ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"В гостиных стали с испугом говорили о том, что "офицеры стали думать"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

0x01 graphic

  

"Явление архангела Михаила Жанне д'Арк",

картина Эжена Тириона, 1876.

  
  
   См. далее о том, какое поражение в русско-японской войне поставило и другой вопрос перед мыслящими людьми: а какой "вклад" в это дело внесла военная школа, прежде всего, ее высший эшелон -- военные академии? ...
  

В ГОСТИНЫХ СТАЛИ С ИСПУГОМ ГОВОРИЛИ О ТОМ,

ЧТО "ОФИЦЕРЫ СТАЛИ ДУМАТЬ"

  
   Основное влияние на развитие академического образования в этот период оказал Г.А. Леер (1829-1904). По своим философским взглядам он был позитивистом и исходил из положения, что наука призвана открыть и растолковать "вечные и неизменные истины".
  
   Леер призывал избегать догматизма в военной науке и военном образовании, широко использовать так называемый критико-исторический метод обучения.
   Главная задача этого метода, по Лееру, заключалась в том, чтобы заставить слушателя дойти до сознания той идей, которая имела место в конкретном историческом факте. С этой целью, по его мнению, нужно было сосредоточивать внимание на таких исторических сюжетах, где бы можно было проанализировать выбор предмета действия, способы сосредоточения сил и средств, организации маршей и боя.
  
   Метод, предложенный Леером, приводил к произвольному подбору и освещению фактов, к фальсификации истории, к умозрительным заключениям.
   То позитивное, что представлял критико-исторический метод, было на практике извращено. Как писалось впоследствии, "старшие начальники и генштаб, исковерканные в академии..., потерпели поражение, ибо, зазубрив астрономию, геологию и принципы Леера, совершенно не понимали ни маневра, ни техники, ни психологии масс и не умели практически осуществлять даже то, что знали"
  
   Следует отметить, что поражение в русско-японской войне побудило пересмотреть взгляды на подготовку офицерских кадров в высшем звене.
   Верно, процесс этот свершился не сразу.
   Как это бывало в нашей истории не раз, процесс "раскачки" затянулся на несколько лет и начался фактически с 1911 года.
  
   Новые веяния продержались недолго -- 3 года.
   Тем не менее, за эти 3 года было сделано немало.
  
   Военная литература обогатилась работами "школы академистов" П.А. Гейсмана, П.О. Бобровского, ориентированных на Запад, а также представителей "русской школы" -- Д.Ф. Масловского, А.К. Пузыревского, А.З, Мышлаевского, Н.Ф. Дубровина. А.Н. Петрова и других.
  
   Но первые всходы новой военной школы были быстро срезаны руководящими верхами, которые почувствовали опасность в новой тенденции развития: "Единственный критериум -- разум".
  
   В петербургских гостиных, как свидетельствовали очевидцы, стали с испугом говорить о том, что "офицеры стали думать".
  
   Против новой системы обучения, развивающей самостоятельность мышления офицеров, быстро были сосредоточены необходимые силы подавления и ее судьба была предрешена.
  
  -- Съезд объединенного дворянства прямым давлением на Николая II, минуя даже военного министра, в 24 часа устранил начальника академии Щербачева, а одного из активных пропагандистов и идеологов новой системы обучения Н.Н. Головина направили в глушь командовать полком.
  
  -- Догматизм и схоластика вновь вернулись в стены академии.
  -- Думающий, самостоятельно рассуждающий, ничего не берущий на веру офицер, не был нужен царскому режиму.
  -- Ему нужны были преданные слуги, хорошие исполнители.
  
  

0x01 graphic

Блудный сын. 1882.

Худ. Лосев Николай Дмитриевич (1855-- после 1918)

  
  
   Были попытки что-то перестроить и в других военных академиях, в частности, в Военно-медицинской академии.
  
   Проект реформы академии был выдвинут в записке профессора К. Бера в 1913 году.
  
   В ней, в частности, говорилось:
   "Прежде всего, преподавание должно быть организовано так, чтобы питомцы побуждались к собственной деятельности.
  
   Это настоятельно необходимо и для самой общей цели, -- образования практических врачей для армии.
   ... Ученик, воспринявший учение как безжизненный мешок, впоследствии редко обнаруживает научное влечение".
  
   В своей записке он активно проводит мысль о необходимости развития самостоятельности обучаемых, как основного условия развития их личности.
  
   В целом же, если оценивать степень своевременности преобразований в русской военной школе по сравнению с Западом, то следует констатировать несколько опасных тенденций:
  
  -- отставание развития военной школы России от развития мирового военного дела и системы подготовки военных кадров;
  -- формализм в освоении новых направлений подготовки офицерских кадров.
  
   Подобные обобщения можно подкрепить двумя примерами.
  
   Первый касается освоения химических средств поражения войск и подготовки офицеров в этой области.
   В иностранных армиях с момента включения химических средств в состав средств боевого применения была организована подготовка офицеров для химвойск.
   В русской армии были организованы с большим опозданием разного рода химические курсы. Причем их организовали частные лица и общественные организации.
   Все дело обучения на этих курсах сводилось к тому, что солидные профессора преподавали химию.
   Естественно, что они, люди далекие от военного дела, совершенно не представляли вопросы боевого применения химических средств. В результате получалось, что слушатели курсов знали что-то из области химии и ничего не знали о тактике применения хим. средств и защиты от них.
  
   0x01 graphic
  -- Плакат времён Первой мировой войны "Подвиг и гибель лётчика Нестерова"
  
   Второй пример касается авиации.
  
   Мировая война 1914-1918 гг. выявила большую роль авиации в современной войне.
  
   В процессе войны Франция, Германия, Англия, США, другие государства предпринимали огромные усилия для развертывания авиационной промышленности и подготовки летного и технического состава.
  
   Царское правительство в этой области значительно отстало.
   Авиационной промышленности в дореволюционной России фактически не было.
   Летные кадры были чрезвычайно малочисленны, хотя среди летчиков были такие таланты, как Нестеров, Демченко, Уточкин, Васильев и другие.
  
   Лишь благодаря инициативе Н.Е. Жуковского (1847-1921) в 1909 году был организован "Воздухоплавательный кружок", преобразованный уже в годы войны в "Теоретические курсы" по подготовке летчиков.
   **
   Другими словами, царизм оказался неповоротливым и невосприимчивым к новому в военном деле.
  
   Произошло это не случайно:
  
  -- те, кому по долгу службы надо было заниматься внедрением нового, были порой не в состоянии оценить новизну и оригинальность идей в силу ограниченности мышления, узости кругозора, амбициозности и т.п.;
  -- те же, кто идеи генерировал, подчас попадал в жернова бюрократической машины военного ведомства и оказывался не в состоянии довести свое детище до практического использования.
  

Что же представляла собой система подготовки военных кадров в последние годы царствования династии Романовых?

  
   Военные академии
  
   Их насчитывалось в царской России шесть: Николаевская академия генерального штаба, Михайловская артиллерийская, Николаевская инженерная, Николаевская морская, Военно-юридическая и Военно-медицинская.
  
   Специальная военная школа
  
   Курс восточных языков (готовил офицеров со знанием арабского, персидского, турецкого и татарских языков, международного и мусульманского права; курс был открыт в 1883 году при школе, готовящей кадры для министерства иностранных дел России) .
   Указом от 19 августа 1911 года были также учреждены особые окружные школы для подготовки офицеров-переводчиков в 3-х военных округах Приамурском, Туркестанском и Кавказском.
   Здесь преподавали китайский. японский, монгольский, корейский, персидский, афганский и другие языки. Кроме того, для подготовки офицеров со знанием китайского языка были учреждены две стипендии при специальной школе в Урге и одна при такой же школе в Кульдже.
  
   Тыловиков готовил Военно-интендантский курс (с 1899 г.) .
  

0x01 graphic

"Бурлаки на Волге", 1870--1873,

Худ. Репин И.Е.

  
   Средние военно-учебные заведения
  
   Они были представлены:
  
  -- а) Павловским, Александровским, Алексеевским. Киевским, Санкт-Петербургским, Казанским военными (пехотными) училищами, Михайловским и Константиновским артиллерийскими училищами;
  -- б) Николаевским, Елисаветским и Тверским кавалерийскими училищами;
  -- в) Николаевским инженерным, Морским инженерным и Военно-топографическим училищами;
  -- г) Виленским, Одесским, Чугуевским, Тифлисским, Иркутскими юнкерскими (пехотными) училищами;
  -- д) Новочеркасским и Оренбургским казачьими юнкерскими училищами;
  -- е) школой императора Александра II, Технической артиллерийской, Военно-электрической, Пиротехнической артиллерийской, Иркутской кадетской школами;
  -- ж) военно-фельдшерскими школами: Санкт-Петербургской, Московской, Киевской, Тифлисской, Иркутской.
  
   Пажеский корпус и кадетские корпуса:
  
  -- Николаевский 1 и 2 Санкт-Петербургские, 1, 2 и 3-ий Московские, корпус императора Александра II, Орловский, Воронежский. Нижегородский, Полоцкий, Псковский. Петровско-Полтавский, Владимирский Киевский, Симбирский, Оренбургский-Неплюевский, 2-ой Оренбургский, Омский (Сибирский) , Тифлисский, Донской, Ярославский, Суворовский, Одесский, Сумской, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский, Вольский, Морской
  
   **
   Представляется необходимым дать краткую характеристику постановке обучения в названных военно-учебных заведениях.
  
   В связи с этим для нас представляет интерес целевое назначение различных военно-учебных заведений, общие принципы постановки образования в них и специфические особенности некоторых ввузов.
  
   Ведущее место в системе военно-учебных заведений, конечно, занимали военные академии.
  
   Военная академия рассматривалась как "военно-ученое и военно-учебное заведение, долженствующее вообще содействовать развитию военного искусства, распространять его, в виде военных знаний, по всем частям армии и подготовлять специалистов по военным наукам, могущих двигать последние по пути прогресса".
  
   По мысли устроителей военной академии, она должна была выполнять роль военного университета.
   Исходя из понятия военной академии как военно-ученого и военно-учебного учреждения, в основу ее деятельности были положены следующие принципы:
  
  -- академия не есть только школа -- "фабрика" для выпуска из нее известного количества офицеров; ее общей и специальной задачей должны быть прежде всего разработка и усовершенствование военного искусства во всех его областях;
  -- главными военными науками должны быть стратегия и тактика, т.к. в них сосредоточиваются все высшие военные знания; будучи связаны между собой настолько тесно, что составляют как бы одно целое, они должны доминировать, объединять и направлять все остальные отрасли военного искусства, но и не специализируясь ни в каком;
  -- военная академия должна быть особенно тесно связана с армией, потому что без этого условия военные науки составят безжизненную доктрину, которая перестанет отвечать современным требованиям военного искусства.
  
   Представители академии должны быть людьми, знающими армию, в ней служившими и постигшими военное дело на основании опыта (предпочтительно боевого)
  
   При военной академии должна существовать целая школа военных профессоров, одни члены которой заменяются другими, всегда готовыми преемственно продолжать то же дело, но с новым опытом, вынесенным из армии, и с новыми силами, применяя современные требования военного искусства и отбрасывая все устарелое и им не отвечающее.
  
   Только при соблюдении этих принципов, по мнению авторов проекта, академия может создаться возможность:
  
  -- а) разрабатывать и совершенствовать теорию военного искусства, устанавливая применение всех его отраслей на практике боевой деятельности войск, во всех частях и учреждениях армии, на основании современной военной доктрины;
  -- б) готовить представителей военного знания, посвящающих себя академической деятельности;
  -- в) выпускать в ряды армии и ее учреждений возможно большее количество образованных офицеров, которые явятся, с одной стороны, распространителями во всей военной среде современных научных, теоретических и практических знаний, а с другой -- будут представлять из себя образованный, вполне подготовленный командный элемент всех степеней;
  -- г) своими трудами в печати (периодическая военная пресса, научные труды и руководства) просвещать и наставлять военную среду.
  
  
   Роль Академии генерального штаба
  
   В системе военных академий ведущую роль играла Академия генерального штаба.
  
   Ее роль определялась следующими обстоятельствами:
  
  -- во-первых, это было учреждение, где разрабатывались и преподавались главнейшие военные науки -- военная стратегия и тактика, являвшиеся базисными для развития других отраслей военного дела (артиллерии, фортификации и др.) ;
  -- во-вторых, выпускники этой академии занимали ключевые посты в военной организации России;
  -- в-третьих, здесь был сосредоточен самый подготовленный профессорский состав;
  -- в-четвертых, именно эта академия была связана теснейшим образом с генеральным штабом, т.е. учреждением с большими полномочиями и возможностями;
  -- в-пятых, особым образом поставленная служба офицеров генерального штаба позволяла обеспечивать постоянный приток в академию свежих сил.
  
   Последний (пятый) фактор нуждается в пояснении.
  
   Дело в том, что Академия генерального штаба не ставила перед собой цель готовить будущих генералов.
   Здесь готовились офицеры для работы в генеральном штабе, т.е. в учреждении, призванном быть мозговым центром армии.
   Система тщательного отбора позволяла отобрать из числа выпускников наиболее подготовленных офицеров и только после армейского испытания (службы в строю) зачислять их в штат генерального штаба.
  
   Позитивным был и порядок чередования выполнения тех или иных обязанностей: командование подразделением (частью) -- работа в штабе -- занятие научной работой.
  
   В ходе такого порядка службы офицер овладевал навыками командования, штабной культуры, исследовательской деятельности.
   Проходя такой "круг", офицер, обогащаясь знанием практики и теории, каждый раз как-бы поднимался и в своем развитии и в служебном плане.
  
   Такая система позволяла иметь большой контингент подготовленных, высокообразованных офицеров, способных разрабатывать сложнейшие вопросы военной теории и практики. Вот почему не случайным в то время было создание серьезных научных трудов поручиками и капитанами генерального штаба, не говоря уже о подполковниках и полковниках генштаба.
  
   Система образования офицеров Академии генерального штаба в рассматриваемый период не претерпела каких-либо существенных изменений по сравнению с тем, как это было в предыдущие годы.
   Некоторые "подвижки" произошли в "расчасовке", появились новые регламентирующие документы, уточнение, содержания образования.
  
   Другие военные академии России
  
   Представляется необходимым указать на некоторые особенности других военных академий России.
   Михайловская артиллерийская академия

Курс обучения в ней офицеров был установлен в 2,5 года: один год в младшем классе и 1,5 года -- в старшем. Последние 0,5 года -- практические занятия офицеров на заводах Артиллерийского, Морского, Горного и других ведомств.
  
   Предметы обучения в академии подразделялись на главные и вспомогательные. К главным принадлежали: все разделы артиллерии (баллистика, технология, история артиллерии, организация и тактическая часть артиллерии, теория устройств лафетов, орудий, повозок и ручного оружия, администрация артиллерийских технических заведений) и практическая механика. К числу вспомогательных предметов были отнесены: высшая математика, теоретическая механика, химия, физика, начертательная геометрия.
  
   Введение новых предметов и отмена прежних находились во власти военного министра.
  
   По всем предметам обучения проводились переводные (в сентябре) и выпускные (в мае) экзамены. Оценка познаний офицеров проводилась по 12-ти бальной системе.
  
   На основании переводных экзаменов все офицеры подразделялись на 2 разряда: к 1-му принадлежали слушатели, имеющие в каждом предмете не менее 6, а в общем среднем -- не менее 9 баллов; все прочие офицеры относились ко 2-ому разряду. Офицеры 1-го разряда переводились в следующий класс, а 2-го -- отчислялись из академии.
   На основании выпускного экзамена также происходила градация офицеров. При этом предусматривалось 3 разряда: к 1-ому относились те, кто имел средний балл по всем предметам не менее 10-ти; ко 2-ому -- со средним баллом 8; все прочие офицеры входили в 3-ий разряд. Офицеры 1-го и 2-го разряда считались окончившими академию и получали право на академический знак. Офицеры 3-его разряда считались не окончившими курса и права на знак не имели{224}.
  
   Николаевская морская академия

Эта академия состояла из 4-х отделений: гидрографического, кораблестроительного и механического и курса военно-морских наук. Продолжительность обучения была установлена 2 года. Число слушателей было небольшое: всего 37 человек на всех курсах.
   В зависимости от отделения назначались предметы обучения. Так, к примеру, на курсе военно-морских наук они были таковы: морская стратегия (4{225}) , морская тактика (4) , военные флоты (2) , военно-морская статистика и география (2) , история военно-морского искусства (2) , история русского флота (2) , морское международное право (2) , военно-морская администрация (2) , теория корабля (2) , статистика (2) , военно-сухопутное дело (2) , береговая артиллерия (2) , приморские крепости (1) , совокупные действия армии и флота (2) , политическая история новейшего времени (1) и морская гигиена (1) .
  
   Льготы и преимущества лучших в обучении офицеров были примерно такие же, как и в других военных академиях.
  
   Малочисленный состав слушателей, конечно, не мог обеспечить потребностей флота в высокоподготовленных офицерах. Так, [141] в 1908 году среди личного состава офицеров флота было всего 8,5% окончивших Николаевскую морскую академию.
  
   Александровская военно-юридическая академия

Академия имела 3 класса: 2 класса обще-юридических и I класс -- специальный. Прием осуществлялся как в младший, так и в старший классы: в младший принимались офицеры, окончившие средние и высшие учебные заведения, а в старший -- выпускники юридических факультетов университетов.
  
   Предметы обучения подразделялись на главные и вспомогательные.
   Главные: военно-уголовные законы, военно-уголовное судопроизводство. военно-административные законы, уголовное право и судопроизводство, история военного законодательства, государственное и гражданское право. Вспомогательные: история русского права, энциклопедия права, финансовое право, полицейское право, церковное право, международное право, политическая экономия, гражданский процесс, судебная медицина, психология и логика.
  
   Помимо прохождения курсов, слушатели должны были подготовить письменную работу по одному из главных предметов.
   При выпуске офицеры подразделялись на два разряда и соответственно ему право на получение очередного чина и выбор вакансий.
  
   Примерно такую же специфику имели и другие военные академии -- Инженерная и Военно-Медицинская.
  

0x01 graphic

Волхвы.

Картина Рембрандта

  

О чем говорят приведенные данные?

  
   Думается, что на основании имеющихся сведений можно сделать такие обобщения:
  
  -- военные академии были узкоспециализированными учебными заведениями, готовивших военспецов, и по вполне понятным причинам исключающими цикл обществоведческих дисциплин (новейшая политическая история и политическая экономия составили редкое исключение в ряде военных академий) ;
  -- 2) военные академии не ставили перед собой цель обеспечить человековедческую подготовку своих слушателей, видимо полагая, что офицер, прослуживший в строю 3-5 лет вполне овладел наукой работы с людьми.
  -- Если первые два обобщения характеризуют негатив в подготовке слушателей, то последующие обобщения указывают на позитивы в ней.
  -- 3) курсы обучения были довольно концентрированные и, как правило, многопредметностъ исключалась;
  -- 4) действующий механизм разделения слушателей и выпускников на разряды следует признать действенным стимулом в активизации слушательских потребностей в образовании; этот механизм помогал избавиться от балласта среди слушателей и не тратить попусту время и средства на тех, кто не проявил себя лучшим образом;
  -- 5) обоснованным, на наш взгляд, является и деление предметов обучения на основные и вспомогательные, ибо выделение приоритетных предметов обучения, соответствующие требования к ним побуждали слушателей более внимательно к ним относиться.
  
   Таковы краткие обобщения по системе военных академий.
  
   **
  
   Военные и юнкерские училища
  
   Обратимся теперь к военным и юнкерским училищам, рассматривая, прежде всего, те аспекты, о которых речь шла ранее .
   Для начала отметим, что изучаемый период отмечен большим числом литературных источников.
  
   1. На каких принципиальных положениях и принципах строилась учебная работа в военных и юнкерских училищах?
   В качестве примера, покажем это на -- примере юнкерских училищ. В одной из последних инструкций по учебной части времен Николая II указываются эти руководящие положения.
   "Комплектуясь молодыми людьми, имеющими крайне разнообразную подготовку, и преимущественно не окончившими курса средних общеобразовательных заведений, юнкерские училища должны продолжать общее образование этих людей и восполнить его настолько, чтобы они могли без особых затруднений изучать специальные военные предметы в объеме военно-училищного курса",-говорится в "Инструкции".
  
   Перед училищем ставилась задача дать выпускнику такую служебную подготовку, при которой тот смог бы с первого года офицерской службы руководить нижними чинами.
  
   Училищный курс продолжался три года и распределялся на 3 класса: общий (младший), 1-ый и 2-ой специальные. Классные занятия проводились в период с I сентября по 15 мая и каждый раз завершались летним периодом, включающим в себя строевые и практические занятия в поле, подвижные сборы (для пехотных училищ) и полевые поездки (для кавалерийских и казачьих) .
  
   Учебные предметы подразделялись на общеобразовательные, специальные и служебно-подготовительные. Общеобразовательный цикл включал такие предметы, как: закон Божий (2{230}) , русский язык (9) , математика (8) , физика и сведения из химии (6) , география (3) , история (5) , гигиена (2) , черчение (1) . Специальный цикл: тактика (9) , военная история (2) , топография (5) , фортификация (5) , артиллерия (5) , военная администрация (3) , законоведение (5) , военная география (2) . Служебно-подготовительный цикл включал изучение уставов (9) {231}.
  
   "Инструкция" содержала довольно подробный перечень различных указаний и рекомендаций.
  
   К примеру, относительно содержания учебного материала говорилось, что он должен удовлетворять трем основным условиям:
  
  -- а) представлять сущность предмета без мелочных фактических и, особенно, цифровых данных, часто меняющихся и имеющих лишь значение справочных сведений;
  -- б) быть посильным для усвоения юнкерами, в смысле понимания ими научных положений и обобщений, рассчитанных, по возможности, более на соображение, чем на запоминание, т.е. направленных более к расширению развития ума в той или другой области, чем на накопление запаса данных, быстро исчезающих из памяти;
  -- в) выбранный материал должен обладать возможною связанностью и цельностью, при которых учебный предмет отличался бы необходимою законченностью.
  
   Применительно к учебным предметам, говорилось, что они должны выполнять следующие требования:
  
  -- а) содержать весь указанный программою материал;
  -- б) излагать этот материал в возможно научной последовательности;
  -- в) развивать каждый вопрос в достаточной мере, не переходя, однако, рамок в отношении времени, необходимого для прохождения курса, и не впадая в конспективную форму изложения;
  -- г) обязательный для изучения по программе текст выражать более крупным шрифтом;
  -- д) пользоваться лишь доступными для подготовки юнкеров приемами объяснения и доказательств;
  -- е) по возможности распределять материал отдельными, определенно озаглавленными, не особенно длинными, но, вместе с тем, законченными параграфами;
  -- ж) изобиловать, где надо, пояснительными примерами и образными, оживляющими предмет, сравнениями;
  -- з) выделять в подстрочные примечания, или в тексте мелким шрифтом, или, наконец, в виде особого в конце книги приложения, цифровые данные и вообще сведения справочного характера;
  -- и) изобиловать, где надо, пояснительными чертежами в тексте;
  -- к) отличаться простотою сжатого, но живого слога;
  -- л) отличаться удовлетворительною внешностью (крупный шрифт).
  
   Оценка знаний юнкеров проводилась по той же 12-ти бальной системе.
  
   Следует признать тот факт, что учебные программы курсов были довольно насыщены.
  

0x01 graphic

  
  -- "Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года", 1911. Репин И.Е., художник
  
   Взять, к примеру, программу курса русского языка.
  
   По теории словесности, включенной в эту программу для 1-го специального класса предполагалось изучение баллад Жуковского, знакомство с произведениями Шиллера и Гете, Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, лирикой Кольцова, одами Ломоносова и Державина, трагедиями Шекспира. комедиями Мольера и др.
   Для 2-го специального класса были отобраны произведения Гончарова, Достоевского, Толстого, Островского, Некрасова, Майкова и других видных литераторов.
  
   В "Инструкции" подробно расписывались действия преподавателя при изложении учебного материала и оценке знаний юнкеров.
  
   Какие обобщения можно сделать по части военных училищ, в частности постановки учебной работы в них?
  
   Выделим позитивные моменты в этой деятельности.
   К ним, по нашему мнению, могут быть отнесены:
  
  -- фундаментальный характер общеобразовательной подготовки юнкеров, особенно в части овладения духовным богатством (мировым и отечественным) ;
  -- малопредметность в обучении юнкеров;
  -- нравственное влияние религии, преподавания закона Божьего; активное формирование среди юнкеров понятия офицерской чести, презрения к угодничеству, доносительству, нечистоплотности и т. п.;
  -- создание богатого фонда учебной и учебно-методической литературы.
  
   Естественно, были и негативные моменты в образовании юнкеров.
  
   К ним можно отнести:
  
  -- отсутствие в программе обучения цикла обществоведения, вооружавшего офицера познанием процессов и явления, происходящих в мире и обществе;
  -- робкое внедрение в процесс обучения знаний педагогики и психологии, готовящих будущих офицеров к работе с личным составом;
  -- затеоретизированность отдельных курсов, оторванность их от жизни и проблем армии; догматизм и схоластика в преподавании целого ряда военных предметов.
  
   В целом, выпускник военного училища вливался в армейскую среду, в офицерский корпус с достаточно богатым арсеналом общеобразовательных знаний, хорошей теоретической военной подготовкой, но слабо разбирающийся в политической обстановке в стране, воспитанный на предубеждениях относительно революционеров и либералов, не понимающий жизни простого народа и души русского солдата.
   Гипертрафированное понятие чести нередко толкало их на сомнительный путь.
  
   Именно такую ситуацию имел в виду Н. Бутовский, публикуя выдержки из дневника поручика Н.
  
  -- "Странно! Я не был глуп, а, между тем, наделал целый ряд глупостей, из обличающих во мне человека пустого и маловоспитанного.
  -- Я прошел с успехом оба курса военного училища, но о пользе приобретенных мною знаний и дальнейшем продолжении своего образования почти не думал; перед самым же выпуском все мечты мои были сосредоточены на форме...
  -- Погоня за элегантностью была первой причиной моих промахов.
  -- Получив около ста рублей на проезд в полк, я возомнил себя необъятно богатым и возгордился.
  -- Стремление в высший круг, свойственное всем людям, выбившимися из бедности, заставило меня отклонить компанию скромных товарищей и примкнуть к товарищам-аристократам.
  -- ... Поступив в полк, я не имел должного представления о дисциплине и служебной вежливости и через это поплатился многими неудачами в отношениях с начальством и с товарищами.
  -- Мне кажется, что из всех усилий развить меня со стороны училищных педагогов, самыми тщетными оказались усилия, направленные на этот предмет. Мой бывший взводный офицер, поставивший мне 12 баллов за ответ по дисциплинарному уставу, едва ли догадывался о том, что в практическом приложении этого устава я окажусь порядочным неучем.
  -- В настоящее время, после горького опыта, я позволю себе высказать по этому поводу несколько мыслей. Мне кажется, что ближайшие неловкости, проявляемые молодым офицером, являются следствием легкого отношения к военным формальностям.
  -- Для человека юного, легкомысленного, а в особенности для неразвитого, кажутся сущими пустяками, например, такие формальности:
  
   -- приличная редакция выражений в обращении с начальником и со старшим;
   -- аккуратное отдание чести;
   -- умение прилично стоять при служебных объяснениях, испрашивать разрешение сесть, закурить и т. д. ...".
  
   Бутовский подробно описал и другие промахи молодого офицера, подчеркнув тем самым, что училище даже в вопросах служебной деятельности офицера не смогло достаточно подготовить молодого человека.
  
   Другими словами, ряд позитивных целевых установок, заложенных в программу училища, оказались не выполненными.
   **
  

0x01 graphic

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем.

Суриков Василий Иванович

  
   Система отбора офицеров-воспитателей для военно-учебных заведений
  
  
   Негативные факты, имеющие место в воспитании юнкеров, тем не менее, не могут перечеркнуть такого позитивного момента, как организация тщательного отбора офицеров-воспитателей для военных училищ.
  
   Процедура этого отбора была такой.
  
  -- Офицер, желавший служить в военном училище, должен был иметь выслугу лет: 5 лет офицерской службы, из коих непосредственно перед назначением, не менее 2-х лет в строю.
  -- Помимо этого он должен был представить отличную аттестацию за последние 2 аттестационных периода, обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера.
  -- Удовлетворявшие всем этим требованиям офицеры после отбора в дивизии (начальник дивизии нес персональную ответственность за рекомендуемого) кандидат зачислялся ГУВУЗом в особые кандидатские списки, предлагавшиеся затем начальникам военных училищ для выбора к замещению вакантных должностей.
  -- Избранные начальником училища кандидаты прикомандировывались к училищу на испытание в течение 2-х лет, числясь на этот срок во временной командировке от своих частей.
  
   Ясно, что при такой системе комплектования неопытный или не знающий свое дело офицер не мог попасть в училище.
   И тем не менее, лучшие строевые офицеры шли в училище.
   Что же их привлекало в этой службе?
  
   Служба в ведомстве военно-учебных заведений представляла интерес для строевых офицеров и с материальной стороны:
  
  -- офицер при зачислении в штат училища получал единовременное пособие,
  -- ему предоставлялась квартира
  -- и он получал жалование на ступень выше ,
  -- и со служебной (при исчеслении срока службы при оформлении документов) на пенсию, каждые 5 лет службы в училище засчитывались за 7 лет .
  -- Кроме того, офицеру предоставлялось право воспитывать своих детей за счет казны.
  
   Надо думать, такие выгоды и преимущества позволяли создавать ревностное отношение к службе у данных офицеров.
  
   **
  
   После рассмотрения системы образования в военных училищах, обратимся к аналогичному вопросу применительно к кадетским корпусам.
   "... Заведения эти имеют целью доставить молодым людям в возрасте от 10 до 18 лет, предназначенным для военной службы, общее образование и соответствующее их предназначению военное, подготовив тем самым к поступлению в военное училище", -- так определялось целевое назначение этих учреждений.
  
   Следует подчеркнуть, что кадетов обучали иной раз, казалось бы, прозаическим вещам, к примеру: какой походкой следует идти в городе, как пользоваться столовыми приборами, как вести разговор с разными людьми и т. п.
   Думается, такие уроки были весьма полезными для молодых людей.
  
   Позитивные и негативные моменты в деятельности кадетских корпусов стали предметом рассмотрения в Государственной Думе, в частности, в докладе бюджетной комиссии Думы в 1916 году.
  
   Из положительных сторон в постановке военного образования в кадетских корпусах отмечалось следующее:
  
  -- серьезная и всесторонняя разработка, при участии лучших педагогических сил, программ всех учебных предметов курса и инструкции для воспитателей кадетских корпусов, а также успешное применение в преподавании эвристического и других новейших методов;
  -- прекращение в первых трех классах употребления баллов при оценке знаний по закону Божьему и изменение прежнего сухого формального способа преподавания этого предмета в сторону возбуждения в воспитанниках сердечного расположения к слушаемому и соответственно ему нравственного настроения;
  -- распределение учебного материала в такой последовательности, посредством которой достигается необходимая согласованность между курсами предметов, имеющих между собой связь и взаимную обусловленность;
  -- серьезность забот о физическом воспитании;
  -- внимание к широкому развития эстетической подготовки кадетов;
  -- наличность полно и систематично составленных библиотек для внеклассного чтения кадет и воспитателей;
  -- сравнительно хорошее оборудование физических, естественно -- исторических и других кабинетов при многих корпусах;
  -- устройство съездов учителей и воспитателей;
  -- организация педагогических курсов с целью лучшей подготовки преподавательского и воспитательного персонала.
  
   Помимо положительных сторон, в докладе были указаны и существенные недостатки, к числу которых были отнесены:
  
  -- слишком большое и вредное для воспитанников и дела перегрузка всякого рода занятиями, доходящая в кадетских корпусах до того, что у воспитанников не остается ни одной свободной минуты;
  -- внесение в строй школы сухого казарменного характера, который особенно вредно отражается на младших воспитанниках, ибо детская душа ищет ласки, а не казарменной выправки;
  -- неудобство комплектования кадетских корпусов в составе старших и младших классов (такое соседство негативно сказывается на младших воспитанниках) {244};
  -- неестественное предъявление к воспитанникам младшего возраста некоторых обязательных требований по ношению воинского платья, что иной раз приводит к хроническим болезням;
  -- слишком большая стоимость общего содержания кадетских корпусов по сравнению с другими учебными заведениями;
  -- значительная стоимость центрального управления и отвлечение от службы большого количества нижних чинов для обслуживания корпусов;
  -- сословность кадетских корпусов, затрудняющая доступ туда детям непривилегированных сословий
  
   В целом же, наглядное представление а внутренней жизни кадетских корпусов дают разного рода исторические очерки и воспоминания бывших кадет.
  
   Царское правительство проявляло неустанную заботу о воспитании кадетов. Именно этим объясняется появление на свет специальной "Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов" (издана в 1886 году и переиздана в 1905 году) .
  
   В ней указывалось, что
  
   "воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе государю и отечеству, посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды".
  
   Такое воспитание должно было научить воспитанников "Бога бояться и царя чтить".
   Эта "Инструкция" требовала от офицеров-воспитателей воспитывать у кадет такие добродетели, как:
  
   -- светлое и бодрое душевное настроение;
   -- терпение и самообладание, стойкое перенесение невзгод; сдерживание себялюбивых стремлений;
   -- искреннее отношение к ближнему;
   -- справедливое чувство признательности за заботу об их благе, за деятельное участие, помощь и услуги; [152]
   -- способность к верной самооценке, свободной от самомнения;
   -- привычка к строгой критике его качеств со стороны других;
   -- умение беспристрастно уважать чужое превосходство, знания и опытность;
   -- точная исполнительность, привычка к порядку, бережливости;
   -- внимание к приличиям, приветливость и вежливость".
  
   "Инструкция" предостерегала воспитателей и воспитанников от увлечения "вредными течениями", требовала от воспитателя ограждать своих питомцев от опасных мыслей. В целях надзора за деятельностью офицеров-воспитателей и образом мыслей воспитанников активно использовались аттестационные тетради, где "благовоспитанность" и "политическая надежность" оценивались по 12-ти бальной системе.
  
   В аттестационной тетради были следующие разделы:
  
  -- Общие черты и особенности характера воспитанника с указанием свойства его отношений: к основным требованиям нравственности установленным в заведении правилам для воспитанников и к налагаемых на них обязанностям внешним проявлениям благовоспитанности.
  -- Сведения о видах поступков. Среди поступков, подлежащих оценке (таких было всего 15) , на первом месте стояли: нарушение правил религии и благочестия; ослушание; нарушение требований почтительности к старшим; обман и ложь; присвоение чужой собственности; нарушение благопристойности и цинические проявления.
  -- Сведения о воспитанниках, требующих особых воспитательных усилий: по своим нравственным и умственным недостаткам; особо выделявшихся своей правдивостью (?!) ; имеющих дурное влияние на товарищей.
  
   Активизации воспитательной работы среди кадетов способствовал тот факт, что с 1900 года стали функционировать педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. "Положение" об учреждении этих курсов было утверждено 1 мая 1900 года.
  
   В нем было сказано о том, что курсы учреждаются при ГУВУЗе с целью дать соответственную подготовку офицерам к исполнению воспитательных обязанностях в кадетских корпусах.
  
   Занятия на курсах велись с 1 сентября по 1 июня.
   За этот период изучались 4 основных предмета:
  
  -- основы анатомии и физиологии человека (с упором на изучение особенностей детского и юношеского возрастов) ;
  -- школьная гигиена, в сочетании с гигиеной телесных упражнений и историей физического воспитания;
  -- начала логики, психологии и психофизиологии в применении к делу воспитания;
  -- исторический очерк развития педагогических идей и современное учение о воспитании.
  
   Кроме названных теоретических занятий, слушатели изучали действующие инструкции по учебной и воспитательной части, самостоятельно изучали педагогические сочинения, которые затем реферировали при собрании всех слушателей и в присутствии руководства (членов конференции) курсов.
  
   Довольно насыщенной и разносторонней была программа по истории педагогических теорий. Она включала изучение философских основ воспитания, систему греческого воспитания, педагогические идеи Платона, Аристотеля, постановку воспитания в средние века, идеи Рабле, Монтеня, педагогическую теорию Каменского, Локка, Руссо, Гельвеция, Дидро, Канта, Гербарта и др.
  
   Для развития творческих способностей слушателей курсов, поиска ответов на вопросы, которые, ставила корпусная жизнь, им предлагались различные вопросы, относящиеся к проблемам умственного развития и нравственного воспитания.
  
   Приведем образцы этих вопросов:
  
   -- Каковы" причины неуспешности учеников, особенно младших классов?
   -- Какова польза и вред, приносимые общепринятой бальной системы оценки знаний? чем ее можно заменить?
   -- Уместны ли переводные экзамены в средней общеобразовательной школе?
   -- Какие награды и наказания следует признать полезными в воспитании кадет? какие вредными?
   -- В каких пределах допустимо доверие к воспитанникам?
   -- Чем обусловливается нравственный авторитет воспитателя? и др.
  
   Как показал анализ последующей деятельности выпускников названных курсов (он был проведен в сентябре 1910 года, т.е. за истекшее десятилетие работы курсов) , они сыграли весьма позитивную роль в подготовке офицерского состава к воспитанию кадет.
  

Стипендии

  
   Завершая обзор образовательной деятельности кадетских корпусов в рассматриваемый период, нельзя не отметить и еще одного позитивного факта в их работе. Речь в данном случае идет об использовании довольно сильного рычага, побуждающего кадет к активности в учебном процессе, -- учреждении различного рода стипендий для кадет.
  
   "Правила об учреждении при военно-учебных заведениях стипендий на проценты с пожертвованных капиталов" (1897 г. (предусматривали: назначение именных стипендий кадетам за их различные отличия: в учебе, поведении и т. п.
  
   Следует отметить, что подобные стипендии имелись и в военных академиях. Устанавливались премии и для профессорско-преподавательского состава.
  
   Так, к примеру, в Военно-медицинской академии были установлены такие премии:
  
   -- Анатомическая премия заслуженного профессора академика Петра Загорского.
  
   Для обеспечения этой премии капитал в сумме 4.571 руб. был положен в одно из кредитных учреждений. Билет на эту сумму находился в академии. Проценты с этого капитала, "набежавшие" за 4 года, составили сумму премии.
   Для участия в конкурсе на получение данной премии подавались заявки один раз в четыре года.
   Характерно то, что разные именные премии стимулировали деятельность преподавательского состава во всевозможных направлениях: в науке, практической деятельности, в обучении слушателей. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что размер премии всецело погашался процентами с вложенного капитала, создавая каждый раз возможность воспроизводства искомой суммы. Основной капитал при этом оставался нетронутым. Не подсказывает ли нам этот исторический опыт один из путей материального стимулирования лучших слушателей и курсантов?
  

0x01 graphic

Крестный ход на водоосвящение в деревне.

Трутнев Иван Петрович

  

Выводы по кадетскому образованию

  
   Подведем итоги анализа системы кадетского образования.
   Кадетские корпуса, как вид военно-учебных заведения, вбиравшие в себя подростков и юношей, конечно, имели ряд позитивных моментов.
  
   Основные из них, на наш взгляд, таковы:
  
  -- молодой человек с подросткового возраста целевым назначением готовился стать офицеров и посвятить себя службе в армии;
  -- он с детства приучался к порядку, дисциплине, организованности и благодаря этому у него тормозилось развитие негативных качеств и черт характера;
  -- разносторонний характер обучения и воспитания помогал формироваться личности с достаточно богатыми запросами и потребностями;
  -- тщательный отбор преподавателей и воспитателей в кадетские корпуса позволял создать благоприятную почву для нравственного воспитания и влияния примера старшего;
  -- в целом преподаватели и воспитатели хорошо знали, кого им следует воспитывать и что при этом необходимо использовать; в их распоряжении был достаточный арсенал средств и методов воздействия.
  
   Но, не следует обходить и негативные моменты:
  
  -- ранний отрыв ребенка от семьи, думается, вряд ли целесообразен и нравственен;
  -- ограждение кадет от жизни общества, формирование пренебрежительного отношения к нуждам простых людей, "табу" на политику, правдивую социальную информацию, превращало кадет, а затем и юнкеров в марионеток, которыми манипулировали нечистоплотные лица; крушение идеалов, построенных "на песке", нередко завершалось личной трагедией кадета, юнкера, офицера;
  -- длительное пребывание в корпусе, думается, и в психофизиологическом смысле перенести было нелегко.
  

Практика самообразования офицеров

  
   Характерной особенностью образования офицеров царской армии явилось и то, что дo революции не существовало никаких курсов усовершенствования.
   Офицеры, окончившие военные или юнкерские училища, были предоставлены сами себе: никому не приходило в голову мысль поинтересоваться, как офицер пополняет свои познания.
  
   В то же время, нельзя не признать попыток ликвидировать этот пробел различными способами.
   Здесь прослеживались два основных направления.
  
   Первое из них -- учреждение в 1896 году "Общества ревнителей военных знаний".
   Филиалы этого общества существовали в Варшаве, Вильно (Вильнюсе) , Минске, Тифлисе (Тбилиси) , Риге, Самарканде, Хабаровске и других городах.
   Цель создания общество состояла в распространении среди офицеров военных знаний, а также в разработке вопросов военной теории и истории.
  
   Второе направление -- подготовка и публикация различных материалов для офицерского состава. Среди этих материалов публикации о социальном назначении офицеров, проблемные материалы по развитию качеств, необходимых офицерскому составу.
  
   Чрезвычайно полезны, на наш взгляд, были материалы, содержащие советы, рекомендации, наставления всем категориям офицерского состава.
  
   Среди них заглавное место по праву занимает "Наставление к самодисциплине и самовоспитанию", выполненное" в виде писем старого офицера своему сыну.
  
   К примеру, письмо первое содержит разъяснения о значении офицера в армии, о гордости и самомнении, положении в обществе и отношении к службе, выбору знакомств и т. п.
  
   Второе письмо раскрывает такое понятие, как "верность", третье -- посвящено вопросам боевой готовности...
  
  -- "Теперь ты должен сам определять свой образ действий и отвечать за него,-говорится в первом письме. -- Для меня является потребностью поговорить с тобою о твоих трудных, но прекрасных обязанностях и помочь тебе советом в затруднительных случаях, указать на те камни преткновения, которые от времени до времени встречаются всякому офицеру на жизненном пути".
  
   Доверительный тон, мудрые советы старого офицера, думается, были как нельзя кстати для молодого человека, вступавшего в офицерскую семью.
  
   В завершение обзора факторов, влияющих на образование русских офицеров в период их служебной деятельности, следует упомянуть и еще об одном -- влиянии примера русских военачальников и флотоводцев.
  
   Царское правительство понимало, что пример доблести и славы предков играет немаловажную роль. Это обстоятельство и обусловило публикацию серии материалов о них.
   Но не менее важен был живой пример.
  
   Далеко не все генералы, адмиралы и офицеры царской армии были личностями, достойными подражания.
   Но было и немало таких, с кого брали пример, на кого равнялись.
  
   0x01 graphic
  
   Одним из таких людей был адмирал С.О. Макаров (1849-1904) -- выдающийся русский флотоводец и ученый, автор более 50-ти научных работ по вопросам морского дела и океанографии.
  
   Его книга "Рассуждение по вопросам морской тактики" является образцом серьезного отношения флотоводца к тому, что ныне называется моральным фактором.
  
   Применительно к флоту, Макаров дал характеристику качеств, не обходимых командующему флотом, офицеру и матросу. В числе приоритетных качеств командующего флотом он выделял: храбрость и хладнокровие, ум, глазомер, морской глаз, познания, здоровье и справедливость. Матрос, по его мнению, должен обладать такими достоинствами, как: здоровье и выносливость, привычка к дисциплине и морю, смелость, познания и др.
  
   Замечательной чертой характера адмирала Макарова было и то, что он постоянно находился в поиске, никогда не останавливался в своем развитии. Все, к чему бы ни прикасался его ум, становилось предметом пристального изучения и конкретных практических действий.
  
   Так было, когда морское ведомство столкнулось с необходимостью разработать средства поражения корабельной брони. Макаров предложил использовать в этих целях специальные наконечники для снарядов. В результате применения этого новшества закаленные стальные листы стали пробиваемыми.
  
   Острый глаз адмирала Макарова не обошел вниманием и причины гибели судов. Он разработал целую систему борьбы за живучесть кораблей, вопросы морально -- психологической подготовки матросов и офицеров к этой деятельности.
   Не остановили его трудности и в защите Порт-Артура от артиллерийских обстрелов. Именно он впервые применил для защиты обороняющихся корабельную артиллерию, отражая нападение стрельбой с закрытых огневых позиций.
   **
  
   Не случайно и то, что работу С. О. Макарова "Размышления по вопросам морской тактики" сочли возможным -- и необходимым издать в 1942 году, в одном из критических годов Великой Отечественной войны...
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

"Рожь" --

картина русского художника Ивана Шишкина.

   Это дерево -- символ всего шишкинского творчества.
   Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно -- с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023