ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Вступив на прародительский престол"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой год 2013 года: посетителей 367.515; объем - 7.664k; статей - 153; иллюстраций - 1.773. На 3 января 2014 г.: Посетителей - 1.867.661; Объем -61164k/1039; Иллюстрации - 7.773Это статистика...


  
  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

"Падший ангел", 1868.

("изначально возрастать в добре, отпал от Господа,

образовав свое царство -- ад")...

Художник Александр Кабанель

НИКОЛАЙ II

ступив на прародительский престол":

("здесь сеются семена благоденствия

или несчастья миллионов сооте­чественников"...)

  

"С новым царствованием на престол взошел "русский интеллигент", не революционного, конечно, типа, а "либерального", слабосильного, рыхлого типа, абсолютно не понимающего законов жизни.

Наступила не действительная жизнь, а детская нравоучительная повесть на тему доброты, гуманности, миролюбия и воображаемого "просвещения" с полным незнанием, что такое просвещение.

И вот началась за чепухой чепуха, началось все распадаться то внутри, то извне..."

Лев Тихомиров

(Дневник от 19 июля 1910 года).

"Как мне бесконечно жаль Государя, вечно мятущегося в поисках людей, способных занять место у кормила власти, и не находящего таковых; и как жалки мне те, которые, не взвешивая своих сил и опыта в это ответственное время, дерзают соглашаться занимать посты управления, движимые честолюбием и не проникнутые сознанием ответственности за каждый свой шаг на занимаемых постах".

Владимир Пуришкевич,

участник убийства Григория Распутина

   Фрагменты из кн.:
   Столетие Военного министерства. 1802-1902. т. Х, ч. ***. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н.А. Соколов.- СП б., 1914.
  
   Высочайший манифест, обнародованный в 20-й лень октября 1894 года, возвестил России о вступлении на прародительский престол Его Императорского Величества... Государя Императора Николая Александровича.
  
   В тот же день все подданные Российского Самодержца, а в том числе чины и воспитанники военно-учебных заведений, принесли присягу на верность своему Верховному Вождю.
   <...>
   *
   По вступлении на престол, Его Императорскому Величеству благоугодно было принять на себя звание Шефа Павловского и Александровского военных училищ.
  
   Вскоре затем Пажескому Его Императорского Величества корпусу и всем столичным военным училищам дарована была высокая честь выставлять очередные караулы для охраны внутренних покоев в Императорском Зимнем дворце.
   <...>
   *
   Что касается военных и юнкерских училищ, то в рассматриваемый период в составе их произошли значительные перемены.
  
   В 1894 году 2-е Константиновское военное училище было преобразовано в артиллерийское и перешло в ведение Главного артиллерийского управления.
  
   По утвержденному еще императором Александром III, 19 сентября 1894 года, положению и штату военный училищ, был допущен прием в эти заведения молодых людей со стороны, удовлетворявших общим условиям приема в кадетские корпуса; младших офицеров военных училищ положено было исключить из постоянного состава училищ и впредь прикомандировывать к училищам офицеров генерального штаба, но не более трех лет к каждому училищу, и не более как на четыре года.
  
   В начале 1895 года для военных училищ утверждена была новая программа химии и электротехники, при чем расширены были те отделы этих предметов, которые имели прямое отношение к военным наукам вообще.
  

*0x01 graphic

Император Николай II. 1898.

Художник Илья Саввич Галкин (1860-1915)

  
   В 1897 году число военных училищ увеличилось, так как Московское и Киевское пехотные юнкерские училища по Высочайшему повелению были переименованы в военные и непосредственной подчинены Главному начальнику военно-учебных заведений; вместе с тем, существовавшие при этих училищах одногодичные курсы для молодых людей с высшим образованием были упразднены, с тем, чтобы на будущее время такие молодые люди поступали в военные училища на общем основании, то есть на два года.
  
   В виду значительных успехов, которых достигло к концу 90-х годов артиллерийское искусство, в 1898 году явилась необходимость расширить и обновить курс артиллерии, а потому в это же году введена в военных училищах новая программа курса этого предмета.
  
   Еще в 1890 году при Николаевском кавалерийском училище наряду с эскадроном была открыта казачья сотня, что давало возможность молодым людям казачьего сословия, с незаконченным средним образованием, поступать непосредственно в это училище и производиться офицерами в казачьи части войск; в то же время казачьи юнкерские училища ощущали недостаток в комплектующем их составе, а потому в 1898 году Ставропольское казачье юнкерское училище было упразднено.
   *

0x01 graphic

   В январе 1898 года генерал-адъютант П.С. Ванновский оставил пост военного министра, и заместителем его назначен был генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин, а 26 мая следующего года Главный начальник военно-учебных заведений генерал от инфантерии Н.А. Махотин был назначен членом Государственного совета с отчислением от занимаемой должности. Временное исправление обязанностей главного начальника, с 5 июня 1899 года возложено было на генерал-лейтенанта И.И. Якубовского, а временное исправление должности помощника его поручено было генерал-лейтенанту П.А. Алексееву.
   *
  
   В период времени с 1894 по 1900 гг. в организации центрального управления военно-учебных заведений были произведены лишь некоторые частные изменения. касавшиеся, главным образом, административно-хозяйственной части.
  

0x01 graphic

  
   Назревшие к этому времени необходимые расширения и увеличения штата Главного управления военно-учебных заведений была осуществлена лишь в самом начале 1900 года, когда Государю Императору, благоугодно было Высочайшим приказом от 4 марта, даровать военно-учебным заведениям особую милость, поставив во главе их Его Императорское Высочество Великого Князя Константина Константиновича.
   <...>
   *
  
   Назначение Великого Князя Константина Константиновича Главным начальником военно-учебных заведений знаменует собою для ведомства переход к тому гуманному режиму, который позволил, несмотря на все недостатки закрытых заведений, значительно индивидуализировать воспитание и облегчить возможность пробуждения в душе учащейся молодежи тех рыцарских чувств, которыми оно должно руководиться в своей будущей деятельности.
  
   Руководящий приказ Августейшего Главного начальника от 24 февраля 1901 года заключает в себе следующие знаменательные строки, проникнутые высоко просвещенным духом и любовью к вверенным Его Августейшему попечению детям и юношам:
  
   "Поддерживая все свои требования с принципиальною строгостью и устраивая над вновь поступающими самый бдительный надзор, закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать тем, чем они должны быть, - цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону".
  
   *
  
   Этим приказом определялось направление деятельности военных педагогов и вся система воспитания, столь характерная для рассматриваемой эпохи.
  
   Обращая серьезное внимание на воспитание молодежи, Августейший Главный начальник предъявлял и серьезные требования к воспитательскому персоналу.
  
   "Дело воспитания, - гласила одна из резолюций Его Высочества, - самая священная и трудная, требующая от исполнителей высокой нравственности и больших духовных сил. В ряды воспитателей должны вступать лучшие из наших военных людей" .
  
   *
   Эти серьезные требования, предъявленные Августейшим Главным начальником к воспитателям, вызвали в 1900 году учреждение при Главном управлении военно-учебных заведений особых Курсов для подготовления офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах, на которые в том же году были командированы, в числе 25-ти человек, офицеры - воспитатели от Пажеского Его Императорского Величества и всех кадетских корпусов, кроме Хабаровского и Финляндского.
  
   Руководство курсами и председательство в их конференции возложено было на директора Педагогического музея генерал-лейтенанта А.Н. Макарова, а членами конференции были назначены генерал-лейтенанты А.Н. Острогорский и А.Д. Бутовский.
   *
  
   В своем неустанном попечении о нравственном воспитании и умственном образовании воспитанников военно-учебных заведений, Августейший их Главный начальник часто посещал как столичные, так и провинциальные заведений, знакомясь с постановкой и ведением дела и вникая во все подробности и мелочи их жизни и быта. Посещая подведомственные Ему заведения, Великий князь постоянно присутствовал на уроках и лекциях, а также на внеклассных занятиях, проверял работу воспитанников, преподавателей, интересовался, что читают воспитанники, что выносят из чтения, и, вообще, насколько их развитие соответствует возрасту, подробно осведомлялся о поведении учащихся, обходил все помещения заведения и присутствовал на заседаниях педагогических комитетов.
  
   Уже в первом своем приказе о посещении кадетских корпусов Его Императорское Высочество обратил внимание на недостаточность надлежащей градации в применении воспитательных мер к учащимся разных возрастов и приказал приступить к разработке некоторых вопросов, относящихся к этой области.
  
   Вслед за этим воспитанникам старших классов было разрешено иметь карманные часы, отменено воспрещение носить усы и т.п.
   *
   Одною из наиболее серьезных забот Его Высочества было развитие и укрепление в воспитанниках патриотического духа и любви к своему Верховному Покровителю Государю Императору.
   *
  
   С Высочайшего соизволения Августейшие сыновья Великого Князя Константина Константиновича были зачислены в списки кадет: Князь Императорской крови Гавриил Константинович - 1-го Московского кадетского корпуса, а Князь Императорской крови Константин Константинович - Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса. <...>

0x01 graphic

Император Николай II в форме Лейб-Гвардии Гусарского полка. 1907.

Художник Александр Владимирович Маковский (1869-1924)

  
  
   Вникая в подробности внутреннего быта кадетских корпусов, Его Высочество изволил убедиться, что в деле нравственного воспитания переводы кадет из одного заведения в другое имеют чрезвычайно важное значение.
  
   Рекомендуя эту меру в ряду других мер нравственного воздействия на воспитанников, Августейший главный начальник неоднократно отмечал это в своих приказах и резолюциях.
  
   "На мальчиков, неуспевающих или дурно себя ведущих, иногда благотворно действует перевод в другой кадетский корпус. Новая обстановка, новая среда, даже если она не заключает в себе никаких существенных преимуществ, сравнительно с прежними, дает воспитаннику нравственный толчок, заставляет его одуматься и собраться с силами"...
  
   "Служба воспитателей по отношению к малоуспешным, - гласит одна из резолюций Его Высочества, - из других корпусов, переводимым кадетам, конечно, очень трудна и ответственна, но зато и в высшей степени почтенна.
   Вольская школа теперь у нас одна; поневоле приходится распределять исключаемых неудачников по разным корпусам, так как детей, вверенных попечению нашего ведомства, мы, по мере сил, должны воспитывать и исправлять, прибегая к окончательному увольнению только в самых редких случаях" .
  
   *
  
   2-го мая 1900 года последовало Высочайшее повеление об отмене обязательного вывода строевых рот кадетских корпусов в лагерь; вместе с тем в Главном управлении военно-учебных заведений был выработан план организации летних занятий с остающимися на лето воспитанниками.
   *
  
   Постановка и ведение учебного дела, а также нравственное воспитание в военных и юнкерских училищах, привлекали не менее серьезное внимание Его Высочества, чем организация этих частей в кадетских корпусах.
  
   Трудами Августейшего главного начальника в 1901 году установлен был выпуск из военных училищ в гвардейские части войск без предварительного прикомандирования.
  
  
   Упраздненные в 1897 году одногодичные курсы для лиц с высшим образованием, на ряду с двухгодичными курсами для лиц со средним образованием, были вновь открыты в 1900 году при Московском и Киевском военных училищах.
   *
  
   Внимательное наблюдение Великого Князя над устройством внутреннего порядка и постановкой дела военного воспитания в трехклассных военных училищах, а также прохождением курса общеобразовательных и специальных предметов вызвало необходимость учреждения при Главном управлении военно-учебных заведений особой Комиссии, под председательством генерал-лейтенанта И.И. Ордынского, для пересмотра программ, с целью освежения учебного материала и выработки новой инструкции по учебной и воспитательной части.
  
   3 июля 1900 года военным министром, генералом от инфантерии А.Н. Куропаткиным, была утверждена новая инструкция по учебной части для юнкерских училищ, 10 июня того же года была утверждена также инструкция, определяющая правила военного воспитания в трехклассных юнкерских училищах.
   *
  
   К 1902 году число военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению, благодаря неустанным заботам Августейшего их главного начальника, стремившегося возможно шире и глубже поставить дело "воспитания русского человека и преданного своему долга офицера русской армии", значительно возросло.
   *
  
   К этому времени в ведении Главного управления состояли следующие военно-учебные заведения:
  
  -- Пажеский Его Величества корпус,
  -- Финляндский кадетский корпус,
  -- Николаевское кавалерийское училище
  -- 4 пехотных военных училища,
  -- 27 кадетских корпусов,
  -- Вольская военная школа и
  -- школа Императора Александра II .
  
   Кроме того, по учебной части, подчинены были Главному управлению:
  
  -- 11 юнкерских училищ,
  -- 22 школы солдатских детей войск гвардии и
  -- Рождественская школа для солдатских детей в г. Ревеле.
  
   Всего воспитанников военно-учебных заведений к 1902 году состояло 15.467 (включая юнкеров юнкерских училищ и не считая солдатских детей).
  
   Состояние здоровья воспитанников военно-учебных заведений к 1902 году определялось следующими данными: к первому января 1902 года состояло больных 89 человек или 0, 75% всего наличного состава учащихся; в течение года заболеваний было 7.984 или 0, 7% на каждого воспитанника.
  
   На содержание военно-учебных заведений израсходовано было: в 1901 г. - 5.818.823 руб. 70 коп, а в 1902 г. - 6.428.280 руб. 52 коп.
   Стоимость строительных работ в течение 1901 г. равнялась 2.492.929 руб. 99 коп, а в течение 1902 г. - 2.838.417 руб. 11 коп.
  
   Содержание каждого воспитанника в 1901 году обошлось:
  
  -- в Пажеском Его Императорского Величества корпусе - 863 руб.;
  -- в Финляндском кадетском корпусе - 788 руб.;
  -- в Николаевском - 776 руб.;
  -- в прочих кадетских корпусах - 462 руб.;
  -- в Николаевском кавалерийском училище - 1250 руб.;
  -- в пехотных военных училищах - 695 руб.;
  -- в Московском и Киевском военных училищах - 549 руб.;
  -- в Вольской военной школе - 421 руб.
  
   На содержание Главного управления военно-учебных заведений в 1901 году израсходовано было - 179.573 руб. 98 коп, а в 1902 г. - 203.177 руб. 27 коп.
  
   См. далее
   о взлете и падении империи Русской времени Николая II-го :

0x01 graphic

"Сильные давят слабых; богачи играют судьбою бедны; добродетель влечется в заключение, по­рок смеется слезам ее; золото и происки кривят повсюду весы правосудия; невинность стонет; заслуга, покрытая сединами, томится в нищете; праздность отдыхает на шел­ковых перинах"...

"Государь, взирающий на народ свой только с высоты престола, есть то же, что лекарь, пользую­щий заочно.

Чтоб излечить раны, должно к ним прикасать­ся".

Русский поэт, прозаик, публицист Федор Николаевич Глинка

Письма русского офицера (1815-16)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Высочайший приказ от 9 июня 1897 г., N 200.
   Приказ по военному ведомству 1890 г., N 156.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 95.
   Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 30.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1900 г., N 52, II отд., 3 ст.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 213.
   Отчет о состоянии военно-учебных заведений за 1900 г. Наряду с офицерами-воспитателями кадетских корпусов, командирован был офицер от Вольской военной школы, в виду предположенного преобразования ее в кадетский корпус.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 78.
   Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 30.
   Например, вопрос о курении, ношении усов и т.п.
   Приказ по военному ведомству 1901 г., N 96.
   Приказ по военно-учебным заведениям 1900 г., N 100.
   Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 65. Позже - Князья Императорской крови Олег и Игорь Константиновичи зачислены были в списки кадет: первый в 1903 г. Полоцкого кадетского корпуса, второй в 1904 г. Петровского-Полтавского кадетского корпуса. С ноября 1900 года Князья Иоанн и Гавриил Константиновичи посещали в 1-ом кадетском корпусе два раза в неделю строевые занятия кадет, а с 18 по 24 марта Августейший кадет Иоанн Константинович по воле своего Родителя целую неделю прожил в корпусе, подчиняясь общему режиму. С этого времени Его Высочество, хотя и жил дома. но очень часто вместе с братьями посещал корпус и участвовал во всех торжествах и парадах.
   Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 30.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1900 г., N 46, II отд., 3 ст.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 163.
   Отчет о состоянии военно-учебных заведений за 1901 г.
   Приказ по военному ведомству 1897 г., N 200.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 137.
   Приказ по военному ведомству 1901 г., N 318 и Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 93.
   Приказ по военному ведомству 1901 г., N 319 и Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 93, Отчеты о состоянии военно-учебных заведений за 1900 и 1901 гг.
   Павловское, Александровское, Московское и Киевское.
   1-й, 2-й Николаевский, Александровский, 1-й, 2-й и 3-й Московский, Орловский-Бахтина, Михайловский -Воронежский, Нижегородский графа Аракчеева, Полоцкий, Псковский, Петровский-Полтавский, Владимирский- Киевский, Симбирский, Оренбургский-Неплюевский, 2-ой Оренбургский, Тифлисский, Донской Императора Александра III, Ярославский, Суворовский (в г. Варшава), Одесский, Сумский (учрежден в 1900г.), Приказ по военно-учебным заведениям 1900 г., N 17, Хабаровский (учрежден в 1900 г.), Владикавказский (учрежден в 1901 г. в память столетия присоединения Грузии; Высочайшее повеление 14 июля 1901 г., Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., N 31) и Ташкентский (в 1901 г. преобразован из Ташкентской приготовительной школы; Высочайшее повеление 4 декабря 1901 года).
   Это заведение с начальным подготовительным курсом, поступило в ведение Главного управления военно-учебных заведений в 1898 году.
   Пехотные - Санкт-Петербургское, Виленское, Одесское, Чугуевское, Казанское, Тифлисское и Иркутское; кавалерийские: Тверское и Елисаветградское и казачьи - Новочеркасское и Оренбургское.

0x01 graphic

Россия.

"Губернаторша, входящая в церковь" 1864 Художник Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023