ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Время, россияне, время мыслить и мыслить своим умом"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Время, россияне, время мыслить и мыслить своим умом"...

  
  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОСИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

0x01 graphic

  

Возвращение ратника домой.

И. В. Лучанинов

ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ

ИЛИ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ

   Космополитизм, как идеология так называемого общемирового братства, получив свое рождение в эпоху Возрождения и Просвещения, была направлена против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла) и выражала идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте).
  
   В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям, что является чрезвычайно вредным и опасным явлением.
  
   Что можно возразить в противовес космополитизму?
  
   Естественно: факты истории, которые говорят, что развитие общечеловеческой культуры приводит не к устранению национальных различий, а ведет к их укреплению и расцвету.
  
   Все жизнеспособные народы вовлечены ныне в мировой обмен материальными и духовными ценностями, но, ни один из них не может и не хочет отказаться от свойственного ему особого уклада личной и общественной жизни.
  
   Национальное и общечеловеческое - это отношения частного к общему.
  
   "Нация - это не замкнутая общность людей, невольно или умышленно разорвавшая живую связь с другими народами. Напротив, она находится с ними в тесных взаимоотношениях, что не разрушает, однако, национального своеобразия и не растворяет соборной личности народа в общем потоке мировой жизни".
  
   Отвечая приверженцам космополитической идеи в России, М.Страхов в работе "В защиту патриотизма" говорит:
  
   "Национальное чувство есть проявление всеобщего мирового закона, закона притяжения или закона тяготения".
   .. Национальное воспитание юношества есть не только право, но и долг честного, порядочного и уважающего себя общества и государства.
  
   Причин распространения космополитических идей в России было несколько, но одна из них состояла в неверном понимании сути патриотизма и возможностей русского человека.
  
   "...Среди русских общественных деятелей весьма распространены и безнародность и космополитизм, с другой же стороны, многие на Руси и в настоящее время склонны считать, что русский дух только там, где, выражаясь словами Белинского, есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста", - писал В.Никольский.
  
   Н.Грот в журнале "Вопросы философии и психологии" за 1891 г. указывал:
  
  -- "Истинно русский человек, христианин, по убеждению лучших представителей русского самопознания, полон благочестия ко всему человеческому, - к добру, красоте и правде в каждом смертном.
  -- Миролюбие и кротость, любовь к идеальному, и открытие образа Божия даже под оболочкой временной мерзости - вот идеал русского мыслителя.
  -- Если у нас что-нибудь особенное и поистине святое, то именно - смирение, жажда духовного общения, идея соборности сознания..."
  
   Полнейшая денационализация страны равносильна смерти нации и полному исчезновению ее среди семьи культурных государств, а также распадению ее на отдельные части, легко поглощаемые более сильными соседними народностями, - делает совершенно правильный вывод В.Никольский.
  

0x01 graphic

Худ. Песков В. В.

  
   В связи со сказанным, нам надо уяснить ряд важнейших позиций, представленных в свое время Вл.Соловьевым и не потерявшим актуальности сегодня:
  
  -- Народность есть положительная сила, и всякий народ имеет право на независимое (от других народов) существование и на свободное развитие своих способностей.
  --
  -- Народность есть самый важный фактор природночеловеческой жизни, и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества.
  --
  -- Национальная идея, понимаемая в смысле национальной справедливости, во имя которой защищаются и освобождаются народности слабые и угнетенные, имеет высокое нравственное значение и заслуживает всякого уважения и симпатии.
  --
  -- Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя на счет других народностей, к господству над ними, - есть полнейшее извращение национальной идеи; в ней народность из здравой, положительной силы превращается в болезненное, отрицательное усилие, опасное для высших человеческих интересов и ведущее самый народ к упадку и гибели.
  --
  -- Русский народ обладает великими стихийными силами и богатыми задатками духовного развития.
  --
  -- Национальная самобытность России не подлежит сомнению.
  --
  -- Истинный дух русской народности ... выражается в обстоятельствах, сопровождавших возникновение русского государства.
  --
  -- В настоящее время, при искусственном возбуждении в русском обществе грубо эгоистических инстинктов и стремлений ... духовное развитие России задержано и глубоко извращено, национальная жизнь находится в подавленном, болезненном состоянии и требует коренного исцеления.
  
   В обычных условиях необходимость национального воспитания как бы отходит на задний план.
  
   Об этом явлении в свое время писал Д.Овсянико-Куликовский:
  
  -- "Все мы имеем национальность и наша психика работает на ее основах, а потому мы не замечаем психического значения национальности для правильного развития, для нормального отправления душевных функций личности, как не замечаем своего здоровья или воздуха, которым дышим.
  -- Только наблюдая случаи денационализации, т.е. когда люди утрачивают свою национальность, а другую еще не приобрели, мы должны заметить огромное значение этой психической скрепы: денационализация ведет к упадку личности, к ослаблению ее умственной деятельности, к нравственному разложению".
  
   Но во времена испытаний (война, смута и т.п.) значение национального самосознания резко возрастает.
   Это можно показать на примере подготовки Японии к войне с Россией.
  
   Свидетель той поры Е.Васильев пишет в "Военном сборнике":
  
  -- "Мы настойчиво отгоняли от себя кровавый призрак войны, стараясь поймать неуловимую тень вечного мира...
  -- Вот где надо искать главную причину наших неудач...
  -- А пока мы погружались в мирную нирвану, наши соседи беспрепятственно готовились к войне...
  -- Вот если бы мы были твердо убеждены, что война, несмотря на свою отвратительную внешность, все же неизбежна, что к ней надо всегда быть готовым, то никакие войны нам не были бы страшны, хотя бы потому, что не были бы неожиданными, как теперь; тогда мы всякую неудачу встретили бы со светлым умом и бодрым духом, не было бы той растерянности в обществе, которая замечается теперь".
  

0x01 graphic

  

Французская карикатура Тройственный союз.

В образе Германии в каске с шишаком Бисмарк

  
   Аналогичная ситуации имела место и при подготовке к 1-ой мировой войне:
  
  -- Германия более 40 лет готовилась к этой войне: лучшие силы германского гения были направлены на изобретение смертоносных орудий, на организацию и воспитание армии
  -- Германия не довольствовалась воспитанием солдат, она воспитывала всю нацию в том же воинственном духе.
  -- С малолетства в учениках и ученицах народных школ вместе с любовью к родине развивалось чувство поклонения ... перед борьбой германцев с другими народами, перед территориальными завоеваниями, кровавыми победами...
  -- Не Гете, Шиллер, Кант и Гегель, а Блюхер, Мольтке и Бисмарк становились героями германцев.
  -- И они достигли своей цели: народ, не только солдаты, дисциплинирован даже в частной жизни, охотно подчиняется приказаниям свыше; ему приятно следовать за кем-нибудь по заранее выработанной программе.
  -- Ни индивидуальности, ни собственной инициативы, но трудолюбие, усидчивость беспримерные.
  
   Ученый, далекий от войны и военного дела, не любящий войну М.Рубинштейн, вынужден был признать:
  
   "В этой войне победит не только тот, у кого окажется лучшая внешняя организация, но и кто вместе с тем явит миру и лучшую организацию духа".
  
   Пока существуют нации и народы с их индивидуальными различиями, с их обособленными интересами, до тех пор вопрос о национальном воспитании будет реальным и полным значения понятием.
  
  -- "Здоровые начала национального воспитания только тогда проникнут в школу и утвердятся в ней, когда будет существовать внешний их питающий источник здоровой национальной политики...
  -- Этого нет в русской действительности".
  

0x01 graphic

  

Бисмарк манипулирует Россией, Австрией и Германией.

Карикатура из журнала "Панч".

  
  
  -- Происходит это по несостоятельности политиков?
  -- Является ли это следствием происков злых и враждебных России сил?
  -- Следствие ли это неумения родителей, воспитателей, педагогов?
  -- Отсутствие ли это должного благоразумия?
  
   - такие вопросы напрашиваются из уроков истории.
  

0x01 graphic

  

Худ. Песков В. В.

  
   Если же дать один общий ответ, то следует констатировать тот факт, что имеет место все, стоящее за этими вопросами, а именно: недальновидность национальной политики правительства, происки сил, враждебной России, благодушие и самоуспокоенность, элементарное непонимание задач национального воспитания в семье, школе, вузе и т.п.
  
   Мы даже не умеет учиться у наших противников.
  
   Школа в Германии во все времена была, прежде всего, национальная, проникнутая своими родными, немецкими интересами, уважением и любовью к своим родным героям.
  
   А.Мусин-Пушкин с горечью пишет:
  
  -- "Наше русское общество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественные и неизбежные последствия образования целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями.
  -- Такая школа неизбежно теряет под собою твердую почву, обращается в международную космополитическую школу, лишенную твердых, незыблемых устоев.
  -- Не будучи воспитана с молодости в принципах, составляющих неотъемлемую собственность, отличительную особенность русского народа, наша молодежь, кончая среднюю школу и переходя в высшие учебные заведения, представляет из себя весьма шаткий по своим убеждениям, неустойчивый и легко поддающийся пагубному постороннему влиянию элемент".
  

0x01 graphic

  

"Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков",

1860. Павел Чистяков

  
   "Известны ли нашим детям имена наших славных деятелей и героев: Гермогена, Миниха, Пожарского, Кутузова, Ермолова, Лазарева, Корнилова и Нахимова, Милютина, Чернова и Кауфмана, Скобелева и Радецкого, Архипа Осипова и Василия Рябова?", - спрашивает не без огорчения Е.Богданович.
  
  -- "...Мы без труда заметили, что именно у нас, русских, до сих пор еще не совсем твердо чувствуется своя национальная почва под ногами.
  -- С неуклонною энергией вот уже два века гонимся мы за культурою запада, хватая налету последние результаты его науки и искусства, перенося к себе его формы общежития, давая у себя не только приют, но и всевозможные привилегии всем являющимся к нас с запада в роли наших наставников.
  -- Между тем, по отношению к своему родному, у нас и теперь еще наблюдается какое-то странное, совершенно противоестественное равнодушие, которое начинают уже называть отличительной чертою русской нации, по крайней мере в высших слоях ее", - констатирует Н.Маккавейский.
  
   Вопросы, которые он ставит в своей работе, следует выделить особо, как те, над которыми следует задуматься и сейчас:
  
  -- Что воспитывает здесь (в школе - А.К.) в юной развивающейся душе необходимые, естественные национальные силы?
  -- Много ли кладется на это заботы и энергии?
  -- Много ли говорят юноше о том, что он русский человек, сын великого народа с честью прошедшего крутой, тяжелый подъем вверх, к свету истории, с честью идущего теперь своей исторической дорогою, непреклонно выполняя свою историческую миссию?
  -- Много ли говорят с ним о его родине вообще, о ее хотя бы современных учреждениях и всей обстановке ее жизни?
  
   К сожалению, именно на эти вопросы школа отвечает как-то робко и словно неохотно, уделяя большую часть времени, забирая почти все силы учащихся на усвоение многих областей знаний, в которых русский элемент едва заметен, или совсем отсутствует.
   Справедливо замечают, что "по той программе, по которой мы воспитываем и образовываем себя, можно с одинаковым удобством воспитывать и китайца, и японца, и всякого иностранца.
  
   Продолжая логический ряд исторических вопросов, обратим внимание на вопросы М.Талызина, идущие от самого искреннего сердца русского патриота:
  
  -- "Не позорно ли будет продолжать умственную лень, жить чужим умом?
  -- Не прослывем ли безрассудными, ежели перенимая моды и несродные духу русского обычаи, не займем от иноземцев, составляющих украшение отечества их?
  -- Не займем того любопытства, той жадности, с каковыми изучают они природу во всех частях ее, того рвения, с каким спешат они всякое познание приспособить к делу, могущему служить во благо, прежде, родной их страны, а потом и всего человечества? "
  
   "Время, россияне, время мыслить и мыслить своим умом", - заключает он еще в начале ХIХ века.
  

0x01 graphic

Песков Виталий Викторович

  
   Нам ныне следует констатировать следующие факты, имевшие и имеющие место в России, а также то, основное, что необходимо для национального воспитания:
  
  -- Русскому обществу именно недостает уважения к своей народности, веры в свою народность... В нем, вследствие разных исторических причин, явилось сомнение в самом себе, в своем нравственном праве на самостоятельное народное развитие, и закралось в душу какое-то душевное подобострастие пред авторитетом западной цивилизации.(И.Аксаков).
  --
  -- В общественном воспитании кроется главный источник болезни нашего сознания... Все наше воспитание, особенно университетское, организовано так, - и уже издавна, с самого насаждения у нас европейского просвещения, - чтобы воспитать людей в отвлеченности и отрицании - отрицании русской духовной национальной сущности. С самого начала образование служило правительству средством для изготовления нужных ему для государственной службы людей. ...Здесь-то и совершается тот процесс искривления сознания... Здесь вставляются юноше чужие очки, в которых он потом и ходит обыкновенно до конца дней своих; здесь даются ему чужие веса и мерила, на которых потом он вешает и мерит свое. народное; здесь пересаживаются в его душу все болезненные отрицания, стремления, искания чужой исторической жизни, со всеми ее недугами, и не влагается ни одного положительного, своего национального идеала...(И.Аксаков).
  --
  -- Вызвать Россию на отречение от себя самой, сдвинуть ее с ее исторического пути, усвоить ей вполне не только по внешности, но и со всеми глубинами народного духа, западной цивилизации, вот, - представляется Западу, - наилучший способ... чтоб обезвредить ее природную силу, поработить ее духовно и нравственно.(И.Аксаков).
  --
  -- О том, что русские дети национального воспитания не получают, спорить не приходится. Результат такого воспитания и образования очевиден. Это, во-первых, наше незнание народа и народной жизни...; во-вторых, это - неустойчивость нашей национальной самооценки: то "мы, русские, известные дураки, то ли дело за границей", то "наш народ - богоносец, а Запад гниет".(П.Блонский).
  --
  -- Коренной вопрос нашей педагогики - остановив свой нынешний путь пересаживания на русскую почву приемов и методов, выработанных Западом, проникнуть в душу своего народа, и уже на почве этих национально-психологических данных выработать свою систему воспитания. (Н.Маккавейский).
  --
  -- Овладеть школой и перестроить воспитание может только та идея, которая давно перешла в наступательное положение и одержала решительную победу в сознании самого общества". Краеугольным камнем проектируемой реформы средней школы провозглашено требование: школа должна быть национальной... Она должна упрочить детскую любовь к родине, должна научить детей любить свое государство и чтить его многотрудное прошлое. (Д.Писарев).
  --
  -- Пора перестать нам самодовольно обнадеживаться нашим патриотизмом, и, так сказать, считать себя вполне нравственно обеспеченным известной нашей способностью стоять грудью, приносить жизнь и достояние на алтарь отечества. Пора убедиться, что эта способность нисколько нас не обеспечивает в такое время, когда нет неприятельских армий, с которыми можно было бы бороться, когда груди, жизни и достояния не требуется, а требуется деятельность мыслящего, трудящегося, подвизающего духа; когда алтарь отечества ждет иных даров - гражданской доблести, любви и разумения Русской народности, наконец, талантов... Пора же понять, наконец, что способность патриотических жертв во время войны нисколько не освобождает нас от обязанностей нравственных во время мира...(И.Аксаков).
  --
  -- Народ наш могуч и силен жизненной силы; страна наша велика и обширна. Чего же недостает нам? Народу нашему недостает достойной его интеллигенции. ... В нашей интеллигенции образовалась удивительная складка: она понимает, допускает и уважает всякую инициативу, энергию, предприимчивость в смысле нерусском, и напротив невольно и безотчетно относится ко всему, что происходит на русской почве, в русском смысле, и клонится в пользу России.(М.Катков).
  --
  -- Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества, и желание способствовать им во всех отношениях... Гордость народная служит опорой патриотизма. ... Я не смею думать, что у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут... Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен, по крайней мере, знать цену свою. Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабское подражание в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!(Н.Карамзин).
  
   Программу национального воспитания еще предстоит выработать, но идеи этого воспитание и направление деятельности вполне известны уже сейчас.
   В силу этого, не следует дожидаться инициативы сверху, нужна инициатива снизу. И, главное здесь необходимость проникнуться духом национального сознания, пониманием величия и жизненной необходимости национального воспитания, правильного понимания патриотизма и преданности Родине.
   Это проникновение должно пронизать всех тех, кто болеет за судьбу России.
  

0x01 graphic

Половое воспитание

   История народов показывает нам, что причины скорого падения государства тесно связаны с падением нравственности, ненормальностями во взаимоотношениях между полами, уклонением от соблюдения людьми долга, связанного с их половой принадлежностью.
  
   Так, по мере того, как Римская Республика теряла свои строгие добродетели и чистоту нравов, в ней увеличивалось число безбрачных.
  
   Напрасно Сенат издавал законы, побуждающие их жениться; общая безнравственность и трудность, с какой могли доставить себе пропитание семейства, по причине возрастания роскоши, все более и более противились этому.
  
   Простота, даже суровость нравов, бедность образа жизни и обычаев, чрезвычайно благоприятные для военных - порядка (дисциплина) и духа - приходили в упадок вследствие изнеженности, вследствие чего армия, вместо побед, терпит поражения, а если народ не останавливается в своем падении, то он погибает вместе со своей вооруженной силой, уступая честь и место армии народа нравственно более сильного.
  
  

0x01 graphic

Александр с гетерами в захваченном Персеполисе.

Рисунок G. Simoni.

  

Половое воспитание - это важнейшая государственная проблема.

  
   История показывает нам, что женщина, пожалуй, раньше, чем мужчина, осознала необходимость специфического образования и воспитания.
  
   Из инстинкта самосохранения, из желания улучшить свою жизнь, она старалась из всех сил усовершенствовать себя и увеличить силу своего влияния на мужчину.
   От внимания женщины не ускользает тот факт, что плотское удовлетворение действует на ее повелителя благотворно, и она начинает пробовать с ним заигрывать: то попробует притвориться, что не желает сближения, то, наоборот, что сама его желает: мужчина "клюет".
   Она притягивает мужчину улыбкою, особенным взглядом. Она изощряется в лукавстве, а успех придает ей смелости.
  
   Мужчина знакомится с чувством сладострастия более изысканного, чем ранее. С этого момента начинает себе прокладывать дорогу женское влияние...
  
   Женщина до тонкости оттачивает свое искусство, прикладывая его решительно ко всему, начиная от обличения себя в кротость и кончая художественным направлением нескольких волосков, чтобы они зацепили мужское сердце. Это своего рода разврат, но он доказывает смышленость и тонкую наблюдательность женщины, не нашедшей мужскому им лучшего приложения, благодаря властолюбию.
  
   Физическая слабость женщины вынуждает ее пользоваться тем орудием, которое у нее есть.
  
   Женщине природа дала задачу более трудную и жестокую:
  
  -- она должна отказывать в том, что хочет сама;
  -- должна бороться с наслаждением, охватывающим и ее;
  -- должна гнать того, кого любит;
  -- требовать жертвы вместо поцелуя;
  -- быть скупой, когда все побуждает к щедрости;
  -- должна собрать все свои слабые силы, чтобы защищать ворота от бешенного нападения;
  -- кричать "подожди" тому, кого хотела бы прижать к своей груди.
  
   Борьба желания с кокетством, страсти со стыдливостью, нетерпения с отказом...
   Если роли меняются, неизбежно бывает сильный беспорядок, так что эстетика и приличия терпят полное кораблекрушение.
  

0x01 graphic

  

Они не хотят (No quieren).

Солдат пытается изнасиловать отчаянно сопротивляющуюся молодую женщину и не замечает, как сзади подкрадывается старуха с ножом.

Гойя Франсиско.

  
   Воспитание женственности, чистоты и целомудренности , качеств доброй хозяйки, надежной жены, источника тепла, добра и благоразумия, - представляются теми задачами полового воспитания, которое целесообразно осуществлять целенаправленно и систематически по отношению к лицам женского пола.
  

0x01 graphic

   Иные добродетели следует формировать у особ другого пола - мужского, а именно: мужское достоинство, смелость и мужество, твердость характера, уверенность в себе и т.д.
  
   Вопрос о данном направлении воспитания поднимался в России неоднократно.
  
   Вот как, к примеру, его ставил Вас.Янчевецкий:
  
  -- "Необходимо детей готовить к борьбе на всех поприщах жизни.
  -- Победит тот, кто будет более образован, культурен и силен.
  -- Поэтому в наилучшем воспитании детей - залог будущего счастья России....
  -- Наших детей нужно воспитывать, чтобы они стали людьми с сильной энергией, широкими замыслами, умением добиваться своих целей...
  -- Нужно с самого детства, с первых шагов ребенка приучать его бороться и преодолевать препятствия.
  -- У нас почему-то ставят идеалом овечьи добродетели - кротость, покорность, послушание, когда вся жизнь говорит о борьбе, о соперничестве, о ежедневной войне....
  -- Родители - эгоисты, они хотят тишины и покоя; шум, крик ребенка их раздражает, они требуют, чтобы он сидел тихо в углу за книжкою или с куклою, не прыгал, не мешал.
  -- Если ребенок слишком расшумится, его наказывают или бьют".
  
   При всей противоречивости учения Ф.Ницше о человеке, нельзя не согласиться с рядом его идей.
  
   В частности, идеал Ницше - это не ученый-теоретик, а деятель:
  
  -- не объективно-бесстрастный созерцатель, а творец жизни,
  -- не ученый - критик жизни, а жаждущий дела, творческой работы личность;
  -- не трусливо и осторожно взвешивающий и обдумывающий факты и обстоятельства педант, а бесстрашно идущий вперед герой;
  -- не разумный реалист-карьерист, а презирающий личное счастье и все блага идеалист,
  -- не умеющий "устраиваться",
  -- не желающий быть в счастье и благополучии, но притом все же глубокою любовью любящий жизнь со всеми ее превратностями, горем, несчастьем, не боящийся самых страшных ударов судьбы.
  
   Ницше понимает, что выставить требование воспитания сильной личности легче, чем на практике его выполнить.
   Прежде всего, он знает, что сами педагоги не достаточно подготовлены для исполнения столь трудной и ответственной работы.
  
   Насколько они сами - личности? - спрашивает Ницше.
   Насколько близки они сами к тому идеалу, который они ставят перед своими воспитанниками?
  
  -- Учитель-воспитатель должен быть творцом новых ценностей.
  -- Он должен открывать в старом и давно известном новые черты.
  -- Открывая сам, он и учеников своих научит видеть красоту, богатство и содержание там, где другой ничего не замечает.
  -- Он должен знать и любить жизнь и людей.
  -- Вся его жизнь должна иметь стиль, идею, высшую цель.
  -- Он должен обладать способностью художника - всякую вещь, всякое явление возвышать в символ, показывать типичное и вечное в случайном и преходящем.
  -- И давать чувствам глубокий смысл и красоту в самом простом и обыденном. Всем давно известное он должен преобразовать так, чтобы оно казалось никогда не виданным, никогда не слыханным, и должен изображать и излагать так, чтобы из-за глубины не замечалась простота и из-за простоты глубина сказанного.
  -- Он должен жить интенсивною деятельною жизнью, тогда он и других научит так жить.
  -- Поучения его должны быть лишь выражением его житейской практики.
  -- Он должен быть не только умнее своих воспитанников, но и лучше их, сильнее духом, богаче духовной жизнью, и сильною волею, с сильным, надежным характером.
  
   Как мы видим, половое воспитание не сводится лишь к научению правильному взаимодействию полов между собой, предостережении одного пола от коварств и расчетливости другого, а ставится шире, полнее и глубже и имеет целью воспитать такие добродетели, которые бы в полной мере отвечали исконным интересам и задачам данного пола: женщине - как разумной продолжателя рода человеческого и главной "скрепы" семейной жизни, мужчины - как главного защитники и опоры семьи, общества и государства...
  

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Космополитизм (от греч. kosmopolites - космополит, гражданин мира) -идеология мирового гражданства.
   Динзе В. О национальном воспитании. - СП б., 1913. - с. 42,44,48,49,51.
   Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. - СП б., 1910.-с.12,16.
   Никольский В.И. О русском национальном самосознании. Очерк. - СП б., 1907. -с.5.
   Цит. по: Никольский В.И. Указ. соч. с.20.
   См.: Никольский В.И. Указ. соч. - с.6.
   Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), российский религиозный философ, поэт, публицист.
   Цит. по: Никольский В.И. Указ. соч. - с.18.
   Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853-1920), российский литературовед и языковед, почетный член РАН (1917; почетный член Петербургской АН с 1907), автор работ о русских писателях-классиках 19 в. Здесь приводится выдержка из его работы "Психология мысли и чувства" (Собр. соч., т.VI. - СП б., 1909. - с.26).
   Цит. по: Динзе В. Указ. соч. - с.52-53.
   Васильев Е. Война как общественное явление.// Военный сборник. -1906. - N3. - с.77.
   А.Г. Мысли германцев о настоящей войне. // Военный сборник. - 1915 .- N7. - с.84.
   Рубинштейн М.М. Война и идеал воспитания (к вопросу о национализме в школе) // Вестник воспитания. - 1916 .- N3. - с.33.
   Роков Г. О национально-патриотическом воспитании. // Вестник воспитания. - 1908 .- N4. - с.41,51.
   См.: Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России (по личным наблюдениям). т.1. - СП б., 1912. - с.189.
   Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России (по личным наблюдениям).-Т.2. - СП б., 1912. -с. 326,327-328.
   Богданович Е.В. Школа патриотизма. - СП б., 1908. - с.13.
   Маккавейский Н.К. Религия и народность, как основы воспитания. - Киев, 1895. - с.35.
   Маккавейский Н.К. Указ. соч. - с.36.
   Маккавейский Н.К. Указ. соч. - с.36.
   Талызин М. Речь о необходимости отечественного воспитания, произнесенная в главном педагогическом институте, 11 декабря 1831 года. - СП б., 1831. -5.
   Талызин М. Указ. соч. - с.5.
   Аксаков И.С. Славянофильство и западничество. 1860-1886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича" и "Руси". В 2-х тт. - Т.II. - М., 1886. - с.311.
   Аксаков И.С. Указ. соч. - с.672,674.
   Аксаков И.С. Указ. соч. - с.691.
   Блонский Павел Петрович (1884-1941), российский педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и проф. (до 1931) Академии социального воспитания в Москве.
   Блонский П. О национальном воспитании. // Вестник воспитания. - 1915 .- N4. - с.1,2.
   Маккавейский Н.К. Указ. соч. - с.38-39.
   Писарев Дмитрий Иванович (1840-68), русский публицист и литературный критик. С начала 1860-х гг. ведущий сотрудник ж. "Русское слово".
   Цит. по: Ефимов Е. Реформа средней школы и национальное воспитание по материалам министерства народного просвещения. // Вестник воспитания. - 1916 .- N3.- с.1,2,5.
   Аксаков И.С. Указ. соч. - с.226.
   Катков Михаил Никифорович (1818-87), русский публицист, издатель ж. "Русский вестник" (с 1856) и газ. "Московские ведомости" (1850-55, 1863-87).
   Катков М.Н. О современных вопросах России. (1879-1887 гг.) - Б.м., б.г. -с.6,39.
   Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Петербургской АН (1818). Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в российской историографии.
   Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости. - Одесса, 1888 .- с.5,6,10.
   См.: Мужчина и женщина, врозь и вместе в разные эпохи их жизни. - СП б., 1859.- с.6.
   См.: Дружинин К. Воинский дух. - Варшава .- I9II .- с.5.
   См.: Анзимирова (Маран) М.К. Причины нравственной физиономии женщины: Исторический очерк. - СП б., 1901. - с.29.
   См.: Фуллье А. Психология мужчины и женщины и ее функциональные основания. - Одесса, 1894.- с.30.
   См.: Бэн А. Душа и тело. - Киев-Харьков, 1900 .- с.68.
   См.: Мниховский А. Женственность. Изд. 3-е, испр. - Киев, 1885.
   См.: Кей Э. Женщина: жизненные потребности, индивидуальность, эволюция души. - М., 1907 .
   Янчевецкий Вас. Воспитание сверхчеловека. - СП б., 1908. -с. 5,6,8,11,12,14,16,22.
   Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель философии жизни.
   Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. - М., 1911. -с.160-161.
   См.: Дауге А. Указ. соч. - с.164-165.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012