ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Вторжение в сферу высшей политики - дело опасное"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Александр (Македонский) Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. ...Я хотел бы превосходить других не только могуществом, сколько знаниями о высших предметах".


  
  
  
  
  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  

)

0x01 graphic

  

Александр Македонский и пленный Пор.

Рисунок 1904 г.

Индийский раджа Пор, когда в 327 г. до н. э. вторгся в его владения Александр, который  в отличие от малодушных властителей решил дать ему бой. Их столкновение вылилось в легендарную битву на Гидаспе.  Одержав победу, Александр в знак уважения к врагу позволил ему сохранить престол и даже уступил ему часть завоёванных земель. С тех пор, Пор оставался союзником греков до самой его смерти...

   Военная школа России
   (уроки истории и стратегия развития).
   (начало 21мая 2014 г.)
  
  

Анатолий Каменев

  
  

Политический характер офицерского образования

  
   Суть политического образования офицерства в том, чтобы научить офицеров правильно понимать свою миссию в обществе, долг перед Отечеством, суть происходящих политических событий и непоколебимую верность законной власти.
  
   Цицерон говорит, что оратор должен быть ознакомлен со всеми предметами человеческих сведений.
   Ежели это справедливо, то какими же необыкновенными способностями необходимо обладать тому, который управляет людьми большей частью необразованными, в самых затруднительных обстоятельствах, который должен побуждать их к перенесению трудов и лишений, превышающих физические их силы, к пожертвованию самой жизнью!

Роль политического образования

офицерского корпуса обусловливается следующими обстоятельствами:

  
  -- -во-первых, армия является инструментом власти; душа армии - офицерский корпус - не может блуждать в политических потемках: он должен быть политически просвещен и сопричастен к тем государственным задачам, которые решает власть; офицер должен быть активным носителем государственной и национальной идеи;
  --
  -- -во-вторых, политическая подготовка войны, политический аспект самой войны, требуют высокой политической квалификации не только высшего командного состава, но и рядового офицерства;
  --
  -- -в-третьих, сама война, как сложное моральное, политическое, физическое и военное испытание требуют от офицера не только развитых стратегических и тактических навыков, но и умения управлять и направлять энергию масс на достижение победы; без правильной идеологии справиться с этой задачей невозможно;
  --
  -- -в-четвертых, попытки политических партий использовать офицерство в борьбе за власть, требуют от офицеров не только политической бдительности и стойкости (к соблазнам и искушениям), но и высочайшей политической прозорливости, умения за действиями отдельных партий, групп и лиц видеть общее благо государства, не упускать из виду вопросы национальной безопасности.
  --
  -- -в-пятых, офицерство (не генералитет только) следует рассматривать, как важнейших резерв государственных людей.

  
   Следует признать тот факт, что вторжение в сферу высшей политики со стороны ("чужаков") всегда считалось делом опасным.
  
   От Плутарха известно, что, находясь в Азии, Александр Македонский узнал, что Аристотель обнародовал в книгах некоторые из своих учений, которые он преподносил только ему.
  
   Тогда он написал своему учителю раздраженное письмо, текст которого гласит:
  
  -- "Александр Аристотелю желает благополучия!
  -- Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания.
  -- Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием?
  -- Я хотел бы превосходить других не только могуществом, сколько знаниями о высших предметах.
  -- Будь здоров."
  
  
   Вообще, принято считать, что существует некая "норма знаний", приличествующая (предназначенная) для определенного круга лиц; что излишняя образованность людей "подлых" званий лишь вредит общему порядку. Верно однако то, что знание способно раскрыть глаза человеку и научить его видеть мир глубже, полнее и разностороннее.
  
   0x01 graphic
  
   Разве хуже станет мир, если современный учитель последует совету М.Монтеня:
  
   "Пусть наставник расскажет своему питомцу, что означает:
  
  -- знать и не знать;
  -- какова цель познания;
  -- что такое храбрость, воздержанность и справедливость;
  -- в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободой;
  -- какие признаки позволяют распознать истинное и устойчивое довольство;
  -- до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения,
  
   ибо я полагаю, что рассуждениями, долженствующими в первую очередь питать его ум, должны быть те, которые предназначены
  
  -- внести порядок в его нравы и чувства,
  -- научить его познавать самого себя, а также
  -- жить и умереть подобающим образом".
  
  

0x01 graphic

  

Похороны героя.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Офицер не может быть политическим невеждой:

это слишком дорого обходится государству.

  
  
   В подтверждение изложенному выводу можно было бы привести множество примеров из истории неудавшихся последних войн Российской империи.
  
   Ограничимся некоторыми оценками уроков русско-японской (1904-1905 гг.) и 1-ой мировой войн.
  
   Старший командный состав Русской армии после поражения в войне с Японией был глубоко потрясен и подавлен военной катастрофой: устои, казавшиеся незыблемыми, разрушились, переучиваться было поздно.
  
   0x01 graphic
  
   Ленин.
   Художник Николай Иванович Бухарин
  
   Думается, слишком долго мы изучали эту войну по работе Ленина "Падение Порт-Артура", полной, скорее сарказма, нежели глубокого анализа произошедшего.
  
   "Партийно-политический" подход в изучении истории и трактовке исторических событий ущербен и убыточен, ибо "зацикливается" на оценках и выводах, вписывающихся в контекст партийных программ и политических установок данной партии.
  
   Проще всего во всех бедах обвинять существующую власть, "бездарных и ничтожных генералов", "необразованных офицеров, лишенных тесной связи с солдатскими массами", как это сделал В. Ленин в своей работе "Падение Порт - Артура" и на этой основе провозглашать политические лозунги и призывы к революции (См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.9, С.151 - 159).
  
   С полным основанием можно предположить, что ему неведомы были имена С.О. Макаренко, Р.И. Кондратенко и других героев Русско-японской войны, а сведения о боевых действиях он извлекал из оппозиционной (точнее, революционной) и иностранной печати (живя в Женеве, он мог пользоваться только этой информацией).
  
   Впрочем, ничего особо исключительного в действиях Ленина нет: так поступает почти каждый политический деятель - поет ту песню, которую ему заказала "родная" партия.
  
   Пагубность ситуации в другом - в стремлении данной пространной статьей навязать обществу оценку исторически имевшему факту и этой односторонностью оценки все свести к "гнилости старой систему" и необходимости замены ее новой, "прогрессивной".
  
   Если после каждой военной неудачи все будет сводится к поношению военных и существующей власти, то общество никогда не научится извлекать уроков из собственной истории, а обретет лишь способность "находить крайнего".
   Это весьма прискорбно...

*

   0x01 graphic
  
   Раздел Китая европейскими державами и Японией.
   Карикатура 1890-х годов
  
   Давно бы следует отказаться от упрощенной трактовки событий и злорадствований по поводу военных неудач России.
  
   Следует шире открыть глаза на события, влекущие к войне, деятельность различных государственных структур и принять во внимание тот факт, что ход и исход боевых действий зависит не только от генералов, но наполовину (если не более) определяется политикой, где действия правительства, дипломатов играют главенствующую роль.
  
   На примере Русско-японской войны мы вправе сказать о том, что эта война была обречена на поражение той гибельной стратегией, которую взяло на вооружение русское правительство на Дальнем Востоке и той близорукостью политиков и дипломатов, которые позволили странам Запада (прежде всего, Германии) разыграть "японскую карту" и втянуть Россию в заведомо проигрышную военную кампанию.
   Разного рода "реверансы" в сторону Запада, опасения как бы на Западе неверно не истолковали действия России, пассивность вместо наступательности дипломатии, инертность, а то и враждебность отечественной прессы, подогреваемой извне и изнутри недругами России, привели к духовному кризису, утрате уважения к армии и флоту.
  
   Тогда трудно было понять и твердо запомнить, что войну ведут не армии, а народы: одна армия бессильна, если за нею не стоит могучею волею вся громада народа.

*

   0x01 graphic
  
   Еще в ХIХ в. весьма прискорбно стала проявляться роль политически ангажированной интеллигенции в деле войны и вооруженной защиты.
  
   Русская интеллигенция нисколько не отставала от западноевропейской в этом вопросе.
  
   "Нам, офицерам, не на кого надеяться в деле поднятия военного духа армии", _ с горечью писал в 1910 г. В. Короткевич.
  
  -- Откуда взялся такой пессимизм?
  -- Почему от Армии отвернулась интеллигенция?
  
   Если под влиянием Петра Великого создается целая литература в защиту военных реформы, произносятся проповеди политического характера, пишутся целые трактаты и проч., то в позднейшее время в русском обществе наблюдаются иные картины, явившиеся следствием так называемой партийности и доктринерства.
  
   Суть проблемы образно и четко указал А. Керсновский:
  
  -- "Русский общественник" - все равно кто... - твердо верил в непогрешимость своих партийных догматов.
  -- Вне партии для него ничего не существовало.
  -- Не партия служила интересам страны, а страна должна была служить интересам партии.
  -- Если программа расходилась со здравым смыслом, то виноват был здравый смысл и требования жизни.
  -- Партийная же программа при всех обстоятельствах оставалась непогрешимой.
  -- Доктринерство общественности вытекало из ее неопытности в государственном строительстве.
  -- Все свои познания в этой области она черпала из иностранной парламентской практики, наивно считая западноевропейский парламентаризм верхом совершенства и мечтая подогнать пот те же образцы и Россию.
  -- Во всеоружии своих теоретических познаний, передовая русская общественность сгорала властолюбием". -
  

Керсновский А.А.

История Русской Армии. - ч.I - IV. - Белград, I933 - I938. - С.591 - 592.

  

*

   Партийность и доктринерство русский интеллигент распространил и на военную область.
  
   В политизации офицеров русской армии различные партии видели возможность найти пути для воздействия на эту часть общества и армии с целью нейтрализации или привлечения части офицерского корпуса на свою сторону в революции.
  
   Под особый прицел была взята группа влиятельных генералов: обманутые расчетливыми политиками военачальники сыграли роль позорную и жалкую.
   Лично для себя они, правда, никакой выгоды не искали.
  
   Возомнив себя "общественными деятелями", обрадованные возможностью примкнуть к элите общества и превратно понимая "благо" России, они изменили своему главному назначению _ быть опорой законной власти.
  
   Горе аристократии, если она забывает свое высокое призвание _ быть светом миру и солью земли.
  
   Эти слова М. Меньшикова не грех напоминать каждый раз русской интеллигенции, когда она вновь пытается " разыграть" в свою пользу "военную карту".

*

   Не следует сбрасывать со счетов и просчеты военного порядка:
  
  -- отсутствие воли главнокомандующих,
  -- двоевластие (а то и троевластие) вместо единоначалия,
  -- измена долгу и чести (Стессель, Небогатов и др.),
  -- неверный стратегический и
  -- психологический расчет в войне с японцами и др.
  
   В частности, следовало бы принять во внимание тот факт, что в Японии издавна велика роль религии и ее практического воплощения в кодексе "Бусидо" (путь воина).
  
   Генерал Ноги, принявший капитуляцию Порт - Артура и потерявший там трех сыновей - офицеров, поясняет значение этого слова так:
  
   "Бусидо", это - то, чему наши родители начинают обучать нас с 4 - 5 летнего возраста, когда мы впервые ознакамливаемся с окружающей нас средой. Лучше всего, мне кажется, определить "Бусидо" как поведение в жизни ( а не только в разговорах) принципов законности, уважения к родителям, честности и храбрости; другими словами "Бусидо" означает возвышенный дух и совершенные манеры, которые в прежние времена считались присущими классу высшего дворянства (самураев). "Бусидо" является сущностью "духа Японии" (ямато дамасии).
  

Иванов И. В.

Корни японских побед, или чем победили нас японцы. - М., 1911. - С.22 - 23.

*

0x01 graphic

  

Бой у Мотьелинского перевала 3 июля 1904 г.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Теперь о самой войне 1904-1905 гг.

  
   Для дальнейших судеб русской армии, как, впрочем, и для всей России, Японская война имела столь же обширные и глубокие последствия, какие имел перед тем Севастополь (1854-55).
  
   Как перед Севастополем, так и перед Маньчжурской войною наша армия переживала длительный период вредного самообольщения, вдохновлялась пагубной формулой -- "шапками закидаем".
  
   В итоге, ни в вопросах обучения, ни в вопросах снабжения, ни в вопросах военно-философских основ мы не были надлежаще подготовлены к ведению большой войны.
  

*

   Русско-японская война, хотя в ней участвовало не более 1/3 наших вооруженных сил, внесла чрезвычайное расстройство во все области военного снабжения.
  
   Почти все запасы, рассчитанные на всю многомиллионную русскую армию, на случай ее мобилизации, были поглощены войной.
  
   Государство не предвидело столь широкого израсходования всех средств страны, а потому система измора, не достигнув результата, благодаря преждевременному заключению мира, тяжело отразилась на экономическом положении нашей Родины.

*

   Вооруженная борьба в Маньчжурии явилась первой большой войной после войн 1870-1871 и 1877-1878 гг.
  
   Поэтому естественно, что действия обеих сторон привлекали напряженное внимание мировой военной мысли, так как являлись поверкой всех военно-идейных и военно-практических достижений, накопившихся к тому времени.
  
   Особые условия дальневосточного театра придавали боевым действиям характер колониальной войны и тем как бы принижали абсолютную ценность ее выводов.
  
   Несмотря, однако, на это привходящее обстоятельство, опыт был все же обширный, разнообразный и чрезвычайно поучительный. Хронологически война возникла на рубеже двух столетий.
  
   Идейно, как уже указывалось, она занимала такое же промежуточное место между двумя так не похожими друг на друга военными мировоззрениями XIX и XX веков.
  
   И мы "верили", что "за нас Провидение", что к "все, что мы делаем, -- предопределено свыше", и что "никто не посмеет"...
  
   Мы не были готовы, не хотели войны.
  
   По сложным историческим причинам Россия оказалась больна духом: годами накопилось глухое недовольство правительством, и при первых же неудачах в Маньчжурии целый слой русского населения стал желать нашего поражения; по близорукости люди считали, что эта война -- затея правительства и что если японцы победят -- не беда, они -- де разобьют... правительство, а не Россию.
  
   И вот, вместо того, чтобы объяснять народу смысл этой войны, вместо того, чтобы призывать его к терпению и мужеству, наши газеты стали безмерно и часто лживо поносить правительство и армию, стали, как плакательщицы, причитать об ужасах боя и кричать: "долой войну".
   А из Маньчжурии шли печальные вести о неудаче за неудачей.
  
   И сдал больной народный дух, -- заволновались запасные, пошли забастовки и бунты...
  

0x01 graphic

  

Перед грозой.

Художник Крачковский Иосиф Евстафьевич (1854-1914)

  
  

ГЛАВНЫЙ ПОРОК РУССКОЙ ПОЛИТИКИ

в 1-ой мировой войне

(из фрагментов кн. А.Керсновского)

  
  
   Все вместе приводило к упадку духа, необоснованным страхам, шатанию мысли -- словом, ко всему тому, чем действительно характеризовалась деятельность наших тогдашних военных верхов (особенно в планах стратегического развертывания).
  
   Объяснением всех этих человеческих слабостей могло служить одно лишь слово: "Мукден".
  
   Недавний разгром наложил свой печальный отпечаток на души старших начальников -- они так никогда и не смогли вполне отрешиться от психологии побежденных.
  
   К сказанному следует добавить то, что верховное руководство России не пыталось что - либо сделать в плане совершенствования боевой выучки вождей армии.
  
   А Керсновский приводит следующий факт.
  
   "Для проверки высшего командного состава -- кандидатов в командующие армиями -- было решено в декабре 1910 года устроить в Зимнем Дворце под верховным руководством Государя военную игру, подобно широко практиковавшимся в германской армии.
   Идея эта встретила резкое противодействие наших военных верхов, опасавшихся (и, к сожалению, не без основания) "публичного экзамена".
  
   По категорическому требованию Великого Князя Николая Николаевича игра была отменена за час до начала.
   Вторая и последняя попытка была сделана на съезде командующих войсками в Киеве в апреле 1914 г. -- игра состоялась, но не дала никаких результатов".

*

   Подводя итог состоянию Русской Армии к лету 1914 года, мы можем увидеть два ее слабых места:
  
  -- во-первых, слабую технику;
  -- во-вторых, неудовлетворительный высший командный состав.
  
   Исправление первого недостатка было вопросом двух-трех лет.
  
   Гораздо серьезнее был второй -- наследие предшествующей эпохи застоя и оскудения духа.
  
   Моральный уровень большинства старших начальников остался тот же, что в доманьчжурский период и это фатально понижало качество работы самих по себе прекрасных войск.
  
   В результате -- наши отлично применявшиеся к местности взводы, великолепно стрелявшие роты и проявлявшие частный почин батальоны оказывались заключенными в вялые дивизии, неуклюжие корпуса и рыхлые армии.
  
   Офицерский корпус насчитывал 1.500 генералов и 44.000 офицеров, врачей и чиновников. На строевых должностях и в войсках и в войсковых штабах состояло 1.200 генералов и 36.000 офицеров.
  
   Качество его было превосходно.
  
   Третья часть строевого офицерства имела свежий боевой опыт -- и этот опыт был отлично использован и проработан.
   Поражение в Маньчжурии тут не только не подавляло дух (как то было у большинства старших начальников), но, наоборот, стимулировало энергию -- и этой самоотверженной работе русского офицера Армия была обязана своим перерождением в изумительно короткий срок.
   Оживлена была программа военных училищ, где решено было в 1913 г. ввести трехлетний курс...
   Сильно повысился и уровень кандидатов в офицеры.
  
   Конец девятисотых годов принес резкий перелом.
  
   Кризис 1908 года показал опасность, нависшую над Россией с Запада.
  
   Германский бронированный кулак заставил всех серьезно призадуматься и появилась тяга учащейся молодежи в военные училища.
  
  -- Туда шли уже окончившие или кончавшие университет, шли золотые и серебренные медали, пренебрегая традиционными "естественными науками".
  -- С каждым годом эта тяга становилась более заметнее, все ощутительнее.
  -- В 1905 году гимназии и университеты были очагами революции, в 1917 стали очагами контрреволюции.
  -- За этот промежуток они дали Армии много тысяч доблестных офицеров.
  -- Отрезвление, такие образом, стало наблюдаться в младшем поколении русского общества (родившиеся в 90-х гг.) как не успевшим окончательно закостенеть в партийных клетках, подобно отцам и старшим братьям.
  -- Это -- молодые офицеры выпусков начала десятых годов и прапорщики первого года Мировой Войны -- та категория русского офицерства, что имела наибольшее количество убитых...
  

0x01 graphic

  

"У Богородицкого дуба"

Художник Брюллов Карл Павлович.

  
  

"Дубовые леса не растут на движущихся песках"

   Русское офицерство не образовало сплоченной касты -- государства в государстве -- каким был прусско-германский офицерский корпус.
  
   Не замечалось в нем и товарищеского духа австрийцев, бывших с времен Тридцатилетней войны, от фельдмаршала до прапорщика на "ты".
  
  
   Чрезвычайно разнообразные по происхождению и воспитанию, русский офицерский корпус (по составу -- "самый демократический в мире") объединялся лишь чувством преданности Царю и жертвенной любовью к Родине.
  
   Офицер был привязан к своему полку.
   Чем глуше была стоянка, тем сплоченнее была там полковая семья, тем выше был дух полка.
  
   Гвардия находилась в особых условиях комплектования и службы. Спайка заметно ослабевала в так называемых "хороших" стоянках, больших гарнизонах, где появлялись посторонние, вне полковые интересы.
  
   Если можно было считать обычным бытовым явлением наличие более или менее сплоченной "полковой семьи", то единой "обще офицерской семьи" не было.
  
   Между родами оружия, да и между отдельными подразделениями одного и того же рода оружия наблюдалась рознь и отчужденность.
   Гвардеец относился к армейцу с холодным высокомерием.
   Обиженный армеец завидовал Гвардии и не питал к ней братских чувств. Кавалерист смотрел на пехотинца с высоты своего коня...
  
   Главной причиной разнородности нашего офицерского корпуса была разнородная его подготовка.
  
   Кадетские корпуса, а вслед за ними и военные училища делились на привилегированные и непривилегированные...
   Уклад жизни, самые программы были различны.
  
  -- При разборе вакансий большинство юнкеров смотрели не на полки, а на стоянки.
  -- Кончавшие первыми разбирали лучшие стоянки, кончавшим последними доставались медвежьи углы.
  
   Таким образом, одни полки комплектовались портупей-юнкерами, другие -- последними в списке.
  
   Но тут решающий корректив вносила жизнь.
   Последние в школе оказывались часто из первых в строю и в бою, тогда как карьеристы, выбравшие не полк, а комфортабельную стоянку, обычно мало что давали полку.
  
   Создание единого и сплоченного офицерского корпуса было государственной необходимостью.
  
   Для этого требовалось вернуть Гвардии ее первоначальное назначение.
   Гвардия Петра I была государственным учреждением исключительной важности -- мыслящим и действующим отбором страны.
  
   Императорское Правительство совершило жестокий промах, недооценив великой политической роли в стране организованного, сплоченного в монолит офицерского корпуса.
   Оно не сумело ни его подготовить, ни его ориентировать.
  

*

  

0x01 graphic

Дуб, раздробленный молнией. 1842.

Художник Воробьёв Максим Никифорович

  
  
  
   Переходя к оценке русского полководчества, будем кратки: его не существовало. Русской Армии не хватало головы.
   Прежде всего, потому, что она имела несколько голов.
  
   Абсурдное учреждение "фронтов" -- результат стратегического недомыслия -- привело к тому, что Русская Армия получила сразу трех главнокомандующих -- впоследствии даже четырех и пятерых.
   Сколько голов, столько умов -- и в результате ни одного ума...
  
   Огромный вред принесла частая смена полковых командиров -- назначение на короткие сроки командирами полков офицеров Генерального Штаба, незнакомых со строем и чуждых полку.
  
   За время войны каждый полк имел двух, трех, а то и четырех таких "моментов".
   Одни смотрели на вверенную им часть лишь как на средство сделать карьеру и получить прибыльную статутную награду.
   Другие, сознавая свою неподготовленность, лишь отбывали номер, взвалив все управление полком на кого-либо из уцелевших кадровых капитанов, либо подполковников -- батальонных командиров.
  
   Ставка, не сознавала огромного значения, командира полка.
  
  -- Полк -- отнюдь не чисто тактическая инстанция, как батальон или дивизия.
  -- Это -- инстанция духовная.
  -- Полки -- носители духа Армии, а дух полка -- прежде всего зависит от командира.
  
   В этом -- все величие призвания полковника.
   На должность командиров полков следовало назначать носителей их духа и традиций -- уцелевших кадровых батальонных, либо даже ротных, произведенных за боевые отличия.
   Только такие командиры, любящие свой полк, могли бы сплотить вновь переменившийся от беспрестанной убыли и пополнений офицерский состав.
  
   Само собою разумеется, надо офицерам Генерального Штаба необходимый строевой и боевой опыт.
   Но это надлежало делать до производства их в полковники, назначая подполковников и капитанов Генерального Штаба командирами батальонов, -- инстанции чисто тактической, где бы они с пользой могли применить свои знания.

0x01 graphic

  

Россия. Святой остров. 1917.

Художник Николай Константинович Рерих (1874-1947)

  
  

Власть, которая рубила тот сук,

на котором сама сидела...

  
  
   К началу третьей осени Мировой войны определились силы, ставшие подрывать устои Российского Государства.
  
   По своему происхождению силы эти исходили из трех, совершенно различных источников.
  
  -- Первую группу составляли придворные круги -- уклонявшиеся от фронта Великие Князья и представители "высшего света".
  
   Их интриги были направлены особенно против царствовавшей Императрицы.
  
   Предметом их мечтаний был дворцовый переворот -- устранение Государя и, во всяком случае, Государыни, а предельным их достижением -- отвратительное и бессмысленное убийство Распутина.
   В общем, эта группа -- назовем ее "придворной" -- рубила тот сук, на котором сидела.
  
   0x01 graphic
  
   Не угодно ли присесть на престол?
   Карикатура 1917 г.
  
  
  -- Вторая группа -- чрезвычайно могущественная и влиятельная -- представлена была всей либеральной общественностью во главе с Государственной Думой, Земско-Городским Союзом и Военно-Промышленным Комитетом.
  
   Удельный вес этой группы был неизмеримо значительнее.
   Владея огромными денежными средствами и всей русской печатью, они создавали общественное мнение страны.
  
   Целью этих прогрессивно-парламентских кругов было, на первых порах, создание "ответственного министерства" (ответственного перед ними самими -- и только перед ними).
  
   Сгорая властолюбием, они торопились сменить "бездарных бюрократов" и самим вершить судьбами России, руководясь при этом исключительно теоретическими познаниями, почерпнутыми из примеров заграничных законодательных учреждений.
  
   О том, что сейчас война, и что надорванный непомерно тяжелыми условиями организм страны может не выдержать добавочного испытания: борьбы за власть и экспериментальных новых порядков -- никто из этих кандидатов в великие люди не отдавали себе отчета.
  
   Наоборот, в войне они видели благополучное обстоятельство, могущее потом не повториться.
   Удачный исход войны укрепил бы ненавистное самодержавие, а потому надлежало придти к власти теперь же, во время войны -- и довести эту войну "в единении с союзниками до победного конца".
  
   Главные свои усилия оппозиционная общественность обратила на привлечение к себе вооруженной силы.
   Она отчетливо сознавала, что победит тот, на чьей стороне окажется Армия.
  
   Опыт 1905 года был учтен полностью: для успеха надо было заручиться содействием штыков -- вернее тех, кто располагал этими "штыками".
  
   Еще в 1905 - 1906 гг. возник довольно радикальный "Всероссийский Офицерский Союз", скоро прекративший впрочем свое существование.
   Одним из главных его деятелей был библиотекарь Академии Генерального Штаба Масловский (по партии - Мстиславский) - сын военного ученого, бывший душой конспирации.
   Его квартира при Академии служила надежным убежищем для "нелегальных" и складом оружия и литературы. Масловский составил руководство по уличным боям, которым впоследствии воспользовался Ленин. (Прим. А. Керсновского)
  
  -- Еще задолго до войны члену Думы Гучкову удалось создать военно-политический центр -- так называемую "Военную Ложу" -- проводившей идеи всероссийской оппозиции в среде молодых карьеристов Главного управления Генерального Штаба.
  
  -- Оппозиции удалось создать себе кадр молодых, напористых и беспринципных проводников ее идей -- тот рычаг, которым при возможности надлежало действовать на высших военачальников. Возможность эта представилась в конце первого года войны -- к осени 1915 года. Оппозиционная общественность использовала несчастье России -- поражения на фронте -- к своей выгоде, развив иступленную антиправительственную агитацию.
  
  -- Наступил момент привлечь на свою сторону вождей армии, используя их политическую неграмотность и играя на их патриотических чувствах. Замерзшая было с войной деятельность "Военной Ложи" вновь оживилась. Влияние ее членов значительно возросло. Капитаны стали полковниками, полковники -- генералами. Правая рука Гучкова -- аморальный Поливанов -- возглавляет Военное Ведомство.
  
  -- Так дали себя обмануть честолюбивым проходимцам генерал-адъютанты Императора... Невежественные в политике, они приняли за чистую монету все слова политиканов о благе России, которую они сами искренно любили. Он не знали и не догадывались, что для их соблазнителей блага Родины не существует, а существует лишь одна единственная цель -- дорваться любой ценой до власти, обогатиться за счет России...
  -- Самолюбию военачальников льстило то, что эти великие государственные мужи -- "соль Земли Русской" -- беседуют с ними, как с равными, считают их тоже государственными людьми.
  
  
   0x01 graphic
  
  
  -- Третья группа притаилась в подполье. Это была зловещая группа пораженцев.
  
   Политические эмигранты марксистского толка -- партия с.-д. большевиков во главе с Лениным -- составляли за границей ее головку, а в самой России находились кадры "боевиков".
  
  -- Цель -- социальная революция.
  -- Средство - вооруженное восстание и развал Армии.
  -- Исполнители -- "боевики". Поддержка -- Германское Командование.

*

   Война затронула интеллектуальный отбор в России гораздо слабее, чем в остальных странах.
  
   На фронт пошел лишь тот, кто хотел доказать любовь к Родине не на словах, а на деле.
  
   Для большинства же интеллигенции военный закон... существовал лишь для того, чтобы его обходить.
  
   Начиная с весны 1915 года, когда выяснился затяжной характер войны, стремление "устроиться как-нибудь", "приспособиться", где-нибудь побезопаснее стало характерным для огромного большинства этой "соли земли".
  
   Бесчисленные организации Земско-городского союза стали спасительным прибежищем для полутораста тысяч интеллигентных молодых людей, не желавших идти на фронт, щеголявших полувоенной формой и наводнивших собой отдаленные тылы, а в затишье и прифронтовую зону.
  
   Эти "земгусары" имели на Армию огромное разлагающее влияние, сообщая части фронтового офицерства и солдат упадочные настроения тыла, став проводником ядовитых сплетен, мощным орудием антиправительственной агитации.

0x01 graphic

  

Император Николай II с орденом Святого Владимира. 1905.

Художник Манизер Генрих Матвеевич (1847-1925)

   Объезжая войска осенью 1916 года, Император Николай Александрович вызывал из строя старослужащих солдат, вышедших с полком на войну.
   Выходило по два-три, редко по пяти на роту -- из иных рот никто не выходил.
  
   Справка:
  
  -- В первый же год войны большая часть офицеров была истреблена.
  -- Открывавшиеся вакансии заполнялись путем досрочных выпусков из военно-учебных заведений и краткосрочных курсовых мероприятий. Ни о какой "классовой чистоте" офицерского корпуса уже не могло идти речи.
  -- За три года войны потери офицеров составили 120 тыс. человек. К 1917 г. в армии налицо было 247.440 офицеров.
  -- Шел стремительный процесс демократизации офицерского корпуса. Дворянским он продолжал оставаться главным образом в штаб - офицерском и генеральском звене.. - См.: Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале ХХ века: Очерки военно-экономического потенциала. - М.: Наука, 1986 - с.47.
  
  
   Измельчание состава повлекло за собой и изменение облика Армии.
  
   Она стало действительно "вооруженным народом".
   Офицеры и солдаты в подавляющем большинстве носили мундир только несколько месяцев, а то и недель.
   Ни те, ни другие не получили надлежащего военного образования и воинского воспитания. Прошедший трехнедельный, в лучшем случае двухмесячный курс учения в запасном полку, солдат попадал под команду офицеру, прошедшему столь же поверхностное учение в школе прапорщиков или на ускоренном курсе военного училища.
  
   Сами по себе русские люди были храбрыми, выносливыми и способными при случае на подвиг отваги и самопожертвования.
   Со всем этим, они представляли совершенно сырую, необработанную массу.
   Это далеко еще не были солдаты, подобно тому, как их наскоро произведенное начальство далеко еще не могло считаться господами офицерами.
  
   На полк оставалось пять-шесть коренных офицеров, редко больше (обычно на должностях командиров батальонов и заведующего хозяйственной частью).
   В ротах и командах состояло 30 -- 40 офицеров "военного времени", а командир полка, как правило, отбывал мимолетный ценз и ничем не был связан с полком.
  
   Офицерская среда была пестра по составу, разнообразна по происхождению и неодинакова по качеству.
  
   Старая полковая семья погибла, новая не имела возможности создаться.
  
   Превосходными оказались офицеры из подпрапорщиков.
   Недостаток образования они восполняли высоким сознание долга и жертвенной преданностью к воспитавшему их полку.
  
   Очень хороши были и офицеры из вольноопределяющихся.
   Эти немногочисленные категории офицеров были почти целиком перебиты к концу 1916 года.
   Уцелевшие были в чине поручиков и штабс-капитанов.
  
   Что касается основной массы офицерства -- прапорщиков ускоренного производства -- то первые их выпуски дали Армии уже к весне 1915 года много превосходных боевых офицеров -- поверхностно подготовленных, но от всего сердца дравшихся.
   Это был цвет русской молодежи, увлеченной патриотическим порывом начала войны в военные училища.
  
   Однако, с осени 1915 года качественный уровень нашего офицерского пополнения стал резко понижаться.
  
   Разросшиеся вооруженные силы требовали все большего количества офицеров.
   Непрерывные формирования и непрерывные потери открывали десятки тысяч новых вакансий.
   Пришлось жертвовать качеством.
  
   Служилое сословие было уже обескровлено.
   Интеллигенция так или иначе "приспособилась".
  
   Новых офицеров пришлось набирать в полуинтеллигенции.
   Университетские значки замелькали на защитных гимнастерках "земгусар" -- а в прапорщики стали "подаваться" окончившие городские училища, люди "четвертого сословия", наконец, все те, что пошел в офицеры лишь потому, что иначе все равно предстояло идти в солдаты...
  
   Появились офицеры, в которых не было ничего офицерского, кроме погон -- и то защитных.
  
  -- Офицеры, не умевшие держать себя ни на службе, ни в обществе.
  -- Слово "прапорщик" сделалось нарицательным.
  
   Вчерашний гимназист, а то и недоучка -- полуинтеллигент в прапорщичьих погонах командовал ротой в полтораста-двести мужиков в солдатских шинелях.
  
   Он мог их повести в атаку, но не был в состоянии сообщить им воинский дух -- той воинской шлифовки и воинской закалки, которой сам не обладал.
  
   "Меч кует кузнец, а владеет им молодец".
   Молодцов было еще достаточно, но кузнецов не стало.
   Погибший кадровый офицерский состав был незаменим...
  
  
   Царь повелел воевать -- и солдат воевал...
  

Керсновский А.А.

История Русской Армии. -- ч.I -- IV.

Белград, 1933 -- 1938.

0x01 graphic

Персей и Андромеда.

Художник Джорджо Вазари. 1580.

"Ищите честных людей,

остальное все приложится"...

  
   Сказанному есть вполне ясное объяснение, содержащееся в труде Дж.Дрэпера:
  
   "Невежество и низменные интересы пользуются удобным случаем и налагают такое бремя на человека, что и тысячелетняя борьба не в состоянии справиться с ним.
  
   Из всех обязанностей просвещенного правительства наиболее важною является обязанность вступить в союз с философией в критический момент, который переживается обществом, претерпевающий такой глубокий переворот в своих мнениях, какой происходит в том случае, когда отбрасывается старая религия и принимается новая; это самая важная из обязанностей правительства, потому что она тесно связана с тем, что переживает все временные интересы".
  
  
   Политическое образование офицерства включает целый ряд важнейших составляющих - прежде всего установку (взгляд, позицию, отношение) на принципиально важные в политическом и военном плане вопросы.
  
  

0x01 graphic

  

Союзники в Галлиполи.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

  
  

Отношение к союзникам.

  
   Здесь, видимо, следует признать ряд реалий, которые, к сожалению, имели место, а именно:
  
  -- Мы должны все время помнить, что окружены врагами и завистниками, что друзей у нас нет... Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. - "У России только два союзника: ее Армия и Флот", - сказал Царь- Миротворец.
  --
  -- С кем Россия не заключит союз и как победоносно ни будет действовать в этом союзе, за нею останется лишь тот выигрыш, который она успеет совершенно закрепить во время войны....Мы стоим одни, без надежды на снисхождение
  --
  -- Наша историческая сила в громадном сочувственном народонаселении, окружающем юго-западные пределы России. Наша слабость в том, что мы вчера лишь сознали своеродство с десятками миллионов пограничного населения и не только еще не овладели нравственно сочувственною стихиею, но едва начинаем понимать значение предстоящего нам нового, вероятно, последнего перелома в русской истории.
  --
  -- Выгода России - вот единственный критерий, которым следует руководствоваться в сношениях с иностранными державами.
  
   Поучительна в этом плане деятельность Петра Великого: он выказывал себя лояльным союзником, не любил связывать себя заранее обещаниями и договорами, но раз дав слово, сдерживал его свято.
  
   Однако, лишь только Царь видел, если союзники совершенно не платят взаимностью и стремятся в действительности лишь эксплуатировать Россию, загребать жар русскими руками - он немедленно прерывал с ними все сношения.
  
   Все сказанное означает: нам следует надеяться на собственные силы, рассчитывать только на самих себя.
  
   Следовательно: источники военной мощи и духовной силы надо искать в своей стране, в неиссякаемом русском духовном достоянии.
  
  
  
  

Всецелая и мощная наша опора -

национальный компонент:

патриотизм, национальная гордость и чувство национального достоинства.

  
  
   Издревле люди черпали вдохновение, силу и могущество в своей среде.
  
   Так, греки почитали в Гомере основание своей духовной жизни, "образцом и началом, как океан для всех рек и источников":
  
  -- он был кладезем национального сознания, из которого постоянно почерпало новые силы в борьбе с варварством;
  -- его произведения считались неисчерпаемым источником идей, воззрений на жизнь и природу, даже ученых познаний.
  
   Национальный фактор вдохновил к великим переменам в военном искусстве времен Наполеона.
  
   Боец идейный, совершенно противоположный бойцу без национальной идеи, без всякого идеала, движимому одной корыстью, привел к совершенно противоположным формам стратегии и тактики.
   Полное доверие к бойцу есть основной мотив всего военного искусства эпохи революционных войн: отсюда возможность расчлененного боевого порядка, стремление к наступлению, чего раньше не было.
  
   В войнах XIX века главной двигательной силой борьбы является национальное начало.
  
   Один только беглый взгляд на историю XIX столетия показывает, какое громадное значение для приведения в движение народных масс получает национальный принцип..
  
   Опыт пережитых войны заставляет ныне все прогрессивные государства строить свою вооруженную силу на воспитании в подрастающем поколении чувства глубокого патриотизма.
  
   Наш же, русский опыт, указывает нам, что мы нередко упускаем из вида наши национальные особенности, а потому не можем никогда ни воспользоваться преимуществами своего народа и страны, ни устранить некоторые недочеты.
  
   Как любой другой народ, мы, русские, имеем свои национальные особенности - хорошие и плохие.
  
  
   Вспомним:
  

"У нас первые движущие силы - любовь и вера"

  

И.А. Ильин

  
   Без любви русский человек становится лентяем и мотом, пассивно прозябающим существом; без веры - русский человек становится безразличным резонером, пустым и вредным разговорщиком.
  
   Чтобы действовать, русский человек должен твердо поверить во что - нибудь, пусть - в ложное или дикое, хотя бы в то, что "всякая вера нелепа и всякая любовь вредна"; тогда из него выйдет, по крайней мере, активный нигилист или воинствующий безбожник.
   Ум и воля приводятся у русского в движение любовью (или соответственно, ненавистью) и верою.
  
   Поэтому русское национальное воспитание должно непременно обращаться к иррациональной глубине инстинкта, к страсти человека, к его живому и глубокому чувству, - чтобы разбудить чувствилище человека духовным содержанием, чтобы ранить, пленить, влюбить душу в Божественное, в Бога на небесах или в божественное обнаружение его на земле, а лучше всего - в оба эти предмета.
  
   Такой любви и такой веры требуют от русского человека три великие "предмета":
  
  -- Бог,
  -- родина и
  -- национальный вождь.
  
   Но, чтобы так беззаветно полюбить и беззаветно поверить, надо увидеть духовными очами то, что любишь и во что веришь.
  
   Именно в силу этого закона так бесконечно важно привить ребенку способность молиться, т.е. собранно, целостно, огненно возноситься к Богу и принимать в себя Его благодатное излучение и веяние.
  
   В этом процессе человек постепенно и незаметно создает в себе самом, в глубине своей души некое духовное огнилище, некий центр, как бы несгораемую купину, из которой он будет исходить в своих оценках, решениях и делах, и которою он будет определяться в жизни.
  
   Таковы основы духовного характера со всеми последствиями и проявлениями.
   Из них проистекает прежде всего - умение владеть собою: самому устанавливать для себя закон жизни и поведения, и самому свободно этот закон выдерживать и соблюдать (то, что можно передать греческим словом автономия - по-русски буквально самозаконие).
  
   Это автономность характера - это самообладание, этот самоудерж является условием верности и свободы
  
   Русский человек силен тогда, когда он целен; а цельности он достигает прежде всего и больше всего через свободу - через внутреннюю свободу любви и свободу веры.
  
  
  

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

в обычаях, нравах, пословицах и поговорках

(фрагменты)

И. Снегирев

  
   Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы, гласит пословица русская, полагающая твердою основой законам нравы; доброта и чистота оных вместе с благоговением к вере питают тот дух порядка и подчиненности, который упрочивает общественное и семейное благоденствие теснейшим соединением одного с другим.
  
   Почитая доброе имя главным отличием жизни человеческой, предки наши говаривали:
  
   Береги честь смолоду, а здоровье под старость. "Новгородская честь" и "новгородская душа", так равно "псковское крепкое слово" заменяли клятву и обратились в поговорку. Сколько у предков наших уважалось честное слово, как залог доброй совести, то известно из преданий, грамот, летописей, законов и следующих пословиц:
  
  -- Слово-закон.
  -- До слова крепись, а давши слово, держись.
  
   Все достойное уважения и драгоценное называлось честным: например, честные родители, честный человек, честная девица; отсюда и честность принимается за нравственное отличие жизни семейной и гражданской. Такова старинная честь, личная и общественная! Сие слово, происходящее от глаголов "чтить" и "честить", означает также и угощение как почесть, что видно из следующих народных мнений:
  
  -- Честь приложена (гостю), а от убытку Бог избавил.
  -- Честь честью, а дело делом.
  
   Угрозою совести и общего мнения у русских бывал стыд, который ставился выше казни и принимаем был не только в смысле срама и бесчестия, но и добросовестности и целомудрия; ибо:
  
  -- В ком есть стыд, в том и совесть.
  -- В том и Бог, в ком есть стыд.
  
   Стыд и стыдливость вмесите со смирением почитались драгоценным украшением юношества обоего пола и душою супружеской жизни:
  
  -- Смиренье - девичье ожерелье.
  -- Смиренье - молодицы ожерелье.
  
   Выше мы заметили, что уставы предков и затворы теремов охраняли стыд девичий, который, про старинному предубеждению, был до порога.
  
   Гербенштейн в ХVI веке уверяет, будто у предков наших "вся честь женщины, особливо девицы, поставлялась в том, чтобы им не быть видимыми от посторонних людей и что женщина или девица невозвратно теряла доброе имя, если ее видел какой-нибудь посторонний мужчина, кроме отца и матери да близких родных".
  
  -- Нарушение женского стыда и целомудрия считалось величайшим преступлением, позором и соромом.

0x01 graphic

  

Бой за знамя.

Художник Виктор Викентьевич Мазуровский (1859-1944)

РУССКИЕ В ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ

  
   Характер каждого народа тоже кладет свой отпечаток на его военное искусство и что пригодно для одного, может не годиться для другого народа.
   Это часто забывается практиками военного дела.
  
   Наше военное искусство почти никогда не уступало западноевропейскому, а весьма часто шло впереди, давало направление, новые идеи в области тактики и стратегии, которые от нас воспринимались в Европе.
  
   Применительно к военному делу, справедливо звучат и слова И.Ильина:
  
   "...Механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь; и только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, которые не видят, а, может быть, никогда не видели, ее своеобразную проблематику (духовную и религиозную, психологическую и национальную, политическую и хозяйственную) могут думать, что Россия спасется какой-нибудь слепою формою западничества".
  
   Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости.
  
   Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность.
  
   На нашей национальной почве возросли такие военные гении, как Петр Великий, Румянцев и Суворов, такие выдающиеся полководцы, как Кутузов и Скобелев, такие талантливые генералы, как Меньшиков, Вейсман, Репнин, Багратион, Гурко, Радецкий, Кондратенко и многие другие, и такие военные мыслители, как Леер и Драгомиров.
  
   Эта блестящая плеяда русских деятелей оставила нам громадное богатство в области военного искусства, и их деяния представляют неисчерпаемый источник для уразумения истины и приобретения познаний в военном искусстве.
  
   Не нужно только этот чистый и могучий источник засорять чуждыми нам наслаждениями, способными лишь вопреки природе русского человека, водворять у нас господство формы и шаблона.
  
   Ныне бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер.
  
   Особенности влияния национального фактора на людей и военное дело вызывают к жизни и практической реализации требований важнейшего принципа - принципа природосообразности.
  
   Суть этого принципа:
  
   все развитие личности необходимо строить на базе и с учетом национальных, возрастных, физиологических и психологических особенностей, в естественных условиях и сообразно общим и индивидуальным законам развития человека.
  
  

  

Духовное воспитание офицерства,

основанное на идеях (канонах) отечественной религии,

патриотической культуры

  
  
   Вопросы религии чрезвычайно важны для государства. П.Режепо в своей "Статистике генералов" пишет:
  
  -- "Я в этом случае безусловно согласен с Макиавелли, что распространение основ веры должно быть поставлено выше всех прочих государственных заслуг...
  -- С точки зрения отвлеченной философии быть может все религии равны, но с точки зрения военной науки дело обстоит совершенно иначе.
  -- Дело в том, что в большинстве случаев принадлежность к известной религии дает тон и политическим воззрениям"
  
   Военная организация получает со стороны религии огромную поддержку - за полководцем стоит авторитет Бога; мужество воинов усиливается учением о загробном мире и воздаянии павшим в бою за "други своя".
  
   Но духовное воспитание - это не только воспитание религиозное. Это - воспитание духа, духовности, как средствами религии, так и посредством обращения к достижениям национальной культуры, национальной истории.
  
   Недостаточность опыта мирного времени придает особое значение вековому опыту, занесенного на скрижали военной истории. "Военная история играет огромную роль в образовательном и воспитательной отношении, как для нижних чинов и офицеров, так и для юношества, подготавливающегося к офицерскому званию.
  
   Изображенные в ней геройские подвиги, особенно отечественные, возвышают дух, воспитывают чувство долга и самоотверженности, вызывают желание им подражать", - свидетельствует автор статьи "Военная история" в "Военной энциклопедии".
  
  
   Роль духовной закалки офицера определяется двумя обстоятельствами:
  
  -- во-первых, сам офицер должен быть закален настолько, чтобы смог превозмочь все трудности походной и боевой жизни;
  -- во-вторых, он призван быть духовным наставником своих подчиненных.
  
   Специфику же последнего, очень правильно подметил Е.Месснер:
  
   "Священник, офицер, педагог, литератор, политик формируют душу народа.
   Отличие офицера от прочих четырех воспитателей состоит лишь в том, что те учат, как достойно жить для родины, а он учит, как достойно умирать за родину".
  
   На помощь офицеру в этом трудном и необходимом деле должны были бы придти все институты государства: семья, школа, наука, культура, средства массовой информации, церковь и т.д.
  
   Но...
  
   "Нам, офицерам, не на кого надеяться в деле поднятия военного духа армии, - с горечью писал в 1910 г. В.Короткевич.
  
   Откуда взялся такой пессимизм?
   Почему от Армии отвернулась интеллигенция?
  
   Австрийский генерал Бенедек обратился в 1860 году к войскам со следующими словами:
  
   "Откуда исходят... затруднения, и кто противится успеху великого дела?
  
  -- Извне - от враждебных правительств, от находящихся под их покровительством и без устали работающих революционеров все стран...
  -- Изнутри - от адвокатов и докторов без практики, честолюбивых и алчных журналистов, недовольных профессоров и учителей..., от мелкого запутавшегося в долгах дворянства, для которого сам господь Бог не сумел бы написать желанной конституции, избавляющей от задолженности.
  -- Только изменники, люди с нечистыми намерениями и часть так называемого интеллигентного пролетариата агитирует против нашей конституции..."
  
   Как следует относиться к пропаганде пацифизма?
  
   Ответ на этот вопрос мы найдем у А.Куропаткина: "... при необходимости существования постоянной русской армии и вероятности новых для нее боевых испытаний, все антимилитарные влияния, подрывающие дисциплину, уничтожающие воинственность и стремление к подвигу, подрывающие религиозность, любовь к Царю и Родине должны быть признаны гибельными для русского народа и русской армии".
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

  

Битва Александра Македонского с Дарием. 1529.

Художник Альбрехт Альтдорфер.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Богданович М. Записки стратегии. Правила ведения войны, извлеченные из сочинений Наполеона, эрцгерцога Карла и других военных писателей. - ч.1. - СП б., 1847. - с.5.
   Душевное состояние людей имело, имеет и будет иметь первенствующее значение не только в вопросах войны, но и всех остальных проявлений жизни вообще. Гении искусства, литературы, великие законодатели и правители лишь тогда являются таковыми, когда им был понятен и близок дух современников. - См.: Заглухинский В. Психика бойцов во время сражения //Военный сборник.- I9II.- NII.- с.85.
   Плутарх. Александр. - В кн. : Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. - М., 1997.- с.67.
   Мишель Монтень (1533-1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения.
   Цит. по: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.- с.74-75.
   По сложным историческим причинам Россия оказалась больна духом: годами накопилось глухое недовольство правительством, и при первых же неудачах в Маньчжурии целый слой русского населения стал желать нашего поражения; по близорукости люди считали, что эта война - затея правительства и что если японцы победят - не беда, они - де разобьют... правительство, а не Россию. И вот, вместо того, чтобы объяснять народу смысл этой войны, вместо того, чтобы призывать его к терпению и мужеству, наши газеты стали безмерно и часто лживо поносить правительство и армию, стали, как плакательщицы, причитать об ужасах боя и кричать: "долой войну". А из Маньчжурии шли печальные вести о неудаче за неудачей. И сдал больной народный дух, - заволновались запасные, пошли забастовки и бунты... - См.: Волгин А. М. Об армии. - СП б., I907. - С.39 - 40. Иное положение дел имело в Японии. Не стоит доказывать, что "познание армии" составляет священную обязанность гражданина этой страны. Стоит вспомнить рассказ японского офицера, как он уходил на войну ? Вот что сказал ему отец, подавая на прощание чашку саке. "Не заботься о том, что оставляешь дома; отдай все свои мысли святому делу, на которое идешь. Отец не боится потерять тебя... Умирая за родину, ты прибавишь новый цветок к нашему семейному дереву"... И дальше описание, как провожал народ своих воинов на войну: "Всюду, где мы проходили, собиравшиеся на нашем пути, низко кланялись знамени и приветствовали его громкими криками. Часто мы проходили вблизи селений, толпы детей высыпали нам навстречу и провожали нас криками и пением, а старые, сгорбленные женщины протягивали нам руки, перебирая четки, и громко молились за нас. Вы идете за всех нас, славные воины; великий Будда сохранит и направит вас..." Этих штрихов вполне достаточно, чтобы уразуметь, что в Японии почет, уважение, любовь к своей родной армии достигли к моменту войны кульминационного пункта, которому можно лишь позавидовать. - См.: Галкин М. К познанию армии // Военный сборник. - I9I4. - NI. - С.20 - 21.
   Волгин А. М. Об армии. - СП б., I907. - С.40.
   Явление это стало настолько заметно, что австрийский генерал Бенедек (начальник Австрийского генштаба в 1860 - 1864 гг.) обратился в 1860 году к войскам со следующими словами: "Откуда исходят... затруднения, и кто противится успеху великого дела? Извне - от враждебных правительств, от находящихся под их покровительством и без устали работающих революционеров все стран... Изнутри - от адвокатов и докторов без практики, честолюбивых и алчных журналистов, недовольных профессоров и учителей..., от мелкого запутавшегося в долгах дворянства, для которого сам господь Бог не сумел бы написать желанной конституции, избавляющей от задолженности. Только изменники, люди с нечистыми намерениями и часть так называемого интеллигентного пролетариата агитирует против нашей конституции..."
   Короткевич В Армия и миролюбие // Офицерская жизнь. - I9I0. - N249. - С.2237.
   См.: Соколовский И.В. Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873. - С.5.
   См.: Панов А.И. Офицеры в революции 1905 - 1907 гг. - М., 1996. - С.42.
   Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908. - С.680.
   Там же. - С.69 - 70.
   ПОРТУПЕЙ-ЮНКЕР, в русской армии в 1798 - 1865 звание унтер-офицера из дворян, рангом выше прапорщика и юнкера; в 1865 - 1880 звание окончивших юнкерские училища до присвоения им офицерского чина; в 1867 - 1917 звание юнкеров - унтер-офицеров военных училищ (подразделялись на старших и младших). (Прим. авт.-сост.)
   АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (наст. имя Алиса Гессен-Дармштадтская) (1872 - 1918), российская императрица, жена Николая II (с 1894). В 1918 арестована. Расстреляна вместе с семьей в Екатеринбурге. (Прим. авт.-сост.)
   РАСПУТИН (наст. фамилия Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865, по др. данным, 1872 - 1916), крестьянин Тобольской губернии, получивший известность "прорицаниями" и "исцелениями". Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола, приобрел неограниченное доверие императрицы Александры Федоровны и императора Николая II. Убит заговорщиками, считавшими влияние Распутина гибельным для монархии. (Прим. авт.-сост.)
   ГУЧКОВ Александр Иванович (1862 - 1936), лидер октябристов, в 1907 и с 1915 член Государственного совета, в 1915 - 1917 председатель Центрального военно-промышленного комитета. В 1917 военный и морской министр Временного правительства. Один из организаторов Корнилова мятежа. С 1920-х гг. в эмиграции. (Прим. авт.-сост.)
   ПОЛИВАНОВ Алексей Андреевич (1855 - 1920), генерал от инфантерии (1915), в 1906 - 1912 гг. военный министр и председатель Особого совещания по обороне государства. В 1920 г. член Особого совещания при Главкоме Красной Армии. (Прим. авт.-сост.)
   В ход пускались связи и знакомства - и цветущий здоровьем молодой человек объявлялся неизлечимо больным, либо незаменимым специалистом в какой-нибудь замысловатой области. Характерным показателем глубокого разложения русского общество было то, что подобного рода поступки не вызывали почти ни у кого презрения и осуждения. Наоборот, общество относилось к таким "приспосабливающимся" скорее сочувственно. (Прим. А. Керсновского)
   А. Керсновский, в данном случае, показывает негативную сторону "земгусарства". Но следует видеть и позитивное в этом явлении: попытке обеспечить Действующую армию снарядами, одеждой и продовольствием. (Прим. авт.-сост.)
   Дрэпер Дж. Указ. соч. - с.215.
   См.: Керсновский А.А. Указ. соч. - с.1003.
   См.: Фадеев Р.А. Указ. соч. - с.268,269.
   См.: Фадеев Р.А. Указ. соч. - с.277.
   Гомер, древне-греческий поэт, которому со времен античности приписывается авторство "Илиады", "Одиссеи" и др. произведений.
   См.: Вильман. О. Дидактика как теория образования в ее отношениях к социологии и теории образования.В 2-х. т. - Т. I. Введение. Исторические типы образования. - М., I904.- с.172.
   См.: Головин Н.Н Исследование боя Исследование деятельности и свойств человека как бойца. СП б., I907.- с.39-40,49.
   См.: Головин Н.Н. Предисловие к книге П.Н.Краснова "Душа армии". - В кн.: Душа армии. - М., 1997.- с.24,25.
   См.: Кедрин С. Военная история, как один из главных источников прогресса военного дела. // Братская помощь. - I908.- N4. - с.42.
   См.: Михневич Н.П. Основы русского военного искусства. Сравнительный очерк состояния военного искусства в России и Западной Европе в важнейшие исторические эпохи. - СП б., 1898. - с.5,6.
   Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера: публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - СП б., 1993.- с.4.
   См.: Баивов А. Национальные черты русского военного искусства в романовский период нашей истории. - СП б., 1913.- с.30,31.
   См.: Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера: публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - СП б., 1993. - с.8.
   См.: Режепо П. Статистика генералов. - СП б., 1903.- с.19.
   Еще в приказе на смотре войскам 26 июня 1653 г. отмечалось, что "больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и аще кто, воинствуя...за православную веру... небесного царства и вечной благодати сподобится". - См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993.- с.286.
   История военная. В кн.: Военная энциклопедия // Под ред. В.Ф. Новицкого. - т.II.- СП б., I9II -с.110.
   Месснер Е. Современные офицеры.-Буэнос-Айрес,I96I.- с.29.
   Короткевич В Армия и миролюбие // Офицерская жизнь. - I9I0.- N249.- с.2237.
   Бенедек, начальник Австрийского генштаба в 1860-1864 гг.
   Дельбрюк Г. Указ. соч. - с.289-290.
   Куропаткин А.Н. Влияние произведений графа Льва Николаевича Толстого на умственное развитие наших офицеров и нижних чинов // Военный сборник.- I9II.-N4. - с.166.
  

0x01 graphic

  
  

Одиссей во дворце Алкиноя (1813-1815)

Художник Франческо Айец

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023