благодарность и молитвы чинов духовных; все это должно возможно чаще повторяться и твердить солдатам; следует прилежно стараться вкоренять в них возможно более честолюбия, которое одно может возбуждать к преодолению трудов и опасностей и подвигнуть на всякие славные подвиги. Честолюбивый солдат все делает из амбиции и, следовательно, все делает лучше".
  
   (Инструкция ротным командирам за подписанием полковника графа Воронцова I774 г., января I7 дня в I7 пунктах состоящая на I3 листах. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М., 1947.- с.237).
  
   Честолюбие играет видное значение на войне, когда каждый рассчитывает, что поступок его будет замечен, пересказан и жадно подхвачен соотечественниками, жадно следящими за всеми перипетиями войны.
  
   Особенность русского честолюбия показана в поговорке, гласящей, что "на людях и смерть красна".
  
   Так как поступки, наиболее поражающее воображение, чаще всего имеют место в сражениях, то понятно, что бой является настоящим праздником честолюбия.
  
   Оттого-то Шекспир и говорил про "гордые сражения, в которых считается за доблесть честолюбие".
  
   К примеру, Наполеон *, настаивая на необходимости учреждения ордена почетного легиона, говорил:
  
   "Неужели вы думаете, что философскими рассуждениями убедите людей сражаться: это годно только для ученого в кабинете. Солдат же дерется из-за славы, отличий и наград"
   (Военная библиотека, т.4, стр.279).
  
   В другой раз он еще грубее выразил ту же мысль:
  
   айте человеку почетную пуговицу и он за нее пойдет на смерть".
  
   В своей армии Наполеон принимал все меры, чтобы влиять на самолюбие солдат, проявляя, когда нужно, именно царскую щедрость, а в других случаях ограничиваясь мелочами в служебных правах, мундирных отличиях и почетных названиях. Выдвигая даровитых людей из солдатских рядов на самые высшие командные посты в армии, он не оставлял без поощрения их заслуженных, но не выдающихся сверстников.
  
   Средствами для этого были: награждение орденом почетного легиона, крест которого одинаково давался и солдатам, и офицерам; переводы в молодую и старую гвардию и т.п.
  
   Декретом 18 февраля 1808 года были учреждены в каждом полку должности трех знаменщиков:
  
   - из них первый, носивший знамя, должен иметь чин поручика или подпоручика, прослужить не менее 10 лет, т.е. выслужиться из нижних чинов и участвовать в 4 кампаниях;
   - второй и третий знаменщики назначались из числа храбрых ветеранов, прослуживших также не менее 10 лет и не умеющих читать и писать, а поэтому не способных к производству в офицеры;
   - все трое назначались и сменялись самим императором.
  
   м.: Уваров М. О воинском звании и знании // Военный Сборник.-I906.- NII.- с.17).
  
   Плутарх, признавая важность развития честолюбия в людям, тем не менее, предупреждает об опасности, подстерегающей некоторых людей:
  
   "Что до честолюбия, оно, конечно, повыше полетом, чем любостяжание, но на государственную жизнь имеет действие не менее бедственное; притом оно сопряжено с большой дерзостью, ибо укореняется по большей части не в робких и вялых, но решительных и пылких душах, да еще волнение толпы часто распаляет его и подхлестывает похвалами, делая вовсе уж безудержным и необорным".
  
   (Плутарх. Наставление о государственной деятельности).
  
   Платон советует с детства внушать молодым людям, что им не пристало обвешивать себя извне золотом или приобретать его, ибо внутри них есть золото, примешенное к составу их душ.
  
   И, продолжая далее мысль Платона, Плутарх заключает:
  
   "Так мы будем умиротворять и наше честолюбие, внушая себе, что в нас самих заключено золото нетленное и неразрушимое, честь истинная, недоступная и недосягаемая для зависти и хулы. возрастающая от помышлений и воспоминаний о содеянном нами на гражданском поприще".
  

Славолюбие

  
   Славолюбие издавна отмечалось в ряду тех, без которых немыслим истинный военный человек.
  
   Говорят, одному спартанцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, чтобы он уступил честь победы.
   Он не принял ее и после трудной борьбы одолел своего противника.
   "Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?" - спросили его.
   "В сражении я пойду с царем впереди войска", - отвечал он, улыбаясь.
  
   Честолюбие побуждало спартанца принять предложение, а славолюбие отвергло его. А.Зыков так проводит грань между этими двумя качествами:
  
   "Славолюбие значительно глубже и возвышеннее честолюбия, потому что требует значительно большего.
   Честолюбец тут же получает награду - почет.
   Славолюбец не может ее получить, он может в нее лишь верить, так как его награды начинается только после его смерти.
   Честолюбец разочаровывается, не получая удовлетворения, славолюбец - никогда от этого.
   Славолюбие более стойко, а так как стойкость - одна из величайших житейских и военных добродетелей, то славолюбие в военном деле выгоднее честолюбия".
  
   (Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СП б., I898.-с.123.)
  
   Учитывая особенности нашего национального характера (именно: мечтательность, иногда необоснованную), в воспитании будущих офицеров и солдат необходимо проводить мысль о том, что слава - это не счастливый подарок судьбы, не везение, а кропотливый и тяжкий труд, высочайшая самоотдача и преданность делу.
  
   Слава не посещает людей нетерпеливых.
   Она не любит людей поверхностных и неосновательных.
   Она, как капризная барышня, отворачивается и уходит безвозвратно от гордецов, неблагодарны и заносчивых.
   Она любит награждать нежданно скромных и незаметных тружеников.
   Лентяев и мечтателей она обходит стороной.
  

Чувство реализма

  
   Чувство реализма составляет также одно из важнейших духовных качеств офицера. Реализм - это ясное понимание действительности и учет ее основных факторов в практической деятельности.
  
   Основу реализма составляют:
  
   1)Опыт и уроки истории: изучение своей истории дает много ценного, избавляет от многих увлечений, ошибок и тяжелых неудач.
  
   Г.Леер говорил:
   -"Одно только глубокое изучение военной истории может спасти от измышлений и шаблонов в нашем деле и поселить уважение к принципам".
  
   Вот почему часто военную историю называют мудростью веков и самым лучшим арсеналом Стратегии.
   В военных архивах и исторических книгах содержатся многие ценнейшие данные для новейшей Стратегии. Но это достояние не станет арсеналом само по себе. Превращение архива в арсенал возможно лишь посредством кропотливой работы специалистов многих областей военного дела, а не только историков, как иногда ошибочно думают.
   Она до некоторой степени восполняет недостаток личного опыта.
  
   2)Знание и понимание реальных факторов военного дела (своих войск и противника; оружия, боевой техники, людей; принципов и способов ведения войны и боя и т.п.).
  
   3)Предвидение и расчет (См.: Изместьев П. "Значение расчета при разработке и при ведении военных операций" // Военный сборник. - I9I5.- N3.-с.I9-28..- N4.-с.I7-30. N5.-с.I7-32.).
  
   4)Реальные и выполнимые решения.
  
   5)Умение расставить исполнителей в соответствии с их возможностями и способностями.
  
   6)Умение вводить разумные коррективы по ходу выполнения поставленной задачи с учетом меняющейся обстановки.
  
   7)Объективность оценки сделанного, включая самооценку затраченных усилий, использованных сил и средств и полученных результатов.
  
   Нужно ли доказывать то, что знания, указанные в данном перечне, офицеру необходимо иметь, а умениями - владеть?
   Видимо, никто не будет оспаривать очевидного.
  
   В то же время есть ряд вопросов, которые и в историческом плане оказались нерешенными.
   Среди них:
  
   - Что и как изучать из военной и общей истории?
   - Как обеспечить разумное и практичное изучение особенностей и характерных черт своего народа и вероятного противника?
   - Каким образом добиться познания будущими офицерами военного дела с "фундаменту", как то требовал Петр Великий?
   - Как в условиях военных училищ следует формировать у обучаемых качества лидера, способности руководить людьми?
   - Как правильно развивать воображение, мышление, понимание, умение пользоваться научными знаниями в решении типичных практических задач?
   - Как учить принимать нешаблонные и в то же время разумные и выполнимые решения при остром недостатке практики и опыта?
   - Как развивать самокритичность, здоровую неудовлетворенность достигнутым, желание постепенно раздвигать умственный горизонт и углублять познания самостоятельно?
  
   Учитывая то, что раскрытие этих вопросов или даже простое комментирование выходит далеко за рамки возможного, подчеркнем, что они (эти вопросы) не надуманы и не праздные. Они давно поставлены в повестку рассмотрения, но так и не рассмотрены и не решены до сего дня.

*

   Перейдем к следующему вопросу.
  
   Война, как стихия опасности, а управление людьми - борьба характеров, мнений, интересов, мотивов, - требуют от офицера твердой и непреклонной воли.
  
   Принимая также во внимание, что противовесами страха являются физическая бодрость, энергичный темперамент, сила воли и ума, не дающие развиться чувству бессилия и содействующие устранению нерешительности, - необходимо признать, что воспитание воли (чувства мощи (по Н.Корфу)) является важной задачей, а воля - необходимое качество офицерства.
  
   "Воспитание воли, вообще, - считает он, - может достигаться одновременно двумя путями: исходя из самого человека, из работы его духа (внутренние способы), воздействием окружающей среды и специальной обстановки, приноровленной для целей воспитания" (Корф Н..А. О воспитании воли военачальников. // Общество ревнителей военных знаний. - Кн. I.- СП б., I906.-с. 17)
  
   М.Драгомиров, полемизируя с рядом военных писателей по вопросу о соотношении умственных и волевых качеств, замечает:
  
   "Характером, а не умом создаются общества, религии, империи.
   Характер дает народам направления для чувствований и действий; никогда они много не выигрывали от наклонности много рассуждать и думать".
  
   Эту мысль подтверждает и Н.Головин:
  
   "... Победителем является тот, кто более хотел победы, т.е. тот, у кого сильнее воля" (Головин Н.Н Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СП б., I907.-с.186.)
  
   Воля - это способность человека поставить под контроль:
  
   а)свои эмоции и чувства в условиях опасности, риска или же эмоциональной возбудимости, вызванной конфликтом, внезапностью, неприятным или горестным известием;
   б)волю других людей и заставить их исполнять его приказания и предписания беспрекословно.
  
   Власть над собой - первейшая и необходимая ступенька для управления другими людьми.
   Это есть ничто иное, как обуздание своих эмоций, чувств, потребностей и умение противостоять соблазнам и искушениям.
  
   Века не изменили основ эмоциональной природы человека.
   Его чувства, страсти, инстинкты и между ними наиболее могущественный инстинкт самосохранения, свойственны человеку настоящего времени так же, как во времена самые древние.
   Чувства любви, страха, гнева, ненависти, радости, печали, стыда остались неизменными спутниками жизни человека.
  
   Власть над нами эмоций безгранична.
   Эмоция всесильна: повинуясь ей, человек не колеблется, идет на смерть и страдания.
  
   Если чувства человека играют выдающуюся роль в деятельности человека вообще, то в боевой деятельности человека они получают еще более преобладающее значение, а в профессии офицера - исключительное:
  
   "По смыслу всех военных законоположений под понятием "офицер" подразумевается человек с высоко развитой нравственностью и волей; поэтому задача военного строя, задача офицерской корпорации удалить все негодное, слабое, способное внести растление, и тогда никакие задачи для нас не будут казаться невыполнимыми" (Сурин А. Роль офицерства в военном воспитании. // Воин (Владивосток). -1922. - N 2. -с.16.)
  
   Требование от офицера высокой волевой подготовки вполне естественны.
  
   Чтобы завоевать право вести людей в бой, надо обладать "авторитетом воли" (П.Махров) (См.: Махров П. Современная война и высшее командование // Разведчик.- I9I2.- NII55.- с.855.).
  
   Обеспечение армии волевыми офицерами достигается следующими мерами:
  
   а)отбором молодых людей с сильным характером и устойчивой психикой;
   б)умелым направлением волевой подготовки обучаемых в военных школах;
   в)эффективной работой воспитанников военных школ над собой;
   г)совершенствованием волевой подготовки офицеров в войсковых частях.
  
   Центральным местом воспитания воли офицера является развитие его умения управлять собой, что обеспечивается:
  
   1)осознанием им необходимости самосовершенствования и воспитания воли;
   2)знанием своих духовных и психологических способностей и возможностей;
   3)пониманием направлений, путей, методов и средств самовоспитания воли;
   4)регулярной тренировкой способностей и умений управлять своими эмоциями и чувствами;
   5)испытанием волевых качеств в условиях опасности, риска, стресса и т.п.;
   6)накоплением опыта волевого поведения в обычной и экстремальной ситуациях.
  
   Стартовое начало всему этому процессу призвано дать преподавание практической психологии, прежде всего, раздела психологии личности.
  
   Познание самого себя, нацеленное на понимание сильных и слабых сторон человека, особенностей национального характера, возрастной специфики и мужской психологии, - создадут необходимую научно-практическую основу для работы воспитанников военных школ над собой.
  
   (См.: Дюра-Ласаль Л. О звании генерала или о воспитании, образовании, познании и достоинствах, нужных главнокомандующему и прочим офицерам для командования армией. Основано на правилах великих полководцев ученых и знаменитых писателей древнего и настоящего. - В кн.: Военная библиотека. - т.1.- СП б., 1871.- с.359-360).
  
   Исходя из сказанного, представляется целесообразным изменение системы психологической подготовки в военных школах: переход от познавательно-образовательной системы к практически-целесообразной, отвечающей потребностям данного возраста, пола, национальности и профессии.
  
   Практическая нравственная психология должна стать для офицера столь же профессионально-значимой, как и самый важный предмет специализации.
  
   Практическая нравственная психология - это та часть психологического знания, которая позволяет:
  
   I)использовать выводное психологическое знание, содержащее важнейшие идеи, принципиальные установки, которые могут быть практические освоены и применены, в жизни каждым человеком;
   2)применять проверенные жизнью рекомендации психологической науки, не требующие дорогостоящего оборудования, специальных средств, а базирующихся на естественных факторах развития и жизнедеятельности человека;
   3)ориентировать человека на добро и созидание, а не на зло и разрушение.
  
   м.: Каменев А.И. Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999).
  
   Заканчивая раскрытие составных частей призвания офицера, следует отметить большую роль военной школы в формировании любви к профессии офицера и преданности ей.
  
   Если предрасположенность (как составная часть призвания) - исходная данная, привносимая в военную школу извне и почти независимая от ее деятельности, то любовь и преданность профессии офицера - составная часть призвания офицера - всецело зависит от деятельности военной школы.
  
   В этой связи военная школа должна строить свою деятельность на учете трех основных факторов:
  
   а)возраста;
   б)пола;
   в)национальности.
  
   Сформировать стойкие позитивные мотивы можно только с учетом:
  
   - интересов, идеалов и потребностей данного возраста (возрастной фактор);
   - понимания движущих сил и особенностей мужской психики (фактор пола);
   - характерных проявлений национального характера, менталитета, особенностей национального воспитания, образования и культуры, политического и экономического положения данного общества (национальный фактор).
  
   Не желание во что бы то ни стало, подчинить своей воле воспитанников военной школы, заставить их ходить по струнке, не шлифовать массы, а обрабатывать Личности призвана военная школа.
  

***

Офицерская профессия - это своего рода апостольство и подвижничество.

  
   В обычном понимании слова "апостольство" - это деятельность, направленная на служение и распространение какой-либо идеи, а "подвижничество" - добровольное принятие на себя человеком тяжелого труда и лишений ради достижения высокой цели.
  
   В связи с данным определением нам следует ответить на такие вопросы:
  
   -является ли вообще мысль об апостольстве и подвижничестве приемлемой для офицера?
   -какой идее служит офицер?
   -среди кого он призван распространять эту идею?
   -какими особыми качествам он должен, в связи с этим, обладать?
  
   В определенной степени ответ на первый вопрос имел место при раскрытии темы призвания офицера.
  
   Начиная с самых давних времен неоднократно утверждалась и подтверждалась мысль об идейной стороне военного искусства.
  
   Суть вопроса состоит в том, что при всем огромном значении оружия и техники, количества и качества личного состава "значение работ высших живых элементов - командного состава, начиная с младших офицеров и до главнокомандующего всеми вооруженными силами государства, не только не уменьшается, а, напротив того, увеличивается, и чем выше лицо в командной иерархии, тем значение его работы больше, и это потому, что тем больше в его работе играют роль идеи, принципы, законы" (Баивов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине. // Военный сборник. - Белград, 1924.-N5.- с. 50).
  
   Офицер - профессия идейная.
  
   Настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно.
  
   С полным правом такой офицер мог бы сказать всем сомневающимся в его миссии словами Петра Великого:
  
   "Не должны вы помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу
   Несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверенное, за род свой, за отечество, за православную веру и церковь...
   А обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".
  
   Да простят нас читатели за вольное обращение со словами приказа Петра Великого перед Полтавской битвой 1709 г.
   На как лучше выразить суть бескорыстного служения Отчизне?
  
   Имеется ряд важных условий успешного функционирования идей:
  
   1)идея должна быть сформулирована (а не витать в воздухе), являться естественным отражением насущной потребности дня и быть созвучной национальной вере (в широком и узком смысле слова), культуре и традициям;
  
   "Идеи вообще рождаются не в хаосе, а в созерцании; и не авантюристами, а верными патриотами".
  
   (См.: Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах нашего характера: Публичная речь, произнесенная в 1934 г. в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - СП б., 1993.- с.5).
  
   2)идея должна быть понятна, осмыслена, принята в качестве главного мотива поведения и деятельности (это-принятие идеи в качестве высшей духовной ценности);
  
   3)она должна быть признана и оценена по достоинству в обществе, а также в группе людей, с мнением которой человек считается и учитывает его (это - подкрепление идеи извне);
  
   4)идея не должна принижаться, опошляться, искажаться, подменяться ни теми, кто ее сформулировал, ни теми, кто ее проводит в жизнь (это требование чистоты идеи и чистоты рук, в которые она отдана);
  
   5)правители, начальники, старшие и авторитетные люди должны показывать пример добросовестного служения идее или же положительного отношения к ней (позитивный пример, как наглядный образец и дополнительный мотив для других).
  
   Идеи обладают колоссальной силой: они могут вызвать всеобщий подъем воодушевления и явиться причиной общей апатии; они в состоянии буквально в считанные минуты "перевернуть" сознание.
  
   Обратимся к одному историческому примеру.
  
   Гладиаторы древнего Рима привыкли ассоциировать мысль о своей смерти с идеею забавы римлян и, идя умирать на арену цирка, находили это вполне нормальным.
   Наградою за удачную борьбу для них были аплодисменты зрителей и в этом направлении у них создавалось своеобразное самолюбие.
  
   Но вот между ними является один, по имени Спартак, и говорит:
  
   "Если нам суждено умирать, то лучше умирать, добывая себе свободу, чем на потеху надменным римлянам".
  
   Эти слова изменили весь ход ассоциации идей в мозгу его товарищей, произвели в силу этого переворот их внутреннего мира и вызвали известный в истории бунт гладиаторов.
   (См.: Зыков. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СП б., I898. - С. 31).
  

0x01 graphic

   Справка:
  
  -- Спартак (Spartacus) (?-7I до н. э.), вождь крупнейшего восстания рабов 73 (или 74) - 7I до н. э. в Италии. Уроженец Фракии. Бежал с товарищами из школы гладиаторов в Капуе. Восстание охватило сначала Юж. Италию, затем фактически всю Италию.

0x01 graphic

  -- Армия восставших насчитывала около 70 тыс. человек.
  -- В 7I Спартак был разбит римской армией под руководством Красса и погиб в бою.
   Надо иметь в виду следующую особенность функционирования и изменения идей:
  
   - как правило, спонтанного и резкого изменения в сознании людей не происходит;
   - изменения готовятся исподволь, посредством накопления, откладывая в памяти до той поры, пока не созреет необходимая "критическая масса".
  
   В результате в сознании происходит "переворот", который завершается победой новой и поражением старой идеи.
  
   Подобное накопление новых происходит как в результате работы самого человека, так и под влиянием пропаганды, воздействия поведения, поступков и мыслей других людей на человека.
  
   Другими словами, круг общения человека, воздействующая на него пропаганда (навязывание идей) в достаточно большой степени влияют на сознание людей и формирование у них определенных идей, как ценностных ориентаций в жизни.
   Чем менее опытен человек, чем он невежественнее и слабее духом, тем больше шансов он имеет подпасть под влияние других людей.
  
   Учитывая то, что в военных школах (исключая академии) учатся молодые люди с малым жизненным опытом, открытой душой и уязвимой психикой, надо отдавать себе отчет в том, насколько важен подбор для военно-учебных заведений преподавательского и командного состава.
  
   В истории русской военной школы отмечен проникновения в число учителей масонов.
   Так, когда в 1822 году было предписано отобрать от преподавателей подписки о непринадлежности к масонским ложам, оказалось, что свыше 40 учителей Петербургских заведений принадлежали к масонским ложам.
  
   (Дело архива главного управления военно-учебных заведений. 1822 г., N 199/20. - Цит. по: Петров П.В. Военно-учебные заведения в Х*Х веке. В кн.: Столетие Военного министерства. I802-I902. т. Х, ч.I. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. П.В. Петров.- СП б., I902.- с.131.)
  
   Известно, что масонство с его идеей космополитизма, отрицанием патриотизма, а также некоторыми активными действиями по развращению наций и национальных чувств не может быть признано безобидным учением, а его представители - лояльными к задачам государства.
  
   Если мы сегодня не имеем данных о целенаправленном проникновении в преподавательскую и командирскую среду военно-учебных заведений чуждых элементов, то это вовсе не означает отсутствия проблемы.
   Проблема есть.
  
   И название ей то, что в среде преподавателей и командиров военных школ есть много людей весьма равнодушных к военному делу, "наемников от педагогики".
  
   Не так много и патриотов, но много людей, любящих позлословить на счет России.
  
   Иногда становится заметным явление, о котором еще в октябре 1868 г. писал И.Аксаков:
  
   "Глумиться над слабостью русских общественных сил, над непроизводительностью русской почвы, над робостью русской общественной инициативы - вошло у нас, как известно, в обычай...
   Такое отношение к русской жизни считается непременным отличительным признаком истинно европейской образованности, - широтою и свободою взгляда, чуждого узких национальных предрассудков".
  
   (Аксаков И.С. Славянофильство и западниченство. I860-I886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси".- т.II. - М., I886.- с. 415).
  
   Все сказанное ставит в повестку дня решения трех проблем:
  
   1)создание для военно-учебных заведений системы подготовки педагогических кадров.
  
   Суть проблемы в том, что военно-учебные заведения нуждаются в педагогических кадрах, понимающих назначение офицерской профессии, разделяющие идеи защиты отечества, понимающие важность воспитания патриотизма обучаемых.
  
   2)очищение педагогических и командных кадров от людей равнодушных, малопригодных и вредных для воспитания патриотического и воинского духа обучаемых;
  
   3)нахождение достойных стимулов для привлечения в военных школы лучших кадров.
  
   При соблюдении ранее указанных условий и при решении названных проблем можно рассчитывать на эффективное осуществление офицерами своей апостольской сущности.
   Мы не останавливаемся на проблеме воспитания в обществе уважения к армии, роли интеллигенции.
  
   Приведем лишь два примера, достойные подражания.
  
   На уроке словесности в Японии перед войной 1904-1905 гг. учитель задавал ученикам такие вопросы:
  
   -Кто твой начальник?
   -Император...
   -Что такое воинский дух?
   -Подчинение и самопожертвование...
   -Что ты называешь храбростью?
   -Никогда не считать числа (врагов) и идти вперед...
   -Чье это пятно крови на нашем знамени?
   -Того, кто нес его в сражении...
   На какую мысль оно наводит?
   -На мысль о счастье знаменщика...
   -Но человек умер... Что же осталось от него?
   -Слава...
  
   (См.: Богданович Е.В. Школа патриотизма. - СП б., 1908.- с. 19-20).
  
   Второй пример касается Франции.
  
   Французская школьная хрестоматия начала нашего века имела ряд поучительных материалов.
   Так первый раздел, посвященный рассказу о гражданских обязанностях, содержит описание шествия французских войск.
   Когда солдаты проходили мимо пожилого француза, он сказал своим детям:
  
   -Обнажите головы, это знамя - эмблема отечества!
  
   (См.: Дмитриев Н. Национальная школа.- СП б., 1913.- с. 78).
  
   Интеллигенция в большом долгу перед армией.
  
   В ее рядах нет сегодня ясного понимания важности обороны страны, развития патриотизма, любви к Родине.
  
   Руководящий "духовный двигатель" должен заработать на благо России.
  
   Но тут невольно напрашивается булгаковский вопрос:
  
   "Получит ли Россия, столь нужный ей образованный класс с русской душой, просвещенным разумом, твердой волей?"
  
   (Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
  
   Интеллигент такого склада нужен армии, необходим делу воспитания офицерского корпуса.
   Не герои-интеллигенты, а интеллигенты-подвижники необходимы для России.
  

Подвижничество

  
   Подвижничество - особая черта нашего национального характера.
   Наш любимый национальный герой - подвижник.
  
   Он верит в Бога, свободен от героической позы и притязаний.
   Его внимание сосредотачивается на конкретном деле, действительных обязанностях и их строгом, неукоснительном исполнении; в своей деятельности он видит прежде всего исполнение своего долга.
  
   Подвижничество есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими, греховными сторонами своего "я", аскеза духа.
  
   Нормой поведения является ровность течения, "мерность", выдержка, неослабная самодисциплина, терпение и выносливость, верное исполнение своего долга, безропотное несение каждым своего "креста".
  
   (Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
  
   Всякого рода театральные эффекты, поза, лицемерие, тщеславие - противны духу подвижничества.
   Лучшие начальные люди земли Русской всегда были подвижниками.
   Лучшие русские полководцы и военачальники - были в их числе.
  
   Подвижником должен быть и современный офицер России.
  
  

Вера

  
   Подвижничество невозможно без веры.
   Вера - это признание чего-либо без доказательств как существующего или имеющего место быть.
  
   Без веры человек не смог бы существовать по следующим причинам:
  
   а) не все, что его окружает он может постигнуть силой своего разума; значит - во многое он должен просто верить;
   б) духовные и физические силы человека ограничены, но он не должен терять веры как в себя, так и надежду на благополучный исход дела;
   в) он (человек) не в состоянии предвидеть ход развития событий, не в состоянии предсказать свою судьбу, но разум человека, который не хочет мириться с неизвестностью и неопределенностью положения, заставляет его искать дополнительную опору в вере;
   г) "Сверх того Вера производит еще теснейшую связь между согражданами. Чтя одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцем и духом. "
  
   (Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12-ти т. -Т. I-IV.-- М., 1993.- с.48).
  
   По своему содержанию вера подразделяется на следующие виды:
  
   1) вера в себя (в свое предназначение, силы, способности и т.п.);
   2) вера в свое призвание, правильность выбора жизненного пути;
   3) вера в людей (доверие к ним);
   4) вера в успех (задуманного предприятия, дела, акции; для военных - вера в победу над врагом);
   5) вера в свой род, племя, народ;
   6) вера в правителей, начальников, их способности, прозорливость, мудрость и справедливость;
   7) вера в Высший разум, Высшую справедливость, в Бога.
  
   Каждый из перечисленных пунктов веры значим сам по себе и, имея свои исторические корни, значительно отличается от сходных по названию пунктов людей других национальностей.
  
   "Вера в себя", к примеру, имеет разное значение для русского, американца, японца или француза.
  
   По-разному она и укрепляется.
  
   В.Ключевский дает такую характеристику великороссу:
  
   "Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе и хуже в конце, когда добьется некоторого успеха и привлечет внимание: неуверенность к себе возбуждает его силы, а успех роняет их.
   Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своем величии.
   Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума".
  
   (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. - т.I. -М., 1956.- с.3I4).
  
   Из такой характеристики видно, где, на каких этапах и почему надо помогать великороссу укреплять веру в себя.
  
   Точно также обстоит дело и с другими составляющими, характеристику которых мы не будем давать.
  
   Тем не менее есть смысл остановиться на религии, как основы веры в Бога.
  
   Укажем четыре непреложные истины:
  
   1) объединять людей может только единоверие, ибо нельзя одновременно служить двум богам; "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть".- Библия (Матф. 6, 24).
   2) отрекаться от отечественной веры все равно, что отрекаться от своих родителей;
   3) искать духовной мудрости надо не на стороне, а в отеческом доме;
   4) следует "признать веру крупной и высокой силой в военном деле и культивировать ее наиболее широко..." (Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк.- М., I900.-с.68.)
  
   Изначально наше "христолюбивое воинство", войско Российское, не нося в своей души мести врагу, угнетения и эксплуатации других народов и руководствовалось в глубине души высокими заветами Христа, часто и бессознательно. Если в мирное время кое-кто и считал себя атеистом, то в окопах атеистов уже не было.
  
   В дополнение к сказанному, укажем, что первый Российский орден - Святого Андрея Первозванного - учрежденный Петром Великим в I698 г., имел девиз "За веру и верность".
   Вера и верность и сегодня не утратили свой ценности.
  

Благородство побуждений

  
   Другой важнейшей составляющей подвижничества является благородство побуждений.
  
   М.Галкин в своей работе "Новый путь современного офицера" ставит вопрос о том, каков должен быть нравственный облик офицера и на основании анализа приходит к выводу, что офицер, "чтобы оправдать свое выдающееся положение, должен выдвигаться из толпы", прежде всего "благородством своих побуждений и возвышенностью нравственной натуры".
  
   (См.: Галкин М. С. Новый путь современного офицера. -СП б., I907.- с. 20)
  
   Готовность умереть за Россию составляет важное качество офицерского подвижничества. Это качество было так развито в офицерстве, что при составлении мобилизационного плана в полку офицеры просили не назначать их на должности в тылу, в запасных полках, во второстепенных дивизиях, которые "может быть, не успеют сформироваться, как разыграется генеральное сражение".
  
   Заканчивая раскрытие вопросов апостольства и подвижничества русского офицерства, еще раз подчеркнем мысль о том высочайшем значении, которое в формировании и развитии названных качеств играет военная школа.
  
   Будущее армии и флота куется в стенах военно-учебных заведений.
   А раз так, то они должны быть на высоте современных требований.
  
   0x01 graphic
  

Николай I со штабом

  

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  
  -- Командование становится язвой армии, когда начальники невежественны и авантюристическим путем выдвинулись на верхи. Властность и умаление достоинства остальных для таких натур -- наслаждение. Всякая сила, всякое знание, всякое достоинство для них подозрительно и даже кажется опасным. (П. Изместьев)
  -- Вот четыре нравственные свойства, отличающие русских воинов: ревность к вере, любовь к Отечеству, преданность к Государям и высокое чувство народного достоинства! (Я. Толмачев)
  -- Великие вожаки всегда пользовались природным обаянием и эта присущая им сила служит объяснением их могущественного господства над массами. Обаяние это -- чувство данного лица, господства которого не терпит критического отношения. Объяснить происхождение чувства обаяния можно лишь только силою внушения. Внушение... прививается без доказательств, силою одного авторитета, почему и вожак, стоящий во главе толпы, в своих обращениях к ее чувствам, не должен спускаться до степени зависимости от толпы, путем разъяснения ей смысла своих действий. Он должен действовать категорически и безапелляционно. (А. Резанов)
  -- Обаяние личности высшего начальника создается репутацией его предыдущей командной службы, которую он заслужил, благодаря своей способности проявлять физическое напряжение, в пример другим, требуя от них того же; далее этому обаянию начальника способствует: доверие, внушаемое знанием дела; уважение, вызываемое справедливостью; постоянная готовность отвечать за все и подчинять себя и других строгим требованиям дисциплины; умение быть корректным; умение с гордостью командовать без чванства; сердечная и справедливая благосклонность без заискивающей фамильярности и самоуничижения; неослабная и осмысленная твердость убеждений; наконец, искренность и прямота. (П. Махров)
  -- Прежде чем двинуться, все взвесь и обдумай. Кто заранее знает принципы прямого и обходного путей, тот побеждает. Это и есть законы борьбы на войне. (Сунь-цзы)
  -- Чем выше стоит военное образование, тем выше будет стоять и общество офицеров и тем менее открываются возможности приобрести специальное образование, без создания особенного соответствующего ему сословия. Поэтому офицерам должно быть дано не только соответствующее содержание, но и соответственное общественное положение; каждому государству обходилось это слишком дорого, когда общество офицеров стоит ему слишком дешево. (Штейн)
  -- Выражение "профессиональное образование" не следует понимать узко; сюда входят: необходимые специальные знания; общие знания, необходимые как предварительная подготовка для успешного изучения специальных знаний; общие знания, необходимые для успешного применения этих специальных знаний; умственное воспитание, необходимое, как для успешного изучения, так и для успешного применения тех же специальных знаний. (М. Крит)
  -- Общественное мнение в полку, всегда находящееся в руках старших товарищей -- огромная сила, и раз она попадает в руки ловких, влиятельных, но недостойных людей, не ждите ничего хорошего: уровень порядочности в офицерской среде понижается; служба вышучивается; мелкие дисциплинарные отступления, расшатывающие военный строй, покрываются ложным понятием о товариществе и т.д. (Н. Бутовский)
  -- Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, особенно в публичных местах, что он не только образованный человек, но что, сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания. (Э. Свидзинский)
  -- Вот здесь-то потребны правила нравственного образования и постоянный характер, дабы никогда, нигде и ни в чем не выходить из границ благопристойностей и благоразумия; особенно нося мундир, надобно помнить, что собственно наша честь соединена с честью того места, к которому мы принадлежим, и если порочим себя, то тем нанесем оскорбление и месту своего служения. -- Честь наша по большей части зависит от мнения других -- и потому ею весьма надобно дорожить. (Письма об образовании ума, 1826 г.)
  -- Опыт есть самый лучший и самый верный наставник. Он один поверяет умозрительные познания наши. Военному человеку преимущественно перед другими нужна опытность. "Желательно, _ говорят писатели опытные в ратном деле, _ чтобы каждый, вступающий в военное поприще, начинал оное, по примеру знаменитых полководцев, званием простого воина. На какую бы степень после ни возвысили его счастье и мужество, он никогда не забудет правил повиновения и строгой подчиненности, которым научился из опыта. (Я. Толмачев)
  -- Цель орденов... не состоит в том, чтобы поразить воображение окружающих своим видом, а в том, чтобы напомнить о необыкновенном поступке им награжденного. Если же ордена не говорят о тех или других заслугах, а сами по себе служат привлечением внимания, то они уже перестают служить возбудителем "доброго честолюбия", а могут быть приравнены к зеленому фраку при красных штанах, т.е. быть вывеской фатовства. Отсюда вытекают следующие данные: 1)ордена должны быть выдаваемы за действительные поступки, достойные внимания; 2) ордена должны быть различных категорий, чтобы по ним сразу судить о роде поступка, им увенчанного; 3) ордена должны быть ясно и всегда видимы и 4)ордена не должны прельщать глаза богатством и вычурностью. (А. Зыков)
  -- Наполеон I, настаивая на необходимости учреждения ордена почетного легиона, говорил: "Неужели вы думаете, что философскими рассуждениями убедите людей сражаться: это годно только для ученого в кабинете. Солдат же дерется из-за славы, отличий и наград". (Военная библиотека, т.4, стр.279). В другой раз он еще грубее выразил ту же мысль: "Дайте человеку почетную пуговицу и он за нее пойдет на смерть". (М. Уваров)
  -- Осторожность в замысле, смелость в исполнении, -- вот девиз, которого держался величайший из полководцев Новых времен, сам характеризовавший себя, -- правда с большим преувеличением, -- как "самого малодушного человека" во время составления плана кампании или операции. Такая, до известных пределов вполне законная, осторожность не должна быть доводима до извращений, которые мы встречаем в "куропаткинской" стратегии. Ничего не может быть нелепее, как настолько развить меры обеспечения, чтобы этим сократить возможность для нанесения противнику верного удара. (В. Флуг)
  -- Отвага, не боящаяся крупного риска, по справедливому суждению Клаузевица, "является истинно творческой силой на войне". -- "Каждый раз, когда отвага сталкивается с нерешительностью, она имеет на своей стороне безусловную вероятность успеха"... "Только там, где она встречается с разумной и твердой осторожностью, она может оказаться в невыгоде, но это принадлежит к сравнительно редким случаям, т.к. из всей массы осторожных людей, большинство осторожно из чувства страха". (В. Флуг)
  -- Когда будешь смотреть на воинов, как на своих детей, тогда сможешь идти с ними даже в самые глубокие ущелья. Когда будешь смотреть на воинов, как на своих любимых сыновей, тогда можешь идти с ними хоть на смерть. Когда будешь щедр к ним, то не сможешь распоряжаться ими; когда будешь любить их, но не сможешь приказывать им; когда возникнут беспорядки и ты не сможешь установить порядок, -- в таком случае они подобны своевольным сыновьям; пользоваться ими будет невозможно. (Сунь-цзы)
  -- Офицер -- единственное должностное лицо, которому государство, так сказать, делегирует часть своей власти, отдавая в его руки граждан и принуждая их безусловно ему повиноваться для того, чтобы он научил их важной, ответственной службе -- защите отечества. Власть офицера носит особый характер и применяется к живым, мыслящим существам, а потому командование должно быть основано на строго гуманных и нравственных началах, так как человек -- это инструмент громадной ценности, которого испортить легче, чем починить. (П. Изместьев)
  -- Сила офицера обуславливается восприятием массой идей общего долга и его собственной личной ценностью, как слуги этого долга, призванного руководить и наставлять тех, которых ему вверяет народ. (П. Изместьев)
  -- Качества офицера, вообще говоря, слагаются из наследственности, воспитания, образования, служебного опыта, но в чрезвычайных обстоятельствах -- а ныне обстоятельства часто бывают чрезвычайными -- государство не может или не хочет офицерства с вышеперечисленными качествами: ему нужны "скороофицеры", люди решительные и существующему режиму преданные, нужны атаманы на подобие партизанских возглавителей. (Е. Месснер)
  
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  

0x01 graphic

Римские всадники

перед храмом Юпитера Капитолийского

  
  -- Важно не звание человека, а его дело.
  -- Если ты рассчитываешь на потомков, то для них недоделанное -- то же самое, что неначатое.
  -- Привычка к одним и тем же занятиям вырабатывает умение, но не развивает способностей, внушает не уверенность в себе, но самодовольство.
  -- Люди по своей природе любознательны; и ничем не прикрашенное знакомство с фактами прельщает даже тех, кто с удовольствием слушает болтливые небылицы.
  -- Считаю крайней глупостью выбирать для подражания не самое лучшее.
  -- И радость и утешение -- в науках.
  -- Подобно тому, как почвы обновляются разнообразным и переменным посевом, так и наш ум обновляется размышлением то об одном, то о другом. Беда часто делает людей остроумными.
  -- У несчастных одни речи, у счастливых -- другие.
  -- Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого.
  -- Для большинства в длинном рассуждении есть нечто внушительное, весомое; меч входит в тело не от удара, а более от нажима: так и слово в душу.
  -- Опыт и есть и считается лучшим учителем красноречия.
  -- Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать.
  -- Следует читать много, но не многое.
  -- Всякая хорошая книга тем лучше, чем она больше.
  -- Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
  -- Плохо, если власть испытывает свою силу на оскорблениях; плохо, если почтение приобретается ужасом; любовью гораздо скорее, чем страхом, добьешься того, что хочешь.
  -- Никто не выслушивает упреки с таким терпением, как те, кто заслуживает похвалы.
  -- Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал.
  

Плиний Младший (61 или 62 -- ок. 114 гг.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023