ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Железным терпением заслуживает полного уважения"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


елезным терпением заслуживает полного уважения"...

0x01 graphic

  

Врата учености Леонтия Магницкого

  
   В военной школе, несмотря на ее воинский порядок, обучение и развитие личности всецело опирается на самостоятельную работу курсанта.
  
   Самостоятельность - качество весьма ценное всегда и везде, в военной школе имеет особое значение.
  
   Ничто не может стать достоянием личности без самостоятельного труда:
  
  -- мысль не получит своей оценки без ее обдумывания,
  -- навык не сформируется без труда,
  -- убеждение не окрепнет в борьбе с иными взглядами,
  -- опыт не придет к человеку, не желающему трудиться.
  
   Все наши достижения - плод самостоятельной работы и самостоятельности.
  
   Все же, обретенное без труда, не имеет достойной цены, не ценится ни самим человеком, ни другими, да и не пребывает долго либо в недрах нашего сознания, либо в нашем обиходе.
  
   Все, представляющее для нас истинную ценность, должно быть добыто только самостоятельным трудом, личными усилиями человека.
  
   Самостоятельный человек внушает уважение, а не имеющий самостоятельности - сожаление, а то и презрение.
  
   Самостоятельность имеет два равнозначных основания:
  
  -- первое - доверие, которое оказывается старшими начальниками, и
  -- второе - самодисциплина.
  
   Доверие - это убежденность в том, что человек, которому будет предоставлена самостоятельность, разумно воспользуется свободой и использует ее во благо себе и общему делу.
  
   Самодисциплина - умение и способность человека контролировать, направлять и держать ответственность за свое личное поведение, деятельности и поступки.
   Другими словами, это умение держать себя в узде.
  
   Самостоятельность человека проявляется в разных видах.
   Это:
  
  -- Свобода мышления.
  -- Инициатива.
  -- Оригинальность решения, замысла.
  -- Нестандартность поступков, поведения.
  -- Умение без посторонней помощи выполнить поставленную задачу.
  -- Умение самостоятельно видеть перспективу и в соответствии с ней осуществлять дальнейшую жизнь и служебную деятельность.
  
   Свобода мышления - это, прежде всего, нескованность ума разного рода догмами, стереотипами, чужим авторитетом; это способность ума выходить за рамки привычного понимания явлений и процессов, относиться к привычному не с житейской, а исследовательской позиции.
  
   В уме свободно мыслящего человека часто звучит вопрос: "почему?"
   К примеру, "почему я такой, а другие - иные?"
  
   Но свободный ум - это не ум праздный, это - деятельный ум, не только задающий вопросы, но и пытающийся найти на них ответы. При этом он не довольствуется готовым и простым ответом, ибо понимает насколько может быть глубоко сокрыта Истина.
  
   Вот почему мы должны стремиться к Истине, развивать сознание свободы, чувство ответственности и умение владеть своей свободой.

*

   Инициатива (почин, упреждение, от лат. Initium - начало) - способность к самостоятельной независимой деятельности, понимаемая в двояком смысле: упреждение действий противника или принятия решения без указания начальства, но сообразно обстановке.
  
   В первом случае инициатива выражается в быстро соображенном и выполненном действии, предупреждающем намерения противника и заставляющем его сообразовываться с нашими действиями.
  
   Овладевает инициативой тот из противников, кто быстрее решается и более умело выполняет свои предположения.
  
   Инициатива:
  
  -- создает для противника элемент внезапности, неожиданности, случайности, расслабляюще влияя на нравственную сторону, на силу воли противника,
  -- озадачивает его, заставляет угадывать чужие намерения и обстановку;
  -- захвативший инициативу, приобретает господство над мыслью и волею противника, он действует, как когда и где ему вздумается, делает то, что ему кажется выгодным, словом до некоторой степени сам создает обстановку.
  

0x01 graphic

Отказ пленного русского генерала Лихачёва принять шпагу из рук Наполеона

Хромолитография А. Сафонова (начало XX века)

  
   "Одно из самых главных правил на войне, - говорит Наполеон, - заключается в том, чтобы не делать того, что неприятель хочет", т.е. иметь полную свободу мысли и воли.
  
   "Сторона, пользующаяся инициативой, становится в отношении к той, которая ее не имеет, в положение молота с наковальней"; "инициатива - это стратегическая независимость" (Деккер).
  
   Во время войны инициатива проявляется большей частью в наступательных актах, которые и приводят к упреждению в объявлении войны, переходе границы, овладении частью неприятельской территории, к наступлению на театре военных действий и, наконец, на поле сражения; в частности - в упреждении противника в развертывании, особенно во встречном бою и т.п.
  

0x01 graphic

  

Отступление французов через Березину 17 (29) ноября 1812 года.

Гесс (1844)

  
   Но так как сбережение себя от вреда иногда равнозначуще нанесению вреда противнику, то проявление инициативы при известных условиях может выразиться в оборонительных действиях, например, в отступательном движении (русские в начале войны I8I2 г.); иногда даже в заключении мира, если то не выгодно противнику.
  
   Во 2-ом случае инициатива проявляется в том, что каждый частный начальник должен без указания свыше принять самостоятельное решение для достижения общей цели, если бы даже оно противоречило ранее отданному распоряжению старшего начальника, но соответствовало обстановке; это - так называемая частная инициатива (частный почин).
  
   Принцип частной инициативы настолько же стар, как война.
  
   До конца ХVIII столетия, при малых сравнительно армиях, когда последние строились сосредоточено и занимали малое пространство, частную инициативу не было возможности проявлять, т.к. старший начальник мог всюду поспевать и приказывать сам лично (в сражении при Каннах Ганнибал строил боевой порядок показом руки с высоты).
  
   С конца же ХVIII столетия, с эпохи французских революций, частная инициатива стала применяться, как средство управления армии в целом ее составе.
   Она была вызвана в жизнь разбросом войск на большие пространства, как на театре войны, так и на поле сражения, вследствие введения реквизиций; во избежание безопасности... поражения появились самостоятельные отряды, из 3 родов войск (дивизии), которые двигались, располагались и даже сражались врозь; все это повело к крайней распущенности и в операциях, и в сражениях.
  
   Наполеон I обуздал эту излишне широкую инициативу, сблизил дивизии на полях сражений, уменьшив у них прежнюю самостоятельность (отнял кавалерию), т.к. мало доверял самостоятельности своих генералов.
  
   Однако, быстрый рост армий, начиная с I8I2 г., когда одному главнокомандующему стало трудно все предвидеть и приказывать, потребовал развития частной инициативы всех начальников и, благодаря именно подавлению ее, Наполеон поплатился неудачами в I8I3 и I8I5 гг.
  
   Наконец, война I870 г. открыла широкое поле для проявления частной инициативы в деле управления массовыми армиями, занимающими огромное пространство.
  
   По выражению В. Блюме, "даже величайший гений полководца не заменит ему самостоятельного содействия частных начальников".
  
   Важность проявления частной инициативы особенно сказывается в современном бою, где обширность полей сражения, неуловимость боевых действий, вследствие больших расстояний, бездымности пороха и тщательного применения к местности, при постоянно меняющейся обстановке, делает непосредственное руководство боем старшим начальников, даже несмотря на все технические средства, невозможным.
  
   Теперь в бою нередко будут случаи, когда ранее полученное приказание окажется не соответственным обстановке, и тогда частный начальник вынужден будет даже отступить от полученного приказания в интересах общего дела.
  
   Без инициативы частных начальников правильная работа современной армии невозможна, но инициатива должна быть разумно применяема, т.е. каждый начальник в своей сфере должен работать в направлении общих оперативных идей.
  
   Для правильного применения инициатива требует сильного, выработанного характера (отсутствие страха ответственности), настойчивости и широкого понимания военного дела (важность военной школы - умственной дисциплины в армии).
  
   В мирное время должна развиваться инициатива, а в военное - поощрять и даже к неудачному ее применению относиться снисходительно.
  

0x01 graphic

  

Переход Суворова через Чёртов мост.

Художник А. Е. Коцебу

  
   Великие русские полководцы всегда сочувственно относились к проявлению частной инициативы в самой широкой степени: Петр Великий запрещал обращаться с запросами о всякой мелочи, а требовал "чинить по тамошним конъюнктурам, понеже дальность описки не терпит".
  
   Суворов говорил: "Местный по близости, по обстоятельства лучше слушать"; "я - право, должно влево, меня не слушать"; "Я велел вперед, ты видишь, не иди вперед".
  
   Важность частной инициативы настолько сознана теперь во всех армиях, что применение ее рассматривается даже в уставах, так в уставе полевой службы английской армии указывается:
  
   "Каждый подчиненный, не отступивший от приказания при перемене обстановки, подлежит взысканию в случае неудачи предприятия".
   В нашем русском уставе полевой службы, издания 1912 г., в общих указаниях говорится (п.4):
  
   "Каждому начальнику и рядовому бойцу предоставляется самостоятельность в исполнении данной ему задачи. Он должен проявить собственный почин в действиях, сообразно изменениям обстановки, если это нужно для достижения общего дела, не ожидая для сего приказания старшего начальника".
  

0x01 graphic

  

Павел I с семьёй.

Худ. Герхардт фон Кюгельген. 1800.

  
  
   Оригинальность решений и замыслов также характеризует человека самостоятельного, т.е. того, кто не довольствуется стандартными решениями, которые принимались до него.
  
   Оригинальное решение - не обязательно сложное и замысловатое, скорее наоборот - это решение, как правило простое, вызывающее примерно такую реакцию: "ты смотри, как просто!"
   Нестандартное решение может быть и неверным, ошибочным.
  
   Но, когда говорят о решении оригинальном, то подразумевают, что это решение как раз к месту, правильно привязано по времени, средствам и содержит в себе элементы новизны. Такие решения вызывают восхищение и уважение окружающих.

*

   Нестандартным поступком (или действием) называют такое, которое отличается от поступков и действий других людей.
  
   Опять следует уточнить: нестандартные поступки и действия могут быть со знаком плюс и минус.
   Нестандартные поступки со знаком плюс - это удел самостоятельной и инициативной личности, а со знаком минус - сумасброда, "оригинала", тщеславной личности и просто хулигана или хама.
  
   Положительный нестандартный поступок вызывает восхищение, негативный - шокирует, возмущает, вызывает брезгливость, реакцию отторжения.

0x01 graphic

  

Памятник императору Александру I,

воздвигнутый Аракчеевым в с. Грузине Новгородской губернии

   Самостоятельный человек не нуждается в посторонней помощи: во-первых, когда ему лично поручается какое-либо задание в том, как следует это задание выполнять; во-вторых, когда ему приходится руководить другими людьми в советах со стороны как следует осуществлять это руководство.
  
   Опора на собственные силы (знания, здравый смысл, ум, интуицию, опыт, мастерство, физическую закалку, организаторские способности) - основа самостоятельных действий этого человека.

0x01 graphic

  

Эйнштейн и Нильс Бор

   Последнее, но весьма важное качество самостоятельного человека, - умение видеть перспективу, т.е. смотреть вдаль, пронизывать духовным зрением толщу грядущих лет.
  
   В более узком смысле умение видеть перспективу - это способность понимать последовательность и логику дальнейшего движения вперед.
  
   Известен принцип, по которому А.Эйнштейн отбирал себе сотрудников.
  
  -- При поступлении на работу под его начало, он определял ему одно-единственное задание.
  -- Если тот, по выполнении порученной работы приходил к нему за новым заданием, Эйнштейн его немедленно увольнял.
  
   Логика его действий была проста: раз определив направление работы своего сотрудника, он указывал ему направление, в котором следовало идти дальше.
  
   Если тот, по выполнению задания обращался вновь к ученому, чтобы получить следующие задание, то ученый вправе был предположить, что имеет дело не с творческой личностью, а простым исполнителем.
  
   Ему же были нужны личности творческие...
   Наивысшей степенью самостоятельности обладает тот человек, у которого высоко развиты все качества человека самостоятельного (ум, воля, инициатива и все то, о чем выше было изложено).

0x01 graphic

СРЕДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬСТИ

   Важнейшими средствами (или инструментарием) самостоятельности личности выступают:
  
  -- Самооценка.
  -- Самостимулирование.
  -- Самодисциплина.
  -- Самовнушение.
  
   В данном случае мы не будем рассматривать самооценку в широком ее значении, т.е. как комплексную самохарактеристику.
   Нас интересует самооценка применительно к учебной деятельности.
  

0x01 graphic

  
   На самом деле: по каким критериям следует оценивать свою учебную деятельность? Может быть, это следует делать по тем оценкам, которые выставляют педагоги?
  
   Не умаляя значения педагогической оценки, подчеркнем, что человек должен научиться давать правильную оценку своих учебных (интеллектуальных) достижений.
  

0x01 graphic

  

"Аскольдова могила".

Т. Г. Шевченко. 1846. Акварель

  
   Основанием для такой оценки может послужить любопытный и поучительный исторический документ под названием "Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках", Высочайше утвержденный для слушателей Академии Генерального Штаба России 8 декабря 1834 года.
  
   Здесь даны пять степеней овладения научными познаниями:
  

1-я степень (Успехи слабые)

   Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно нерадел при наклонности к чему-либо иному.
  

2-я степень (Успехи посредственные)

   Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою тоже последствие.
  

3-я степень (Успехи удовлетворительные)

   Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому, в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдельные точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением.
   На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы.
  

4-я степень (Успехи хорошие)

   Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснять все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям.
   Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти не возможно.
  

5-я степень (Успехи отличные)

   Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самодеятельности, и что размышление при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, ежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Такой необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенною любовью к наукам, а, следовательно, и с неугомонным прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
  
  
   Запомним:
  
   Достойным следует считать стремлением достигнуть пятой степени овладения наукой и, в крайнем случае, четвертой, но никак не ниже.
  
  

*

   Самостимулирование - это развитие человеком внутренней мотивации.
   Мотив, идущий от души, всегда самый сильный.
  
   Чем можно себя стимулировать?
   Во-первых, сознанием того, что развитие талантов и способностей - это благородная задача каждого человека.
   Задатки, которые нам даются Свыше, требуют своего развития.
   Пословица о том, что "без труда не вынешь рыбку из пруда", верна, в данном случае, в том смысле, что без умственных усилий, без развития физических задатков невозможно продвижение вперед.
   Следует помнить и о том, что задатки, которые не развиваются, "свертываются", т.е. приходят в негодность, теряют свою силу, если их не развивать.
  
   Во-вторых, стимулировать себя можно желанием добиться таких же результатов, которые принадлежат человеку, который является для нас авторитетом, примером для подражания.
   Так, к примеру, поступали А.Суворов и Наполеон.
  
   В-третьих, стимулом может служить и любовь к Истине, жажда познания, т.е. стойкий познавательный интерес.
  

ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ

  

0x01 graphic

Портрет Ц. А. Кюи. И. Е. Репин.

  
   Вспомним, как проявился интерес у такой личности, как:
  
  -- Цезарь Антонович Кюи (6 (18) января 1835, Вильна -- 13 марта 1918, Петроград) -- русский композитор и музыкальный критик, член "Могучей кучки" и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).
  -- В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша.
  -- Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.
  -- Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: "Краткий учебник полевой фортификации" (7 изданий); "Путевые заметки инженерного офицера на театре войны в Европе Турции" ("Инженерный Журнал"); "Атака и оборона современных крепостей" ("Военный Сборник", 1881); "Бельгия, Антверпен и Бриальмон" (1882); "Опыт рационального определения величины гарнизона крепости" ("Инженерный Журнал"); "Роль долговременной фортификации при обороне государств" ("Курс Ник. Инженерной Академии"); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации" (1889); "Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ" (1892); "Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения" (1892) и др.
  
  
   Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
  
   Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.
   Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности.
  
   Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности, призвания или общественного долга.
   Интерес может проявляться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.
  
   Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах субъекта.
  
   Почему объект привлекает внимание, доставляет радость, наслаждение?
  
   Потому, что по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности. Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности духовной культуры, личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия психологического склада личности, отражающего историю ее жизни и деятельности.
  
   Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми.
  
   0x01 graphic
  -- Граф Алексей Андреевич Аракчеев
  
   Например, коллективное мнение о качествах объекта и его жизненном значении, отношение к данному объекту авторитетных людей - все это влияет на отношение к нему личности. В период расцвета авиации молодежь стремилась в авиацию, в век космонавтики массовым стал интерес к космическим полетам, а сегодня многие подались в юристы, финансисты, менеджеры и т.п.
  
   Следует, однако, заметить, что человек, хотя и склонен, следовать "модным течениям", он не всегда должен это делать, хотя бы по двум причинам:
  
  -- во-первых, "мода" преходяща и скоро проходит;
  -- во-вторых, господствующие в обществе интересы могут не совпадать с коренными интересами самой личности.
  
   Но следует помнить и мысль К.Ушинского, который справедливо писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
  
   Вместе с тем он указывал, что нельзя все учение свести к интересу.
   Учение требует и черновой работы, значительного волевого усилия.

*

   Самодисциплина - необходимый инструментарий человека самостоятельного.
  
   Чувства, потребности, негативные черты характера, а также разного рода соблазны и искушения пытаются сбить человека с пути праведного, т.е. пути Истины, Добра, Справедливости, Трудолюбия, Долга, Веры, Надежды, Любви...
  
   Нужен внутренний воспитатель, который бы не позволял расслабиться, уклониться от начертанного пути, поддаться соблазну, временной слабости, предаться пороку и т.д.
  
   Вот почему воля в совокупности со знанием различия между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, благоразумием и неправедностью, должны направлять нашу деятельность.

*

   Самовнушение - это внедрение в подсознание каких-либо идей и мыслей, которые впоследствии оказывают влияние на наше поведение, поступки, образ жизни, оценки людей и окружающей действительности.
  
   Самовнушение всегда должно быть прямым, а не косвенным.
   Позитивное внушение всегда во много раз эффективнее негативного, а это значит, что при составлении фраз нужно избегать частицы "не" - то есть выражений типа "не буду", "не смогу", "не станет" и т.д. "Завтра у меня не будет болеть голова" - типичный пример негативного самовнушения. Правильнее сказать: "Голова моя будет ясной и свежей; завтра я буду чувствовать себя прекрасно".
  
   Разрешающие внушения выполняются подсознанием охотнее, чем командные, и это неудивительно: в глубине души все мы не очень-то любим, когда с нами говорят в приказном тоне. Но случается и обратное: реакция на внушение совершенно индивидуальна, а подсознательная жажда подчиниться тому, кто сильнее, живет во многих из нас. Разрешающими называются внушения, составленные по типу "вы можете..."; командные содержат в себе приказ: "вы должны..."
  
   Повторяемость - важнейший фактор улучшения подсознательного восприятия, потому каждую фразу следует проговаривать минимум по 3-4 раза. Многократно повторяемая информация имеет свойство накапливаться в подсознании, о чем, конечно же, осведомлен каждый специалист по рекламе.
  
   Между тем обеспечиваемые ей прибыли могли бы быть гораздо выше, если бы работники средств массовой информации знали о существовании порога насыщения, по достижении которого внушаемая идея начинает оказывать воздействие прямо противоположное желаемому.
  
   Для того, чтобы "внутренний разум" успел усвоить вашу мысль и реализовать ее, требуется время, поэтому лучше не ждать от него немедленных результатов. Внушение всегда должно быть нацелено на ближайшее будущее. Сказать себе: "головная боль прошла" -значит вступить в элементарное противоречие с истиной: ни пройти, ни появиться ничего мгновенно не может. "Сейчас в голове у меня прояснится, боль станет ослабевать, и через несколько минут я почувствую себя прекрасно" - вот внушение, которое дает подсознанию достаточно времени для работы, а значит, очень скоро будет выполнено.
  
   Обычно самовнушение задается мысленно, но можно проговаривать их вслух: что лучше для вас, решите сами - экспериментальным путем. Эффект внушения многократно усилен, если на словесное "послание" наложить еще и зрительную "картинку".
  
   Нужно научиться мыслить позитивно.
  
   Человек, который так мыслит, достаточно хорошо подготовлен к жизненным испытаниям, обычно с уверенность смотрит в будущее.
   Он объективно оценивает себя и свои возможности, а если и замечает в себе отсутствие каких-то талантов, то не слишком расстраивается, а просто переключается на те сферы деятельности, в которых способности его могут раскрыться наиболее полно.
   Это оптимист, всегда достигающий поставленных целей.
  
   Он искренне верит в успех, и этом все дело - настроенное на победу подсознание всего лишь выполняет заложенную в него программу. Такие люди, как правило, счастливы: они легко переживают неудачи, всей душой радуются успехам и надежно защищены от невротических заболеваний.
  
   Негативный образ мыслей ведет к прямо противоположному результату: порождает тревогу и недовольство, фрустрации и озлобленность, щедро удобряя тем самым почву для различных болезней.
  
   Негативист боится трудностей и не имеет цели, знает, что его во всем ждет неудача, а потому действительно на не обречен. Тяжким грузом волочит он за собой по жизни нарастающий комплекс неполноценности. Настроенное на поражение подсознание естественно толкает его от одной ловушки к другой.
  
   Для человека глубоко религиозного главным средством и одновременной важнейшим условием достижения цели является святая молитва и непоколебимая вера в поддержку высших сил.
  
   В сущности своей позитивный настрой есть вера в успех.
  
   Разумеется, от вас не требуется быть жизнерадостным постоянно, да это и невозможно.
   Нужно просто сделать так, чтобы уверенность в себе стала привычкой.
  
   Позитивизм - не волшебная палочка, разом избавляющая от всех проблем; напротив, от вас потребуется терпение, настойчивость и умелое владение методом самотерапии.
   Не ждите быстрых успехов, иначе любая временная неудача ввергнет вас в шок и затормозит весь оздоровительный процесс.
   Но верьте в конечный успех: позитивное мышление - прямой путь в новую, счастливую и здоровую жизнь. Оно и при серьезной болезни действует подчас лучше всех лекарств.
  
   Врачи знают, с каким трудом выздоравливает пессимист, и как блестяще оптимист выходит из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций.

*

   Изложением мыслей о самовнушении и необходимости позитивного мышления заканчивается раскрытие важности выработки самостоятельности.
  
   Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что каждый из нас - это индивидуальность, со своим внутренним законом жизни, своими способностями и потребностями, задатками и талантами.
  
   По закону природы нам начертано чем-то отличаться друг от друга и этим своим неповторимым отличием представлять всю массу достоинств человеческого рода.
   Самостоятельность - это средство, помогающее проявить нашу индивидуальность. Следовательно, надо в полной мере использовать это средство для раскрытия и совершенствования наших талантов и дарований.
  

УЧИСЬ РАБОТАТЬ

   Умение работать есть до известной степени учебный предмет, которому следует учиться достаточно активно.
   Сложность учебной программы, необходимость решения многих других задач, о которые говорилось выше, требуют жесточайшей экономии времени и правильной организации личного труда курсанта.
  
   В самом общем виде всю совокупность навыков, необходимых для учебной работы, можно разделить на следующие группы:
  
  -- Интеллектуальные навыки.
  -- Навыки работы с книгой.
  -- Навыки работы с цифровым материалом.
  -- Умение обращаться с картами.
  -- Навыки графического изображения материала.
  -- Навыки работы с оргтехникой.
  -- Организационные навыки.
  -- Навыки релаксации (расслабления).
  
   Каждый из названных навыков имеет свой перечень необходимых умений, опирается на естественные законы.
  
   К примеру, память, имеет свои законы:
  
  

Закон осмысления

   Самый простой, но и самый важный. Люди плохо запоминают прочитанное потому, что "они слишком мало думают сами", считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже вы осмысливаете запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохраняется у вас в памяти.

Закон интереса

   "Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом", - писал Анатоль Франс. Интересное, "аппетитное" запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий - включается непроизвольное запоминание.

Закон предыдущих знаний

   Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается все новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились. И вот в процессе чтения образуются новые связи между знаниями накопленными и новыми - идет запоминание.

Закон готовности к запоминанию

   На получение какой информации вы настраиваетесь - такую и получите их текста. То же относится и к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.

Закон ассоциаций

   Описал еще в IV веке до новой эры Аристотель. Представления. возникшие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания, которые в ней произошли (или о содержании того, что вы, находясь в ней, прочли - а это вам и надо).

Закон последовательности

   Алфавит легко произнести в привычном порядке, и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.

Закон сильных впечатлений

   Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удерживается в памяти. Отсюда задача - всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого.

Закон торможения

   Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна "отстояться", прежде чем вы можете приниматься за новую. Лучший способ забыть только что запомненное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал.
  

Для работы с книгой, надо уметь:

  -- 1.Пользоваться справочными и библиографическими изданиями и соответствующим аппаратом.
  -- 2.Делать выписки, цитировать, составлять рабочие заметки.
  -- 3.Составлятья простой и развернутый план.
  -- 4.Бегло просматривать книги и находить в них главное.
  -- 5.Читать выборочно, фрагментарно, с узкой целью.
  
   При работе с цифровым и статистическим материалом, нужны навыки, позволяющие выполнять следующие виды работ:
  
  -- 1)Без затруднения понимать и использовать цифровой и статистический материал: а)встречающийся при чтении литературы; б)при подготовке сообщений, докладов, выступлений и т.д.
  -- 2)Пользоваться цифровым и статистическим материалом для анализа текущей практики, для получения необходимых фактов.
  -- 3)Использовать метод статистических наблюдений для выявления скрытых закономерностей и обнаружения характерных тенденций в личной работе, в быту, в служебной и общественно-политической деятельности.
  
   Общие требования к организации личной работы дает в своей памятке

А. Гастев

"Как надо работать":

  
  -- 1.Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать основные вехи, а первые части продумать досконально.
  -- 2.Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
  -- 3.На рабочем месте ... не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
  -- 4.Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.
  -- 5.За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело потом сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу "запорешь". Послу крутого начального порыва работник скоро сдает; и сам будешь испытывать усталость и работу будет портить.
  -- 6.По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща. артельно. В таких случаях, не надо сразу налегать, а сначала приладиться, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.
  -- 7.Работать надо, как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами, портит и человека и работу.
  -- 8.Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать и в то же время не тратилось бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. ...
  -- 9.Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редки, но равномерные.
  -- 10.Во время самой работы не надо кушать, не пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды. ...
  -- 11.Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и приняться снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы себя выдержать.
  -- 12.Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
  -- 13.Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
  -- 14.Есть очень дурная привычка: после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо "вытерпеть", так сказать, привыкнуть к успеху, смять это удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится "отправление" воли и работа опротивеет.
  -- 15.В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать работу снова, как будто в первый раз.
  -- 16.По окончании работы надо все прибрать.
   0x01 graphic
  
  -- Алексей Капитонович Гастев (26 сентября 1882 года -- 15 апреля 1939 года) -- русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Член ВКП(б) с 1931 года.
  -- Родился в семье учителя и швеи, поступил в Московский учительский институт, но был оттуда исключён в 1902 г. за политическую деятельность
  -- В 1901 г. вступает в РСДРП и становится профессиональным революционером.
  -- В 1903 г. сослан в Усть-Сысольск Вологодской губернии (ныне г. Сыктывкар), откуда успешно бежал за границу.
  -- В 1906 г. был избран делегатом на IV съезд РСДРП. Некоторое время живёт, работает и учится в Париже. В 1908 г. покидает ряды большевиков.
  -- В 1914 г. вновь сослан в Нарымский край.
  -- Февральскую революцию встречает в побеге и выходит из подполья (с 1901 до 1917 г. на нелегальном положении).
  -- В 1917--18 гг. секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов.
  -- В 1920 г. становится создателем и руководителем Центрального института труда.
  -- Интересно, что А. К. Гастев находился в регулярной переписке с Генри Фордом.
  -- 8 сентября 1938 г. арестован НКВД и 15 апреля 1939 г. расстрелян.
  

РЕЗЮМЕ

   Сегодня, как и много лет назад, верным следует признать мысль Д.Писарева о том, что "молодые люди, пробивающие себе дорогу энергией, трудолюбием и железным терпением, заслуживают полного уважения".
  
   Не менее важна и мысль К.Ушинского гласящая следующее: "Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не и иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний".
  
   Другой выдающийся русский педагог П. Каптерев совершенно верно констатировал:
   "Человек, не умеющий хорошо, беспристрастно наблюдать и осторожно обобщать, не может называться образованным человеком, потому что целая половина его ума, весьма существенная сторона всей нашей умственной жизни, у него будет развита слабо, за отсутствие надлежащего ухода и упражнения наблюдательно-индуктивных процессов".
  
   Итак, образованный и развитый человек - это человек самостоятельный, умеющий работать эффективно, творчески и с максимальной пользой.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012