ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Возлюби ближнего

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


А.И. Каменев

Практическая педагогика для курсантов.

М., Изд. МПУ "СигналЪ", 2000. - 226 с.

13 - Практическая книга для будущего офицера

Родить детей есть дело природы,

но образовать и воспитать их в добродетели -- дело ума и воли.

Иоанн Златоуст

ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО,

КАК САМОГО СЕБЯ

*****************************

   Начало обучения в военно-учебном заведении в корне меняет отношения, которые сложились ранее с близкими людьми, друзьями и приятелями. Наступает период самостоятельной жизни, но не следует допускать размежевания с близкими. Вот почему первой задачей является упрочение любви к ближним. Как это сделать, подскажут незабвенные строки труда Иоанна Златоуста:
  

О любви в ближним

   Всякое благое дело есть плод любви.
   Посему много и говорится о ней.
  
   Так Христос говорит: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13,35); и
  
   Павел взывает:
  
   "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,8).
  
   Не сказал просто о любви, но повелевает быть как бы должниками в любви друг к другу. Как в отношении к телу, мы должны постоянно доставлять ему пищу, и постоянно доставляем; - ибо этот долг простирается на всю нашу жизнь; - так он учит поступать и в отношении к любви, или лучше сказать, еще больше, потому что она приводит к жизни вечной и постоянно остается с теми, которые имеют ее. Ибо пребывают, говорит Апостол, сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13,13).
  
   Впрочем, не только словами, но и самим опытом мы научаемся этой добродетели; и, во-первых, способом нашего рождения. Бог создал одного человека, повелел, чтобы от него произошли все, дабы все считали друг друга как бы одним человеком и старались жить в любви друг к другу.
   Затем, посредством взаимных отношений Он премудро устроил необходимость для нас взаимной любви; а как, послушай. Наполнив вселенную множеством благ, он даровал каждой стране особенные, ей свойственные роды плодов, дабы мы, вынуждаемые необходимостью, путешествуя друг к другу, сообщая другим излишнее, и получая от них недостающее нам, любили однородных с нами.
   То же Он сделал и с каждым человеком. Он не дал всем знать все, но одному сообщил способность к врачебной науке, другому - к строительной, иному к иной, дабы, нуждаясь друг в друге, мы любили друг друга.
  
   Так же и в предметах духовных можно видеть то же самое, как говорит Павел:
  
   "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному разные языки, иному истолкование языков"( 1 Кор. 12, 8-10).
  
   Но нет ничего выше любви; почему он и поставил ее выше всего, сказав:
  
   "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13, 1-2).
  
   И на этом он не остановился, но возвестил, что и самая смерть за благочестие не принесет никакой пользы, если не будет любви. Не без причины он сказал это о любви; он знал, хорошо знал, как исполнитель заповедей Божьих, что, когда твердо вкоренится любовь, тогда произрастают плоды всяких благ.
  
   Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивая, не кради, не лжесвидетельствуй, и всякая другая заповедь, заключаются в этой одной, как главной: возлюби ближнего своего, как самого себя (Исх.20,13 -Лев. 19,18).
  
   Впрочем, для чего распространяться о малом, умалчивая о великом?
  
   Из любви сошел к нам возлюбленный Сын Божий, стал общаться и жить вместе с людьми, дабы, рассеяв многобожное заблуждение и возвестив истинное Богопознание, научить людей любви друг к другу, как свидетельствует Иоанн, когда говорит,
  
   Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3,16).
  
   Ею пламенея, Павел произнес небесные слова:
  
   "Кто отучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35).
  
   Призрев это как ничтожное, Он присовокупил к этому еще большее: яко ни смерть, говорит он, ни живот, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас различити от любве Божия, яко о Христе Иисусе, Господе нашем (ст.35-39).
  
   Посему ничто не могло отлучить этого блаженного, горевшего любовью, ни небо, ни земля, ни море, ни царство небесное, ни адские муки; все презирал он ради Христа. Если же мы посмотрим и на других святых, то увидим, что они угодили Богу любовью.
  
   Любовь представляет тебе ближнего, как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастия, как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа; ибо не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира.
  
   Любовь делает общими для всех блага каждого, как говорит книга Деяний:
  
   "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян. 4,32,35).
  
   Есть ли какая стена, столь твердая, столь укрепленная совокупностью огромных камней и столь недоступная для нападения врагов, как общество любящих друг друга и связанных между собой единодушием?
   Оно отражает самые козни дьявола; и весьма справедливо.
   Восставая против него вместе с другом, и не становясь вместе с ним друг против друга, такие люди бывают непобедимы никакими ухищрениями его, и воздвигают блистательные трофеи любви.
   И как струны лиры, хотя многочисленные, но настроенные согласно, издают приятнейший звук; так и связанные единодушием производят приятнейшие звуки любви.
  
   Посему Павел и советует мыслить и говорить согласно, и считать других превосходнейшими себя, чтобы тщеславием не уничтожить любви, но, уступая почести другим, жить в единодушии.
   И еще он говорит:
  
   "Любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего, как самого себя" (Гал. 5,13,14).
  
   Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния; потому что лучше желать иметь друга должником своим, нежели быть должным ему.
   Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, чтобы видны были его благодеяния; желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, чтобы он казался первым в благодеяниях.
  
   Может быть, некоторые не понимают сказанного; посему я поясню это примером.
   Человеколюбивый Господь предопределил дать Сына Своего за нас; но чтобы не казалось, что это дар Его, но что Он отдает долг, Он повелел Аврааму принести в жертву сына своего, дабы, когда Сам будет делать то же, Он явился не подающим дар, но отдающим долг по чрезмерному богатству Его благости.
  
   Нет блага, которое не происходило бы от любви.
   Будем же укреплять любовь друг к другу; ибо исполнение закона есть любовь (Рим. 13,10). Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга; это - путь, который сам собою ведет к добродетели. Как на большой дороге, кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводнике; так и в любви, улови только ее начало, и тогда она поведет и направит тебя.
  
   "Любовь, - говорит Апостол, - долготерпит, милосердствует, не мыслит зла" (1 Кор.13, 4).
   Пусть каждый размыслит с самим собою, как он поступает в отношении к самому себе; так же пусть поступает и в отношении к ближнему.
   Никто не завидует себе, желает себе всех благ, предпочитает себя всему, старается делать все в свою пользу.
   Если таким же образом мы будем расположены и к другим, то прекратятся все бедствия, не будет ни вражды, ни любостяжания.
  
   Кто станет отнимать от самого себя?
   Никто, а скорее - совершенно напротив. Итак, будем иметь все общим. Если мы будем делать это, злопамятство не будет иметь места.
   Кто станет злопамятствовать против самого себя?
   Кто станет гневаться на себя самого?
   Напротив не прощаем ли мы себе все?
  
   Если таким же образом мы будем расположены и к ближним, то злопамятства никогда не будет.
  
   Но возможно ли, скажешь, любить ближнего, как себя самого?
   Если бы этого не исполняли другие, то ты справедливо мог бы думать, что это невозможно; если же исполняли, то очевидно, что у нас не бывает этого по нашему нерадению. И Христос не заповедует ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди.

*

Чему учит мудрец?

  
   Великий мудрец, говоря о любви к ближним, прекрасно знал, что в роде человеческом много зла, несправедливости, равнодушия, черствости, нетерпимости и раздражительности.
  
   Люди порой забывают о том, что сами далеко не безгрешны, сами полны недостатков и своим поведением не всегда вносят мир и согласие в окружающую жизнь. Но мы живем по принципу: у соседа замечаем соринку в глазу, а у себя не видим бревна...
  
   Армейская действительность, естественно, не пансионат для благородных девиц.
  
   И, тем не менее, это не снимает с повестки дня проблему уважительного и бережного отношения друг к другу.
  
   Любовь и уважение здесь имеет свои конкретные проявления, которые состоят в том, чтобы:
  
  -- Не перекладывать своей ноши на плечи другого.
  -- Не подводить своим бездействием или плохим отношением к делу своих товарищей.
  -- Не злословить над другими.
  -- Не стараться получить какую-то привилегию в ущерб общим или даже частным интересам.
  -- Ценить дружбу и товарищество.
  -- Радоваться благополучию и успехам других
  -- Не делать ничего такого, что могло бы повредить другим.
  -- Не учить других злу, коварству, подлости. Все делать для упрочения порядочности, справедливости, спокойствия и согласия среди близких (по крови, по нации, по исполняемому делу) людей.
  
   Великий мыслитель преподал нам и уроки почтенного отношения к родителям.
  
   Нам следует всегда помнить о том, что родители всегда живую мыслью о детях, всегда думают об их благополучии, всегда грустят, когда встречаются с черствостью, невниманием к ним.
  

О почтении к родителям

(поучения Иоанна Златоуста)

   Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы.
  
   Такая честь им есть награда за болезни рождения. Поэтому и Премудрый говорит: яко владыкам послужи, родившим тебя (Сир. 3,7); затем приводит и причину: что има воздаси, яко же они тебе (7,30)?
  
   Между тем, что есть такое, чего бы сын не мог воздать отцу?
   Значит, смысл слов такой: ты не можешь родить их, как они родили тебя. Итак, если мы в этом уступаем родителям, то возвысимся другим - уважением к ним, не только по закону природы, но преимущественно пред природою, по страху Божию.
  
   Бог сильно желает, чтобы родители были почитаемы детьми; и делающих это награждает великими благами и дарами, а преступающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями.
  
   Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти (Исх.21,17).
  
   А почитающим их вот что Бог говорит:
  
   Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле ( Исх. 20,16).
  
   Стоит считается величайшим благом - счастливая старость и долгая жизнь, - то Бог назначил в награду почитающим родителей; а что кажется крайним несчастием - ранняя смерть, то Он назначил в наказание оскорбляющим их. Таким образом, одних Он привлекает к уважению родителей обещанием чести, а других и против воли отводит от оскорбления страхом наказания.
  
   Ибо повелевается не просто так, чтобы оскорбивший отца умирал, или чтобы палачи, взявшие его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову: нет, сам отец ведет его на середину города и признается достойным веры, без всякого доказательства; и весьма справедливо. Кто готов был употребить для сына и деньги, и жизнь, и все, что ни есть, тот никогда не сделался бы обвинителем его, если бы оскорбление не было крайне велико.
  
   Так, отец, ведет его на середину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышавшие, взявши по камню, бросают в оскорбителя.
  
   Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и исполнителями казни, чтобы каждый, посмотрев на правую руку свою, которой и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил от сего достаточное вразумление к исправлению.
  
   Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, - то, что оскорбляющий родителей оскорбляет не их только, но и всех людей.
   Поэтому приглашает всех к участию в наказании, как будто бы все были оскорблены, и созывает весь народ и весь город, внушая чрез это, чтобы и те, у коих нет ничего общего с оскорбленными, негодовали на оскорбляющего родителя, так как оскорбление наносится общей природе, и такого человека, как язву какую и общую болезнь, выгоняли бы не только из города, но и из самого света.
  
   Подлинно, такой человек - общий неприятель и враг всех, и Бога и природы, и законов и всеобщей нашей жизни. Поэтому Бог и повелевает всем участвовать в умерщвлении непочтительного сына, как бы для очищения города.
  
   Много да будет вам благ за то, что вы с таким удовольствием приняли наставление о непочтительном сыне, вместо камней, забросали его воплями: это знак, что каждый из вас оказывает своему отцу великое уважение.
   Обыкновенно, мы хвалим законы, наказывающие преступников, более всего, когда мы сознаем за собой проступок. За все это возблагодарим человеколюбивого Бога, Который печется о нашей жизни, и промышляет о родителях, и заботится о детях, и все устрояет для нашего спасения.

*

Что следует иметь в виду?

   Поучения великого мужа открывают нам некоторые важные истины:
  
  -- Во-первых, родители - это дар Божий, которым нужно дорожить.
  -- Во-вторых, наши родители - не ангелы, они такие же люди, как и другие: со своими достоинствами и недостатками. Но мы не вправе судить их даже при наличии недостатков - это не наша прерогатива.
  -- В-третьих, если наши отношения с родителями не в лучшем состоянии, то это вина в большей степени детей, а не родителей (детский эгоизм и себялюбие, прямолинейность и жестокость сильнее ранят родителей, чем невнимание родителей к проблемам детей).
  -- В-пятых, любовь, уважение, порядочность, внимание и забота - вот те чудодейственные средства, которые скрепляют и развивают отношения между детьми и родителями. Чем больше и чаще они проявляются, тем здоровее эти отношения.
  -- В-шестых, домашняя "война" сразу же затихает и затем прекращается вовсе, если одна из сторон выражает желание покончить с боевыми действиями. Когда это делают дети, родители никогда не подумают о том, чтобы продолжать конфронтацию.
  
   Самые "дешевые", но зато самые ценные знаки внимания - это письмо, телефонный звонок, поздравление по случаю дня рождения, юбилея свадьбы, успехов по работе, поцелуй при встрече, маленький подарок, "спасибо" за оказанную услугу и т.д.
  
  
   Иоанн Златоуст одну из своих статей назвал так:
  
   "Домашняя война бывает за грехи".
  
   Это верно: причина семейных раздоров заключается в том, что кто-то из членов семьи допускает несогласуемое с Законами любви, согласия и спокойствия.
  

Не совершайте грехов, не будет раздоров и ссор в семейном кругу.

  
  
  
   ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - Кн. первая. - М., 1993. - с.100-104.
   Апостол Павел (евр. Саул, Савл), один из Апостолов.
   Иоанн Богослов, Апостол, автор одного из канонических Евангелий, Апокалипсиса и 3 посланий.
   Авраам (Абрам), в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.
   Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - Кн. первая. - М., 1993. - с.70-71.
  
   ...
  
  
   ...

Исторические памятки

  -- ГАТЧИНСКИЕ ВОЙСКА -- военный отряд, сформированный в 1792 г. будущим императором Павлом I по прусскому образцу. К моменту вступления Павла на престол (1796 г.) насчитывали 2500 человек пе­хоты, кавалерии и артиллерии. В дальнейшем распределены по пол­кам гвардии.
  
  -- ГВАРДИЯ, (итал. guardia), отборная привилегиров. часть войск. Гвардия (от старогерманского слова Warda или Garda - стеречь, оборонять). С древних времен цари и полководцы имели при себе телохранителей, на обязанности которых лежала исключительно охрана своих повелителей. Телохранители постепенно начали соединяться в особые отряды. образовавшие, наконец, отборное войско под название "гвардия". Обязанность гвардии заключалась уже не только в непосредственной охране монарха, но и защите государства. В Спарте охрана царей поручалась атлетам, получившим почетные венки на народных играх("эфоры"). Число их доходило до 100 человек. Впоследствии в Спарте был сформирован конный отряд телохранителей "скиритов". Дале видим отряды телохранителей у Филиппа Македонского и Александра Великого. Последние были и пешие и конные и участвовали во всех войнах Александра, составляя его последний резерв. Одни из них назывался "дружиною царских любимцев" ("гетерами"). Римские цари имели в качестве телохранителей 300 отборных всадников (celeres). При Марии особые когорты телохранителей из римских воинов получили название "преторианцев": этот корпус при Августе состоял из 9 когорт, общей численностью в 4, 5 тысячи. В истории преторианцы отмечены, как воины, отличавшиеся своеволием и необузданностью. В средние века для удержания вассалов в повиновении феодалы также нуждались в телохранителям. Так, Карл Великий, имел отряд "скараманов", Канут Великий отряд "гускарлов" и т.п. В Италии (в Ломбардии) во время борьбы городов с германскими императорами и войн Гвельфов и Гибелинов, под название "гвардия" уже появляется род войск, предназначенный для обороны государственной хоругви "Companii dei Galiardi". Отсюда обыкновение называть гвардией отборные войска, предназначенные для боевых целей, перешло в другие страны. По учреждении постоянных армий, большей частью наемных, гвардию начали разделять на дворцовую, - для охраны монархов, и наружную, - для боевых целей. Люди гвардии отличались большим ростом, пышностью одежд и лучшим тактическим обучением. Наибольшее развитие гвардия получила во Франции. Россия и Пруссия организовали свою гвардию по образцу французской. Российская гвардия учреждена в начале царствования Петра Великого из Преображенского и Семеновского полков. Когда именно эти полки названы гвардейскими, до точности не известно. В перечне войск, выступивших на Азов в 1696 г. Преображенский и Семеновский полки гвардейскими еще не названы. В 1700 г., в собственноручном дневнике Петра, в описании сражения под Нарвой, находим, что Петр объяснял неудачу под Нарвой молодостью полков, из которых "лишь два полка гвардии были на двух атаках у Азова". Из этого следует, что учреждение гвардии произошло между 1699 и 1700 гг. Известен легендарный ответ начальника последнего каре старой французской гвардии. На предложение сдаться генерал Камброн с достоинством ответил: "Гвардия умирает, но не сдается". (В.Э., 1911, т.7).
  
  -- Гегемония, в отношениях отдельных греческих государств означает перевес одного государства над другим. Первенствующее государство (гегемон) являлось центром общих совещаний, имело начальство в войне, собирало денежные взносы, назначало, какая часть установленных контингентов должна была выступать в каждом случае и посылало к ним также своих главнокомандующих.
  
  -- Гекатомба - буквально: "сто бы­ков", жертва богам в сто быков, позже это слово стало обозначать любое крупное жертвоприноше­ние.
  
  -- Гектор, старший сын Приама и Гекабы, вождь троянцев в Троянскую войну, пользующийся особым покровительством Аполлона. Он - самый главный герой троянцев, крепкого серд­ца и неустрашимого духа, на которого сам Ахиллей нелегко решается идти, человек благороднейшего чувства, нежный супруг и отец, лю­бящий сын и верный друг. Хотя он предчувствует ги­бель Трои, он все-таки сражается всегда с одинако­вым мужеством, опасаясь более позора, нежели смер­ти и видя в защите отечества высочайшую цель своей жизни. Его главные подвиги на поле битвы: защита раненого Сарпедона, его поединок с Эантом Тела-моновым сыном, взятие греческого вала и вторжение в ворота. Затем он поджигает гре­ческие корабли и убивает Патрокла. Ско­ро после этого он убивается Ахиллеем. Ахиллей бросает его труп на землю у смертного одра Патрокла и назначает его на съедение собаками; но Афродита сохраняет его от гноя мазями, приготовленными из амбросии, и когда Ахиллей во­лочит его трижды вокруг могилы Патрокла (по позд­нейшему преданию, вокруг всего города), Аполлон защищает труп от всякого искажения. По приказанию Зевса Ахиллей отдает труп Приаму, Гектор выставляется на дворе дворца, оплакивается и торже­ственно сжигается; этим кончается Илиада.
  
  -- Гекуба - вдова троянского царя Приама. Когда погиб­ли Троя и Приам, Гекубе, в плену у греков, довелось увидеть умерщвление своей дочери Поликсены, принесенной в жертву тени Ахилла, и найти на морском берегу труп своего последнего сына Полидора. Приам доверил его фракийскому царю Полиместору, но тот убил его, чтобы завладеть привезенными им сокровищами. Ге­куба вырвала убийце глаза, но от пережитых потрясений сошла с ума и залаяла, как пес.
  
  -- Гелеполь (греч. -- "покорительница городов" или дословно "градобратель") -- осадная машина древних веков, при менявшаяся в качестве подступного средства. Представляла собой многоэтажную деревянную башню, высота которой должна была превосходить высоту стены. Башня состояла из деревянного остова, с трех сторон обшитого досками; последние иногда покрывались сырой кожей для зашиты от зажигательных стрел. В каждом этаже находились отверстия для метательных машин, закрываемых толстыми подъемными ставнями. Наверху была открытая платформа с деревянной или плетневой брустверной стенкой и с одним или двумя опускными мостками со стороны, обращенной к стене. Эти мостки опускались сверху на стену, и по ним осаждающие, предварительно уничтожив защитников стены, переходили на последнюю. Для устойчивости башни ее основание делалось в 1/3 высоты. Башня перевозилась на катках по постланным доскам с помощью рычагов, талей и пр. Изобретателем Г. считают не совсем правильно Димитрия Полиоркета, построившего такую башню при осаде Родоса в 304 г. до н. э., причем башня его достигала, по свидетельству некоторых писателей, 40 с лишним метров. Подобные осадные башни известны в средние века во всех государствах Европы, в том числе и в России.
  
  -- Гемонии - так называлась лестница, проходившая по во­сточному склону Капитолия поблизости от государственной Туллиевой тюрьмы. На ступени ее выбрасывали для всеобщего обозрения трупы казненных.
  
  
   ...
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010