ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Витек, Петруха и братья-пещерники

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современные судьбы на фоне поучительной притчи


А.И. Каменев

ВИТЕК, ПЕТРУХА И БРАТЬЯ-ПЕЩЕРНИКИ

  

Современные судьбы на фоне поучительной притчи

  
   В деревне, рядом со мной, дом в дом, жили два брата - старший - Петруха, и младший - Витек. Разница в возрасте у них была небольшой - всего на пять лет Петруха был старше Витька.
   Войдя в приличный возраст, когда всех прочих уже давно величают по имени-отчеству, они для всех окружающих, старых и младых величались, как в подростковом возрасте - без отчества и с известной степенью фамильярства.
   Один из братьев, как говорится, "выбился в люди", обрел было прочное и солидное место в местном колхозе, но затем, увлекшись "зеленым змеем", быстро промотал все то, что до того обрел - авторитет, положение и приличный по тому времени заработок.
   Водка и самогонка, вкупе с другими напитками сомнительного свойства, сделали свое коварное дело - вытеснили из сознания Витька какие-либо планы и стремления, кроме одного - найти возможность напиться.
   Те, кто его ранее уважал как специалиста и механизатора, при встрече стремились с ним разойтись в разные стороны, так как знали, что Витек обязательно начнет клянчить деньги на выпивку, не брезгуя никаким унижением.
   *
   Петруха звезд с неба не хватал и не имел намерения выбиться в люди. Кое-как закончив школу, он подрабатывал случайными заработками, подряжаясь пасти скотину и выполняя грязную работу по хозяйству сельчан.
   Но более всего он бездельничал, пьянствовал за счет собутыльников и нередко попадал под пьяную руку своих "друганов", которые держали его за мальчика на побегушках и нещадно лупили, если тот, по пути от магазина или от местного самогонщика успевал отхлебнуть несколько глотков из только что купленной бутылки.
   Мог он, взяв деньги от собутыльников, исчезнуть с ними в неизвестном направлении и тогда пьяная ватага с руганью шла по селу, отыскивая сбежавшего сотоварища. Если находили, то не щадили и били смертным боем...
   Вот почему Петруха почти всегда ходил с подбитым глазом, разбитым носом, а то и со сломанными ребрами.
   Потеряв человеческий облик, он валялся в грязи то там, то здесь, рискуя попасть под колеса проезжающего транспорта.
   Подростки не раз и не два жестоко подшучивали над ним, раздевая до гола и выставляя напоказ грязное тело со множеством запекшихся болячек и гнойниками.
   *
   Отношения между братьями были далеко не братские. Витек, еще не столь опустившийся, старался верховодить: власть свою доказывал тяжелым кулаком и не раз до полусмерти избивал Петруху.
   Драки и стычки, конечно, возникали на почве выпивки, но иногда и разделения обязанностей по дому. В редкие минуты трезвости, Витек вдруг вспоминал, что нужно подмести пол, выкосить вокруг дома траву, постирать скудное бельишко.
   Тогда он начинал властно распоряжаться и отправлял Петруху то ли за водой, то ли за дровами, но чаще всего - за выпивкой "для поднятия тонуса". Петруха брал деньги и нередко исчезал вместе с ними на несколько дней.
   Витек, чертыхаясь, шел по всей длинной цепочке петрухиных собутыльников, но, как правило, не находил брата, так как тот, заполучил выпивку, прятался от всех друзей-приятелей и в свое удовольствие "принимал на грудь" всю порцию спиртного.
   Затем он надолго забывался и просыпался лишь ночью, когда почти все спали. Витек, побродив до вечера по деревне, сам находил отдохновение в выпивке. Со злости, конечно, напивался прилично и забывался тяжелым сном.
   *
   В силу несовпадения временных циклов "злоупотребления" братья какое-то время не встречались друг с другом.
   Но как только Витек обнаруживал Петруху, тому было несдобровать: младший брат бил старшего до тех пор, пока не отбивал собственные кулаки и ноги.
   *
   Однажды, после перепоя у Петрухи остановилось сердце. Собутыльники, среди которых был и брат Витек, решили, что ему пришел конец и уже вознамерились послать гонца за бутылочкой винца помянуть "покойника".
   Но поминки были омрачены тем нежданным обстоятельством, что проходившая мимо соседка посоветовал сделать Петрухе искусственное дыхание.
   Сделали.
   Завели натруженное водкой сердечко. Заработало оно, бедное, продлевая недолгую и скабрезную жизнь Петрухи.
   *
   Друзья-товарищи снесли горемычного в поселковую больницу. А там Петруху принимать не хотели, но потом сжалились и оставили до утра.
   Утром показали на дверь и выпроводили нашего Петруху домой.
   Наверно, поступили они не по клятве Гиппократа, но сельские медики не очень-то благоволят выпивохам и бездельникам и потому без сожаления и зазрения совести отказывают им в том, в чем никогда не отказали бы другому человеку.
   *
   В этой истории не черствость медицинских работников, а поведение самого Петрухи примечательно.
   Выбравшись с того света, получив серьезный урок, он должен был хотя бы на время расстаться с выпивкой. Но Петр был не таков - к полудню он уже "надрался" так, что упал замертво у калитки чужого дома...
   *
   Так и жили оба брата, не видя ни жизни, ни людей, не обзаведясь семьей.
   Вскоре, один за другим, Витек и Петруха ушли из жизни: младший умер от побоев в пьяной драке, а старший сгорел в заброшенном доме вместе с тремя другими сотоварищами.
   *
   Зачем они жили? Что в жизни видели? Какую пользу принесли? Какой след после себя оставили?
   *
   Впрочем, есть одно поучение из их жизни, отнесенное ко всем нам.
   Жизнь Витька и Петрухи - это образец того падения, которое может совершить человек, который погрязнет в питейном пороке.
   Такие образцы, видимо, даются нам неспроста - для поучения.
   *
   На фоне пьяной и беспутной жизни моих соседей примечательна и поучительна притча о братьях, провалившихся в пещеру и оказавшихся на дне пропасти. Притча эта, изложенная в книге протоиерея Григория Дьяченко "Вера. Надежда. Любовь. Катехизические поучения", изданной в начале ХХ века весьма интересна все тем, кто, подобно Витьку и Петрухе, оказался в плену низких страстей и влечений.
  
  

Г. Дьяченко

Притча о братьях-пещерниках

   В восточной стране, на одной из гор выстроен великолепный город, славный не только своею архитектурою, сколько жителями, которые не знают ни горя, ни 6ед, ни болезней, ни несчастий. Но случилось нечто неожидан-ное и страшное, хоть и не в самом городе, а близ города, куда дети бегали погулять и поиграть. Промчалась буря, произошло землетрясение и обра-зовался провал, в который упали два брата, или, скорее, скатились, по-тому что остались живы, хоть и долго были без чувств; только, очнувшись, они потеряли память о своем падении, о городе и жителях, и даже о своих играх.
  
   Пропасть была так глубока, что свет сверху не доходил до них, а что они живы, о том верхние жиль-цы узнали по их громкому плачу. Не было у них в запасе средств, чтоб достать из пропасти упавших; по-тому, до приискания их и до совершеннолетия несчастных, решили кидать им в пещеру сперва необходимое, потом полезное и, наконец, приятное.
   Пещерники перестали плакать толь-ко тогда, когда, при искании пищи ощупью, вместо камней и других невкусных пещерных вещей, нашли куски хлеба, несколько овощей, лужу воды, разные лоскутья, которыми мо-гли прикрываться и делать подстилки для спанья.
   Жалкий быт! Но безобразие и благообразие не различаются во тьме, а потому они были очень доволь-ны своими находками, и пользовались этим счастием довольно долго.
   Верхние жители, предполагая с возрастанием, и развитие в них смышлености, бросили в пещеру материал для изобретения огня - кремни, железо и гнилушки. Попробовали пе-щерники языком - никакого вкуса; но нечаянный удар кремня о железо произвел искры; явился огонь. Сколько было радости! С удивлением глядели они друг на друга, увидели и жили-ще свое, узнали, что над ним есть непроницаемая, темная пустота, под которою место счастливых и необходимых находок для их жизни.
   *
   На-чалась новая жизнь и новые работы. Они сглаживали неровности вверху пе-щеры, где ушибались, и внизу, где спотыкались; нашли, вместо лужи, ручеек чистой воды и уровняли дорожку к нему. Замечательно, что, при появлении света в пещере, падали сверху вещи, как-то: хлеб и лоскутья для одежды и проч. в более благообразном виде.
   Пещерники были обеспечены во всем необходимом и полезном, а потому верхние жители решили бросать им и возможно приятное. Под темною пу-стотою появлялось множество ветвей разнородных деревьев и кустов, много цветов, приятных для зрения и обоняния, и тут же найден ими сверток с кусками разноцветных красок, имеющих некоторое сходство с цветами. Попробовали они языком куски красок, - тоже невкусно; толь-ко окрасили себе губы и пальцы. Слу-чайно обтерли они пальцы об стенку пещеры, - явились красный полосы.
   Началась новая работа. Оба брата расписали стены пещеры ветвями де-рев, и всем, что им нравилось. Много употреблено было имя времени на это; но на том и кончи-лась их работа.
   Обеспеченные всеми потребностями для жизни и у строив свое жилище в отличном, по их понятию, виде, пещерники сели, сложа руки. Но скука не свой брат. Чтоб избавиться от нее, они стали придумывать названия вновь являвшимся сверху предметам и даже принялись философствовать.
   Старший брат сказал младшему:
  
   - Зна-ешь, что я думаю? Над темною пусто-той, в неизвестной нам высоте, дол-жно быть, живут жильцы разумные. Ви-дишь, какие веши они кидают.
   - Вот еще что выдумал! - сказал младший брат. Все это само собою является в пустоте. -
   - Как же это само собою? -сказал старший брат. - Разве ты не видишь, что вещи, находимые нами, являются как будто по зову наших мыслей и желаний, как будто вверху знают о наших пяти чувствах и подают угодное или удовлетворяют нас всем необходимым, полезным и приятным. Ужели умно сказать, что жилище наше устроилось в таком порядки само собою, без нашего ума? Подумай наконец, - кто мы? откуда? Конечно, мы не можем этого решить, но можем заключить, что есть, кроме нас, подобные нам разумные су-щества, который живут над темною пустотою и заботятся о нас.
  
   К такому философствованию прибавилось но-вое неожиданное размышление. Как-то старший брат, пробудившись от сна, с недоумением говорил младшему: "не знаю, спал ли я или нет, но мне слышался приятнейший голос: "К вам сойдет гость, подобный вам, и выведет вас на жительство к верхним жителям". Младший брат не обратил внимания на рассказ своего старшего брата и отвечал: "Ты думал, говорил о каких-то жителях верхних, - вот они и пригрезились тебе".
  
   Прошло много времени. Вдруг наши пещерники услышали шум от чего-то, падающего из темной пустоты; глядят, - над ними висит и качается из стороны в сторону какая-то, чудно сплетенная из неизвестного вещества, лестница. По ней сходит к ним кто-то; это тот самый гость, о котором сказано было старшему брату во сне, а младшему показалось грезою.
  
   Гость не нашел в пещерниках способности к изучению того языка, которым говорят верхние жители, а потому он сам скоро изучил пещерный язык, которым высказал, с чувством любви и ее страдания, желание переселить их на жительство к верхним жителям, которые живут без скорбей и слез, наслаждаются такими благами, о которых невозможно и пересказать пещерным языком.
   "Вот, - сказал гость пещерникам, приближаясь к их понятиям, - перед вами огонь, который греет, обжигает и освещает, но только небольшое пространство; а есть вверху солнце, которое согревает и освещает бесконечное пространство, питает своим светом и теплотою все растения и дает им рост и кра-соту; там все живо, а в вашей пещере все растения и цветы вялы и безжизненны. Вот пред вами ручеек воды; а вверху большие реки и моря, в которых плавают живые существа и на поверхности вод ходят тамошние жители на кораблях. В воздухе пещеры летает пыль; а там летают разнообразные живые существа - птицы, которые поют и услаждают слух разнообразным пением".
   Подобные сим рассказы о предметах чудных и не воображаемых породили в пе-щерниках сильное желание и утвер-дили их в решимости переселиться к верхним жителям.
  
   "С радостью готов исполнить ваше желание, - сказал им гость, - но для восхождения по лестнице нужно для вас известное время. Лестница, как видите, крутая и темная; она может показаться нудною, а потому вы должны стараться сделаться легкими, и не запасаться чем-либо тяжелым на путь трудный; а для того надобно употреблять самую умеренную пищу, как-то, хлеб и воду, и разлюбить все тяжелые пещерные вещи, которые вверху никуда не годятся. Вас встретят вверху разумные жители, потому вы должны быть чисты и иметь одежду чистую; для этого чаще употребляйте чистую воду из источника: чистота укрепить ваши силы".
  
   Срок на приготовление в путь кончился.
   Но тяжело сказать, что случи-сь: старший брат, усердно приготовившийся в путь, шел уже с гостем к лестнице; а младший не только сам не шел, но удерживал и брата своего следовать за гостем: "Лестница, говорил, крута и темна; упадешь, ушибешься, или пропадешь с голоду".
   Досталось от него и гостю:
  
   - Ты зачем пришел к нам? - говорил ему младший пещерник. - За тем, чтоб отлучить от меня брата?
   - Не беспокойся, - кротко отвечал гость, - правда, лестница крута, но крепка, и при темноте не страшна; мне известны места отдохновения, и хоть мы пищи с собою не взяли, но со мною есть легкое вещество, которое укрепляет более, нежели пища пещерная; из вещей пещерных мы тоже ничего не взяли, потому что, если их держать в руках, то нечем будет держаться за лестницу; а если тяжесть привесить за спину, то будет оттягивать.
  
   Что говорил гость бесплодно младшему, то укрепило старшего, который взялся за лестницу с решимостью. Гость последовал за ним и поддерживал его; оставшийся брат провожал их бранью и камнями, которые, впрочем, падали на его же голову.
   С восходящими в темной пустоте не встретилось никаких приключений. Гость назначал пещернику место отдохновения, и укреплял его питательным веществом. Когда на четвертом месте начал появляться сверху свет в виде зари, а далее делалось все светлее и светлее, - пещерник так возрадовался, что не чувствовал уже усталости и, не думая о местах отдохновения, торопился вверх, чувст-вуя как бы выросшие силы и кре-пость рук.
   Наконец, путешественники вышли из провала.
  
   Сияющее солнце, благорастворенный, ароматный воздух, де-рева, кусты, цветы, пение разнообразных птиц, бесчисленное множество жителей, собравшихся для встречи вышедших из пропасти, и благодарственные и хвалебные песни избавив-шему от погибели пещерника - вот что встретило путников.
  
   Пещерник пал к ногам гостя, лобызал ноги и руки его, и благодарил от всего сердца и полноты душевного восторга.
   Тут только он узнал, что водитель его есть царь верхних жителей.
   Но-вый гражданин был введен в город; рассмотрев жилище царя и его неоценимые сокровища, побывав в жилищах многих граждан, принимавших его с любовью, как брата, и осмотрев окрестности города, он так был восхищен, что навсегда забыл бы прежнюю жизнь свою в пещере, если бы не оставался там брат.
   Все граждане имели дозволение при-ходить к царю, как дети к отцу, и выражать пред ним свои мысли и желания.
   Новый гражданин, с несколькими гражданами, тоже предстал царю, и умным языком, которому выучился у них, излил чувство любви и благодарности, выразив при этом скорбное воспоминание и сожаление о брате, оставшемся в пещере.
   Добрый царь похвалил его за любовь к бра-ту и обрадовал его вестью, что увидит он и брата, и что будут жить они вместе и блаженствовать.
  
   - Еще прежде, - сказал царь, - чем ты выразил свое желание и заботу о брате, я придумал и устроил все, что нужно для спасения его от погибели. Лестница оставлена на прежнем месте; к ней только привязан колокольчик вверху; необходимое будет по-прежнему кидаться в пещеру, но только в таком количестве, чтобы брат твой не умер от голода; он почувствует свое несчастие, образумится, припомнит сказанное мною в пещере пред восхождением нашем на лестницу; начнет стараться делать со-гласно сказанному мною, употреблять воду из ручейка для очищения себя и одежды своей; потом решится подать просьбу подниматься по лестнице, - тог-да колокольчик вверху зазвенит, и я пошлю одного из моих граждан сопутствовать ему до выхода сюда.
  
   Что предсказал царь о пещерном брате, то и исполнилось. По прошествии не малого времени, зазвонил колокольчик; тогда, по назначению царя, сошел по лестнице гражданин, и, встретив пещерника, крепко держащегося за лестницу, сопровождал его, поддерживал и питал.
   Вошел и младший брат наверх. Брат и граждане, увидев на нем чистую одежду и са-мого его чистым, встретили его с великою радостию, ввели в славный город и представили царю, в котором он узнал пещерного гостя. Он пал к ногам его, и благодарил едва ли не больше, чем старший брат. По приказанию царя, и этот пришелец внесен был в число граждан. Брат ввел его в жилища жителей, ознакомил с городом, показал окре-стности его, научил тамошнему умному языку, при обозрении вещей новых и чудных, требующих новых понятий и новых наименований.
   *
   Теперь оба брата живут вместе в славном городе; правда, мир и ра-дость составляют их полное блажен-ство.

Смысл притчи

  
   Пещерники, два брата, изображают собою два класса из детей Адамовых: один класс походит на старшего брата, любящего размышлять и делать все обдумавши; другой походит на младшего. Впрочем, замечено, что несчастия и беды разные образумливают многих и из второго класса. Старший брат, пользуясь находками в пещере, падающими сверху, и замечая в падении порядок, домыслился, что вверху живут разумные существа; подобно ему и человеки первого класса, пользуясь всем из трех царств природы, признают, что все вещи сотворены Богом, премудрым и всеблагим, и уверены, что, при свете просвещения, они находят чудные находки, как гостинцы для детей, под распоряжением Отца, Творца и Бога своего. Но человеки второго класса, не додумавши, говорят, подобно младшему пещернику, что все, находимое ими на земле необходимое, полезное и приятное, падает само собою из темной пустоты природы, и что Божие откровение, пророческие сны суть грезы и мифы. Младший брат провожал старшего с гостем из пещеры бранью и камнями, и подобные ему против откровенной религии вооружаются кощунством, развратом и прочими антихристианскими талантами. Кто принадлежит к первому классу, тот скоро отгадал, что гость пещерный есть Иисус Христос, Царь небесных и земных жителей. Он говорил обоим пещерным братьям то, что написано в Евангелии, которое Он повелел апостолам Своим проповедовать всем народам, сидящим во тьме и сени смертной.
   Лестница сплетена не пещерниками, а верхними жителями, и сплетена из вероучения и законов или заповедей Божиих, данных царем верхних жителей и скреплена истиною и правдою; следовательно, за эту лестницу и надобно держаться умом, волею и сердцем.
  
   Краткое резюме
  
   Кто не решится взяться за лестницу, для того вверху колокольчик не зазвонит.
  
   Похоже, с Витьком и Петрухой все обстояло именно так. А ведь могли же и они выбраться к свету из своей омерзительной зловонной пещеры. Жаль их загубленные души и жизни, проведенные в кромешной тьме...
  
   Но, может быть кого-то другого эта история заставит позвонить в колокольчик спасения?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023