ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Жизнь человеческая очень коротка"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Жизнь человеческая очень коротка"...

0x01 graphic

Сократ и Ксантиппа

РАЗМЫШЛЕНИЯ О "КРЕСТНОМ ПУТИ"

(Моя новая книга "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ")

А.И. Каменев

  
  
   Для каждого думающего о жизни прошедшей, простой майор оставил обширные мемуары "Жизнь и приключения А. Болотова, описанные самим им для своих потомков", содержащие материалы о быте, событиях Семилетней вой­ны, о перевороте 1762 г.
  
   0x01 graphic
  
   Гравюра Л. А. Серякова с иллюстрации из книги А. Т. Болотова.
   Болотов Андрей Тимофеевич (1738--1833) -- писатель, ученый, мемуарист. Один из основателей русской агрономической науки; участник Семилетней войны.
  
   Справка:
  
  -- А. Болотов до 12 лет жил при отце, который служил полковником в архангелогородском полку. В этот полк десятилетний Болотов был зачислен каптенармусом.
  -- Отец сам преподавал сыну языки немецкий и французский, арифметику и географию. Правда, на тринадцатом году он был отдан к одному курляндскому дворянину, у которого был немец-учитель для детей, а вскоре его отвезли в Петербург в пансион одного француза. Здесь, однако, он проучился всего несколько месяцев.
  -- На четырнадцатом году Болотов потерял отца, умершего в Выборге, где квартировал в то время архангелогородский полк.
  -- После смерти отца, Болотов, будучи уже сержантом, по малолетству, был уволен в отпуск в деревню, где прожил до 16-ти лет и потерял мать, умершую в 1753 году. В деревне юноша много читал, изучая таким образом, географию, историю, геометрию, фортификацию и упражняясь в рисовании. По окончании отпуска Болотов отправился в полк, который находился тогда в Эстляндии.
  -- В 1756 году вступает в службу девятнадцатилетним офицером, в чине подпоручика. Когда началась Семилетняя война, отправляется с полком в поход и участвует в сражении при Гросс-Егерсдорфе.
  
   Не будем писать о том, что в данном случае произошло далее в делах Семилетней войны...
  
  
   0x01 graphic
  
   А. Т. Болотов. Гравюра Л. А. Серякова.
  
   Запомним некоторые детали его жизни:
  
   Во-первых:
  
  -- За время службы в Пруссии Болотов получил чин поручика. В свободное от службы время Болотов продолжал свои частные занятия, познакомился со многими из профессоров кёнигсбергского университета, брал у них книги и слушал лекции, особенно знаменитого в то время профессора философии Крузиуса.
  -- Страсть к занятиям доходила у Болотова до того, что он и в канцелярии всегда имел при себе книги и краски для рисования.
  -- В этой должности Болотов находится почти до самого вступления на престол Екатерины II. Когда незадолго перед тем, по повелению Петра III, у всех не командующих генералов были отобраны штаты и Болотову следовало бы, оставаясь на службе, отправиться в свой полк в Силезию, тогда, предпочитая учёные занятия военной службе, Болотов выходит в отставку в чине капитана и поселяется в своём родовом имении.
  
   Во-вторых, и самое главное, о важном:
  
  -- "Не тщеславие и не иные какие намерения побудили меня написать сию историю моей жизни; в ней нет никаких чрезвычайных и таких достопамятных и важных происшествий, которые бы достойны были переданы быть свету, а следующее обстоятельство было тому причиною.
  -- Мне во всю жизнь мою досадно было, что предки мои были так нерадивы, что не оставили после себя ни малейших письменных о себе известий и чрез то лишили нас, потомков своих, того приятного удовольствия, чтоб иметь о них и о том, как они жили, и что с ними в жизни их случалось и происходило, хотя некоторое небольшое сведение и понятие.
  -- Я тысячу раз сожалел о том и дорого бы заплатил за каждый лоскуток бумажки с таковыми известиями, если б только мог отыскать что-нибудь тому подобное.
  -- Я винил предков моих за таковое небрежение, и, не хотя и сам сделать подобную их и непростительную погрешность и таковые же жалобы навлечь со временем и на себя от моих потомков, рассудил употребить некоторые праздные и от прочих дел остающиеся часы на Описание всего того, что случилось со мною во все время продолжения моей жизни; равно как и того, что мне о предках моих по преданиям от престарелых родственников моих, которых я застал при жизни, и по некоторым немногим запискам отца моего и дяди, дошедших до моих рук, было известно, дабы сохранить, по крайней мере, и сие немногое от забвения всегдашнего, а о себе оставить потомкам моим незабвенную память".
  
   Так, в середине ХVIII века, писал в предисловии к своим воспоминаниям простой армейский майор Андрей Болотов.
  
   *
  
   Слова Андрея Болотова поразили меня своей искренностью и правдой жизни.
  
   Ведь, как многие мои современники, я, не имел ни точных родословных, ни семейных жизнеописаний.
  
   И вот, будучи уже человеком немолодым, решил я начать свое жизнеописание, не сетуя на то, что предки мои не удосужились этого сделать сами за себя.
  
   Пусть мои заметки начнут нашу родословную и потомки наши будут иметь возможность читать и знать, как жили их предки, что думали и к чему стремились.
  
   **
  
   Другая важная справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Николай Михайлович Карамзин (1 (12) декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным -- с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) -- 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) -- русский историк-историограф, писатель, поэт.
  -- Родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца -- отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724--1783) среднепоместного симбирского дворянина.
  -- В 1778 году Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.
  -- В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку.
  -- В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей -- "Детское чтение для сердца и разума".
  -- В 1789--1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые "Письма русского путешественника".
  -- С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, "постригаясь в историки".
  -- В 1811 году он написал "Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях".
  -- "Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях" сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов "Истории государства российского", трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. Незаконченный XII том был издан после его смерти.
  -- Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади...
  
  
   Вот и на сей раз поражает откровение Н.М. Карамзина:
  
   "Могу по слабости желать хвалы и бояться осуждения; но смею сказать, что это для меня не главное".
  
   И далее следует разъяснение:
  
   "Одно славолюбие не могло бы дать мне твердости постоянной, долговремен­ной, необходимой в таком деле, если бы не находил я истинного удоволь­ствия в самом труде и не имел надежды быть полезным, то есть сделать рос­сийскую историю известнее для многих, даже и для строгих моих судей".
  
   *
  
   Он, Н.М. Карамзин, влюблен в Россию, понимает значение исторического опыта, сетует на то, что мало нам, русским, известно, о своей стране, в то время, как "некоторые случаи, картины, характеры нашей истории любопытны не менее древних", т.е. древнегреческих, древнеримских и т.д.
  
   *
   У него в "Истории" есть все: "искусное повествование и хорошо выраженная мысль", искание "духа и жизни в тлеющих хартиях", "тягостная жертва, приносимая в дар достоверности", уважительное отношение к предкам, "без гордости и насмешек" при описании века душевного младенчества"
  
   *
  
   При всем понимании важности бытовых описаний и характеристик, я все же постарался быть в них краток.
  
   Мне хотелось понять и описать все главное и основное, что двигало мною на том или ином участке жизни.
  
   Важно было соблюсти определенную последовательность и логику поступков и поведения, не идеализируя себя и не слишком придираясь к другим.
  
   Ясно, что не только друзья встречались на моем пути.
   Были и недруги.
   Встречались враги.
  
   Стоит ли, однако, красочно описывать их каверзы и злодеяния?
  
   Для этого у меня не хватит ни фантазии, ни фактов, ни опыта, ибо злоба, хитрость, злодеяние - это наука и искусство и без знания их азов трудно описать хитросплетения обстоятельств и фактов, которые побуждают злонравного человека нести другим людям боль, огорчение, досаду и обиду.
  
   *
  
   Мне очень хотелось сделать так, чтобы читающий эту повесть мог живо представить себе картину происходящего, понять суть переживаемого момента и осознать ту или иную важную для меня жизненную или профессиональную идею, извлеченную из прожитого.
  
   *
  
   Главное дело моей жизни - служение Отечеству моему в воинских рядах и в офицерских погонах.
  
   Дело это трудное и благородное.
   Оно не дает богатств и не сулит скорой признательности.
  
   Но это - "крест", который нужно нести по всей жизни.
  
   Эта скромная, повседневная работа офицера подобна работе трудовой пчеле, которая трудится изо дня в день, от зари до зари, собирая нектар с цветов и приносит его в улей, для того, чтобы люди смогли воспользоваться результатами ее труда.
  
   Она не ждет благодарности, а летит за новой толикой меда и так поступает каждый день, вплоть до смерти.
  
   *
  
   Это инстинкт заставляет ее так поступать.
   Но образ трудолюбивой пчелы очень подходит для сравнения с работой скромного труженика на военной ниве - офицера.
  
   *
   Точно так же, как пчела, трудится и офицер.
   Он работает не покладая рук, ибо знает, что нет более важной профессии, нежели офицерская...
   В отличие от пчелы, его действия осознаны, а поступки и действия логичны и последовательны.
  
   *
  
   В государстве много людей разных профессий, но только офицерская профессия велика и почетна, а "тягость ее не всякому под силу" (М.И. Драгомиров).
  
  
   0x01 graphic
  
   Как прав был еще в январе 1774 года граф Семен Романович Воронцов в "Инструкции ротным командирам", определяя место офицерской профессии среди прочих:
  
   "Если положение военного человека в государстве считается сравнительно с другими людьми беспокойным, трудным и опасным, то в то же время оно отличается от них неоспоримою честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет отечество и святую церковь от порабощения неверных и этим заслуживает признательность и милость государя, благодарность земляков, благодарность и молитвы чинов духовных"...
  
   *
  
   Офицерство - профессия идейная.
   Настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. Для офицера особенно близки слова философа Сенеки, определившего стратегию жизни порядочного и честного человека: "Достойно умереть это значит избежать опасности недостойно жить". Рыцарь без страха и упрека - вот идеал настоящего офицера.
  
   *
  
   Одним из принципов офицерской идеологии есть и было убеждение в том, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
  
   Быть храбрым, честным, образованным ему следует быть не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково было требование офицерской чести.
  
   *
   Подвижничество - особая черта нашего русского офицерства, свободного от героической позы и притязаний. Подвижничество есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими, греховными сторонами своего "я", аскеза духа.
  
   Нормой поведения является ровность течения, "мерность", выдержка, неослабная самодисциплина, терпение и выносливость, верное исполнение своего долга, безропотное несение каждым своего "креста". Всякого рода театральные эффекты, поза, лицемерие, тщеславие - противны духу подвижничества.
   Лучшие начальные люди земли Русской всегда были подвижниками.
  
   *
  
   "Записки вечного узника" - это размышления о многих сторонах моей жизни и офицерской профессии.
   Это то, чему я посвятил всю свою сознательную жизнь - от вступления на стезю офицера и после вручения мне пенсионного удостоверения. Это повествование не обмеренного узами человека, а рассказ лица, сознательно взявшего на себя обязанности служения своему Отечеству.
  
   Узы эти заставляют служить интересам офицерской профессии не только при погонах, но и вне строя, без погон на плечах. В этой постоянной и непоколебимой привязанности к проблемам офицерской корпорации и есть то неистребимое стремление принести пользу своему Отечеству и тем, кто готовится стать офицером или уже носит офицерские погоны.
  
   *
  
   Жизнь сталкивала меня со многими людьми: обычными и выдающимися, скромными и тщеславными, рядовыми и начальствующими. Наяву пришлось мне быть свидетелем многих важных событий середины и конца ХХ века.
  
  
   "Вживую" я, так или иначе, контактировал с теми, кто в 90-е годы прошлого столетия определил направление жизни сегодняшней. Следовательно, у меня есть собственное мнение по поводу того, что и почему случилось в нашей стране. А это очень важно.
  
   Мне не надо читать никаких воспоминаний действующих в то время главных и второстепенных лиц для того, чтобы понять, кто и как действовал во благо моей стране, а кто ей вредил явно или тайно.
  
   *
  
   Суждения мои, выводы и оценки опираются не только на личное восприятие действительности, но и на богатый фактический материал, собранный в течение последних сорока с лишним лет. Имея в своем распоряжении самый обширный исторический материал, нет нужды замыкаться в рамках личного и отечественного опыта, но можно опереться и на мировую историю.
  
   Но ближе всего, роднее и понятнее мне, конечно, опыт отечественный. В нем я черпаю вдохновение и оптимизм.
  
   В нем нахожу примеры, достойные восхищения и преклонения.
   Я влюблен в моих предков, находя их достойнейшими и благороднейшими.
  
   Каждый раз, беря в руки старую книгу, я мысленно благодарю того человека, который оставил для нас это рукописное наследие.
  
   Мне бесконечно дорого все, что написали когда-то и Владимир Мономах, и митрополит Илларион, и сочинители "Домостроя", а также незабвенный Н.М. Карамзин и многие другие писатели и историки.
  
  
   Как известно, и Квинт Максим и Публий Сципион, и другие знаменитые мужи Рима часто повторяли, что, когда они глядят на изображения предков, дух зажигается неудержимою тягою к доблести.
  
   Справка:
  
  -- Квинт Курций Руф (I век до н. э.) --римский историк. Автор "Историй Александра Великого" в 10 кн. Квинт Курций Руф (лат. Quintus Curtius Rufus) -- римский историк, написавший "Историю Александра Великого Македонского" (Historiae Alexandri Magni Macedonis) -- одно из наиболее полных жизнеописаний полководца, дошедших до наших дней.
  -- О происхождении Курция Руфа заявил: "Руф, как мне кажется, родился от себя самого".
  -- В документе также дается и характеристика Курция Руфа: "Дожив до глубокой старости, с высшими отвратительно льстивый, с низшими -- надменный, с равными -- неуживчивый, он добился консульства, триумфальных отличий и, наконец, провинции Африки, прожив жизнь в соответствии с предсказанною ему судьбою".
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235 до н. э., Рим -- 183 до н. э., Литерн, Кампания) -- римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала, цензор c 199 до н. э., с 199 до н. э. -- трижды принцепс сената, консул 205 и 194 гг. до н. э.
  -- Характеристика личности:
  -- "Его гордость, его уверенность, что он не такой же человек, как все другие люди, и что он лучше всех, его энергичная семейная политика, возвысившая в лице его брата Луция отвратительное чучело героя, -- все это оскорбляло многих, и не без основания. Истинная гордость предохраняет человеческое сердце от низких влечений, а тщеславие не защищает его ни от каких ударов и ни от каких булавочных уколов и даже выедает в нем врожденное благородство. Но отличительная особенность таких людей, как Сципион, в которых чистое золото смешивается с блестящей мишурой, заключается именно в том, что им нужны счастье и блеск молодости, чтобы производить очарование, а когда это очарование начинает исчезать, то расставаться с ним всего мучительнее самому чародею". (Т. Моммзен. Римская история).
  
   *
   Безусловно, неблагодарное это дело писать о том, что только что происходило на наших глазах. Некоторые осторожные люди советуют повременить эдак, лет 15-20, а потом уж приниматься за дело.
  
   Но есть ли у меня эти 15-20 лет в запасе?
  
   Жизнь человеческая очень коротка и может оборваться в любой момент.
  
   *
   Есть, однако, и плюс в том, что повесть пишется, как говорится, "по горячим следам". Современник не даст возможности солгать, исказить факты.
   Если нужно - поправит и подправит. И, если эти поправки и подправки не противоречат истине, а дополняют и обогащают картину происшедшего, то и хорошо.
  
   Да и критика и несогласие помогут прояснить истину или же посмотреть на события и явления с другой стороны.
   И это - благо.
  
   *
   Повесть моя насыщена фактами и лицами, к которым я старался относиться предельно бережно и осторожно, проверяя и перепроверяя факты и не давая эмоциями исказить рисуемые события и лица. Факты и цифры, фамилии и события нужны были мне для того, чтобы лучше и полнее прояснять суть происходящего. Ведь одна цифра или один факт могут все поставить на свое место и придать картине происходящего законченный вид.
  
   *
  
   Я не стремился без оснований называть ответственных лиц и на них возлагать вину за те деструктивные события, которые до основания потрясли СССР. Не пользовался я и "подсказками" иных людей, старающихся исказить суть происшедшего.
   Мой жизненный опыт, исторические знания, собранные факты и доказательства служили мне надежным инструментом в оценке. Конечно, в чем-то я мог быть и не точен и даже субъективен. На то он человек, а не машина, чтобы быть пристрастным. Но мне не хотелось выпячивать свои пристрастия в ущерб логике и фактам.
  
   Как на самом деле получилось, судить не мне...
  
  
  

Для чего в моей новой книге

"НАУКА ПОБЕЖДАТЬ"

я подошел к тому, чтобы другие начали оставлять в себе историю о своей жизни?

   Сами подумайте о том, что для этого нужно!
  
  

0x01 graphic

Причем тут Сократ?

  
   Положение с ситуацией, в которую попал древнегреческий мыслитель и философ Сократ, беря в жены девицу по имени Ксантиппу.
  
   Нам следует ознакомиться с этим случаем.
  
   Встретил он свою избранницу на афинском базаре. Она звонким девичьим голосом расхваливала какие-то горшки.
   У него возникло желание с ней побалагурить.
  
   -- Ну, почем твои горшки, девица, - игриво спросил он.
   -- А голытьбе и самые дешевые покажутся очень дорогими, - осмотрев неказистого Сократа, ответила девушка.
   -- А я бы хотел купить ваши горшки вместе с хозяйкой, - не отставал Сократ.
   -- Я - не рабыня, чтобы меня покупать, - гордо заявила девушка.
   -- А если замуж возьму тебя, согласна? - допытывался философ.
   -- Да кому нужен таков муж: лысая голова, отвислое брюхо да рваный хитон? - рассмеявшись, спросила девушка.
  
   Но тут ей объяснили, что это Сократ.
  
   -- Ты и есть Сократ, о котором так много говорят в Афинах? - удивленно спросила она. - Много слыхала о твоем уме и твоей "красоте", но не ожидала встретить такого урода.
   -- А у Сократа есть не только крепкий ум, но и крепкие руки, которые на что-нибудь да сгодятся.
  
   С этими словами он неожиданно подхватил Ксантиппу за талию, поднял ее над грудой горшков и ... получил пощечину от девушки.
  
   -- Вот это женщина! Мне такая нужна! - с восхищением проговорил Сократ.
   -- Не справишься, Сократ. Видишь, какая норовистая невеста! - предупредил философа кто-то из зевак.
   Невозмутимый Сократ стал разъяснять, в чем состоит добродетель настоящего мужчины.
  
   -- Люди, желающие стать хорошими наездниками, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми. Вот и я желая быть в общении с людьми, возьму ее к себе в том убеждении, что если я буду переносит ее, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми.
   Нужно ли садиться на пороховую бочку?
  
   Справка:
  
  -- Ксантиппа -- жена греческого философа Сократа, известная своим плохим характером.
  -- Её имя стало нарицательным для сварливых и дурных жён.
  
  
  
  

0x01 graphic

Путешествие Аввакума по Сибири

С. Милорадович, 1898 год

  
  

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ,

ПОГОВОРКИ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

   ВЕРТЕТЬСЯ, КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ.
   Выражение из басни И. А. Крылова "Белка", 1833 г. Сравнение "как белка в колесе" появилось на основе реального
   Говорится о том, кто непрерывно суетится, хлопочет, поста' янно занят (часто без видимых результатов).
  
   ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
   (ХОТЬ) ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
  
   ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ.
   Выражение из стихотворения А. С. Пушкина "К морю", 1824 г.
   Употребляется для, образной характеристики великих людей, деятельность которых оказывает сильное влияние на современников, на духовную жизнь общества"
  
   ВО ВЕСЬ ГОЛОС.
   Название поэмы В. В. Маяковского, 1930 г,
   Открыто, громко; в полную силу.
   Употребляется в ситуации, когда хотят подчеркнуть силу, прямоту, откровенность какого-либо высказывания или поступка.
   ВО ДНИ ТОРЖЕСТВ И БЕД НАРОДНЫХ.
   Выражение из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Поэт", 1839 г.
   Употребляется в публицистике для подчёркивания важности определённых событий или ситуаций, имеющих большое значение для жизни, народа.
  
   (ВОЗДВИГНУТЬ) НЕРУКОТВОРНЫЙ ПАМЯТНИК.
   Выражение из стихотворения А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836 г.:
   Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа,
   Воздвигнуть (высок.) -- соорудить, построить.
  
   ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ ОБЛОНСКИХ.
   Выражение из романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина", 1875 г."
   Этой фразой начинается известный роман Льва Толстого:
   "Всё смешалось в доме Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушёл ещё вчера со двора, во время обеда, "кухарка и кучер просили расчёта".
   Образное определение путаницы, беспорядка.
  

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е.

Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. -

М., 1979.

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

   Я предпочел бы быть первым здесь (в бедном городке), чем вторым в Риме.
   Каждый кузнец своей судьбы.
   Победа зависит от доблести легионов.
   Рубикон перейден.
   Пришел, увидел, победил.
   Прокладывать себе дорогу силой.
   Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные, порождают в нас и большую веру и сильнейший страх.
   Опыт всему учитель.
   На мою жену не должна падать даже тень подозрения.
   Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие которые терпеливо переносят боль.
  
  

Гай Юлий Цезарь (102 или 100 -- 44 гг. до н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011