ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
За Веру и Верность...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


За Веру и Верность...

    []
   Энциклопедия русского офицера  
   8-926-286-91-89
  

  
  

Слово Христово да вселяется в вас обильно со всякой премудростью;

научайте и врачевать друг друга псалмами, славословием и духовными песнями,

во благодати в сердцах ваших Господу.

Послание к Колоссянам Св. Ап. Павел, Гл.3, с.16.

8

НАЧАЛЬСТВОВАНИЕ

дисциплина, награды, наказания и дух войск.

*

   Прежде чем рассматривать сущность командования, надо обратиться к истории и посмотреть, как на протяжении веков строилось управление, что вносило изменение в ее систему. Отсюда мы вправе сделать заключение, на что необходимо обращать внимание сейчас.

*

Как было в древние времена

  
   Природными вождями и предводителями у всех народов в глубокой древности и вообще в первобытные времена всегда были старейшины семейств, родов, поколений и племен.
  
   Так было сначала и у евреев, у которых позже были сотники, пятисотники и т.д.
   Давид назначил Иова главным предводителем войска, под его начальством состояло 37 знатных военачальников. Из Илиады Гомера видно, что у древних греков, в героические времена и в троянской войне, главными вождями были цари и воины-герои или богатыри.
  
   После Троянской войны и введения народного правления, начальствование греческими армиями вообще было разделено между несколькими полководцами, ежегодно избираемыми народным собранием. Они имели равную власть, начальствовали армиями поочередно в продолжении одного или нескольких дней и все вместе составляли военный совет.
  
   В Спарте же армиями в военное время начальствовали цари с неограниченной властью, но с обязанностью строгого отчета народному собранию.
  
   Вообще главное начальствование греческими армиями, не имея должного единства, составляло одну из слабых сторон военного устройства греков и часто имело невыгодные и даже вредные последствия. Да и частное начальствование в греческих фалангах, по свойствам образа правления, народного характера, нравов и обычаев греков, тоже не имело надлежащих условий твердости и силы.
  
   Совсем иное усматривается у македонян при Филиппе и Александре Великом. Начальствование войском у них значительно превосходило описанное выше у греков, потому что было сосредоточено, вместе с царской властью, в руках Филиппа и Александра и потому имело важное преимущество единства, твердости и силы.
   По смерти Александра Великого начальствование войсками у греков и македонян, до покорения их римлянами, сохранило прежние внешние формы, но уже утратило внутренние достоинства свои - единство, твердость и силу и пришло в расстройство и беспорядок.
  
   У карфагенян начальствование войсками имело важные недостатки в том отношении, что предводители армии были избираемы (всегда из граждан Карфагена) народом большей частью не по личным способностям и дарованиям, военным отличиям или заслугам отечеству, но по прихоти или расположению народа, знатности рода и богатству, связям или влиянию политических партий.
   Беспрерывная же борьба этих последних, зависть к победам и завоеваниям искусных и счастливых полководцев и особенно опасение, чтобы они не употребили своей власти против свободы Карфагена, были причинами, что их часто сменяли, даже в продолжении войны и военных действий, отказывали им в деньгах, в подкреплениях войсками и в военных потребностях, всячески стесняли распоряжениями и действиями их и наконец совершенно ограничили власть их.
  
   У римлян, напротив, с самого основания Рима и до конца Пунических войн - в период лучших времен при царях и народном правлении, начальствование войском превзошло все, что в этом отношении существовало в древности, не только в Азии и Африке, но и в Европе у греков и даже у македонян при Филиппе и Александре Великом и после них.
   С самого начала в римских войсках было установлено точное распределение военной власти и строгое единоначалие во всех разделениях и подразделениях легиона.
   Армиями же начальствовали полновластно и неограниченно сначала цари, а потом консулы. Частными же начальниками войск в легионах были легаты, военные трибуны, центурионы или сотники, декурионы или десятники и поддекурионы, а в союзных легионах - начальствовавшие ими префекты.
  
   Но со времени начала междоусобных войн звание диктатора уже сделалось целью и орудием честолюбцев, стремящихся к завладению верховной властью, и давалось почти непрерывно. Звание легатов уже обратилось в старший военный чин в войске; им начали вверять начальствование одним или несколькими легионами и даже армиями, и число их значительно умножилось.
  

 []

Дисциплина. Дух войск.

  
   С военным чиноначалием тесно соединены военные подчиненность и порядок (дисциплина) и дух войск, и учреждения, как для их соблюдения, возбуждения, утверждения и поощрения, так и для наказания всякого нарушения их. Состояние их в древности, в разные времена и у разных народов, также представляет свои лучшие и мрачные периоды и эпохи, и последних едва ли не было более первых.
   Вообще говоря, эта существенная и важнейшая часть состояния войск во все времена и у всех народов древности, в начале всегда была более или менее удовлетворительна, но под конец, напротив, в расстройстве, беспорядке и упадке.
  
   Простота, даже суровость нравов, бедность образа жизни и обычаев, чрезвычайно благоприятные для военных: порядка (дисциплина) и духа - в начале, всегда умалялись и искажались постепенно по мере обогащения и всех следствия его и окончательно приходили в больший или меньший, а иногда и крайний упадок, совершенно противный истинным и необходимым порядку и духу военным.
  
   Тогда место чинопочитания, повиновения, порядка, воинственного духа и всех военных добродетелей, без которых правильно устроенное войско немыслимо, заступали безначалие (анархия), своеволие, мятежный дух, корыстолюбие алчность насильственного обогащения грабежом и добычей, немилосердие и жестокость к мирным жителям, но малодушие и трусость перед внешними, вооруженными врагами и пр. т.п. пороки, совершенно помрачавшие войско и делавшие его недостойным этого звания.
  
   Обращаясь в громадную, вооруженную силу разбойников, войско становилось не тем, чем должно быть - вернейшим и надежнейшим оплотом, защитой и охраной государства, а злейшим внутренним врагом, язвой и бичом его, несравненно опаснейшим всех внешних врагов его, каковы бы они ни были. Вот явление, которое постепенно и правильно, в большей или меньшей степени повторяется во все времена и у всех народов древности.
  

Средства, применяемые для дисциплины

   А между тем рассмотрим, какие средства были употребляемы у народов древности для развития, поддержания и охранения строгого порядка и истинного духа в войсках, и для кары за всякое нарушение их!
  
   Система военных наград и наказаний, от простейших, первобытных до сложнейших в последние времена, особенно у греков и еще более у римлян, была широко развита и тем шире развивалась, чем глубже падали и дисциплина, и дух в войсках.
  
   Предания свидетельствуют о том, что Сезостис установил и соблюдал в войсках военные подчиненность и порядок, нарушение которых было строго наказываемо, но заменил телесные наказания лишением чести, которую виновный мог снова снискать не иначе, как особыми подвигами храбрости и военными заслугами.
  
   Ксенофонт в "Киропедии" приводит многие мудрые меры Кира I для соблюдения в персидских войсках порядка и поддержания в них хорошего военного духа.
  
   У греков были строгие военные законы, но нравственную силу им сообщали не столько наказания за нарушения их, сколько господствовавшие в греческой нации, особенно свойственные ей чувства и дух.
   Сверх телесных, смертных и денежных наказаний, клятвопреступление, малодушие и трусость были наказываемы разного рода всенародными, позорными карами, как-то выставлением перед всеми в женской одежде, лишением участия в религиозных и гражданских обрядах, запрещением брака, перенесением от всякого побоев, наряжанием в грязные лохмотья и т.п.

 []

  
   За этими общественными карами следовали частные, семейные: опозоренных первыми позорно исключали из своей среды и собственные их семейства. Особенно строги, даже до жестокости, были в этом отношении военные законы Спарты.
  
   Военные награды, с одной стороны, также обусловливались теми же чувствами и духом греческой нации. Повышения в чинах и должностях, разного рода подарки и т.п. служили поощрением для низших военачальников и рядовых воинов, а венки из масличных, лавровых и дубовых листьев, золотые и серебряные венцу, победные песни, вывешивание собственного оружия их в Акрополе (Афинах), подарки полного вооружения, сооружение статуй и пр. т.п. - наградами для стратегов. Однако все такие награды назначались скупо и редко.
  
   На таких основаниях утверждена была военная дисциплина в греческих войсках до начала войны с персами, и в них царствовали порядок, повиновение и умеренность. Но впоследствии эти военные добродетели, от вредного влияния восточной изнеженности и развращенности нравов, превратились в противоположные им пороки. А соразмерно с этим умножились и наказания, и награды военные, что уже прямо указывает на нравственную испорченность массы народа и на упадок военной дисциплины в войсках. Военные законы умножаются и становятся строже, но соблюдение их зависит уже преимущественно от личной энергии стратегов.
  
   Эти два явления рядом вообще всегда усматриваются в древности: с развитием цивилизации всегда ровным шагом шли и успехи военного искусства, и нравственный упадок. Частые и продолжительные войны одинаково содействовали как первым, так и последнему. Рядом с лучшими военными добродетелями возникали самые противоположные им пороки, следствия разнузданных страстей, удовлетворение которых вело тогда даже к пользованию ими для поощрения усердия, а требования их принуждали к снисхождению им.
  
   Недостойное их усиление выступало всегда, когда требовались беспрестанные услуги, не истекавшие прямо из условий общей пользы, и когда, вследствие этого, явилась наклонность к награждению их, потому что благороднейшие побуждения к тому уже были в усыплении. Тогда требования отдельных лиц в войске становились уже выше их заслуг, а награды - многочисленнее подвигов.
  
   Строгие наказания казались уже слишком жестокими, а самые щедрые награды - слишком малыми для корыстолюбия и честолюбия. Военные законы уже не могли быть строго соблюдаемы, и полководец, решившийся на это, встречал общее сопротивление, с которым уже не мог совладеть, потому что не имел силы устранить коренных причин. Влияние такого рода людей, в самых благоприятных условиях, бывало только временным.
  
   У римлян военная дисциплина, как и весь вообще военный быт и все военное устройство, были отличны от греческих, хотя в некоторых основных элементах и несколько сходны с ними. Будучи вообще далеко не столь своеобразным народом, сколько греки, римляне превзошли их гораздо более собственно в военном отношении.

 []

Денщик у семейного.

   В первые и потом в лучшие времена Рима, то, что придавало особенные связь и силу форме набора и состава римских войск, был одушевлявший их дух, обнаружившийся в такой превосходной военной дисциплине, которой не только равной, но даже и подобной в древности не было и которая осталась образцом для всех времен.
  
   Хотя римское государственное устройство во времена республики соединяло в себе смесь демократических, аристократических и монархических элементов, поддержание равновесия между которыми произвело столь многие и сильные внутренние смуты, однако военная дисциплина мало пострадала от того. Республиканские добродетели соединялись с гражданскими отношениями для того, чтобы сохранить уважение к государственной власти и законам и оказывать неограниченное повиновение им. И в этом римляне значительно превосходили греков вообще и даже спартанцев в частности.
  
   Греки вели большей частью оборонительные войны, у римлян же в основе войны лежало завоевание. Отсюда проистекала такая энергия военной деятельности, столь тесно связанная с существованием государства, что из нее развивалась суровая необходимость удовлетворять, во что бы то ни стало бы, без всякого милосердия, военным законам. И они исполнялись с неумолимою строгостью, причем военные наказания вообще состояли, как у греков, из денежных пеней, телесных наказаний, смертной казни и лишения чести и имущества.
  
   Римский воин, хотя и свободный гражданин, переносил телесные наказания, потому что их налагал закон, не освобождавший от них преступника, но вместе с тем и опирался на закон в охрану свою от злоупотребления этих наказаний.
   Но позорные наказания с лишением чести, особенно за трусость, были гораздо чувствительнее и страшнее для римского гражданина-воина.
   Они состояли в отнятии оружия, в позорном исключении из военной службы, в принуждении к разным низким и земляным работам, к выставлению напоказ в разодранной одежде и с босыми ногами, к худшей пище, к расположению вне лагеря и т.п.
  
   К такого рода наказаниям иногда были принуждаемы целые легионы.
   Так, например, разбитым во время 2-ой Пунической войны войскам консула Фульвия было запрещено зимовать в городах, но приказано располагаться на 2 мили расстояния от своего лагеря. У спасшихся из сражения при Каннах эквитов были отняты лошади, а они сами были объявлены недостойными служить в коннице.
  
   Если лишение чести и позор были сильнейшим и действительным военным наказанием, то и воздаяние чести было такою же наградой.
   Для воинов и их частных начальников, оно состояло во всенародном провозглашении похвал им, в подарках оружия, украшений и т.п. от консулов, в венках из трав, полевых цветов и листьев разных деревьев, в вещах из серебра и золота, в праве носить их во всех общественных собраниях, взятую у неприятеля добычу (оружие) развешивать в своих жилищах и т.п.
   Полководцы же в лучшие времена Рима довольствовались сознанием заслуг, оказанных ими отечеству, и честью большого или малого, но скромного триумфа, который лишь позже, после Пунических войн и особенно со времен междоусобных, утратил прежний характер простоты и скромности и сделался целью ненасытных честолюбия и тщеславия.
  
   Такие строгость военных наказаний и умеренность почетных наград могли существовать только при простоте нравов и суровых добродетелях римлян в лучшие времена Рима. А когда при этом честь оказанных заслуг стояла выше личных выгод, тогда и личные дарования и заслуги сами находили открытые пути и поприща резко и ярко обнаруживаемых всем.
   Следствием же этого было то, что отличия удостаивались лишь заведомо способнейшие и достойнейшие люди - обстоятельство, особенно благоприятное для соблюдения строгой военной дисциплины. Она находилась всецело в руках военных трибунов - людей в зрелом возрасте, испытанных, твердых, нравственных правил и опытных в военном деле. Они избирали таких же центурионов, а эти - таких же подначальных им чинов в центуриях.
  
   С всеобщим, по всем частям и во всех отношениях, началом изменения и испорченности нравов римлян после Пунических войн и особенно со времен междоусобных (как уже не раз было объяснено выше), начался и постепенный, но быстрый упадок военной дисциплины в римских войсках.
   Хотя еще при триумвиратах и даже при первых императорах основные черты древних римских добродетелей, под влиянием таких же республиканских элементов, отчасти сохранялись и доставляли блистательные внешние успехи римскому оружию, но эти успехи проистекали уже не от доброкачественности массы войска, а преимущественно от влияния личных дарований полководцев.
  

 []

  
   Всеобщая же нравственная испорченность и уродливое политическое значение войска в государстве при императорах не только противодействовали стараниям лучших из этих последних восстановлять и поддерживать в войске военную дисциплину, но и еще более способствовали большему и большему упадку ее.
  
   Коль скоро императоры содержали постоянное войско преимущественно для поддержания личной славы своей, они уже этим самым были принуждены даровать ему разные и большие льготы и преимущества, дабы приобретать и укреплять тем преданность его своей особе. Это естественным образом развивало в войске еще при триумвирах семена необыкновенных высокомерия, требовательности и поползновений его.
  
   Следствиями того были насилия его, сначала - против своих же сограждан, а потом - и против самих императоров.
  
   И таким образом оно - орудие угнетения собственных сограждан и государства - вскоре соделалось повелителем самих императоров и стало, по прихотям и воле своим и из своекорыстных целей, возводить их на престол и низводить с него насильственною смертью их. Первый пример тому дали преторианцы - эта главная язва римской империи, а их примеру последовали и легионы в провинциях.
   Главные начальники их присвоили себе высшие и почетные должности в государстве, и таким образом последнее подпало под чудовищное иго безграничного военного деспотизма войска - пример столь же исключительный и поразительный, сколько и многозначительный и поучительный в военной истории древних времен.
  
   А между тем римские военные учреждения, имевшие целью пополнение и усовершенствование военных: образования, упражнений и дисциплины, в это самое время все растут и множатся числом. Вегеций сохранил в своих творениях постановления об этом Катона, Августа, Траяна и Адриана.
  
   Но они возбуждают только чувство жалости, ибо какую силу могли они иметь, когда главная сила - нравственная - пала когда в римском войске совершенно упал дух!

*

Средние века

   В ХVII-ХVIII вв. в английской армии практиковали расстрел, отсечение головы, заковывание в цепи, наказание голодом, подвешивание за пальцы, наказание плетьми. За пьянство на посту обычно назначалось "страппадо" (strappado): к рукам наказуемого, связанными за спиной, прикреплялся канат, с помощью которого тот вздергивался на высоту двухэтажного дома, при этом под тяжестью тела руки вывертывались в плечах.
  
   Затем наказуемого опускали вниз и некоторое время удерживали подвешенным так, чтобы пальцы его ног едва касались земли. После этого жертва поступала в распоряжение фельдшера, который вправлял руки обратно в суставы. Естественно, при этом наказуемый вновь испытывал неимоверные страдания.
  
   За ослушание или за "недостойное" поведение во всех полках английской армии виновника наказывали "поездкой на коне". Для этого из досок сбивался макет коня, у которого специально заостряли сидение. На "коня" усаживали виновника. К его ногам привязывали груз, под действием которого острые края досок медленно впивались в тело. Метки от ран оставались на всю жизнь.
  
   За опоздание в строй применяли так называемое полевое наказание (Field Punishment): ступни виновника закрепляли веревкой и со спины подтягивали к шее, затем виновника скручивали в кольцо и выставляли на несколько часов на мороз или под дождь.
  
   В Америке в 1775 году (30 июня) Континентальный конгресс запретил телесные наказания военнослужащих. Основными дисциплинарными наказаниями были денежный штраф и арест с содержанием на гауптвахте (оба за недостойное поведение на молитве или за опоздание после отбоя). В 1776 году к ним добавились еще два вида: арест для офицеров и тюрьма для рядовых за неповиновение.
  
   В Англии в это же время и в последующие годы провинившихся привязывали к столбу и выливали на них ушаты холодной воды, кололи иглами, жгли тело раскаленным железом. Дезертирам на теле выкалывали букву "Д" и в раны втирали черный порох. ...
  
   Движение за отмену телесных наказаний в армии началось в Европе в первом десятилетии ХIХ века. В 1807 году в Пруссии было официально запрещено избиение солдат палками.

*

Россия

   Вот что говорится в приказах и уставах основателя и законодателя нашей регулярной армии Императора Петра I:
  
   "Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать".
   "Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, поправляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых".
   "Полковнику надлежит знатному и искусному благовзрачному мужу быть, чтобы полку своему во всех случаях не гнусен был, и имел бы старание о добрых обер и унтер-офицерах".
   "Прапорщику подобает во все дни немощных посещать и смотреть, нет ли в чем-либо недостатка. Ему подобает великую любовь к солдатам иметь, и когда они в наказание впадут, тогда ему об них бить челом вольно".
  

 []

   Таким духом были проникнуты русские законы и в царствование Императрицы Екатерины II.
  
   В военных постановлениях того времени, например, сказано следующее:
  
   "Полковник обязан честь и права полка своего весьма удерживать и за всякую мелочь шуму и ссор не вчинять. За учение драться не следует: наказывать лгуна, ленивца и пьяницу, но без жестокости. Строго воспрещается не только бить рекрута, но и страшить; наказывать лишь грубое упрямство. Рекрут при обращении к начальнику должен быть без робости, но с пристойною смелостью".
  
   Наряду с гуманным обращением, была установлена необходимость применения воинских наказаний. В России временем появления собственно воинского наказания надо считать эпоху Петра I, т.к. до ХVIII в. можно указать лишь одно воинское наказание - лишение чина и удаление со службы для пушкарей - по Уставу ратного и пушкарского дела 1621 г.
  
   По Петровскому законодательству число воинских наказаний очень велико.
  
   Смертная казнь приводилась в исполнение всеми указанными в общем законодательстве способами и, кроме того
  
   - расстрелом, введенным у нас впервые воинским артикулом 1715 г.;
   - членовредительными наказаниями были: прибитие руки гвоздем, отрезание уха или носа, отсечение пальцев или руки, клеймение, шпицрутены или иначе прогнание сквозь строй (это наказание появилось в Уложении Шереметьева 1702 г. и было замаскированным видом смертной казни, т.е. назначалось до 12 тыс. ударов);
   - более легкими видами телесного наказания были: ношение нескольких мушкетов, седел, сидение на деревянной лошади, хождение по деревянным кольям.
  
   В числе многообразных правопоражающих наказаний (изгнание из службы, служба офицера за рядового, лишение чина и др.) было страшное по последствиям "шельмование", фактически лишавшее осужденного возможности существовать в обществе. Наказание лишением свободы были различны (каторга, тюрьма), но из них собственно воинским наказанием был арест у профоса.
  
   Столь жесткие наказаний - всего лишь дань тому суровому веку, в который Петру Великому пришлось пробуждать от сна и лени Россию.
  
   В русском военном законодательстве начала ХХ века наказания разделялись на уголовные и исправительные.
  
   К первым относятся: расстрел, с лишением всех прав состояния и без лишения, и заточение в крепости от 10 до 20 лет с исключением из службы. Эти наказания назначались и офицерам, и нижним чинам.
  
   Наказания исправительные образовали 2 самостоятельные лестницы: одну - для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, другую - для нижних чинов. К 1-ой относились - исключение из службы, с лишением или без лишения чинов, разжалование в рядовые, заключение в крепость от 1 г. 4 мес. до 4 лет (с исключением из службы) и от 2 мес. до 1 г. 4 мес. (не соединенные с исключением из службы), отставление от службы, содержание на гауптвахте от 3 мес. до 6 мес. (с ограничением прав по службе) и от 1 мес. до 3 мес. (без праволишения) и отрешение от должности. Для нижних чинов установлено только 2 вида исправительных наказаний: отдача в дисциплинарные батальоны от 1 г. до 3 лет и одиночное заключение в военной тюрьме от 1 мес. до 4 мес., сопровождаемые переводом в разряд штрафованных и ограничениями прав по службе.
  
   По утвержденному в 1859 г. Положению о наградах по службе предусматривалось 8 видов наград: Высочайшее благоволение, чины, ордена, назначение аренд и пожалование земель, подарки от высочайшего имени, единовременные денежные выдачи, переводы в гвардию и другие части войск, имеющие преимущество в чинах, золотое оружие.

*

Ордена

   В феодальный период в числе наград одной из главных было возведение в рыцарское достоинство; позднее, как внешние знаки отличия, появляются ордена; первоначально они жаловались по преимуществу высшим сановникам и были весьма малочисленны.
  
   Некоторые из орденов получили начало в связи с рыцарством: так, первый орден для награждения собственно военных заслуг офицеров был учрежден во Франции в 1693 г. в честь Святого Людовика; в 1759 г. там же был учрежден второй подобный орден " Du merite militaire".
   Примеру Франции последовали другие государства, и для награждения военных заслуг были учреждены: в Саксонии - орден Святого Генриха (1736), в Пруссии - " Pour le merite "(1740), а Австрии - Марии-Терезии (1757) . в Виртемберге - Святого Карла (1759).
  
   Императором Фридрихом III был учрежден военный орден Святого Георгия (покровителя рыцарей) (1468); этот орден жаловался тем, кто обязывался служить на свой счет год (с 1503 г. - 6 мес.), против турок и был уничтожен около 1521 г., т.к. оказалось мало желающих служить на свой свет такой продолжительный срок.
  
   В 1802 г. Бонапарт учредил орден Почетного Легиона, который и ныне (единственный в республике) служит наградою как за военные, так и за мирные заслуги.
  
   В Пруссии в 1813 г. был учрежден орден Железного Креста для награждения военных и гражданских лиц, отличившихся в борьбе против Наполеона (этот орден возобновлен в 1870 г.).

*

   В России первый орден - Святого Андрея Первозванного - был учрежден Петром Великим (1698).
  


Солдаты и офицер русской армии

  
   К началу 1917 г. в России существовали следующие ордена:
  
   1)Святого Апостола Андрея Первозванного (имел одну степень) - крест на голубой ленте, через правое плечо, на концах креста буквы S.A.P.R. (Sanctus Andreaus Patronus Russiae) - Святой Андрей покровитель России; звезда на левой стороне груди и цепь при парадной форме. Ордену присвоен девиз "За веру и верность". 1-м кавалером его был Ф.Головин (1699).
  
   2)Святой Великомученицы Екатерины или Освобождения - учрежден по мысли Императрицы Екатерины I в память об освобождении Петра Великого и его армии от опасности во время Прутского похода 1711 г., в котором участвовала Императрица Екатерина I.
   Ордену присвоен девиз: "За любовь и отечество"; он имел 2 степени : 1-я - дам большого креста, 2-я - дам меньшего креста. Единственный из мужчин кавалер ордена Святой Екатерины был князь П.Меньшиков, сын А.Меньшикова.
  
   3)Святого Александра Невского - учрежден в 1725 г., статут обнародован в 1797 г., имел одну степень, крест на красной ленте через левое плечо и звезда, носимая на левой стороне груди; девиз : "Pro laboribus et patria " - "За труды и отечество".
  
   4)Святой Анны - учрежден первоначально в 1735 г. герцогом Шлезвинг-Голштинским Карлом-Фридрихом в память супруги его Анны Петровны, дочери Петра Великого. Девиз: "Amantibus justit am, pietatem,fidem" - "Любящим правду, благочестие, верность".
  
   5) Святого Великомученика и Победоносца Георгия - учрежден 26 ноября 1769 г.; новый статут его утвержден в 1913 г. (высочайшее повеление 10 августа 1913 г.). К этому ордену причислялся Георгиевский крест для нижних чинов, прежде называвшийся знаком отличия военного ордена.
  
   6)Святого Равноапостольного князя Владимира - установлен 22 сентября 1782 г., в день царствования Императрицы Екатерины II. Тогда же был издан статут ордена с разделением ордена на 4 степени причем было повелено: "Сей орден никогда не снимать" . Девиз : "Польза, честь, слава ".
  
   7)Белого Орла - один из старейших польских орденов, учрежден в 1325 г. Владиславом Коротким, восстановлен в 1705 г. Августом II. Император Александр I стал жаловать им польских уроженцев. 17 ноября 1831 г. орден Белого Орла причислен к российским орденам, причем в знаке его сделаны некоторые изменения : польская корона заменена российской и весь орденский крест с белым одноглавым орлом (знак герба бывшего польского королевства) помещен в середине двуглавого русского орла. Девиз: " Pro Fide et Lege "- За Веру, Царя и Закон".
  
   8)Святого Станислава - учрежден в 1765 г. польским королем Станиславом Понятовским; по присоединении Царства Польского, Император Александр I начал жаловать этим орденом польских уроженцев и в 1815 г. издал статут, по которому орден разделялся на 4 степени. Последний статут издан в 1839 г., причем 4-я степень была упразднена. Девиз: "Praemiando incitat" - "Награждая, поощряет".

*

Уроки истории

   Безусловно, мы не исчерпали историческую тему, но и приведенных фактов вполне достаточно, чтобы сделать следующие обобщения:
  
  -- Войско без разумного, надежного и твердого руководства превращается в неуправляемую толпу, грозящую многими бедами.
  -- Начальствование над войском требует личной авторитетности командира, единства офицеров, твердости управления.
  -- Право начальствования должно быть надежно защищено законом: всякий покушающийся на это право должен рассматриваться как нарушитель закона и потому должен быть устранен немедленно.
  -- В основе управления лежит незыблемый принцип единоначалия: коллегиальность может быть лишь инструментом единоначалия, но ни в коем случае не может заменять его.
  -- Управление войсками должно основываться на знании национальной психологии, возрастных особенностей, характера и специфики их боевой деятельности.
  -- Управление должно быть простым, понятным, гибким и эффективным.
  -- Средства управления должны быть как можно разнообразнее и применяться с учетом психологии, возраста, занимаемого положения военнослужащего и других факторов.
  -- Наказания не должны вступать как средство мести, а поощрение - как подкуп.
  -- Средства и методы управления действую тем эффективнее, чем, чем менее заметны тем, на кого они направлены.
  -- Русские офицеры и полководцы накопили большой опыт руководства русским солдатом. Этот опыт - бесценное достояние современного офицера.
  
   ...
  
   Читайте и помните все время:
  
   И все, что вы делаете словом или делом, все делается во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.
   Жены, повинуйтесь мужьям, как прилично в Господе.
   Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
   Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу.
   Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
   Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
   И все, что делается, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаянии от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу.
   А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия.
  

Послание к Колоссянам Св. Ап. Павел, Гл.3, с.17-25..

   ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времен. ч.У. От Августа до падения Западной Римской империи (30 г. до Р.Х. по Р.Х.) .- СП б., 1876,с.447-464.
  
   Сезострис - правитель Египта.
  
   Ксенофонт (ок. 430-355 или 354 до н.э.), древнегреческий писатель и историк, автор "Греческой историй" (в 7 кн.), "Киропедии" - учебника политики и военного искусства, облеченного в форму исторического романа.
  
   Вегеций (Vegetius) Флавий Ренат (кон. 4 - нач. 5 вв.), римский военный теоретик и историк, автор трактата о военном деле (боевая подготовка, организация войск, вооружение, боевые порядки, тактика и др.)
   .
   Некоторые вопросы психологии и педагогики в системе идеологической обработки буржуазных армий: Учебное пособие. - М., 1976. - с.95,96.
  
   Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. - Киев, I909 .
  
   Профос - военный чиновник, следивший за соблюдением воинских законов.
  
   Наказание воинское. // Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого. В I8 т. - Т.I6.-СП б., I9II, с.520-52I.
  
   Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - с.185.
  
   Ордена.// Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого. В I8 т. - Т.I7.-СП б., I9II, с.I43-I45.
  
  
   ...

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  
   Пастырское служение
  
  -- Пастыри в смысле нравственного тоже, что воины в смысле гражданском. Воины защищают народ от врагов нравственных. Честь воинов, заслоняющих грудь своею государством от опасностей. Неотъемлемая часть принадлежит и пастырям, оберегающим подвигами своими церковь, веру и нравственность от потрясений (Иаков Арх. Нижегородский).
  -- Два великие дела принадлежат каждому из пастырей церкви: дело первое - спасение собственной души, внедренных их водительству. Внимайте себе и всякому стаду в нем же вас Дух Святый поставил епископы (Деян. 20, 28); таковы главное правило пастырского служения (Макар. М. Московский).
  -- Надобно тому сильным быть, кто должен носить немощи многих.
  -- Кто по своей должности обязан говорить святое, тот обязан и в своей жизни являть святое.
  -- Поборник истины и справедливости, прежде всего, сам должен быть истинен и справедлив.
  -- Кто желает уврачевать раны другого, тот сам должен быть свободен от всякой болезни, чтобы не сказано ему было Евангельское слово: врачу, исцелися сам (Лек. 4, 23).
  -- Как на корабле, когда сделает ошибку пловец, небольшой это делает вред плывущем с ним; а когда кормчий, это уготовляет общую гибель: так грехопадения подчиненных не столько вредят обществу, а сколько им самим, в грехи имеющих священный сан распространяется вредоносно на всех (Св. Исид. Пелусиот).
  
   ...
  
  


Исторические памятки

  
  -- Иго - Это был самый тяжкий позор для воинов и войска в целом. "Позорное иго" устраивали из трех копий; два вты-кали в землю параллельно, третье прилаживали сверху, наподобие пере-кладины.
  
  -- Идеал военнослужащего. В идеале военнослужащий должен обладать: непоколебимой преданностью военному делу, выдающейся сознательностью поступков, предприимчивостью, самостоятельностью и находчивостью, покорностью военному долгу и дисциплине, неистощимой телесной и духовной энергией, высокою честностью, наклонностью к тесному служебному товариществу, а главное -- беззаветным мужеством, твердостью, решимостью и самоотверженностью. (В.Э., 1911, т.6).
  
  -- Идея войны. Военная история показывает, какое огромное значение имело для силы стремление бойцов к победе его сочувствие политической, религиозной или экономической идее войны. Все решительные и победоносные войны имели в основе идею, которая близка была сердцу бойца. (Н. Головин).
  
  -- Идумея, страна Эдомская, Идумеяне (красный) - страна, народ, получившие свое название от Исава или Эдома по цвету кушанья (красной, чечевичной похлебки), за которое он продал свое право первородства Иакову. Эта страна, населенная Хорреями, лежала на ю. от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Древнею столицею Идумеи был город Восора. Идумеяне управлялись царями, до времени покорения их Давидом. В царствование Давида Идумеяне были разбиты им в соляной долине и его полководец Иоав уничтожил, почти все мужское население. Гадал, член царского Идумейского семейства, убежал в Египет, где благосклонно принятый Фараоном сделался впоследствии одним из наиболее опасных врагов Соломона. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, Идумеи соединились с ним и принимали деятельное участие в грабеже и убийствах побежденных Иерусалимлян.
  

 []

  

Тяжелые всадники македонские.

  -- Иезекииль - библейский пророк.
  
  -- ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros - священный и arch-e - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики орг-ции христ. церкви; в социологии - для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории орг-ции - принцип управления; в лингвистике различают И. уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархич. граф (т. н. "дерево"). Расчленивши толпу и создав военную иерархию, старший начальник потерял возможность управлять всеми людьми непосредственно, но зато, принимая в некоторых случаях это управление частью их, он выигрывает в силе производимого впечатления. Выигрыш этот проистекает от следующих причин: в видах управления войсками каждому рангу начальников присваивается определенная степень власти, причем каждому рангу подчиняется все большее и большее число лиц. В силу этого, чем выше подниматься по иерархической лестнице, тем могущественнее становится лицо, занимающее определенную ступень. Поэтому подчиненные связывают с определенным начальников идею определенной силы. Эта ассоциация двух представлений и составляет суть военной субординации. Расчленивши толпу и создав военную иерархию, старший начальник потерял возможность управлять всеми людьми непосредственно, но зато, принимая в некоторых случаях это управление частью их, он выигрывает в силе производимого впечатления. Выигрыш этот проистекает от следующих причин: в видах управления войсками каждому рангу начальников присваивается определенная степень власти, причем каждому рангу подчиняется все большее и большее число лиц. (А. Зыков).
  
  -- Иерей - жрец, священнослужитель.
  
  -- Иеремия - второй из четырех пророков Ветхого завета, предсказавший ги-бель Иерусалима от рук вавилонян, а затем оплакавший разрушенный Иерусалим (Книга Пророка Иеремии). В конце жизни был уведен в Египет и там побит кам-нями своими же единоверцами за то, что постоянно обличал их в пороках и призы-вал к праведной жизни.
  
  -- Иерихон (по Еврейски произносится Йерихо) - известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. Прежде чем Израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услыхав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеною, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене, - обстоятельство много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину. После того И. Навин перевел народ через Иордан против Иерихона, и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где Евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером. Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению.
  
  -- Иерихонская труба. От названия города Иерихона, стены которого, по биб-лейскому преданию, рухнули от трубных звуков израильтян. Обозначает голос очень громкий, звучный, зычный.
  
  

 []

Тяжело вооруженный перс

  -- Иерусалим (основание, или жилище мира) - сильно укрепленный главный город Палестины, почти в середине Иудеи, в колене Виньяминовом, на нескольких холмах, на западном берегу ручья Кедрона. Город был завоеван Давидом ок. 1050 г. до Р. X. и сделан им столицей. Со-ломон присоединил еще возвышенность Морию (Moriah), лежащую на северо-востоке, и на ней по-строил храм (разрушенный вавилонянами в 588 г. до Р. X., после плена вновь выстроенный, впоследствии превращенный Иродом Великим в великолепное зда-ние); обе части он окружил общей стеной. При царях Искии, Иофаме и Манассе, к городу прибавились на-ходящаяся на востоке от Сиона вершина Офель и на севере Нижгород. После разрушения в 588 г. до Р. X. город был вновь отстро-ен в 458 г. до Р. X. возвратившимися под начальством Есры из плена иудеями в прежних размерах с двойной стеной, с башнями и с 12 воротами. Под владычест-вом македоно-сирийских царей (Антиох, Епифан), 161 г. до Р. X. на вершине, лежащей на севере от го-ры, где находится храм, был выстроен замок для гар-низона, Акра; впоследствии это название распростра-нено было на всю часть города. Царский дворец находится на горе Сионе, городская дума в долине сырников между Сионом, Морией и Офелем, на западе от храма; пруд Вифезда лежал на севере от Антонии. По преданию, Голгофа лежала внутри города (в углу нового города, образуе-мого первой и второй стенами, на Кальварийской го-ре), настоящее место, вероятно, было за городом на дороге в Иерихон (на северо-востоке от Иерусалима), Гефсимана и гора Елеонская (масличная) лежат в 5 стадиях на востоке от города и отделены от него до-линой ручья Кедрона. Взятие его царем Дави-дом, 1017 до Р.Х.; взятие егип. Царем Сусакимом, 947 до Р.Х.; нападение на него арабских племен, 851 до Р.Х.; осада его сирийцами, 836 до Р.Х.; чудесное поражение Сеннахерима, 704 до Р.Х.; походы против него Небукаднезара, 598 и 587-586 до Р.Х.; Антиох IV соворш. В нем страшные зверства, 171 до Р.Х.; осажден и взят голодом сир. Царем Антиохом Сидетом, 135 до Р.Х.; поднимает восстание против царя Александра Ианнея, 92 до Р.Х.; взят Помпеем, 64-63 до Р.Х.; взят приступом царем Иродом, 37 до Р.Х.; осаж-ден префектом Сирии Галлом, 66; взят и разрушен, после упорн. осады, Титом.
  
  -- Иерусалимский Великий совет - Синедрион (Великий синедрион). Возглав-лялся первосвященником и состоял из 71 или 72 членов. После покорения Иудеи Римом наместник императора утверждал все решения Синедриона; со времени раз-рушения Иерусалимского храма Синедрион утратил свои функции, сохранившись лишь в качестве духовного учебного заведения.
  
  -- Изида - египетская богиня, культ которой существовал у германцев, одно из германских божеств семейной жизни и любви.
  
   ...
  

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

8 - Практическая книга для офицеров

  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010