ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Вступление в военную стезю

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:



1 - практическая книга для будущего офицера

  

А. Каменев

Практическая педагогика для курсантов. -

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 2000. - 236 с.


Вступление на военную стезю

   Обучение в военно-учебном заведении требует серьезной перестройки личности, которая охватывает духовную, интеллектуальную, социальную и иные сферы. Понимание офицерского предназначения, самостоятельность и активность, умение работать эффективно и правильно определять линию и перспективу своего развития составляют основу успешности подготовки к офицерской профессии.
   Практическая педагогика, созданная на основе христианской антропологии, отечественной и мировой культуры, духовного наследия Русской Армии, призвана помочь курсантам определиться в важнейших вопросах личного развития на период обучения в военно-учебном заведении.
   Книга предназначена для курсантов, военных педагогов и командиров курсантских подразделений.
  
  

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение.......................................................................
   Умение учиться - ключ к успешности обучения и развития в высшем учебном заведении. - Вред "школярских" методов в вузе. - Что дает умение учиться?
  

1.

   Вступление на военную стезю.......................................
   Что по своей сути представляет военная служба. - Чем военный человек отличается от гражданского. - Чем исконно был славен русский витязь. - Лучшие из лучших (офицерство). - Главная "военная тайна". - Чувство собственного достоинства - сила неимоверная. - "Хочешь мира - готовься к войне". - "Хочешь побед - учись в мирное время!" - "Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения!" - Что военному дозволено, а что - нет.
  

2.

   Изменение стиля жизни.................................................
   Стиль жизни. - Возможен ли индивидуальный стиль в условиях воинской службы. - Почему отличник сдает свои позиции. - Какое благо человеку несет уставной порядок: отчего он позволяет излечиться - "Не позволяй душе лениться..." - Какой стиль жизни избрать. - "Жить не по лжи". - "Терпение есть поистине лествица совершенства".
  

3.

   Для чего люди учатся.....................................................
   Потребность учиться - одна из коренных потребностей человека. - "Первая помеха общему благу - это незнание самого себя: когда люди слишком любят самих себя и свои поступки и обычаи и считают себя сильными, богатыми мудрыми, не будучи таковыми". - Полузнание - самое худшее приобретение человека. - Хочешь ли ты быть неудачником? - "Золотое правило" жизни. - Что следует (главным образом) делать? - 2.Что делать не следует? - 3.К чему необходимо стремиться? - 4.Кого следует остерегаться? - 5.Чего следует бояться?
  

4.

   Чему нужно учиться......................................................
   Какую из жизненных целей или ценностей признать для себя определяющей и главной? - Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни? - Жизненные знания и мертвые формулы. - Как жить благоразумно? .- Как правильно трудиться? - Как разумно пользоваться свободным временем? - Закон служилого сословия: достойно жить, честно служить Отечеству и достойно умереть во благо своего народа. - "На Бога надейся, а сам не плошай". - Какой должна быть программа развития курсанта.
  

5.

   Искусство правильно мыслить......................................
   "Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине". - Как мыслят русские. - Как мыслишь ты? - Поучительные уроки истории. - Какие качества ума следует развивать. - Ум полководца. - Полезные мысли на каждый день.
  

6.

   Самостоятельность и личная работа курсанта.........
   "Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти". - Свобода мышления. - Инициатива. - Нестандартность поступков, поведения. - Умение без посторонней помощи выполнить поставленную задачу. - Умение видеть перспективу. - Самооценка. - Самостимулирование. - Самодисциплина. - Самовнушение. - Степени для определения успехов в науках. - Польза позитивного внушения. - Умение интеллектуально работать есть наука и искусство. - Законы интеллектуальной работы. - "Как надо работать" (памятка).
  

7.

   Порядочность и честная тройка.................................
   Почему слово "порядочность" редко слышимо в курсантской среде? - Что значит быть порядочным человеком? - Легкие одежды и грубые одеяния непорядочности. - "Не рой другому яму..." - Великодушие - удел сильных духом людей. - Умеешь ли ты прощать другого? - Что думают о непорядочности великие люди? - Чем ценная честная тройка? - Лучше быть троечником, чем... - В чем вред тщеславия? - Какова истинная мудрость.
  

8.

   Сумей выковать самого себя.........................................
   Человек, познавший всю силу духа. - Рывок из неподвижности. - Главное не падать духом. - Почему люди страдают комплексом неполноценности. - Следует знать себе цену: в этом секрет успеха. - Если вы застенчивы... - Можно ли преодолеть этот недостаток? - Тренинг общения .- Из писем к сыну лорда Честерфилда. - Школа хороших манер (советы на каждый день).
  

9.

   Декларация достоинства...............................................
   Случай в кавалергардском полку. - Почему фразы: "Даю слово офицера", "Клянусь честью" - ушли из нашей речи, превратились в анахронизм? - Что говорят мудрые люди о достоинстве человека? - Что является достоинством личности? - "...Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". - Духовное рабство: почему в нем оказываются люди? - Хорошо ли быть "Иваном, не помнящим родства"? - Чему учит русская народная мудрость? - Декларация личного достоинства русского человека. - Полезные советы. - Берегитесь лжепророков.
  

10.

   Здоровый образ жизни....................................................
   Формула здоровья. - Жизнь - не воображаемая, а реальная борьба. - Что такое здоровый образ жизни? - "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире". - "Не хлебом единым жив будет человек" ...- Присмотритесь к себе (тест). - Критерии здорового тела. - Факторы риска. - Вредные привычки и пристрастия. - Не пора ли трезветь? - Азбука трезвости. - Нужно ли бросать курить? - Кого губит наркоман? - Чем опасны азартные игры? - На какой путь вступишь ты сам?
  

11.

   Секс и половая жизнь.....................................................
   Что такое сексуальная культура? - Как на протяжении веков развивалась сексуальная жизнь. - Что принесла людям "сексуальная революция"? - Какие сексуальные отклонения чаще всего встречаются? - Существует ли эротическая наука? - Что об этом сказано у Плутарха? - Какие огорчения несет неразборчивый секс? - Какие "ловушки" существуют для курсантов. - Не открывай "ящик Пандоры"!
  

12.

   Возлюби ближнего своего, как самого себя..................
   "Всякое благое дело есть плод любви". - "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви..." - "Любовью служите друг другу". - "Любовь, долготерпит, милосердствует, не мыслит зла". - Чему нас учит сия мудрость? - Что сын может воздать родителям за их труды? - "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле". - Да не будет раздоров в семейном кругу!
  

13.

   Цветник духовный..........................................................
   "Под худою одеждою скрывается благороднейшая душа". - "Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи". - "Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? - Делай и ты добро всем без изъятия". - "Как магнит привлекает железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних". - "Самолюбие - самый опасный враг наш". - "Живи для других, если хочешь жить для себя..."
  

14.

   Чем следует гордиться..................................................
   Чем, какими делами славна наша отечественная военная история? - Кто те, русские люди, которые создавали мощь Русской Армии? - Страницы благодарной памяти.
  

15.

   Двести полезных книг....................................................
   Книги, полезные образованному офицеру. - Художественные произведения, исторические труды, расширяющие наш кругозор, дающие пищу для размышления. - Судьбы людей, достойные почтения. - Личности, изумившие мир.
  
   Заключение......................................................................
  
  

  


ВВЕДЕНИЕ

   Система школьного и вузовского обучения сильно отличаются друг от друга не только содержанием, но, главным образом, местом и ролью обучаемого, - большей степенью самостоятельности, ответственности и понимания важности активного развития личного духовного, интеллектуального и физического потенциала.
  
   Однако, как показывает практика, не все молодые люди, получившие возможность обучаться в военно-учебном заведении понимают необходимость самостоятельного и активного освоения научных знаний и подготовки к практической деятельности. "Школярские" методы и "школярская" психология продолжают какое-то время превалировать над необходимостью быть самостоятельным и активным в обучении и собственном развитии.
  
   Процесс профессионального развития сдерживается и тем, что "гражданский" (т.е. не военный) дух ставит преграды на пути военного становления. То, что было вполне допустимо и приемлемо к прежней (доучилищной) жизни, становится помехой в понимании природы войны, характера боя, места и роли человека в вооруженной борьбе и т.п. Прежние требования к себе мешают осознать необходимость изменения этих требований в сторону их ужесточения, углубления и развития.
  
   Следующая характерная ошибка начинающего учиться в военно-учебном заведении состоит в том, что он, не зная истинного значения воинского порядка и воинской службы, начинает ориентироваться на их формальные проявления, теряет свою индивидуальность, старается подстроиться под других. В результате этого не только стираются некоторые индивидуальные особенности курсантов, но и постепенно утрачиваются такие ценные качества, как инициатива, самостоятельность, твердость личных убеждений и т.п. Заразившись формализмом воинской службы, курсант утрачивает интерес к военному порядку, системе воинских отношений, приучается уклоняться от обязанностей службы, лавировать в системе воинских отношений и т.д.
  
   Фактически, не имея навыка работы в иной социальной и интеллектуальной среде, курсант начинает решать многие задачи путем проб и ошибок. Наука учебы в военно-учебном заведении постигается каждым из обучаемых самостоятельно и, в силу разных способностей и дарований, с разным конечным результатом. Основная масса курсантов (до 80%) к моменту окончания военно-учебного заведения так и не отрешаются от "школярских" методов работы, основными признаками которого является: обучение в рамках "заданного", отчетность перед учителем, как конечная цель обучения; преобладание пассивного воспроизведения полученной информации над ее осмыслением и пониманием; знания усваиваются формально, без глубины и понимания их практического предназначения. Человек учится "чему-нибудь" и "как-нибудь". За время обучения не происходит существенного приращения в духовном и интеллектуальном развитии.
  
   То же самое происходит и в понимании сути военного дела, воинской и офицерской службы: усваиваются формальные детали, но не постигается суть дела. Облачившись в военную форму на первом курсе, молодой человек, в большинстве случаев овладевает лишь искусством пригонки обмундирования, но не проникается сознанием миссии офицера.
  
   В то же время, наука обучения в военно-учебном заведении - это, по нашему мнению, специальная и важная дисциплина. Она не может ограничиваться курсом "введения в специальность": это (введение в специальность) можно сделать лишь после того, как для этого будет подготовлена почва. Это и не курс "научной организации труда", который, как правило, сводится к технике личной работы.
  
   Это - дисциплина, основное назначение которой состоит в том, чтобы дать верное стартовое начало процессу обучения в военно-учебном заведений и с первых дней обучения нацелить курсантов в правильном направлении развития, т.е. дать ориентировку в трех основных вопросах: "как жить дальше?", "как правильно овладевать специальностью и готовиться в миссии офицера?", "как разумно использовать свободное время?".
  
   В основу этой дисциплины следует положить достижения христианской антропологии, отечественной и мировой культуры, духовного наследия Русской Армии.
   Практической педагогика названа потому, что она акцентирует внимание на тех сторонах духовной, интеллектуальной, психологической жизни курсанта, которые чаще всего имеют проявление и которые требуют повседневного внимания к ним.
   Это не педагогика для преподавателей и командиров. Это - наука для самих курсантов, призванная лично им подсказать верные пути саморазвития. В книге достаточно много поучительных примеров, исторических сведений, полезных и мудрых советов.
  
   В сочетании с другими работами ("Практическая психология для курсантов", "Практическая психология для офицеров"), эта работа призвана помочь преодолеть трудности адаптационного периода, правильно настроиться на решение главных духовных, интеллектуальных и социальных задач, выбрать оптимальный вариант развития для себя.
  
   В книге использованы труды
  
   А.Апухтина, Аристотеля, А.Арсеньева, Н.Бирюкова, В.Воронецкого, М.Гуревич, А.Дмитриевского, Н.Добролюбова, Г.Дьяченко, В.Зеньковского, И.Златоуста, И.Ильина, В.Кагана, Э.Калнина, П.Каптерева, П.Карцова, Ю.Крижанича, Д.Леббока, Л.Лекрона, И.Лествечника, И.Маслова, Ю.Мерзлякова, Е.Месснера, Н.Морозова, А.Мышлаевского, Д.Парского, Н.Пирогова, Плутарха, А.Рождественского, И.Снегирева, А.Солженицына, Г.Спенсера, Д.Трескина, Е.Уайт, Д.Ушинского, С.Франка, А.Чаклина, Я.Червинка, Ф.Честерфилда, А.Шопенгауэра и др.
  
   Работа содержит раздел об исторических достижениях в русском военном деле. Этот материал основан на сведениях, помещенных в журнале "Армия" за 1994 г. (ведущий рубрики А.Решетников).
  
   Автор надеется, что книга "Практическая педагогика для курсантов" поможет обучаемым в военно-учебных заведениях более эффективно осуществлять свое развитие и лучше готовиться к почетной и ответственной профессии офицера России.
  

ВСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СТЕЗЮ

  
   Вступление на воинский путь многое меняет в жизни человека. Однако, как показали многие наблюдения, курсант, проучившись в военном училище весь срок обучения, не вполне осознает те важнейшие вопросы, которые он должен знать с самого начала. В числе таких вопросов следующие:
  
  -- Что по своей сути представляет военная служба?
  -- Чем по сути отличается военный человек от гражданского?
  -- Что требует от молодого человека профессия офицера?
  -- Какие испытания ждут его на пути овладения офицерской профессией?
  -- Какие запреты накладывает военная профессия на деятельность человека?
  
   Воинская служба издавна была предметом внимания в обществе.
  
   На заре развития человечества воинская служба ставилась в разряд самых почетных и уважаемых. В рядах вооруженных сил считали за честь служить представители высших слоев общества. В ряде государств (к примеру, в Древнем Риме) вводились специальные ограничения, чтобы не допустить в ряды вооруженных сил людей недостойных или физически неразвитых.
   Высокий статус воина объяснялся причинами духовными и материальными: с одной стороны, общество воздавало почет воинам, которые обеспечивали могущество и процветание государства, с другой - воины, участвовавшие в войнах, имели свой экономический интерес (обогащение за счет военной добычи или же достойного жалованья во время боевых походов).
  
   В последующие годы, в силу разных причин (политических, связанных с борьбой за власть, экономических - обогащением воинов, духовных - развращением нравов и умалением гражданских достоинств и добродетелей) воинская служба стала терять свою привлекательность, а воинское звание перестало рассматриваться как звание благородное и достойное. Естественно, такое отношение не могло не отразиться на военной службе, ее статусе, что повлекло за собой небрежение военным делом со стороны высших слоев общества, снижение требований к рядовым воинам, а политические интриги заставляли правителей заниматься весьма постыдным делом - заставлять служить армию не интересам отчизны, а себе лично. Военная служба, по сути дела являющаяся службой государственной, стала превращаться в службу лакейскую.
  
   Такая неприглядная роль армии и военной службы, конечно же, не могла способствовать привлечению в ряды защитников родины людей достойных. Но корыстолюбивые люди, алчные до наживы быстро смекнули, что в рядах армии они могли бы реализовать свои жизненные задачи. Наемничество, которым "переболело" почти все государства Западной Европы, было бичом государства: малонадежное войско нередко изменяло нанимателю и обращало свое оружие против своих бывших хозяев.
  
   Повсеместно стал вырисовываться облик современного воина - кровожадного и беспощадного, жестокого и немилосердного, готового огнем и мечом сокрушить всякого, стоящего на его пути. Примером тому были крестоносцы, в более поздние времена - шведские и немецкие завоеватели, татаро-монголы, турки, солдаты Фридриха II, полчища Наполеона и т.д.

*

   Своим, самобытным путем в военном деле шла Россия.
   В памяти каждого народа история отражается разными способами. Одним из таких способов народной памяти и признания предкам являются былины. Источник их сюжета - народные предания, идеализированные и обобщенные образы, отражающие народное представление о герое, достоинстве нации.
  
   В былинах Древней Руси память народная запечатлела своей представление о национальном герое в образе Ильи Муромца.
  
   Был Илья родом крестьянский сын. Не владел он сначала ни руками, ни ногами, в сиднях сидел тридцать лет и три года. Пришли к нему нищие, калики перехожие; просят они Илью дать им воды испить, - не может он встать. Второй раз требуют у него калики воды; вдруг почуял он в себе силы, встал "словно встрепанный". Пьют калики и Илье велят испить воды. Выпил он и почуял в себе силу неимоверную. Не сидится Илье после этого в родительском доме. И пошел от служить службу добрую за веру христианскую.
   Подвиги свои Илья совершает тогда, когда нужно избавить кого от беды, постоять за честь земли русской. Действует он не из корысти, почета не ищет, похвальбы не любит, да и принимается за дело только тогда, когда нельзя обойтись без него, когда ему "некем замениться". Хитрости и лукавства в нем нет, всякое дело ведет он прямо, начистоту. Все эти свойства высоко ценит наш народ; потому-то Илья и самый любимый его богатырь.
  
   Много сохранилось в народе и других былин.
   В них, конечно, много вымысла, но есть и много простой человеческой правды. Трудно эту правду русской нации выразить в нескольких словах, но некоторые моменты поддаются осмыслению и пониманию.
  
   Во-первых, в толще народной скрыта сила богатырская, порой дремлющая и находящаяся в покое до поры испытаний.
   Во-вторых, в минуты тяжкие сила эта богатырская просыпается, просится послужить делу народному.
   В-третьих, богатырь русский не кровожаден и не воинственен: сделав свое дело, он скромно уходит в сторону и не домогается наград, почестей и богатств. Ему хорошо уже потому, что он выполнил свой долг воина и благополучие граждан ему дороже богатства и расположения правителей. Ему приятнее услышать "спасибо" от самого обездоленного и слабого, чем от сильного и могущественного. Он не заискивает перед сильными мира сего, не ищет их благосклонности, служит верно отечеству, а не прислуживает господам.
   В-четвертых, русский воин - воин особый, христолюбивый, готовый душу свою положить "за други своя".
  
   Не нужно быть историком, чтобы понять следующие истины: никакие попытки извратить истинную природу русского воина не в силах побороть того естества, которое присуще нашему национальному характеру. То, что было присуще Илье Муромцу, лучшим русским полководцам и военачальникам - это соль русского воинства. Имеющиеся же отклонения от этого идеала - не что иное, как сорняк на благородном поле.
   Но надо помнить и о другом - сорняк может разрастись и заполонить поле, следовательно, - с ним нужно всячески бороться.
  
  
  
  
  

Сделаем некоторые обобщения:

  
  -- Воинская служба - служба государственная: это служба интересам Отечества, а не правительству или отдельным лицам.
  --
  -- Главная ее задача - защищать национальные интересы России и безопасность ее граждан.
  --
  -- Основное ее содержание - подготовка к войне (в мирное время) и достижение победы над противником в войне.
  --
  -- Служба в вооруженных силах - удел достойных.
  --
  -- Офицерская служба - служба избранных, особых людей, приносящих в жертву России свой ум, волю, способности, личный покой и благополучие, сознательно вступивших на путь испытаний, трудностей и лишений.
  --
  
   А. Мышлаевский, сводя воедино требования разных документов ХVII века, пришел к заключению, что как представитель государевой власти, каждый "начальный человек" должен обладать нравственной авторитетом для охранения "государевой чести" и "службы ратных людей".
  
   В частности, он должен был быть способным предупреждать всякую измену, как и всякий военнослужащий, "никого не грабити и не побивати", никому не чинить "насильства и убытка", ничего "безденежно не имати", заботиться о предупреждении побегов и не отпускать никого со службы без государева указа .
   Присягою I65I года от всякого "чиновника" требовалось крестное целование, что он будет "Царя прямити и добра хотети во всем вправду, никакого лиха ему, Государю, не мыслить, с немецкими и иными людьми биться, не щадя головы своей до смерти, из полков и из посылок без указа не отъезжать и воевод не оставлять, по свойству и дружбе ни по ком не покрывать " и т.п.
   Требования нравственных качеств от "начальных людей" особенно возросли с тех пор, как стали высказываться взгляды, что "ратному человеку надобно быть зерцалу учтивости, чести и чувства", когда войскам в торжественной обстановке начали царевым словом указывать, что "больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и аще кто, воинствуя... за православную веру,... небесного царствия и вечных благ сподобится".
  
   В "Письмах об образовании ума и сердца", написанных в 1826 г., так говорится о военной службе:
  
   "Военная служба по строгости дисциплины своей ... требует беспрекословного повиновения, ревностных занятий и благоразумного исполнения всех поручений, которые, несмотря ни на какие трудности и препятствия, должны быть решительно исполняемы; самый же успех исполнения будет зависеть от собственного вашего благоразумного распоряжения. Никакие отговорки тут не имеют уже места, словом сказать: нет извинений в неисполнении приказаний начальства и неблагоразумное распоряжение подлежит ответу и строгому взысканию, - это необходимо! - С другой же стороны, точное и благоразумное исполнение обязанностей службы обращает внимание начальства и награждается примерно. - Военная служба, как во время брани, так и во время мира требует длительных занятий: ибо солдат есть орудие, которым должно весьма благоразумно управлять: он, если доволен своим начальником, то без принуждения, из одного усердия, может быть исправен, а в военное время сам готов пожертвовать своею жизнью; где нет благоразумного управления, там потребны гораздо большие усилия, чтобы сохранить надлежащий порядок, и в военное время потребно большое количество воинов там, где с единодушием могли бы произвести чудеса храбрости весьма немногие. Для всей службы потребно иметь характер деятельный, постоянный и решительный, познания же в науках весьма будут способствовать к успешному исполнению всех обязанностей и облегчат самые трудности: образованный человек всегда и везде найдется отличить себя. - От вас, как благовоспитанных и приготовленных к самой юности к службе, будут ожидать благоразумного исполнения ваших должностей: ибо наряду с вами много будет и таких, которые не имели случая к образованию своих способностей".
  
   Здесь мы, вполне естественно, подходим к пониманию того, чем отличается военный человек от гражданского.
  

ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК: ОТЛИЧИЯ

  
   Вряд ли мы найдем отличие в каких-то внешних параметрах - их попросту нет. Но, вот некоторые наблюдательные люди даже в гражданском одеянии "обнаружат" человека военного. Может быть его выдает походка? Наверное, есть в этом какое-то отличие. Может быть заметна какая-то большая собранность, подтянутость? Да, и это можно заметить.
   Но есть нечто такое, что трудно обнаружить во внешнем облике военного человека. То, что отличает военного человека от гражданского - скрыто в его душе. Это - его "военная тайна".
   Безусловно, что военный человек должен быть физически развит. Но важнее физического развития - развитие духовное. Воинский дух - вот главное отличие человека военного от гражданского лица. Превращение гражданского человека в военного осуществляется только вследствие развития его военного духа.
  

"Тайное" оружие военного человека

   Воинский (военный) дух (Esprit militaire, Kriegs-Geist), означает совокупность всех качеств присущих истинному воину:
  
  -- мужество и храбрость до забвения опасности;
  -- воинственность;
  -- благородство (рыцарство);
  -- дисциплину (подчиненность, исполнительность, сознание своего долга перед престолом, церковью и отечеством);
  -- самоотверженность (самопожертвование);
  -- веру в свои силы, в начальников и в свою военную среду (корпорацию);
  -- почин, самодеятельность, находчивость и решимость;
  -- бодрость;
  -- выносливость (труда, лишений и страданий).
  
   Все эти качества могут быть частью врожденными, но больше вырабатываются системою воспитания, которое начинается с молодых лет воина, а лучше всего с детского возраста. Большинство этих качеств составляют принадлежность самого народа, из среды которого выходит армия; поэтому и подготовка воинского духа должна начинаться в этой среде: прежде всего, родителями в семье, затем государством в школе (низшей, средней и высшей) и, наконец, армией в ее кадрах мирного времени, где, служа под знаменами, воин окончательно формируется и откуда он поступает в запас вооруженных сил государства; если дело воспитания поставлено правильно, то и в запасе, при относительно небольших усилиях государства и армии, воины сохранят надлежащий дух.
  
   Воинский дух представлял во все времена отзвук - отражение нравственного состояния народа; последнее зависит от его нравов, обычаев, культуры, цивилизации - словом от всего уклада его исторической жизни. С падением в народе гражданских добродетелей, с развращением его нравов (роскошь, изнеженность), начинают падать и воинские доблести армии, выставляемой народом; эта армия, вместо побед, терпит поражения, а если народ не останавливается в своем падении, то он погибает вместе со своей вооруженной силой, уступая честь и место армии народа нравственно более сильного.
  
   Воинский дух имеет ряд своих важнейших проявлений. Прежде всего, это, так называемое, "присутствие духа", т.е. способность свободно мыслить и желать при всяких обстоятельствах. Это - и бодрость - "свойство человеческого духа никогда не находить свое положение отчаянным, считать, что бывают положения еще хуже и искать средств и способов выйти победителем из неприятного положения".
  
   Особое значение имеет храбрость, о которой в "Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения" сказано следующее:
  
   "Господам офицерам, особенно ротным командирам, в сражении крепко и прилежно замечать: кто из нижних чинов больше отличается храбростью и духом твердости и порядка, таковых долг есть высшего начальства скорее производить в чины; ибо корпус офицеров всегда выигрывает получением настояще храброго офицера, из какого бы рода он ни был".
  
   Воинский дух особенно ярко должен проявляться в офицерской среде, особенно тогда, когда боевая и походная обстановка становится сложной.
  
   Известный в российской армии своими прекрасными работами генерал П.Карцов так пишет по этому поводу:
  
   "С первого дня вступления в военный поход офицер должен поставить себе неизменным правилом быть во всем примером своему солдату. Во многих случаях то же требуется и в мирное время, но на войне примеры иного рода: безропотность, бодрость при усиленных трудах, перенесение всякого рода лишений, сохранение присутствия духа при неудачах, - этого рода примеров обнаруживать перед солдатом в мирное время не приходится, на войне же в них вся сила нравственного влияния. Чем труднее переход, чем более для солдата поводов опуститься, поддаться угнетающему впечатлению, тем сильнее офицер должен проявлять противоположное".
  
   Надо всегда помнить о том, что только тот корпус офицеров будет стоять на высоте своего призвания, в "котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска".
  
   Итак, выяснив коренное отличие человека военного от гражданского, поняв значение воинского духа, определим ту основу, или питательную почву, на которой он произрастает.
  
   Дух дисциплины (важнейшая слагаемая воинского духа) слагается из подчиненности, исполнения законов и чинопочитания. Духовная мощь человека усиливается широким военным развитием и пониманием военных явлений, умением научно мыслить в сфере военных идей и действий, развитием воли и характера, уверенностью в своих специальных познаниях. Самые совершенные приказы и инструкции высшей командной власти останутся гласом вопиющего в пустыне, если масса не проникнута сознанием долга настолько, что об нем не нужно напоминать, можно считать, что она обладает воинским духом.
  
   Но самый важный питательный исток воинского духа - в чувстве собственного достоинства военного человека. "Чувство личного достоинства, это - сила, как для простого солдата, так и для офицера, это - элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат. Очевидно, сколько необходимо осторожное, бережное отношение с этой силой, которую ведь можно привести к нулю грубостью, ненужной строгостью, запугиванием. К сожалению, существует мнение, что подобное обращение необходимо во имя дисциплины. Стоит ли доказывать, насколько подобное убеждение ложно? Можно ли пожелать этим господам, чтобы им довелось разубедиться под давлением горького боевого опыта".
  
   Когда армия, проникнутая вся сознанием того, что она исполняет воинскую функцию, когда все ее элементы работают самостоятельно, содействуя друг другу, то говорят, что она имеет воинский дух. Воинский дух дает армии и жизненную энергию и дееспособность. Воинский дух состоит из слияний интеллектуальных и моральных стремлений, проявляясь в самостоятельных действиях, в инициативе. Развиваться воинский дух может только тогда, когда начальники не требуют автоматического исполнения, и наоборот, он гибнет, когда торжествует рутина, убивается энергия, принижается гордость.
  

Что нужно делать офицеру

для воспитания воинского духа?

   Все, что нужно, вполне умещается в следующие короткие формулы:
  
   "Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения! Все, во что было положено в мирное время труда и забот, вступает в силу на войне".
  
   Единодушный корпус офицеров, сплоченный сознанием величия своего призвания, сознанием всесилия военных своих познаний и также готовностью жертвовать собою за высшие интересы отечества вместе с превосходным нашим солдатским материалом, доведенный до надлежащего уровня умственного развития, составит силу, которая при известных всему миру редких боевых качествах нашего племени, в состоянии одолеть врагов всего мира.
  

Что вправе делать и чего не следует делать (допускать)

человеку военному?

  
   Нам следует понять следующее: вступление в воинскую среду накладывает на человека известные обязательства и предъявляет к нему серьезные требования. Среди них важнейшими следует признать следующие:
  
  -- Военнослужащий обязан блюсти честь мундира.
  --
  -- Ему следует быть сдержанным в рассказах о воинской службе посторонним лицам.
  --
  -- Эмоции и чувства у военнослужащего должны быть под контролем: он умеет ими управлять.
  --
  -- Ему недопустимо проявлять непорядочность, нечестность, неумение сдержать слово или выполнить обещание.
  --
  -- Эгоизм для военного человека качество исключительно вредное и недопустимое.
  --
  -- Нерешительность, слабоволие, робость несовместимы с воинским званием.
  --
  -- Забота о здоровье, физической закалке и выносливости перестает быть только личным делом человека, а становится ценностью, имеющею высокую общественную значимость.
  --
  -- Партийные пристрастия и симпатии не могут быть совместимы с ролью и статусом военнослужащего. Во главу угла его стремлений должно быть поставлено общее, а не партийное благо.
  --
  -- "Гражданские" настроения, пацифизм не должны иметь место в военной среде.
  --
  -- Чувство любви к Родине, патриотизм, стремление сделать полезное и нужное для своей Отчизны - качества достойные воина.
  --
  -- Лень, нерадение, безразличие недопустимы для военнослужащего.
  --
  -- Нет людей, не испытывающих страха. Но военный тем отличается от других, что он умеет взять под контроль страх, у него развито самообладание, а экстремальная обстановка обостряет его чувства и мобилизует волю
  -- .
  -- Военнослужащий обладает развитым чувством собственного достоинства. Дисциплина и подчинение не ломают его волю и характер, а укрепляют его силу воли.
  --
  -- Хороший воин во всем знает чувство меры: он не пресыщается ни едой, ни питьем, ни отдыхом, ни развлечением... Она знает всему свое время и место.
  --
  -- Военнослужащий всегда на посту, т.е. всегда в состоянии готовности выполнить служебную и боевую задачу. Он не теряет бдительности во всех случаях и обстоятельствах жизни.
  --
  -- Терпение, умение переносить невзгоды и трудности службы, походной жизни и боевой обстановки приучают его пользоваться любыми возможностями для отдыха, пополнения запасов и резервов, снятия физического и эмоционального напряжения.
  --
  -- Настоящий военнослужащий ценит друзей, товарищество, войсковую дружбу и все делает для ее упрочения.
  --
  -- Крепкая и дружная семья - это - то прибежище, которое необходимо каждому воину. Он ценит семью, заботится о ней, не забывая даже в самые трудные моменты боя и службы.
  --
  -- Родители, близкие и родственники всегда в особом почете у воина. Разделенный с ними подчас многими сотнями километров, он не забывает о них и в меру возможности оказывает им помощь и поддержку.
  --
  

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

   Вступление в военную среду - это переход в качественно новое сообщество, живущее по своим законам, которые в значительной мере отличаются от законов гражданского общества.
   Изменения, которые связаны с переходом к новому (военному) виду деятельности, требуют, прежде всего, внутренней (духовной) перестройки личности, принятия той системы ценностей, которая присуща для данной социальной группы.
   Воинский дух, который является главной образующей силой и источником силы военного человека, становясь, достояние конкретного человека, преобразует весь его духовный мир, создает благоприятную основу для воспитания качеств и свойств военного человека.
   Воинская деятельность - это работа для волевых людей, смелых и инициативных личностей, имеющих развитое чувство собственного достоинства, более глубоко и полно осознающих свой гражданский и патриотический долг.
   Вступивший на путь испытаний и трудностей, не отгораживается от всей остальной жизни, родных, близких, друзей и товарищей, а лишь вносит определенные коррективы в эти отношения, стремясь не только воспользоваться их поддержкой, сколько сам стать для них опорой и надеждой на будущее.
   Пора вступления в сферу воинскую побуждает распрощаться с теми возрастными недостатками и изъянами характера, которые становятся уже недопустимыми в военной среде и, особенно, в среде офицерской.
   Перечень допустимых и недостойных военного человека действий может служить основой для самоанализа степени развития у вас соответствующих качеств и умений.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Мышлаевский А.З. Офицерский вопрос в ХУII веке. (Очерк из истории военного дала в России) .- СП б.,I899. - с.12.
   Письма об образовании ума и сердца. (Писанные в I825 году из Москвы в Кострому к двум братьям воспитывающимся в Московском Кадетском Корпусе). - М., I826. - с.69-70.
   Воинский (военный) дух. // Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого .- т.7.- СП б., I9II. - с.2.
   Там же.
   См.: Дружинин К. Воинский дух. - Варшава. - I9II. - с.4,5.
   См.: Ладыженский. О командном составе армии и системе его подбора. //Военный сборник.-I906 .- NI0 .- с.164.
   См.: Бирюков Н. Записки по военной педагогике. - Орел, I909 .- с.13.
   Наставление господам пехотным офицерам в день сражения. // Военный сборник .- I902.- N7 .- с.243.
   См.: Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник .- I884 .- N6 .- с.321.
   Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь. - I907 .-N52 .- с.19.
   См.: Бирюков Н. Указ. соч. - с.11.
   См.: Баивов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный сборник .- Белград, I924 .-N5.- с.64.
   См.: Апухтин А.Н. Командный состав армии. - Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 2I марта I907 г. //Общество ревнителей военных знаний . Кн.3 .- СП б., I907 .- с.21,22.
   Там же. - с.9.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ .- Варшава, I908 .- с.55.
   См.: Воронецкий В. К реформам в армии .- Варшава, I906 .- с.17.
   См.: Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2. - с.94-95.
  
   ...

Исторические памятки

  
  -- Авгиевы конюшни.
   По древнегреческой легенде царь Авгий, живший в Элиде, страстно любил лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом. По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому. Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь. Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами, а выражение "авгиевы конюшни" стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.
  
  -- Август -
   один из титулов римских императоров - означает "священный, достойный поклонения". Римские императоры, приняв этот титул, хотели этим подчеркнуть божественное происхождение императорской власти и самой особы императора.
  
  -- Аврам (отец высокий),
   Авраам (отец множества) сын Фарры, родился в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему. Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт 12:3).
  
  -- Агела (букв.: стада) -
   так назывались товарищества, устраивав­шиеся в дорических государствах, особенно у критян, из юношей, достигших 17-летнего возраста; членами такого товарищества они оставались до женитьбы. Цель этого учреждения была та, чтобы приучить к подчинению личной воли и склонностей воле госу­дарства. Поэтому, вступая в агелы, юноши должны были приносить присягу в верности установленному госу­дарственному порядку. Все в одно и то же время должны были жениться. Предводителем А. был отец того юноши - по большей части знатного про­исхождения, который собрал агелу; этому предводителю, под условием ответ­ственности пред властями, давалось право наказывать участников своей агелы; он же руководил ее играми и упражнениями на охоте и в гимназиях.
  
  -- Агнец (козленок, ягненок)
   - слово, употребляемое одинаково о молодых овцах и козлах. Еврейским законом точно предписано, чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец от овец или коз. Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца, ведомого на заклание и безгласного пред стригущим Его. Наименование Иисуса Христа агнцем указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого.
  
  -- Агора,
   первоначально - собрание народа, особен­но в героические времена; затем то ме­сто, площадь, где происходили эти собрания; она служила также и рынком и находилась в приморских городах обыкновенно близ моря, а в городах, удален­ных от морского берега, - у подошвы кремля; в горо­дах позднейшей постройки, напр, в Пирее, оно имело четырехугольную форму и было окружено колонна­дами. Такую площадь украшали храмами, статуями богов и общественными зданиями, т. к. она представ­ляла некоторым образом центр городской и государ­ственной жизни.
  
  -- Адам
   (красная земля) - имя первого человека, родоначальника всего человечества. В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле. Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно, от дерева познания добра и зла, - под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище, Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; "но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша - мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, - она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (Евангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva - жизнь, ибо она стала матерью всех живущих).
  
  
   ...
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023