ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Жену любите, но...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:


  

Жену лю­бите, но...

не давайте ей над собой власти

  
  

6

АЗБУКА ДЛЯ ДВОИХ

Дети мои или кто другой, слушая эту грамотку, не посмейтесь,

но кому она будет люба из детей моих, пусть примет ее в сердце свое

и не лениться будет, также и трудиться.

Владимир Мономах

*

Как небо и земля...

   Корреспондент "Красной звезды" так описывает быть и семейную жизнь военных летчиков:
  
   "Когда летчик спускается с небес на землю, его технически совершенная, высокоинтеллектуальная жизнь обрывается.
   Это в воздухе возникают миражи.
   На земле их нет.
   Дома их ждет заурядный, тусклый быт.
   Многие командиры кораблей дальней авиации не имеют сегодня жилья. Список остро нуждающихся здесь удручающе длинен - 5 тысяч семей. Отсюда - гнет хронической неустроенности, из-за чего человек как бы раздваивается.
  
   При всей исполинской силе в небе, летчик беззащитен на земле. Нет, не случайно все чаще летчики подают рапорта об увольнении из Вооруженных Сил.
   Не случайно престиж их профессии, еще недавно вызывавший восторг, пошатнулся. Недобор в летные училища - такого не было никогда!
   И вовсе не случайно, по статистике, списывают летчика по здоровью в среднем в 36 лет. Для сравнения: летчика ВВС США - в 44 года.
  
   А семья?
  
   В отличие от офицера она не присягала переносить такие лишения.
   Никогда не забуду признание жены одного военного летчика. Ее серьезные рассуждения о том, что за 20 лет мотания по углам она заслужила медаль, которую так и назвала: "За мужество в замужестве".
  
   Впрочем, многие молодые женщины ухитряются создавать добрый климат в семье. И, следуя мудрой пословице, не расстраиваются по одной причине два раза. Аскетичный быт одни действительно переносят стоически. Другие, выражаясь языком военным, дезертируют. И разве справедливо осуждать последних, если на свет появляется малыш, а в комнате температура не превышает 8-10 градусов...
  
   У нас долго лакировали быт семей военнослужащих. Без устали проповедовали тезис, замешанный на безрассудстве: вышла замуж за военного - терпи. Бесспорно, надо думать о боеготовности. Но надо думать и о тех, кто ее поддерживает. И не только думать, но и энергично что-то делать. С какими бы трудностями это ни было связано".
  
   В этой короткой зарисовке корреспондента обнажены трудности быта офицерской семьи. Естественно, правительство и военное командование в ответе за те трудные условия, которые испытываю офицеры и члены их семей.
  
   Но нет ли определенной степени вины самого офицера?
  
   Ведь, не секрет, что много офицерских семей распадаются, не выдержав даже годичного испытания не только нуждой и неудобствами, но и условиями совместного проживания...
  
   Прежде чем перейти к этой теме, обратимся к истории офицерских браков в России.

*

Офицерские браки в России

(как это было...)

  
   Браки военнослужащих почти во всех государствах ХIХ-начала ХХ вв. заключались в соответствии с определенными правилами.
  
   Прежде всего, требовалось разрешение начальства.
   Сущность этого ограничения сводилась к требованию наличия у офицера имущественного обеспечения семьи: государство не признавало возможным обременять свой бюджет назначением молодым офицерам содержания, обеспечивающего и их семейства.
  
   Затем, в целях поддержания достоинства офицерского звания и охраны интересов офицерского быта, закон требовал признания брака пристойным, т.е. не нарушающим достоинства офицерского звания. В некоторых государствах (Россия) требовался еще определенный возраст офицера, в целях предупреждения необдуманных браков, а в других (Австрия) вступление в брак ограничивалось определенным % женатых офицеров части.
  
   В России постановления, ограничивающие вступление в брак офицеров, впервые появляются при Петре Великом, когда в 1722 г. было воспрещено гардемаринам жениться "без указа" под угрозой 3 лет каторжных работ. Это запрещение было распространено затем в 1764 и 1766 гг. на офицеров пехоты и кавалерии, причем командирам полков вменялось в долг "входить в рассмотрение материальной обеспеченности и пристойности браков обер-офицеров".
  
   В 1796 г. устанавливается требование, что все желающие вступить в брак офицеры уведомляли об этом своих шефов или командиров полков, а приказом императора Павла I (1800 г.) предписывалось всем генералам, штаб- и обер-офицерам испрашивать на вступление в брак Высочайшего соизволения.
  
   Указом 1808 г. право разрешения брака генералам и офицерам было предоставлено командующим генералам.
   В 1849 г. это право было предоставлено командирам полков - в отношении штаб и обер-офицеров, начальникам дивизий - в отношении командиров полков и бригадных генералов и корпусным командирам - в отношении начальников дивизий.
  
   В 1866 г. был издан закон об офицерских браках, по которому воспрещалось вступать в брак до 23 лет, требовалось представление, в возрасте от 23 до 28 лет, имущественного обеспечения, приносящего не менее 250 рублей годового дохода, и признание пристойности брака.
  
   Но практика выяснила, что правила эти не вполне достигали цели, т.к. требование имущественного обеспечения в большинстве случаев оставалось мертвою буквою вследствие частого фиктивного обеспечения.
  
   В виду этого в 1898 г. была образована под председательством генерала Любовицкого комиссия для пересмотра закона 1866 г. Проект ее был признан неприемлемым, и в 1899 г. была образована новая комиссия генерала Бибикова, труды которой и легли в основу изданного в 1901 г. закона, которым был повышен размер имущественного обеспечения (единовременный вклад в 5 тыс. или недвижимое имущество, с чистым ежегодным доходом не менее 300 р.), изменены условия принятия его в обеспечение и установлено новое ограничение: требование прослужения 2 лет в одной части, где женится офицер. Однако и этот закон в скором времени подвергся значительным изменениям: отменены требования прослужения в части 2 лет и представление имущественного обеспечения.
  
   Действующий с 1909 г. закон устанавливал следующие ограничения: достижение офицером 23 летнего возраста, признание брака пристойным и разрешение его компетентною военной властью.
  
   Под пристойностью брака закон разумел добрую нравственность, благовоспитанность невесты и соответствующее офицерскому званию общественное ее положение.
  
   Вопрос о пристойности браков строевых штаб- и обер-офицеров разрешается окончательно командиром части, но в отношении обер-офицеров этот вопрос предварительно рассматривается судом общества офицеров. По отношению к офицерам, служащим в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства, вопрос о пристойности брака разрешался теми начальствующими лицами, от власти которых зависело разрешение брака.

*

Кто полезней холостой или женатый офицер?

   В дискуссии по этому поводу на страницах "Военного Сборника" за 1898 г. приводились весьма любопытные аргументы.
  
   Так, на вопрос "Кто полезнее для службы и кто серьезнее относится к ней, холостые или женатые офицеры?"
  
   Ф.Волошинов дает такой ответ:
  
   "Из всего, что писалось по этому поводу до сих пор, надо придти к убеждению, что женатые являются более ревностными и более серьезными служаками, чем холостые. Да оно и понятно: женатый более дорожит службою, так как всякие перемены деятельности для него менее удобны, чем для холостого, и, признав раз службу источником средств к существованию и себя и своей семьи, женатый, конечно, не может не дорожить службою более, чем холостой.
  
   Мое мнение, что женатый офицер желателен в части и что именно на женатых возможно возлагать более серьезные обязанности. Затем, женатые вообще вносят дух порядка и порядочности отношений в полковую семью и зачастую влияют благотворно на молодежь...
  
   Вопрос второй: Замечалась ли в военное время разница в храбрости холостых и женатых офицеров?
  
   До сих пор мне лично никогда не приходилось слышать, чтобы в наших войсках женатые офицеры выказывали в военное время меньше храбрости, чем холостые. Напротив того, мне известны факты, что многие женатые, имевшие по разным причинам полное право не идти на войну, шли туда именно для того, чтобы их дети никогда не имели случая впоследствии покраснеть за них; это же самое обстоятельство, помимо прочих, заставляло их и в бою быть настолько же храбрыми, как и другие. ...
  
   При условиях современного боя, нужна особая уравновешенность и выдержка, чтобы умно, толково и систематически добраться до неприятеля. Лихость и удаль хороши в рукопашном бою, но для выдержанного наступления одних этих качеств мало и, если мы допустим, что женатый обладает большею выдержкою, чем холостой, что и в бою в некоторых случаях преимущество будет на стороне первого.
  
   Вопрос третий: Нужно ли стеснять браки офицеров или же только нужно урегулировать их и напротив того поощрять, принимая во внимание условия нравственности, гигиены и условия правильного увеличения населения государства сильными и здоровыми гражданами?
  
   Всякий, близко знающий молодого армейского офицера, отлично знает, какой процент молодежи погибает от невоздержанной холостой жизни. Молодой офицер мало бережет себя потому, что не рассчитывает скоро стать отцом семейства, т.е. гражданином в полном и высоком смысле. Брак, обставленный различными стеснениями, представляется ему чем-то недосягаемым и как бы заранее обрекши себя на безбрачие, он ведет зачастую жизнь малосодержательную и нередко быстро погибает, становясь негодным не только для военной, но и для всякой другой службы".

*

   Итак, все говорит в пользу брачной жизни офицера.
   Тем не менее, есть два нюанса, которые следует иметь в виду: во-первых, не следует спешить с браком; во-вторых, нельзя и опаздывать с ним.

*

Когда следует вступать в брак?

  
   Выбор времени вступления в брак имеет особое значение для офицера.
  
   Если посмотреть действительности в глаза, то мы обнаружим следующее:
  
  -- Курсантская жизнь не позволяет в полной мере мужчине исполнять свои супружеские обязанности ...
  -- Начало офицерской службы сопряжено с трудностями адаптации. Если к служебным трудностям добавятся еще и трудности семейные и бытовые, то это тяжелым бременем ляжет и на офицера и на его семью.
  -- Первые годы службы - это становление карьеры, стартовое начало, которое требует от офицера полной отдачи. Но ведь и семья требует не меньшего внимания...
  
   Все это говорит в пользу того, чтобы повременить с вступлением в брак не только во время курсантской поры, но и в первые 2-3 года офицерской службы.
   Но надо помнить, что затягивание вопроса в вступлением в брак впоследствии может вызвать формирование одной из негативных установок, которые могут привести к безбрачию.
  
   Пожив "вольной" жизнью, офицер может придти к одному из следующих выводов:
  
  -- "Мне нравится так жить и я ничего не хочу в своей жизни менять".
  -- "Если я женюсь, то выберу себе в супруги идеальную женщину".
  -- "Я, видимо, никому не интересен, если до сих пор никто не стал мне близок и дорог".
  
   Первая позиция - это путь, ведущий к одиночеству.
   Имея короткие встречи с женщинами, офицер удовлетворяет свою плоть и этим ограничивает свое общение с дамами. Ему нравится жить, не имея ни перед кем никаких обязательств. Он способен на кратковременное внимание, но не более того, потому что перед нами эгоист, вознамерившийся "пожить в свое удовольствие".
   Такие люди спустя какое-то время спохватываются, начинают искать спутницу жизни, но их "опыт" настолько велик, что к своему партнеру они предъявляют непомерно высокие требования.
  
   Некоторые офицеры сразу ориентируются на "принцессу", не будучи "принцем". Выискивание и обнаружение недостатков в других занимает все содержание их взаимоотношений с женщинами. Как правило, они останавливают свое внимание на внешней привлекательности, игнорируя или недооценивая качества души.
  
   Последняя группа - это, как правило, нерешительные и неуверенные в себе люди. Комплекс неполноценности довлеет над их стремлением сблизиться с женщиной
  
   Итак, не следует торопиться, но и нельзя опаздывать с вступлением в брак!
  

Противоречия взаимной адаптации

  
   Для совсем молодых браков (офицерские браки относятся к их числу) характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, доформирование личности, процесс приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания.
  
   Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.
  
   Сама по себе адаптация представляет диалектическое единство двух процессов: ассимиляции (в наиболее общем смысле - изменение окружения для успешного приспособления) и аккомодации (изменение самого себя с той же целью).
  
   Дело в том, что такая двойственная сущность адаптации вполне может стать отправной точкой для серьезного разговора о нравственно-психологическом смысле приспособления супругов друг к другу.
  
   Адаптация супругов в нравственном плане предполагает не оценку взаимных действий и поступков по формуле "для мужа - для жены", а их обсуждение и осмысливание в совершенно другом плане: "для семьи - против семьи". При этом предполагается не героическое самоотречение ради другого, не забвение себя ради него, а последовательное и целеустремленное слияние двух "Я" и одно "Мы", слияние, при котором улучшение "Мы" идет на пользу каждому из "Я".
  
   Адаптация осуществляется во всех без исключения сферах семейных отношений и касается всех составляющих образа жизни мужа и жены. Если воспользоваться известным читателю подразделением отношений супругов на материально-бытовые, нравственно-психологические и интимно-личные, то можно сказать, что материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел, а также в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.
  
   Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем определенный уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).
  
   Интимно-личная же адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физиологическое, но и морально-психологическое удовлетворение интимными отношениями.
  
   Адаптация к образу жизни предполагает, во-первых, приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены и связанным с ним функциями, во-вторых, согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения, а в-третьих, обязательное включение их в круг взаимных родственных связей.
  
   Как справедливо утверждает В.Сысенко, отличия дружных семей от конфликтных более всего заключаются в степени взаимоприспособления супругов.
  
   В дружной семье происходит постепенное сближение потребностей, интересов, желаний и намерений. Интересы мужа становятся интересами жены и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух "Я" сохраняется. В них очень часто можно наблюдать противопоставление потребностей, желаний и намерений обоих супругов, в процесс слияния двух "Я", взаимоотожествления мужа и жены, происходит очень медленно.
  

Показатели конфликтных семейных пар

   Конфликтные супружеские пары, по мнению В. Сысенко, характеризуются следующими особенностями.
  
  -- В течение брачной жизни у них длительное время сохраняется слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, желаний, основных взглядов и жизненных установок. Процесс их отожествления и слияния по каким-то причинам затруднен.
  -- Автономные потребности и интересы конфликтующих супругов слишком часто вступают в конфронтацию, рождая стрессовые ситуации.
  -- Любовь между супругами постепенно угасает, не переходя в прочную супружескую дружбу
  -- Не устанавливается взаимопонимание, взаимная психологическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность
  -- Часто теряется взаимное уважение
  -- Наблюдается рассогласование в сфере домашних дел
  -- Происходит накопление отрицательных чувств и эмоций по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции.
  
   По своему психологическому содержанию первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их отношений ролевых и личностных.
  
   Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный.
  
   Итак, мы можем вступать в брак, в основном ориентируясь на него:
  
   -как на преимущественно хозяйственно-бытовой союз, т.е. искренне считая, что главное в семье - это хорошо налаженный быт и домоводство;
   -как на союз нравственно-психологический, желая найти верного друга и спутника вашей жизни, хорошо понимающего вас;
   -как на союз семейно-родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей;
   -как на союз интимно-личный, стремясь найти желанного и любимого партнера для любви.
  
   Для того, чтобы первичная ролевая адаптация оказалась успешной, каждому супругу нужно достаточно четко прояснить для себя самого мотивацию семейного союза, не только поставив точки над "i", но и обязательно приведя эти точки к соприкосновению, выяснив расхождения и придя к единому мнению.
  
   Помимо достижения большего соответствия в мотивации брака первичная ролевая адаптация обязательно включает представление о характере и распределении семейных обязанностей.
  
   Проблема межличностной адаптации. Успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость, высокую степень понимания и развитые умения организации поведенческих взаимодействий.
  

Кризисные моменты в семье

  
   По данным социологических опросов, наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества оказались весьма похожими у большинства молодых пар, хотя и существенно различающимися для мужчин и женщин.
  
   Обнаружилось, что мужчины в целом, несмотря на традиционное отношение их к сильному полу, оказались более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации.
   Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью (с их женской точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувств любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний.
  
   На наш взгляд, эти данные в особой интерпретации не нуждаются: новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей.
  
   О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует авторитетное мнение А.Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как не нечто легкое.
  
   Проявляется эта установка в следующих четырех факторах.
  
   - Неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни.
   - Сложность отношений между поколениями.
   - Гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей).
   - Отсутствие подготовки к выполнению всего комплекса функций, необходимых в семье.
  
   Все перечисленные причины супружеских разногласий лежат в области семейного "базиса".
   Что же касается надстроечных конфликтов, то наиболее частые из них происходят в силу следующих пяти причин.
  
   - Несоответствие идеалу.
   - Стремление подчинить себе другого.
   - Нетерпимость к его привычкам.
   - Потребительское отношение к любви.
   - Недостаточные знания об интимных отношениях.
  

Минитренинг

   Для тренировки бесконфликтных отношений, можно взять за основу шесть не сложных принципов.
  
   - Во-первых, по возможности не ворчать по поводу и без повода, поскольку сварливость убивает любые отношения между людьми.
   - Во-вторых, не пытаться одним махом перевоспитать других, поскольку любой, пусть даже и не очень хороший человек, имеет право на свою самобытность.
   - В-третьих, не увлекаться критикой, ибо люди всегда и везде стремились, стремятся и будут стремиться всеми силами защищать от нападок других представление о самом себе как о неплохом человеке.
   - В-четвертых, искренне восхищаться достоинствами других ,- нет, не из лести, а просто потому, что самый простой способ изменить людей к лучшему состоит в том, чтобы вести себя с ними так, как будто они уже являются такими, какими вы хотите их видеть.
   - В-пятых, уделять близким и вообще окружающим нас людям постоянное внимание - чуткое, неослабляемое и действенное.
   - В-шестых, быть постоянно вежливым, ибо только в этом случае мы вправе ожидать вежливости от других.
  

Тактика разрешения семейных конфликтов

(советы на каждый день)

   В желающей уберечься от разрушительного действия разногласий супружеской паре необходимо поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены.
  
  -- Постоянно демонстрировать взаимное уважение и почтение.
  -- Стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и усмирять в себе проявления злобы. гнева, раздражительности и нервозности.
  -- Не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни.
  -- Не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности.
  -- Шуткой, юмором, любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение.
  -- Разрешать назревающие конфликты отвлечение на другие безопасные темы.
  -- Не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в ревности, приглушая возникшее чувство подозрительности.
  -- Помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.
  
  
   Смотри далее "Поучение" Владимира Мономаха:


  
   "На войну вый­дя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и но­чью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставай­те; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает.
   Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Как бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать.
   Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника.
   И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами -- то пищей и пи­тьем: ибо они по пути прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.
   Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не попри­ветствовав его и не подарив его добрым словом.
   Жену свою лю­бите, но не давайте ей над собой власти.
   А вот вам и конец все­му: страх Божий имейте превыше всего".

Владимир Мономах

  
  
   ...
   За души детей мы ответим Богу
  
   Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение.

Святитель Иоанн Златоуст

  
   Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех.

Святитель Василий Великий

  
   Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков.
  
   Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми.

Святитель Иоанн Златоуст.

  
   Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их.

Преподобный Симеон Новый Богослов.

  
   Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь. Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Ибо родившие нас - родили к временной жизни; а отцы, воспитавшие нас в благочестии, рождают к вечной жизни. "Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5, 19).
  
   ...
  
   ПОХВАЛА ЖЕНАМ
   Вчитайтесь в эти строки:
  
   "Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценно­го; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Собрав шерсть и лен, сделай что нужно руками свои­ми, будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя Богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дома и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; препоясав туго чрес­ла свои, руки свои утвердит на дело и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прял­ке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим,-- не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда ее муж соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Если доб­рой женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хо­рошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хо­рошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая -- венец сво­ему мужу, коли обрел муж жену свою добрую -- только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь".
  
   Конечно, нельзя механически переносить законы жизни семьи того времени на нашу современную почву. Уже в конце прошлого века российская интеллигенция, начав борьбу за эмансипацию жен­щин, обличала общество, узаконившее неравноправие, отчуждение женщин от общественно полезных дел и т. д. Но согласитесь, в основе своей "Похвала женам" воздает должное женщине как хо­зяйке дома, хранительнице очага и добродетели в семье, верной помощнице и другу мужу.
  
   Однако, отстаивая свободу женщины, ее самостоятельность, независимость, равноправие в обществе, "пригвоздив к позорному столбу "Домострой", мы не сумели, а скорее всего не стали отде­лять "зерно от плевел". А нужно было разобраться самым внима­тельным образом, что же в нем во вред, а что и на пользу. Ведь люди прошлого, выросшие в крепкой домостроевской семье, были нрав­ственно сильнее, мужественнее, убежденнее, более сознательно относились к своим семейным обязанностям и гражданскому дол­гу. В истории государства Российского убедительных тому приме­ров великое множество.
  
   Среди огромного количества мемуарной литературы записки княжны Натальи Борисовны Долгоруковой занимают особое мес­то.
   Сегодня их читают лишь историки, а у молодых людей прошлого века эта книга пользовалась чрезвычайной популярностью. Наташа родилась в 1714 году, пяти лет осталась без отца, получила блестящее образование. Когда ей исполнилось шестнадцать, уви­дал ее Иван Алексеевич Долгоруков и полюбил. Был он человеком незаурядного ума, потому и приблизил его к себе царь, и ожидала его карьера государственного деятеля высокого ранга. В двадцать два года он имел один из высших орденов России Андрея Перво­званного.
   Любовь была взаимной, первой и последней оказалась для обоих. В приготовлении к свадьбе участвовала вся императорская семья.
  
   "Казалось мне тогда по моему молодоумию,-- вспоминала в своих записках Н. Долгорукова,-- что все это прочно и на целый век будет; а того не знала, что в здешнем свете ничего нет прочного... Это мое благополучие и веселие долго ль продолжалось? Не более как от декабря 24 дня по 18 января... за двадцать шесть дней благополучных или, сказать, радостных сорок лет по сей день стражду..."
  
   А произошло вот что.
   Внезапно скончался император Петр II. На троне воцарилась Анна Иоановна. Ее фаворит Бирон, ненавидя русских и все русское, в числе многих преданных Петру II людей стал преследовать и семью Долгоруковых.
  
   Родственники уговаривали княгиню Наталью отказать жениху.
   Но Наташа решила по-своему: "Я такому бессовестному совету согласиться не могла; а так положила свое намерение, когда сердце одному отдав жить или умереть вместе, а другому уже нет участия в моей любви. Я не имела такой привычки, чтоб сегодня любить одного, а завтра другого..."
  
   Она обвенчалась с Долгоруковым. Но никакой свадьбы не было. Бирон сослал молодого князя в г. Березов Тобольской губернии. Жили в курной избе, ели на оловянной посуде деревянными лож­ками. Зарабатывали на жизнь вышивкой икон шелком. Держали во дворе уток и гусей. Спустя восемь лет Долгорукова разлучают с женой, сажают в камеру, и видеть мужа Наташа могла, лишь когда передавала пищу. В то время на руках у нее были два сына. Стар­шему шел седьмой, а младшему не было и года.
  
   В августе 1738 года Ивана Алексеевича казнили в Новгороде. Мужу и жене не позволили даже проститься.
  
   "Что я делала? Кричала, билась, волосы на себе драла... а только взяли меня и посадили в темнице и часового, примкнувши штык, поставили..."
  
   Лишь через два года разрешили Наталье Борисовне покинуть ост­рог.
   Вместе с детьми в нужде и унижении она переезжала с места на место, пользуясь добрым отношением многих простых людей. Она учила сыновей чтению и письму, языку и музыке. Определила старшего на место, а с младшим отправилась в Киев. Там она постриглась в монахини под именем Нектарии. Перед ритуалом по­стрижения она пришла на крутой берег Днепра и бросила в воду обручальное кольцо.
  
   Такова история, которая имеет к "Домострою" самое непос­редственное отношение, потому что не было в ту пору семьи знат­ной или простой, где бы не следовали его поучениям, традициям и опыту русского православного общества.
  

Пилипов В. Так и плох Домострой? - М., 1992.

   ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Агапова Е. Как небо и земля. В таком контрасте находится профессиональная и личная жизнь военного летчика. //Красная звезда .- 1989. - 18 апреля. - с.2.
   Браки военнослужащих. // Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого. - Т.5 .- СП б., I9II .- с.50-52.
   Волошинов Ф. О форме одежды и о браках офицеров. // Военный сборник .- I898 .- NII. - с.196-197.
   Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М,. 1988 .- с.177-207.
  
   ...
  

Исторические памятки

  -- Заблуждение. Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец. (Цицерон).
  
  -- Зависть. Из чего же вытекает это желание подняться, волнующее все классы общества? В чем состоит зародыш страсти, общей всему человечеству, и состоящий в вечном стремлении к улучшению положения, в котором мы находимся? -- А в том, чтобы отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие, или получить сопровождающие их выгоды. (А. Смит). Завистник почитает чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием (И. Златоуст).
  
  -- Заговор Гермолая. - В начале 327 г. до Р.Х. Это был заговор знатной македонской молодежи, недо­вольной тяготением Александра к тирании восточного образца.
  
  -- Задача политика. Для политика остается одна задача, не уступающая, впрочем, никакой другой по величине искомого блага: всегда внушать живущим совместно единомыслие и дружбу, а всяческую вражду, несогласие и недоброжелательство истреблять, как это делается, когда мирят друзей. (Плутарх).
  
  
  

 []

Выдвижение гуляй-города на позиции

  
  -- ЗАДУНАЙСКАЯ СЕЧЬ, орг-ция б. запорожских казаков в 1775-1828 на терр. Османской империи, в устье Дуная, куда они бежали после ликвидации Запорожской Сечи. В 1806 и 1828 б. ч. запорожцев вернулась в Россию и составила Дунайское казачье войско и Азовское казачье войско.
  
  -- Закон. На памятнике спартанцам, погибшим в неравном бою у Фермопил, стояло: "Путник, коли придешь в Спарту, оповести там, что видел ты нас здесь полегшими, как того требует Закон". Закон от времен Спарты и до сего дня остался неизменным для воина-офицера. (Е. Месснер). Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому... Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного. (Э. Свидзинский). Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон).
  
  -- Закон возмездия. Как поступает человек с другими людьми, так и с ним могут поступать: закон возмездия есть основной закон нашей природы. (А. Смит).
  
  -- Закон любви. Как магнит привлекает железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних. (Иаков Архиепископ Нижегорский).
  
  -- Закон общения. Если хотим чтобы нам верили, будем жить хорошо; и если хотим, чтобы нас любили, будем любить. (Св.Исид. Пелус). Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другими (Филарет Архиепископ Черниговский). Хочешь, чтобы тебя любили человеки? люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми (Филарет Митрополит Московский).
  
  -- Закон примера. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Я. Коменский).
  
  -- Законы Августа о семье и браке. Законодательство Августа должно было укрепить устои римского рабовладельческого общества. "Новыми законами, принятыми по моей инициативе, я вернул обычаи пред­ков, в наш век уже забытые", -- так определял Август направление своего законодательства. Август принял ряд мер и втом направлении еще в 28 г., но глав­ные законы проведены были в 18 г. до н. э. Цель их своди­лась к тому, чтобы укрепить семью и увеличить количество римских граждан. Для лиц сенаторского и всаднического сосло­вий устанавливалось обязательное вступление в брак; особыми законами против разврата были введены суровые наказания за нарушение супружеской верности. Закон 9 г. н. э. делал разграничения между не вступившими в брак и бездетными. Имущественные права тех и других были в известном отноше­нии ограничены; вместо с тем были установлены определенные преимущества для лиц, имеющих детей.
  
  -- ЗАКОНЫ ЛИКУРГА, законодательные акты, разработанные Ликургом (легендарным спартанский законодателем (9-8 вв. до н. э.)). Главной целью законов, данных (около 850 лет перед Р.Х.) Спарте Ликургом, было образование вполне воинственной республики, составленной из свободных и равных между собою граждан-воинов, крепким телом, воздержанных, терпеливых, неспособных к изнеженности, мужественных, храбрых, исполненных презрения к богатству и жизненным наслаждениям, пламенной любви к отечеству, безусловной покорности и повиновения властям, и чистейшего воинского честолюбия, устремленного не к внешним завоеваниям, но к защите отечества.
  

 []

  
  -- ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА. Засека, заграждение из деревьев поваленных вершинами в сторону противника. Известны на Руси с 13 в. Широко использовались в 16-17 вв. в засечных чертах. Впервые на Руси засечную черту соорудил Владимир Святославович (князь Новгородский, киевский - с 930 года). В дальнейшем свое развитие засечные черты, или засечные линии, получили свое развитие при Иване Калите в ХIУ веке. Они служили преградой для "нечаянных", т.е. неожиданных, массовых набегов кочевников. Первые засечные линии представляли собой сплошные заградительные полосы, протянувшиеся на сотни верст и состоявшие из засеченного и поваленного леса. Уже в самом способен валки лесов сказалась глубокая продуманность этого оборонительного мероприятия. Лес валился сплошняком, полосами шириной в шестьдесят, а то и в сто шагов. При валке деревья подрубались лишь наполовину толщины, и поэтому поваленные, но еще крепко соединенные с пнями. как бы "пригвожденные" к земле, они затрудняли разборку засек.
  
  -- Засечные сторожа -- так назывались в XV -- XVII вв. военные поселения, расположенные по линии засек, служившее для их обороны. С этой целью выставлялись перед засеками значительно выдававшиеся вперед посты. З. с. находились в непосредственном ведении засечных голов.
  
  -- ЗАУРЯД-ОФИЦЕР -- военнослужащий русской армии XIX -- начала XX в., занимавший офицерскую должность, но не имевший офицер­ского звания.
  
  
   ...
   А.И.Каменев.
   Практическая психология для офицеров.
   М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.
   6 - Практическая книга для офицеров
  
  
  

Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023