ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Дух - повелитель жизни смертных"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Вожатый и повелитель жизни смерт­ных - дух"...

  

0x01 graphic

А.М.Василевский

1 августа 1928 года

  

ИЗ СЕМИНАРИИ - В ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

А.М. Василевский

   Справка до 1917 г.:
  
  -- Александр Михайлович Василевский (16 (30) сентября 1895 -- 5 декабря 1977), в 1949--1953 годах Министр вооружённых сил и Военный министр СССР.
  -- Родился в один день со своей матерью в христианский праздник Веры, Надежды, Любви. И мать, и отец были "православного вероисповедания по единоверию".
  -- Позже Александр Василевский начал обучение в церковно-приходской школе при этом храме. В 1909 году окончил кинешемское духовное училище и поступил в костромскую духовную семинарию, диплом об окончании которой позволял продолжить образование в светском учебном заведении.
  -- В мае 1915 года окончил ускоренный курс обучения (4 месяца) и в чине прапорщика был направлен на фронт.
  -- С июня по сентябрь побывал в ряде запасных частей и наконец оказался на Юго-Западном фронте, где вступил в должность полуротного командира роты 409-го Новохопёрского полка 103-й пехотной дивизии 9-й армии.
  -- Весной 1916 года назначен командиром роты, через некоторое время признанной одной из лучших в полку. В этой должности участвовал в мае 1916 года в знаменитом Брусиловском прорыве. В результате больших потерь среди офицеров оказался командиром батальона того же 409-го полка.
  -- Получил чин штабс-капитана.
  -- Известие об Октябрьской революции застало Василевского под Аджуд-Ноу, в Румынии, где он принимает решение оставить военную службу и в ноябре 1917 увольняется в отпуск.
  -- Находясь на родине, в конце декабря 1917 года Василевский получает известие о том, что солдаты 409-го полка избрали его командиром в соответствии с действовавшим тогда принципом выборности командиров.
  
  

0x01 graphic

Знамя "потешных войск"

   ***
   В июле -- августе 1914 года перед последним классом семинарии я проводил каникулы, как и прежде, у себя дома, работая вместе с другими членами нашей семьи в поле и огороде. Там-то 20 июля (по старому календарю) я узнал о начавшейся накануне мировой войне.
   <...>
   Война опрокинула все мои прежние планы и направила мою жизнь совсем не по тому пути, который намечался ранее. Я мечтал, окончив семинарию, поработать года три учителем в какой-нибудь сельской школе и, скопив небольшую сумму денег, поступить затем либо в агрономическое учебное заведение, либо в Московский межевой институт.
  
   Но теперь, после объявления войны, меня обуревали патриотические чувства. Лозунги о защите отечества захватили меня. Поэтому я, неожиданно для себя и для родных, стал военным.
  
   Вернувшись в Кострому, мы с несколькими одноклассниками попросили разрешения держать выпускные экзамены экстерном, чтобы затем отправиться в армию.
   Наша просьба была удовлетворена, и в январе 1915 года нас направили в распоряжение костромского воинского начальника, а в феврале мы были уже в Москве, в Алексеевском военном училище.
   *
   Алексеевское военное училище располагалось в Лефортове, сразу же за речкой Яузой ...
   <...>
  
   Решение стать офицером было принято мною не ради того, чтобы сделать карьеру военного.
  
   Я по-прежнему лелеял мечту быть агрономом и трудиться после войны в каком-нибудь углу бескрайних российских просторов. Я тогда и не предполагал, что все повернется иначе: и Россия будет уже не та, и я стану совсем другим...
  
   В России было более десяти военных училищ.
   Первым "по чину" считалось Павловское, вторым -- Александровское, третьим -- Алексеевское.
  
   Созданное в 1864 году Алексеевское училище именовалось ранее Московским пехотным юнкерским, а с 1906 года по велению Николая II ему дали название Алексеевского в честь родившегося наследника престола. Оно заметно отличалось от первых двух, которые комплектовались выходцами из дворян или, по меньшей мере, детьми из богатых семей.
  
   В Алексеевское училище набирали преимущественно детей разночинцев.
  
   Иной была судьба и его выпускников.
   Обычно их ожидала "военная лямка" в провинциальном захолустье. Но это не мешало "алексеевцам" гордиться своим военно-учебным заведением.
   Выпускники имели свой особый значок. 22 октября отмечали день основания училища. Я в праздновании ни разу не участвовал, ибо пробыл там всего четыре месяца.
  
   Начальником училища был генерал Н. А. Хамин, обладавший правами полкового командира. Его помощником по строевой части являлся полковник А. М. Попов -- человек крутого нрава.
  
   Он был убежден, что строгого порядка можно добиться только путем дисциплинарных взысканий. Встречая выпускников, замиравших перед ним "во фронт", он обязательно спрашивал, стояли ли они под ружьем. И если слышал в ответ "нет", тут же отправлял юнкеров под ружье с полной выкладкой, говоря при этом: "Как же вы будете наказывать других, не испытав этого сами?"
  
   Во время моего пребывания в училище имелось пять рот, каждая состояла из двух полурот -- старших юнкеров и младших. Роты и полуроты комплектовались строго по ранжиру. Я, имея рост 178 сантиметров, в первую роту не попал и был зачислен в 5-ю роту со смешанным ранжиром. Роты были сведены в батальон, которым командовал названный выше полковник Попов.
  
   Командиром нашей роты был капитан Г. Р. Ткачук.
   Он к тому времени уже побывал на войне, получил ранение и носил Георгиевский крест 3-й степени.
  
   *
   Обучали нас, почти не учитывая требований шедшей войны, по устаревшим программам. Нас не знакомили даже с военными действиями в условиях полевых заграждений, с новыми типами тяжелой артиллерии, с различными заграничными системами ручных гранат (кроме русской жестяной "бутылочки") и элементарными основами применения на войне автомобилей и авиации.
   Почти не знакомили и с принципами взаимодействия родов войск. Не только классные, но и полевые занятия носили больше теоретический, чем практический характер.
   Зато много внимания уделялось строевой муштре.
  
   <...>
   Нежелание его начальства считаться с требованиями времени отражалось, прежде всего, на подготовке выпускников.
  
   Им пришлось постигать многое на фронте, в боевой обстановке, расплачиваясь порой жизнью за легкомыслие и косность их учителей.
  
   Правда, в нашей роте полевое обучение, благодаря капитану Ткачуку, побывавшему на фронте, было поставлено значительно лучше, чем в других.
   Пособия, которыми мы пользовались, устарели. Но и в царской армии были люди, которые понимали необходимость перемен в учебном процессе.
  
   Одним из них являлся генерал-лейтенант В. И. Малинко. В 1915 году появилось его "Пособие для подготовки на чин прапорщика пехоты, кавалерии и артиллерии". В нем довольно умело были скомпонованы важнейшие сведения из курсов военной администрации, тактики, артиллерии, стрелкового дела, военно-инженерного дела и топографии.
   Но пособие вышло в свет уже после того, как я окончил училище.
  
   *
   При поступлении в училище нас зачислили юнкерами рядового звания. Через два месяца некоторых произвели в унтер-офицеры (портупей-юнкеры), а через четыре, в конце мая 1915 года, состоялся выпуск по ускоренному курсу обучения военного времени.
  
   Царская армия несла большие потери.
   Остро не хватало командных кадров, и военно-учебное ведомство торопилось. Однако спешка -- спешкой, а служба -- службой, так что давно заведенный в училище порядок почти не изменился и в военное время.
  
   Распорядок дня у нас был такой.
   В 5.45 повестка, далее подъем, утренний осмотр, молитва, гимн, чай, занятия. В 12.30 полагался завтрак, потом опять занятия. В 17.45 мы обедали, затем отдыхали и пили вечерний чай. В 21 час в ротном строю мы прослушивали вечернюю зорю, после чего проводились перекличка и осмотр, в 23 часа тушили огни.
   К этому времени все юнкера, за исключением находившихся в суточном наряде, обязаны были лежать и постели.
  
   В город нас отпускали редко.
   Целый кодекс правил существовал для тех, кто был в увольнении.
   Запрещалось посещать платные места гулянья, клубы, трактиры, рестораны, народные столовые, биллиардные, бега, торговые ряды на Красной площади и т. д. В театрах и на концертах нам не разрешалось сидеть ближе седьмого ряда партера и ниже второго яруса лож.
  
   *
   По окончании училища нас произвели в прапорщики с перспективой производства в подпоручики через восемь месяцев службы, а за боевые отличия -- в любое время.
  
   Каждый из нас получил по 300 рублей на обмундирование (существовал обязательный перечень обмундирования. Его приобретало училище под контролем командира роты) и 100 рублей сверх того.
  
   Выдали также револьвер, шашку, полевой бинокль, компас и действующие военные уставы.
  
   И вот я -- 20-летний прапорщик с одной звездочкой на просвете погона.
   Мне полагалось уметь обучать, воспитывать и вести за собой солдат, многие из которых уже побывали в боях, были значительно старше меня.
  
   *
   Что же я вынес из стен училища? Каким был багаж моих знаний?
  
   Мы получили самые общие знания и навыки, необходимые офицеру лишь на первых порах. Не задумываясь о социальном назначении армии и ее командиров, я считал тогда непременным качеством хорошего командира умение руководить подчиненными, воспитывать и обучать их, обеспечивать высокую дисциплину и исполнительность.
   *
  
   Нельзя сказать, что четырехмесячное воинское обучение прошло для меня даром.
   Полезно было понять и сам контраст между той обстановкой, в которой я жил до поступления на военную службу, и той, которая окружила меня в училище.
  
   Я жадно впитывал все увиденное и услышанное, старался постичь военную премудрость, меня охватывало сомнение, получится ли из меня офицер?
  
   Приходилось ломать себя, вырабатывая командирские навыки.
   Кое-что дали мне устные наставления моих преподавателей.
   Много получил я в результате чтения трудов видных русских военачальников и организаторов военного дела, знакомства с их биографиями.
  
   Я серьезно изучал сочинения А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Д. А. Милютина, М. Д. Скобелева.
  
   Я твердо усвоил некоторые истины, вычитанные в трудах названных выше авторов. "Не рассказ, а показ, дополняемый рассказом". "Сообщи сначала только одну мысль, потребуй повторить ее и помоги понять, потом сообщай следующую". "На первых порах обучай только самому необходимому". "Не столько приказывай, сколько поручай". "Наше назначение -- губить врага; воевать так, чтобы губить и не гибнуть, невозможно; воевать так, чтобы гибнуть и не губить, глупо".
  
   Так советовал герой русско-турецкой войны 1877--1878 годов профессор Михаил Иванович Драгомиров.
  
   Кое-какие тезисы я решил сделать твердым правилом на все время военной службы:
  
   - "Поклоняться знамени".
   - "Служить Отечеству".
   - "Блюсти честь мундира".
   - "Близко общаться с подчиненными".
   - "Ставить службу выше личных дел".
   - "Не бояться самостоятельности".
   - "Действовать целеустремленно".
  
   Естественно, что эти тезисы не в полной мере соответствуют нашему пониманию принципов взаимоотношений командира с подчиненным.
  
   Да я и не мог тогда в силу своей идейной неподготовленности задумываться над такой проблемой.
  
   Для меня было важно стать хорошим командиром, и любые советы на сей счет я принимал как откровение.
  
   <...>
  

А. М. Василевский

Дело всей жизни. Издание третье. М., 1978.

  

0x01 graphic

  
   Справка с 1917 г.:
  
  -- С июня по август 1918 года работал сотенным инструктором всевобуча при Углецкой волости Кинешемского уезда Костромской губернии.
  -- С сентября 1918 года работал учителем в начальных школах сёл Верховье и Подъяковлево Голунской волости Новосильского уезда Тульской губернии .
  -- В апреле 1919 года призван в Красную Армию и направлен в 4-й запасной батальон, на должность взводного инструктора (помощника командира взвода).
  -- Летом 1919 года батальон переводится в Тулу для формирования Тульской стрелковой дивизии в преддверии приближения Южного фронта и войск генерала Деникина. В конце июля Василевского переводят в 427-й полк 48-й (бывшей Тульской) дивизии, где он служил ранее. До середины августа находится в Вильно, где дивизия несёт гарнизонную службу, затем ведёт боевые действия против поляков в районе Беловежской пущи.
  -- После войны Василевский принимал участие в борьбе с отрядом Булак-Балаховича на территории Белоруссии, до августа 1921 года боролся с бандитами в Смоленской губернии.
  -- В июне 1928 года 143-й полк особо выделен инспекторской группой на учениях.
  -- Осенью 1930 года 144-й полк, считавшийся до принятия командования Василевским наиболее слабо подготовленным в дивизии, занял первое место и получил отличную оценку на окружных манёврах.
  -- Василевский в автобиографии 1938 г. утверждал, что "связь с родителями личная и письменная утрачена с 1924 года".
  -- С весны 1931 года Василевский работал в Управлении боевой подготовки РККА, редактировал выпускавшийся управлением "Бюллетень боевой подготовки" и оказывал помощь редакции журнала "Военный вестник".
  -- В 1934--1936 годах был начальником отдела боевой подготовки Приволжского военного округа.
  -- В 1936 году, после введения в РККА персональных воинских званий, присвоено звание "полковник".
  -- В 1937 году окончил Военную академию Генерального штаба и неожиданно был назначен начальником кафедры тыла академии.
  -- В октябре 1937 года последовало новое назначение -- начальником отделения оперативной подготовки командного состава в Генштабе. С 1939 года по совместительству занимает должность заместителя начальника Оперативного управления Генштаба.
  -- Весной 1940 года в результате перестановок в аппарате наркомата обороны и Генерального штаба назначен первым заместителем начальника Оперативного управления с присвоением звания "комдив".
  -- 9 ноября совершил в составе советской делегации под руководством Вячеслава Молотова поездку в Берлин для переговоров с Германией.
  -- 1 августа 1941 года генерал-майор Василевский был назначен заместителем начальника Генштаба -- начальником Оперативного управления.
  -- В самые критические дни под Москвой, с 16 октября до конца ноября 1941, когда Генштаб был эвакуирован, он возглавлял в Москве оперативную группу (первый эшелон Генштаба) для обслуживания Ставки.
  -- 28 октября 1941 деятельность опергруппы была высоко оценена Сталиным -- четверым было присвоено очередное звание: Василевскому -- звание генерал-лейтенанта, а трём другим -- звание генерал-майора.
  -- С 29 ноября до 10-х чисел декабря 1941 г.[5], в связи с болезнью Шапошникова[6] , Василевский исполнял обязанности начальника Генштаба.
  -- С 24 апреля 1942 г. в связи с болезнью Б. М. Шапошникова исполнял обязанности начальника Генштаба, 26 апреля Василевскому было присвоено звание "генерал-полковник". 9 мая в связи с прорывом немцами Крымского фронта отозван Ставкой в Москву. После того как в июне 1942 года в окружение под Ленинградом попала 2-я ударная армия генерала Власова направлен вместе с командующим Волховского фронта Мерецковым в Малую Вишеру для организации вывода войск из окружения.
  -- 26 июня 1942 года назначен начальником Генштаба, а с октября был одновременно заместителем наркома обороны СССР.
  -- 16 февраля А. М. Василевскому было присвоено воинское звание "Маршал Советского Союза", что было крайне необычно, так как всего 29 дней назад ему было присвоено звание генерала армии.
  -- Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Александру Михайловичу Василевскому присвоено 29 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий ВГК.
  -- В связи с отбытием Сталина, а также заместителя начальника Генштаба А. И. Антонова на Ялтинскую конференцию, Василевский вернулся к исполнению обязанностей начальника Генштаба и заместителя наркома обороны, руководству Восточнопрусской операцией.
  -- А днём 18 февраля пришло известие о гибели командующего 3-м Белорусского фронта Черняховского. В связи с этим Сталин быстро принял решение назначить Василевского командующим 3-м Белорусским фронтом, а кроме того, ввести Василевского в состав Ставки Верховного Главнокомандования. В должности командующего фронтом Василевский руководил штурмом Кёнигсберга.
  -- Летом 1944 года, по окончании Белорусской операции, Сталин сообщил Василевскому о планах назначить его главнокомандующим советских войск на Дальнем Востоке после окончания войны с Германией.
  -- 5 июля 1945 года, переодетый в форму генерал-полковника, с документами на имя Васильева, Василевский прибыл в Читу. 30 июля директивой ГКО был назначен главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке.
  -- В ходе подготовки наступления Василевский посетил исходные позиции войск, познакомился с войсками Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, обсудил обстановку с командующими армиями и корпусами. При этом были уточнены и сокращены сроки выполнения основных задач, в частности выхода на Мачжурскую равнину. На рассвете 9 августа 1945 года, с переходом в наступление, руководил действиями советских войск. Всего 24 дня потребовалось советским и монгольским войскам под командованием А. М. Василевского, чтобы разгромить в Манчжурии миллионную Квантунскую армию Японии.
  -- После окончания войны, с 22 марта 1946 г. по ноябрь 1948 г., -- начальник Генерального штаба ВС СССР и заместитель министра Вооруженных сил СССР.
  -- С 1948 -- первый заместитель министра Вооруженных сил. С 24 марта 1949 г. по 26 февраля 1950 г. -- министр Вооружённых сил СССР, затем -- Военный министр СССР (по 16 марта 1953 г.).
  -- После смерти Сталина военная карьера А. М. Василевского резко изменилась.
  -- Три года (с 16 марта 1953 г. по 15 марта 1956 г.) он был первым заместителем министра обороны СССР, но 15 марта 1956 г. его освобождают от занимаемой должности по личной просьбе, однако через 5 месяцев (14 августа 1956 г.) вновь назначают заместителем министра обороны СССР по вопросам военной науки.
  -- В декабре 1957 г. он "уволен в отставку по болезни с правом ношения военной формы", а в январе 1959 г. вновь возвращен в кадры Вооружённых Сил и назначен генеральным инспектором Группы генеральных инспекторов МО СССР (по 5 декабря 1977 г).
  -- Умер 5 декабря 1977 года. Урна с прахом Александра Михайловича Василевского была замурована в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
  

0x01 graphic

  
   Воинские звания
  
  -- Комбриг -- присвоено 16 августа 1938,
  -- Комдив -- 5 апреля 1940,
  -- Генерал-майор -- 4 июня 1940,
  -- Генерал-лейтенант -- 28 октября 1941,
  -- Генерал-полковник -- 21 мая 1942,
  -- Генерал армии -- 18 января 1943,
  -- Маршал Советского Союза -- 16 февраля 1943.
  
   Награды
  
  -- Герой Советского Союза
  -- 2 медали "Золотая Звезда" (29 июля 1944, 8 сентября 1945),
  -- Ордена
  -- 8 орденов Ленина (21 мая 1942, 29 июля 1944, 21 февраля 1945, 29 сентября 1945, 29 сентября 1955, 29 сентября 1965, 29 сентября 1970, 29 сентября 1975),
  -- Орден Октябрьской Революции (22 февраля 1968),
  -- 2 ордена "Победы" (N 2 и N 7) (10 апреля 1944, 19 апреля 1945),
  -- 2 ордена Красного Знамени (3 ноября 1944, 20 июня 1949),
  -- Орден Суворова 1-й степени (28 января 1943),
  -- Орден Красной Звезды (1939),
  -- Орден "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" III степени (30 апреля 1975).
  

0x01 graphic

Василевский и Будённый в Донбассе, 1943 год

  
   Медали
  
  -- "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина"
  -- "XX лет РККА" (1938)
  -- "За оборону Москвы"
  -- "За оборону Сталинграда"
  -- "За взятие Кенигсберга"
  -- "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг."
  -- "За победу над Японией"
  -- "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг."
  -- "Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг."
  -- "В память 800-летия Москвы"
  -- "30 лет Советской Армии и Флота"
  -- "40 лет Вооружённых Сил СССР"
  -- "50 лет Вооружённых Сил СССР"
  
   Почётное оружие
  
  -- Почётное оружие с золотым изображением Государственного герба СССР (1968)
  
   Иностранные награды
  
  -- 2 ордена Сухэ-Батора (МНР, 1966, 1971)
  -- Орден Боевого Красного Знамени (МНР, 1945)
  -- Орден "Народная Республика Болгария" I степени (НРБ, 1974)
  -- Орден Карла Маркса (ГДР, 1975)
  -- Орден Белого льва I класса (ЧССР, 1955)
  -- Орден Белого льва "За Победу" I степени (ЧССР, 1945)
  -- Орден "Виртути Милтари" I класса (ПНР, 1946)
  -- Орден Возрождения Польши II и III класса (ПНР, 1968, 1973)
  -- Орден Грюнвальдского креста I степени (ПНР, 1946)
  -- Великий офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1944)
  -- Орден "Легион Почёта" степени Главнокомандующего (США, 1944)
  -- Кавалер Большого креста ордена Британской Империи (Великобритания, 1943)
  -- Орден "Партизанская звезда" I степени (СФРЮ, 1946)
  -- Орден Национального освобождения (СФРЮ, 1946)
  -- Орден Государственного Знамени I степени (КНДР, 1948)
  -- Орден Драгоценной чаши I степени (Китай, 1946)
  -- Военный крест 1939 года (ЧССР, 1943)
  -- Военный крест (Франция, 1944)
  -- 6 медалей МНР, по одной медали НРБ, ГДР, ЧССР, КНДР, КНР
  

0x01 graphic

  
   Литература о маршале А. М. Василевском
  
  -- Ставицкий И. В. (сост.), Фотоальбом "А. М. Василевский". -- М.: Планета,1991, 200 стр.
  -- Басов А., Гаврилов Л. (сост.) Маршал А. М. Василевский -- стратег, полководец, человек. -- М.: Совет ветеранов книгоиздания, 2000, 624 стр. (аналитика, биография, статьи, интервью, воспоминания).
  -- Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. -- 2-е изд. -- М.: Воениздат, 1989. [1]
  -- Симонов К. Из бесед с Маршалом Советского Союза А. М. Василевским. (в книге Симонов К. Глазами человека моего поколения. -- М.: Правда, 1990; перепечатано в книге "Маршал А. М. Василевский -- стратег, полководец, человек").
  -- Песков В. М. Беседа с А. М. Василевским (в книге Песков В. М. Война и люди. -- М.: Молодая гвардия, 1979; перепечатано в книге "Маршал А. М. Василевский -- стратег, полководец, человек").
  -- Кавалеры ордена "Победа" (под ред. Лобова В. Н.). -- М: Московское военно-историческое общество; Логос, 2000 (глава "Александр Михайлович Василевский", стр. 46-77).
  -- Баграмян И. Х. Великого народа сыновья. -- М.: Воениздат, 1984 (глава "А. М. Василевский", стр.43-84).
  -- Грибков А. И. Исповедь лейтенанта. Встречи с полководцами. Операция "Анадырь", М: Мысль, 1999 (глава "Александр Михайлович Василевский", стр. 126--143).
  -- Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. -- М.: Инсан, 2003.
  -- Василевский Ю. А. Поверить в судьбу (воспоминания старшего сына маршала в книге Василевский А. М. Дело всей жизни. -- М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002, стр. 556--581).
  -- Василевский И. А. Стратег Победы (воспоминания младшего сына маршала в книге Василевский А. М. Дело всей жизни. -- М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002, стр. 582--589).
  -- Белов П. Ф. Тернии и звёзды. Повествование о Василевских. -- Иваново: Талка, 1997 (вторая часть книги о родственниках маршала).
  -- Золоторубов А. М. Василевский: Жезл маршала (роман), -- М.: Астрель, 2002.
  
  
  

0x01 graphic

  
   Это не только для маршалов, генералов и офицеров...
  
  

ДУХОВНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

(продолжение из моей книги - А.К.)

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ

ПОРОКИ

  
   Два главнейших дела есть в настоящей жизни: одно - величайшее добро, а другое - величайшее зло. Первое, как верховное благо, возводит человека на Небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподнюю. Первое - истина, а второе - ложь; первое - великое упокоение, второе - безмерная скорбь. Первое - верх разумности, второе - край безумия. Первое родственно и свойственно человеку, второе враждебно и чуждо. Первое - вся прямота, второе - вся искривленность. Первое - радость и веселие, второе - печаль и томление. Следует ли умножать печаль и томление?
  
   ГОРДОСТЬ
  
   "Что и говорить о презорстве и гордости, - взывает Нил Сорский, скорбя. - Имена у них различны, а в сущности они - одно и то же суть: и гордыня, и презорство, и высокосердие, и кичение; и все они преокаянны, как говорит Писание:
  
   Бог гордым противится; и: мерзость есть пред Господом всяк высокосердый (Притч. 3, 34; 16, 5), и нечист именуется. Кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам и бес и враг (ратник), - тот в себе самом носит скорую гибель.
  
   Да боимся и страшимся убо гордыни; да отреваем ее от себя всевозможно, всегда памятуя, что без помощи Божией никакое добро не может быть сделано, и что ежели оставлены будем от Бога, то по подобию того, как лист колеблется или как прах возметается от ветра, так и мы будем от диавола смятены и поруганы, соделаемся предметом плача человеков. Уразумев сие, всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении".
  
   Священномученик Киприан писал: "...строптивый ум не имеет в себе мира, и посевающее раздор вероломство не держится единства". Любовь и смирение ищут единства. Гордость противоставит себя другим; гордость обособляет человека, сужает его жизнь, замыкает его в круг собственного "эго". Среди гордых - соперничество, а не единство. Если они объединяются, то лишь для борьбы с кем-либо, а затем вчерашние союзники начинают враждовать между собой.
  
   ТЩЕСЛАВИЕ
  
   Невозможно тому, кто раболепствует временной славе, получить славу от Бога. Посему-то Христос и укорял Иудеев, говоря: как вы можете веровать, когда друг от друга принимате славу, и славы, которая от единого Бога, не ищете? (Иоан. 5, 44).
  
   Это какое-то сильное упоение; объятый страстию тщеславия, человек делается неисправим. Она, отторгая от небес душу своих пленников, пригвождает ее к земле, не позволяет ей воззреть к свету истинному, побуждает постоянно вращаться в тине, приставляя к ним владык, столь сильных, что они владеют ими, даже ничего не приказывая.
  
   Ибо тот, кто болен этою болезнию, добровольно, хотя и никто ему не приказывает, делает все, чем только думает угодить своим владыкам. Для них он одевается и в одежды нарядные, и украшает лицо, заботясь в этом случае не о себе, но об угождении другим, и выводит с собою на площадь провожатых, чтобы заслужить от других удивление, и все, что ни делает, предпринимает единственно для угождения другим. Итак есть ли болезнь душевная тягостнее этой? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.

Иоанн Златоуст

  
  
   САМООПРАВДАНИЕ
  
   "Самодовольство и самооправдание - это самая пагубная прелесть, в которой враг успевает задерживать очень многих и не совсем худых людей. Прелесть сия ноги подкашивает и останавливает шествие. Кто чувствует себя праведным, тому какая нужда много беспокоиться и искать милости? Цель достигнута, - праведен человек; что и трудиться? Остается только посматривать кругом, себя высить, а других уничи­жать".
  
  
   САМОЖАЛЕНИЕ
  
   ...Саможаление ... опасно и пагубно. Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то то худо. Тут видно лукавство пред самим собой - самое злое из всех лукавств.
  
   Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко,.. почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления точно бывают самые ничтожные, но не ничтожно присутствие в душе этого саможаления. Ибо что оно значит? Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее Богоугождения. Положи мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни и угодным потому Богу, а потом отказываемся от этого не по чему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от Богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость и беспокоит. Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз.

Святитель Феофан Затворник.

Внутренняя жизнь. Избранные поучения.

  
   ЗАВИСТЬ
  
   Великое зло - зависть. Она ослепляет душевные очи вопреки собственной пользе самого одержимого ею. Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имеет в виду только одно - вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение.
   Они хуже диких зверей; ибо звери нападают на нас, имее недостаток в пище, или быв наперед нами самими раздражены; а те, и быв облагодетельствованы, часто поступают с благодетелями, как с врагами. Так они хуже диких зверей и подобны бесам, а может быть и хуже. <...>
  
   Но завистливые не уважают и единства природы, да не щадят и самих себя: ибо прежде, чем повредят тому, кому завидуют, они мучат собственные свои души, наполняя их напрасно и без нужды всяким беспокойством и недовольством.
  
   В самом деле, для чего ты скорбишь видя благополучие ближнего? Скорбеть, конечно, следует нам, когда мы сами терпим зло, а не тогда. когда видим благополучие других. Посему грех этот не может иметь никакого прощения. Блудник еще может указать на похоть, вор на бедность, человекоубийца на раздражительность; хотя и эти извинения пусты и неосновательны, но все еще могут иметь вид оправдания. А ты какую представишь причину - скажи? Совершенно никакой, кроме одной крайней злобы.
   <...>
   Посему исторгнем ее от себя с корнем, представляя себе то, что, как мы оскорбляем Бога, завидуя чужому добру, так благоугождаем Ему, сорадуясь другим, и себя делаем участниками благ, уготованных людям добродетельным.

Иоанн Златоуст

  
   НЕБЛАГОДАРНОСТЬ
  
   Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарованное, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние. Святитель Иоанн Златоуст.
  
   Помните ли, что пища, которую едите, питие, которое пьете, одежда, которою одеваетесь, дома, в которых живете, скот, который вам служит, огонь, согревающий вас, вода, омывающая и прохлаждающая вас, воздух, сохраняющий вашу жизнь, земля, на которой живете, трава, злаки, служащие нуждам вашим, солнце, луна, звезды, просвещающие вас, и все прочее Божие? "Господня земля и что наполняет ее" (Пс. 23, 1). Вкушаете блага Божии, но помните ли благого Бога? Насыщаетесь благодеяниями, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля? Не видите Его? Но видите дары Его!
  
   Благодарить же должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности.

Святитель Иоанн Златоуст.

  
   ЗЛОРАДСТВО
  
   Греховные раны, будучи оставляемы в пренебрежении, делаются больше, и не ранами только ограничиваются эти болезни и немощи, а рождают бессмертную смерть, тогда как, будучи исторгаемы в начале и когда еще малы, они не сделаются и великими.
  
   Смотри: кто старается не обижать, тот не будет ссориться; кто не знает ссор, тот будет сохранять дружбу; кто сохраняет дружбу, тот не будет иметь врагов; кто не имеет врагов и питает любовь, тот исполнит всякую добродетель.
  
   Не будем же пренебрегать началом зол, чтобы они не возрасли больше.

Иоанн Златоуст

  
   ЗЛОСЛОВИЕ
  
   Злословие - склонность отзываться обо всех зло, язвительно.

Теофраст.

   Если ... ты скажешь оскорбительное слово, если огорчишь брата, то огорчишь не его, а оскорбишь Духа Святого. ... Пусть эти слова, как печать, лежит на твоих устах; не уничтожай этих знаков.
  
   Уста, запечатленные Духом, ничего непристойного не изрекают. <...>
  
   Бог сильно желает, чтобы родители были почитаемы детьми; и делающих это награждает великими благами и дарами, а преступающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями. Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти (Исх.21,17). А почитающим их вот что Бог говорит: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле ( Исх. 20,16). <...>
   Будем знать по крайней мере, что злословие есть грех. Ибо если это будем знать, то скоро отстанем от него.
  
   СЛОВОБЛУДИЕ, ФАРИСЕЙСТВО
  
   Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом?
  
   "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру" (Матф. 23, 23). Лицемерный нрав людям досаден, Богу противен, христианству непристоен. Господь укоряет фарисеев не за внешние порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что есть на сердце (Матф. 7, 1-8).
  
   "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Матф. 12, 36). Если за слово праздное - тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: "Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1, 19)
  
   ЭГОИЗМ
  
   У людей с эгоистическими убеждениями, число которых в слу­жебном мире громадно, окончательно утрачена самая вера в необхо­димость, возможность и пользу каких бы то ни было общественных убеждений и даже способность к ним, но зато тем сосредоточеннее и сильнее выработалось в них антиобщественное убеждение, кото­рое можно выразить двумя словами: "Хорошо то, что мне выгодно".

К.Д.Ушинский

  
   Себялюбие ставит себя, как идола, на место Бога. Самолюбивый хочет быть любимым и другими, а других не любит и не хочет любить. Сам хочет всякое добро иметь и всякого зла и злополучия избежать, а о прочих нерадит. Если и делает кому добро, однако не даром, но ради своей корысти...
  
   "Злейший враг доблести офицерского сословия, - говорит фон-дер Гольц, - есть бесспорно эгоизм".

Воронецкий В.

О воспитании офицера // Изборник газеты "Русский Инвалид". - 1905.

   "Горе той армии, где карьеризм и эгоизм безнаказанно царят среди вождей, где большинство генералов думает лишь о своем благополучии, служит из-за наград и отличий, ведет лишь свою линию, справляясь по книжке старшинства и кандидатскому списку".

Морозов Н.

Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ). - Вильна, 1909.

  
  
   ЗЛОНРАВИЕ И ПОДЛОСТЬ
  
   Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Анахарсис.

   Злонравие есть понимание всего в другую сторону

Аристотель.

  
   Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

Ф. Достоевский.

  
   Злые люди походят на мух, которые ползают по человеческому телу и останавливаются только на его язвах.

Ж. Лабрюйер.

   Опыт говорит нам, что попустительство и снисходительность к себе и беспощадность к другим - две стороны одного и того же греха.

Ж. Лабрюйер.

   Тот, кто сеет зло, - пожинает раскаяние.

Саади.

  
   НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
  
   "Несправедливым называют как нарушающего закон, так и берущего лишнее с других и человека, не равно относящегося к другим людям".

Аристотель.

  
   Самое понятие о власти неразрывно связано с понятием о справедливости, которая есть в то же время необходимый атрибут всякой нравственной силы.

Изместьев П.

Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ. - Варшава, 1908.

  
   Больше всего армия страдает от отсутствия в ней строгой справедливости - и это громадное зло систематически, медленно и верно губит и развращает ее, заставляет опускать руки у самых деятельных, способных и энергичных, гонит офицеров из строя, развивает подслуживание, протекционизм, вносит в ее могучий организм худосочие.

Зло нашей армии // Разведчик. - 1909.

  
   Интересно послание Николая I - И.Ф. Паскевичу: "Не надо угнетать и быть несправедливу. Прощать - великодушно; притеснять же без причины - неблагородно. Да укрась Вас и последняя слава - скромность. Воздайте Богу и оставьте Нам славить Вас и дела Ваши".

А. И. Деникин

Путь русского офицера

  
   Однако, надо понимать, что "...справедливость не только не требует уравнения, а наоборот: она требует жизненно-верного, предмет­ного неравенства. Надо обходиться с людьми не так, как если бы они были одинаковыми от природы, но так, как этого требуют их действительные свойства, качества, и дела, - и это будет справедливо. Надо предоставлять хорошим людям (честным, умным, талантливым, Бескорыстным) больше прав и творческих возможностей, нежели плохим (бесчестным, глупым, бездарным, жадным), - и это будет справедливо. Надо возлагать на людей различные обязанности и бремена: на сильных, богатых, здоро­вых - большие, а на слабых, больных, бедных - меньшие - и это будет справедливо. Если два человека совершат по видимости одно и то же преступление, но один совершит его по злобе, а другой по легкомыслию, то справедливость потребует для них не одинакового, а различного наказания. И так во всем".

И.А. Ильин

О грядущей России.

  
   СРЕБРОЛЮБИЕ
  
   Многие из сребролюбия не только прервали свое благочестивое житие, но и, в вере погрешив, душою и телом погибли, как явствует из святых Писаний. Собирающий злато и серебро, и уповающий на него, обнаруживает сим свое неверие в ту истину, что Бог печется о нем, сказали Отцы. И то еще говорится в их писаниях, что если кто порабощен гордостию или сребролюбием, то по тому самому, что та или другая из сих страстей господствует в нем, бес уже не борет его иною какою-либо страстию: для него и та одна достаточна для его гибели. Посему всячески надлежит ограждать себя от столь гибельной страсти, прося Господа Бога, - да отженет от нас дух сребролюбия".

Нил Сорский.

  
   НЕВЕРНОСТЬ (клятвоотступничество)
  
   Не клясться - значит и не требовать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаюший или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, он и до клятвы говорит истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись.

Преподобный Исидор Пелусиот.

  
   Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющей в слове... Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы.

Святитель Григорий Богослов.

  
   Напишите в сердцах ваших, что скажу вам. Тот, кто принудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы. Ибо человекоубийца убивает тело, а тот душу, даже две души - и того, кого принудил клясться, и свою. Ты уверен в истине того, что утверждаешь, в ложности того, что говорит другой, и так принуждаешь его клясться? Вот он клянется, вот согрешает ложной клятвой, вот погибает - какая тебе от того польза? Нет, ты и сам погиб, потому что захотел удовлетворить себя погибелью брата. Берегитесь ложной клятвы, берегитесь и клятвы безрассудной. А лучше всего избежите и того и другого зла, если удалите от себя привычку клясться.

Блаженный Августин.

  
   ЛУКАВСТВО
  
   Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел. Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает... вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит.
  
   Виды его:
  
   Двоедушие. Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений.
   Лицемерие. Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного.
   Человекоугодие. Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости.

Святитель Василий Великий

  
   ЛЖИВОСТЬ
  
   "Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7); то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?"

Иоанн Лествечник. Лествица.

  
   Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?".

Святитель Иоанн Златоуст.

   Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.

Авва Фалассий.

  
   Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о "сынах человеческих", "у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч" (Пс. 56, 5).
  
   РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ
  
   "...Расточительный человек слишком много издерживает и слишком мало приобретает".

Аристотель.

   Иной терпит недостаток в старости, потому что в юности не довольно сберегал или расточал свое имещество. "Ты худо обедаешь, потому что слишком хорошо позавтракал", - сказал один древний мудрец.

Прот. И. Толмачев.

  
   Крайности всегда порочны, ибо исходят от человека; равновесие всегда справедливо, ибо исходит от Бога.

Ж. Лабрюйер

  
   ЧРЕВОУГОДИЕ
  
   Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: "мало!", будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: "алчу!" Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно произнекает другою. <...>
   Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева - виновник чистоты. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.

Иоанн Лествечник

  
   Пьянство - это разновидность чревоугодия.
   Святой отец (Иоанн Златоуст) учит:
  
   Не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и, что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе Писание, когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая, еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Не вино, а пьянство - дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум. Будем воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздер­живаться от пьянства: не от вина происходит пьянство ...
  
   БЛУДЛИВОСТЬ
  
   Творцом вложена в дух человека сильнейшая способность - любить, стремиться к прекраснейшему, красивейшему, совершеннейшему, не останавливаться на себе самом, не замыкаться в себе, но всеми силами своего существа тянуться, жаждать соединения с высшим себя, с лучшим, с самым прекрасным.
  
   Именно сила любви, жажда соединения с Высшим Существом, с вечной Красотой и Совершенством и есть жизнь души, ее главный центр. Именно эта потребность тревожит непрестанно дух человеческий, живит, томит, заставляет жаждать, вожделевать и искать, и она-то и доводит ищущего правильно до высшей Любви, высшего Блаженства, до причастия высшей Красоте, приобщения к Самому Благому - к Богу. И именно потому враг Божий и коварный обольститель человеков - диавол - эту главную струю духовной нашей энергии усиленно старается похитить, исказить, осквернить, направить по ложному пути - на совершение самого гнусного, уродливого. Подучает он нас небесный дар закопать в землю, жажду жизни подменяет вожделением тлена, стремление к вечному блаженству обращает в желание сиюминутного удовольствия.

Архимандрит Лазарь

  
   НЕЧУВСТВЕННОСТЬ
  
   "Я полагал, что у вас постоянное охлаждение... или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие.
"Какое-то параличное состояние всех сил душевных". В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: "Избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия".

Феофан Затворник.

  
   БЕСПЕЧНОСТЬ
  
   Не будем, возлюбленные, предаваться усыплению и нерадению о своем спасевии: невозможно, совершенно невозможно беспечным сподобиться царствия небесного, равно и преданным!, роскоши и невоздержанию. Скорее, изнуряя и измождая свое тело, и перенося бесчисленные труды, мы можем получить небесные блага. Разве вы не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен челоиек к злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети? Для чего же мы навлекаем на себя столько забот, кроме необходимых, причиняем себе так много беспокойств, и возлагаем на себя столь великия бремена? Разве не довольно наших забот о чреве, об одежде и о доме? Разве не довольно попечений о вещах необходимых?

Иоанн Златоуст.

  
   Посему, увещеваю, прошу и, касаясь колен ваших, умоляю: пока есть краткий срок жизни, примите с сокрушением слова мои, обратитесь, исправьтесь, дабы там, по смерти, подобно богатому, нам не плакать бесполезно и не скорбеть безнадежно.

Иоанн Златоуст

  
   ПАМЯТОЗЛОБИЕ
  
   Но есть еще и другой вид неистовства, еще худший. Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Ибо самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем.
  
   Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенный душой, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя разгорячаясь. Ибо точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень. не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепее, подобно дикому зверю, и содержа ум свой в тревоге и смятении.
  
   Что хуже этого неистовства, - всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? Ибо таковы души злопамятных. Они. как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание!
  
   Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения. Для чего ты мучишь себя беспрестанно, желая поразить и наказать его однажды? Для чего причиняешь самому себе болезнь изнурительную? Для чего продолжаешь гнев свой, когда он готов прекратиться? Да не продолжится гнев наш даже до вечера, говорит Павел (Еф. 4, 26); ибо он, как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя дикого зверя?
  
   Лучше положить змею или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы.

Иоанн Златоуст.

  
   СКУПОСТЬ
  
   Скупой не похож ли на больного горячкою, который томится самою жестокою жаждою, хотя и может черпать воду из источников?

Иоанн Златоуст.

   В колодцах, чрез вычерпывание вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает; и застой богатства бесполезен; а движение его и перехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно.

Св. Вавилий Великий.

   У скупого одно натвержено слово: "нет у меня; не дам, потому что сам беден". Действительно, ты беден и скуден всяким добром; беден ты любовью, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием.

Василий Великий.

  
   ЛЕНЬ
  
   Лень, держа владычественный ум, охватывает как плющ, всю душу и плоть, и все естество наше делает ленивым, расслабленным, как бы параличом разбитым.
  
   ПРАЗДНОЛЮБИЕ
  
   "...Премудрый, показывая, что праздность научила всякому злу, и беседуя о слугах, говорит: вложи его в дело, да не празден будет (Сир. 33, 28). Ибо, что узда для коня, то работа для нашей природы. Если бы праздность была добром, то все произращала бы земля незасеянная и невоздланная; но она не производит ничего такого. ... Для чего нам и даны руки, чтобы мы и себе помогали, и увечным по телу доставляли, по возможности, все необходимое из нашего имущества...
  
   Ибо не в том только зло, что тогда, как надлежало бы питаться собственными средствами и собственными трудами, они беспокоят дома других, но что они и сами становятся хуже всех. Нет, подлинно нет ничего в мире, что не портилось бы от бездействия. ...
  
   Вообще сказать, всякое существо от бездействия портится, а от свойственной ему деятельности становится полезнейшим.
  
   Итак, зная все это, сколько вреда от праздности и сколько пользы от деятельности, будем первой избегать, а последней держаться...

Иоанн Златоуст

  
   ИЗНЕЖЕННОСТЬ
  
   Изнеженность - явление, противное природе человека, существа деятельного, энергичного и потому призванного быть закаленным.
  
   Еще в Спарте, Ликург обратил свое внимание на необходимость закалки не только юношей, но и девушек. "Девушки долж­ны были для укрепления тела бегать, бороться, бро­сать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, что­бы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко бла­годаря крепости своего тела. Он запретил им бало­вать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессии без платья и пля­сать и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду у молодых людей".

Плутарх

  
   На Руси также много внимания уделяли физической закалке детей.
   Так, согласно сказанию Нестора, особое внимание уделялось бане, бывшей первой потребностью русских, школой удивительной закалки.
   Начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. И так - каждый день в течение нескольких недель. Затем - при каждом нездоровье и даже каждом крике. ...
   Русские ребятишки сызмальства бегали в одних рубашках, без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы.
   Лет в 12-13 мальчик ездил зимой с отцом за сеном или в лес по дрова.
   Лет в 15-16 отправлялся работать уже один.
   Много слез лил ребенок, пока проходил всю эту суровую практическую школу. Много раз обжигали его и мороз, и жгучее солнце.
   Много раз он недоедал, недосыпал: ведь жили бедно, мальчику восьми лет давали спать не больше семи часов в сутки.
   Зато, когда он заканчивал эту школу, для него почти не оставалось никаких житейских трудностей.

В. Иванченко

Тайны русского закала.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Литература из моей книги:
  
   Из "Предания о жительстве скитском" преподобного отца нашего аввы Нила Сорского.
   Из книги священномученника Киприана Карфагенского "Книга о единстве церкви".
   Иоанн Златоуст. Собрание поучений. Книга первая. - М.,1993. - С. 87-88
   О покаянии, причащении святых Христовых таинств и исправлении жизни: слова преосвященного Феофана во святую четыре десятницу и приготовительные к ней недели. Изд. 6е. - М., 1909. - С.18.
   См.: Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Избранные поучения.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С.36-38.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга вторая. - М.,1993. - С. 436.
   Теофраст. Характеристики. - В кн.: Парадоксы души. - Симферополь, 1998. - С.32.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. - С.52, 70, 54.
   Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. - В кн.: Ушинский К.Д. Пед. соч. в 6 т. Т.1. - М., 1988. - С. 326, 328.
   См.: Воронецкий В. О воспитании офицера // Изборник газеты "Русский Инвалид". - 1905.- сентябрь.
   Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ). - Вильна, 1909.
   См. Жемчужины мысли. Сост. А.А.Жадан. - Минск, 1987.- с.178-180.
   Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, 1998. - С. 250.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ. - Варшава, 1908.
   Зло нашей армии // Разведчик. - 1909. - N 955. - С. 99 - 101
   См.: Деникин А. И. Путь русского офицера. - М., 1990.
   Ильин И.А. О грядущей России. - М., б.г. - с.65.
   Иоанн Лествечник. Лествица. - Изд. Свято-Троице Сергиевой Лавры, 1898. - С.101.
   См.: Аристотель. Указ. соч. - С.179.
   Ж. Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. - В кн.: Парадоксы души. - Симферополь, 1998. - С.41.
   Иоанн Лествечник. Указ. соч. - С. 106, 107.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С. 201.
   См.: Архимандрит Лазарь. В пещи Вавилонской. О грехе блуда. - Тбилиси, 1998.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С. 241..
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С.242
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга вторая. - М.,1993. - С.287-288.
   Цветник духовный... Ч.2. - С.124-125.
   Основные понятия о нравственности, праве и общежитии... С.27.
   Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых Отцов и Учителей Церкви. - Харбин, 1930. - С. 109.
   Иоанн Златоуст. Указ. соч. Книга первая. - М.,1993. - С.33, 34, 35.
   См.: Плутарх. Ликург. - В кн.: Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. - т. I. - с. 91-124.
   См.: Иванченко В. Тайны русского закала. - М., Молодая гвардия, 1991.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011