ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Великая хартия вольности

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Печально, если служишь ты не Богу, не России, а суете своей.


А.И. Каменев

Великая хартия вольности

  
   В далеком 1215 году английский народ заставил короля Иоанна Безземельного подписать беспрецедентный акт - "Великую хартию вольности".
   Документ этот начинался следующими словами:
   "Даруем всем свободным людям нашего королевства за нас и наследников наших, на вечные времена, все ниже перечисленные вольности" ...
   В числе названных вольностей была самая главная:
   "Ни один свободный человек не может быть арестован, заключен в темницу, или лишен своего имущества, или поставлен вне закона иначе, как по суду"...
   *
   Принятием этого акта было покончено беспредельному произволу власти и, именно, с тех пор каждый англичанин мог с гордостью заявить: "Мой дом - моя крепость!" Это означало, что место произвола власти заступил Закон.
   *
   Чем объяснить столь долгую жизнь этого документа? Ведь нам известно, что в истории человечества было немало законодательных актов, не менее ценных. Особенно в этом преуспело древнеримское законодательство.
   Но все эти документы уже стали достоянием истории и не сохранили своей законодательной силы, а "Великая хартия вольности" почитается и ныне наравне с конституцией Великобритании.
   *
   Как свидетельствует история, все дело состояло в воспитании у англичан гражданского самосознания.
   По свидетельству одного из специалистов (А. Быковой), в англичанине сильно развито чувство собственного достоинства и сознание своих гражданских прав. Он считает, что без них и на свете жить не стоит; во всякую минуту готов он защищать их, хотя бы для этого пришлось взяться за оружие.
   Одно из самых основных и существенных прав англичанина - свобода личности.
   Об этом говорит и Е.Н. Водовозова, автор серии книг под названием "Как люди на белом свете живут", которые вышли в свет в конце ХIХ века. В книге, посвященной Англии, она пишет:
   "Выше всего на свете англичанин ставит свое отечество, свое семейство и домашний очаг. Умственное воспитание ребенка, прежде всего, направлено здесь к тому, чтобы развить в нем до крайних пределов любовь к родине и национальную гордость. Воспитаннику предоставляется полная свобода, но при этом от него требуется строгого выполнения предписанных ему обязанностей. Таким образом, как говорят англичане, человек рано узнает, что назначение его на земле быть вполне свободным, но ответственным за свои поступки".
   Но самым примечательным в этой книге является следующее утверждение:
   "Англия славится своим государственным устройством и широкою свободою личности ее граждан; этим она обязана не мудрости своих королей, не писанным законам, а самому характеру англичан, не выносящему и тени произвола, и их страстной любви к свободе".
   *
   Я бы не взялся писать панегирик английскому обществу, если бы не то болезненное духовное состояние, в котором пребывают некоторые наши соотечественники.
   Больно и грустно сознавать тот факт, что над многими из нас довлеет психология "маленького человечка", некого винтика огромной государственной машины, которой управляют некие монстры, без счета и без сожаления вставляя в бездушный механизм все новые и новые винтики и выбрасывая те, которые пришли в негодность.
   *
   Безусловно, я понимаю, что власть порочная именно так и смотрит на массы своих подданных. Чего стоит хотя бы заявление Людовика ХIV: "Государство - это Я!"
   Согласно этому утверждению, он, Людовик, есть сила и мощь французов, а не французский народ, с его талантами, добродетелями, достижениями материальными и духовными.
   На самом деле, один он - генерал без армии, значит - НИЧТО. Только во главе послушной, обученной и преданной армии он - СИЛА. Лишь соединение мудрого правителя и достойного народа создает силу и мощь государства.
   *
   Однако, поганый правитель всегда стремится узурпировать власть и самочинно распоряжаться всем, отвергая какой бы то ни было закон и действуя по своей прихоти.
   Да, для такого правителя, конечно, не жаль ни людей, ни их жизни. В угоду своему тщеславию он готов обратить в пушечное мясо большую часть своих сограждан. А на упреки в жестокости и немилосердии может цинично заявить, подобно Наполеону: "Женщины еще нарожают нам солдат".
   *
   Но главный пункт моего НЕДОУМЕНИЯ состоит в другом: почему граждане той или иной страны САМИ на себе ставят клеймо ничтожной личности. Причем, речь идет не об умственном или физическом ничтожестве.
   Дело касается ничтожности социальной и политической.
   Человек простой так принижает свой социальный статус и до такой степени не верит в свои политические возможности, что по праву заслуживает, чтобы с ним обращались как с человеком третьесортным.
   *
   Еще в середине ХIХ века мудрый и прозорливый И.С. Аксаков писал:
   "Личность у нас слаба и шатка, и ни о чем мы так не должны заботиться, как об укреплении личной воли, о развитии личных характеров, о твердости убеждений и о согласии убеждений с делом, о просвещении нашего нравственного разума, об усовершенствовании личной нравственности".
   И далее:
   "...При всей внешней целостности и единстве России, мы расколоты сами в себе внутренне, страдаем какой-то нравственной двойственностью, и общественный духовный наш организм не может похвалиться ни цельностью, ни крепостью".
   *
   Основная цель моей статьи состоит в том, чтобы побудить к мысли о необходимости укрепления нашего социального и политического достоинства, если хотите, то к созданию русской "Великой хартии вольности", в которой следует на должное место поставить понятие "Свобода личности", соединив его неразрывно с категориями "Долг" и "Ответственность". В этом рукотворном документе (манифесте) следует указать на то, от чего следует отказаться, что необходимо сделать, к каким жизненным целям необходимо стремиться, чтобы личное и общественное находилось в гармонии и согласии.
   *
   Безусловно, цель эта слишком большая для одного человека и очень смела. Тем не менее, обнадеживает то, что еще задолго до написания этой статьи, отдельные мысли уже встречались в трудах И.С. Аксакова, Г. Дьяченко, В.В. Зеньковского, Вс. Иванова, И.А. Ильина, Н.М. Карамзина, П. Ковалевского, В. Несмелова, К.Д. Ушинского, С.Л. Франка, Г.П. Федотова и др.
   Есть надежда на то, что внимание к этой проблеме привлечет всех тех, кто неравнодушен к судьбе Отечества нашего.
   *
   Горько признавать то, что многие из нас рабы духовные.
   Над нашим сознанием и нашим поведением владычествуют не люди (хотя и они, тоже!), а пороки, пристрастия и увлечения.
   Один не может освободиться от стремления всеми способами наращивать свой капитал, вкладывая в это занятие все силы и возможности, не брезгуя никакими способами и методами. И вот, оказавшись на вершине собранной им горы средств, он с горечью сознает, что в погоне за прибылью он растерял всех друзей, перессорился с родными и близкими, сломал множество судеб, лишил крова и достатка многие семейства, нажил массу врагов и еще больше недоброжелателей...
   Находясь вдали от всех, испытывает ли он радость от содеянного? Думаю, что нет. Только извращенное, демоническое сознание может радовать богатство, построенное на костях и несчастии других людей.
   *
   Другой одержим жаждой власти над людьми. Шагая по головам других людей, он думает лишь о том, как добраться до вершины власти. Нужно ли говорить о том, что карьерист столь же одинок и несчастен, как и тот, который всю жизнь положил на то, чтобы сколотить капитал?
   *
   Не менее прискорбно состояние одержимого пороком, пагубным увлечением, излишеством. Этих людей множество и пути, по которым они идут к своей погибели разные. Этого мертвой хваткой взяло за горло пристрастие к спиртному. Этот не может никак остановиться перед соблазном заглянуть под чужую юбку. Этому подавай внимание и почтение.
   Впрочем, великий Данте в "Божественной комедии" и так достаточно представил нашему вниманию все круги ада и многие пороки человеческие.
   *
   Что же лежит в основе психологии "маленького человечка"? Почему мы с такой готовностью принимаем на себя эту роль?
   *
   Мне кажется, что в основе всего этого лежат три причины: во-первых, неправильное понимание себя как Личности; во-вторых, яд саможаления; в-третьих, непонимание дара свободы и неумение правильно распорядиться им.
   *
   Кому неизвестно озарение вопросом: "Кто я? зачем пришел в этот мир? в чем смысл моей жизни".
   *
   Действительно, в чем смысл жизни?
   Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?
   Эти вопросы о смысле жизни волнуют и мучают в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое врем, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром и духовно спящий человек.
   Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играя роль" в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги заботы - и вдруг, неожиданно ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что - то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было в и нет в ней смысла!
   "Что делать?" - ставит вопрос себе и окружающим людям человек, делая акцент, как правило, на поиске путей и средств выхода из материально-бытовых теснин жизни и не затрагивая ее духовных основ.
   В подлинном же духовном значении вопрос звучит так: какую из жизненных целей или ценностей признать для себя определяющей и главной?
   Многие при этом полагают, что значимая жизненная цель должна обязательно касаться глобальных целей (к примеру, спасти человечество, сделать гениальное открытие, принести благо огромному количеству людей и т.п.).
   Но суть жизни заключается не в поиске ответа на вопрос "Как мне переделать мир, чтобы его спасти?", а в другом: "Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни?" (С. Франк).
   *
   Вся сложность человеческой жизни заключается в том, чтобы правильно определить свой путь.
   Сделать это далеко не просто. Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни, понять, как она может воплотиться в данных условиях моего существования, - все это так трудно, что требует подлинной прозорливости. Даже опытные руководители духовной жизни, из года в год руководящие кем-либо, часто "за деревьями не видят леса", не видят "креста", той центральной и основной и в то же время совершенно индивидуальной темы, которая определяет внутреннюю логику исканий и трудностей в человеке.
   В то же время, каждый человек приносит с собой в мир свои задачи; каждый призван нести свой "крест".
   "Крест" - это индивидуальный духовный закон. Духовная жизнь в нас задана как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов". Связность и внутренняя логичность нашей жизни обычно открывается нам лишь в зрелом возрасте, когда мы неожиданно видим, как через всю нашу жизнь, при всем различии внешних условий, психофизических процессов в нас, идет одна и та же тема жизни, те же трудности, те же ступени возрастания.
   *
   Итак: каждый человек строго индивидуален; корень этой индивидуальности заключен в особой логике жизни, именуемой "крестом"; вокруг основной "темы жизни" следует концентрировать таланты, развивать способности; трудность познания своего "креста" не умаляет необходимости пробовать свои силы и возможности, искать свое место и дело жизни.
   Только активность таких поисков, "делание" позволит раскрыть меру данных нам талантов и способностей.
   Отсутствие ярких дарований у человека вовсе не дает основания говорить об его обделенности талантами; дело, как правило, в том, что или поиск был мало активным, или человек сам был невнимательным к тем дарам, которые ему ниспосланы.
   Человеку нужен духовный наставник, особенно он необходим в пору его детства, юности и ранней зрелости. В семье - это родители, в школе и вузе - педагоги, в практической жизни - книги умных и порядочных людей. Для верующих - проповедники.
   *
   И.А. Ильин верно подметить, что человек, получив свыше дар свободы, зачастую тяготится им и не знает во что его употребить.
   Да, дар свободы - великий, но и страшный дар; без него не цветет, не раскрывается личность, но в свободе же источник всех трагедий, всех испытаний человека.
   Свобода ставит нас неизменно и неотвратимо перед дилеммой добра и зла - и как часто свобода, подлинная, глубокая, блистающая всеми дарами человеческой души - уводит нас на путь зла и разрушения - себя и других!
   Свобода дана и не дана: ее поистине надо "завоевать", ее нужно утверждать и находить. Задача заключается в том, чтобы зажечь душу идеей свободы, привести ее к свободе, совершить восхождение к свободе.
   Не нужно быть придирчивым к современности, чтобы признать, что современный человек не умеет пользоваться своей свободой. Он даже готов пожертвовать своей свободой.
   Свобода так часто переживается людьми, как бремя, - и не только в наше время, когда индивидуум жаждет раствориться в массе, в коллективе и спешит отказаться от своей свободы. Свобода больше смущает, чем помогает, больше обременяет, чем окрыляет.
   Все это ставит очень остро и ответственно вопрос о том - как обеспечить связь свободы и добра? Как превратить начало свободы в источник творчества, а не произвола, восхождения к добру, а не служения злу? Как наполнить развитие разных сил в человеке глубоким смыслом, связать душу с миром ценностей - не минуя свободу, а через свободу?
   *
   "Свобода" - не переделает человека к лучшему, а только "проявляет" его со всеми его чертами, склонностями и страстями. "Освободить" его - не значит сделать его внутренне способным понести внешнюю свободу и не превратить ее в разнуздание.
   Мы видели и видим, во что внутренне не свободные люди превращают внешнюю свободу.
   Мы знаем, как злодеи нарочно разнуздывали народные массы, чтобы взнуздать из них по-новому, по-своему, "по-свойски", тоталитарно....
   *
   Бесконечно прав был И.А. Ильин, говоря следующее:
   "Политика будущего должна смотреть на человека трезво и брать его таким, каков он есть. Она будет разуметь под свободой - прежде всего, свободу внутреннюю: духовное, нравственное и политическое самообладание человека; его способность распознавать добро и зло, предпочитать добро и нести ответственность; его умение - обуздывать в себе преступное и добровольно блюсти лояльность законам; его готовность - ставить интерес родины и государства выше своего собственного. К этой внутренней свободе людей надо воспитывать, от молодых ногтей, из поколения в поколение: интеллигенцию, рабочих и крестьян, в народных школах, в гимназиях, в университетах, в армии, в общественной и политической жизни".
   И еще:
   "Чтобы приучить людей к свободе, надо давать им столько свободы, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, не погубляя себя и своего государства; безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет - сущим политическим ядом".
   *
   И вот тут-то мы подходим к одному из главных пунктов русской "Великой хартии вольности".
   Известно, что мудрые законы пишет народ, но оформляет народное творение мудрец. Это он собирает по крупицам мысли народные и переплавляет их в очистительном горниле, отделяя пшеницу от плевел.
   *
   В истории государства Российского был некогда образованный и мудрый класс - дворянство. Но время его влияния было недолгим, а его политическая смерть не дала достойного наследника. Бюрократия и интеллигенция не несли народу просвещение и должное духовное развитие.
   Армия чиновников смотрела на государственную службу как на жалованную вотчину. Своекорыстие как форма аполитизма служит патентом на благонадежность. Служба являлась для сотен тысяч чиновников особой формой социального обеспечения, пожизненной рентой, на которую дает право школьный диплом.
   Элемент соревнования, борьбы за жизнь, озонирующий деловые и либеральные профессии, на службе был не обязателен. За исключением немногих карьеристов - мало уважаемых в своей среде, - служебное повышение обусловливалось временем, то есть фактором, несоизмеримым с количеством и качеством труда. Призванная некогда спасать Россию от дворянской атонии бюрократия вырождалась в огромную государственную школу безделья.(Г.П. Федотов)
   *
   Но и во власти интеллигенции "всегда чуялось нечто грязное и грешное" (он же). Она была сурова ко всем ярким выразителям государственной идеи в истории. В политику она вкладывала моральный пафос, видя в ней необходимую форму реализации справедливости.
   Да и в политике ее пленяла скорее сама борьба, а не реализация, жертва, а не победа. И все же: интеллигенция была охвачена политической страстью, имеем право сказать - политическим безумием.
   Нисколько не преувеличивая, Г.П. Федотов пишет следующее о русской интеллигенции начала ХХ века:
   "Она вышла на политический путь из дворянских усадеб и иерейских домов - без всякого политического опыта, без всякой связи с государственным делом и даже с русской действительностью. Привыкнув дышать разреженным воздухом идей, она с ужасом и отвращением взирала на мир действительности. Он казался ей то пошлым, то жутким; устав смеяться над ним и обличать его, она хотела разрушить его - с корнем, без пощады, с той прямолинейностью, которая почиталась долгом совести в царстве отвлеченной мысли. Отсюда пресловутый максимализм ее программ, радикализм - тактики. Всякая "постепеновщина" отметалась как недостойный моральный компромисс".
   И далее:
   "Западническое содержание идеалов, как левой, так и либеральной общественности, при хронической борьбе с государственной властью приводило к болезни антинационализма. Все, что было связано с государственной мощью России, с ее героическим преданием, с ее мировыми или имперскими задачами, было взято под подозрение, разлагалось ядом скептицизма".
   *
   Больно и прискорбно сознавать, что за истекшие 100 лет почти ничего не изменилось. Миссия интеллигенции - быть интеллектуальной совестью нации - оказалась невыполнимой. Говоря словами С. Франка, нигилистический морализм - это основной кредо нашей политиканствующей интеллигенции. Неужели умные и просвещенные люди не понимают, что ненависть - двигатель разрушения, и только любовь - основа творчества и развития нации.
   *
   Нам нужна своя "Великая хартия вольности", прочитав и приняв которую каждый человек смог бы нести благо себе и другим.
  
   Литература:
   И.С. Аксаков Славянофильство и западничество. 1860-1886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси".- т.2.- М., 1886.
   Е. Н Водовозова. Как люди на белом свете живут. -Т.1. Англичане. - СП б., 1897.
   И.А. Ильин. О грядущей России. - Б.м., б.г.
   В.В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.,1993.
   В. Несмелов. Наука о человеке. - Т.2. Метафизика и христианское откровение. - Казань, 1906.
   С.Л. Франк. Духовные основы общества. - М., 1992.
   Г.П. Федотов Судьба и грехи России. - В 2-х т. - т.I.- СП б., 1991.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023