ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
За царем служба не пропадет?

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Горе мыкали мы прежде, горе мыкаем теперь. До какой поры?


В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ РУССКОГО ОФИЦЕРА

   ______________________________________________________________________
  
  

А.И. Каменев

За царем служба не пропадет?

  
  
  
   Именным указом, данным Сенату 6 декабря 1827 года, Император Николай I начал создание законов, которые "каждому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу родине, дали надежду на то, что "за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет" и что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется" {1}.
   *
   Согласно этому Указу, чины военные, при увольнении их от службы, могли получать три награды: чин, мундир и пенсион или единовременное пособие за беспорочную службу.
   При этом было установлено: 1) указание, что время, проведенное офицерами в продолжительном отпуску и болезни не считается за действительную службу; 2)повеление, чтобы генералы, штаб- и обер-офицеры, подвергшиеся неаттестациям в формулярных и кондуитных списках и штрафам, в формулярные списки внесенным, при увольнении от службы, не имели права на получение чина и мундира, если, после аттестации и со времени состояния конфирмации о внесении штрафа в формуляр, не выслужили беспорочно определенных сроков: к чину - одного года, а к мундиру - десяти лет.
   *
   Постановление о награждении чинами касались: увольнения вовсе от службы, т.е. в отставку и увольнения для определения к статским делам. В первом случае штаб-офицеры до полковника, а обер-офицеры вообще, прослужа беспорочно в настоящих чинах один год, увольнялись, по прошениям их, от службы, с награждением следующим чином. Во втором случае награждались чинами гражданскими: полковники, прослужившие не менее трех лет, чином статского советника, а поручики гвардии и капитаны армии - титулярного советника...
   *
   Право на ношение мундира в отставке предоставлялось тем офицерам, которые награждены были орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия. По отношению к награждению мундиром при отставках прочих офицеров Николай I высказал пожелание, чтобы право это было предоставлено исключительно тем офицерам, которые пробыли в офицерском звании 10 лет действительной службы. Мундир отставным офицерам полагалось носить тот, который был носи, состоя на службе перед отставкой.
   *
   В награду трудов, "подъемлемых на службе", по совершении оной, за долговременное и беспорочное ее продолжение, определены были при отставках единовременные пособия и пенсии.
   На основании параграфа 24 устава о пенсиях 1827 года разжалованные по суду, хотя бы новою службою и загладили прежний поступок и воспользовались бы возвращением чинов, теряли навсегда право на получение пенсий по прежней службе и таковая назначалась только за время выслуги после прекращения штрафа.
   *
   Количество назначаемой пенсии для офицеров ниже генерал-лейтенантского чина зависело (в соответствии с параграфом 11 устава о пенсиях 1827 года) от оклада жалованья.
   *
   Все лица, желающие воспользоваться установленным вспомоществованием, обязаны были подавать начальству прошения на гербовой бумаге. Все права на получение пенсии или пособия требовалось подтвердить законными свидетельствами, такими как: 1)послужные списки и 2) свидетельство о болезни, если увольняемые имели расстройство здоровья.
   *
   Прослужившие от 30-40 лет получали половинное жалованье, свыше же 40 лет - полное, а с 1829 года прослужившие от 30-35 лет - две трети оного, а 35 лет и более - полное.
   Если же оставляли службу по расстроенном совершенно здоровью, или по приключившейся неизлечимой болезни, прослужив от 10-20 лет, получали в пенсию 1/3 жалованья от 20-30 лет - 2/3 оного, а 30 лет - полное.
   *
   С изданием Устава 6 декабря 1827 г. установлены были пенсии для офицерских семей со следующими правилами. Вдовы и дети имели право на пенсию и пособия только при беспорочном поведении их самих; если же они собственными поступками подвергали себя суду и наказанию, то лишались назначенного права (Собр. Зак. И Пост. до ч. воен. управл. он., 1813 г.). Правило это считалось столь важным, что признано было возможным налагать это тяжкое праволишение не только на бывших под судом, а даже по донесению Губернаторов о нетрезвом и развратном поведении вдовы или сирот...
   К примеру, в июле 1825 года вдова подполковника Глазенана обратилась к барону Дибичу прошение о назначении ей пенсиона для содержания малолетних детей и на отвод казенной квартиры. По передаче прошения на рассмотрение Инспекторского департамента, последний потребовал от командира Псковского внутреннего гарнизона сведения о вдове Глазенана. В ответ было получено донесение: "вдова Настасия Николаевна Глазенан образ жизни ведет соответственный ее званию, поведения самого отличнейшего, - большую часть жизни в трудолюбии и скромности; состояния никакого не имеет; от роду 34-х лет; при ней состоят: сыновья - Александр 7-ми лет, Николай - 5-ти, дочь Мария - 9 лет, Софья - 3-х и Анна - 2-х лет".
   По полученным сведениям составлен был всеподданнейший доклад с обозначением, что Глазенану следовало в пансион 900 р. Ассигнациями в год. Из дальнейшей переписки видно, что дать казенную квартиру не было признано возможным, но зато была назначена пенсия с надбавкой в 200 рублей, - вдове и дочерям - до выхода в замужество, а сыновьям - до поступления в казенные заведения для воспитания {2}.
   *
   С изданием Устава 1827 г. установлены были случаи получения прав семейств военнослужащих на пенсии. Это право приобреталось, если мужья и отцы их: 1)убиты в сражениях или умерли от ран; 2)умерли на службе, по приобретении беспорочною выслугою определенных сроков и 3)находились в отставке с пенсией или без пенсии, но приобрели право на оную.
   Дополнительные пенсионные добавки, которые мужья и отцы получали за особенные отличия, в пенсион вдов и детей не входили. Если вдова имела недвижимость, то наличие его не служило препятствием для назначения военного пенсиона {3}.
   *
   В 1843 году объявлено было, чтобы вдовам и детям чиновников, убитых в сражениях и умерших на службе от ран, определять на будущее время от казны пенсии из полного жалованья мужей и отцов, не принимая в соображение лет их службы {4}.
   *
   Вообще говоря, попечение о воинских ветеранах - традиция давняя. В разные времена этот вопрос решался по-разному.
   Так, к примеру, в Древнем Риме сберегательная касса существовала при каждой когорте. Кроме того, были не-большие кассы взаимного страхования,--в особенности же кассы стра-хования от смерти, находившиеся под наблюдением знаменосца. Сол-даты должны были часть своего жалованья и особенно наградных класть в сберегательную кассу, по крайней мере, до определенной суммы {5}.
   чтобы избежать крупных расходов на обеспечение отставных, правительство имело тенденцию задерживать в строю ветеранов, прослуживших 16--20 лет, освобождая их от наряда на работы, образуя из них как бы знаменные взводы. Требование об увольнении ветеранов, с, выплатой им заслуженных премий, выдвигалось всегда при солдатских бунтах и являлось одной из их причин {6}.
   *
   Во Франции (ХVII в.), по мере того, как солдат из временного наемника превращался в пожизненного защитника государства и терял всякие связи в гражданском мире, нужно было позаботиться об организации приюта инвалидам и ветеранам, потерявшим работоспособность. Лувуа {7} с жаром отдался этой задаче и создал в Париже обширное учреждение -- "Дом инвалидов", предназначавшийся для призрения не имевших средств существования отставных офицеров и солдат. Первоначально эта задача возлагалась на монастыри, в которые государство распределяло по нескольку калек. В монастырях инвалиды чувствовали себя настолько плохо, что предпочитали идти нищенствовать в город, да и монахи стеснялись посторонних в монастыре и предпочитали давать назначенным им на постой инвалидам отступное. Лувуа заменил натуральную повинность монастырей денежной и создал образцовое учреждение; чтобы не ставить призреваемых в унизительное положение содержимых в богадельне, Лувуа сохранил за инвалидами военную организацию; роты из стариков, со стариками командирами, должны были являться примером подрастающим поколениям, живым памятником жестоких войн Людовика XIV {8}.
   Ф. Глинка в "Письмах русского офицера" (1812-1814 гг.) писал: "Священный глас веры, здравый рассудок и чувствительные сердца вступились за великодушных стражей отечества. В разных государствах прилагались разные способы для доставления наград и покоя пострадавшим и потрудившимся в бранях. Но ни одно государство в Европе (думаю, кроме Англии) не похвалится таким прекрасным заведением, как Франция. Оно есть перлою столицы ее. Я был сегодня в инвалидном доме и признаюсь тебе, друг мой, что все мечтания о древней Валгалле слабы пред теми существенными благами, которые доставляет тут безмятежный отдых поседевшим в военных трудах". {9}
   Далее он пишет: "Людовик XIV, желая успокоить храбрых сотрудников своих, повелел воздвигнуть великолепное здание в 1671 го-ду. Здание это, помещающее покойно и выгодно до шести тысяч жильцов, есть одно из огромнейших в Париже. На-ружность величественна и важна. Многие статуи, по прили-чию расположенные, возвышают красоту его. С необыкно-венным чувством удовольствия рассматривали мы внутрен-ность дома. Огромные залы, где накрыты были обеденные столы; кухни, где готовили простую, но вкусную пищу, и гидравлическая машина, провождающая свежую воду во все жилья дома: все возбуждало любопытство наше. ... Вхожу с благоговением и дивлюсь великолепию храма. Везде мрамор, памятники и редкая живопись. Пол из мра-мора, мозаика. Памятные скрижали заслуживают особенное внимание. На них начертаны имена прославивших себя по-двигами и честною смертию за Отечество". {10}
   *
   Но возможно ли такое великолепие в России?
   Ф. Глинка на сей счет пишет так:
   "Войска наши слишком многочисленны, число заслуженных велико, и устроение здания, подобного описанному, кажется невозможно. Но другое великое и благотворительное предначертание, плод глубокой мудрости и чувствительности монарха нашего, готовить счастливый верным отечества сынам. Оседлость войск есть предприятие, способам и местности России совершенно приличное. Я уже вижу в приятном мечтании те счастливые времена, когда по утихшим бурям процветут в различных краях отечества новые военные села. Порядок, к которому издавна привыкли, чистая нравственность, которою везде отличались, умеренность, с которою всегда жили, и вера и верность, которые никогда не оставляли, поселятся и заживут вместе с воинами русскими.
   Руки, сеявшие смерть в кровопролитных битвах, посеют и пожнут свои мирные поля. Тогда-то воины-спасители отечества, поддержавшие падение древних престолов и вынесшие на мощных раменах [плечах] своих из пропасти уничижения славу Европы, восчувствуют все сладости благополучия мирного. Они изгонят роскошь и не допустят к себе бедности. Тогда странник, укрытый гостеприимным воином от бурной осенней ночи, увидит картину домашнего благополучия, которой подобных еще нигде не видал; он увидит израненного старца, поучающего сына-воина искусству управлять плугом, а внука, юнейшего из членов военного семейства его, искусству владеть оружием. Тут в веселом пиру товарищей за ковшами пенистой браги или за чарами ими же добытого хлебного вина воины мирные на приволье с неизъяснимым умилением беседовать станут о прежних днях побед и настоящей славе монарха - благодетеля своего". {11}
  
   См.: http://militera.lib.ru/h/glinka1/index.html
  
   *
   Эта идиллия, описанная Ф. Глинкой, в государственной практике Александра I получила название "военные поселения".
  
   См.: http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB3/kandaurv.htm
   http://bibliotekar.ru/rusMassonstvo/126.htm
  
   Александр I хотел поселить ветеранов в резервации, где борьба за выживание составила бы весь смысл жизни выброшенных на обочину жизни военнослужащих.
   Для убедительности приведем слова А.А. Керсновского, который, следующим образом, описывает порядки жизни в созданных по приказу Александра I военных поселениях:
    "День военного поселенца был расписан до последней минуты, повседневная жизнь его семьи регламентирована до мельчайших подробностей - вплоть до обязательных правил при кормлении грудных детей, мытья полов в определенные часы и приготовления тех же кушаний во всех домах. За малейшие проявления частной инициативы в хозяйстве, за пустячное отступление от предписанного казенного шаблона назначались несоразмерно суровые наказания {12}".
   *
   Попробуем теперь ощутить разницу между древнеримским и "новым" (александрово-аракчеевским) русским опытом.
   Римское правительство, пожалуй, первое в мире, использовало ветеранов первых веков н. э. для укрепления в провинциальных землях своей (власти) социальной опоры. Офицеры и преторианцы получали наделы, в полтора-два раза превосходившие участки рядовых легионеров. Сами ветераны ценили это решение правительства, так как в надгробных эпитафиях ветеранов II в. н. э. из Нижней Мезии большое значение придается тому факту, что они погребены "на собственной земле", "в своем имении".
   В отличие от бедных русских солдат и офицеров, многие поселившиеся в Нижней Мезии и Фракии ветераны были весьма состоятельными людьми. На это указывает как характер их надгробий (тщательно изготовленные, прекрасно оформленные мраморные плиты), так и немалые расходы ветеранов, направленные на достижение ими положения в местном обществе. Например, ветераны, поселенные в Августе Траяна, в первой трети III в. н. э. построили в городе на свои средства храм-августеум. Немалых денег стоило ветерану Марку Сервилию Фабиану восстановление храма на территории Монтаны, предпринятое во второй половине II в. н. э.
   Недвижимость, богатство открывало римским ветеранам дорогу к исполнению разных обязанностей должностных лиц на местах. Известны случаи, когда ветераны занимали в Нижней Мезии высшие жреческие должности {13}.
   *
   Разве что слепой не увидит разницу в организации русских и римских военных поселений. Русское правительство избавлялось от обязанности попечения над ветеранами, а римское - создавало себе политическую опору в провинциях, укрепляя тем самым центральную власть и получая признательность со стороны бывших легионеров.
   *
   История показывает, что умудренные опытом правители, безусловно, более всего заботились об офицерских кадрах, не допуская их растворения в гражданской массе даже после крупных неудач.
   *
   Так, сразу после поражения фашистов (1945 г.) в Германии во главу угла встала проблема восстановления и фор-мирования немецкой военной машины.
   На этот раз (по сравнению с поражением в первой мировой войне) дело осложнялось рядом обстоятельств. Быстрое восстановление военной машины было возможным лишь при сохранении генерального штаба. После первой миро-вой войны так и было сделано. Совсем иное положение сложи-лось в 1945 г. От германского генерального штаба ничего не осталось. Даже проблема высших военных кадров стояла иначе. Если после первой мировой войны ни один немецкий генерал не попал в плен, а потери убитыми среди генералов были нез-начительны, то вторая мировая война обошлась германскому генералитету не так дешево. Всего в вермахте насчитывалось немногим более 1.500 генералов и адмиралов. Во время войны было убито 233 генерала сухопутных войск, 64 покончили са-моубийством, 20 были осуждены на смертную казнь немецкими военными судами, 33 -- приговорены к смертной казни за военные преступления судами союзных стран. В ВВС 20 генералов погибли в боях, 15 покончили жизнь самоубийством, 4 были приговоре-ны к смертной казни за военные преступления. Во флоте число погибших адмиралов составило 18 человек. По подсчетам гене-рала Фольтмана, общие потери германского генералитета в войне составили 963 человека (с учетом смерти по болезни и от несчастных случаев). В плен попало 553 человека {14}.
   Другими словами, аппарат генерального штаба прекратил свое существование. Германской военной машине не удалось бы так быстро подняться, если бы не помощь со стороны командо-вания американских оккупационных войск в Германии (прежде всего, постарались США).
   Одним из первых действий этого командования было сос-редоточение всех пленных союзными войсками немецких гене-ралов в нескольких специально оборудованных лагерях. Собран-ные там генералы получили задание составить описание боевых действий в период войны. В их распоряжение были даны немецкие архивы. Вся эта работа проводилась под контролем аме-риканских и английских офицеров в течение 1946-1948 гг.
  
   См.: http://militera.lib.ru/h/ergos/index.html
  
   Подход американских военных и политиков к возрождению германской военной машины базировался первоначально на идее непосредственного подчинения немецких войск американ-скому командованию (период 1945-1950 гг.). Данная концепция определялась с расчетом на то, что поверженная Германия и ее военные лидеры с готовностью примут любые условия и не будут возражать даже в том случае, если им будет отведена роль "пушечного мяса".
   Под этим лозунгом проходили мероприятия по ремилитари-зации Германии в первый период. Их главной формой было соз-дание так называемых служебных частей при западных оккупа-ционных войсках. По данным на конец 1951 г. таких частей в 3-х западных зонах было численностью 164 тыС. чел.
   Наряду со "служебными частями" в 1949-1951 гг. шло активное собирание всех военных кадров в рядах полиции. Ядром всех полицейских формирований была так называемая пограничная полиция. В 1951 г. среди офицеров "пограничной полиции" 93% составляли бывшие офицеры; 99% всех командиров взводов также являлись бывшими офицерами; 96% унтер-офицеров служили в вермахте {15}.
   *
   Не хотелось бы проводить историческую параллель, но нам не избежать этого.
   Совсем иначе поступили в СССР с окончанием войны: из советских вооруженных сил были уволены в запас многие офицеры, а в 1946-1948 гг. раскрутился новый виток репрессий и чистки кадров. Акт "развенчания" Жукова относится к середине 1946 года. К это-му времени Берия и Абакумов {16} добились "нужных" показаний от многочисленных подследственных о "заговорщической" деятель-ности Жукова. В результате разбирательств Г.К. Жуков был отослан командовать войсками сначала Одесского военного округа, а затем - Свердловского.
   Суд "чести" состоялся над бывшим наркомом ВМФ адми-ралом флота Н.Г. Кузнецовым и группой адмиралов. {17} "Компро-мат" был заготовлен на командующего артиллерией Красной Армии Н.Н. Воронова. {18}
   Возникло "ленинградское дело", по которому было репрессировано более двухсот человек, а свы-ше двух тысяч руководителей освобождены от занимаемой долж-ности. {19}
   Другими словами, появилась настоятельная потребность "поставить на место" целое фронтовое поколение, вышедшее из войны победившими и прозревшими. Такие люди нужны были Сталину в годину лихих испытаний, но они стали опасными (с его точки зрения) после того, как только военная гроза миновала.
  
   См.: История подготовки офицеров в Советском Союзе   709k   Годы событий: 1917-1984. "Очерк" История
   *
   Обратимся теперь к зарубежному опыту социальной защиты и адаптации военнослужащих, уволенных в запаС.
   Первое, на что надо обратить внимание: социально-правовое положение во-еннослужащих иностранных армий регулируется как обычным общеграждан-ским, так и военным законодательством: различными законами о военной службе, указами по вооруженным силам, воински-ми уставами и регулярно обновляемыми инструкциями для видов ВС.
   *
   Германия
  
   Что привлекает молодежь в армию? Силком никто солдат в армию не гонит. Туда стремятся идти сами. Привлекает хороший заработок и масса льгот, которые они получают во время службы и после нее. В ФРГ многие юноши и девушки рассматривают Бундесвер как своего рода трамплин для последующей карьеры. Во-первых, молодые люди заинтересованы получить в армии профессию и высокую квалификацию. И они их получают. Техническое образование, полученное в Бундесвере, очень ценится работодателями. Ежегодно Бундесвер выдает 85 тыС. свидетельств об окончании службы. Во-вторых, солдат в армии относительно свободен. Солдат находится в части только до 16 часов. После 16 часов - он гражданский человек. Его рабочая неделя - 46 часов. Если он был на вахте сутки - то следующий день свободен. "Переслужил" несколько часов - получай либо увольнительную, либо дополнительную оплату. В-третьих, он чувствует себя социально защищенным. В каждой роте выбирают из своей среды "человека доверия", который обладает особыми правами. Его не имеют права наказывать. Военное законодательство гарантирует права военнослужащих, но также определяет степень его ответственности и обязанности. В круг важных прав входит его право на подачу жалобы, если он полагает, что командиры, учреждения Бундесвера или его товарищи по службе несправедливо отнеслись к нему. Рабочий день немецких офицеров строго нормирован. В мирное время они не может превышать 42 часов в неделю.
   При призыве новобранца на действи-тельную военную службу за ним со-гласно законодательству бронируется его прежнее рабочее место. Солдаты срочной службы по окончании курса на-чальной подготовки (три месяца) имеют право на обучение в школах бундесвера (по видам ВС), а также на заочное - во внеслужебное время в гражданских ву-зах. Военнослужащие по контракту могут приобрести в учебных заведениях бундесвера любую выбранную военную специальность или закончить граждан-ский ВУЗ. Уволенным из рядов ВС и не работавшим до призыва бундесвер оказывается помощь в поиске работы в зависимости от их навыков и наличия гражданской специальности.
   Предусмотрена существенная мате-риальная помощь лицам, уволенным из армии. По окончании контракта воен-нослужащие, подписавшие его, получают необлагаемое налогом единовременное денежное вознаграждение, величина ко-торого зависит от срока службы. Помимо этого на протяжении 6-36 месяцев им вы-плачивается облагаемое налогами посо-бие в размере 75 проц. последнего оклада военнослужащего. Офицеры, закончив-шие во время службы гражданский вуз (их обучение оплачивается бундесвером), получают данное пособие в течение не бо-лее двух лет по окончании контракта.
   Большое внимание командование бун-десвера уделяет военнослужащим, уволь-няемым по сокращению штатов. Так, в ходе предстоящего сокращения численно-сти ВС ФРГ около 5 тыС. кадровых воен-ных должны быть уволены до достижения ими пенсионного возраста. По планам ми-нистерства обороны ФРГ, тем из них, кто достиг 48-50-летнего возраста и изъявил желание досрочно уволиться из ВС, будет предоставлена возможность получения пенсии в полном объеме. Помимо этого, им должны выплатить единовременное денежное пособие, размер которого не превышает 12 тыс. евро. Данный порядок досрочного увольнения из бундесвера бу-дет действовать в 2005-2010 годах {20}.
  
   Франция
  
   Одна из отличительных черт политики в области переподготовки военнослужащих ВС Франции заключается в том, что про-цесс "комплектование - обучение - пере-подготовка" рассматривается как единое целое, предполагающее возможность для них не только успешно осуществлять свою службу в армии, но и добиться успе-ха при возвращении в гражданское обще-ство в рамках своей второй карьеры.
   С 22 февраля 1996 года, то есть с момен-та объявления президентом Франции реше-ния о переводе в течение шести лет армии на профессиональную основу, переподго-товка личного состава является составной частью политики управления кадрами.
   В частности, это означает необходи-мость предусмотреть профессиональную карьеру, позволяющую военнослужаще-му в определенный момент времени нести службу в рамках специальности, которая может затем быть использована на граж-данской службе.
   Существует также процедура призна-ния дипломов, когда административная комиссия при министерстве труда под-тверждает соответствие военных ди-пломов конкретному уровню по шкале государственных дипломов, выдаваемых системой образования.
   Во Франции создана и хорошо отрабо-тана законодательная база для перепод-готовки. При министерстве обороны функцио-нирует совет по переподготовке личного состава, занимающийся изучением всей совокупности проблем, вынесением за-ключений и рекомендаций по проектам, представляемым МО. Ответственность за переподготовку личного состава возложена на созданный в 1982 году департамент профессиональ-ной мобильности - ММР (Mission pour la Mobilite Professionnelle), который под руководством управления военного и гражданского персонала разрабатывает и определяет политику переподготовки личного состава {21}.
  
   Великобритания
  
   В Великобритании создана сеть ассоциаций по защите военнослужащих. Они подразделяются на 3 категории: 1.Бывшие кадровые военнослужащие и бывшие военнослужащие. 2.Представители территориальных войск. 3.Члены семей солдат, сержантов и офицеров. Ассоциации имеют свои банки, издают и распространяют информацию, печатают журналы. Активно действует организация по предоставлению военнослужащим и уволенным жилья. Так, "общество по оказанию помощи вооруженным силам" размещает престарелых военнослужащих вместе с членами их семей в 47 коттеджах и 35 специализированных зданиях. Создана широкая сеть средних учебных заведений для детей военнослужащих в возрасте от 8 до 14 лет.
   Не остается безучастным к судьбе бывших военнослужащих и само го-сударство, которое принимает меры по совершенствованию механизма их социальной адаптации. Реинтеграция бывших военнослужащих в гражданское общество рассматривается не как разо-вый акт, связанный с сокращением ВС, а как комплекс мероприятий по пенси-онному обеспечению, переподготовке и профессиональной переориентации военнослужащих и членов их семей, как долговременная политика, регулирующая постоянный процесс обмена между воен-ной и гражданской сферами общества.
   Согласно данным статистики, в резуль-тате оказания содействия в трудоустрой-стве 50 проц. уволенных военнослужа-щих находят работу сразу; 75 проц. (с учетом предыдущих 50 проц.) - через три месяца после увольнения; 7 проц. направ-ляются на обучение, уходят в отставку и т. п.; 18 проц. - не находят работу (через год таких остается 7 проц.) {22}.
  
   США
  
   Существует специальная подготовка военнослужащих к предстоящей гражданской жизни. Будущего отставника консультируют относительно найма на работу, находят приемлемые варианты. Командование устраивает специальные встречи с представителями бизнеса. Если отставник продолжает жить в военном городке, то на него распространяются все льготы, положенные военнослужащим и членам их семей. В США создана специальная служба, помогающая в трудоустройстве бывших военнослужащих. Сотрудники этой службы разработали специальную программу сопряжения военных и гражданских специальностей. К услугам этой службы только в 1989 г. обратилось до 1 тыС. бывших военнослужащих. В конгрессе США созданы комитет по делам ветеранов (их в США насчитывается 27 млн. человек). Комитет состоит из 34 человек и включает 5 подкомитетов: медицинского обеспечения и госпиталей; пенсий, льгот и страхования; по надзору и расследованиям; образования, профессиональной подготовки и трудоустройства; по жилищным и ритуальным вопросам. Сенатский комитет по делам ветеранов состоит из 11 человек. Подкомитетов не имеет, но несет ответственность за решение следующих вопросов: пенсии, льготы, страхование жизни, образование и профессиональная реабилитация, госпитали для ветеранов, пособия по безработице для бывших военнослужащих рядового состава, адаптация бывших военнослужащих к гражданской жизни, кладбища.
   Согласно законода-тельству МО ежегодно до 1 июля должно представлять президенту доклады о мерах по улучшению социальной защиты воен-нослужащих и результатах, полученных в ходе сравнения уровня денежного до-вольствия военнослужащих со ставками заработной платы гражданских служащих (государственного и частного секторов), и соответствующие рекомендации по пере-смотру основных видов довольствия.
   По представлению вышеуказан-ных комитетов конгресс США ежегодно вносит около 20-25 поправок в законода-тельство, регулирующее проблемы соци-ального обеспечения военнослужащих. В соответствии с законодательством американские граждане, прослужившие на действительной военной службе не ме-нее срока, определенного для прохожде-ния курса подготовки новобранца (180 и более дней) и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию "ветеран" и получают право на пользование рядом льгот. Для уволенных по инвалидности минимальные сроки службы не устанавливаются.
   К числу основных льгот, предусмотрен-ных американским законодательством для ветеранов ВС США, относятся: выплата пособий по инвалидности; реализация программы профессиональной реаби-литации; оказание помощи в получении образования; психотерапевтическая по-мощь ветеранам войны; содействие в тру-доустройстве; выплата пособий по без-работице; осуществляемые на льготных условиях медицинское обслуживание, страхование жизни, предоставление ссуд на строительство жилья, организация по-хорон и некоторые другие услуги.
   Проблемами социальной защиты воен-нослужащих и ветеранов вооруженных сил США наряду с государственными структу-рами активно занимаются многочисленные общественные организации, ассоциации и фонды, в том числе: ассоциация офи-церов в отставке; национальная ассоци-ация вдов военнослужащих; ассоциация "Парализованные ветераны Америки"; ас-социация "Жены Золотых звезд Америки", объединяющая вдов военнослужащих (ветеранов), погибших при выполнении воинского долга или умерших от ран (про-фессиональных заболеваний), полученных в период прохождения военной службы; организация "Ветераны зарубежных войн Соединенных Штатов"; ассоциация слепых ветеранов; организация "Американские ветераны-инвалиды"; организация "Амери-канцы - бывшие военнопленные".
   Характерной особенностью американ-ского механизма социальной защиты во-еннослужащих является осуществление ее через специально разработанные про-граммы. Типичен в этом плане подход к разрешению проблемы трудоустройства военнослужащих и членов их семей.
   В конце 90-х годов Пентагон, министер-ства видов ВС США, многочисленные военные организации (ассоциации армии, ВВС, ВМС, офицеров, унтер-офицеров, сержантов, рядовых запаса), оказывающие помощь в обеспечении работой лиц, ушед-ших с военной службы, создали специаль-ную службу по вопросам трудоустройства лиц, покинувших ряды ВС. Ее сотрудники разработали и реализовали специальную программу "сопряжения" военных и гражданских специальностей, что позво-ляет каждому желающему найти работу или получить информацию о том, в каких отраслях экономики его целесообразно ис-пользовать и где требуются специалисты данного профиля. Руководство службы полагает, что этого удалось добиться бла-годаря тесному взаимодействию с компа-ниями, корпорациями, государственными и частными бюро по найму рабочей силы. Для ускорения и облегчения трудоустрой-ства выпущены справочники-указатели, содержащие различные сведения: от со-ветов увольняемым в запас и отставку до правил заполнения необходимых анкет. В настоящее время такие справочники име-ются почти во всех библиотеках воинских частей США {23}.
   *
   Если суммировать все выше изложенное, то необходимо констатировать следующее:
   -во-первых, разумные правительства никогда не оставляют без внимания и попечения ветеранов вооруженных сил, пытаясь, с одной стороны, создать им приличные материальные возможности для них, с другой - помочь в адаптации к гражданской жизни и, наконец, направить деятельность ветеранов в нужном для государства и нации направлении;
   -во-вторых, русское, советское и нынешнее российское правительство в большом долгу перед ветеранами вооруженных сил; частные инициативы в делах ветеранов уместны, но недостаточны; государство должно иметь программу социальной адаптации ветеранов к гражданской жизни, максимально используя тот опыт, который имеется в лучших государствах мира;
   -в-третьих, ветеран - не иждивенец, а человек, заслуживший право на достойную жизнь; посему, увольнение в запас не должно ставить его в положение нищего или малоимущего гражданина; ветеран вооруженных сил должен иметь достойный пенсион;
   -в-четвертых, государству следует простирать свою заботу не только о ветеранах, но и членах их семей, находя адекватные обстановке и времени способы материальной заботы о них, предоставляя льготы, помогая в трудоустройстве и учебе.
   -и, последнее, пятое, ветераны - это национальное достояние нации и государство должно найти способ использования этого достояния в интересах российской государственности и укрепления вооруженных сил.

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   1.См.: Столетие Военного министерства. 1802-1902. т. Х. Исторический очерк. - СП б., 1902.
   2.Там же. - С.441-442.
   3.Там же. - С. 442.
   4.Там же. - С.443.
   5.См.: Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Том второй. Германцы. - М., 1937.
   6.См.: Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт. - М.-Л., 1927-1928.
   7.На примере Франции можно рассмотреть процесс огосударствливания армии. Главная работа по реформе была выполнена отцом и сыном Летелье: Мишель Летелье, из скромной недворянской семьи, был выдвинут Мазарини на пост статс-секретаря по военным делам, занимал его 25 лет (1643-1668) и получил разрешение передать эту должность сыну. Франсуа Детелье, получивший титул маркиза Лувуа, с 22 лет был помощником своего отца, а 28 лет вступил в управление военным ведомством и 24 года, до смерти, твердой рукой вел преобразование французской армии (1668 -- 1691 г.).
   8.См.: Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт. - М.-Л., 1927-1928.
   9.Глинка Ф. Письма русского офицера. - М.: Воениздат, 1987. - С. 258.
   10.Там же. - С. 258-259.
   11.Там же. - С. 260-261.
   12.Керсновский А. А. История Русской Армии. Ч. I - IV. Белград, 1933-1938.
   13.См.: Кадеев В. И., Мартемьянов А. П. О ветеранах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в первых веках н. э. // АМА. Вып. 7. Саратов, 1990. С. 77-86.
   14.Безыменский Л.А. Германские генералы с Гитлером и без него. --2-е, перераб. и доп. изд. --М.: Мысль, 1964. --С.399-400.
   15.Там же. - С. 405.
   16.Абакумов В.С. указом Верховного Совета СССР 18 октября 1946 г был назначен министром государственной безопасности. Расстрелян в 1954 г. -- См.: Кутузов В. "Черная кухня" Абакумо-ва // Красная звезда. --1989. --30 сентября. --С.4.
   17.См.: Одноколенко. Нарком Кузнецов // Красная звезда. --1988. --21 мая. - С.4.
   18.См.: Воронов В. Артиллерийское "аллегро" Воронова) // Красная звезда. --1989. --17 ноября. --С. 4
   19.См.. Афанасьев А. Победитель // Комсомольская правда. --1988. --15 янва-ря. - С.2.
   20.См.: Бутков С.,Филатов А. Тайны Бундесвера.// Комсомольская правда. - 1990. - 23 июня. - С.2-3; Чистяков В. Учебник в солдатском ранце.//Учительская газета. - 1990. -N14. - С.6; Сигов Ю. Как живет офицер Бундесвера //Аргументы и факты -1991. - N9. - С.5; Улирих А. Хундт. Система внутреннего руководства Бундесвера. // Военно-исторический журнал. - 1990. -N7. - С. 47-49; Шигов М. Опыт социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих некоторых стран НАТО // Зарубежное военное обозрение, 2005. - N3.
   21.См.: Шигов М. Указ. соч.
   22.См.: Бровкин В. Социальное обеспечение военнослужащих Великобритании.//Зарубежное военное обозрение. - 1991. - N2. - С. 16-20; Бровкин В. Подготовка военнослужащих Великобритании.// Зарубежное военное обозрение. - 1991. -N1. -С.11-16; Бровкин В. Комплектование вооруженных сил Великобритании.// Зарубежное военное обозрение. -1990. -N12. - С. 13-15; Костин В. Их называют "томми": Штрихи к портрету рядового английских вооруженных сил.// Красная звезда. - 1988. - 20 сентября. - С.3; Мишин Е. Кандидаты в "томми". // Красная звезда. - 1988. - 28 октября. - С.4; Мишин Е. Наставники с сержантскими нашивками. //Красная звезда. - 1988. - 4 ноября С. 3; Леонидов С. Английская армия: резервисты- волонтеры //Красная звезда. - 1988. -13 декабря. - С. 3; Шигов М. Указ. соч.
   23.См.: Гольц А. Внутри "железного треугольника".// Красная звезда. - 1990. -10 марта. -С.3; Леонидов С. Трудоустройство бывших американских военнослужащих. // Зарубежное военное обозрение. - 1990 -N5. С.75; Шаповалов В. Льготы бывшим военнослужащим США.//Зарубежное военное обозрение. - 1990. -N11. - С. 13-16; Стариков В., Будаков Д. Пенсионное обеспечение военнослужащих США.// Зарубежное военное обозрение. -1990. -N6. -С.71-74; Мгимов Ю. Организация обеспечения ветеранов ВС США.//Зарубежное военное обозрение. - 1996. - N3. - С.9-14; Шигов М. Указ. соч.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023