ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Высшая школа нации

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Информация к размышлению...


А.И. Каменев

ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИИ

  

Вопросы и недоумения

  
  
   А. Мельников (mukomella@gmx.de) 2009/01/07 08:27 адресует мне следующее послание:
  
      "Вы пишете, к сожалению, не о " ноу-хау". В РККА, РКМФ и Советской Армии такой порядок уклонения от уголовного наказания существовал со дня их основания. 2 из моих родственников, таким образом, стали добровольцами в Великую Отечественную войну. Мой сослуживец подполковник Катрецкий В.Г. в 1947 г., будучи комбайнером, украл с товарищами 5 мешков пшеницы. Избежал наказания, по совету райвоенкома, ушел в соседний район, откуда был направлен в гвардейское танковое училище. Кстати, службу нес ревностно.
   С уважением. А.Мельников".
   *
   Постараюсь, чуть позже ответить на вопрос моего уважаемого читателя, но, прежде, обращусь к одному современному факту.
   *
   Не так давно на телеэкран вышел кинофильм "Штрафбат", который поражает тем, что историческая правда в нем перевернута с ног на голову.
   *
   По мысли создателей фильма, вся Великая Отечественная легла на плечи солдат штрафбатов. Именно штрафники вынесли ее (войну) на себе. Это недоумение первое.
   Во-вторых, создается впечатление, что именно среди штрафников были "самые сознательные", готовые на самопожертвование, воины.
   И, в-третьих, подспудно проводится мысль, что среди штрафников были, конечно, люди недостойные (уголовники, к примеру), но они были "в меньшинстве"; основную массу составляли "люди долга и чести", которые не озлобились и не ожесточились из-за гонений и преследований, а лишь закалились и окрепли.
   Весь основной же военный люд - это было ненадежное войско, так как одни выслуживались за счет тех, кого сами же упекали в тюрьму; или это были "скороспелки" предвоенного и военного времени, быстро взлетавшие вверх по служебной лестнице, как баловни случая; а третьи просто были негодной, трусливой массой, которую нужно было гнать в бой лишь под дулом пулеметов.
   ***
   Над всеми этими рассуждениями о "нехороших" людях, которые вдруг становятся "хорошими", неплохо было бы призадуматься.
   Безусловно, среди штрафников были люди, невинно осужденные, попавшие в тюрьму по злому навету, как это было с комбригом Серпилиным у К. Симонова в романе "Живые и мертвые".
   Но ведь были и те, кто трусливо оставлял боевые позиции, калечил себя для того, чтобы выйти из боя, по своей вине и без каких-либо оправданий не выполнял боевого приказа и т.д.
   Одни из таких людей, оправившись от шока и оплатив свой позор кровью, возвращались в боевой строй и достойно вели себя в последующем.
   Но не на штрафбатах держались армии и фронты, а на мужестве бойцов, которые не запятнали себя позором.
   ***
   Но дело, даже не в этом.
   НЕ следует лелеять надежду на исправление молодого человека в воинских рядах, если он к моменту призыва прошел все круги ада и познал всю мерзость жизни.
   Вооруженные силы - не исправительное заведение.
   *

Армия - это школа, но заведение не обычное, а особое

  
   В эту школу недоучек и двоечников не должны брать, а хулиганов и прочих ущербных лиц нельзя допускать за ограду воинской части.
   Пусть огрехи семейного и общественного воспитания устраняют в гражданском обществе.
   Тот, кто не понимает проблемы, пусть почитает "Педагогическую поэму" А.С. Макаренко и вникнет в те сложности перевоспитания, которые возникают в исправительном заведении, когда в него попадают такие, как первые колонисты, коими у Макаренко были Задоров, Бурун, Волохов, Бендюк, Гуд и Таранец.
  
   Приведу эпизод из "Педагогической поэмы":
  
   "В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти на­рубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-ве­селый ответ:
   -- Иди сам наруби, много вас тут!
   Это впервые ко мне обратились на "ты".
   В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил силь­но, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, припод­нял и ударил третий раз.
   Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
   -- Простите, Антон Семенович...
   Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чув­ствовал: скажи кто-нибудь слово против меня -- я бро­шусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтоже­нию этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга".
  
   *
   Обратим внимание на то, что "до белого каления" воспитателя Макаренко довели не самые обидные слова.
   Мне известно, что сегодня уже в школе первоклассник посылает учительницу на три известных буквы, а шестиклассник грозит расправой той же учительнице за выставленную двойку.
   Так что годам к 17-18-ти молодой человек вполне усваивает себе стратегию и тактику хамства и приемы унижения беззащитного взрослого, полагаясь, либо на собственные кулаки, помощь приятелей или рассчитывая на безнаказанность.
   *
   Стоит ли удивляться тому, что в войсках офицер, который рангом и умом явно ниже макаренского, не задумываясь о последствиях, пускает в ход кулаки, когда его начинают цинично, напрямую или исподтишка, оскорблять или третировать?
   Не удивляйтесь, господа-хорошие, это вы не воспитали своего сына в семье и отдали его воспитание улице.
   Это вы, законодатели, позволили ставить в строй ущербных в нравственном отношении молодых людей.
   Это общественное мнение не взбудоражено тем обстоятельством, что войска пополняются не лучшими сынами Отечества, а лишь теми, кто не смог "отмазаться" от армии или вынужден спасаться от грядущей тюрьмы в армейских рядах.
   Впрочем, явление "отмазки" набирает такие обороты, что вскоре может стать массовым, ведь не случайно Н. Михалков, председатель Общественного совета при Министерстве обороны заявил в январе 2007-го: "Россия - это страна победившего гламура и откосов от армии".
   *
   Уважаемое, общество! Любезные сограждане!
   Посмотрите на портрет тех, кого вы поставляете в ряды защитников Отечества.
   Вот что свидетельствует по этому поводу Алексей Кива (сведения на 27 января 2006 г.):
  
   "Дает о себе знать и физическая деградация.
   Военкоматы сталкиваются не только с трудностью набора в армию здоровых ребят и тем более ребят, не "баловавшихся" спиртным и наркотиками, но и с феноменом, с которым советские военные инструкторы встречались только во Вьетнаме. А именно у части призывников недостаточно веса и силы для овладения военной техникой и выполнения воинских обязанностей.
   Беспробудное пьянство, наркомания, хулиганство, воровство, наплевательское отношение к делу, к собственной и чужой жизни - вот плоды восторжествовавшего в стране "дикого капитализма".
   Наверное, нет другой страны в мире, в которой было бы столько бродяг трудоспособного возраста, беспризорных и безнадзорных детей, детей, брошенных спившимися матерями и оставленных после рождения в мусорных ящиках, под забором и просто в снегу. Уверен, что в любой нормальной стране общественность встала бы на дыбы, узнав о том, что в одном из самых благодатных регионов страны мальчик четыре года жил в будке с собаками, ходит на четвереньках, скорее лает, чем говорит... А у нас СМИ это подали как забавный случай и как повод вспомнить о Маугли".
  
   Вооруженные силы с таким составом не могут оставить те негативы, которые имеют место в нашей стране, пожалуй с 70-х годов прошлого века. Не буду перечислять их поименно, а лишь назову главный порок военного организма - дедовщину.
  

Высшая школа нации

  
   Если уж армия и должна быть школой, то это должна быть ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИИ.
   Может быть, кому-то покажется слишком натянутым это сравнение и недоступной, несбыточной та задача, о которой идет речь.
   Да, при современном состоянии дел, сложившейся практике призыва в вооруженные силы молодежи, характере и специфики подготовки офицерских кадров, военной политике и т.д. выполнить эту задачу невозможно.
   *
   Но стоит вдуматься в смысл военной защиты граждан и в полной мере осознать роль вооруженных сил в защите достояния Отечества, станет понятно, что на самопожертвование во имя благополучия и счастливой жизни граждан могут идти только лучшие сыны Родины.
   Именно в благоустроенной армии происходит сдвиг в сознании людей, которые отодвигают на задний план все личные заботы и принимают на себя тяжкую долю заботы о благополучии всех сограждан.
   *
   Ни один гражданский институт не в состоянии сделать того, что может воспитать разумный армейский организм.
   *
   Передо мною, естественно, нет программы такой школы, но есть нечто другое - мысли наших великих соотечественников о том, каким должен быть истинно военный человек.
   Сошлюсь в данном случае лишь на пример А.В. Суворова. В письме к племяннику он рисует для нас облик настоящего воина:
  
   "Упомянутый герой
  
  -- весьма отважен, но без запальчивости;
  -- расторопен с рассуждением;
  -- подчиненный без унижения;
  -- начальник без излишней на себя надежды;
  -- победитель без тщеславия;
  -- любочести без надменности;
  -- благороден без гордости;
  -- во всем гибок без лукавства;
  -- тверд без упорства;
  -- скромен без притворств;
  -- основателен без педантства;
  -- приятен без легкомыслия;
  -- всегда одинаков и на все способен без ухищрения;
  -- проницателен без пронырства;
  -- откровенен без оплошности;
  -- услужлив без всяких для себя выгод;
  -- решителен, убегая неизвестности;
  -- основательное рассуждение предпочитает остроумию;
  -- враг зависти, ненависти и мщения;
  -- противников своих низлагает он своим снисхождением;
  -- владычествует над друзьями по своей непоколебимой верности.
  -- Он утомляет свое тело, дабы укрепить его больше;
  -- стыдливость и целомудрие в нем царствуют...
  -- Исполнен чистосердечия, гнушается он ложью;
  -- праводушный по природному свойству, попирает он всякое лукавство;
  -- обхождение и знакомство с людьми только добрыми;
  -- честь и честность его особые свойства;
  -- он любезен своему начальнику и всему войску.
  -- Все ему преданы, и все исполнены на него надежды.
  -- В день сражения, или во время похода, размеряет и полагает на весы все прилежащее...
  -- Он не допускает никакого руководства стечением различных обстоятельств, напротив, покоряет себе все случаи, действуя всегда по правилам своей прозорливости, готовой на всякую минуту".
  
  
   Вот вам и программа для военно-учебного заведения, воинской части и ясный ориентир для всех воинских начальников.
   Надо только подумать над тем, как перевести современную неустроенную армию на путь работы по программе "Высшей школы нации" и только тогда граждане наши могут увериться в том, что человек с ружьем - это рыцарь без страха и упрека, готовый "за други своя" положить жизнь свою.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023