ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Восхождение к свободе" ("дар, которым надо уметь распорядиться")...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  
  

0x01 graphic

"Портрет императора Николая I" 1849

Художник Егор Иванович Ботман.

  

"ВОСХОЖДЕНИЕ К СВОБОДЕ"

("дар, которым надо уметь распорядиться")

... "Свобода не есть нечто изначала данное - ее поистине надо "завоевать", ее нужно утверждать и находить...

...Задача воспитания в том. чтобы зажечь душу идеей свободы, привести к свободе...

Свобода не дана, а задана...

В воспитании дело идет об "освобождении", т.е. восхождении к свободе".

Василий Васильевич Зеньковский

  
  
   Фрагменты из кн.:
   Столетие Военного министерства. 1802-1902. т. Х, ч. **. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. П.В. Петров.- СП б., 1902
  

  
   Через 11 дней по кончине императора Александра *, из Канцелярии Общего Собрания Правительствующего Сената Санкт-Петербургских Департаментов были препровождены 30 ноября 1825 года в Совет о военно-учебных заведениях, вследствие просьбы управляющего в то время Канцеляриею Совета о военных училищах д.с.с. И.И. Мартынова, пять экземпляров указа и шесть присяжных листов, разосланных повсеместно к исполнению, для принятия присяги на верность подданства председательствующему в Совете о военных училищах Его Императорскому Величеству Государю Императору Константину Павловичу.
  
   За ненахождением на лицо членов Совета, И.И. Мартынов распорядился в тот же день привести к присяге всех чиновников и служителей Канцелярии и на следующий день препроводил присяжной лист И.Ф. Журавлеву для представления в Правительствующий Сенат.
  
   Одновременно с присягою, учиненной служащими в Канцелярии Совета о военных училищах, были разосланы И.И. Мартыновым копии с указа и присяжные листы в Управление Тамбовского дворянского училищного корпуса и в Совет Тульского Александровского дворянского военного училища, с просьбою, по учинении присяги, возвратить присяжные листы в Совет о военных училищах для представления их в Правительствующий Сенат.
  
   Чины и служащие обоих упомянутых заведений учинили присягу еще до получения присяжных листов из Канцелярии Совета и доставили свои листы местным губернаторам для представления в Правительствующий Сенат.
   *
  
   14-го декабря 1825 года последовал Высочайший манифест о вступлении на престол императора Николая Павловича.
   По получении Указа Правительствующего Сената и клятвенного обещания, чины Канцелярии Совета 17 декабря 1825 года учинили присягу на верность подданства императору Николаю Павловичу и Наследнику его великому князю Александру Николаевичу, а в конце декабря ту же присягу принесли и чину Тульского и Тамбовского военных училищ, о чем и было донесено в Совет о военных училищах.
   *
  
   Первым распоряжением нового царствования было Высочайшее повеление от 22 декабря 1825 года, сообщенное военным министром гр. Татищевым главному директору Пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютанту Голенищеву-Кутузову об объявлении по военно-учебным заведениям подробного описания происшествия, случившегося в столице 14 декабря. Экземпляр этого описания приложен к отзыву военного министра, а копии с этого описания были тогда же разосланы по военно-учебным заведениям и в лицей.
   *
  
   Вслед за этим состоялось Высочайшее повеление, сообщенное 11 мая 1826 года, об учреждении особого Комитета, под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана, с целью рассмотрения и определения учебных курсов для кадетских корпусов и других военно-учебных заведений и выбора соответственных учебных руководств.
  
   Возложенная на этот Комитет задача заключалась в том, чтобы выработать для военно-учебных заведений план нового устройства, основанием которого, согласно Высочайшей воле, долженствовало быть соединение всех военно-учебных заведений в одну отрасль государственного управления, дабы дать чрез то возможность направлять их одною общею мыслью, к одной и той же цели.
  
   В состав Комитета вошли все начальники военно-учебных заведений (в том числе и Морского кадетского корпуса), а впоследствии (1827 г.) и главный директор Пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютант Демидов. Заседания были открыты 17 мая 1826 г.
  
   На первых порах возникли недоразумения между председателем и генерал-адъютантом Жомини, который к тому же совсем не владел русским языком, а потому считал свое присутствие в Комитете бесполезным, тем не менее, и несмотря на отсутствие во многих заседаниях Комитета барона Жомини, приславшего свои проекты и мнения на французском языке, с переводом на русский, занятия успешно продолжались в течение пяти лет.
   Результатом трудов Комитета был "Устав для военно-учебных заведений 2-го класса", Высочайше утвержденный в 1830 году. Избрание же книг для руководства при преподавании наук встретило разные затруднения и не было приведено в исполнение.
   *
  
   Одновременно с учреждением Комитета под председательством К.И. Оппермана, император Николай Павлович обратился с рескриптом, от 14 мая 1826 года, к министру народного просвещения адмиралу А.С. Шишкову.
  
   "Обозревая с особенным вниманием, - читаем в этом рескрипте, - устройство учебных заведений, в коих Российское юношество образуется на службы Государству, Я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого единообразия, на коем должно быть основано, как воспитание, так и учение" .
  

0x01 graphic

  
   С целью устранения такого "важного недостатка в нашей учебной системе", был учрежден особый Комитет, под председательством А.С. Шишкова, при участии гр. Ливена, М.Н. Сперанского, гр. Ламберта, С.С. Уварова, гр. Сиверса, академика Шторха, попечителя Харьковского учебного округа гр. Перовского и флигель-адъютантов гр. Перовского и гр. Строганова.
   *
  
   На Комитет Высочайшею волею было возложено:
  
   1)сличить все уставы учебных заведений империи, начиная с приходских до самих университетов;
   2)рассмотреть и сличить курсы учений, в них преподаваемых, приведя для сего предварительно на вид, по каким книгам или сочинениям оные преподаются;
   3)уравнять совершенно по всем местам империи все уставы оных заведений, сообразуясь со степенями их возвышений, допустив должные изменения для округов: Дерпского и Виленского;
   4) определить подробно на будущее все курсы учений, означив и сочинения, по коим оные должны быть преподаваемы.
  
  
   "При сем случае, читаем дальше в рескрипте, решив, которые из существующих хороши, вместе с тем распорядиться о дополнении недостающего, избрав для того, по Вашему одобрению, надежнейших профессоров и академиков с утверждением моего, дабы уже за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям".
  
   *
   В результате деятельности этого Комитета наименованного "Комитетом устройства учебных заведений" и работавшего в течение семи лет, была выработка устава средних и низших училищ (1828 г.). проекта устава главного педагогического института (1828 г.) и, наконец, проекта университетского устава (1833 г.), которым впоследствии (1835 г.) был положен конец старым принципам академической свободы и самоуправления.
   *
  
   Учреждение и деятельность обоих комитетов (Оппермана и Шишкова), в первый же год царствования императора Николая * показывает, что необходимость реформы школы вызывалась не столько требованиями новых педагогических идей, сколько политических обстоятельств и соображений.
  

0x01 graphic

Декабристы на Сенатской площади.

Художник Василий Фёдорович Тимм

  
   Манифестом 13 июня 1826 года объявлен был во всеобщее сведение приговор над декабристами.
  
   Правительство обращает внимание родителей на необходимость нравственного воспитания детей.
  
   "Не просвещению, - читаем в этом манифесте, - но праздности ума, - более вредной, нежели праздности телесных сил, - недостатку твердых познаний должно приписать сие свойство мыслей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель.
  
   Тщетны будут все усилия, все пожертвования правительства, если домашнее воспитание не будет приуготовлять нравы и содействовать его видам".
  
   "Дворянство, - читаем дальше в этом манифесте, - ограда престола и чести народной, да станет и на сем поприще, как на всех других, примером всем другим сословиям. Всякий его подвиг к усовершению отечественного, природного, не чужеземного воспитания, мы примем с признательностью и удовольствием".
  
   *
   Из приведенных выше правительственных актов и распоряжений, воспоследовавших в первый год царствования императора Николая *, явствует, что реформа школы представлялась императору первым и самым действенным средством для отрезвления общества от "дерзновенных мечтаний".
   *
  
   Таким образом, одновременно с реформами по министерству народного просвещения, предложено было дать новое устройство и военно-учебным заведениям, связав их в "одну отдельную отрасль государственного управления".
   *
  
   Преобразованиями и развитию существовавших и, особенно, открытию новых военно-учебных заведений содействовало, как и в начале царствования императора Александра *, дворянство, откликнувшееся на призыв правительства крупными денежными пожертвованиями, дававшими возможность не только учреждать губернские кадетские корпуса, но и содержать их без излишнего обременения государственного казначейства.
  
   Так, например, за 13 лет (с 1833 по 1846 гг.) было открыто и вновь преобразовано 15 новых военно-учебных заведений, при чем сумма дворянских пожертвований достигла 10 миллионов рублей, а ежегодный доход от всех пожертвований простирался до 2.500 тысяч рублей.
  
   *
  
   Преобразования в существовавших военно-учебных заведениях заключались также в расширении одних заведений за счет упразднения других.
  
   Так, еще в мае 1825 года был возбужден вопрос об упразднении кавалерийского эскадрона при Дворянском полку.
   Малое число учащихся (32 чел.), большое число служащих (1 штаб-офицер и 3 обер-офицера), совершенная ветхость конюшен, пострадавших после наводнений 7 ноября 1824 г. и угрожавших разрушением, несоответствие издержек пользе, приносимой эскадроном, - вот причины, побудившие начальство признать эскадрон подлежащим упразднению. Кроме того, по собранным за 10 лет сведениям оказалось, что за 1816 - 1825 гг. было выпущено в кавалерийские полки из дворян всего 257 чел.
   На содержание же эскадрона отпускалось от 51 тыс. (в 1823 - 25 гг.) до 126 тыс. рублей (1816 г.). Поэтому, в феврале 1826 года предложено было сформировать эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии при Школа гвардейских подпрапорщиков, а в августе того же года все юнкера кавалерийского эскадрона Дворянского полка были выключены, и эскадрон прекратил существование.
   *
  
   В 1829 году, почти одновременно с переименованием Императорского Военно-Сиротского Дома в Павловский кадетский корпус, был упразднен благородный пансионат при Царскосельском лицее, взамен которого был учрежден и в следующем году открыт в Царском Селе Александровский кадетский корпус, куда были переведены все воспитанники малолетних отделений, существовавших при корпусах *, Павловском и Морском.
   *
  
   В 1831 году был упразднен Калишский кадетский корпус.
   При начале польского мятежа около 50 кадет, по распоряжению революционного правительства, поступило офицерами в армию мятежников. С восстановлением законной власти в крае, хотя Калишский корпус и был приведен в порядок, но существование его не могло продолжаться, и он вскоре был упразднен, при чем воспитанники его были переведены в кадетские корпуса империи, а книги и вещи были переданы частью в Павловский кадетский корпус, а частью в Московский.
   *
  
   Параллельно с упразднением некоторых военно-учебных заведений шла кипучая деятельность по реорганизации старых заведений, по учреждению новых и группированию в одном центральном управлении - военно-учебных заведений, находившихся в ведении других правительственных органов.
  
   Реорганизации подвергся неоднократно Дворянский полк, Пажеский корпус, Московский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков, Финляндский кадетский корпус, Новгородский корпус.
  
   Тульское и Тамбовское дворянские училища, Оребургское-Неплюевское военное училище и Омское училище сибирского казачьего войска, - все четыре преобразованы в кадетские корпуса, при чем два перешли в ведение Совета о военно-учебных заведениях. В кадетский же корпус был преобразован Александровский сиротский институт (в Москве).
   *
  
   Что касается преобразований в столичных кадетских корпусах, то самым крупным и важным из них нужно отметить учреждение в них третьих специальных классов.
   Положение об них было Высочайше утверждено 7 апреля 1852 года.
   Но открытие их установлено в известной постепенности: с августа 1852 г. - при Дворянском полку, а с августа1854 года - в корпусах: 1, 2, Павловском, 1 и 2 Московских ив Александровском сиротском.
   *
  
   Щедрые пожертвования дворянства, как о том было уже замечено, дали возможность приступить к учреждению новых кадетских корпусов.
  
   1 февраля 1830 года Высочайше утверждено было положение о губернских кадетских корпусах, которые предполагалось учредить в городах: Новгороде, Туле, Тамбове, Полоцке, Полтаве и Елисаветграде, а в 1834 г. - в Казани.
  
   С течением времени, первоначальные предположения относительно мест учреждения корпусов были, однакоже, изменены и в окончательном виде возникали, кроме Александровского - Царскосельского, Павловского и Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, следующие кадетские корпуса: Тульский, Оровский-Бахтина, Тамбовский, Михайловский-Воронежский, Полоцкий, Новгородский гр. Аракчеева, Петровско-Полтавский, Оренбургско-Неплюевский, Сибирский, Владимирский-Киевский, 2 Московский и Александровский-Брестский перемещенный временно, по приведении Брест-Литовской крепости на военное положение, в 1854 г, в Москву.
   *
  
   Стремление к централизации управления всеми военно-учебными заведениями, в видах установления связи между всеми отраслями военного образования, вызвало необходимость присоединения к ведомству и прочих заведений, кроме Морского кадетского корпуса находившегося с 1848 г. под ведением великого князя Константина Николаевича.
  
   Таким образом, были присоединены: Финляндский кадетский корпус (1836 г.), Школа гвардейских подпрапорщиков (1843 г.), специальные училища - Артиллерийское и Инженерное (1849 г.) и Императорская военная академия (1854 г.). Выделен из состава военно-учебных заведений и переведен из военного ведомства в гражданское Императорский Царскосельский лицей, с подчинением его ** Отделению Собственной Его Величества Канцелярии, под начальством принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1843 г.).
   *
  
   Открытый еще в 1774 году Горный институт, как известно, был в 1804 году переименован в Горный кадетский корпус.
  
   В 1833 году он подвергся новым преобразованиям, при чем ему было присвоено прежнее наименование Горного института. В следующем году институту дана военная организация, а по новому уставу 1848 г. было присвоено наименование Института корпуса горных инженеров, при чем он получил характер закрытого военно-учебного заведения.
  
   Такой же характер был придан Лесному институту и Институту инженеров путей сообщения, преобразованному в 1842 г. в заведение с общеобразовательным и специальным курсом. С этого же года он стал комплектоваться малолетними, не свыше 13-летнего возраста, и был разделен на 8 классов: 4 общих, 3 специальных теоретических и 1 специальный практический.
   В 1849 году, почти одновременно с Горным институтом, Институт инженеров путей сообщения по внутреннему устройству и распорядкам был превращен в кадетский корпус.
   Все три заведения, однако же, не были подчинены центральному ведомству военно-учебных заведений и находились в заведовании тех ведомств, на службу в которые выпускались воспитанники по окончании полного курса офицерскими чинами.
  
   *

0x01 graphic

"Кантонист"

Художник Башилов Яков Степанович

  
   Батальоны и полубатальоны военных кантонистов продолжали существовать на прежних основаниях, но к 1830 г. по ходатайству Совета о военно-учебных заведениях последовало Высочайшее повеление, чтобы детей служителей Пажеского, кадетских корпусов и Дворянского полков, не обращая в батальоны и полубатальоны военных кантонистов, оставлять при заведениях и обучать мастерствам, музыке и барабанной науке, смотря по способностям.
  
   К концу царствования императора Николая * было издано положение о команде кантонистов для приготовления военно-учебным заведениям монитеров по части гимнастики, фехтования и плаванья. Команда эта распределялась для помещения и обучения по корпусам 1-му, 2-му, Павловскому и Дворянскому полку.
  
   Справка:
  
  -- КАНТОНИСТЫ, в 1805-56 гг. название в России несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев, раскольников, польских повстанцев, цыган и прочих.
  -- Евреи, согласно указу императора Николая I о введении для них натуральной воинской повинности (26 августа 1827), принимались к призыву с 12 лет. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов, а немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан -- семь с одной тысячи через год).
  -- Военной службе евреев власти придавали особое значение как "воспитательной" мере, направленной на искоренение в их среде "фанатизма", то есть на обращение их в христианство. Именно поэтому еврейских детей направляли в особенно суровые по режиму школы кантонистов, а отданных в села "для прокормления" поручали рьяным хозяевам, которым вменяли в обязанность обращать подопечных. "Воспитание" начиналось еще по пути в батальон кантонистов.
  -- Начальников партии ждала награда за каждого новообращенного, и часто моральное и физическое "воздействие" офицеров, "дядек"-унтеров и конвоиров сводило около половины партии в могилу.
  -- В школе кантонистов еврейским детям запрещалось переписываться с родными, говорить на родном языке и молиться, у них отбирали молитвенники.
  -- Основным предметом, наряду с военной муштрой, обучением грамоте и счету, был "закон Божий".
  
  
   *
   Все устройство военно-учебных заведений и главное управление ими вверено было, под непосредственным начальством цесаревича Константина Павловича, Совету, учрежденному еще 29 марта 1805 года.
  
   Но, с течением времени, деятельность и задачи Совета настолько видоизменились, что восстановленный в 1830 г. Совет о военно-учебных заведениях можно считать как бы новым учреждением.
   Цесаревич Константин Павлович личного участия в заседаниях Совета не принимал, т.к. по-прежнему оставался на жительстве в Варшаве.
   Руководство в деятельности Совета было возложено на его председателя, генерала от инфантерии гр. П.А. Толстого.
   В число пяти членов Совета вошел и великий князь Михаил Павлович.
  
   Совет открыл свои действия 31 октября 1830 г. и собирался еженедельно для заседания в здании 1 кадетского корпуса.
  
   Совету было вменено в обязанность охранять благосостояние и благоустройство военно-учебных заведений по всем частям и удостоверяться в точном исполнении существующих законоположений через личные осмотры заведений, командируя ежегодно отдельных членов, с Высочайшего разрешения, в провинциальные заведения. В петербургских заведениях
   Совет обязан был присутствовать при экзаменах воспитанников.
  
   Совету предоставлялась власть над всеми военно-учебными заведениями, разделенными в 1834 г. на три разряда, по 4 заведения в каждом, а в 1841 году на три округа; Санкт-Петербургский, Московский и Западный. Действовать на них Совет должен был через главного директора Пажеского, кадетских корпусов и Дворянского полка.
  
   При Совете учреждена была особая канцелярия, с подразделением на части: учебную, хозяйственную и счетную.
   На содержание канцелярии Совета определена была ежегодная сумма в 14 тыс. рублей.
   *
  
   15 июня 1831 года скончался в Витебске, от холеры, цесаревич Константин Павлович, а 25 июня того же года главным начальником военно-учебных заведений был назначен великий князь Михаил Павлович принявший под свое попечение 9 военно-учебных заведений, с 4Ґ тыс. воспитанников. Его высочеству был подчинен также и Совет о военно-учебных заведениях.
  
   Управление великого князя ведомством военно-учебных заведений составляет эпоху в жизни этих заведений.
   Будучи в полном смысле отцом огромной семьи, волею государя ему вверенной, великий князь "в продолжение 18 лет, преданно, неутомимо, как христианин и верноподданный, с глубоким чувством своего долга, помогал венценосному брату в великом и трудном деле воспитания рассадника армии" .
  
   *
   29 февраля 1832 г. утвержден штат Штаба Управления Главного Начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка.
  
   Начальником штаба был назначен генерал-лейтенант Кривцов, а в помощь ему дежурный штаб-офицер, 2 старших адъютанта, 5 классных чиновников и 10 чел. писарей. На содержание штаба назначено26.500 руб. ассигнациями в год и одновременной отпущено 3 тыс. рублей ассигнациями на покупку мебели.
   Для занятий штаб делился на 2 отделения: *-е - инспекторское и **-е - учебное и хозяйственное.
  
   Тогда же, с образование в составе военного министерства департамента военных поселений, строительная часть военно-учебных заведений поступала в ведение этого департамента.
   Одновременно с учреждением управления главного начальника было, сперва, преобразовано Дежурство главного директора, а вскоре затем, в 1834 г, оно было упразднено, при чем самая должность главного директора была сохранена лишь в отношении личного наблюдения за исполнением в военно-учебных заведениях распоряжений высшего начальства, но без занятий письменных.
  
   Таким образом, с начала царствования императора Николая * в должности главных директоров состояли: генерал-адъютант Голенищев-Кутузов (до 1826 г.), генерал-адъютант Демидов (до 1833 г.) и последний - генерал-адъютант Сухозанет (до 1836 г.)
   По присоединении дежурства к управлению главного начальника - исполнение должности главного директора возложено было на директора Павловского кадетского корпуса, генерала Клингенберга.
   *
  
   В том же 1834 г, когда было упразднено дежурство главного директора, был возбужден также вопрос о преобразовании на новых началах и штаба управления главного начальника.
  
   Главным основанием для такого преобразования было стремление, с одной стороны, установить правильное и скорое движение дел, замедлявшихся бесполезными инстанциями и излишнею перепиской трех высших инстанций между собой, а с другой - учредить управление со всею подробною отчетностью, на прочном основании и с единством действий и цели высшего начальства и, сверх того, отстранить Совет от производства дел собственно текущих и поставить его в возможность заниматься делами, более существенными, требующими соображения многих лет.
  
   *
   Дело это продолжалось до тех пор, пока в 1836 году не вышло подробное положение о военном министерстве. Этим положением установлена была связь военного министерства с центральною администрацией военно-учебных заведений по делам общим и в порядке высшего управления.
  
   По отношению к военно-учебным заведениям, вверенным их главному начальнику, ведению военного министерства подлежали лишь административные и законодательные дела, требовавшие его соображений, при чем власть министра ограничивалась требованием от военно-учебного управления необходимых для всеподданнейшего доклада справок и надзором за точным исполнением объявленных ему Высочайших повелений.
   *

0x01 graphic

  
   В течение 1836 - 37 гг. штабу главного начальника военно-учебных заведений, во главе которого, с 1834 года, состоял уже новый его начальник, адъютант Его Императорского Высочества великого князя Михаила Павловича, полковник лейб-гвардии Егерского полка Я.И. Ростовцев, сменивший генерал-адъютанта Кривцова, пришлось выполнить огромную и спешную работу по составлению свода всех узаконений по военно-учебным заведениям.
   *
   Проект подробной регламентации устройства военно-учебных заведений и их управления, по утверждению его, вошел в состав первого издания общего свода военных постановлений (1838 г.) В *** томе этого свода, кроме организации самого штаба и Совета о военно-учебных заведениях, были определены как цель учреждения и состав заведений, так и основные правила устройства их по частям; воспитательной, учебной, строевой, санитарной, полицейской и хозяйственной.
   *

0x01 graphic

  

Великий князь Михаил Павлович. 1829 год.

Портрет работы Джорджа Доу.

  
  
   В первые 13 лет управления военно-учебными заведениями великого князя Михаила Павловича, как уже замечено, было учреждено 15 новых военно-учебных заведений. В виду столь быстрого возрастания числа подведомственных Его Высочеству заведений, одновременно с развитием в них учебно-воспитательного дела, уже в 1843 году было признано необходимым произвести существенные изменения в организации центрального военно-учебного управления, для которого и было издано тогда же новое Положение
  
   В Высочайшем рескрипте, данном по этому случаю на имя великого князя Михаила Петровича, выражено, что состоящие в его ведении военно-учебных заведений "представляют утешительный пример отдельного управления, стяжавшего общую доверенность и общую благодарность" .
  
   *
   Положением 1843 года Его высочеству присвоено звание главного начальника военно-учебных заведений с властью и правами министров и главноуправляющих; должность же главного директора упразднена.
  
   Совету о военно-учебных заведениях, по заведованию хозяйственной их частью, предоставлены права Военного Совета, а по всем вообще отраслям воспитания учреждение это получило характер совещательный и наблюдательный. На некоторых членов совета возложены обязанности по инспектированию заведений согласно особой инструкции, в которой изложены были главные требования по воспитанию нравственному, образованию умственному, физическому содержанию воспитанников и обучению их фронту, внутреннему управлению и хозяйству заведений.
  
   В том же законе предметы ведения каждого из пяти отделений штаба военно-учебных заведений установлены следующим распределением: первого - прием, перевод и выпуск воспитанников, второго - личный состав служащих и часть строевая, третьего - воспитание нравственное, умственное и физическое, четвертого-хозяйство и пятого - отчетность заведений; первые два отделения состояли под управлением старших адъютантов и в общем ведении дежурного штаб-офицера, а прочие, с начальниками в чинах гражданских, подчинялись непосредственно управляющему делами Совета.
   Сверх того, при штабе полагались отчетности: главного архитектора, главного доктора, аудитора, журналиста, архивариуса, экзекутора, казначея и смотрителя типографии штаба.
  
   При третьем отделении, для обсуждения вопросов по части учебно-воспитательной, учрежден под председательством начальника штаба учебный комитет из членов по особому назначению, наличных инспекторов классов заведений и главных наблюдателей за преподаванием в них Закона Божия, наук военных, математических и политических, а также начертательных искусств. Вообще в личном составе вновь организованного центрального управления было положено неопределенное число состоявших при нем генералов и полковников, 13 штаб и обер-офицеров и 25 гражданских чиновников. Общий расход на содержание преобразованного управления простирался до 116 тыс. рублей.
  
   28 августа 1849 г. скончался в Варшаве великий князь Михаил Павлович а 19 сентября главным начальником военно-учебных заведений назначен Наследник Цесаревич Александр Николаевич.
  
   Установленная Положением 1843 г. организация центрального управления военно-учебных заведений сохранилась и в период главного начальствования Цесаревича Александра Николаевича (1849 - 1855).
  

0x01 graphic

Пасечник. 1875.

Художник Николай Алексеевич Богатов

  
   До 1830 года в деле умственного образования воспитанников военно-учебных заведений преследовалась та общая цель, которая была предуказана Высочайшею волею при учреждении комитета под председательством инженер-генерала Оппермана, а именно - уедиообразить преподавание наук во всех заведениях путем выработки одного для заведений общего плана, при чем преподавание должно вестись по одним и тем же руководствам.
  
   Работы комитета Оппермана затянулись.
   Наибольшие трудности пришлось встретить при разрешении вопроса об издании руководств.
   Тем не менее, еще в 1828 г. при дежурстве директора Пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютанта Демидова были собраны комитеты, при участии инспекторов классов и преподавателей столичных заведений, на которых было возложено составление единообразных программ преподавания на первых порах не по всем предметам, а только по математике, русскому языку и истории.
  
   Выработанные в комитетах проекты программ были отпечатаны в типографии 1-го кадетского корпуса и разосланы по всем военно-учебным заведениям в количестве 75 - 250 экземпляров в каждое.
  
   При выработке программ не были забыты и методические требования.
   Так, по русскому языку дано указание, что "если поступить в класс до 30 и более воспитанников, не умеющих читать и писать, то учить их способам взаимного обучения, как самым легчайшим и удобнейшим".
   Любопытно, что тем же способом рекомендуется обучать и иностранцев, не говорящих по-русски.
  
  
   При чтении "заставлять каждого читать естественным, приличным образом, устраняя от всяких диких, неуместных порывов в произношении и движениях".
  
   Очевидно, этим последним указанием устранялись декламация, пользовавшаяся большой популярностью в ХV*** веке. Конечною целью обучения отечественному языку ставилось: "улучшение слога, развитие вкуса и нравственных чувств".
  
   Из числа руководств по русскому языку были намечены: грамматика - Греча, риторика - по Ломоносову, Рижскому и Никольскому.
  
   Одним из средств (впоследствии забракованных) к достижению правильности, чистоты и красоты слога указывалось на упражнения в составлении писем: "к державным особам, к высшим, к равным; дипломатических, ученых, исторических, топографических, романтических и забавных".
  
   Программа истории была составлена проф. Кайдановым. Им же составлено руководство: "Начертание Российской Истории". Объем курса был от начала русского государства до 1825 года. В курсе всеобщей истории должно было быть обращено внимание на "причины и пагубные следствия французской революции".
   Курс математики разделяется на следующие отделы: арифметика, геометрия, аналитика, физика и механика.
   Из руководств - большинство французских авторов...
  
   *
   Из сохранившихся материалов, к сожалению, не видно, какие именно руководства признавались обязательными, но можно предположить, что члены комитетов склонялись к тому, чтобы не стеснять преподавателей одним каким-нибудь руководством, а предоставить им выбор из числа нескольких.
   *
   Возложенная на эти комитеты задача по вопросу о рекомендации и составлении руководств во всяком случае не была решена ни в этих комитетах, ни в комитете Оппермана. Было только высказано пожелание, чтобы учащиеся были избавлены от переписывания записок а потому им должны быть выданы руководства и программы. Окончательное решение вопрос этот получил значительно позднее.
   *
  
   Преподавание Закона Божия было признано в то время неудовлетворительным, главным образом потому, что столичные заведения не все имели постоянных законоучителей.
   На это обратил внимание в 1828 г. главный директор Пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютант Демидов.
   До 1804 года в корпусах были законоучители постоянные: иеромонахи и архимандриты. В 1804 г. митрополит Санкт-Петербургский Амвросий отозвал из 1-го кадетского корпуса архимандрита Израиля для занятий должностей по лавре и в академии.
   На его место назначен был ректор Тверской семинарии архимандрит Евгений, присутствующий в Петербурге для отправления чреды священнослужений.
   Такой порядок казался митрополиту Амвросию нормальным.
  
   "Да неблагоугодно ли будет, - читаем в его письме на имя директора 1-го кадетского корпуса Перского, - чтобы и впредь погодно в корпусе исправляли должность законоучителя архимандриты вредные, чем как польза та же, так и честь для корпуса, буде для него всегда надобен архимандрит, сохранится, и мы избавимся тех затруднений, кои сопровождают отлучку архимандритов от их настоящих мест".
  
   С 1817 года по 1828-й беспрерывно назначаются в 1-й корпус законоучителями приезжающие в Петербург, для совершения чреды священнослужения, архимандриты.
  
   Генерал-адъютант Демидов нашел такой порядок неправильный, тем более, что во 2-ом, например, корпусе был законоучитель постоянный (в то время иеромонах Иеремия).
   Было сделано сношение с митрополитом Серафимов, со стороны которого последовало полное согласие на то, чтобы законоучитель был постоянный.
  
   На должность законоучителя был избран иеромонах Гедеон, и с начала 1829 г. прежний порядок переменных законоучителей был отменен. Число уроков было ему увеличено с 4-х на 14, а вознаграждение с 200 руб. на 1000 руб.
   *
  
   Из числа частных мероприятий, клонившихся к подъему успешности на деле преподавания, заслуживают внимания следующие.
  
   В 1828 году последовало Высочайшее повеление о том, чтобы исключить из числа табельных дней следующие праздники:
  
  -- Сретение Господне (2 февраля),
  -- Преображение Господне (6 августа),
  -- Усекновение Главы Иоанна Предтечи (29 августа),
  -- Рождество Пресвятые Богородицы (8 сентября),
  -- Воздвижение Креста Господня (14 сентября),
  -- Иоанна Богослова (26 сентября),
  -- Покров Пресвятые Богородицы (1 октября),
  -- Иконы Казанския Божией Матери (22 октября),
  -- Введение в храм (21 ноября).
  
   Рождественские каникулы сокращены, и праздничными днями считалось только 25 - 27 декабря
   Впоследствии эта табель была видоизменена, и большинство праздничных дней восстановлено.
  

0x01 graphic

Книга "Из деревенских воспоминаний".

Художник Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна

  
   В том же 128 году генерал-адъютант Демидов обратил внимание на то, что "военно-математические науки в некоторых заведениях имеют превосходство противу нравственных и словесных". В виду этого, заведениям было предписано обращать преимущественное внимание на эти последние науки.
   *
  
   Убеждаясь, что чтение книг, преимущественно же нравственных и исторических, не только закрепляет в молодых людях приобретенные сведения, но изощряет память, усиливает способности, генерал-адъютант Демидов вменил в обязанность директорам заведений стараться приохотить воспитанников, в свободное от учебных занятий время, а особенно в рекреационные дни, - читать нравственные и исторические книги.
  
   Книги выдавались из библиотек заведений.
   Надзор за самим чтением и за сбережением книг возлагался на старших в камерах. На ротных же командиров и дежурных офицеров возлагалось лишь наблюдение, чтобы воспитанники читали только те книги, которые выдаются из библиотек.
   *
  
   Наконец, чтобы преподаватели могли иметь всегда в виду слабейших воспитанников и побуждать их к большему вниманию и прилежанию, было предписано распределять кадет в каждом классе таким образом, чтобы слабейшие по успехам занимали передние скамьи, чтобы о воспитанниках, понизивших аттестацию, доставлялись директору ежемесячные донесения.
   Первое из этих распоряжений едва ли просуществовало долго, так как не только в Николаевское время, но и позднее во всех почти заведениях привился вредный обычай: сажать слабейших учеников на задние скамьи, получившие характерное прозвище "Камчатки" .
   *
  
   По мере увеличения числа военно-учебных заведений, увеличилась и потребность в преподавателях. Для снабжения заведений подготовленными учителями, в 1827 году был учрежден при Санкт-Петербургском батальоне военных кантонистов Военно-учительский институт.
   Число учеников в институте, из отличнейших по умственным способностям кантонистов, положено было иметь 60.
  
   Воспитанники должны были приготовляться в учителя следующих предметов: русской и немецкой словесности во всех основаниях, кроме поэзии; географии, истории, естественной истории, арифметики, алгебры, геометрии, физики, химии, механики, рисования, ситуации, архитектуры и военно-уголовного права. Курс положено было распределить на 4 года. Система преподавания намечалась предметная. Ученики, менее способные быть учителями, должны были готовиться в аудиторы.
   По окончании курса учителя должны были оставаться в продолжение 2 лет, при институте преподавателями своего предмета, для приобретения практических навыков в преподавании. По истечении 2-х лет, полагалось их назначать на службу в военно-учебные заведения, с обязательством прослужить в звании учителей 15 лет.
   *
  
   Проект положения о военно-учительском институте хотя и удостоился Высочайшего утверждения, но приведение его в исполнение было приостановлено, а затем и окончательно отменено, когда было издано Положение о службе по учебной части в военно-учебных заведениях (1836 г.). Взамен же проектированного института в названном батальоне были учреждены учительские курсы, приготавливающие учителей только для заведений военных кантонистов.
   *

0x01 graphic

"Бахчисарайский фонтан"

Художник Брюллов Карл Павлович.

  
   Почти одновременно с восстановлением Совета о военно-учебных заведениях (1830 г.) было издано Высочайше утвержденное "Общее Положение и Устав для военно-учебных заведений 2-го класса" .
   *
   К заведениям 2-го класса по этому положению отнесены корпуса: Пажеский, 1, 2, Павловский, Московский и Школа гвардейских подпрапорщиков.
  
   Общая цель всех этих заведений заключалась в том, "чтобы юному российскому дворянству дать приличное званию сему воспитание, в том направлении, как ему быть должно, дабы укоренить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, соделать их способными с пользою и честию служить государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности к престолу".
  
   Устав делится на три части: в первой говорится о физическом и нравственном воспитании, во второй об умственном образовании и в третьей - об управлении заведениями.
   *
  
   Цель умственного образования состоит в том, чтобы, возбуждая собственную деятельность ума учащихся и изощряя умственные их способности, довести их до необходимой степени знаний в следующих предметах:
  
   1)Законе Божием;
   2)языках: русском (во всей полноте и совершенстве, кроме поэзии), немецком и французском;
   3) чистописании на тех же языках;
   4) рисовании;
   5)черчении ситуационных планов;
   6) географии;
   7) истории;
   8) арифметики;
   9) алгебре, с применением оной к геометрии;
   10) геометрии простой;
   11) прямолинейной тригонометрии, с применением оной к съемке;
   12) правилах строевой, гарнизонной и лагерной службы, с изложением главных правил тактики и самой войны;
   13) полевой фортификации;
   14) начальных понятий об артиллерии, и
   15) военном судопроизводстве и письмоводстве.
  
   Сверх того, предназначенным к выпуску в артиллерию и саперные батальоны, преподавать:
  
   16)конические сечения;
   17) начальные основания механики и гидравлики;
   18) начальные основания физики и химии;
   19) продолжение артиллерии;
   20) общие правила долговременной фортификации, атаки и обороны крепостей и
   21) минное искусство.
   *
  
   Классы разделены были на три отделения: нижнее, среднее и верхнее; каждое отделение на три степени, а всякая степень на столько классов, чтобы в каждом из них было не более 35 воспитанников.
   На занятия в классах по уставу определялось 7 часов и на внеклассные приготовления уроков-2 часа.
   *
  
   Из этих законоположений явствует, что:1) стародавнее деление (с ХV*** в.) на возрасты (младший, средний и старший) по существу остался неизменным; изменены лишь грани, и вместо 5 предметов установлено 3; 2) продолжительность учебного курса установлена девятилетняя (вместо прежних 10 лет); 3) наукам математическим отведено, как то и необходимо, первенствующее значение; 4) в обучении русскому языку совершенно исключена поэзия, другими словами - курс теории поэзии (правила стихосложения и пр.), на которую в ХV*** веке налегали во всех школах.
  
   Кроме того, во главе об умственном образовании говорится о таких предметах обучения, которым место в отделе правил о физическом воспитании, а именно: о лазании, плавании, танцевании, фехтовании, об играх, волтижировании и верховой езде.
   *
  
   В уставе 1830 г. оказалось столько недомолвок и несовершенств, что уже с 1831 года, то есть со вступлением в должность главного начальника военно-учебных заведений великого князя Михаила Павловича, последовал целый ряд объявленных в приказах Его Высочества частных мероприятий и распоряжений, направленных к улучшению состояния учебной части.
   *
   Особенного напряжения деятельность в этом направлении достигла в то время, когда ближайшим помощником великого князя был назначен Я.И. Ростовцев (с 1835 г.).
   *
  
   Желая иметь верные сведения об успехах воспитанников по всем предметам умственного образования, великий князь приказал, чтобы учителя военно-учебных заведений, во время преподавания в классах, имели при себе списки по данной форме, из которой можно было бы видеть степень успехов и прилежания каждого воспитанника.
   Неудовлетворительное состояние библиотек военно-учебных заведений вызвало распоряжение о составлении каталогов книг и учебных пособий.
   *
   Выпускным кадетам губернских корпусов, прикомандировываемым к Дворянскому полку для окончательного усовершенствования во фронтовой службе, установлено производить испытание в науках при одном из Санкт-Петербургских кадетских корпусов, предварительное частное, а потом публичное.
   *
  
   Признавая необходимым, чтобы военно-учебные заведения заимствовали одно от другого все улучшения, каждым из них в преподавании наук введенные, великий князь предписал: на публичных испытаниях воспитанников присутствовать всем чинам военно-учебных заведений, а директорам и инспекторам по очереди.
   Установлено было иметь в каждом классе 2 ящика: в один складывались билеты, уже пройденные по программе, а в другой еще не пройденные. Каждый посетитель мог тогда судить о способе преподавания и ходе его.
   *
  
   Изданы были подробные правила о разрядах по выпуску из специальных училищ, при чем оценка успехов производилась по 600 бальной системе.
   Система эта была основана на следующем расчете: всех предметов преподавания полагалось 12; полное число баллов, включенные в оные поведение и прилежание, по каждому предмету полагалось - 50.
   В Главном инженерном училище сумма баллов определялась - 700.
   *
  
   Установлены аттестационные тетради, введены красные и черные доски, на которых вписывались имена: на красных - отличнейших кадет, а на черных - самых дурных.
   *
  
   Для подъема успешности в преподавании иностранных языков по наглядной методе Эртеля введен способ взаимного обучения лучшими воспитанниками - слабейших. Первым было присвоено название монитеров или слушателей.
   *
  
   Упорядочено производство публичных испытаний, установлены правила раздачи наград на экзаменах .
   *
   Для приобретения полезных знаний установлено воспитанников верхних классов каждого заведения раз в месяц водить в литейную, арсенал, пороховой завод, лаборатории, монетный двор, музеи, фабрики и на публичные работы.
   *

0x01 graphic

В саду Гесперид (1892).

Художник Фредерик Лейтон

  
   Учреждена должность наставников-наблюдателей; продолжительность лекция сокращена на Ґ часа (вместо 2 - часовой введена 1Ґ часовая) и установлено распределение кадетского дня.
   *
   Обращено, наконец, внимание на один из важных пробелов устава 1830 г.
  
   "В подведомственных мне военно-учебных заведениях, - читаем в приказе по военно-учебным заведениям от 2 февраля 1835 года, N 49, - вовсе не поощряется, а в некоторых, как мне известно, даже и дозволяется неохотно обучение воспитанников музыке".
  
   В виду этого музыка была введена как необязательный предмет обучения, за счет родителей, но с тем, чтобы заведения помогали родителям всеми зависящими от них средствами: отведением особых комнат, освещением, изготовлением нужной мебели и пр.
   *
   Перечисленные распоряжения составляют лишь незначительную часть тех мероприятий в деле умственного образования, которые были введены великим князем в первые 5 лет управления заведениями Его Высочества. Вся совокупность их составила Свод законоположений о военно-учебных заведениях, над составлением которого трудился в течение 6 месяцев начальник штаба военно-учебных заведений Я.И. Ростовцев (ч.*, кн. *** С.В.П. 1838 г.).
  
   "У нас такая беспрерывная фабрика, - читаем в письме Ростовцева к Великому князю, находящемуся за границей, - что она работа серьезная погоняет так сказать другую" .
   "Удалось закончить огромный и важный труд по составлению свода законов по военно-учебным заведениям, тяготивший меня около 6 месяцев" .
   Приветствуя на экзаменах пажей и воспитанников Дворянского полка, Ростовцев был поражен блестящими успехами. "Они уже не те неучи, что были прежде", - читаем в другом его письме к великому князю.
   "Заведения с проселочной дороги уже выведены, - пишет Ростовцев великому князю в сентябре 1835 г. - и шоссе Вами для них уже подготовлено. Я даже думал бы, что на некоторое время не мешало бы и приостановиться преобразованиями, а заняться преимущественно наблюдением: наблюдение и время довершат начатое".
  

0x01 graphic

"У Богородицкого дуба"

Художник Брюллов Карл Павлович.

  
   В деле составления руководств Ростовцев принимал самое живое участие. По его мысли все они должны были составить одно целое: "Руководство для преподавания наук в военно-учебных заведениях" .
   *
   Цель, которую наметил Ростовцев, была им, однако же, достигнута не скоро.
   Прошло 13 лет, в течение которых работа многих лиц, привлеченных к делу, замедлялась иногда по причинам, от составителей не зависящих.
   Это видно из некоторых писем Ростовцева к великому князю.
  
   "Киндевер и Кушакевич подготовили отлично хороший курс чистой математики. География Соколовского, по отзыву проф. Арсеньева, превосходит все, что было написано в России по этой части. Статистика Шульгина почти готова. Медем работает довольно деятельно по тактике, фортификации и артиллерии. Составление физики и химии приняли на себя лучшие преподаватели: Щеглов и Максимович. Учебная книга законов идет медленно. Шульгин историю читает, но встретил препятствие от мнения министра народного просвещения" .
  
   *
   В следующем году Ростовцев снова возвращается к вопросу о руководствах.
  
   "Когда все наши руководства поспеют, тогда направление, средства и цели умственного образования будут, как лошади на вожжах, в руке главного начальника; захочет - поворотит вправо, влево, остановит, прибавит рыси и т.п. Учитель же, отступивший произвольно от руководства, подвергается суду, как государственный преступник" .
  
   *
   К началу 1850-го года заказанных штабом военно-учебных заведений руководств было издано уже 43. Более всего, что видно из дальнейшей переписки, начальника штаба военно-учебных заведений заботили такие предметы, как история и Закон Божий. Настоящий смысл только что приведенной выдержки из письма о тяжкой каре, грозившей учителю за самовольное отступление от руководства, раскрыты при сопоставлении этого письма с другими.
  
   "Преподавание истории, - читаем в письме от 22 декабря 1836 года, - все еще не согласно со всеми взглядами на этот предмет Вашего Высочества. К будущему году надеюсь этот предмет выдвинуть плотно в ту колею, которую Ваше Высочество указали" .
  
   Через 10 лет, при посещении Михайловского - Воронежского кадетского корпуса, Ростовцев пишет великому князю:
  
   "Вместо Дома Романовых, исключительно назначенного к преподаванию детям, как самый блестящий период нашей истории, учитель, впрочем, хороший и добросовестный, вздумал помудрить и пройти детьми всю историю. Времени не достало; он кончил воцарением Михаила Федоровича, чем должен был начать, а у мальчиков остались в голове глупые анекдоты от Иоанне Грозном и междоусобиях удельных, следовательно вместо пользы вышел вред" .
  
   *
   Таким образом, сама собою выясняется та точка зрения, с которой смотрело высшее начальство на воспитательное значение русской истории и которой неуклонно держалось в продолжении всего царствования императора Николая *: 14-е декабря 1825 г, польское восстание 1831 года и, наконец, события 1848 г. во Франции, в Пруссии и в Австрии заставляли придерживаться, как уже было замечено, более политических, нежели педагогических приемов в преподавании. Та же политика легла в основу преподавания Закона Божия для католиков.
  

0x01 graphic

"Жены-мироносицы (святые жены)"

Художник Башкирцева Мария Константиновна.

  
   При осмотре в 1844 году Брестского кадетского корпуса Ростовцев произвел довольно оригинальный экзамен по Закону Божию: православных он заставил отвечать по билетам католического патера, а католиков наоборот - по билетам православного законоучителя. Патер и священник были друзьями.
  
   "Возродилась у меня мысль, - пишет Ростовцев великому князю, - нельзя ли будет во всех заведениях руководство Закона Божия римско-католического вероисповедания сделать в главных частях одинаковыми с руководством православным. Тогда можно будет Закон Божий католикам преподавать на русском языке" .
  
   *
   Такими мерами и приемами, в числе многих других, начальник штаба военно-учебных заведений проводил в их жизнь Высочайшие предначертания, данные в рескриптах 1826 г. адмиралу Шишкову и инженер-генералу Опперману.
  
   Постоянные поездки Ростовцева для осмотра заведений признавались и желательными, и необходимыми именно в видах установления во всем единообразия.
  
   "Необходимо,-го ворил Государь Ростовцеву, - чтобы ты каждый год объезжал корпуса. Директор, зная одно свое заведение, бывает иногда односторонен, а Я, Михаил Павлович и ты знаем все и можем приводить их к одному знаменателю" .
  

0x01 graphic

Военная библиотека императора Александра II.

Художник Гау Эдуард

  
   Заботы об умственном образовании воспитанников не ограничивались выработкой курсовых программ и составлением учебных руководств.
  
   Параллельно было обращаемо внимание и на "присвоение чужого ума" путем чтения.
  
   Распоряжения Демидова, состоявшиеся еще в 1828 году, должно быть не привели к желаемым результатам, потому что в 1835 году снова возбуждается вопрос о том, как бы приохотить учащихся к самостоятельному чтению.
  
   При всех заведениях существовали библиотеки, а книги, тем не менее, не читались.
   Причин тому было много.
   Одна из главных - отсутствие книг, соответствовавших возрасту, и необходимость освежения материала для чтения. Приобретение и снабжение заведений новыми книгами потребовали бы, по приблизительному подсчету, затраты весьма солидной суммы, до 250 тыс. рублей.
  
   По этим соображениям, а также потому, что современное направление литературы было отрицательным, у начальника штаба военно-учебных заведений возникла мысль об издании особого журнала, который и стал выходить, с 1836 года, книжками от 5 - 7 листов каждая, ежемесячно по 2 книжки.
  
   Сотрудниками нового изданий, получившего название "Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений", были выдающиеся деятели того времени: Плетнев, Талызин, Максимович, Данилевский, Висковатов, В. Боткин и др.
  
   Цензуру издания принял на себя Ростовцев.
   С первых же дней своего существования, журнал стал пользоваться популярностью, и его охотно читали.
  
   "Журнал наш очень удается между нашими воспитанниками, - писал Ростовцев великому князю, - и даже входит в моду: Морской корпус и Институт гражданских инженеров просят печатать потребное для них число экземпляров" .
  
   Журнал просуществовал около 30 лет, а потом по причинам, о которых будет сказано ниже, прекратил свое существование, сослужив большую службу в деле удовлетворения умственных интересов учащихся.
   *
   Неустанная деятельность великого князя и его начальника штаба, направленная к подъему и урегулированию учебной части во всех заведениях, выразилась также в снабжении заведений всеми необходимыми пособиями:
  
  -- при заведениях были основаны собственные литографии, библиотеки пополнились книгами;
  -- корпуса были снабжены картинами, глобусами, геометрическими и рисовальными моделями и, физическими приборами, естественноисторическими коллекциями.
  -- Каждый корпус со специальными классами имел свою химическую лабораторию и собрание артиллерийских и фортификационных моделей.
  -- Для содействия же к выгоднейшему приобретению всех этих предметов, военно-учебным заведениям было предоставлено право выписывать их из-за границы без оплаты установленными пошлинами.
  

0x01 graphic

"Кабинет императора Николая I".

Художник Гау Эдуард Петрович

  
   См. далее
   о временах Николая I и жизни настоящей ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1825 г., N75.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1825 г., N 75.
   В том же Деле архива главного управления военно-учебных заведений 1825 г., N 75 сохраняются любопытные документы:а)экземпляр клятвенного обещаний от 17 декабря; б)экземпляр Указа Правительствующего Сената от 18 декабря и в)экземпляр предписания великого князя Константина Павловича министру юстиции Лобанову-Ростовскому от 8 декабря.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1825 г., N73/151. Описание это по времени его составления является первым из числа тех, которые впоследствии послужили источником для подробного изложения того же события в книге барона Корфа:" Восшествие на престол Императора Николая *". - СП б., 1857.
   См. Приложение 1.
   Мельницкий. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России.- СП б., 1857, **, с.10.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1826 г., N1.
   Мельницкий, **, с.13. - Среди материалов, которые обсуждались в Комитете, находились и некоторые документы, найденные по кончине императора Александра *, в его кабинете, в Зимнем Дворце. В числе этих документов был и проект устава губернских кадетских корпусов, представленный государю еще в 1806 году от Совета о военно-учебных заведениях и не получивший дальнейшего движения.
   2 П.С.З., *, 1826, N 338.- См. Приложение **.
   Рождественский. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения.- СП б., 1902. с.179 и след.
   Милюков. Очерки по истории русской культуры, **, СП б., 1899, с.324 и сл.
   Милюков, с.334 и сл.
   Павловское малолетнее кадетское отделение 1 Московского кадетского корпуса, Тульский, Тамбовский, Орловский, Воронежский, Оренбургско-Неплюевский, Сибирский, Уральское военное училище, Александровское в Царском Селе, Новгородский, Полоцкий, Полтавский, Александровско-Брестский и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
   Из письма Я.И. Ростовцова к великому князю Михаилу Павловичу от 25 июля 1846 года (Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55, заключающее в себе 76 писем Я.И. Ростовцова к великому князю Михаилу Павловичу за 1835-1849 гг.)
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1825 г., N 66/82.
   Мельницкий, **, с.133 и сл.
   Подробности изложены и цитированных ранее трудах Мельницкого и Лалаева.
   Мельницкий, **, с.95 и сл.
   2 П.С.З., т. *, N 3906. 1830 г. и т. *, "4469, 4495.
   Мельницкий, **, с. 383.
   2 П.С.З., т. *, N 3593, 3672; Мельницкий, **, с.66 и сл.
   Членами Совета были назначены: великий князь Михаил Павлович, инженер-генерал гр. Опперман, генерал-адъютант Голенищев-Кутузов *, министр народного просвещения генерал от инфантерии кн. Ливен и генерал-адъютант Демидов.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1831 г., N 58.
   Краткий отчет о положении и ходе военно-учебных заведений в 25-летие царствования Государя Императора.- СП б., 1850 (Мельницкий, **, с.129).
   Мельницкий, **, с. 153 (2 П.С.З. 1832 N 5198).
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1834 г., N 44 (связка N 28).
   До 1843 г., когда по новому положению он был назначен инспектором военно-учебных заведений, с сохранением и звания главного директора.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 17 (по описи 1835 г., N 16).
   2 П.С.З., 1836 г., N 9038, ** 5, 401, 445 и 577. - См. Приложение ***.
   Письмо Я.И. Ростовцова к великому князю Михаилу Павловичу от 2/14 сентября 1836 г. (Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N55).
   С.В.П., 1838 г., ч. *, кн. ***, ст. 244-1192.
   2 П.С.З., 1843 г., N 16651.
   Рескрипт от 25 марта 1843 г. (Мелницкий, ***, с.12-14)
   2 П.С.З., 1843, т. Х V***, N 16651.
   В состав этих комитетов вошли инспектора классов: генерал-майор Перский (состоявший одновременно и директором 1 кадетского корпуса), статский советник Стефанов (2 кадетский корпус), полковник Броневский (Пажеский корпус) и коллежский советсник Ушаков (Военно-Сиротский дом), а также преподаватели: Чижов, Буняковский, максимович, Брикс (математика), профессор Кайданов (история) и Кошанский (русское слово). См.: Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1828 г., N 144/26.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1828 г., N28/145.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1828 г., N 8/142.
   Вопрос о сокращении числа праздничных дней возник вследствие возбужденного в Главном Штабе Е.И.В. дела о табельных днях для частей военных поселений.- Переписка по этому делу напечатана в декабрьской кн. "Педагогический Сборник" за 1905 г. (стр.577 и сл.).
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1828 г., N 143/18.
   Мельницкий, **, с. 35.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1828 г., N 143/18.
   Происхождение "Камчатки" , впрочем, объясняется и причинами технического свойства. Классные столы обыкновенно располагались так, что маленькие ставились впереди, а большие сзади. В числе неуспевающих обыкновенно были кадеты великовозрастные и крупные. Подходящие для них столы стояли позади; таким образом на них и оказывались "камчадалы" .
   2 П.С.З., 1827 г., т. **, N 1366.
   Лалаев, **, с.74 и сл.; Мельницкий, **, с. 27 и сл.
   2 П.С.З, т. *, 1830 г., NN 3598 и 3615.
   В основу деления на классы была положена приблизительная одинаковость учебных программ и проходимых курсов. У первоклассным отнесены: губернские кадетские корпуса, Дворянский полк и Александровский кадетский корпус, а к третьему классу причислены училища артиллерийское, инженерное и Морской кадетский корпус.
   С исключением этого отдела из курса отечественного языка косвенно изгонялись из заведений поэты не только классики, но, главным образом, поэты-современники (Жуковский, Батюшков, Пушкин). Очевидно, что кадеты читали их во внеклассное время и тайно.
   Мельницкий, **, с.155.
   Приказ по военно-учебным заведениям 15 ноября 1834 г., N 13.
   Приказ по военно-учебным заведениям 21 ноября 1834 г., N 15.
   Приказ по военно-учебным заведениям 10 декабря 1834 г., N 24.
   Приказ по военно-учебным заведениям 22 ноября 1834 г., N 16.
   Мельницкий, **, с. 212.
   Приказ по военно-учебным заведениям 4 апреля 1835 г., N 68.- См. Приложение *V.
   Приказ по военно-учебным заведениям 25 января 1835 г., N 45.
   Там же.
   Приказ по военно-учебным заведениям 21 марта 1835 г., N 63.- См. Приложение V.
   Приказ по военно-учебным заведениям 13 апреля 1835 г., N 70.
   Приказ по военно-учебным заведениям 12 февраля 1835 г., N 53.
   Приказ по военно-учебным заведениям 25 февраля 1835 г., N 57.
   Приказ по военно-учебным заведениям 8 марта 1835 г., N 60.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55 (18-е письмо, от 2/14 сентября 1836 г.).
   Там же, 21-е письмо от 17/29 октября 1836 г.
   Там же, 3-е письмо от 4/16 июня 1835 г.
   Там же, 12-е письмо от 18 сентября 1835 г.
   Там же, 13-е письмо от 2/14 октября 1835 г.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55. (13-е письмо от 2/124 октября 1835 г.).
   Там же (19-е письмо от 16/28 сентября 1836 г.).
   См. Приложение V**.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55 (24-е письмо 22 января 1837 г.)
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55 (59-е письмо 15 августа 1846 г.)
   Для других иноверческих вероисповеданий был, впрочем, провозглашен принцип веротерпимости, вытекающий из основного закона Российской Империи.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55 (51-е письмо от 1 августа 1844 г.).
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55 (59-е письмо от 15 августа 1846 г.).
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 9.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1835 г., N 55 (19-е письмо от 16/28 сентября 1836 г.).
   Отдельная монография об этом издании принадлежит М.К. Соколовскому: "Кадетский журнал полвека назад" . СП б., 1905.
   Приказ по военно-учебным заведениям 4 октября 1840 г., N 297.
   2 П.С.З., т. ХХV*, N 25, 350.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023