"...Велика и почетна роль офицера... и тягость ее не всякому под силу".
М.И. Драгомиров
ОФИЦЕРСКОЕ ПРИЗВАНИЕ,
АПОСТОЛЬСТВО И ПОДВИЖНИЧЕСТВО
Офицер - профессия особая и эта особенность проявляется в своеобразных требованиях к его качествам.
Офицерская профессия больше чем любая другая требует призвания.
Эта профессия трудна (физически, морально и психологически), опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения.
Ряды офицерского корпуса покинуть значительно сложнее, чем порвать с какой-либо другой специальностью.
Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, которые не испытывают представители других профессий. Денежное вознаграждение за офицерский труд, как правило, не соответствует той высокой "стоимости" офицерского труда, которой по справедливости этот труд должен оцениваться.
Высокая степень ответственности, ограниченность гражданских и личных прав и свобод офицера тяжелым бременем ложится на душу офицера и требует высочайшей степени сознательности и самоограничения.
Не каждый человек в состоянии по жизни нести такой "крест".
Все сказанное и определяет высокую значимость призвания в офицерской профессии, ибо, по словам М.Меньшикова:
"...В военном деле - это безумное условие возведено в закон".
(Меньшиков М. Дружина храбрых. - В кн.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 208)
Рассмотрим, в связи с этим, сущность офицерского призвания и те проблемы, которые имеют место в жизни.
Прежде всего, призвание - это предрасположенность, склонность и преданность данной профессии.
(См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988. - с. 479)
В свою очередь, предрасположенностьнаходит свое проявление в особых:
в) качествах личности (особенностях характера, прежде всего).
Склонность к профессии проявляется в:
а)любви к ней;
б)желании овладеть данной профессией.
А преданность профессии проявляется в:
а)предпочтении в силу идейных соображений данной профессии другим, а не служение ей из-за необходимости, корысти и расчета;
б)отсутствии всякого побуждения изменить ей или променять на более выгодную и доходную;
в)активном и инициативном исполнении своего профессионального долга.
Говоря о задатках, можно отметить, что вряд ли вызывает сомнения тот факт, что для офицерской профессии необходимы такие физические задатки, как сила, ловкость, хорошее здоровье и телосложение.
Не менее очевидным для знающих людей является и то, что более всего для профессии офицера подходят два вида темперамента: холерический и сангвинический.
(См.: Клаузевиц К. О войне.- М., 1998.- с.87; Блюме В. Сущность командования.// Военный сборник. - I9I4.-NI2.- с.21-22; Головин Н.Н Исследование боя Исследование деятельности и свойств человека как бойца. СП б., I907.-с.94)
Если задатки человека зависят от природы, то способности - результат развития самим человеком тех данных, которые в нем от природы заложены: можно иметь хорошие задатки, но не реализовать их в виде способностей; и, напротив, без задатков не могут быть и способности.
Способности человека находятся в сложной зависимости друг от друга и не всегда "в здоровом теле - здоровых дух".
Скорее, дух, духовность, духовные качества оказывают сильнейшее влияние на формирование и развитие всех остальных качеств. Вот почему, именно группе духовных способностей принадлежи приоритетная роль.
Россия никогда не была богатой страной, богатой достатком материальным.
Но она всегда была богатой духовно.
Это ее главное национальное достояние.
"Наши деды пред лицом общей опасности, пред мыслью о чести России умели забыть свои личные дела, отлагали свою рознь до другого времени; сословия, партии между собою не препирались, никто не злорадствовал ошибкам власти".
(Волгин А.М. Об армии. - СП б., I907.- с.40.)
Нужно ли говорить о том, что враги России, пытаясь обессилить ее, не находили наилучшего способа, "чтоб обезвредить ее природную силу", как "поработить ее духовно и нравственно".
(См.: Аксаков И.С. Славянофильство и западниченство. I860-I886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси". - т.II. - М., I886.- с. 691.)
Вот почему не менее бдительно, чем государственные границы страны, надо оборонять наш национальный дух.
Но для этого надо понять, что же лежало и лежит в основе нашего национального духа.
Патриотизм
В основе нашего национального духа лежит патриотизм.
Историки (Н.Карамзин, В.Ключевский, С.Соловьев и др.) отмечали нередко слабость русского патриотизма (недостаточное его проявление в будничной обстановке, искаженное понимание его смысла и т.п.), но и они порой приходили в удивление от вроде бы спонтанного его проявления в минуты смертельной опасности для страны и государства.
Если принять во внимание тот факт, что из "ничего" не вырастает "ничего", что у каждого проявления есть свои причины, то нам станет понятным, что наш национальный патриотизм - не спонтанное проявление инстинкта национального самосохранения.
Просто все дело в тех особенностях патриотизма, о которых И.Аксаков говорил:
"Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности...
На упреки в недостатке народного самосознания в нашем обществе, нам не раз приходилось слышать возражения такого рода: "а вот посмотрите-ка, какие мы Русские, - какие мы патриоты в минуты опасности: сунься-ка на нас чужестранцы войною, мы все, как один человек, станем грудью за Русскую землю"...
Это действительно так, - в этом нет сомнения, - и этим свойством нашим мы можем по праву гордиться, но этот похвальный патриотизм не мешает нам выдавать ту же русскую землю тем же иностранцам, - как скоро они идут на нес не войною, а мирным набегом, и скоро, не видя вражеского стана и не слыша воинственных кликов, мы считаем возможным отложить в строну патриотическое напряжение".
(Аксаков, там же, с.221,220)
Эту особенность нашего национального патриотизма необходимо учитывать в духовной работе с офицерским составом и в военно-учебных заведениях.
Патриотизм в числе духовных качеств офицера занимает центральное место:
"Хороший гражданин может оказаться плохим офицером (без соответствующей специальной подготовки) - в том нет ничего удивительного; но горе той стране, где офицеры - плохие граждане..."
(Юрьев Л. К реформе нашей военной школы. // Офицерская Жизнь.-I907.- N 60.- с.155.)
П.Изместьев, подчеркивая значение патриотизма в военном деле и роль офицера в его развитии, указывает:
"Только глубокое понимание принятого на себя национального долга, только проведение в массу воспитываемых нами бойцов чувства здорового, а не квасного патриотизма поможет нам в будущих войнах добиться успеха во что бы то ни стало."
(Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 85.)
В то же время на страницах военной печати отмечалось, что "у нас слишком мало обращают внимания на развитие патриотизма в армии и в народе. В народе - это дело народных учителей и духовенства, а в армии - дело офицерского корпуса".
(Пригоровский. "Офицеры по необходимости " // Разведчик. - I9I2.- 4 (304).- с.52.)
"Для того же, чтобы внушать солдатам идеи патриотизма, надо самим проникнуться им настолько, чтобы эти идеи были выражением нашего внутреннего "я".
Это только возможно тогда, когда в службе видишь не одну неприятную необходимость из-за куска хлеба, а высший нравственный долг.
Для этого требуется или полное перерождение в духе и смысле патриотизма или... оставление службы и предоставление места другим, более способным воспринять идею любви к родине.
Вся ошибка наша состоит в том, что широко открыв двери для желающих поступить в армию, мы установили мерилом приема в полки только научную подготовку и упустили из вида, что дух корпоративности и идеи патриотизма не добываются изучением латинского языка и алгебры, а даются воспитанием".
(Пригоровский, там же).
Не следует думать, что российские офицеры не были патриотами.
Нет, это не так.
Но это были патриоты-самородки.
Их никто не учил, никто не развивал в них чувства патриотизма и они сохранили лишь то, что таилось внутри их бессознательно.
Разумно ли сохранять и впредь такое положение дел, когда налицо все признаки духовного вторжения в нашу страну неприятеля?
Можно ли выжидать, когда ясно заметен духовный недуг?
Естественен ответ патриота: нет, делать этого не следует.
Что же питает нашу надежду на выздоровление?
Ответить можно, прежде всего, словами И.Аксакова:
"Недуг громаден, но соразмерна ему и громадная крепость организма.
Русь сладит с болезнью.
Народ сохранил в себе запас силы не тронутой, уберег свои коренные начала, не поддаваясь никаким опасным искушениям и соблазнам..."
(Аксаков И.С. Славянофильство и западничество. I860-I886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси". , т. II. - М., I886.- с. 5.)
Для развития истинного патриотизма необходимо пробудить сознание народное (клич: "Вставай, страна народная!" - уместен и сегодня ) и приобщить его к животворному источнику, из которого следует черпать мысли о величии нации, примеры истинной гордости предками, надежду на преодоление трудностей и лишений, веру в будущее нации.
В этих условиях:
"Идея великого отечества попирает саму тень измены.
Равнодушие к родине кажется черной неблагодарностью.
Неповиновение державной власти- подлостью".
(Меньшиков М. О. Дружина храбрых. - В кн.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 206.)
Духовное богатство нации необходимо извлечь из архива и обратить в арсенал воспитания российских офицеров.
Военный дух
В структуре духовных качеств офицера видное место занимает воинский дух.
Чтобы стать офицером, недостаточно надеть военный мундир и даже окончить военно-учебное заведение.
Надо сродниться с профессией, нужно приобрести тысячи сноровок, необходимые в военном деле.
Это невозможно добиться без высокого воинского духа.
Офицер должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; он должен научиться быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно.
Как подчиненный он должен быть почтителен, сдержан, но в то же время обязан мужественно докладывать начальнику и то, что начальнику может быть неприятно.
Как начальник должен быть заботлив о подчиненных, человечен в общении с ними, но в то же время не допускать заигрывания с ними и панибратства.
Где начинается формирование воинского духа офицеров?
Конечно, же в военно-учебном заведении.
Но как удержать в армии огромное большинство тех переодетых в офицерские мундиры штатских юношей, пишет М.Меньшиков, что выпускают наши будто бы военные, а на самом деле давно сделавшиеся штатскими училища?.
Насколько остро стояла проблема формирования воинского духа офицеров в военно-учебных заведениях и войсках можно судить по большому числу статей на эту тему А.Дмитриевского и др.
(См.: Дмитриевский А. Развитие духа штатских в сынах Марса // Военный сборник. - I9I4.- N 7, с.I09-II5; Дмитриевский А. Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу // Военный сборник. - I9I4.- NII.- с. 93-I00; Дмитриевский А, Влияние академического образования на нравственный элемент. (силу духа).// Военный сборник. - I9I4.- N 5.- с. 59-66.); Баланин Д. Дух и инициатива - выше всего // Военный сборник. - I9I4.-NII.- с.88-9I и др.).
Воспитание в военном духе, как показывает исторический опыт, надо вести как можно раньше:
"В истинно военном духе надо воспитывать уже с малолетства в корпусах, приучая к простоте жизнь, к труду, лишениям, развивая физически путем постоянных занятий спортом, а умственные занятия вывести из теперешней мертвой рутины и поставить на практическую почву."
(Розеншильд-Паулина. А. Строевая армия // Русский Инвалид.- 1909.- N172)
В этой связи сегодня является задача воссоздания кадетских корпусов как военно-учебных заведений, осуществляющих более раннюю, чем обычные военные школы, подготовку военной элиты.
Сложившийся ныне порядок военного образования целесообразен лишь для подготовки основной массы офицерства, а для его элитарной части нужны особые условия и более длительные сроки, что и обеспечивается воспитанием кадет.
На памятнике спартанцам, погибшим в неравном бою у Фермопил, было написано:
"Путник, коли придешь в Спарту, оповести там, что видел ты нас здесь полегшими, как того требует Закон".
Закон от времен Спарты и до сего дня остался священным для воина-офицера.
Для офицерского долга он может быть выражен словами философа Сенеки:
"Достойно умереть это значит избежать опасности недостойно жить".
Честь офицера
Честь, лежащая в основе офицерского долга, - важнейшее духовное качество офицера.
Офицер избегает опасности недостойно жить своею постоянною готовностью достойно умереть, повинуясь своему священному долгу.
Незыблемое правило "служить верно"входило в кодекс чести офицера и имело статус этической ценности, нравственного закона.
Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями офицеров, принадлежавшими к разным кругам общества.
Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.Пушкиным в его "Капитанской дочке", когда дворянин Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
"Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
(Пушкин А.С. Капитанская дочка. - В кн.: А.С.Пушкин. Романы и повести - Петрозаводск, 1967. - с.240.)
Воспитанное с детства чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
В истории военного дела зафиксирована клятва эфеба, в которой есть такие поучительные слова:
"Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища.
Я буду защищать не только то, что свято, но и то, что не свято, как один, так и вместе с другими.
Я передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, но возросшим и в положении улучшенном сравнительно с тем в каком я его наследовал.
Я буду почитать решения мудрых.
Я буду повиноваться законам, которые были или будут народом приняты, и если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать, и стану защищать их, все равно придется ли мне делать это одному или будут со мною другие.
Я буду чтить верования".
( См.: Уссинг. Воспитание и обучение у греков и римлян. - СП б., 1878.- с. 141).
Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
Решающая установка в воспитании кадета состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково было требование офицерской чести.
Согласно офицерской этике, "честь" не дает ему никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
В идеале честь являлась основным законом поведения офицера, безусловно, и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова.
Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
(См.: Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.-М.,1995.- с.27-56.)
Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слова".
Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль.
Нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.
Дуэль как способ защиты,несла еще и особую функцию: утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии.
Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского офицерства, отличающая его от западных офицеров.
Долг офицера
Офицерский долг считают основным "импульсом боевой энергии" (Е.Месснер).
(См.: Месснер Е. Современные офицеры. -Буэнос Айрес, I96I.- с.5).
Его считают величайшей добродетелью в глазах государства. Признавая важность наличия чувства долга в каждом гражданине, отметим, что только в офицере исполнение долга ведет к самопожертвованию.
Выполнение офицерского долга требует полной самоотдачи. Исполнение офицерского долга есть исполнение Закона, оно не может идти в разрез или в обход Закона, оно не допускает ловчения, небрежного исполнения офицером своих обязанностей.
Мотивы исполнения человеком своего долга таковы:
а)страх (боязнь наказания, преследования, санкции, потери обретенного положения, статуса, осуждения общественным мнением и т.п.);