ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Всему есть предел и мера

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  
  

Всему есть предел и мера

  


Есть предел и мера возможностей человека:

  
   - не все ему дано познать и понять;
   - не все он в состоянии исполнить и всего, чего хочет, добиться;
   - не все дела ему по плечу...
  

Чем определяются эти предел и мера?

  
  -- Прежде всего, тем, что Мироздание - это творение Божественного разума, постичь сокровенный смысл которого не суждено ни одному человеку (см. "Рассказ о Блаженном Августине").
  -- Во-вторых, тем Даром Свыше, который человек получает от рождения (однако, в его воле так или иначе распорядиться этим Даром - см. Притчу о талантах).
  -- В-третьих, есть запретные зоны, в которые человек не должен вторгаться (пример тому наш прародитель Адам, вкусивший запретного плода - см. "Рассказ об обольщении Адама и Евы").
  -- В-четвертых, лишь добродетельный человек получает благословение на нечто исключительное.
  -- И, в-пятых, той судьбой, которая ему (человеку) уготована.
  

РАССКАЗ О БЛАЖЕННОМ АВГУСТИНЕ

Г. Дьяченко

   На африканском берегу, в городе Иппоне, блаженный Августин писал свою глубокомысленную книгу о святой Троице.
  
   Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для прогулки.
   Наслаждаясь вечерним воздухом, по временам устремляя взоры то на небо, то на широкое море, Августин не выпускал однако же из мыслей предмета своих исследований.
  
   Вдруг заметил он на морском берегу отрока необыкновенной красоты (то был ангел), который небольшой серебряной ложкою черпал воду из моря и выливал ее в маленькую яму.
  
   Такое занятие отрока Бл. Августин сначала почел за обыкновенную детскую шалость; но тайное чувство побуждало его приблизиться к отроку.
  
   На вопрос: "Что ты делаешь?" - отрок отвечал:
  
   "Хочу вычерпать это море, и поместить его в ямку".
  
   "Но это явно невозможно", - сказал Августин.
  
   "Разумеется, невозможно, - отвечал отрок. - Но скорее я вычерпаю моею ложкою это море, чем ты своим умом проникнешь неведомую тайну Св. Троицы и вместишь ее в твою книгу".
  
  
   "Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него - мука".

Иннокентий, архиепископ Херсонский.

 []

Сцены из жизни скифов на фризе сосуда из Куль-Обы

   "Если человек, говорит Феофил Антиохийский, не может взглянуть на солнце ... по причине его чрезмерного жара и силы, то не тем ли менее смертный человек может зреть неизреченную славу Бога?..
   Как зерно гранатного яблока, в нем содержащееся, не может видеть то, что есть вне кожицы, будучи само внутри: так и человек, который вместе со всем творением содержится рукой Божию, не может видеть Бога".
  
   "Кто хвалится ведением сущего, говорит Василий Великий, тот пусть сперва объяснит природу муравья, а потом уже рассуждает о силе, превосходящей всякий ум. А если ты еще не объял ведением природу малейшего муравья, то как хвалишься, что представил умом непостижимую силу Божию!"
  


Ассирия. Балаватские ворота

  

ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

  

(Матф. 25, 14 - 30)

   Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
  
   Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  
   По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
  
   И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  
   Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  

 []

Хеттская цилиндрическая печать

  
   Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
  
   Господин же его сказал ему в ответ:
  
   - лукавый раб и ленивый!
   - ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
   - посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
   - итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
  
   Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
  


Ассирия. Плита моавского царя Меши

  
  

О ЧЕМ ТЕБЕ, ЧЕЛОВЕК, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ

(мысли из Священного Писания и творений святых отцов)

  
   "С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь (Бог твой) о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая (и исполняя все) заповеди Его и постановления Его (и законы Его), написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею" (Втор. 30, 9 - 10).
  
   Каждый, какую бы благость от Бога ни удостоился получить, должен приумножить ее, обращая в благодеяние и пользу для многих, потому что никто не лишен части в Божией благости.
  
   Всякое дарование, если человек употребляет его не на благо, а на зло, обращается ему во зло и погибель, например, ученье, разум, красноречие, художество, знание языков и даже дар чудотворения (1 Кор. 13, 1 - 3; Мф. 7, 22 - 23).
  
   Видишь, что человек, имеющий чужое богатство, положенное к нему на хранение, им не гордится, не хвалится, не называет себя богатым. Так и мы должны поступать, когда имеем дарования Божии: считать их не нашими, а чужими, не превозноситься ими, но употреблять во славу Бога, от Которого они происходят, и на пользу нашу и ближнего, ради чего они поручены нам. Богатство, разум, мудрость и прочее да будут в пользу нашу и ближнего, а не в похвалу нашу, да будет слава и похвала одному Тому, от Кого произошли, Кто подал их нам по милости Своей, но из - за неблагодарности нашей может и отнять у нас все, как Свое. Тогда подлинно узнаем, что мы бедны, нищи, убоги, наги и ничего своего не имеем, кроме греха.
  
  

 []

Амазонки

  
   На всем видимом написано свидетельство о Невидимом (Рим. 1. 20).
  
   Небо, земля, море, словом весь этот мире есть ве-ликая и преславная книга Божия, в которой откры-вается самым безмолвием проповедуемый Бог (Св. Григор. Богосл.).
  
   Один философ спросил св. Антония, который не умел ни читать ни писать: "в какой книге почерпнул ты сведения о высоких истинах, проповедуемых тобою"?--Св. Антоний не говоря ни слова, од-ною рукою указал на небо, а другою на землю.
  
   Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый читать может. которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.
  
   Пойдите как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеенному пшеницей, рассмотрите колосья: видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает длинные ости, которые их защищают: это для того, что-бы сберечь их от губительного влияния солнца; ищи-те эти зеленые листочки, распространяющем около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защиты его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?
  
   Каждая тварь выражает собою мысль Божий.
   А мысль Божия совершенна, полна, следовательно и ка-ждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту.
   Правда, мы называем некоторых из тварей гадкими--так, по привычке.
   Но это очень глупо.
   Вникни, рассмотри организм этих невидимому, гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно ска-зать, чем ничтожнее, тем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся, или насекомых, тем более оно имеет в себе совершен-ства.
   Мы мало знаем природу, оттого так поверхно-стно и судим об ней. Нет, когда говорится: дивен Ты, Господи и дивен дела Твои, так это потому имен-но сказано, что всякая тварь в своем роде совер-шенна, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями, и создана для известной необходимой цели (Иннокен. Apxиеп. Херсон.).
  
   В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания, изобретают удивительные машины, строят огромные корабли: но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое, летающую птичку, зеленеющую травку или даже со-ставить одну песчинку?
  
   Воистину велит Бог! И Един Он велик и в великом и в малом земли (Филар. М. Москов.).
  
   При видимых, осязаемых так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе, возможно ли довольно надивиться безумию (Пс. 13, 1) атеистов, отвергающих бытие Божие, или материалистов, готовых лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Винов-ника, Творца и Хозяина?
  


Ассирия. Увод по спискам скота и пленных женщин

   Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самооболыщение. Прежде, чем кто-нибудь может сказать: "мир без Бога", он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, истории всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы мог со всею основательности сказать: "нигде я не открыл следов Бога". Чтобы можно было с решительностью сказать: "не существует никакого Бога", нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.
  
   Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестною силою и тяжестью стремились вниз и случайным столкновением их произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир--то почему не допустить и того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв Латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя один стих? (Цицерон).
  
   Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвести целый мир, то почему же не может составить оно одного храма, или дома, или города, -- что было бы гораздо простое и легче? (Он же).
  
   Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (Mф. 2, 1--11), то тем более покланяйся Ему ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды.
  
   Если бы Савская царица, по прибытии своем в сто-лицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона Царя, украшенного мудростью, то как неизвинительно было бы ее равнодушие!--Тем более недостоин извинения человек, живущей в этом мире и занимающейся всеми предметами, кроме Бога, Источника всякого блага и премудрости!
  
   Хороши создания и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (св. Тихон Задон.).
  
   Если будешь, согласно Писанию содержать в уме, что по всей земли судьбы, Господни (Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания (Св. Марк Подвижн.).
  
   Bсе мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что я в тебе Он творит чудеса (Авва Евпрений).
  
   Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны (Фалар. Apхиеп. Черниговский).
  
   Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж доброделающий познает их (Авва Eвагрей).
  
   Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  


Ассирия. Ассириец, душащий льва

  
   Так нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога (Прот. П. Соколов).
  
   Нет ничего беднее ума, который без Бога любомудрствует о Боге.
  
   Не говори о Боге ничего такого, чему ты не научился от Него Самого.
  
   Весьма опасно говорить о Боге, что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным. Истинное слово о Боге есть только Слово Божие.
  
   Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить во свите Его Откровения, чтобы, по мечтам своего воображения не составить о Верховном Существе понятия, недостойных Его величия и святости и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику...
  
   Не безопасно плавать в одежде, не безопасно и ка-саться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть (Св. Иоанн Леств.).
  
   Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не снявши прежде сапогов: то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предвари-тельно от чувственных привязанностей?
  
   Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.
  
   Чем кто более познает Бога, тем более смиряет-ся, боится и любит Его (Св. Тихон Задон.).
  
   Того, что есть Бог, не могут знать не только Про-роки и Апостолы, самим, Богом просвещенные лю-ди--но даже Ангелы и Архангелы--существа самые приближенные к Богу.
  
   Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воз-духа, так ни ум не вмещал совершенно, ни голое не обнимал Божьей сущности (Св. Григор. Богосл.).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дьяченко Г. Указ. соч. - С. 33.
  

***


Ассирия. Мертвое озеро, где в него впадает река

Исторические памятки

  
  -- ВЕК - длительный промежуток времени; временный мир - люди века сего. "Во веки веков" - навсегда.
  --
  -- ВЕРА - принятие человеком Слова Божия и упование на Бога, исполняющего все Свои обетования Обетование. "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр 11,1). Вера означает также совокупность Богооткровенных истин.
  --
  -- ВЕРНЫЙ - тот, чье сердце утверждено в Боге. Бог дает ему силу быть непоколебимым. Верующий говорит Богу: "Аминь!", т. е. "да, воистину, согласен".
  --
  -- ВЕТЕР - по-евр. одно и то же слово означает "дух", "дыхание" и "ветер". Есть ветры благодатные и ветры разрушительные - наказание Божие.
  --
  -- ВИНО - часто называется кровью виноградных ягод (Втор 32,14). Евреи считали его живым и действие его таинственным, ибо оно искрится, бродит, "веселит сердце" и опьяняет; входит в состав Евхаристической жертвы, приносящей нам единение со Христом и в нем радость Божию и радость братской любви.
  --
  -- ВОДА - воды истребительные (воды потопа, истребившие грешников) или воды как возмездие за поруганную славу Божию (Чермное море, потопившее Египтян); воды очистительные, уничтожающие в корне грех Духом Св., оплодотворяющим воды Крещение; воды спасительные и даруемые безвозмездно: воды орошающие (роса, дождь); воды напояющие (в пустыне, источник воды живой); воды оплодотворяющие и обновляющие Духом Св.
  --
  -- ВОЗДУХ - плат, или "покровец", которым покрывают потир и дискос во время Литургии.
  --
  -- ВОНМЕМ (славянск. - будем внимательны) - богослужебный возглас, призывающий к вниманию.
  --
  -- ВОСТОК - на Востоке восходит солнце и на Востоке родился Спаситель. Наши храмы воздвигаются в сторону Востока, где страдал и воскрес Иисус Христос.
  --
  -- ВРАГИ - до конца времен Церковь подвергается нападению врагов Божиих. Главный враг - сатана или диавол.
  --
  -- ВСЕСОЖЖЕНИЕ - жертвоприношение, в котором жертва была целиком сжигаема огнем на жертвеннике. В духовном смысле: полная отдача самого себя.
  --
  -- ГЛАСЫ - система из 8-ми церковных мелодий, разработанная св. Иоанном Дамаскином и св. Феодором Студитом. Г. меняются в зависимости от вида песнопения: ирмоса, тропаря и т. д. Г. меняются также каждую неделю. Собрание Г. называется Октоихом, или "Восьмигласником".
  --
  -- ГНЕВ БОЖИЙ - Бог не может благоволить к греху; Он всегда его искореняет. Гнев Божий познается человеком в нарушении порядка, в хаосе этого мира (бедствия, войны и т. д.) как справедливое последствие греха. Кающийся и восстанавливающий общение со Христом грешник знает, что последнее слово принадлежит любви Божией, ибо любовь, а не гнев, является сущностью Бога.
  --

***

***

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011