ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Военная демократия Иоанна Грозного

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иоанн Грозный, став Помазанником Божиим на русском престоле, желал блага для России: он не скрывал от нее своих дум; новая дружина стала его советниками во всех делах страны - о строе земском, о ратях, об уставе земском... Но прежняя элита думала о другом...


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

Анатолий Каменев

  

ВОЕННАЯ "ДЕМОКРАТИЯ" ИОАННА ГРОЗНОГО

(арь, дотоле послушный боярской воле, вдруг восстал против всемогущего сословия")...

  
   "Муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив", -- характеризует Иоанна Грозного один из современников.
   "...Характер Иоанна... есть для ума загадка", -- сетует Н.М. Карамзин, готовый "усомниться в истине самых достоверных о нем известий"...
   *
   Самая большая загадка и непонятная для большинства людей история о том, как и почему царь, дотоле послушный боярской воле, вдруг восстал против всемогущего сословия, резко порвал с деятелями так называемой "Избранной рады", отдалил от себя своих прежних советников и наставников, Сильвестра и Адашева, и окружил себя новыми людьми, неродовитыми и мало кому известными...
   *

Боярство: "Сие достоинство, знак воинской славы"

  
   Отправной точкой в нашем изучении проблемы конфликта Иоанна Грозного с боярами является история возникновения боярства на Руси и то значение, которое имело это сословие в древности и во что оно выродилось впоследствии.
   *
   Ответ на этот вопрос дают наши известные историки, в частности С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и многие другие.
   *
   В древние времена, когда народу угрожала опасность, созывалось поголовное ополчение, причем в поход шли все способные нести оружие. Дома для охраны семейства оставался один младший сын.
   Ополчения создавались посемейно, пообщинно и начальствование ими принадлежало старейшинам. Другими словами, военная служба была обязательной для всех мужчин.
  
   По мере разложения родового строя образуется военная каста, которой является княжеская дружина, вначале пришлая, иноземная, а затем своя, славянская.
   Этот период в истории назван периодом "военной демократии".
  
   Князья принимали в свою дружину людей всяких племен, соперничая в привлечении на свою сторону храбрейших витязей.
   Дружинники имели полную свободу в переходе от одного князя к другому. Тем не менее, такие случаи были редки, так как верность дружины князю считалась одной из ее высоких достоинств. Позором для дружинника считалось оставление поля сражения потерявши князя, и, обратно: хороший князь считал постыдным бросить свое войско.
  
   Дружина находилась на полном обеспечении князя, т.е. получала от него пищу, одежду, коней, оружие и имела сверх того право на определенную часть дани и военной добычи.
   Члены дружины разделялись на старших и младших: бояре -- старшие люди дружины, были советниками князя; младшим дружинниками XII века было присвоено имя "дворяне", т. к. дружина в эти времена стала называться двором.
   В тех случаях, когда силы дружины оказывалось мало, князь обращался за помощью к народу, набирая из жителей городов и сел полки, отличавшиеся от дружинников и носившие общее название -- вои.
   *
  
   Хороший князь не жалел ничего для дружины: он знал, что с многочисленными и храбрыми сподвижниками мог всегда приобресть богатую добычу; так говорил Владимир и давал частые, обильные пиры дружине; так, о сыне его Мстиславе говорится, что он очень любил дружину, имения не щадил, в питье и пище ей не отказывал.
  
   Летописец, с сожалением вспоминая о старом времени, говорит о прежних князьях: "Те князья не собирали много имения, вир и продаж неправедных не налагали на людей; но если случится правая вира, ту брали и тотчас отдавали дружине на оружие.
   *
   При такой жизни вместе в братском кругу, когда князь не жалел ничего для дружины, ясно, что он не скрывал от нее своих дум, что члены дружины были главными его советниками во всех делах; так, о Владимире говорится: "Владимир любил дружину и думал с нею о строе земском, о ратях, об уставе земском".
   *
   "Итак, бояре были лучшие, старшие в дружине, советники, думцы князя по преимуществу; мужи были воины по преимуществу"... (С.М. Соловьев).
   *
   Это свое привилегированное, особое положение бояре думали сохранить надолго, но уже не в рамках так называемой "военной демократии", а в смысле власти аристократии, сильно ущемляющей верховную власть в виде великого князя или царя московского.
  

Чего хотели бояре?

  
   "...Уже к половине XV века московский великий князь был окружен плотной стеной знатных боярских фамилий, -- пишет в своих "Лекциях" В.О. Ключевский.
   *
   Боярский клан, если так можно выразиться, стал настолько обширен, что во всех отраслях московского управления они занимали не только значительные и "хлебные" места, но и те должности, которые не относились к таковым.
  
   Боярская идеология со времен удельного княжества изменилась: в те, древние времена, боярин служил и за это получал разного рода привилегии и отличия.
  
   Главное, что давало право на милость и привилегии - была воинская служба и воинские отличия. Но в ХV веке, а может быть и раньше, боярское происхождение уже само по себе ставило вновь народившегося отпрыска в разряд особого сословия.
  
   Уже не личные боевые заслуги и доблестное служение государству, а родовитость, старшинство в боярской иерархии, с измальства ставило молодого боярина в определенный разряд государственных мужей.
  
   Личные заслуги, даровитость, опытность, в том числе боевая или государственная, не выдерживали конкуренции с боярским табелем о рангах.
  
   Историческая справка:
  
  -- Название "местничество" происходит от "места", какое занимал воевода за княжеским столом или на службе.
  -- Возникло в XV в. и сначала играло поло­жительную роль, являясь скрепляющим звеном между высшей и нижней властью.
  -- По­степенно местничество стало тормозом в развитии государственных отношений, при­водило к обособлению и сопротивлению центральной власти, к ослаблению боеспо­собности государства, почему и было ликвидировано в 1682 году.
  
   Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" приводит примечательный пример тогдашнего местничества:
  
   "...Чей отец или дед воеводствовал в большом полку, тот уже не хотел зависеть от воеводы, коего отец или дед начальствовал единственно в передовом или в сторожевом, в пра­вой или в левой руке. Недовольный отсылал указ государев назад с жа­лобою, требуя суда. Царь справлялся с Книгами разрядными и ре­шил тяжбу о старейшинстве, или, в случаях важных, ответствовал: "быть воеводам без мест; каждому оставаться на своем впредь до раз­бора".
  
   *
   Но местничество - это всего лишь частный случай боярского притязания на верховную власть.
  
   Вспоминали о былых временах, когда отношения великого князя с остальными князьями и борами строились на полюбовной основе: "Слушали бы во всем отца нашего владыки Алексея да старых бояр, кто хотел отцу нашему добра и нам", -- писал в духовном завещании к своим наследникам Симеон Гордый, поставляя рядом по своему значению митрополита и боярство.
   Святой благоверный князь Дмитрий Донской относился к боярам еще задушевнее. Обращаясь к детям, он говорил: "Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте по их службе, без воли их ничего не делайте".
  
   См.:
  
   Местничество в России и "американская Спарта" над Гудзоном   59k   "Фрагмент" Политика . Размещен: 02/06/2015, изменен: 02/06/2015. 60k. Статистика.
   Петр был потому Велик, что мыслил масштабно, творил гениально и поступал во благо своей Отчизне. Как никто другой он понимал, какова его роль и всегда старался в каждом новом деле показывать пример другим. ... Сегодня у нас есть "богатство ума снизу и малоумие сверху"... Информация к размышлению журналистов В.Салькова и А.Шитова
   Иллюстрации/приложения: 4 шт.
  
   *
  
   Боярам было выгодно сохранить такое положение.
   Начиная с Иоанна III верховная власть постепенно сосредотачивалась в руках царя. Московское боярство, пополнившееся титулованной удельной знатью, начало заявлять о расширении своих прав, полномочий и привилегий.
  
   При царе, который нес полноту ответственности за происходящее в стране, он (царь) был удобной ширмой, лишавшей их самих такой ответственности, но оставлявшей им все права и привилегии.
  
   Так сформировался и установился взгляд бояр на свое руководящее положение как на "законное дело", привилегию, не зависимую от воли государя. Они по-прежнему хотели в своих обширных владениях править как самодержцы, не отдавая отчета царю, оберегая свой, а не государственный интерес.
  
   Число знатнейших боярских фамилий было невелико -- не превышало двух-трех сотен, зато их удельный вес в механизме управления страной был подавляющим.
   *
  
   Первенствующее положение боярство намеревалось сохранить и в правление Иоанна Грозного.
   Позднее сам царь так описывал события того времени:
  
   "Ради спасения души моей приблизил я к себе иерея Сильвестра, надеясь, что он по своему сану и разуму будет мне поспешником во благе; но сей лукавый лицемер, обольстив меня сладкоречием, думал единственно о мирской власти и сдружился с Адашевым, чтобы управлять царством без царя (курсив мой- А.К.), им презираемого.
  
   Они снова вселили дух своевольства в бояр, раздали единомышленникам города и волости; сажали, кого хотели, в думу; заняли все места своими угодниками... (Царю) запрещают ездить по святым обителям; не дозволяют карать немцев... К сим беззакониям присоединяется измена: когда я страдал в тяжкой болезни, они, забыв верность и клятву, в упоении самовластия хотели, помимо сына моего, взять себе иного царя, и не тронутые, не исправленные нашим великодушием, в жестокости сердец своих чем платили нам за оное? Новыми оскорблениями: ненавидели, злословили царицу Анастасию и во всем доброхотствовали князю Владимиру Андреевичу. И так удивительно ли, что я решился, наконец, не быть младенцем в летах мужества и свергнуть иго, возложенное на царство лукавым попом и неблагодарным слугою Алексием?"
  
   *
   Тот, кто читал труды указанных мною выше историков, может с удивлением заметить все те унижения и оскорбления, коим подвергся в молодости молодой царь Иоанн.
   И надо было иметь немало мужества, чтобы сбросить с себя гнетущую опеку бояр и их ставленников в лице Сильвестра и Адашева
  
   Историческая справка.
  
  -- Алексей Адашев сам к боярству не принадлежал. Сын незначительного служилого человека, он впервые появляется на исторической сцене 3 февраля 1547 года на царской свадьбе в качестве "ложничего" и "мовника", то есть он стлал царскую постель и сопровождал новобрачного в баню.
  -- В 1550 году Иоанн пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: "Алексей! Взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей... Не бойся сильных и славных... Все рассматривай внимательно и приноси нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож!"
  -- Адашев "правил землю русскую" вместе с попом Сильвестром.
  -- В благовещенском иерее царь, известный своим благочестием (ездивший в дальние монастыри на покаяние замаливать даже незначительные грехи -- "непотребного малого слова ради") -- хотел видеть олицетворение христианского осмысления государственности. Однако боярская верхушка сумела "втянуть" Адашева и Сильвестра в себя, сделать их представителями своих чаяний.
  

Чего добивался Иоанн Грозный?

  
   Трудно сказать, как рано в голове Иоанна зародилась мысль о прекращении своевольства бояр.
   Но известно, что в юном возрасте он заговорил о необходимости обратится к прароди­тельским обычаям, т.е. к тому, как великие князья "на великое княжение садились".
  
   Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен.
   Первые царские инсигнии получил Владимир Святой "мужества ради своего и благочестия", по словам святого митрополита Макария.
   Произошло это не просто так -- "таковым дарованием не от человек, но по Божьим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на российского царя".
  
   Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского царства. Он писал о себе: "Государь наш зоветца царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и патриарх венчали его на царство, и он писался царем".
  
   *
  
   Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа.
  
   Дело в том, что Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Следовательно, царская власть - это промысел Божий, а не людской.
   Вся суть царской власти в том, что она не есть избран­ная, а ниспосланная высшее.
  
   Боярское представление было совершенно иным - это от их произвола и хотения должна быть царская власть. Следовательно, царь, избранный по их воле, должен был от них зависеть, им потакать и им, боярам, благоволить.
   *
  
   Из понятия богоизбранности верховной власти, исходит принцип единовластии и неограниченности.
   Полемизируя с Андреем Курбским, идеологом боярства, Иоанн Грозный отмечает:
   "Если управляемые будут не под единой властью, то хотя бы они в отдельности были и храбры и разум­ны, общее правление окажется "подобно женскому безумию".
   Царская власть не может быть ограничиваема даже и святительской (т.е. духовной). "Не подоба­ет священникам царская творити".
   *
  
   Еще более вредно ограничение царской власти аристократией.
  
   Царь Иоанн, по личному опыту обрисовывает бедствия, нестроения и мятежи, поро­ждаемые боярским самовластием.
  
   "Расхитив царскую казну, самовластники, - говорит он, - набросились и на народ. Горчайшим мучением име­ния в селах живущих пограбили".
   "Кто может исчислить напасти, произ­веденные ими для соседних жителей? "Жителей они себе сотвориша яко рабов, своих же рабов устроили как вельмож".
   Они называли себя пра­вителями и военачальниками, а вместо того повсюду создавали только неправды и нестроение, "мзду же безмерную от многих собирающе и вся по мзде творяще и глаголюще".
  
   Положить предел этому хищничеству может лишь самодержавие. Однако же эта неограниченная политическая власть имеет, как мы выше заметили, пределы. Она ограничивается своим собственным принципом".
   *
  
   Ответственность царя - перед Богом, нравственная, впрочем, для верующего вполне реальная, ибо Божья сила и наказание сильнее цар­ского.
   На земле же, перед подданными царь не дает ответа.
  
   "Доселе рус­ские владетели не допрашиваемы были ("не исповедуемы") ни от кого, но вольны были своих подвластных жаловать и казнить, а не судились с ними ни перед кем".
  
   Но перед Богом суд всем доступен.
   "Судиться же приводиши Христа Бога между мной и тобой, и аз убо сего судилища не отметаюсь". Напротив, этот суд над царем тяготеет больше, чем над кем-либо.
  
   "Верую, - говорит Иоанн, - яко о всех своих согрешениях, вольных и невольных, суд прияти ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвла­стных мне дать ответ, аще моим несмотрением согрешают".
  

Чего он добился?

  
   Прежде всего, царь Иоанн ограничил самое существенное зло - местничество.
   В добавлениях к Судебнику 1550 г. имеется важный по тог­дашнему времени указ о местничестве:
   "Государь еще не мог совершен­но искоренить сего великого зла, а хотел единственно умерить оное, запретив детям боярским и княжатам считаться родом с воеводами; уставил также, что воевода большого полку должен быть всех знат­нее; что начальники передового и сторожевого полку ему одному уступают в старейшинстве и не считаются с воеводами правой и ле­вой руки; что государю принадлежит судить о родах и достоин­ствах; что кто с кем послан, тот тому и повинуется" (Н.М. Карамзин).
   *
  
   Он создал опричнину, когда своевольство бояр стало невыносимым.
   Царь нуждался в единомышленниках.
  
   Эти "слугующие близ" государя получили названия "опричников", а земли, отведенные для их обеспечения, наименование "опричных". Вопреки общему мнению, опричнина вовсе не была исключительно "антибоярским" орудием.
   Царь в указе об учреждении опричнины ясно дал понять, что не делит "изменников" и "лиходеев" ни на какие группы "ни по роду, ни по племени", ни по чинам, ни по сословной принадлежности.
   "Нельзя исправить минувшего зла, могу только спасти вас от будущих притеснений и грабительства", -- сказал он, обращаясь к москвичам.
  
   Краткое резюме
  
   Я останавливаюсь на этом, не подвергая исследованию последующую деятельность Иоанна Грозного.
   Но в заключение подчеркну главную мысль: аристократия и олигархия всегда домогается влияния на власть. Если ей это удается сделать, то государственное управление всецело переключается на обслуживание ее (аристократии или олигархии) ненасытных интересов: богатому всегда мало того, что он имеет; ему хочется прибрать к своим рукам то, что принадлежит другим слоям общества.
  
   Иоанн Грозный только тем заслужил благодарность потомков, что поставил преграду на пути алчного сословия, которое, забросив интересы служения государству, стало его грабителем и кровопийцей.
  
   См.:
  
   Неравный брак 96k "Фрагмент" Политика. Размещен: 14/04/2015, изменен: 14/04/2015. 96k. Статистика.
   У нас, в России, издавна подмечено, что редкий талантливый человек попадает в поле зрения государственных мужей и получает со стороны государства необходимую помощь и содействие. В то же время люди посредственные, но пронырливые без особого труда добираются до вершин власти.
   Иллюстрации/приложения: 8 шт.
   http://artofwar.ru/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/nerawnyjbrak.shtml
  
  
   "Элита касты привилегированных"   69k   "Фрагмент" Политика 
   "Сталин вынужден лгать насчёт социальной природы своего государства, - суммировал свои выводы Троцкий, - по той же причине, по которой он вынужден лгать насчёт заработной платы рабочих; и в том и в другом случае он выступает как представитель привилегированных паразитов. В стране, прошедшей через пролетарскую революцию, невозможно культивировать неравенство, создавать аристократию, накоплять привилегии иначе, как обрушивая на массы потоки лжи и всё более чудовищные репрессии".
   Иллюстрации/приложения: 8 шт.
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  
  
  

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

(фрагменты)

  
   О том, как хороша, полезна, выгодна и нужна мудрость.
   1. Бессловесные животные от рождения имеют одеж­ду -- шерсть или перья, имеют оружие -- рога, зубы, острые когти; знают без учителей те вещи, которые нужны для их существования, и, что самое удивительное, все бессловесные животные умеют плавать. Один лишь человек рождается нагим, безоружным, не умеющим плавать и ни в чем не сведущим. Он не имеет одежды, не имеет оружия, не имеет вещей, нужных для существования, если не добудет их (своим) трудом и потом; он ничего не знает, если не научится.
   Однако же человеку даны два дара, которых лишены бессловесные животные: разум, -- чтобы (он) мог научиться мудрости, и руки, -- чтобы мог делать мудреные или искусные вещи.
   Еще имей в виду, что:
   2. Все люди рождаются глупыми, ни в чем не искусными, они медленно растут и еще медленнее становятся разумными. Многие едва на сороковом году жизни и еще немного позднее осматриваются вокруг и начинают понимать, что такое мир и что в нем творится. Большая часть (людей), и едва ли не все (люди), лишь когда состарятся, становятся разумными и узнают, что дотоле проводили жизнь в пороках и в суетных заблуждениях.
   А когда начинают понимать, как надо было бы жить, тогда жизнь их покидает. Отсюда пошла поговорка: "разум у старцев и мудрость -- у седых головой". Отсюда же у старцев возникает желание и слова о том, как бы им хотелось вернуть прежние времена и как они ненавидят свои прежние стремле­ния и поступки. <...>
   3. Итак, в этом отношении короли ничем не счастливее остальных людей, но, подобно смертным людям, многие короли жили в заблуждениях, в суеверии и в невежестве, о чем они в конце жизни сильно сожалели.
  
   Однако скажут, что у королей есть свои советники.
   Но у них есть (говорим мы) и льстецы, которые внушают им суетные надежды и ложные мнения и побуждают их к алчности, жестокости и безбожию. Поистине у королей нет худших врагов, нежели те (люди), что предлагают им советы и способы обогащения, разоряющие подданных и опустошающие королевство.
   Да и среди самих советников иные льстят и стараются только угождать и потакать (царю), иные алчны и бездушны и поэтому не могут подать никакого хорошего совета, иные боятся сказать ис­тину, иные же -- хорошие люди и искренне заботливы, и хотят подать добрый совет, но не умеют.
  
   И поэтому среди живых (людей) мало хороших советников, но, как некто сказал, мертвые советники (то есть книги) -- это самые лучшие (и) верные друзья. Ведь книгами не движет ни алчность, ни ненависть, ни любовь, (они) не льстят (и) не боятся поведать истину. Вот поэтому-то с самого порога жизни надо стре­миться к мудрости и в течение остальной жизни надо время от времени спрашивать совета у мертвых советников, кои бы свободно открыли нам истину, чтобы мы знали, как прожить жизнь похвально, во славу божию и с пользой для нас и для всего нашего народа.
  
   Всяким иным людям полезно учиться мудрости на соб­ственном опыте, и только для верховных правителей это не хорошо и не полезно. Ведь о таком учении говорится в пословице: "На ошибках учатся", а королевские ошибки влекут за собой огромный и неисправимый ущерб для народа.
   Поэтому королям надо учиться мудрости у хороших учителей, (у) книг, (у) советников, а не на своем опыте.
  
   4. Богатство и сила -- вещи ощутимые, все люди видят их (своими) глазами, все трогают руками, и оттого все их знают, и жаждут и ищут при этом большей частью -- недопущенными способами. А мудрость -- не заметна и поэтому для многих остается неизвестной, и вследствие того к ней не стремятся, (ее) не ищут, а многие даже и ненавидят ее. Но нам надо понять, какое благо приносит мудрость, если мы ее познаем, возлюбим и начнем к ней стремиться. Надо, чтобы своих подданных (и) родители своих детей наставляли стремиться к мудрости.
  
   5. (Подобно тому), как это выше сказано о храбрости, так и мудрость переходит от народа к народу. Ведь некоторые народы, как, например, египтяне, евреи, греки, были в древности очень сведущими в разных знаниях, а ныне они невежественны. А иные народы (как, например, немцы, французы, итальянцы) были некогда грубыми и дикими, а сейчас они на диво сильны и в ремеслах и во всяких нау­ках. <...>
  
   Мы знаем, что за последние века некоторые знаменитые вещи изобретены итальянцами: как, например, колокола, магнитная игла, с которой корабельщики ходят по морю, пение на много голосов. А немцами изобретено книгопечата­ние, часы, пушки, гравировка на меди и иные вещи. Так пусть же никто не говорит, что нам, славянам, волею небес заказан путь к знаниям и будто бы мы не можем или не должны им учиться. Ведь так же, как и остальные народы не за день и не за год, а постепенно учились друг у друга, так и мы тоже можем научиться, если приложим желание и старание.
  
   6. Более того, мы считаем, что именно сейчас пришло время нашему народу учиться наукам. Ибо в сие время Бог по своему милосердию и щедрости вознес на Руси славу, силу и величие славянского королевства так высоко, что в прошед­шие века у нашего народа никогда не бывало столь славного королевства. И у иных народов мы видим, что в то время, когда какое-либо королевство достигало наибольшего своего величия, в то же самое время у этого народа начинали особенно расцветать и науки. <...>
   Значит, и нам надо учиться и надеяться, что под благо­родным правлением Алексея Михайловича мы сможем сте­реть плесень древней дикости, научиться наукам, завести более похвальные отношения (между людьми) и достичь более счастливого состояния. <...>
  
   Рассуждение о мудрости, о знании и о философии
  
   1. Поскольку третья часть этих советов народу посвящена мудрости, то следует, прежде всего, кратко объяснить, что такое мудрость и знания, и философия.
  
   Мудростью называется знание наиважнейших и наивыс­ших вещей. А именно: о Боге, о небе, о земле, о человеческих нравах, о законопорядке и обо всяких великих, господских, премного важных и необходимых вещах. Знание -- это понимание причин вещей, и знать -- это (значит) понять причины вещи. А кто не знает причин, не знает и самой вещи.
   Философия, или мудролюбие -- это греческое и неудоб­ное для нашего языка слово, и по-нашему правильнее (будет) называть ее "заботой (о мудрости)" и "желанием мудрости", и философа (звать) "рачителем мудрости".
  
   2. Как вещи познаются по их причинам, посмотрим на примере солнечного и лунного затмения. Тот, кто видит, как солнце и месяц меркнут, и не знает причины -- почему и отчего бывает затмение, тот не понимает этого затмения и удивляется, и ждет от него какой-нибудь беды. А кто понимает причину, по которой обычно бывает затмение небесных светил, тот понимает эту вещь и не удивляется, и не ждет от этого ничего плохого, ибо (он) знает, что это происходит вследствие обычного небесного движения, а не из-за какого-то необычного чуда.<...>
  
   3. Причиной называется то, от чего или из-за чего что-либо происходит. Следствие -- это то, что происходит от причины из-за нее. Например: глина является причиной, а горшок -- следствием.
   Основополагающих главных причин четыре: творец, ма­териал, форма и цель. Второстепенные причины: орудие, условия и другие.
   Творящая причина -- та, что творит, создает, делает, порождает. Например: творящая причина горшка -- гончар, меча -- кузнец, дома -- плотник.
   Материальная причина -- то, из чего что-либо состоит. Например: материал горшка -- глина, меча -- железо, дома -- дерево.
  
   Формальная причина -- тот вид, или то качество, благо­даря которому всякая вещь является самою собой и без которого (она) не может существовать. Например, свойством горшка является его округлость и пригодность для варки (пищи), свойством меча -- длина и острота, подобающая для рубки, свойством дома -- пригодность для людского жилья.
   Конечная причина -- то, ради чего что-либо существует. Например, цель горшка -- варка, меча -- рубка, дома -- жилье.
   Производящая причина -- это всякое орудие, оружие, посуда, с помощью которых что-либо производится. Напри­мер, производящей причиной для горшка является гончарный круг, для меча -- молот и клещи, для дома -- топор, пила и прочее.
  
   Содействующая причина -- то, что облегчает, дает повод или является условием для создания чего-либо. Например: битва -- условие для (проявления) воинской храбрости, посольство -- повод для дальнейшего странствия. Условием лунного затмения является положение земли между солнцем и луной. Условием солнечного затмения -- прохождение луны между солнцем и землей.
  
   4. Рачитель мудрости через причину познает следствие. Так, зная о движении луны, (он) понимает, что когда солнце меркнет, то оно не темнеет и не гаснет, а лишь бывает заслонено от нашего взора луной.
   А (там), где причина будет неведома, он познает ее через следствия. Так, по результатам алхимии он поймет, что она лжива. Скажет (он) так: "алхимия испокон веков никого не сделала богатым, но несчетное (множество людей) сделала нищими. Следовательно, алхимия -- это не истинное средство обогащения, а обман и соблазн".
  
   5. Из всего, что доселе было сказано, явствует: философ­ствовать или мудрствовать (это) не что иное, как думать о причинах всяких вещей и выяснять, отчего, из чего, каким образом и для чего происходит то или это.
   Всякий разумный муж должен быть философом в тех делах, которыми он занимается, особенно (если он) политик или какой-либо начальник. Если начальник хочет верно судить о вещах, он действительно должен понять причины многих и премногих вещей. Ибо никто не судит верно о какой-либо вещи, если не знает, от какого корня и вершины она происходит или от чего, из чего и для чего она сотворена.
   Короче говоря, философия -- это не (особое) искусство или наука, а скорее тщательная и обдуманная рассудитель­ность или опытность в суждении о всех вещах. Ибо филосо­фия учит правильно судить обо всех вещах, не ошибаться и не заблуждаться. Философ и ничего не знает, и знает все. Подлинный философ ничего не умеет делать и обо всем может судить. <...>
  
   О политической мудрости
  
   1. Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа -- это политика или королевская мудрость. Из всех (наук) она наиболее пристойна королям и их советникам. Ибо подобно тому, как в теле человеческом сила содержится в руках, быстрота в ногах, (а) разум в голове, так и в духовном теле всего народа разные свойства разделены между разными частями. Сила -- у воинов, богатство -- у торговцев, а государственная мудрость пребывает более всего у короля и его советников.
  
   2. Началом и основанием политической мудрости явля­ются следующие две пословицы или духовные заповеди: "Познай самого себя", "Не верь чужестранцам". Ибо (это) считалось самым главным из поучений семи мудрецов, и над дверями храма Аполлона (которого язычники считали богом мудрости) написано было это поучение: "Познай самого себя". То же говорит и Соломон: "Мудрость разумного человека -- понимание пути своего". Ибо так же, как врач, не понявший болезни, не может лечить человека, так и политик, который не знает самого себя и своих сил и слабостей, вовеки не может судить о самом себе, правильно вести свои дела и заботиться о своих нуждах. Но иногда то, что он сочтет лекарством, окажется отравой, а того, что на деле будет лекарством, он будет бояться как отравы.
  
   3. Первая помеха общему благу -- это незнание самою себя: когда люди слишком любят самих себя и свои поступки и обычаи и считают себя сильными, богатыми (и) мудрыми, не будучи таковыми.
   Платон об этом пишет такими словами: "Излишняя любовь к самому себе бывает причиной всех людских бед. Ибо поскольку люди любят самих себя больше, чем истину, они вовеки не могут понять, что дурно и что хорошо". <...>
   Познание истины и политическая мудрость сначала и до конца в том и состоят, чтобы познать самих себя, то есть природу, и нрав, и состояние народа и страны нашей.
  
   4. Как политик познает самого себя? Королевский совет­ник должен, прежде всего, познать природные качества своего народа, то есть (его) природный нрав, таланты и недостатки, достоинства и пороки и все, к чему наши люди от рождения способны или неспособны.
  
  -- Он должен (во-первых) оценить, и сравнить, и сопоставить обличие, склад, одежду, нравы ? богатство иных народов и нашего народа.
  -- Во-вторых, познать природные условия нашей страны или богатство и бедность наших полей: чем земля обильна, чем (она) бедна и чего лишена, что могла бы и чего не может уродить.
  -- В-третьих, познать наше житие: чем оно бедно и чем оно славно, сравнив его с житием других народов и установив, I чем наше житие может считаться беднее, а в чем славнее жития соседних народов.
  -- В-четвертых, познать силу и слабость нашу: в чем мы сильнее и в чем слабее того или иного народа.
  -- В-пятых, познать отечественное правление или отече­ственные законы и обычаи и древнее и нынешнее состояние народа: что в законах, в обычаях и стародавних государствен­ных указах установлено хорошо и что -- плохо.
  -- В-шестых, познать силу и слабость всего королевства: что безопасно и что опасно для королевства, кто наши соседи друзья (и) враги, каковы их силы, желания и думы, какая польза и какой вред нам от них обычно бывает или может еще быть впереди.
  -- В-седьмых, познать способ использования своего богатства или знать, как пользоваться своим добром, которое оп природы дано богом народу и земле нашей, и уметь сохранил его. То есть надо направлять умы и руки подданных ко всем; тому, на что они пригодны и способны и что может быть заботиться о своих нуждах. Но иногда то, что он сочтет лекарством, окажется отравой, а того, что на деле будет лекарством, он будет бояться как отравы.
  
  
  
  
   Юрий Крижанич (ок. 1618-1683) - родился в Югославии близ Горицы. Хорват по националь­ности. С 1659 г. жил в России. В 1661 г. (по неизвестным причинам) был сослан" Тобольск. После освобождения (в 1676 г.) жил в Польше.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023