ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Возлюби ближнего твоего, как самого себя

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:


"...Возлюби ближнего твоего, как самого себя"...

  

 []

  
  

4

ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Или начала христианской нравственности

Главные началом христианской жизни служит любовь

  
  
   На вопрос законника: "какая наибольшая заповедь в законе?", Спаситель сказал:
  
   "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф. 22, 37 - 40).
  
   В этих словах, согласно обстоятельствам их произнесения (спрашивал законник о наибольшей заповеди закона Моисея) и по смыслу заключения (утверждается весь закон и пророки), указано Христом основное начало ветхозаветного нравственного закона.
  
   Таковым законом служит любовь к Богу всеми силами души, любовь к ближнему, как к самому себе, и любовь к себе, заключающаяся в заповеди о любви к ближним.
  
   В Новом Завете главное начало ветхозаветного закона получило существенное изменение.
  
   Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34), сказал Спаситель в прощальной беседе со Своими учениками.
  
   Ветхозаветная заповедь любви делается новою заповедью: примером Христа она возведена со степени любви "как самого себя", на высшую степень любви до отдачи себя за других:
  
   Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), говорил Христос в той же беседе. Любить ближнего, как самого себя, в чем "закон и пророки", значит осуществлять закон справедливости, каковой повелевает относиться ко всему (предмету и лицу) соответственно природе последнего.
  
   Новозаветный закон требует большего, именно жертвы, в какой проявляется подлинная нравственность. <...>
  
  
  

Главные виды нравственных обязанностей христианства

  
   Все нравственные обязанности христианина находятся в самой тесной связи между собою, так что исполнение одних невозможно без исполнения других...
  
   Нравственная жизнь есть одно органическое целое, которое возникает из одного корня, и она, поэтому, в действительности не может быть раздроблена на части, не зависимые одна от другой.
   Но для удобства рассмотрения, обязанности христианина могут быть классифицированы.
  
   В приведенных словах Спасителя мы получаем и начало такого разделения.
   Весь круг обязанностей человека может быть распределен так:
  
   1.Обязанности христианина к Богу.
   2.Обязанности по отношению к самому себе и
   3.Обязанности по отношению к ближним.
  

1

Обязанности христианина по отношению к Богу

   Главные виды богопочитания:
  
  -- а)внутреннее богопочитание и
  -- б) внешнее богопочитание.
  
   Бог, по христианскому учению, Живое Личное Существо, с Которым человек стоит в близком отношении.
   Этим понятием о Боге обусловливается необходимость непосредственного служения Ему человека.
  
   Бог не имеет нужды в служении Себе твари: Он... не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17, 25), но это служение необходимо для самого человека, который в непосредственном общении с Богом - и только в нем одном - может находить для себя подлинную жизнь, подобно тому, как в обращении к солнцу заключается жизнь растения.
  
   Обязанности христианина по отношению к Богу являются в общем смысле слова Богопочитанием.
   Соответственно двусоставной природе человека Богопочитание имеет два вида: Богопочитание внутреннее и Богопочитание внешнее. <...>
  
   а) Первую черту внутреннего Богопочитания составляет вера в Бога,... без веры, по слову Апостола, угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6).
  
   Вера в Бога бывает по своему характеру двояка.
   Она может быть только совокупностью определенных, хотя бы и самых правильных истин о Боге и его отношении к миру и человеку, и, ограничиваясь лишь одним умственным содержанием, может не проникать в волю и чувство человека.
   Такая вера в Слове Божьем называется верой мертвой и уподобляется вере бесов, которые тоже знают Бога и трепещут Его (Иак.2, 19)....
  
   Вера в Бога, проникающая всю душу человека - ум, волю и чувство, проявляющаяся по тому самому в жизни его, называется верою живою и вменяется в нравственную заслугу, как величайшая добродетель.
  
   <...>
  

 []

Царскосельский лицей.

  
   б) С живой верой в Бога соединяется неразрывно благоговение к Нему, или страх Божий.
  
   <...>
   Страх, как такое настроение, по которому человек исполняет волю божью исключительно по боязни наказания или желания награды, есть низшая ступень религиозного состояния.
   Но не о таком страхе говорим мы, а о том чувстве благоговения, которое само порождается любовью к Богу.
  
   Страх Божий, как необходимая черта высокого религиозного настроения, есть боязнь любящего сына огорчить своего любимого отца. Христианин, любящий Бога, бежит зла не потому, что он может быть за это наказан, а потому, что оно "мерзость пред очами Его".
  
  
   в) Любовь к Богу, как своему Отцу... порождает высокое чувство преданности воле Божьей.
  
   Веруя в Бога Промыслителя, Который Своею рукою ведет мировую жизнь к определенной разумной и благой цели, христианин в этой вере почерпает силы во многих случаях жизни, даже и в тех, в которых он сам не может осмыслить, а лишь сказать словами молитвы Господней: "да будет воля Твоя..."
  
   Было бы полным непониманием христианской настроенности считать означенное чувство преданности воле Божьей пассивным состоянием, тупым подчинением слепой необходимости (такое неправильное понимание можно встретить в атеистической литературе).
  
   Наоборот, именно это чувство и сообщает энергию для деятельности человека.
   Только при нем не скажет человек в тяжелых обстоятельствах своей личной или общемировой жизни: "напрасный труд, бесплодная борьба с враждебной силой обстоятельств"; только при нем человек никогда не уступит большому соблазну примириться с преобладающим злом, что, к сожалению, приходится столь часто наблюдать.
  
   г) Вера, страх Божий и упование на Бога находят свое выражение, и для укрепления себя в молитве.
  
   <...>
   Молитва состоит в обращении человека всею мыслью и сердцем, всем своим существом к Богу.
   <...>
  

 []

А.С. Пушкин

2

Обязанности христианина к самому себе

Круг этих обязанностей

  
   Человек - личный дух - обладает умом, волею и чувством и высшей способностью самоопределения, то есть образом Божьим.
  
   Но он создан, кроме того, и по подобию Божьему.
   Развивать свою природу до уподобления Богу - в этом и состоит назначение человека.
  
   В словах Спасителя: будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен, тождественными по смыслу с ветхозаветной заповедью быть святым, как свят Господь Бог, - выражена обязанность человека к самому себе.
  
   Проявление самоопределения человека возможно не иначе, как в тех условиях, которые Творцом даны ему; с одной стороны, в его психофизиологических условиях и потребностях, с другой - во внешнем мире.
  
   Ощущая обязанность уподобления Богу, заключает в себе частные обязанности законного отношения к своей душе, телу и внешним условиям жизни, то есть внешнему благосостоянию.
  
   1. Дух в человеке есть главная сторона его существа. Понятно поэтому: дух и должен быть главным предметом его самозаботливости.
  
   В духе человека - образ Божий.
   Искупление человека состоит опять главным образом в восстановлении образа Божьего в духе человека, в возрождении его души.
   Самоусовершенствование духа, таким образом, есть первая и главная обязанность христианина.
  
   Какая польза человеку, говорит Сам Господь, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Матф. 16, 26).
  
   2.Человек имеет не только душу, но и тело с соответственными ему потребностями. Законное отношение к телу составляет вторую обязанность христианина из круга его обязанностей по отношению к самому себе.
  
   В Слове Божьем часто встречается отрицательное отношение к плоти, каковая противопоставляется духу.
  
   Если живете по плоти, говорит Апостол, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8, 13); ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти (Гал. 5, 17).
  
   Но во всех этих и других подобных местах Священного Писания разумеется не тело как часть человеческой природы, а такое состояние человека, когда плотские потребности главенствуют и подавляют духовные.
   Если дух - первенствующая основа человеческой природы, то, понятно, не тело должно господствовать над духом, а наоборот. <...>
  
   Разумная забота о своем теле составляет, поэтому, нравственный долг христианина.
  
   3.Наша обязанность по отношению к душе и телу заключает в себе и обязанность к внешним условиям жизни, к внешнему благоустройству ее.
  
   И здесь сознание высшего значения духа должно указывать христианину на основной характер его заботы о материальном благосостоянии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам, говорил Спаситель в Нагорной проповеди, и этим указал, что материальное благосостояние человека должно быть предметом его попечения постольку, поскольку оно содействует царству его духа.
  
   Таким образом, обязанности христианина по отношению к самому себе распадаются на частные обязанности:
  
      -- по отношению к душе;
      -- по отношению к телу и
      -- по отношению к внешнему благосостоянию своему.
  

 []

"Пиковая дама". Художник А. Кравченко.

Обязанности христианина по отношению к своему духу

  
   Обязанности христианина по отношению к своей душе могут быть обозначены двумя словами: духовное усовершенствование.
  
   По главным душевным силам - уму, воле, чувству, эта обязанность распадается на:
  
  -- а)обязанность умственного самообразования;
  -- б)обязанность самообразования нравственного и
  -- в) обязанность эстетического самообразования.
  
  

а) Умственное самообразование

  
   В притче о талантах Спаситель говорит, о трех рабах, получивших от господина таланты "каждый по его силе" - пять, два и один.
  
   Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  
   По возвращении господина первые два раба получили от него высшую награду.
   Третий же раб, не совершивший, как ему казалось, ничего дурного, услышал грозный приговор: возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему, дается и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет (Матф.25, 14 - 30).
  
   Притча Спасителя о талантах относится ко всяким природным дарам человека, - тем в большей степени относится к его уму, которым человек поставлен в исключительно высокое положение среди всех живых существ, и заключает в себе повеление постоянного и неослабного усовершенствования его.
  
   Умственное самообразование обширно по кругу входящих в него вопросов, и из них каждым человеком избирается какая-то отдельная область в соответствии с его душевными склонностями или с тем или иным жизненным положением.
  
   Всякое знание, как приближающее нас к истине, свято с религиозной точки зрения.
  
   Но можно и должно сознавать различное значение вопросов, порождаемых стремлением к знанию.
   Одни вопросы удовлетворяют нашей любознательности, и сами по себе, как бы мы высоко их не ставили, не составляют еще насущной потребности человеческого духа.
   В других же вопросах выражается общая всем людям глубочайшая потребность духа знать: откуда мир и человек, каково их назначение, куда лежит наш путь, что мы должны делать в настоящем, на что надеяться в будущем?
   При всей необыкновенной трудности решения этих так называемых вечных вопросов, человек не может отказаться от них, если он хочет быть разумным существом, и к ним-то должен сводить в конце концов и остальные свои частные знания.
  
   Своим путем разрешает вековечные запросы человеческого духа, в степени, необходимой для человека, Христова вера. Неотложную обязанность христианина, поэтому, составляет изучение ее в объеме и глубине, соответствующих объему душевного развития.
  
   Таким образом, обязанность умственного самообразования заключается в обязанности общего умственного развития и, в частности, изучения веры. <...>
  

б) Нравственное самообразование

  
   Умственное самообразование отличается главным образом теоретическим характером, хотя, конечно, и влияет на его жизнь...
  
   Говоря о нравственном самообразовании, мы имеем в виду, прежде всего, и более всего работу над созданием в себе доброго направления воли, выработки в себе нравственного характера, а затем и изучения науки христианской нравственности.
  
   В области нравственности знание истин еще не говорит об их осуществлении в жизни; об этом часто свидетельствует опыт.
  
   Насколько такое значение, не проводимое в жизнь, малоценно, об этом говорят Господь и Его ученики:
  
   Не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но, предупреждает Христос, исполняющий волю Отца Моего Небесного (Матф. 7, 21 - 23); кто разумеет делать добро и не делает, тому грех, говорит Апостол (Иак. 4, 17).
  
   Исполнение велений добра - вот в чем сущность нравственной жизни...
  
   <...>
   Мы, по слову Апостола, должны со страхом и трепетом совершать свое спасение (Фил.2, 12), чтобы благодать Божия не тщетно была принята нами (2 Кор. 6, 1).
  
   Вот здесь-то и необходимо постоянное нравственное самообразование в смысле неустанного внимания к своему душевному настроению, неустанного побуждения себя идти в каждом случае жизни путем добра и избегать зла и неправды.
  
   Добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища (сердца своего) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Матф.12, 35).
  
   <...>
  

 []

Н.Н. Пушкина

  

в) Эстетическое самообразование

  
   Умственное самообразование удовлетворяет нашей природной потребности истины, нравственное - потребности добра.
  
   Но в нас живет еще потребность прекрасного.
  
   Развитие и удовлетворение этого чувства красоты и есть эстетическое самообразование.
  
   Красота составляет одно из условий истинно прекрасного, что оно, возбуждая в нас предчувствие высшего бесконечного блаженства в области другой жизни, просветляет взор наш и на эту жизнь, изглаживает из сердца нашего болезненные ощущения от пошлости и неправды человеческой и подвигает нас к великодушию и добру. <...>
  
  

Обязанности христианства по отношению к своему телу

  
   Назначение тела - быть органом и орудием духа, обусловливает характер обязанностей человека к нему.
  
   Сохранение здоровья, как разумное сбережение способностей и сил телесных для употребления их во благо жизни, есть добродетель; наоборот, небрежение о телесных силах и способностях, а тем более произвольное ослабление, повреждение, истощение, расстройство их есть порок в смысле нравственного преступления, или грех.
  
   Общая наша обязанность по отношению к телу выражается в более частных, из которых главнейшие: воздержание, которое на известной ступени и при определенных основаниях называется постом; труд, целомудрие и целесообразность в одежде.
  

а) Воздержание, пост

  
   Употребление пищи необходимо для жизни и здоровья тела - этим указывается должная мера нашего внимания к ней.
  
   В свое время Апостол Павел предупреждал против "изнурения тела"...
   Климент Александрийский в своем "Педагоге" обстоятельно и прекрасно говорит об употреблении пищи и питья.
  
   Если другие живут для того, чтобы есть, то мы, обращается он к христианам, будем довольствоваться необходимым и не искать чувственного наслаждения. Будем употреблять пищу простую и немногую, так как она полезнее для духовной деятельности; пища же изысканная и неумеренное употребление ее вредны телу, препятствует и душе стремиться к небесным предметам.
  
   Воздержание - вот основная заповедь в отношении пищи и питья.
   Дело не нравоучения, а скорее медицины, указывать для каждого отдельного человека степень воздержанности... <...>
  

б) Труд

  
   При самом сотворении человека труд назначен был для него необходимым условием существования. <...>
  
  

в) Целомудрие

  
   Целомудрие, в широком смысле слова, состоит в возможности освобождения себя от иных влияний низшей чувственной природы и в охранении себя от загрязнения и осквернения греховною чувственною стороною.
  
   Целомудрие, в тесном смысле слова, состоит в правильном употреблении половых влечений и может быть рассматриваемо в двух главных видах, а именно: как воздержание от удовлетворения этих влечений до брачного союза и как законное удовлетворение их в состоянии брачном.
  
   В первом случае оно называется часто невинностью, во втором оно есть то же, что супружеская верность, соединенная, впрочем, со строгою умеренностью в супружеских удовольствиях. <...>
  

Обязанности христианина по отношению к земному благосостоянию

  
   Земное благосостояние человека слагается из трех главнейших благ: материальных средств жизни, чести и житейских удовольствий.
   Каково же должно быть отношение христианина к ним?
  

а) Материальные средства жизни

  
   Материальный достаток является для христианина неизбежным условием земной его жизни.
   Спаситель в данной нам молитве заповедал обращаться к Отцу Небесному с такими, между прочим, словами: "хлеб наш насущный даждь нам днесь".
   Заповедуя нам молиться о пище, одежде, жилище..., Господь Иисус Христос повелевает смотреть на это материальное благосостояние как на положительное благо, хотя вместе с тем и указывает пределы заботы о нем. <...>
  
  

б) Забота о чести

  
   Под честью, как жизненным благом разумеется, во-первых, доброе имя, во-вторых, высшее положение в обществе, соединенное с известными преимуществами, и, - в-третьих, слава от людей.
  
   "Лучше имя доброе, нежели богатства много", говорит древний мудрец (Притч. 22, 1). А Апостол говорит о себе: для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою (1 Кор. 9, 15).
  
   Доброе имя дорого для христианина, и он не должен равнодушно относиться к поруганию его, - наоборот, обязан принимать меры к восстановлению своей чести. Но здесь легко принять ложную честь за истинную.
  
   Основное правило, какое должен иметь в виду христианин в данном случае, заключается в том же ко всему применимом главном начале христианской нравственности, которое одно укажет ему и здесь, где будет ложь, а где правда его стороны. Если христианин ревнует о своей чести по побуждениям исключительно своего самолюбия, то в его действиях не будет нравственного элемента, хотя бы и называли их благородной гордостью.
  
   Если же он заботится о восстановлении своей чести, главным образом потому, что оскорбление ее причиняет вред тому служению, которое он несет, и через это другим людям, то его действия будут иметь нравственный характер. Само собою разумеется, что восстановление своей чести должно быть чуждо характера мести, которым страдает ложное самолюбие.
  
   Не запрещается христианину искать и высокого положения в обществе... Можно и должно, говорит Апостол, желать высокого положения, но только как служения, которое требует от человека и высокой души и великого труда. В противном случае, данное желание говорило бы о властолюбии и честолюбии, то сеть о качествах души, безусловно отрицательных.
  
   Искание чести, как славы от людей, совершенно не свойственно истинному христианину, а при своем развитии оно является опасной и порочной страстью честолюбия. <...>
  

в) отношение христианина к житейским удовольствиям

  
   Под именем житейских удовольствий разумеются наслаждения от общения с другими людьми, пользование благами природы, науки, искусства и культуры.
  
   Односторонний аскетический взгляд на жизнь не признает никакого права и ценны за каким-либо другим наслаждением, кроме непосредственно религиозного, и во всяком отношении требует от всех людей обязанности полного воздержания.
  
   Такой же взгляд на мир, который, в сущности является отрицанием его, приписывается христианству в большинстве атеистических сочинений. Не таково в действительности отношение христианства к земным благам.
  
   Христианство говорит, что земля со всем, что она содержит, Господня, что все творения Божии хороши и ничто не предосудительно, если принимается с благодарностью; что мы должны пользоваться миром, только не злоупотребляя им. Христианство признает право наслаждения, ибо всякое наслаждение по своему глубочайшему значению служит для укрепления нашей любви к Богу, служить переживанием милосердия Божьего. <...>
  
   Христианская религия, как видно из сказанного, не только не осуждает житейских удовольствий, но придает им положительное нравственное значение. В удовольствиях, по ее учению, мы переживаем благость Божью; удовольствия, далее, необходимы, как отдых для восстановления сил на новые труды.
  
   Таким пониманием удовольствия определяется и характер его, и мера пользования им.
   Вся жизнь человека должна быть непрерывной работой. Отдыха в смысле "ничегонеделания" у христианина не должно быть; достаточно для этого прекращения сознательной деятельности во время сна. Во все же остальное время отдых может быть лишь переменой занятия. <...>
  
   Грубо-чувственные удовольствия, особенно часто повторяемые, делаются, по выразительному русскому слову, тем прожиганием жизни, на котором очень скоро от человека не остается ничего, не говоря уже о том, что они являются причиной преждевременного разрушения физического организма его. Совершенно справедливо поэтому преданного низшим удовольствиям человека называют убийцей и своего духа, и своего тела.
  
   <...>

 []

Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом. Рисунок П. П. Соколова. 1890 г.

3

Обязанности христианина по отношению к ближним

Основные начала наших отношений к ближним: правда и любовь

  
   Обязанности христианина по отношению к ближним определяются христианскою любовью.
   Выше мы видели, что христианская любовь слагается из двух элементов: правды и благости или любви в собственном смысле.
  
   Правда или, что то же, справедливость, заставляют меня видеть в ближнем равного себе человека и соответственно этому любить его, как самого себя, т.е. воздавать ему все то, что я сам, как человек, ввожу в свои права.
  
   Благость, доброта или любовь, в тесном смысле, заставляют меня жертвовать в пользу ближнего своими правами вплоть до собственной жизни, по заповеди Спасителя любить ближнего, как Он возлюбил.
  
   Эти два начала, правда и доброта, в жизни Христа представляли собой полную гармонию. <...> В жизни большинства людей они в большей или меньшей степени разобщены. Объединить их в одно неразрывное целое - задача нравственной жизни.
  
   Ближайшие наши являются перед нами в виде отдельных лиц и в виде того или другого союза людей, как-то: семейный, государственный. церковный. Основные начала наших отношений к ближним - правда и доброта - сохраняют одинаковое свое значение как в отношении к отдельным лицам, так и в отношении к союзам.
  
   Но перечисленные нами общества требуют от христианина своих еще особых обязанностей. Мы сначала изложим нравственные обязанности христианина по отношению к отдельным лицам, или индивидуальные обязанности, распределив их по началам правды и доброты, а затем изложим обязанности христианина по отношению к обществам, или обязанности социальные.
  

Индивидуальные обязанности христианина

  
   Правда христианская выражается в уважении прав нашего ближнего. Таковы главнейшие:
  
  -- право жизни;
  -- право чести;
  -- право собственности.
  

а) Право жизни

  
   Первое право каждого человека есть право жизни.
   Жизнь каждого человека должна быть, безусловно, неприкосновенна для христианина. <...>
  
   Нарушителями права жизни, кроме прямых убийц, являются:
  
  -- Гневливые, нисколько не заботящиеся об искоренении этой страсти. Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, говорит Спаситель.
  -- Питающие в душе ненависть к брату своему. Всякий ненавидящий брата своего, говорит Апостол, есть человекоубийца (1 Ин. 3, 15).
  -- Мстительные. Месть, по ее психологическому содержанию, заключает в себе стремление уменьшить в возможно большей степени благо жизни человека, и поэтому само представляет собой преступление против нее.
  -- Наконец, все те, которые жестоко поступают с другими людьми.
  

б) Право чести

  
   Уважение к ближним основывается на общечеловеческом достоинстве их.
   Мы должны уважать ближнего, как равного нам; каждый из нас есть образ Божий.
  
   За каждого из нас пролита Кровь Спасителя на Кресте и каждый из нас призван к вечной жизни в единении с Богом.
  
   <...>
   Христианское уважение к ближним заставляет видеть в каждом из них человека, какое бы место ни занимал он в иерархии людских отношений.
   <...>
  
   Нарушением права чести служит осуждение ближнего, состоящее не в осуждении порока, что не только позволительно, но и обязательно, а в порицании самой личности, и совершаемое не с целью исправления, а лишь с желанием унизить человека.
  
   Осуждение ближнего проявляется в различных видах и соответственно последним получает различные названия:
  
   а) Поспешные и необдуманные приговоры, когда стремятся забраться в душу ближнего, в глубины сердца, и на основании того или другого совершенного им действия, произносят суд над его сердцем и его характером, забывая слова Апостола: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судит другого (Иак. 4, 12).
  
   б) Пересуживание ближнего, которое обычно соединяется с полным забвением своих собственных недостатков и грехов. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? - говорит Спаситель об этом пороке (Матф.7, 3), который он называет лицемерием (7, 5). Пересуживание обычно переходит в злословие - особую склонность к обсуждению, когда люди начинают находить в нем особенное для себя удовольствие.
  
   в) Сплетничество - привычка заниматься сообщением и пересказами (почти или не достаточно проверенными) из частной жизни наших ближних - нередко с целью посеять вражду между ними. Таких злоречивых клеветников Апостол Павел причисляет. наряду в самыми порочными людьми, к тем, кого предал Бог превратному уму - делать непотребства (Рим. 1, 28); а по слову древнего мудреца, наушник и двоязычник да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине (Сир. 28, 15).
  
   г) Донос - тайное сообщение известий о ближнем тем лицам, которые могут повредить.
  
   д) Неуместные шутки и насмешки над другими. Между шутками есть и бывает большое различие.
   Есть шутки невинные, а бывают шутки невинные, а бывают шутки, ничем не отличающиеся от злословия.
   Шутить позволительно - великое искусство, предполагающее в допускающем шутку большое и тонкое нравственное чувство. Ввиду этого христианин должен быть крайне осмотрителен и разборчив в шутках, потому, что переход от простой шутки к оскорблению ближнего может быть иногда неприметным.
   От насмешки, как нравственно непозволительного деяния, нужно, конечно, отличать поэтический комизм, где высмеиваются не отдельные лица, а типы людей.
  
  
  

в) Право собственности

  
   Нарушением права собственности служит:
  
  -- Воровство - прямое (тайное похищение чужого имущества) и непрямое (тунеядство, взяточничество и т.п.).
  -- Грабительство - открытое, с насилием, похищение чужой собственности.
  -- Лихоимство - пользование нуждой своих близких для своей выгоды.
  -- Обманы всякого рода, наносящие ущерб ближнему.
  
   Нет нужды говорить о том, насколько преступны перечисленные и все другие, им подобные, нарушения права собственности ближнего с нравственной точки зрения. Апостол говорил христианам в форме вопроса, решение которого не подлежит сомнению: или не знаете, что... ни воры. ни лихоимцы... ни хищники Царства Божия не наследуют? (1 Кор. 6, 9 - 10).
  

Христианская доброта

  
   Соблюдение закона правды в отношениях с ближними требует не наносить вреда им, - быть, иначе сказать, честными и справедливыми.
  
   Честность и справедливость - прекрасные качества души, но одни они не выражают еще полного христианского настроения.
   Христианин обязан не только не делать вреда ближним, но оказывать им положительное добро по заповеди Спасителя, повелевающей всего себя отдать на служение другим людям. Это начало и есть любовь в собственном смысле слова.
  
   Многообразны добродетели, в которых обнаруживается христианская доброта. Мы укажем главнейшие из них, применительно к тем жизненным благам, которые признали мы в отношении человека к самому себе и в отношении к ближним его.
  

а) В отношении к праву жизни

  
   Христианская доброта повелевает содействовать счастию нашего ближнего. В духовных благах, в богатстве и глубине душевных переживаний - подлинное счастье человека.
  
   Отсюда первой заботой нашей служит просвещение ближнего, понимаемое в самом широком смысле, т.е. в отношении всех его душевных способностей.
  
   Христианин обязан заботиться о просвещении своих ближних в смысле развития и углубления его ума путем приобретения познаний. Знания не продаются и не покупаются, но предлагаются всем, жаждущим их.
  
   В истинно теоретическом просвещении человека заключается благотворное влияние и на нравственную сторону его существа. Но здесь могут иметь место и свои особенные воздействия с целью исправления пороков: увещание и обличение согрешающих при законных условиях их совершения - долг христианской любви, ревнующий о нравственном благе ближнего.
  
   Увещевайте друг друга и назидательно один другого (1 Фес. 5, 11); Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам, говорит Апостол Павел (Евр.10, 24).Братия! если и впадет человек в такое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов, - увещает христианин тот же Апостол (Гал. 6, 1 - 2).
  
   Счастье жизни человека увеличивается любовным отношением к нему других людей.
  
   Отсюда христианская доброта приписывает христианину следующие главнейшие добродетели:
  
   Кротость, или ласковость. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, говорит Спаситель в Нагорной проповеди. Любовь к ближним предполагает участливое отношение к их душевному состоянию, постоянную заботу о том, чтобы своими делами и словами не оскорбить кого-либо.
  
   Эта душевная способность, плод развитого нравственного чувства, предполагающая умение человека при всяком своем сношении с ближними войти в их душу и поставить себя на место их, служить ничем не заменимою связью людей между собой и лучшим украшением жизни. Если воспользоваться морским термином, то кротость есть деликатность, в лучшем смысле.
  
   По внешнему обнаружению кротость совпадает с вежливостью, но существенно отличается от нее. Кротость - качество внутреннего настроения человека. Вежливость характеризует внешнее поведение его. Вежливость без кротости не имеет цены: она является тогда одним лишь лицемерием.
  
   Кротости противоположна душевная грубость, являющаяся выражением сухого, черствого эгоизма человека.
  
   Миролюбие. Блаженны миротворцы, говорит Спаситель в Нагорной проповеди, ибо они будут наречены сынами Божьими.
  
   Не быть самому виновником вражды - в этом низшая ступень миролюбия. Христианская любовь требует большего - вражду и злобу побеждать добром. Насколько велика эта добродетель, видно из того, что Спаситель сравнивает ее со Своим подвигом примирения Бога и людей, называя миротворцев сынами Божьими. Не будь побежден злом. но побеждай зло добром, учит Слово Божие (Рим. 12, 21). <...>
  
   Снисходительность - не только к таким недостаткам нашего ближнего, которые не вредят нам лично, но и к таким, которые более или менее вредно отзываются на нашем собственном благополучии и спокойствии.
  
   Любовь, по выражению Апостола, долготерпит (1 Кор. 13, 4).
   Снисходительность, по словам Молитвы Господней, - условие милостивого отношения к нам Бога, в чем мы так нуждаемся. "И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим", - молится христианин. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Матф.6, 14). <...>
  

б) В отношении к праву чести

  
   Христианская любовь не ограничивается воспрещением причинять каким бы то ни было образом вред доброму имени ближнего. Она требует положительным образом содействовать поддержанию доброго имени или чести нашего ближнего.
  
   Кроме понятного воздаяния каждому должного, христианин должен по мере своих сил охранять и защищать честь ближнего от нападений на нее. Кроме этой общей обязанности христианская доброта в отношении чести ближнего выражается в добродетелях.
  

Доверие к ближнему

  
   Практический здравый смысл, житейская деловитость учат относиться к людям с подозрением. Этот урок, быть может, и оправдывается самою жизнью. Но иначе относится к ближнему истинный христианин. Пусть это невыгодно, но он лучше поступится своим благом, чем оскорбит своего ближнего недоверием. Доверие к ближнему - великая нравственная сила. Насколько недоверие оскорбляет человека, придавливает его и ожесточает, настолько же доверие может производить самые благотворные явления и действия.
  
   Признание равного нам человеческого достоинства в людях, стоящих ниже нас в социальном отношении.
  
   У Тургенева в его стихотворении в прозе "Нищий" высказана подлинно христианская мысль: сказать нищему "брат" - это значит иногда, быть может, сделать гораздо больше, чем подать вещественную милостыню.
   <...>
  

в) В отношении к праву собственности

  
   Если правда запрещает вредить материальному благосостоянию ближних, то любовь повелевает содействовать ему, т.е. быть милосердным. В христианском нравственном облике милосердие является одним из необходимых и лучших украшений человека, которое особенно заповедал нам Христос и Своим словом, и Своим примером. <...>
  
  

Социальные обязанности христианина

  
  
   Важнейшими общественными группами, в среде которых человек живет, развивается, совершенствуется и достигает возможного благосостояния, является семья. государство и Церковь.
   Как основное нравственное начало, определяющее наше отношение к ближним, так и указанные нами выше более частные требования нравственного закона сохраняют свое полное значение и в отношении общественных союзов. Но христианское нравоучение указывает и на специальные обязанности, вытекающие из особенного положения членов союзов.
  

а) Обязанности по отношению к семье

  
   Семья есть самое первое человеческое общество и первая основа нравственного мира.
  
   В семье человек получает и первый материальный уход и первое духовно - нравственное воспитание. И не без цели, поэтому, Господь Спаситель, прежде чем вступить на общественное служение, благословил Своим посещением брачную чету.
  
   И Апостолы, имевшие задачей проповедовать Слово Божие народам, прежде всего, приносили его в дома. Нравственное благосостояние семьи сопровождается благосостоянием и общества и государства; разрушение же семьи ведет за собою разрушение общества и государства.
  
   Отличительный признак семьи есть общее естественное основание, производящее родство членов семьи, тесным образом связывающее их.
  
   Но естественное основание семьи должно превратиться и превращается в нравственное отношение авторитета и почитания, создаваемых любовью.
  
   Основой семьи служит брак, установленный для людей в самом начале их существования. Священное бытописание представляет первых людей, прародителей человечества, в брачном союзе, как мужа и жену.
  
   Это первоначальное значение брачного союза, высокое само по себе, еще более возвышено в христианстве: здесь брак сделался великим Таинством, как образ соединения Христа с Церковью (Еф. 5, 31 - 33).
  
   Назначение вступивших в брак состоит в том, чтобы свято соблюдать заключенный союз, взаимно содействовать нравственному преуспеянию, делить тягости жизни и затем воспитывать детей.
  
   Отсюда первая обязанность супругов - верность данному пред лицом Церкви обещанию. И наоборот: супружеская неверность главное зло, уничтожающее брак в его основе.
  
   В церковном чине брака венцы приравниваются к мученическим венцам; по учению Церкви, совершенный брак, а он должен быть таковым, достигается постоянным подвигом возвышения физиологической основы брака (в чине церковном вступающим в брак указывается на необходимость целомудрия и взаимной жертвы по отношению друг к другу.
  
   Сведение брачной жизни на почву одних лишь физиологических удовольствий, в конце концов, уничтожает брак, равным образом, эгоизм в супружеской жизни разрушает счастье семьи).
  
   Семейная жизнь, сказали мы, по учению Церкви, должна быть школой самопожертвования.
  
   И отсюда члены семьи должны выносить ту же способность жертвовать своими интересами и в отношении к остальному миру.
   Семья никоим образом не должна возводить стены между, с одной стороны, жизнью супругов, и с другой - жизнью остальных людей.
  
   Как это часто бывает в Азии, по выражению одного русского философа-христианина, "семейный очаг", полный любви во взаимных отношениях членов его и совершенно безучастный ко всему, что находится за пределами его, является "замкнувшимся эгоизмом", - и такая семья, каковы бы ни были ее внутренние добродетели, не является христианской семьей.
  
   Целью семейной жизни (наряду с другими целями) служит рождение и воспитание детей.
  
   Семья без детей представляет собой явление ненормальное.
   И опыт свидетельствует: бездетные браки, за редкими исключениями, глубоко несчастны. Взаимные отношения родителей и детей - второй круг специальных обязанностей членов семьи.
  
   Говорить о том, что родители должны заботиться о детях, нет нужды: природная любовь, присущая родительскому сердцу, сама заставляет отца и мать забыть свои эгоистические интересы ради счастья детей.
  
   И христианская религия не вменяет родителям в особую заслугу заботливость о детях, как бы велика она не была, считая ее лишь естественным явлением.
   Христианское нравоучение указывает лишь на должный характер этой заботы.
  
   И прежде всего, дети не собственность родителей, а с момента своего зачатия - самостоятельные существа, имеющие свои человеческие права и человеческие задачи.
   И на родителях лежит великий долг и страшная ответственность за то, чтобы они не исказили душевного облика своих детей, а, наоборот, содействовали правильному его развитию.
  
   Воспитывать в своих детях убежденного человека - христианина - такова в общей форме обязанность родителей.
  
   Невозможно указать частные средства к достижению этой цели.
   Но должно отметить, что обычные способы воспитания детей в семье отдаляются от нее. Сюда относится угождение детям во всех их желаниях в самом раннем возрасте, забота о наиболее выгодной для них жизненной карьере в юношеском; надо ли говорить о том, насколько то и другое служит развитию эгоизма ?!
  
   Почтительность и благодарность - таковы главнейшие обязанности детей в отношении к родителям. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, говорит Бог в Ветхом Завете (Исх. 20, 12).
  
   Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти, говорит Моисей (Исх. 21, 16).
  
   Долг почтительности не снимается с детей даже в том случае, когда родители ниже своих детей в отношении своих душевных достоинств.
  
   Глубоки по смыслу относящиеся сюда слова одного ветхозаветного мудреца:
  
   Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не забыто (Сир. 3, 13 - 14).
  
   Если бы современные дети помнили эти прекрасные слова глубокой древности, то мы не были бы столь часными свидетелями раздоров родителей и детей.
  
   Благодарность - естественное чувство детей в отношении родителей: ею платят они за любовь и труды своих отца и матери.
  
   Всем сердцем почитай, говорит тот же мудрец, отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе ? (Сир. 7, 29 - 30).
  

б) Обязанности по отношению к государству

  
   Естественным продолжением и развитием семейного союза является государственный союз.
  
   Христианин созидает свое спасение в качестве члена государства, - тем самым он становится, - тем самым он ставится в определенные нравственные отношения ко всем государственным учреждениям.
  
   Христианская религия не дает частных правил политического и общественного устройства, предоставляя это политическим и социальным наукам. Со своей стороны она только требует осуществления основных заветов Христа во всех учреждениях и с этой именно точки зрения оценивает их.
  
   Относясь поэтому различно к тем или другим установлениям государственным, христианство безусловно освящает законность, как неизменное правило всех общественных действий наших. Соответственно этому определяется и отношение христианина к законным представителям власти....
  
   Итак, отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу (Матф. 22, 21), разрешил Спаситель известное недоразумение фарисеев, считавших несовместимых повиновение Богу и царю.
  
   Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... И поэтому, надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 1 - 5). <...>
  
  

в) Обязанности по отношению к Церкви

  
   Самым важным по значению и неограниченным по объему является общество верующих в Иисуса Христа лиц, или Церковь.
  
   Назначение Церкви состоит в духовном перерождении людей. В Церкви, этой благодатной среде, верующий соединяется со Христом и чрез Него делается участником вечной жизни; подобно тому как ветвь, привитая к виноградной лозе, делается одною с нею.
  
   Из такого значения Церкви вытекает первая главная обязанность христианина - самым живым образом сознавать себя членом ее, переживать самым действительным образом свою связь с нею и ценить это звание свое выше всякого другого звания на земле, а отсюда каждый христианин, по слову Апостола, должен знать, как поступать в доме Божьем, который есть Церковь Божья, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).
  
   Из указанной общей обязанности по отношению к Церкви вытекают более частные.
  
   Как член Церкви, каждый христианин обязан участвовать в собраниях верующих для общего богослужения. Собрания такого рода сколь естественны для членов одной религиозной семьи, столь же способны укреплять их духовные силы. Нигде христианин не может чувствовать такой полноты духовной жизни в себе, как в совокупном с другими служении Господу Богу своему.<...>
  

***

 []

Хеттская боевая колесница

  

Цветник духовный

  
   Бог все наполняет, и вне всего существует (Св. Иоанн Дамаск.).
  
   Во всяком месте находится Бог, но, ни в одном не заключается (Св. Кирилл Иерусалимский).
  
   Бог весь везде, весь во веем, равно к великом и малом, и весь выше всего (Св. Иоанн Дамаск.).
  
   До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144. 18). (Филар. М. Московский).
  
   О, душе, моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.
  
   От нас зависит быть далеко от Бога, а Он все­гда находится близко.
  
   Быть близко или далеко от Бога зависит от само­го человека, потому что Бог везде (Св. Златоуст).
  
   Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (Прем. 2, 15), то тем более к Богу (Он же).
  
   Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним (Филар. М.Москов.).
  
   Будь всегда с Богом, если хочешь, чтобы Бог был с тобою.
  
   Ищи Бога мыслью на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его--делами для Него предприемлемыми и совершаемыми (Филар. М. Московский.).
  
   Ищи Того везде, Который везде есть; и оставивши все, Его Единого ищи, и -- непременно найдешь (Св. Тихон Задонский.).
  
   Бог везде присутствует, а ты предстоишь пред взором Его.
  
   Надобно быть твердо убежденным, что очи Господа, бесконечно светлейшие солнца, смотрят неуклонно на сынов человеческих, и ничто не утаивается от них, ни мысль, ни мечта, ни сердечное какое бы то ни бы­ло ощущения.
  
   От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Апок. 2, 23; Евр. 4, 13). (Филар. М. Московский).
  
   Представьте себе самую темную ночь, самый черный мрамор и самого черного муравья. Бог в такую беззвездную ночь, на таком мраморе не только видит этого муравья, но и слышит топот ног его (Арабский мудрец).
  
   Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысел твой, и никогда не согрешишь (Авва Иcaиa).
  
   Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душою и телом: то ни в каком деле не погрешишь (Авва Евагрий).
  
   Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим; сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего? (Авва Исаия).
  
   Если хочешь все дела твои хорошо делать, то пред­ставляй себе, что Бог на тебя смотрит.
  
   Если в присутствии Царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно: то тем более представляющий себя в присутствии Божием, не позволит себе никако­го греха, поревнует о святом деле, благоугодно Богу (Филар. М. Московский).
  
   Как легко человеку назвать по имени предметы существующие. так Богу легко было привести в бытие несуществующее.
  
   Для Бога легче возжечь новое солнце на ней, нежели нам с тобою засветить свечу (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  
   Для Бога ничего нет невозможного, кроме того, че­го Он не хочет.
  
   Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может (Тертуллиан).
  
   Все бессильно там, где Бог являет силу Свою.
  
   У Бога возможно и невозможное по нашим соображениям.
  
   У Бога ж вода попаляет, и огонь орошает.
  
   Бог самых врагов Своих употребляет в орудие Своей славы.
  
   Тот, Который из ничего все сотворил, может и из темы свет и из злого доброе сотворить.
  
   Где способа спасения нет, там Бог способ находит.
  
   Где нам невозможно, там Богу все возможно.
  
   Бог может нам и из безвыходных обстоятельств доставить выход.
  
   Промысл Божий являет свои силы там, где чело­век иногда видит одни немощи.
  
   Бог там-то и являет силу Свою, где оскудевает сила человеческая.
  
   Сила Божия не нуждается в силе человеческой (Филар. М. Московский).
  
   Отчаясь в человеческой помощи, обратись к Богу, и получишь ее так и там, где и как не ожидал и не воображал.
  
   У кого просить помощи и милости, как не у Всесильного и Всемилостивого?
  
   Пред величием Бога нет ничего великого, а пред Его благостно нет ничего малого.
  
   И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцем Небесным (Св. Тихон Задонский).
  
   Господь не отвергает и одного молитвенного вздоха, одной капли слезы нашей.
  
   Господь силен без меры, благ без числа.
  
   Особенно великое чудо любви Божией, которого не видим и в вечности (потому что это--предел возможной любви), есть послание в мир Сына Божия.
   Много значит не оскорбляться преступлением, более--простить, еще более--после прощения благодарить; но несравненно много -- принять Богу образ человеческий, страдать и умереть.
  
   Это подлинно есть чудо нравственном мира (Иоан. 15, 13; Римл. 5, 8).
  
   В одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, в этом одном заключалось бы все богословие (Инокен. Apхиеп. Херсон.).
  
   По правосудию Своему, Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти: а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и свя­заны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение (Блаж. Феодорит).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Закон любви. Начала христианской нравственности. - М., 1997.
  

***

 []

Хетты. Печать Таркондема

Исторические памятки

  
  -- ЕВАНГЕЛИЕ - греч. слово, означающее: "Благая весть". Это - слово спасения, принесенное Самим Христом. Оно было написано четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном и поэтому называется "четвероевангелие". На каждой Литургии читается отрывок из Евангелия.
  --
  -- ЕВХАРИСТИЯ (греч. - благодарение) - одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.
  --
  -- ЕКТЕНИЯ (греч. - прошение, усердное моление) - ряд призывов к молитве, произносимых диаконом (или священником).
  --
  -- ЕЛЕЙ - масло оливы (или другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания. Знак Божия благословения, как указано в Библии.
  --
  -- ЕЛЕЙ - проникает все, даже камень. По аналогии это Божественная сущность, которою проникнут Христос (помазанник Божий) и которая проникает нас, делая нас причастными к Божественному естеству. Елей укрепляет (состязающихся борцов) и исцеляет, насыщает и радует своим благоуханием.
  --
  -- ЕПИКЛЕЗИС - призывание Св. Духа, часть евхаристических молитв анафора).
  --
  -- ЕПИТРАХИЛЬ (греч. - нашейник) - отличительный знак иерейского сана.
  --
  -- ЖЕРТВА - во всех религиях можно наблюдать усилие приблизиться к божеству и получить от него прощение и покровительство. Для этого человек приносит божеству в жертву то, чем он дорожит, с чем ему тяжело расстаться. Высший вид жертвы - готовность отдать свою жизнь. Мы не можем принести самих себя в жертву Богу и поэтому приносим то, что поддерживает нашу жизнь. В Ветхом Завете закопали животных и сжигали плоды и злаки Всесожжение). В Новом Завете Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, взяв на Себя наши грехи и их последствия. Эта жертва Иисуса Христа освятила весь род человеческий, дала силы бороться с грехом, примирила человека с Богом. После всесовершенной Жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом Своей Крестной смертью, все другие жертвы потеряли значение. Христиане приносят на Литургии бескровную Жертву, возобновляющую Голгофскую Жертву, где Господь Иисус Христос есть "Приносящий и - приносимый". Христианин должен переносить понятие жертвы в духовную сферу: нести свой крест, бороться с греховными наклонностями.
  --
  -- ЖЕРТВЕННИК - стол, находящийся слева от престола алтарь. На нем совершается проскомидия.
  --
  -- ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником в конце Литургии, "за амвоном".
  --
  -- ЗАВЕТ - непреложный союз, заключенный Богом ,с избранным народом. Верность Божия восторжествовала над неверностью народа, когда Сын Божий, послушный до смерти, запечатлел Своею Кровью Новый и вечный Завет.
  --
  -- ЗАКОННИК, законоучитель - во время Иисуса Христа законоучители были официальными толкователями Закона. В наше время учителями Церкви называют святых, прославившихся своим учением.
  --
  -- ЗАЧАЛА - рубрики, на которые разделен текст церковнославянской Библии.
  --
  -- ЗВЕЗДИЦА - два металлических полукружия, которые устанавливаются на дискосе, чтобы воздухе не прикасались к Агнцу.
  --
  -- ЗЕМЛЯ - Евреи представляли себе землю как плоское пространство. Под нею находилась великая водная бездна - преисподняя. Над нею небо и воды небесные.
  --
  -- ЗНАТЬ БОГА - согласно Библии в познании Бога участвует не только ум, но все существо; знание предполагает общение, личную встречу. Только Бог может дать нам познание Своей тайны.
  --

***

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

***

  
  
  
  
  

Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015