"Везде настигать неприятелей и везде от них скрываться"...
Н.М. Карамзин
Мысли на будущее:
--
Сильный, воинственный народ тогда жили в кибитках, на колесах, и у которого не было ни городов, ни укреплений...
--
Каждый являлся воином и считал войну почетнейшим занятием...
--
Крепость телесных тел его была чрезвычайная...
--
Воины не старались что-то приобрести (деньги, богатство, людей), так как нельзя что-то у них потерять...
--
Отличались храбростью и жестокостью: сдирали кожу с убитых врагов, пили из черепов их...
--
Был у него орган военной демократии: собрание племен, вожди племен и совет племенных вождей...
--
Стратегия их - не вступали в бой, а преднамеренно отступали в глубь своей территории...
--
Победить своего противника было не силой, а военной хитростью...
--
Действиями дальних засад были - обход противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки...
--
Врага уничтожением всего - угоняли стада скота, выжигали растительность, оставляя противника без продовольствия, а его лошадей без подножного корма...
--
В стане у врагов их не было ни серебра, ни золота, ни жен, детей и старцев...
--
У самих царей была неспособность совладать со своим собственным народом...
--
Сам народ "растворился" среди других народов в силу слабости их религии...
--
Правильно предупреждал тот, кто знал о каре, в которой сказано:
- "И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли"...
- "Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет"...
- "Стрелы его заострены, и все луки его натянуты"...
- "Рев его, как рев львицы"...
- "И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря"...
СКИФСКИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ
А.И. Каменев
С момента выхода скифов в VII в. до Р.Х. на арену мировой истории, они выступают как мощное военное объединение, принимающее самое активное участие в важнейших исторических процессах той поры, происходящих на огромных пространствах от Северного Причерноморья и до глубин Востока.
*
Скифское владычество обеспечило мир для Западной Евразии в течение трех столетий. Скифский мир имел колоссальное значение в поддержании торговли и благосостояния не только самих скифов, но также и других племен, контролируемых ими.
Именно греки воспользовались в наибольшей степени благоприятными торговыми условиями.
Скифы и родственные им племена выступили в истории одновременно как разрушители культуры, сокрушавшие царства и города, и как носители цивилизации и прогресса, принесшие передовые технологии и культурные достижения в глухие лесные уголки Восточной и Центральной Европы.
Они также выступали торговыми посредниками между самыми отдалёнными районами не только Европы, но и всей Евразии.
По своей природе мобильные, они перемещали товары и идеи на огромные расстояния, послужив мостиком между Китаем, Сибирью, Европой и Ближним Востоком.
Именно иранские племена Средней Азии и примыкающих степных регионов построили в позднеантичную эпоху "Великий шёлковый путь", вплоть до эпохи Великих географических открытий бывший средоточием мировой торговли и экономики.
Они также заложили военную основу Средневековья, создав условия, породившие тяжеловооружённого конного воина-профессионала, на котором держался весь средневековый миропорядок.
*
Историческую роль скифов хорошо понимали древние авторы. Так, Юстин писал, что подвиги скифов были достаточно велики и важны и что начало их истории было не менее славно, чем их владычество.
*
По мнению ряда исследователей, именно о скифах писал пророк Исаия, предупреждая жителей Иерусалима о той каре Господней за их отложение от Бога:
"И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот он легко и скоро придет.
Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвется ремень у обуви его.
Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны камню, и колеса его как вихрь.
Рев его, как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу, и унесет, и никто не отнимет.
И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет на землю, и вот тьма, горе и свет померк в облаках.
(Ис., 5, 26-30).
*
Безусловно, было бы неправильно утверждать о том, что именно о скифах говорил Исаия.
Тем не менее, ясно другое: скифы периода своего могущества были, действительно, такой силой, о которой писал пророк Исаия.
Это был сильный, воинственный народ, перед которым останавливались даже такие могущественные государи, как персидские цари - Кир Великий и Дарий I.
*
Сломав сопротивление киммерийцев и оккупировав зону степей от Волги до реки Дунай, скифы проявили интерес к укреплению связей с прилегающими странами, в особенности на юге.
Греческие города на северном побережье Черного моря процветали из-за скифской торговли; большинство из них, однако, должны были платить определенную дань скифам, которые предложили в ответ свою защиту.
Главной проблемой внутренней политики скифских царей было, возможно, распределение пастбищных районов между главной ордой и второстепенными, с тем, чтобы достаточно защитить интересы каждой орды в разведении лошадей и скота.
*
Геродот, Гиппократ, Страбон, Аристотель, другие греческие и римские историки и писатели сообщают нам сведения об истории о происхождении скифов.
*
Обратимся к характеристике скифов и для этого используем сведения русского историка С.М. Соловьева:
"Относительно наружности скифы представляются у древних белокожими, краснолицыми, голубоглазыми, с мягкими, длинными, жидкими, искрасна-желтыми волосами.
Скифы были очень похожи друг на друга, толсты, мясисты; браки их не отличались плодовитостию.
Нравы их - нравы всех младенчествующих народов; они были страстны, вспыльчивы, ленивы.
Их обычаи - обычаи всех кочевых народов, каких еще и теперь много питают степи Средней Азии; мужчины на лошадях, женщины и дети в кибитках, запряженных волами, перекочевывали с одного пастбища на другое.
Пища их - лошадиное молоко и мясо.
Как все варварские народы, скифы любили опьяняться дымом пахучих трав, потом полюбили привозное из Греции вино и пили его чистое, мужчины и женщины; пили и мед".
Разведение лошадей было фундаментом их образа жизни.
Они жили в кибитках на колесах.
Такая подвижная телега имела четыре или шесть колес и приводилась в движение двумя или тремя парами быков. Вареное мясо и кобылье молоко составляли основу их рациона питания.
*
Что касается религиозных верований скифов, то они представляли смесь иранских и алародианских культов.
В состав пантеона, по данным Геродота, входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию.
На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Артимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы.
Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом.
Высший мужской бог скифов соответствует персидскому Ахуромазде; он обычно изображался на коне. С другой стороны объектом почитания было женское божество - Великая Богиня или Мать Богов.
Геродот также упоминает скифский культ меча.
*
Скифское государство было скорее конфедерацией сильных кочевых родов. Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе. Кажется вероятным, что скифское государство находилось под предводительством не одного, а двух царей - как это случилось с хьюнг-ну и тюрками - или же даже большего количества.
Описывая скифскую подготовку для защиты своей страны против Дария, Геродот упоминает трех скифских правителей (Скопасиса, Иданфирса и Таксакиса).
Каждый из них управлял своей собственной ордой, в то время как каждая орда в свою очередь состояла из нескольких частей (ср. тюркский улус) и кланов (ср. тюркский йурт), возглавляемых племенными и родовыми князьями и предводителями.
Эта сложная аристократическая система была спаяна авторитетом царского дома, о котором мы можем судить по тщательности, с которой сохранялись царские могилы.
*
Правящая скифская орда была, возможно, иранского происхождения; некоторые второстепенные орды могли состоять из угров и монголов; и таким же образом не исключено, что другие группы, известные под именем скифов - как, например, скифы-пахари - были протославянского происхождения.
Основная орда была известна как царские скифы.
Геродот говорит, что это были лучшие и сильнейшие и что они рассматривали других как своих рабов. Имена скифских царей, цитированные Геродотом и некоторыми другими писателями, очевидно, иранского происхождения.
Авторитет царя главной орды признавался предводителями более мелких орд, но царь не был абсолютным правителем.
*
Война считалась почетнейшим занятием; купцы уважались меньше, чем воины.
По словам древнего историка Юстина:
"Это был народ в трудах неутомимый, в войнах неукротимый, а крепость телесных тел его была чрезвычайная. Они ничего не приобрели, что можно было бы потерять, в победах не искали ничего, кроме одной славы".
Каждый скиф являлся воином, его принадлежность к тому или иному роду войск определялась его имущественным положением.
*
На войне скифы отличались храбростью и жестокостью: сдирали кожу с убитых врагов, пили из черепов их, снимали скальпы, привязывая их затем к уздечкам своих коней.
*
В VII веке до н. э. у скифских племен имелись уже органы военной демократии: собрание племен, вожди племен и совет племенных вождей.
Одной из главных задач такой общественной организации было ведение войны.
(См.: Разин Е.А. История военного искусства. В 5-т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны. - М.: Воениздат, 1955).
Скифия разделялась на округи, в каждом округе был особый начальник, для общего собрания, веча, назначалось особое место.
*
"Армия" скифов имела три рода войск: тяжелую конницу, легкую конницу, пехоту.
Кавалерия была главным оружием скифской военной организации. Скифский воин - это конный лучник. Сила его, по словам Овидия, заключалась "в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали коне".
Скифские всадники использовали седло, которое давало им очевидное преимущество над западной кавалерией, поскольку ни греки, ни римляне не использовали седел.
Кроме лука и копья, скифы имели короткий меч, арканы и доспехи, боевые пояса.
Справка:
--
Лук был самым опасным оружием скифских всадников. Короткий (около 2,5 фута), с двойным искривлением скифский лук, был хорошо приспособлен для стрельбы с коня. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника; наконечники стрел были бронзовыми, хотя иногда в курганах обнаруживаются каменные, костяные и железные наконечники. Дальность полета стрел составляла около 400 футов.
--
Панцири скифов очень разнообразны. Многие из них индивидуальны. Обычно металлическим набором защищалась только часть доспеха, примыкавшая к горлу, грудь или вся передняя часть. Известны экземпляры и со сплошным металлическим покрытием. Панцири различались разнообразным покроем. Обычно они имели вид рубахи с короткими и длинными рукавами. По мере того, как стал все больше применяться ближний бой, в котором всадники рубились длинными мечами, возникла необходимость дополнительного усиления плечей воинов, на которые обрушивался мощный рубящий удар. Поэтому начали изготовлять панцири, у которых на плечах пластины набора лежали не в 2-3 слоя, а побольше. Это были панцири с оплечьями. Для украшения панцирного набора использовались бронзовые литые бляхи, выполненные в характерном скифском зверином стиле.
--
Типично скифскими были боевые пояса, кожаная основа которых покрывалась металлическим набором, близким по способу крепления панцирному. Эти пояса использовались лишь для ношения мечей и кинжалов, горитов и боевых топоров, другого воинского снаряжения. Боевые пояса удачно дополняли панцири. В том месте панциря, где поверх него располагался пояс, нередко кожа набора не имела и ширина разрыва в системе набора панциря совпадала с шириной пояса. Известна серия широких боевых поясов периода скифской архаики, которые при использовании короткого панциря защищали нижнюю часть корпуса воина. Позднее подобные боевые пояса вошли в состав панциря, составив с ним одно целое.
(См.: Черненко Е.В. Рыцари великой Скифии. - М., 2001).
*
Стратегия скифов характеризуется правильной оценкой соотношения сил и стремлением изменить его в свою пользу.
При наличии численного превосходства врага скифы не вступали в бой, а преднамеренно отступали в глубь своей территории.
Лишь после того как враг был деморализован и ослаблен, скифы стремились отрезать ему пути отступления, а затем окружить и уничтожить.
Таким образом, скифы одни из первых приметили стратегическое отступление для изменения соотношения сил в свою пользу.
*
Скифы широко применяли такие способы ведения войны, которые древние греко-римские авторы называли "малой войной".
Они устраивали засады, заманивали врага, внезапно нападали на него днем и ночью и быстро исчезали. Мелкими неожиданными нападениями они постоянно держали в напряжении все вражеское войско, а сами были неуловимы.
Характеризуя военное искусство скифов, Геродот писал:
"В этом наиболее важном отношении они устраиваются так, что никакой враг, вторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством, не может и настигнуть их, если только они сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигают свои жилища с собой, и все они - конные стрелки из луков; пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством, и жилища свои устраивают на повозке. Как же им не быть непобедимыми и неприступными?"
По словам Геродота, скифы часто совершали свои походы зимой по льду.
*
Скифы также разработали военную тактику, основанную на массовом применении конницы. В дальнейшем именно она неоднократно приносила кочевникам победы над соседними народами.
Боевой порядок скифов состоял из отдельных ватаг (родовых отрядов), которые выстраивались в одну линию.
Несколько отрядов высылалось вперед для засад и в резерв для поддержки частей боевого порядка, теснимых противником.
Глубина боевого порядка была неопределенной; большое внимание уделялось равнению по фронту и сомкнутости строя, часто имевшего форму клина. Бой вели в конном строю и никогда не спешивались.
Нередко скифы старались победить своего противника не силой, а военной хитростью.
*
Бой обычно начинали вечером действиями дальних засад, обходами противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки.
При успешном исходе боя скифы преследовали противника до полного его уничтожения или рассеивания.
Потерпев поражение, они не отказывались от борьбы, а продолжали ее до тех пор, пока окончательно не были разбиты наголову или не добивались перелома в свою пользу.
Методы ведения скифами боевых действий также имели свои особенности. Скифы первые разделили войско на два взаимодействующих отряда: один отряд находился перед фронтом наступавшего врага, другой - в постоянной готовности нанести удар во фланг и тыл врага, если он начнет отступать.
Во время своего отступления в глубь страны скифы систематически нападали на врага, уничтожали запасы продовольствия, угоняли стада скота и выжигали растительность, оставляя противника без продовольствия, а его лошадей без подножного корма.
*
С точки зрения военного искусства, интересен опыт войны европейских скифов с персидским войском Дария I в 512 г. до Р.Х. Надеясь использовать разногласия скифских племен, у которых не было единства, персидские военачальники начали поход на Скифию.
Но скифские вожди на своем совете приняли решение дать отпор персам. С этой целью был выработан план ведения войны: в бой не вступать и отступать на территорию тех скифских племен, которые отказались воевать с персами, чтобы те, которые, по словам Геродота, "добровольно не пожелали вести войну с персами, должны были воевать хоть поневоле".
*
Скифские вожди решили "отступать со своими стадами, засыпать попадавшиеся на пути колодцы и источники и истреблять повсюду растительность".
Мелкими нападениями предполагалось истреблять персидское войско. Все это было направлено на изматывание сил врага и изменение соотношения сил в пользу скифов. Навстречу персидскому войску скифы выслали отряд из лучших всадников, который напал на персов на расстоянии трех дней пути от Истра (Дуная).
*
Наконец Дарий послал к скифскому царю Иданфирсу своего посла, который предложил или сражаться, или покориться.
Царь скифов ответил, что раньше времени скифы в бой не вступят, раз это им невыгодно.
В персидском войске стали раздаваться требования о возвращении в Персию.
"Чтобы подольше удержать персов в Скифии и заставить их все это время терпеть нужду во всем, - писал Геродот, - скифы несколько раз подбрасывали часть своего скота вместе с пастухами, а сами медленно переходили на другой пункт, тогда персы делали набег, уводили скот с собой и ликовали по случаю каждой такой добычи".
Но задержка в Скифии лишь ухудшала стратегическое положение персидского войска.
*
Наконец скифы послали персидскому царю "подарок": птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
Персидский маг так разъяснил Дарию смысл этого "подарка": "Я вижу, - оказал он, - что скифы над нами издеваются... Смысл даров таков: если вы, персы, не улетите, как небесные птицы, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел".
Дарий вынужден был подчиниться ультиматуму скифов и двинул свое войско к Истру. После изнурительного похода, понеся большие потери, персидское войско возвратилось в пределы своей страны.
*
Могущество скифов начало ослабевать со времен Филиппа Македонского, который, по словам одного древнего историка, одержал над ними решительную победу не превосходством мужества, а хитростию воинскою, и не нашел в стане у врагов своих ни серебра, ни золота, но только жен, детей и старцев.
Митридат Эвпатор, господствуя на южных берегах Черного моря и завладев Боспорским царством, утеснил и скифов: последние их силы были истощены в жестоких его войнах с Римом, коего орлы приближались тогда к нынешним кавказским странам России.
Геты, народ фракийский, побежденный Александром Великим на Дунае, но страшный для Рима во время царя своего, Беребиста Храброго, за несколько лет до Рождества Христова отнял у скифов всю землю между Истром и Борисфеном, т.е. Дунаем и Днепром.
Наконец сарматы, обитавшие в Азии близ Дона, вступили в Скифию и, по известию Диодора Сицилийского, истребили ее жителей или присоединили к своему народу, так что особенное бытие скифов исчезло для истории; осталось только их славное имя, коим несведущие греки и римляне долго еще называли все народы малоизвестные и живущие в странах отдаленных.
*
Скифский лук
Если верить историческим преданиям, то не роскошество и изнеженность послужили причиной гибели скифов.
Скиф-кочевник, богатый после набегов, никогда не жалел и не копил богатства, и не грустил, когда его терял.
Слава и честь скифа, добытая воинской доблестью в битвах, была ценнее всякого богатства.
Если же принять во внимание тот факт, что кочевой и боевой образ жизни заставлял его довольствоваться малым и, как говорится, ловить момент удачи и не заботиться о будущем, то становится понятным пренебрежение к роскоши и отсутствие опасности впасть в изнеженность, чем неизбежно страдали некогда воинственные народы, получившие в свое распоряжение богатства завоеванных народов и стремящиеся как можно лучше устроить свой быт, в ущерб воздержанности, умеренности и т.п.
*
Возникает вопрос: что же явилось причиной поражения скифов и их исчезновения как народности?
Думается, тому были два обстоятельства:
- во-первых, неспособность скифских царей совладать со своим собственным народом, в силу отсутствия либо умения, либо желания и способности управлять кочевым, воинственным, самолюбивым и свободолюбивым народом;
- во-вторых, скифы "растворились" среди других народов в силу слабости их религии.
Надо признать тот факт, что только "сильная религия" в состоянии сплачивать и объединять народ, даже разобщенный временем и расстоянием.
Справка:
--
"Сильная религия" - это глубоко укоренившаяся традиция веры в существование Некой Силы (Бога), опекающей и оберегающей каждого благопорядочного человека, чтущего и соблюдающего обычаи, правила, обряды, традиционные для данного народа. Сила религии - в ее постоянстве, неизменности, обязательности, чистоте ее канонов, праведности пастырей и т.д.
*
Один из уроков скифской истории гласит: высший руководитель государства должен быть достоин своего высокого положения.
Он должен быть не только прозорливым политиком, но и сведущим военным деятелем.
*
Скифия преподнесла нам и другой поучительный урок: отечественная религия должна быть "сильной", ибо только такая религия в состоянии объединять и сплачивать народ и поднимать его дух в минуты военных испытаний...
--
Прислать свой меч, отдать меч врагу символизировало сдачу.
--
Меч был, кроме того, священным предметом. Еще языческая Русь клялась на мечах при заключении договоров с греками (911 и 944 гг.). Позднее мечи князей-святых сами становились предметами культа (меч князя Бориса, меч Всеволода-Гавриила Псковского).
--
При этом меч всегда был оружием аристократическим. Он употреблялся либо князем, либо высшими дружинниками по преимуществу.
--
В языке Древней Руси были обычными выражения "ковать ложь", "ковать лесть", "ковать ков" и т. д.
--
Автор "Слова" пишет: "Олегъ мечемъ крамолу коваше"; мирный труд противопоставлен в этом образе междоусобной войне. Однако осуждение усобиц Олега сказывается не только в этом: Олег кует мечом крамолу, то есть злоупотребляет своею властью князя; он "святотатствует", употребляя свой меч во зло, и т. д.