ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"За эту дверь не должно выйти ни одно слово!"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"За эту дверь не должно выйти ни одно слово!"

Плутарх

0x01 graphic

КОРПОРАЦИЯ И ТРАДИЦИЯ РУССКИХ ОФИЦЕРОВ

   Офицерская корпорация, как особый тип сообщества, требует у офицера наличия также особых качеств, не умаляя значения всех указанных ранее.
  
   Интересы сильной армии выдвигают следующие требования к офицерской корпорации:
  
   I)она должна быть сплоченной и монолитной, что достигается посредством особого, корпоративного духа (См.: Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.235.);
  
   2)в ней должен быть здоровый дух и здоровые отношения, позволяющие исправить заблуждающегося члена корпорации и удалить негодного (См.: Сурин А. Роль офицерства в военном воспитании. // Воин (Владивосток). -1922. - N 2. -с.16.);
  
   3)отношения в ней должны быть справедливыми, разумными, уважительными, при которых каждый вправе считать себя полноправным ее членом, имеющим свои права и обязанности (См.: Юзефович Ф. Прежние и настоящие военные аттестации // Военный сборник .- I9II.- N2.- с.76-77);
  
   4)товарищество, как особый род доверительности, взыскательности друг к другу, должны главенствовать во взаимоотношениях офицеров (См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера. // Русский Инвалид .- I907.- NI3.- I7 января.; Угнетающее зло.// Разведчик. - I9I2.- NII29.- с.402-407);
  
   5)офицерская среда должна быть резервуаром жизненной силы и мощи офицерского корпуса (См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 54.);
  
   6)офицерская среда должна бережно относиться к каждому новому офицеру, особенно из числа окончивших военно-учебные заведения, помогая им адаптироваться в новой среде и уберечься от типичных ошибок начального периода офицерской службы (См.: Варяжский К. Младший офицер.// Офицерская Жизнь.- I907.- N66.- с. 250-25I)
  
   Корпоративный дух есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций (См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908.-с. 65).
  
   Корпоративность в офицерской среде требует соблюдения следующих правил:
  
   -признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого своего офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;
  
   -требование к офицерам согласовывать свои действия поступки, поведение и образ жизни с требованиями офицерской этики и кодексом офицерской чести;
  
   -солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания и требований справедливости в отношении членов корпорации;
  
   -недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде;
  
   -исключение злословия, злорадства в оценке поведения других офицеров, проявления непорядочности и т.п.;
  
   -верность слову, обещанию, устному заявлению, готовность исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
  
   -соблюдение внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
  
   -готовность каждого члена корпорации офицеров придти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
  
   -проявление искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастье, неудача и т.п.
  
   Показателен в этом отношении пример, описанный Плутархом в рассказе о жизни и нравах спартанцев.
  
   Сисситии (общие столы), которые по определенным дням посещали все взрослые спартанцы, имели свои правила.
   Здесь слушали разговоры о политике, шутили, но никого не оскорбляли.
   Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал.
   Старший в собрании спартанцев показывал каждому новому товарищу на дверь и говорил: "За эту дверь не должно выйти ни одно слово!"
  
   (См.: Плутарх. Избранные жизнеописания.- т.1. - М., 1987.- с. 103).
  
   Девиз: "Один - за всех, все - за одного", - как нельзя лучше отражает суть корпоративности.
  
   Какие качества требуются для общения в офицерской среде?
   Среди особых качеств выделяются такие, как:
  
   а)коммуникативность ("способность к товарищескому общению");
   б)самокритичность;
   в)порядочность.
  
   Умение входить в контакт с незнакомыми людьми:
  
   - развивать контакты с людьми достойными и прекращать их с недостойными;
   - умение "притягивать" к себе людей силой обаяния;
   - умение чувствовать опасность, исходящую от людей непорядочных, коварных и расчетливых, - все это обнимает искусство общения, столь необходимое офицеру.
  
   Самокритичность, как специфическое качество, необходимое в офицерской среде, требуется в силу того факта, что многие люди чаще замечают недостатки других и не видят их у себя.
  
   "Мы склонны к критиканству во всем" .(См.: Доманевский В.И.. Аттестации // Военный сборник.- I9II.- N3.- с. 78). Такой перекос, естественно, создает благодатную почву для конфликтов, ссор и недоразумений.
  
   Закон порядочности гласит:
  
   "Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом" (А.Книгге, немецкий писатель; I752-I796).
  
   О чувстве порядочности в офицерской среде достаточно четко высказались Н.Бутовский, Ф.Гершельман и др). (См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде.. (Очерк военного быта) // Военный сборник. - I898.-NII, - с.II7- I4I; Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с. 27 - 42).
  
   В совокупности эти три специфических качества, как показывает войсковая практика, "работают" на сплочение офицерского коллектива и каждого члена офицерской корпорации.
  

***

Традиции офицеров

   Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем (мы с искренним уважение относимся к работе А.Кривицкого "Традиции русского офицерства" (М., 1946) и рассматриваем свой вклад как продолжение и развитие этой темы).
  
   С точки зрения социальной роли - это "социальный клей" (по А.Макаренко) (См.: Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности.- М., 1972.- с.222), который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы.
  
   Это соединение осуществляется посредством следующего инструментария традиций:
  
   1)идеалов, культивируемых в данной среде;
   2)взглядов по принципиально важным вопросам;
   3)привития соответствующих вкусов;
   4)соблюдения общепринятых норм поведения и действий;
   5)приверженности к соответствующим обычаям;
   6)соблюдения наиболее важных профессиональных (клановых, кастовых) ритуалов.
  
   Значение традиций огромно:
  
   -во-первых, они способствуют формированию единства и сплоченности людей;
   -во-вторых, они заставляют людей, вливающихся в данную корпорацию, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;
   -в-третьих, они требуют очищения рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и этим самым традиции способствуют соблюдению чистоты рядов данной корпорации;
   -в-четвертых, высокий дух традиций рождает в душе членов корпорации чувство гордости за принадлежность к данной группе людей, побуждает их к самосовершенствованию, достижению идеала, ибо традиции, как правило, являются синтезом всего лучшего, что имеется в данной корпорации (хотя известны и случаи иного рода, - отсталость взглядов и устаревшие традиции).
  
   Основу традиции, т.е. ту питательную почву, на которой они произрастают, составляют:
  
   а)реальные позитивные факты, имевшие место как нечто повторяющееся, устойчивое, безусловно необходимое и выгодно представляющее данную группу людей (корпорацию);
   б)легенды и домыслы, которые трудно опровергнуть, но также и трудно доказать; иногда сюда можно приписать единичные факты выдающегося поведения, действия или поступка, но выдаваемые за некую закономерность.
  
   Если первое базисное основание (п."а") - есть прочная основа традиций, то второе (п."б") - основание шаткое, легко поддающееся разрушению.
  
   Следовательно, в интересах развития традиций нужно осуществлять поиск положительных исторических фактов и примеров, приводить их в систему, воспитывать на этих примерах новые поколения, умножать позитивный потенциал реально действующими лицами.
  
   Это и есть пути укрепления единства и согласованности людей, обеспечение преемственности поколений.
   "Сплетать" же легенды и сочинять сказки для новых поколений - дело неблагородное, да и вредное.
   Уличенные во лжи составители никогда не смогут отмыться от позора, а обманутые - утратят доверие к идеалам.
  
   Поучительным историческим примером пропаганды боевых традиций является "Наставление господам пехотным офицерам в день сражения", в котором говорится:
  
   "Несколько лет почти беспрестанной на разных границах войны сделали всю российскую армию привычной к оной и большая часть офицеров знают совершенно долг свой как в продолжение кампании, так и в решительные дни сражения; но так как между прочим есть и новые полки, да и в старых некоторые мало опытные еще офицеры, то не излишне считается преподать следующие простые и легкие правила:
   Не нужно почти упоминать, сколь необходимо, чтобы всякий офицер по мере власти своей пекся о здоровье солдат, о доставлении им по возможности хорошей пищи и всех выгод и о исправности оружия.
   Кольми паче все сие пред сражением нужно; ибо человек тем охотнее дерется и тем больше от него можно требовать, чем больше он видит, что начальники пекутся о его благосостоянии; без исправного оружия, с другой стороны, при всем усердии мало он может принести пользы"
  
   (Наставление господам пехотным офицерам в день сражения // Военный сборник.- I902.- N7.- с. 238).
  
   Из первых строк этого "Наставления" видно, что побудило прибегнуть к составлению этого документа (появление в войсках малоопытных офицеров). В последующих же строках дается изложение весьма важных правил, которые надо знать этим офицерам.
  
   Предпримем и мы попытку изложить традиции офицерского корпуса России, полагая за основу тот инструментарий, которыми они (традиции) располагают.
  

Основные идеи, культивируемые

в офицерской среде

   Приводя нижеследующие идеи, мы полагаем, что даем лишь направление для собирания воедино комплекса таких идей-установок, которые должны развиваться, обсуждаться, дополняться и конкретизироваться в офицерской среде.
   Круг идей, традиционно важных для офицера, охватывает ряд понятий, как: Родина, война, армия, офицер, солдат, доблесть, закон, власть, общество, враг.
  -- Родина - святое понятие для офицера. Все самое важное сосредоточено в нем, все готов он отдать для ее благополучия, процветания и независимости. Нет больше чести, как положить душу за други своя... (См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк.- М., I900.- с.32)
  --
  -- "Корпус офицеров, стоящий на высоте своего призвания, в котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска" (Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с. 19)
  --
  -- Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение - высочайший долг офицера (См.: Волгин А.М. Об армии.- СП б., I907.- с.53).
  --
  -- "Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне сливается в одну компактную массу, девиз которой: "победим или умрем. Мертвым нет срама"( Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с. 32).
  --
  -- "...Все то, что ведет к победе и только к победе, есть добро на войне, а все то, что ее ограничивает или ведет к поражению, есть зло" (Корф Н.А. О воспитании воли военачальников.- Общество ревнителей военных знаний.-Кн. I.- СП б., I906.-с. 27).
  --
  -- "...Главное орудие и важнейшее средство на войне, - человек, а не машина; однако, без машин человек недостаточно силен" (Баивов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный сборник.- Белград, I924.-N5.- с.64).
  --
  -- "Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его, это - война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии, он может быть призван для настоящего своего дела, для войны. Чем чаще солдат будет об этом вспоминать, тем больше будет он проникнут воинским духом, т.е. быть военным в истинном смысле этого слова, и не только по наружному виду" (Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела.- Киев, I909.-с.73)
  --
  -- "Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения! (Воронецкий В. К реформам в армии.- Варшава, I906.-с.17)
  --
  -- Важно не уничтожить врага, а подорвать его уверенность в силах, заставить его прекратить борьбу, подчиниться нашей воле" (Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования) // Военный сборник. - I9I2.-N I.- с.17)
  --
  -- "Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата" (Приказ генерал-фельдмаршала Кутузова 2I декабря I8I2 г. (2 января I8I3 г. Вильно). - Цит. по кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия во русской военной истории.- М., 1947.- с. 395).
  --
  -- "Мы должны все время помнить, что окружены врагами и завистниками, что друзей у нас нет... Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. - "У России только два союзника: ее Армия и Флот"... (Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.I -IУ. Белград, I933 - I938. - с.1003).
  --
  -- "Подвиг заключается не в том, чтобы не падать в борьбе со своим врагом, а в том, чтобы упавши вновь вскочить на ноги и снова броситься на врага" (Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с.37).
  --
  -- "Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! Молись Богу! от него победа! Чудо, Богатыри! Бог нас водит, - он нам Генерал!... (Суворов А.В. Наука побеждать. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории.- М., 1947.- с.278).
  --
  -- Лица, которые призваны сказать про предоставляемых производству последнее слово "достоин", или "не достоин", производства в первый офицерский чин, берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного в офицеры с заведомо неустойчивыми нравственными основами. 2 группы требований. Основы первой группы таковы: Преданность Государю и Родине, дисциплина, вера в нерушимость приказания - должны и могут окончательно утвердиться в выпускаемых из училищ. Основы второй группы, каковы: храбрость. решимость переносить тягости службы, чувство взаимной выручки - не всегда могут развиться на школьной скамье" (Драгомиров М.И Подготовка войск в мирное время. (Воспитание и образование) Киев, I906).

Единство взглядов офицеров по принципиально

важным вопросам

  
   Опять же, поднимая этот вопрос, мы всего лишь делаем попытку указать на реально существующую проблему: необходимость единства и согласованности взглядов офицеров по тем вопросам общегосударственной жизни, внутренней политики, армейской среды и офицерского корпуса, по которым чаще всего наблюдается резкое "разночтение", которое, в конечном итого приводит к формированию разных позиций, которые в офицерской среде недопустимы, ибо ослабляют те внутренние связи, которые так важны для прочности офицерского корпуса.
  
   Эти взгляды, по нашему мнению, должны касаться: а)вопросы чести, долга и достоинства офицерского звания; б)отношений к товарищам по службе и старшим в офицерской среде; в)позиции офицеров к подчиненным; г)отношения офицеров к обществу, народу, слоям и классам; д)позиции офицеров относительно политической и классовой борьбы в обществе и механизме смены власти.
  
   Поясним сказанное некоторыми важными положениями:
  
  -- Офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек. Все остальные лица, не отвечающие этим требованиям должны быть удалены из офицерского корпуса.
  --
  -- Товарищество - это не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке.
  --
  -- Старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью. Он не должен ждать инициативы снизу, а полагать ее уместной и необходимой. В свою очередь, его обязанность отдавать должное своим подчиненным, не сковывать их инициативы, самостоятельности и творчества.
  --
  -- Для офицера все слои общества одинаковы. Он не служит ни одному из классов или групп, а стоит на страже общенациональных интересов. Благо Отечества для него, прежде всего. Вступающий в офицерский корпус должен забыть о своей социальной принадлежности. Офицер - не слуга, а воин, которому доверено самое ценное - безопасность и покой сограждан. Все, что угрожает безопасности и покою граждан должно побуждать его к адекватным действиям, направленным для устранения опасности, восстановления безопасности и покоя граждан его страны. Любые призывы классов, групп и лиц к офицеру занять выгодную только для них позицию - одно из действий, направленных на дестабилизацию обстановки в стране, следовательно, не могут быть восприняты офицерским корпусом как благие для нации и их следует категорически отвергнуть.
  -- Офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе, ибо это ставит его в положение противоборства с существующей властью, что является недопустимым для него. Основная политическая линия офицера - безусловная поддержка законной власти.
  -- Единственно приемлемый механизм смены государственной власти - мирное разрешение кризиса власти. Дворцовые перевороты, тайный сговор, насильственное свержение правительства и захват власти -средства негодные, порочные, недостойные и вредные, участие в которых офицеру категорически запрещает его офицерский долг и служебное положение.
  -- Для офицера подчиненные - это его ближайшие соратники, которые нуждаются в наставлении, помощи, поддержке, понимании.
  
   Если офицера не понимают его подчиненные, то ему следует прислушаться к словам М.Драгомирова:
  
   "Не торопитесь заключать, что если вас не понимают, то потому, что неразвиты; проверьте лучше себя, доразвились ли вы сами до того, чтобы всякий вас понимал".
  
   Естественно, постановкой указанных вопросов мы лишь наметили контуры необходимой деятельности на будущее в надежде на то, что соответствующие структуру в военном ведомстве довершат начатое дело.
  

Привитие офицерам необходимых вкусов

   Вкус - это эмоционально окрашенное отношение человека к вопросам и предметам красоты, гармонии, чувству меры.
  
   Воспитанный человек, как говорят, обладает хорошим вкусом, т.е. умеет отличить красивое от безобразного и пошлого, знает меру во всем (одежде, пище; выборе друзей, приятелей и знакомых), не совершает оплошностей в общении и т.п.
  
   Гармоничность, изящество, чувство меры помогает ему избегать пошлости, вульгарности, дерзости, бестактности, примитивизма, нескромности и т.п.
  
   Единство вкусов, единство оценки того, что волнует наше воображение, вызывает возвышенные чувства, сближает людей, естественно, имеет важное значение для поддержания и развития офицерских традиций.
  
   Свои пристрастия (вкусы) человек проявляет в разных областях: в музыке, чтении, политических или социальных оценках, в межличностных отношениях и т.п. Мы же знаем, как много значит для человека музыка, круг его чтения и знакомств, увлечения на досуге, кулуарные оценки, обсуждения и мнения.
  
   В офицерском корпусе России были, пожалуй, два учреждения, которые формировали вкусы офицерства: военная школа и офицерские собрания в войсковых частях.
  
   Думается, и сейчас военная школа должна взять на себя культурологическую миссию, но не в виде чтения формальных курсов, а в смысле практического воспитания хорошего вкуса обучаемых, что особенно важно в условиях интервенции пошлой западной культуры.
  
   Заслуживает внимания идея возрождения Офицерских собраний как очагов подлинной русской культуры.

Традиционные нормы поведения офицеров России

  
   Всю совокупность традиционных норма поведения офицеров можно подразделить на две группы: а) боевые и б) нормы мирного времени, бытовые.
  

Боевые традиции офицеров

0x01 graphic

Д. С. Дохтуров.

Гравюра А. Осипова. 1817 г.

  -- Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. (Д.Дохтуров с радостью, совершенно больной несется защищать Смоленск, говоря:" Лучше умирать в поле, чем в постели").(Дохтуров Дмитрий Сергеевич (1756-1816), генерал от инфантерии (1810). В Отечественную войну 1812 командир пехотного корпуса, который участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и сыграл решающую роль в бою под Малоярославцем).

0x01 graphic

Я.П. Кульнев

  
  -- Воевать достойно и достойно умирать. (Я.Кульневу в сражении под Клястицами ядро оторвало обе ноги; он упал и сорвал с шеи своей крест Св. Георгия, бросил окружившим его, сказав им: "Возьмите ! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого, рядового солдата, и не тщеславится убитием русского генерала". (Кульнев Яков Петрович (1763-1812), генерал-майор (1808). В русско-шведскую войну 1808-09 во главе отряда перешел по льду Ботнического зал. В Отечественную войну 1812 командир кавалерийского отряда, отличившегося при победе над французским корпусом маршала Н. Ш. Удино (N. Ch. Oudinot) при Клястицах, смертельно ранен в бою).
  

0x01 graphic

Екатерина Вторая в императорском одеянии, у трона.

С гравюры Валькера, сделанной с портрета, писанного Лампи

  
  -- Установка на бой и победу в бою; не бежать от врага. а искать его (Екатерина Великая писала П.Румянцеву на его донесение о превосходстве сил турок: "Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, - где они?" И результатом этой мысли явилась блестящая Кагульская победа, одержанная I7-ю тысячами русских против полутораста турок.)
  

0x01 graphic

Владимир Мономах

  
  -- Постоянная бдительность (Владимир Мономах в своем "Поучении" говорит: "На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает".)
  --
  -- Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины (В I8I3 году, после смерти Кутузова, Главнокомандующим назначается гр. Витгенштейн. Три старших генерала обойдены этим назначением, но беспрекословно, без единого звука неудовольствия подчиняются младшему").
  --
  -- Частная инициатива, стремление к взаимной поддержке в бою (Нельзя не упомянуть о выдающемся поступке Дохтурова, который I4-го декабря 1812 г., имея категорическое приказание корпусного командира отступать, сам вернул уже с марша дивизию и никого не спрашивая, вступил в жестокий бой с двойными силами французов, при одном только известии, что вблизи отряд другого корпуса находится в опасности").
  --
  -- Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене и т.п. (Примеров тому множество. Один из них касается майора Юрлова, начальника инвалидной команды, которого Пугачев хотел переманить на свою сторону, а за категорический отказ майора повесил его).
  --
  -- Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником (Так, например, кн.Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорическое приказание Царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость".

Служебные и бытовые традиции

  
  -- "Бога бояться и Царя чтити, любить ближнего не словом или языком, но делом и истинною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовым на всякое доброе дело ".
  --
  -- Служить честно Отечеству, а не прислуживать кому бы то ни было ("Когда занемогший офицер подавал установленной формы рапорт: "Заболев сего числа, службу Его Императорского Величества нести не могу", то он действительно ощущал, что его служба есть служба Его Императорского Величества")
  --
  -- Верность своему слову ("Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы" (Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.242)
  --
  -- Уважение законов государства (Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому").
  --
  -- Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни ("Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать").
  --
  -- Самоотречение ("Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного").
  --
  -- Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения ("Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, особенно в публичных местах, что он не только образованный человек, но что, сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания. Поэтому он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хотя малейшую тень даже не на него лично, а тем более на весь корпус офицеров..."
  --
  -- Преданность военной форме ("Офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуску и это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины").
  --
  -- Публичная вежливость ("В ресторане, при входе старшего в чине, полагалось просить разрешения продолжать сидеть за столом; в театрах требовалось стоять во время антрактов; в присутствии старшего воспрещалось курить без специального разрешения; при встрече на улице с генералами, начиная от командира корпуса, офицер (пеший или конный) становился во фронт, нарушая движение пешеходов и экипажей").
  --
  -- Отцовская заботливость о солдате (А.Пушкин об офицере: "Слуга Царю, отец солдатам").
  --
  -- Забота о пристойности брака (Нельзя было жениться, не испросив разрешения командира полка и согласия общества офицеров полка. А это разрешение и согласие давалось, по рассмотрении вопроса о пристойности брака").
  --
  -- Офицеры обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству (Правила, которые всегда соблюдались: офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2 и 3 классов, занимать места в театрах далее 5 ряда кресел; требовалось, чтобы офицер не скупился на раздачу чаевых; к знакомым офицер обязан был приехать в пролетке, но не идти пешком и т.п.).
  
   Воспитание в духе офицерских традиций требует не кампании в виде цикла лекций для обучаемых в военных школах и офицеров частей. Весь уклад жизни военно-учебных заведений и восковых частей должен строиться с учетом данных традиций. И в этой работе пример остается за старшим начальником, который должен быть сам безупречен в соблюдении офицерских традиций.
  
  

ИСПОВЕДАНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

(Из "Войны и мира" - важные фрагменты)

Партии военных 1812 г.

0x01 graphic

   Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неименные законы, законы облического движения, обхода и т.п.
  
   Справка:
  
  -- Карл Людвиг Август Пфуль (барон нем. Karl Ludwig August Friedrich von Phull [или Pfuel]; 6 ноября 1757, Людвигсбург -- 25 апреля 1826, Штутгарт) -- прусский генерал, позже принятый на русскую службу. Известен по составленному им плану войны 1812 года.
  -- Служил в прусском генеральном штабе. По признанию современников был эгоистичным, холодным и язвительным человеком "ничего не знавшим о жизни солдата и чувстве товарищества". После сражения при Йене оставил Пруссию.
  -- Был принят на русскую службу, с чином генерал-майора. Его непосредственным подчинённым был Клаузевиц.
  -- Был принят на русскую службу, с чином генерал-майора. Его непосредственным подчинённым был Клаузевиц
  -- Обладая репутацией ведущего военного теоретика, он приобрел доверие императора Александра I, поручившего ему составить план военных действий в 1812 году. Неудача проекта относительно дрисского укрепленного лагеря подорвала стратегический авторитет Пфуля. Он был вызван в Петербург, а затем удалился в Англию.
   *

0x01 graphic

Портрет П. И. Багратиона

работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

  
   Вторая партия была противуположной первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления на Польшу и свободны от всяких наперед составления планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых деятелей, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Это были русские: Багратион, начинающий возвышаться Ермолов и другие. < ...> Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
  

0x01 graphic

  
   Справка:
  
  -- Пётр Иванович Багратион (1765[2] -- 12 (25) сентября 1812) -- российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года.
  -- Потомок грузинского царского дома Багратионов. Ветвь карталинских князей Багратионов (предков Петра Ивановича) была внесена в число российско-княжеских родов 4 октября 1803 года при утверждении императором Александром I седьмой части "Общего гербовника".
  -- Военную службу Пётр Багратион начал 21 февраля (4 марта) 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку, расквартированном в окрестностях Кизляра. Первый боевой опыт приобрёл в 1783 году в военной экспедиции на территорию Чечни. В неудачной вылазке российского отряда под командованием Пиери против восставших горцев шейха Мансура в 1785 адъютант полковника Пиери, унтер-офицер Багратион, был захвачен в плен под селением Алды, но затем выкуплен царским правительством.
  -- В феврале 1799 года получил чин генерал-майора.
  -- В Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова в 1799 году генерал Багратион командовал авангардом союзной армии.
  -- Активный участник войны против Наполеона в 1805--1807 годах.
  -- В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии, которые стойко отражали натиск французов, а затем составили арьергард и прикрывали отход главных сил.
  -- В русско-шведской войне 1808--09 командовал дивизией, затем корпусом. Руководил Аландской экспедицией 1809 года, в ходе которой его войска, преодолев по льду Ботнический залив, заняли Аландские острова и вышли к берегам Швеции.
  -- Во время русско-турецкой войны 1806--12 годов был главнокомандующим Молдавской армией (июль 1809 -- март 1810), руководил боевыми действиями на левом берегу Дуная.
  -- С августа 1811 года Багратион -- главнокомандующий Подольской армией, переименованной в марте 1812 во 2-ю Западную армию.
  -- В начале Отечественной войны 1812 года 2-я западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами.
  -- При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона.
  -- Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался.
  -- Полководец был перевезён в имение своего друга, также участвовавшего в Бородинской битве генерал-лейтенанта князя Б. А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону, а их сын, Н. Б. Голицын, был его ординарцем), в село Симы Владимирской губернии.
  -- 25 сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 18 дней после ранения. Согласно сохранившейся надписи на могиле в селе Сима, он скончался 23 сентября.
  
  
  

0x01 graphic

Портрет Алексея Андреевича Аракчеева

работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

  
   К третьей партии, к которой более всего имел доверие государь, принадлежали придворные деятели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте ... требует глубокомысленнейших соображений, глабокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и из всего взять среднее.
  

0x01 graphic

"Без лести предан".

Герб графа Аракчеева

  
   Справка:
  
  -- Алексей Андреевич Аракчеев (23 сентября (4 октября) 1769, имение отца в Новгородской губернии -- 21 апреля (3 мая) 1834, с. Грузино Новгородской губернии) -- русский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807). Происходил из дворянского рода Аракчеевых.
  -- В 1801 на престол взошёл император Александр Павлович, с которым Алексей Андреевич хорошо сблизился по службе ещё как с наследником престола.
  -- 14 мая 1803 Аракчеев был принят на службу с назначением на прежнее место, то есть инспектором всей артиллерии и командиром лейб-гвардии артиллерийского баталиона.
  -- В 1805 находился при государе в Аустерлицком сражении.
  -- В 1807 произведён в генералы от артиллерии, а 13 января 1808 назначен военным министром.
  -- Положительные последствия этих улучшений не замедлили обнаружиться во время войн в1812--1814 годах.
  -- 14 июня 1812 года ввиду приближения Наполеона снова был призван к управлению военными делами; "с оного числа, -- по словам Аракчеева, -- вся французская война шла через мои руки, все тайные повеления, донесения и собственноручные повеления государя".
  -- Влияние Аракчеева на дела и могущество его продолжалось во все царствование императора Александра Павловича. Будучи влиятельнейшим вельможей, приближённым государя, Аракчеев, имея орден Александра Невского, отказался от пожалованных ему других орденов: в 1807 от ордена св. Владимира и в 1808 -- от ордена св. апостола Андрея Первозванного и только оставил себе на память рескрипт на орден Андрея Первозванного.
  -- Удостоившись пожалования портрета государя, украшенного бриллиантами, Алексей Андреевич бриллианты возвратил, а самый портрет оставил.
  -- 19 ноября 1825 года скончался Александр I.
  -- Аракчеев не принял участие в подавлении восстания декабристов, за что и был отправлен в отставку Николаем I. Сохранив звание члена Государственного совета, Аракчеев отправился путешествовать за границу; его здоровье было надломлено отставкой.
  -- Аракчеев соорудил перед соборным храмом своего села великолепный бронзовый памятник Александру, на котором сделана следующая надпись: "Государю-Благодетелю, по кончине Его". Последним делом Аракчеева на пользу общую было пожертвование им 300 000 рублей для воспитания из процентов этого капитала в Новгородском кадетском корпусе бедных дворян Новгородской и Тверской губерний.
  -- Здоровье Аракчеева между тем слабело, силы изменяли. Николай I, узнав о его болезненном состоянии, прислал к нему в Грузино лейб-медика Вилье, но последний не мог ему уже помочь, и накануне Воскресения Христова, 21 апреля 1834 года, Аракчеев скончался, "не спуская глаз с портрета Александра, в его комнате, на том самом диване, который служил кроватью Самодержцу Всероссийскому". Лейб-медик, присланный Николаем I, ничем не мог помочь ему, а он все кричал, чтобы ему продлили жизнь хотя бы на месяц. Наконец, вздохнув, проговорил: "Проклятая смерть", -- и умер. Прах Аракчеева покоится в храме села Грузина, у подножия бюста императора Павла I.
  
   *
   Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования. где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: "Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир. и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!"
   Воззрение это, сильно распространенное в высших сферах армии, находило себе поддержку и в Петербурге, и в канцлере Румянцеве, по другим государственным причинам стоявшим тоже за мир.
  
  

0x01 graphic

М. Б. Барклай де Толли.

Литогра­фия А. Мюнстера 1865 г. с ориги­нала неизвестного художника первой четверти XIX в.

  
   Пятые были приверженцы Барклая де Толли, не столько как человека, сколько как военного министра и главнокомандующего. Они говорили: "Какой он ни есть (всегда так начинали), но он честный, дельный человек, и лучше его нет. Дайте ему настоящую власть, потому что война не может идти успешно без единства начальствования, и он покажет то, что он может сделать, как он показал себя в Финляндии. Ежели армия наша устроена и сильна и отступила от Дриссы, не понесши никаких поражения, то мы обязаны этим только Барклаю. Ежели теперь заменят Барклая Бенигсеном, то все погибнет, потому, что Бенигсен уже показал свою неспособность в 1807 году", - говорили они.

0x01 graphic

  

М. Б. Барклай-де-Толли

работы Джорджа Доу (1829). Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

  
   Справка:
  
  -- Михаил Богданович Барклай-де-Толли (при рождении Михаэль Андреас Барклай де Толли, нем. Michael Andreas Barclay de Tolly, 16 (27) декабря 1761 -- 14 (26) мая 1818) -- выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.
  -- Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813--1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе Богемской армии австрийского фельдмаршала князя Шварценберга.
  -- В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики "выжженной земли" -- отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны.
  -- Оценка роли Барклая-де-Толли в войне 1812 года во многом определялась взглядами и влиянием при дворе "русской партии", видевшей в Барклае "немца" и требовавшей его смещения с поста главнокомандующего.
  -- 29 августа 1812 в командование всеми войсками вступил М. И. Кутузов. Барклай де Толли остался командующим 1-й Западной армии.
  -- С 4 февраля 1813 года -- командующий 3-й армией в Заграничном походе русской армии.
  -- Барклай успешно руководил войсками в сражениях под Торном, Кульмом, Лейпцигом, Парижем. За заслуги возведён в графское достоинство, после взятия Парижа получил 18 (30) марта 1814 года фельдмаршальский жезл. Барклай долго добивался нижних офицерских чинов, но всего за 7 лет проделал стремительный путь из генерал-майоров в фельдмаршалы.
  -- 29 марта 1814 года Наполеон отрёкся от трона, и война завершилась. Барклай по возвращении в Россию был назначен главнокомандующим 1-й армией, расквартированной в Польше.
  -- Весной 1815 года Наполеон триумфально вернулся к власти. Барклай снова повёл армию в Европу, вступив в июне 1815 года в пределы Франции, но не успел принять участия в больших сражениях из-за скорого разгрома Наполеона под Ватерлоо.
  -- 30 августа 1815 года после блестяще проведённого смотра под Вертю, который порадовал царя Александра I порядком в армии, Барклай был возведён в княжеское достоинство. От союзников на князя Барклая пролился дождь из наград и орденов.
  -- В начале 1818 года Барклай испросил позволения отправиться в Германию для лечения на минеральных водах, но, не доехав до места, скончался 14 (26) мая в возрасте 57 лет на мызе Штилитцен (Жиляйтшен; ныне пос. Нагорное Черняховского района Калининградской области России) в шести верстах от города Инстербург (ныне г. Черняховск).
  -- 30 мая его тело было доставлено в Ригу, где состоялась торжественная траурная церемония. Во дворе кирхи Св. Якоба состоялось отпевание и отдание воинских почестей -- в присутствии священнослужителей всех конфессий и гражданской администрации города, а также военного гарнизона под командованием генерала И. Ф. Паскевича (позже фельдмаршала и князя Паскевича-Ериванского-Варшавского)
  -- Прусский король Фридрих Вильгельм III выслал в Жиляйтшен почётный караул, который сопровождал траурный кортеж до самой русской границы.
  -- Сердце Барклая-де-Толли было похоронено на небольшом возвышении в 300 метрах от мызы Штилитцен, а набальзамированный прах доставлен в фамильное имение Бекгоф (Лифляндия), в 1,5 км от нынешнего эстонского населённого пункта Йыгевесте и захоронен в семейной усыпальнице рядом с прахом ранее умершего сына.
  
   *

0x01 graphic

Портрет Л.Л. Беннигсена в 1820 г.

работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

  
   Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив. что все-таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все-таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. "Чем больше наделают ошибок, - говорили они, - тем лучше: по крайней мере, скоро поймут, что так не может идти. А нужен не какой-нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807-м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, - и таковой есть только один Бенигсен".
  
   Справка:
  -- Леонтий Леонтьевич Беннигсен (Левин Август фон Беннигсен, 10 февраля 1745, Брауншвейг -- 3 октября 1826, Бантельн) -- граф, генерал от кавалерии на русской службе.
  -- Родом из древней баронской фамилии из Ганновера (независимого немецкого государства); сын барона Левина Фридриха Беннигсена (1700 - 1762), службу начал 14-летним мальчиком в ганноверской пехоте и участвовал в последней кампании Семилетней войны.
  -- В 1773 г. перешёл из подполковников ганноверской армии на службу в Россию, в то время ведшую войну против Турции, и принят с чином премьер-майорa в Вятский мушкетёрский полк.
  -- В 1774 сражался против турок, состоя в армии Румянцева, а в 1787 г. получил звание полковника и назначен командиром Изюмского легкоконного полка, с которым участвовал в кампаниях 1789 и 1790 гг. и отличился под Очаковом и при взятии Бендер.
  -- В 1796 участвовал в войне с Персией и оказал особенные отличия при взятии Дербента.
  -- В 1798 г. произведён в генерал-лейтенанты. В царствование Павла I попал в опалу и вышел в отставку 30 сентября 1798 г.
  -- Был одним из активных участников заговора, приведшего к убийству императора Павла, проник с убийцами в его спальню (о чем свидетельствуют его записки), но в трагический момент находился уже не в ней.
  -- Уже 15 марта того же года Беннигсен вновь принят на службу, а 11 июня 1802 года его произвели в генералы-от-кавалерии и тут же отправили в почётную ссылку в Вильно на военно-административную должность.
  -- В 1805 начальствовал одной из русских армий, двинутых на помощь Австрии против Наполеона, но принять участие в военных действиях не успел. В кампанию 1806, командуя отдельным корпусом, нанёс поражение французам под Пултуском.
  -- После поражения 27 июня 1807 г. уволен в отставку "по болезни".
  -- Вернулся на службу 27 апреля 1812 г. с назначением состоять при особе императора Александра I без определённых поручений.
  -- В Отечественную войну 1812 года назначен начальником главного штаба к Кутузову, участвовал в Бородинском сражении (награждён за него орденом св. Владимира 1 ст.).
  -- После Бородинской битвы на знаменитом совете в Филях отстаивал необходимость дать Наполеону новое генеральное сражение у стен Москвы, но не получил поддержки.
  -- Руководил не вполне удачно боем при Тарутине, где был ранен.
  
  -- С официальной версией расстроенного здоровья Беннигсен удалился в свои поместья, награждённый за Тарутино алмазными знаками к ордену св. Андрея Первозванного и 100 тысячами рублей.
  -- В 1813 назначен главнокомандующим резервной армией, формируемой в Польше. В конце сентября 1813 Польская армия пришла в Богемию на усиление русских войск, действовавших против Наполеона.
  -- В 1818 году испросил увольнение от должности и затем до самой своей смерти проживал в Ганновере.
  
   *
   Седьмые - были лица, которые всегда есть, в особенности при молодых государях, и которых особенно много было при императоре Александре, - лица генералов и флигель-адъютантов, страстно преданных государю не как императору, но как человека обожающие его искренно и бескорыстно... и видевшие в нем не только все добродетели, но и все качества человеческие. Эти лица хотя и восхищались скромностью государя, отказывающегося от командования войсками, но осуждали эту излишнюю скоромность и желали только одного и настаивали на том, чтобы обожаемый государь, оставив излишнее недоверие к себе, объявил открыто, что он становится во главе войска, составил бы при себе штаб-квартиру главнокомандующего и, советуясь, где нужно, с опытными теоретиками и практиками, сам бы вел войска, которых одно это довело бы до высшего состояния воодушевления.
   *
   Восьмая, самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 и 1-му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, ни государя, ни Пфуля, ни Бенигсена, но желающих только одного и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий. В этой мутной воде перекрещивающихся и перепутывающихся интриг, которые кишели при главной квартире государя, в весьма многом можно было успеть в таком, что немыслимо было в другое время. Один, не желая только потерять своего выгодного положения, нынче соглашался с Пфулем, завтра с противниками его, послезавтра утверждал, что не имеет никакого мнения об известном предмете, только для того, чтобы избежать ответственности и угодить государю. Другой, желающий приобрести выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на что намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль, и тем показывая, что оно готов быть жертвою общей пользы. Третий просто выпрашивал себе, между двух советов и в отсутствие врагов, единовременное пособие за свою верную службу, зная, что теперь некогда будет отказать ему. Четвертый нечаянно все попадался на глаза государю, отягченный работой. Пятый, для того, чтобы достигнуть давно желанной цели - обеда у государя, ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь поступившего мнения и для этого приводил более или менее сильные и справедливые докаательства.
   Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости, и только что замечали, что флюгер обратился в одну сторону, как все это трутневого население армии начинало дуть в ту же сторону, так что государю тем труднее было повернуть его в другую. Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно тревожный характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений различных воззрений и чувств, эта восьмая, самая большая партия людей, занятых личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу. Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой эти трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голоса.
   *
   Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинающая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно-опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.
   Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным добром при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствие и властью государя.
  
   См. далее...

0x01 graphic

Русская конница при Николае I

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  -- Прямодушием воина я называю ту откровенность, которая ничего не таит, не имея никакой постыдной причины скрывать мысли и чувствования. Кто решается жертвовать отечеству жизнью, благом, превышающим всю цену благ земных, тот не должен и не может желать другой награды за сию великую жертву, кроме бессмертной славы. Лесть и пронырство, употребляемые военным человеком для достижения почестей, или других личных выгод, доказывают, что он не рожден быть произвольною и чистою жертвою отечества. (Я. Толмачев)
  -- Психика бойцов есть явление сложное; сверх чувства доблести, воли и долга, в нем равным образом играют роль: чувство осторожности и военной хитрости, а над всем этим господствует высшее начало -- разум! (В. Заглухинский)
  -- Вообще, кто еще до сражения предварительным расчетом побеждает, у того много шансов на победу; кто еще до сражения предварительным расчетом не побеждает, у того мало шансов на победу; тем более не побеждает тот, кто не имеет предварительных расчетов. Учитывая это, для меня ясны победа и поражение. (Сунь-цзы)
  -- Великий мастер военного дела Наполеон полагал, что всякое предприятие только тогда может считаться хорошо соображенным, когда 2/3 его отнесено к расчету и 1/3 оставлена на долю случая. (П. Изместьев)
  -- Среди нагромождения неустойчивых, безыдейных форм, когда и уставы, и формы, и служебные требования постоянно меняются, отменяются и снова переменяются, -- армии надо иметь хоть какую-нибудь почву под ногами, чтобы не пасть окончательно духом. Необходим огонь, который согрел бы, осветил и осмыслил тяжелую нашу работу. Жажда реванша и может дать этот огонек, вывести нас из теперешних гнетущих сумерек. Он тлеет, этот огонек, и надо его разжигать, а не гасить. Иначе отчаяние овладеет духом армии, -- и тогда не спасут ее никакие реформы. (В. Короткевич)
  -- Геродот: "Благоразумное решение величайшее благо, ибо, если бы даже случилось что-либо вопреки такому решению, это последнее сохраняет свою силу и не осуществляется только случайно. Напротив, лицо, принявшее нелепое решение, даже в случае удачи, нападает только на счастливую находку; решение его же все же считается нелепым". (Н. Михневич)
  -- Во всякого рода деятельности самое худшее -- ни на что не решаться. Умение же решаться есть самая суть военной деятельности. (Н. Головин)
  -- Решительный тон должен показать голос военной власти, требующей безусловного повиновения; он должен внушать и уважение и доверенность к повелевающему: почему в повелениях не должно быть приметны ни гордость, ни слабость; в замечаниях -- ни грубость, ни колкость: гордость уменьшает должную доверенность подчиненного к начальнику; слабость вредит почтению; грубость низка и простонародна; колкость раздражает. (Я. Толмачев)
  -- Ропот на претерпеваемые лишения, хотя бы и со стороны немногих, вредно отзывается на окружающих; число недовольных, обыкновенно, быстро возрастает в тех случаях, когда армия неустойчива в отношении понятий о долге, дисциплине, святости приказания. Могучим средством, побуждающим безропотно переносить лишения, является пример начальников, разделяющих в тяжелые минуты с солдатом последний сухарь, последний пук соломы... (М. Драгомиров)
  -- Дело самовоспитания, т.е. серьезной работы над собой, состоит в том, чтобы беспощадно зондировать свои мысли и чувства, быть бдительным в постоянной борьбе с высокомерием и внешними искушениями. (Наставление к самодисциплине, 1900)
  -- Самолюбие есть один из сильнейших двигателей в достижении поставленной цели, побуждающий иногда человека на самые рискованные предприятия, а потому ему принадлежит не малое значение в военном деле, по природе требующем сильных средств воздействия на натуру человека. Вот причина, почему развитие самолюбия особенно дорого в военном человеке. (Ф. Гершельман)
  -- Но нигде не важно так самолюбие, как в сфере военной деятельности, для военнослужащих, у которых оно есть основание всех воинских доблестей: сознания долга службы, военной гордости, чести, честности, патриотизма, мужества и самоотвержения. Без правильного развития самолюбия невозможно существование и развитие ни одного из этих необходимейших качеств души военных людей. (Д. Трескин)
  -- К проявлениям воли относится самообладание, способность человека подчинить себе свой ум, чувства и даже страсти. Результатом его является спокойствие, которое позволяет разобраться в полученных впечатлениях и принять надлежащее решение. Если самообладание необходимо всякому воину, то начальнику в особенности, -- без него нельзя руководить подчиненными. (В.Э., 1911, т.17)
  -- Сохранять самообладание -- весьма важная данная. Раз мы теряем его, мы даем простор нашим эмоциям. Хладнокровие также необходимо по отношению к высших, как и низшим. Если мы имеем дело с человеком, который придает командованию личный характер, возбуждается, выходит из себя, то мы должны настолько взять себя в руки, чтобы быть совершенно неуязвимым. (П. Изместьев)
  -- Сангвинический темперамент характеризуется преобладанием чувства и высокой степенью восприимчивости, которой, однако, недостает глубины и продолжительности. Внешние впечатления действуют на ум как быстро пробегающий ветерок на поверхность воды. Воспринимая их с известной силой, сангвиник быстро отдается новым впечатлениям. Поэтому выполнить какое-нибудь желание сангвиник может при условии, что он это сделает сейчас же, пока его настроение не изменилось. Сангвиник забывчив, переимчив, добродушен, приятный собеседник. Способен на легкую работу, но не пригоден к тяжелому труду. Легко возбуждается и быстро охладевает. Всегда готов оказать помощь, но не всегда верен обещаниям. Чуждый заботам, он всегда жизнерадостен; все кажется ему в розовом свете. Легкомыслие его часто не знает предела. (В. Блюме)
  -- Сведения конфиденциальные, не имеющие огласки, но тем не менее, подлежащие разбору, требуют особой осторожности. Убеждаться в них надо без горячности, исподволь, без шума; а так как они могут быть сообщены посторонним лицом из расположения или дружбы к командиру части, то последний обязан проверить сведения так, чтобы не было намека на то, как и от кого они получены. (П. Карцов)
  -- Свобода -- первый фактор человеческого достоинства и в пределах воинской дисциплины она допустима и в армии. Все мы добровольно порабощаем себя великой идее долга, но придавать добровольному подчинению вид вынужденного, обусловленного властью начальника, значит нанести жестокий удар почетности воинского звания. Если мы говорим, особенно публично, с нашими офицерами, то пусть тон наш будет тоном человека, дающего указания своим сотрудникам в интересах общего дела. Мы должны помнить, что офицер служит не за страх, а за совесть. (П. Изместьев)
  -- Самым тяжелым является, когда нам приходится выслушивать упрек или выговор в присутствии части, соблюдая полную корректность. Все в нас страдает, все возмущается: самолюбие, личное достоинство, уважение и любовь к дисциплине, которая делает невыносимым видеть публичное унижение той доли власти, которая нам дана. Если выговор оскорбителен, то возбуждаемое им возмущение гордой натуре сдержать трудно, но тем не менее надо все силы употребить к тому чтобы нижний чин не был свидетелем столкновений начальника с подчиненным. Тот, кто знает себе цену, такой сдержанностью своего достоинства не умалит. (П. Изместьев)
  -- Теперь еще более понятны слова М. Саксонского: человеческое сердце есть точка отправления во всех военных делах: чтобы знать их нужно изучить его. (Н. Головин)
  -- Скромность и расчетливость осуждаемы не будут, напротив заслуживают подражания; но излишняя скупость будет громадным недостатком. (П. Карцов)
  -- Скромность привычек, неприхотливость и умеренность, имеющие общую ценность, тоже в военной службе приобретают особую важность. Первые два свойства нужны, во-первых, для того, чтобы человек не гнался за какими-либо материальными расчетами, которые нарушают в нем нравственную устойчивость, столь ценную в военной службе; во-вторых, они убегают от разных привычек баловства, столь несовместимых с военной службой, представляющей иногда весьма суровые условия жизни, с которыми избалованный человек не справится. (Ф. Гершельман)
  
  
  

0x01 graphic

Гладиаторы

  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Человек не подарен жизни, а взаймы ей дан.
  -- Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.
  -- Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
  -- Славнейшая победа -- победа над самим собой.
  -- Неразумно бояться того, что неизбежно.
  -- Упущенный случай редко повторяется.
  -- Существует всеобщий закон, по велению которого рождаются и умирают.
  -- Последующий день -- ученик предыдущего дня.
  -- Легка Фортуна: что дала, то вновь возьмет.
  -- Сам виноват, так на судьбу не жалуйся.
  -- Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.
  -- Счастье легче найти, чем сохранить.
  -- В чем счастье, как не в силе и терпении?
  -- В излишних спорах теряется истина.
  -- Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду.
  
  
  

Публилий Сир (I в. до н. э.)

   Справка:
  -- Публилий Сир (Публий Сир) (лат. Publilius или Publius Syrus) -- римский мимический поэт эпохи Цезаря и Августа, младший современник и соперник Лаберия. Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus -- сириец); в Риме появился в качестве раба, впоследствии получил свободу и розыгрывал свои драматические произведения по разным городам Италии, с большим успехом. Особенно ценились его мимы благодаря тому, что были пересыпаны нравоучительными изречениями.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023