ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Заветы славянству

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мысли М.Д. Скобелева о славянском единстве и роли России


  

М.Д. Скобелев


ЗАВЕТЫ СЛАВЯНСТВУ

Предисловие

   Горько сознавать то, что три славянские нации изначально предопределенные жить в мире, согласии и дружбе, сейчас разделены не только государственными барьерами, но и идеологией и политикой.
   Неправильно было бы во всем обвинять только глав государств в том, что каждый из них тяготеет к разным центрам силы и в угоду кучки избранных проводит политику, наносящую ущерб исконным интересам братских народов.
   Значительная часть вины падает на простых людей, которые либо в отчаянии, либо в ослеплении, поддаются влиянию наиболее удачливых говорунов (болтунов) и подают свои голоса за тех, кто пытается на свой лад перекроить систему межнациональных отношений и обрести друзей там, где никогда не может быть ни полного взаимопонимания, ни доброго согласия, ни надежного партнерства.
   Сила славянства - в единении и согласии, слабость - в разобщении и нагнетании напряженности между русскими, украинцами и белорусами.
   Это знают наши враги. Но это, почему-то недосуг осознать нам.
   *
   Мне как-то уже приходилось писать и утверждать следующее: государство - это Мы, а не те, кто по воле случая находится на вершине власти. Мы - это граждане, разумные и патриотичные, не продажные и не одурманенные ядовитой и разлагающей пропагандой. Мы - это честные люди, понимающие, что личное благо каждого всецело зависит от процветания государства, его экономики, науки, здравоохранения, образования и воспитания подрастающего поколения. Мы - это те, кто отрицает принцип жизни, по которому не надо ни во что ни вмешиваться, а жить в "своей хате", ждать, что "придет барин и все сам за нас рассудит". Мы - это те, кому до всего есть дело, ибо такой человек прекрасно понимает, что все в мире и государстве взаимосвязано и взаимно зависит друг от друга. Этот человек не отсиживается дома, когда в двери соседа ломится грабитель, облегченно вздыхая, мол "хорошо, что лезут не в мой дом". Он идет на выручку соседу, понимая, что завтра будут ломиться уже в его дом, и, если он сегодня не выручит соседа, то и завтра к нему никто не придет на помощь.
   *
   Горько сознавать, что вирус индивидуализма и равнодушия все более поражает подрастающее поколение. И в силу семейного, кланового и корпоративного эгоизма Мы становимся слабее год от года.
   *
   Как хотелось бы, чтобы публикуемые ныне "Заветы славянству", которые генерал М.Д. Скобелев произнес в Петер-бурге в конце января 1882 года стали бы отправной точкой изменения наших отношений к лучшему. К своему выступлению Скобелев готовился тща-тельно, взвешивая каждое слово, что было ему присуще. Не исключе-но, что по отдельным положениям этого выступления он консультировался с И. С. Аксаковым.
  

***

   Из речи М.Д. Скобелева:
   Я рисую себе в будущем вольный союз славянских пле-мен. Полнейшая автономия у каждого, одно только общее -- войска, монета и таможенная система. В остальном -- живи как хочешь и управляйся внутри у себя как можешь... А что касается до свободы, то ведь я говорю не о завтрашнем дне. К тому же времени, пожалуй, Россия будет еще свободнее их... Уже и теперь вольный воздух широко льется в нее по-годите... Разумеется, мы все потеряем, если останемся в прежних условиях. Племена и народы не знают платониче-ской любви... Католичество широко разольется... Оно захва-тит все и всех, и в первом спорном вопросе славяне южные пойдут против северных, и будет эта братоубийственная вой-на торжеством всякой немецкой челяди... Но это невозмож-но и невозможно... Если мы запремся да от всех принципов новой государственной жизни стеной заслонимся -- дело плохо...
   -- Мой символ краток: любовь к отечеству, свобода, наука и славянство!.. На этих четырех китах мы построим такую политическую силу, что нам, не будут страшны ни враги, ни друзья...
   -- Знаете ли, что такое война?.. Это такое несчастье та-кое бедствие, что желать ее -- величайший грех, и напротив ее надо избегать всевозможными способами. Сохрани меня Бог от войны с кем бы то ни было; но чтобы подраться с немцами -- готов отдать десять лет жизни...
   Худой народ, батенька, худой! Для того чтобы им было хорошо, никого не пожалеют, а Россию ненавидят, потому что боятся, да и мешает она им много. Рано или поздно на-делают они нам хлопот...
   ...Опыт последних лет убедил нас, что, если русский чело-век случайно вспомнит, что он, благодаря своей истории, все-таки принадлежит к народу великому и сильному, -- ес-ли, Боже сохрани, тот же русский человек случайно вспом-нит, что русский народ составляет одну семью с племенем славянским, ныне терзаемым и попираемым, тогда в среде известных доморощенных и заграничных иноплеменников поднимаются вопли негодования, и этот русский человек, по мнению этих господ, находится лишь под влиянием причин ненормальных...
   Почему нашим обществом и отдельными людьми овладе-вает какая-то странная робость, когда мы коснемся вопроса, для русского сердца вполне законного, являющегося естест-венным результатом всей нашей тысячелетней истории. Причин к этому очень много. Но одна из главных -- та при-скорбная рознь, которая существует между известною частью общества, так называемой интеллигенцией, и русским наро-дом. Всякий раз, когда Державный хозяин земли русской об-ращался к своему народу, народ оказывался на высоте своего призвания и исторических потребностей минуты; с интелли-генцией же не всегда бывало то же... Полагаю, что это явле-ние вполне объяснимо: космополитический европеизм не есть источник силы и может быть лишь признаком слабости. Силы не может быть вне народа, и сама интеллигенция есть сила только в неразрывной связи с народом...
   Принцип национальности -- прежде всего. Государство должно расширяться до тех пор, пока у него не будет того, что мы называем естественными границами, законными очерта-ниями. Заключившись в узкие пределы только русского племе-ни, мы потеряем все свое назначение... несмотря на весь наш необъятный простор -- мы задохнемся в нем.
   ...Когда приходится довольствоваться хлебом с мякиной, задыхаться в неоплаченных долгах, когда русскому все рав-но -- умирать ли от голода или от руки неприятеля, то он за-хочет войны уже по одному тому, что умирать в бою, по по-нятиям народа, несравненно почетнее. При этом остается еще надежда остаться живым, победить! Всегда, разумеется, найдутся сытые, имеющие спокойные, обеспеченные средст-ва к жизни... Они будут против войны, даже с потерей госу-дарственной чести, но в этих случаях следует принимать в соображение экономическое положение массы, простого на-рода, а не обеспеченных классов, питающихся невежеством, добродушием и слабостями. Впрочем, русские в большинстве так созданы, что когда вопрос коснется нашей государствен-ной чести, то даже эти сытые классы охотнее в тяжкую годи-ну пойдут на жертвы, чем поступятся честью...
   -- Терпеть не могу немцев... меня больше всего бесит на-ша уступчивость... Даже у нас в России мы позволяем им безнаказанно делать все что угодно. Даем им во всем приви-легии, а потом сами же кричим, что немцы все забрали в ру-ки. Конечно, отчего же и не брать, когда наши добровольно все им уступают. А они своею аккуратностью и терпением, которых у нас мало, много выигрывают и постепенно подби-рают все в свои руки. А все-таки нельзя не уважать их как умных и ловких патриотов. Они не остановятся ни перед ка-кими мерами, если только видят пользу своего фатерланда. Нет у нас таких патриотов, как Бисмарк, который высоко держит знамя своего отечества и в то же время ведет на бук-сире государственных людей чуть не всей Европы... Ненави-жу я этого трехволосого министра-русофоба, но вместе с тем и глубоко уважаю его как гениального человека и истого патриота...
   Я не люблю войны... Я слишком много в ней участвовал. Никакая победа не вознаграждает за трату энергии, сил, бо-гатств и за человеческие жертвы. Но есть одна война, кото-рую я считаю священною. Необходимо, чтобы пожиратели славян были в свою очередь поглощены... Германия, я это вижу, я это чувствую, я вам это предсказываю, будет когда-нибудь съедена славянами...
   Я должен сказать вам, признаться перед вами, почему Россия не всегда стоит на высоте своих патриотических обя-занностей и своей славянской роли, в частности это потому, что как внутри, так и извне ей приходится вести борьбу с чужеземным влиянием. Мы не хозяева в собственном доме.
   Да! Чужеземец у нас везде. Рука его проглядывает во всем. Мы игрушки его политики, жертвы его интриг, рабы его силы... Его бесчисленные и роковые влияния до такой степени вла-ствуют над нами и парализуют нас, что если, как я надеюсь, нам удастся когда-нибудь избавиться от них, то не иначе как с оружием в руках.
   ...Россия -- единственная страна в Европе, где достаточно идеализма, чтобы воевать из-за чувства. Ее народ не уклоняется от жертв за веру и братство. Остерегайтесь довести эти чувства до крайних пределов.
   История нас учит, что самосознанием, проявлением народ-ной инициативы, поклонением народному прошлому, народ-ной славе, в особенности же усиленным уважением, воскре-сением в массе народа веры отцов, во всей ее чистоте и не-прикосновенности -- можно воспламенять угасшее народное чувство, вновь создать силу в распадающемся государстве.
   ...Запад ошибается насчет России. Он думает, что мы так ослаблены войной, что все наше могущество уже иссякло. Это ошибка. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть. Россия жива, и если будут перейдены известные пределы, она решится воевать...
   *
   Речь нашла горячий отклик у присутствующих, а ее изложение вызвало бурную реакцию на страницах газет. Дошло ее содержание до славянских народов о поддержке справедливой борьбы, о которой ратовал Скобелев.
   *

Послесловие

   Есть вполне обоснованное предположение о том, что именно за содержание этой речи и за практические шаги по укреплению славянского союза М.Д. Скобелев поплатился жизнью. Вполне возможно, что так и было. Врагам славянства надо было устранить столь влиятельного человека, коим был генерал Скобелев.
   Есть ли сегодня такой лидер, который смог бы возглавить борьбу за объединение братских славянских народов? Кто сможет это сделать?
   Для меня лично, это вопрос вопросов.
  
   Литература:
  
   Костин Б. Скобелев. - М., 1990.
   Михаил Скобелев: Сборник / Сост. Носков И.Д. - М.: Новатор, 1997
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023