ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  
  

"Жизнь и смерть предложил я тебе, благослове­ние и проклятие..."

Не смешивай человека -- этот образ Божий -- со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его -- образ Божий -- все-таки в нем остается.

Человек -- малый мир.

Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело,-- и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме.-- И так на каждом шагу познавай присутствие Божие.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

   Один Бог есть Существо совершенное, Альфа и Омега, начаток и конец (Апок. 1, 18).
  
   Разумные создания должны предаваться Ему, соединяться с ним любовью и через это соединение достигать высшего блаженства.
  
   Наша земная жизнь есть время испытания и приготовления к вечному.
   Здесь, на земле, время сеяния, там, на небе, - время жатвы.
  
   Главная задача земной жизни состоит в том, чтобы более и более сближаться с Богом через исполнение Его воли (Екк. 12, 13). Человек сотворен Богом и для Бога. Ни для кого другого (сатаны) он не должен быть средством.
  
   Человек - часть общего, а не нечто обособленное.
   Человечество - единая семья, ее общий отец - Бог. Стремясь к общей цели, мы должны помогать друг другу братскою помощью. Но, чтобы человечество составляло согласованное целое, для сего по различию занятий должны быть различные состояния и каждый из нас обязан действовать ко благу целого, каждый на своем месте, которое тебе назначено Свыше.
  
   Нет до того дела, какое ты занимаешь; нужно, чтобы ты хорошо пользовался вверенными тебе талантами.
  

ИМЕЕТ ЛИ ЖИЗНЬ СМЫСЛ?

С.Л. Франк

  
   Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно?
   В чем смысл жизни?
   Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического сущест­ва?
  
   Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и осмыслен­ности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и заста­вляют нас думать, что мы родились не "даром", что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осущест­вить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего "я", - эти мечты оправданы ли как - либо объективно, имеют ли какое - либо разумное основание, и если да - то какое?
  
   Или они просто - огоньки слепой страсти, вспыхивающие в живом существе по естественным законам его природы, как стихийные влечения и томления, с помощью которых равнодушная природа совершает через наше посредство, об­манывая и завлекая нас иллюзиями, свое бессмысленное, в вечном однообразии повторяющееся дело сохранения животной жизни в смене поколений?
  
   Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, - трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согрева­ющей жизнь или, вернее, впервые осуществляющей подлинную жизнь, - есть ли для этого какая-либо твердая почва в бытии человека, или это - только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которая обманывает вас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томи­тельной нуждой узкого будничного, обывательского существования?
  
   А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела - есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?
  
   Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека.
  
   Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жиз­ни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие - либо сверх-личные страсти и "дела" - в политику, борьбу партий и т. п.. - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек, неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов, - этот факт есть для всякого человек грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.
  
   Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода.
  
   Поистине это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду.
  
   Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провин­циальном городе; как все другие люди, лгал и притворялся, "играя роль" в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги и забо­ты - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту.
  
   Что случилось?
   Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
  
   И все-таки огромное большинство людей считает нужным отмахнуться от этого вопроса, прятаться от него и находить величайшую жизненную мудрость в такой "страусовой политике".
  
   Они называют это "принципиальным отказом" от попытки разрешить "неразрешимые ме­тафизические вопросы", я они так умело обманывают и всех других, и самих себя, что не только для постороннего взора, но и для них самих их мука и неизбывное томление остаются незамеченными, быть может, до самого смертного часа.
  
   Этот прием воспитывания в себе и других забвения к самому важному, в конечном счете единственно важному вопросу жизни определен, однако, не одной только "страусовой полити­кой", желанием закрыть глаза, чтобы не видеть страшной истины.
  
   По-видимому, умение "устраиваться в жизни", добиваться жизненного блага, утверждать и расширять свою позицию в жизненной борьбе обратно пропорционально влиянию, уделяемому вопросу о "смысле жизни".
  
   А так как это умение, в силу животной природы человека и определяемого им "здравого рассудка", представляется самым важным и первым по настоятельности делом, то в его интересах и соверша­ется это задавливание в глубокие низины бессознательности тревожного недоумения о смысле жизни. И чем спокойнее, чем размеренна и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни.
  
   Поэтому мы, например, видим, что средний европеец, типичный западноев­ропейский "буржуа" (не в экономическом, а в духовном смысле слова), как будто, совсем не интересуется более этим вопросом и потому перестал и нуждаться в религии, которая одна только дает на него ответ.
  
   Мы, русские, - отчасти по своей натуре, отчасти, вероятно, по неустроенности и ненадежности нашей внешней, гражданской, бытовой и обще­ственной жизни и в прежние, "благополучные" времена отличались от западных европейцев тем, что больше мучились вопросом о смысле жизни или более открыто мучились им, более признавались в своих мучениях.
  
   Однако теперь, оглядываясь назад, на наше столь недавнее и столь далекое от нас прошлое, мы должны сознаться, что и мы тогда в значительной мере "заплыли жиром" и не видели - не хотели или не могли видеть - истинного лица жизни и потому и мало заботились об его разгадке.
  
   Происшедшее ужасающее потрясение и разрушение всей нашей общественной жизни принесло нам, именно с этой точки зрения, одно ценнейшее, несмотря на всю его горечь, благо: оно обнажило перед нами жизнь как она есть на самом деле.
  
   Правда, в порядке обывательских размышлений, в плане обычной земной "жизненной мудрости" мы часто мучимся ненормальностью нашей нынешней жизни и либо с безгранич­ной ненавистью обвиняем в ней "большевиков", бессмысленно ввергших всех русских людей в бездну бедствий в отчаяния, либо (что уже, конечно, лучше) с горьким и бесполезным раскаянием осуждаем ваше собственное легкомыслие, небрежность и слепоту, с которой мы дали разрушить в России все основы нормальной, счастливой в разумной жизни.
  
   Как бы много относительной правды ни было в этих горьких чувствах - в них, перед лицом последней, подлинной правды, есть и очень опасный самообман.
   Обозревая потери наших близких, либо прямо убитых, либо замученных дикими условиями жизни, потерю нашего имущества, нашего любимого дела, наши собственные преждев­ременные болезни, наше нынешнее вынужденное безделье и бессмыслен­ность всего нашего нынешнего существования, мы часто думаем, что болезни, смерть, старость, нужду, бессмысленность жизни - все это выдумали и впервые внесли в жизнь большевики.
  
   На самом деле они этого не выдумали и не впервые внесли в жизнь, а только значительно усилили, разрушив то внешнее и, с более глубокой точки зрения, все-таки призрачное благополучие, которое прежде царило в жизни.
  

 []

Египет. Пастухи и их стада.

  
   И раньше люди умирали - и умирали почти всегда преждевременно, не доделав своего дела, и бессмысленно - случайно; и раньше все жизненные блага - богатство, здоровье, слава, общественное положение - были шатки и ненадежны; и раньше мудрость русского народа знала, что от сумы и тюрьмы никто не должен отрекаться.
  
   Происшедшее только как бы сняло призрачный покров с жизни и показало нам неприкрытый ужас жизни как она всегда есть сама по себе.
  
   Подобно тому, как в кинемато­графе можно произвольным изменением темпа движения через такое искажение именно и показать подлинную, но обычному взору не замет­ную природу движения, подобно тому как через увеличительное стекло впервые видишь (хотя и в измененных размерах) то, что всегда есть и было, но что не видно невооруженному глазу, так и то искажение "нормальных" эмпирических условий жизни, которое теперь произошло в России, только раскрывает веред нами скрытую прежде истинную сущность жизни.
  
   И мы, русские, теперь без дела и толка, без родины и родного очага, в нужде и лишениях слоняющиеся по чужим землям - или живущие на родине, как на чужбине, - сознавая всю "ненормаль­ность" - с точки зрения обычных внешних форм жизни - нашего нынешнего существования, вместе с тем вправе и обязаны сказать, что именно на этом ненормальном образе жизни мы впервые познали истинное вечное существо жизни.
  
   Мы бездомные и бесприютные стран­ники - но разве человек на Земле не есть, в более глубоком смысле, всегда бездомный и бесприютный странник?
   Мы испытали на себе, своих близких, своем существе и своей карьере величайшие превратности судьбы - но разве самое существо судьбы не в том, что она превратна?
   Мы ощутили близость и грозную реальность смерти, но разве это - только реальность сегодняшнего дня?
  
   Среди роскошного и беспечного быта русской придворной среды XVIII века русский поэт восклицал:
  
   "Где стол был яств, там гроб стоит; где пиршеств раздавались клики - надгробные там стонут лики и бледна смерть на всех глядит".
  
  


Египет. Осада и штурм крепости.

   Мы обречены на тяжкий, изнуряющий труд ради ежедневного пропитания - но разве уже Адаму, при изгнании из рая, не было предречено и запове­дано:
  
   "В поте лица своего ты будешь есть хлеб свой"?
  
   Так перед нами теперь, через увеличительное стекло наших нынеш­них бедствий, с явностью предстала сама сущность жизни во всей ее превратности, скоротечности, тягостности - во всей ее бессмыслен­ности.
  
   И потому всех людей мучащий, перед всеми неотвязно стоящий вопрос о смысле жизни приобрел для нас, как бы впервые вкусивших самое существо жизни и лишенных возможности спрятаться от нее или прикрыть ее обманчивой и смягчающей ее ужас видимостью, совершен­но исключительную остроту.
  
   Легко было не задуматься над этим воп­росом, когда жизнь, по крайней мере, внешне - видимая, текла ровно и гладко, когда - за вычетом относительно редких моментов трагичес­ких испытаний, казавшихся нам исключительными и ненормальными, - жизнь являлась нам спокойной и устойчивой, когда у каждого из нас было наше естественное и разумное дело и за множеством вопросов текущего дня, за множеством живых и важных для нас частных дел и вопросов общий вопрос о жизни в ее целом только мерещил где-то в туманной дали и смутно - потаенно тревожил нас.
  
   Особенно в молодом возрасте, когда разрешение всех вопросов жизни предвидится в буду­щем, когда запас жизненных сил, требующих приложения, это приложе­ние по большей части и находил и условия жизни легко позволяли жить мечтами, лишь немногие из нас остро и напряженно страдали от созна­ния бессмысленности жизни.
  
   Не то теперь.
  
   Потеряв родину и с нею естественную почву для дела, которое дает хотя бы видимость осмысле­ния жизни, и вместе с тем лишенные возможности в беспечном молодом веселии наслаждаться жизнью и в этом стихийном увлечении ее соблаз­нами забывать о неумолимой ее суровости, обреченные на тяжкий, изнуряющий и подневольный труд для своего пропитания, мы вынуж­дены ставить себе вопрос: для чего жить?
  
   Для чего тянуть эту нелепую и тягостную лямку?
   Чем оправданы наши страдания?
   Где найти незыб­лемую опору, чтобы не упасть под тяжестью жизненной нужды?
  
   Правда, большинство русских людей еще старается отогнать от себя эти грозные и тоскливые думы страстной мечтой о будущем обновлении и возрождении нашей общей русской жизни.
  
   Русские люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем: и раньше им ка­залось, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, случайное недоразумение, временная задержка в наступлении истинной жизни, томительное ожидание, нечто вроде томления на какой-то случайной остановке поезда; но завтра или через несколько лет, словом, во всяком случае, вскоре в будущем все из­менится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь; весь смысл жизни - в этом будущем, а сегодняшний день для жизни не в счет.
  
   Это настроение мечтательности и его отражение на нравственной воле, эта нравственная несерьезность, презрение и равнодушие к настоящему и внутренне лживая, неосновательная идеализация будущего - это духовное состояние и есть ведь последний корень той нравственной бо­лезни, которую мы называем революционностью и которая загубила русскую жизнь.
  
   Но никогда, быть может, это духовное состояние не было так распространено, как именно теперь; и надо признать, что никогда еще для него не было так много оснований или поводов, как именно теперь.
  
   Нельзя ведь отрицать, что должен же, наконец, рано или поздно наступить день, когда русская жизнь выберется из той трясины, в которую она попала и в которой она теперь неподвижно замерла; нельзя отрицать, что именно с этого дня наступит для нас время, которое не только облегчит личные условия нашей жизни, но - что гораздо важнее - поставит нас в более здоровые и нормальные общие условия, раскроет возможность разумного дела, оживит наши силы через новое погружение наших корней в родную почву.
  
   И все-таки и теперь это настроение перенесения вопроса о смысле жизни с сегодняшнего дня на чаемое и неведомое будущее, ожидание его решения не от внутренней духовной энергии нашей собственной воли, а от непредвидимых перемен судьбы, это совершенное презрение к на­стоящему и капитуляция перед ним за счет мечтательной идеализации будущего есть такая же душевная и нравственная болезнь, такое же извращение здорового, вытекающего из самого духовного существа человека отношения к действительности и к задачам собственной жизни, как и всегда; и исключительная интенсивность этого настроения свиде­тельствует лишь об интенсивности нашего заболевания.
   И обстоятельст­ва жизни складываются так, что и нам самим это постепенно становится все яснее.
  


Египет. Музыканты

  
  
   Наступление этого решающего светлого дня, которое мы долго ждали чуть не завтра или послезавтра, оттягивается на долгие годы; и чем больше времени мы ждем его, чем больше наших надежд оказалось призрачными, тем туманнее становится в будущем возмож­ность его наступления; он отходит для нас в какую-то неуловимую даль, мы ждем его уже не завтра и послезавтра, а только "через несколько лет", и никто уже не может предсказать ни сколько лет мы должны его ждать, ни почему именно и при каких условиях он наступит.
  
   И уже многие начинают думать, что этот желанный день вообще, быть может, не придет заметным образом, не проложит резкой, абсолютной грани между ненавистным и презренным настоящим и светлым, радостным будущим, а что русская жизнь будет лишь незаметно и постепенно, быть, может, рядом мелких толчков выпрямляться и приходить в более нор­мальное состояние.
  
   И при полной непроницаемости для нас будущего, при обнаружившейся ошибочности всех прогнозов, уже неоднократно обещавших нам наступление этого дня, нельзя отрицать правдоподобия или, по меньшей мере, возможности такого исхода.
  
   Но одно допущение этой возможности уже разрушает всю духовную позицию, которая осуществление подлинной жизни откладывает до этого решающего дня и ставит в полную зависимость от него.
  
   Но и помимо этого соображе­ния - долго вообще мы должны и можем ждать, и можно ли проводить нашу жизнь в бездейственном и бессмысленном, неопределенно долгом ожидании?
  
   Старшее поколение русских людей уже начинает свыкаться с горькой мыслью, что оно, быть может, или вообще не доживет до этого дня, или встретит его в старости, когда вся действен­ная жизнь будет уже в прошлом; младшее поколение начинает убеждать­ся по меньшей мере в том, что лучшие годы его жизни уже проходят и, может быть, без остатка пройдут в таком ожидании.
  
   И если бы мы еще могли проводить жизнь не в бессмысленно-томительном ожидании это­го дня, а в действенном его подготовлении, если бы нам дана была - как это было в прежнюю эпоху - возможность революционного дейст­вия, а не только революционных мечтаний и словопрений!
  
   Но и эта возможность для огромного, преобладающего большинства нас отсут­ствует, и мы ясно видим, что многие из тех, кто считает себя об­ладающим этой возможностью, заблуждаются именно потому, что, отравленные этой болезнью мечтательности, просто уже разучились отличать подлинное, серьезное, плодотворное дело от простых слово­прений, от бессмысленных и ребяческих бурь в стакане воды.
  
   Так сама судьба - или великие сверхчеловеческие силы, которые мы смутно прозреваем позади слепой судьбы, - отучает нас от этой убаюкива­ющей, но растлевающей болезни мечтательного перенесения вопроса о жизни и ее смысле в неопределенную даль будущего, от трусливой обманчивой надежды, что кто-то или что-то во внешнем мире решит его за нас.
  

 []

Морское сражение египтян с филистимлянами

  
   Теперь уже большинство из нас если не ясно сознает, то, по меньшей мере, смутно чувствует, что вопрос о чаемом возрождении родины и связанном с ним улучшении судьбы каждого из нас совсем не конкурирует с вопросом о том, как и для чего нам жить сегодня - в том сегодня, которое растягивается на долгие годы и может затянуться и на всю нашу жизнь, а тем самым с вопросом о вечном и абсолютном смысле жизни как таковой, - совсем не заслоняет собой этого, как мы ясно ощущаем, все же важнейшего и самого насущного вопроса.
  
   Более того: ведь этот чаемый "день" грядущего не сам же собою перестроит заново всю русскую жизнь и создаст более разумные ее условия.
   Ведь это должны будут совершать сами русские люди, в том числе каждый из нас.
  
   А что, если в томительном ожидании мы растеряем весь запас наших духовных сил, если к тому времени, бесполезно истратив нашу жизнь на бессмысленное томление и бесцельное прозябание, мы уже потеряем ясные представления о добре и зле, о желанном и недостойном образе жизни?
  
   Можно ли обновить общую жизнь, не зная для себя самого, для чего ты вообще живешь и какой вечный, объективный смысл имеет жизнь в ее целом?
  
   Не видим ли мы уже теперь, как многие русские люди, потеряв надежду на разрешение этого вопроса, либо тупеют и духовно замирают в будничных заботах о куске хлеба, либо кончают жизнь самоубийством, либо, наконец, нравственно умирают, от отчая­ния становясь прожигателями жизни, идя на преступления и нравствен­ное разложение ради самозабвения в буйных наслаждениях, пошлость и эфемерность которых сознает сама их охлажденная душа?
  
   Нет, от вопроса о смысле жизни нам - именно нам, в нашем нынешнем положении и духовном состоянии - никуда не уйти, и тщет­ны надежды подменить его какими-либо суррогатами, заморить сосуще­го внутри червя сомнения какими- либо иллюзорными делами и мыс­лями.
  
  
   Именно наше время таково - об этом мы говорили в книжке "Крушение кумиров", - что все кумиры, соблазнявшие и слепившие нас прежде, рушатся один за другим, изобличенные в своей лжи, все украша­ющие и затуманившие завесы над жизнью ниспадают, все иллюзии гибнут сами собой.
  
   Остается жизнь, сама жизнь во всей неприглядной наготе, со всей своей тягостностью и бессмысленностью, - жизнь, рав­носильная смерти и небытию, но чуждая покоя и забвения небытия.
  
   Та, на Синайских высотах поставленная Богом, через древний Израиль, всем людям и навеки задача:
  
   "Жизнь и смерть предложил я тебе, благослове­ние и проклятие: избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое",
  
   - эта задача научиться отличить истинную жизнь от жизни, которая есть смерть, понять тот смысл жизни, который впервые вообще делает жизнь жизнью, то Слово Божие, которое есть истинный, насыщающий нас хлеб жизни, - эта задача именно в наши дни великих катастроф, великой кары Божией, в силу которой разодраны все завесы и все мы снова "впали в руки Бога живого", стоит перед нами с такой неотвязностью, с такой неумолимо грозной очевидностью, что никто, раз ощутивший ее, не может уклониться от обязанности ее разрушения.
  
  

 []

Египетская фресковая живопись (пол дворца в Тель-Амарне)

Что же делать тебе, человек?

  

С.Л. Франк

  -- В точном смысле вопрос "что мне делать?" со значением "к чему мне стремиться?", "какую жизненную цель себе поставить?" поднимается тогда, когда вопрошающему не ясно само содержание высшей, послед­ней, все остальное определяющей цели и ценности жизни. К этому и сводится типично русский смысл вопроса "что делать?". Еще точнее он значит: "Что делать мне и другим, чтобы спасти мир и тем впервые оправдать свою жизнь?"
  -- Искать недостающего смысла жизни в каком - либо деле, в свершении чего-то - значит впадать в иллюзию, как будто человек сам может сотворить смысл жизни своей, безмерно преувеличивать значение какого - либо по необходимости частного и ограниченного, по существу всегда бессиль­ного человеческого дела.
  -- Только тогда, когда сознаешь с полной отчетливостью и осмыслен­ностью очевидность этого ответа, сам вопрос "что делать?" меняет свой смысл и приобретает новое, отныне уже правомерное значение. "Что делать?" значит тогда уже не: "Как мне переделать мир, чтобы его спасти?", а: "Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в этом хаосе жизни?" Иначе говоря, единственная религиозно оправдан­ная и неиллюзорная постановка вопроса "что делать?" сводится не к вопросу о том, как мне спасти мир, а к вопросу, как мне приобщаться к началу, в котором - залог спасения жизни.
  -- Другими словами, не через какое - либо особое человеческое дело преодолевается бессмысленность жизни и вносится в нее смысл, а единственное челове­ческое дело только в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни. Но где его искать и как найти?
  
  
  

***


  

Вельможа Хнумхотеп в своем поместье. Охота.

Книга Екклесиаста или Проповедника

   Глава 1
   1. "Суета сует - все суета!; 12 "предал я предал и сердце мое тому, чтоб ... испытать мудростию все, что делается под небом"
   1
   Слова Екклесиаста, сына Давидова, Царя в Иерусалиме.
   2
   Суета сует!, сказал Екклесиаст, Суета сует! Все - суета!
   3
   Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем?
   4
   Род проходит и род приходит - а Земля пребывает во веки;
   5
   восходит Солнце и заходит Солнце - и спешит к месту своему, где оно восходит;
   6
   идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем - и возвращается ветер на круги свои;
   7
   все реки текут в море, но море не переполняется - к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
   8
   Все вещи - в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием;
   9
   что было-то и будет, и что делалось-то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем!
   10
   Бывает нечто, о чем говорят: Смотри, вот, это - новое! - но это было уже в веках, бывших прежде нас!
   11
   Нет памяти о прежнем - да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после!
   12
   Я, Екклесиаст, был Царем над Израилем в Иерусалиме;
   13
   и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под Небом (это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем).
   14
   Видел я все дела, какие делаются под Солнцем, и вот, все - суета и томление духа!
   15
   Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать!
   16
   Говорил я с сердцем моим так: Вот, я возвеличился, и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания,
   17
   и предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа,
   18
   потому что во многой мудрости - много печали, и кто умножает познания - умножает скорбь.

Глава 2

   1. "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои - и вот, все - суета"; 12. "Мудрый умирает наравне с глупым"; 18. мудрый должен оставить все, что он мудро сделал, другому, который может оказаться глупым; 24 наслаждаться добром, это всецело зависит от Божьего благоволения.
  
   1
   Сказал я в сердце моем: Дай, испытаю я тебя веселием, и насладись добром!, но и это - суета!
   2
   О смехе сказал я: Глупость!, а о веселии: Что оно делает?
   3
   Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростию, придержаться и глупости - доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под Небом в немногие дни жизни своей.
   4
   Я предпринял большие дела - построил себе домы; посадил себе виноградники;
   5
   устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
   6
   сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
   7
   приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
   8
   собрал себе серебра, и золота, и драгоценностей от Царей и Областей; завел у себя певцов, и певиц, и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.
   9
   И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме, и мудрость моя пребыла со мною.
   10
   Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья - потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
   11
   И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под Солнцем!
   12
   И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость, и безумие, и глупость - ибо что может сделать человек после Царя сверх того, что уже сделано?
   13
   И увидел я, что преимущество мудрости пред глупостию такое же, как преимущество света перед тьмою:
   14
   у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме. Но узнал я, что одна участь постигает их всех,
   15
   и сказал я в сердце моем: И меня постигнет та же участь, как и глупого - к чему же я сделался очень мудрым?; и сказал я в сердце моем, что и это - суета,
   16
   потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого, в грядущие дни все будет забыто, и (увы!) мудрый умирает наравне с глупым!
   17
   И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под Солнцем, ибо все - суета и томление духа!
   18
   И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под Солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня,
   19
   и кто знает, мудрый ли будет он или глупый (а он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под Солнцем!); и это - суета!
   20
   И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под Солнцем
   21
   (потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом - и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его!); и это - суета и зло великое,
   22
   ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под Солнцем
   23
   (потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство, даже и ночью сердце его не знает покоя)? И это - суета!
   24
   Не во власти человека и то благо, чтоб есть, и пить, и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от Руки Божией,
   25
   потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него
   26
   (ибо человеку, который добр пред Лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость, а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред Лицом Божиим)? И это - суета и томление духа!


Бог реки Нил, приносящий дары

Глава 3

   1. "Время всякой вещи; 9 "все ... прекрасно в свое время"; 12 "что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было"; 16 так как умирают и люди и животные, то "нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими".
  
   1
   Всему - свое время, и время - всякой вещи под Небом:
   2
   время - рождаться, и время - умирать; время - насаждать, и время - вырывать посаженное;
   3
   время - убивать, и время - врачевать; время - разрушать, и время - строить;
   4
   время - плакать, и время - смеяться; время - сетовать, и время - плясать;
   5
   время - разбрасывать камни, и время - собирать камни; время - обнимать, и время - уклоняться от объятий;
   6
   время - искать, и время - терять; время - сберегать, и время - бросать;
   7
   время - раздирать, и время - сшивать; время - молчать, и время - говорить;
   8
   время - любить, и время - ненавидеть; время - войне, и время - миру.
   9
   Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
   10
   Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
   11
   Все соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их - хотя человек не может постигнуть Дел, которые Бог делает, от начала до конца.
   12
   Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей;
   13
   и если какой человек ест, и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - Дар Божий.
   14
   Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить - и Бог делает так, чтобы благоговели пред Лицом Его.
   15
   Что было-то и теперь есть, и что будет - то уже было, и Бог воззовет прошедшее.
   16
   Еще видел я под Солнцем место суда (а там - беззаконие!), место правды (а там - неправда!),
   17
   и сказал я в сердце своем: Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время - для всякой вещи, и суд над всяким делом там!
   18
   Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтоб испытал их Бог и чтобы они видели, что они сами по себе - животные
   19
   (потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают - так умирают и эти, и одно дыхание у всех), и нет у человека преимущества пред скотом, потому что все - суета!
   20
   Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах.
   21
   Кто знает - дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
   22
   Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими, потому что это - доля его (ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?).

Глава 4

   1 Ублажил я мертвых ... более живых"; 4 "лучше горсть с покоем"; 7 "двоим лучше, чем одному ... горе одному, когда упадет"; 13 "лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь".
  
  
   1
   И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под Солнцем; и вот слезы угнетенных - а утешителя у них нет, и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет.
   2
   И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе, -
   3
   а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под Солнцем!
   4
   Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!
   5
   Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
   6
   Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
   7
   И обратился я, и увидел еще суету под Солнцем:
   8
   человек - одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него - а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством (Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?). И это - суета и недоброе дело!
   9
   Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их,
   10
   ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего, - но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его;
   11
   также, если лежат двое, то тепло им - а одному как согреться?
   12
   И если станет преодолевать кто - либо одного, то двое устоят против него; и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется.
   13
   Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный Царь, который не умеет принимать советы,
   14
   ибо тот из темницы выйдет на Царство, хотя родился в Царстве своем бедным.
   15
   Видел я всех живущих, которые ходят под Солнцем, с этим другим юношею, который займет место того;
   16
   не было числа всему народу, который был перед ним, - хотя позднейшие не порадуются им. И это - суета и томление духа!
   17
   Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в Дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению, ибо они не думают, что худо делают.


Евреи. Пленные жители Палестины.

С ассирийского рельефа начала 7 в. до н. э.

Глава 5

   1 "Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить"; 10 "пресыщение богатого не дает ему уснуть"; 18 Бог дает власть наслаждения от трудов своих.
  
   1
   Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, потому что Бог - на Небе, а ты - на Земле; поэтому слова твои да будут немноги -
   2
   ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
   3
   Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал, исполни -
   4
   лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
   5
   Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: Это - ошибка! Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих
   6
   (ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты, но ты бойся Бога)?
   7
   Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому, потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
   8
   превосходство же страны в целом есть Царь, заботящийся о стране.
   9
   Кто любит серебро-тот не насытится серебром, и кто любит богатство - тому нет пользы от того. И это - суета!
   10
   Умножается имущество - умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им - разве только смотреть своими глазами?
   11
   Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест - но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
   12
   Есть мучительный недуг, который видел я под Солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему;
   13
   и гибнет богатство это от несчастных случаев; родил он сына - и ничего нет в руках у него;
   14
   как вышел он нагим из утробы матери своей - таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
   15
   И это - тяжкий недуг (каким пришел он, таким и отходит); какая же польза ему, что он трудился на ветер
   16
   (а он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде)?
   17
   Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть, и пить, и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под Солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог (потому что это - его доля).
   18
   И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них, и брать свою долю, и наслаждаться от трудов своих, то это - Дар Божий!
   19
   Недолго будут у него в памяти дни жизни его - поэтому Бог и вознаграждает его радостию сердца его.

Глава 6

   1 Это зло, если кто имеет богатство и не может пользоваться им; "выкидыш счастливее его"; 7 хотя рот полон, но "душа не насыщается"; 10 "кто знает, что хорошо для человека в жизни?"
  
   1
   Есть зло, которое видел я под Солнцем (и оно часто бывает между людьми):
   2
   Бог дает человеку богатство, и имущество, и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он, - но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек. Это - суета и тяжкий недуг!
   3
   Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром, и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: Выкидыш - счастливее его,
   4
   потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком;
   5
   он даже не видал и не знал Солнца; ему покойнее, нежели тому, -
   6
   а тот, хотя бы прожил две тысячи лет, и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?
   7
   Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.
   8
   Какое же преимущество мудрого пред глупым, какое - бедняка, умеющего ходить пред живущими?
   9
   Лучше видеть глазами, нежели бродить душою! И это - также суета и томление духа!
   10
   Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.
   11
   Много таких вещей, которые умножают суету, - что же для человека лучше
   12
   (ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень, и кто скажет человеку, что будет после него под Солнцем?)?


Евреи. Давид.

С гравюры Г. Доре

Глава 7

   1 Печаль и веселие; 11 мудрость, благополучие, праведность; 23 исследование мудрости: "Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы".
  
   1
   Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения.
   2
   Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира - ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
   3
   Сетование лучше смеха - потому что при печали лица сердце делается лучше.
   4
   Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселия.
   5
   Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых,
   6
   потому что смех глупых-то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!
   7
   Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
   8
   Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
   9
   Не будь духом твоим поспешен на гнев-потому что гнев гнездится в сердце глупых.
   10
   Не говори: Отчего это прежние дни были лучше нынешних? - потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
   11
   Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих Солнце,
   12
   потому что под сению ее - то же, что под сению серебра, но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.
   13
   Смотри на действование Божие - ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
   14
   Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья - размышляй; то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
   15
   Всего насмотрелся я в суетные дни мои - праведник гибнет в праведности своей, нечестивый живет долго в нечестии своем.
   16
   Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым - зачем тебе губить себя?
   17
   Не предавайся греху и не будь безумен - зачем тебе умирать не в свое время?
   18
   Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого, потому что кто боится Бога-тот избежит всего того.
   19
   Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
   20
   Нет человека праведного на Земле, который делал бы добро и не грешил бы - поэтому не на всякое слово, которое говорят,
   21
   обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя
   22
   (ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других).
   23
   Все это испытал я мудростью; я сказал: Буду я мудрым! - но мудрость далека от меня.
   24
   Далеко то, что было, и глубоко - глубоко; кто постигнет его?
   25
   Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия,
   26
   и нашел я, что горче смерти - женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы (добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею).
   27
   Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
   28
   Чего еще искала душа моя - и я не нашел? Мужчину одного из тысячи я нашел - а женщину между всеми ими не нашел.
   29
   Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым - а люди пустились во многие помыслы.

Глава 8

   1 "Кто - как мудрый? ... слово царское храни"; 6 человеку оттого великое зло; 12 "благо будет боящимся Бога ... а нечестивому не будет добра"; 16 хотя мудрый стремится познать все дела Божии, но он не постигнет их.
  
   1
   Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется.
   2
   Я говорю: Слово царское храни - и это ради клятвы пред Богом.
   3
   Не спеши уходить от лица его и не упорствуй в худом деле - потому что он, что захочет, все может сделать.
   4
   Где слово Царя - там власть; и кто скажет ему: Что ты делаешь?.
   5
   Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла, сердце мудрого знает и время, и устав
   6
   (потому что для всякой вещи есть свое время и устав); а человеку - великое зло оттого,
   7
   что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?
   8
   Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
   9
   Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под Солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
   10
   Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от Святого Места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это - суета!
   11
   Не скоро совершается суд над худыми делами - от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
   12
   Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред Лицом Его, - а нечестивому не будет добра, и, подобно тени,
   13
   недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
   14
   Есть и такая суета на Земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: И это - суета!
   15
   И похвалил я веселие, потому что нет лучшего для человека под Солнцем, как есть, пить и веселиться, - это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под Солнцем.
   16
   Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на Земле и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна,
   17
   тогда я увидел все Дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под Солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все - таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, - он не может постигнуть этого.


Вавилон. НАВУХОДОНОСОР II

(род. 605 г. до н. э., ум. 562 г. до н. э.)

Глава 9

   1 "Праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией"; 2 "одна участь праведнику и нечестивому ... они отходят к умершим; 7 "все, что может рука твоя делать, по силам делай"; 11 "не проворным достается успешный бег ... но время и случай для всех их"; 13 "мудрый бедняк ... спас своею мудростью город".
  
   1
   На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные, и мудрые, и деяния их - в Руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что пред ним.
   2
   Всему и всем - одно; одна участь - праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы, как добродетельному, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
   3
   Это-то и худо во всем, что делается под Солнцем, что одна участь - всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их, а после того они отходят к умершим.
   4
   Кто находится между живыми, тому есть еще надежда (так как и псу живому - лучше, нежели мертвому льву).
   5
   Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния - потому что и память о них предана забвению,
   6
   и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под Солнцем.
   7
   Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим!
   8
   Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей!
   9
   Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под Солнцем на все суетные дни твои, потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под Солнцем.
   10
   Все, что может рука твоя делать, - по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
   11
   И обратился я, и видел под Солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай - для всех их,
   12
   ибо человек не знает своего времени (как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них).
   13
   Вот еще какую мудрость видел я под Солнцем (и она показалась мне важною):
   14
   город небольшой, и людей в нем - немного; к нему подступил Великий Царь, и обложил его, и произвел против него большие осадные работы,
   15
   но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростию этот город - и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке!
   16
   И сказал я: Мудрость - лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают!
   17
   Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.
   18
   Мудрость - лучше воинских орудий, но один погрешивший погубит много доброго.

Глава 10

   1 Глупость и мудрость; 16 о царях и князьях.
  
   1
   Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника - то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростию и честию.
   2
   Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую.
   3
   По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.
   4
   Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего, потому что кротость покрывает и большие проступки.
   5
   Есть зло, которое видел я под Солнцем: это - как бы погрешность, происходящая от властелина.
   6
   Невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
   7
   Видел я рабов на конях, а Князей - ходящих, подобно рабам, пешком.
   8
   Кто копает яму - тот упадет в нее, и кто разрушает ограду-того ужалит змей.
   9
   Кто передвигает камни - тот может надсадить себя, и кто колет дрова - тот может подвергнуться опасности от них.
   10
   Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы - мудрость умеет это исправить.
   11
   Если змей ужалит без заговаривания - то не лучше его и злоязычный.
   12
   Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же;
   13
   начало слов из уст его - глупость, а конец речи из уст его - безумие.
   14
   Глупый наговорит много - хотя человек не знает, что будет (и кто скажет ему, что будет после него?).
   15
   Труд глупого утомляет его - потому что не знает даже дороги в город.
   16
   Горе тебе, Земля, когда Царь твой отрок, и когда Князья твои едят рано!
   17
   Благо тебе, Земля, когда Царь у тебя из благородного рода, и Князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!
   18
   От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом.
   19
   Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь - а за все отвечает серебро.
   20
   Даже и в мыслях твоих не злословь Царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого - потому что птица небесная может перенесть слово твое, и крылатая - пересказать речь твою.


Ассирия. Эмблема бога Ашура над священным деревом

Глава 11

   1 "Не можешь знать дело Бога"; 7 "Веселись, юноша, в юности твоей ... только знай, что ... Бог приведет тебя на суд".
  
   1
   Отпускай хлеб твой по водам - потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
   2
   Давай часть семи, и даже восьми - потому что не знаешь, какая беда будет на Земле.
   3
   Когда облака будут полны - то они прольют на Землю дождь, и если упадет дерево на юг или на север - то оно там и останется, куда упадет.
   4
   Кто наблюдает ветер - тому не сеять, и кто смотрит на облака -тому не жать.
   5
   Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, - так не можешь знать Дело Бога, Который делает все.
   6
   Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей - потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
   7
   Сладок свет и приятно для глаз видеть Солнце.
   8
   Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много. Все, что будет, - суета!
   9
   Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих - только знай, что за все это Бог приведет тебя на Суд!
   10
   И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета!

Глава 12

   1 "Помни Создателя твоего в дни юности твоей"; 8 "суета сует, все - суета"; 9 Старание приискивать "изящные изречения и слова истины"; 13 "сущность всего: бояться Бога"; "ибо всякое дело Бог приведет на суд".
  
   1
   И помни Создателя твоего в дни юности твоей - доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: Нет мне удовольствия в них!;
   2
   доколе не померкли Солнце, и Свет, и Луна, и Звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем
   3
   (в тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы, и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось, и помрачатся смотрящие в окно,
   4
   и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха, и замолкнут дщери пения,
   5
   и высоты будут им страшны, и на дороге - ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс - ибо отходит человек в Вечный Дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы);
   6
   доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
   7
   И возвратится прах в Землю (чем он и был) - а дух возвратится к Богу, Который дал его.
   8
   Суета сует!, сказал Екклесиаст, Все - суета!
   9
   Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще Народ знанию. Он все испытывал, исследовал - и составил много притчей.
   10
   Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и Слова Истины написаны им верно.
   11
   Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от Единого Пастыря;
   12
   а что сверх всего этого, сын мой, - того берегись! Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела.
   13
   Выслушаем сущность всего: бойся Бога и Заповеди Его соблюдай, потому что в этом - все для человека,
   14
   ибо всякое дело Бог приведет на Суд, и все тайное (хорошо ли оно или худо).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   О воспитании детей в духе христианского благочестия. - М., 1844. - С.4 - 5.
  
   Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. - с.148 - 163.
   Там же.
  

***


Ассирия. Шамши-Раманн III

Цветник духовный

  
   Шуберта, рассказывает, что одна девушка впала в падучую болезнь от упрямого желания своего откры­тыми глазами смотреть на полуденное солнце. Не подобным ли образом страждут те дерзкие умы, кото­рые усиливаются постигнуть Непостижимого?
  
   Каким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет по­стигнуть?
  
   Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (Евр. 11. 6), а не постигается разумом, то воз­можно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (Св. Златоуста).
  
   Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее (Св. Григор. Богосл.).
  
   Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бо­га: так нельзя постигнуть Его всего (Св. Златоуста).
  
   Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него -- мука (Иннокен. Архиеписк. Херсон.).
  
   Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему (Св. Григор. Богосл.).
  
   Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод: так самое сильное доказа­тельство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу.
  
   Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды, и как вывихнутый член вне своего места.
  
   Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство.
  
   Телу дает жизнь душа, душа -- Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благо­дати духовно обитает Бог.
  
   Как тело, разлучаясь с душею, умирает; так и душа умирает вне общения с Богом (Блаж. Августин).
  
   Посмотрите на растение, именуемое подсолнечником: что такое влечет его к солнцу, так что оно всегда преклоняется на ту сторону, где солнце? -- В солнце жизнь растения. Когда же подсолнечник не обращает­ся к солнцу, то это знак, что корень его подточен червем и растение засохло. Посмотрите на пылающий огонь: от чего он все стремится кверху? От того, что его стихия выше земли. Когда же огонь не стре­мится кверху, -- это знак, что он не имеет пищи и угасает. Так и у Христианина тот от любви Божественной, о котором говорит Иисус Христос (Лук. 12, 49), и который всегда должен стремиться в нем и его устремлять выше всего земного к Богу, есть истинный признак жизни духовной; а где этот огнь угас, там нет и сей жизни.
  
   Бог -- вот первое и последнее благо нашей души!
  
   Что это значит, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастия, скучаем и чувствуем пустоту души нашей? -- Это выразительный голос сердца, говорящей: человек, не ищи удовлетворительных благ на земли, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения и успокоения (Иаков Apхиеп. Нижегор.).
  
   От чего скучают иные? От того, что не напали на предмета, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судь­бы правды Его. Отдайте Ему своё труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, буде­те как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, Св. Отцы все время посвящали на то; на том же основании и Св. Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву (Феофан Еп. Владим.).
  
   Нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного, как человек без Бога.
  
   Ты -- уголь, человек! Бог -- пламень твой и свет.
  
   Истинная и совещенная радость бывает только у тех людей, в которых Бог обитает.
  
   Кто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего в свете лишился (Адриан Югский).
  
   С Богом жить и в несчастии есть счастье.
  
   С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же и дом и отечество есть ссылка в плен (Св. Тихон Задон.).
  
   С Богом в бедах и страданиях и в самом ад -- добро (хорошо): без Бога и самый рай и небо есть ничто (Он же).
  
   С Господом везде рай; без Него всюду ад и без­отрадное крушение духа.
  
   С Богом быть и в аде рай, без Бога быть и в небе мучение (Св. Тихон Задон.)
  
   О вы, рассказывающие мне об утехах рая, говорил один философ; не рая ищу я, но Того, Кто создал рай (Огюст Николь).
  
   Ищи Бога, но не ищи где обитает Он (Авва Сисой).
  
   Ищи Того везде, Который везде есть.
  
   Бог везде: Он и на высоте небес, и в глубине нашей души.
  
   Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убежите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке, -- везде вы будете пред очами Бога. Камо пойду от Духа Твоею? И от лица Твоею камо бежу (Пс. 138. 7).
  

***


Ассирия. Слуги несут десерт (роспись на стенах дворца Сеннахериба)

  

Исторические памятки

  
  -- ГОРА - высокое место, избираемое Господом для откровения людям (Синай, Фавор, Нагорная проповедь) и совершения тайн (гора Елеонская, Голгофа), ибо человек чувствует себя там ближе к небу. На малом возвышении - жертвеннике - возобновляется новый Завет-Союз.
  --
  -- ГОРНЕЕ МЕСТО - пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа.
  --
  -- ДАРОНОСИЦА - небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (прежде - освященные) Св. Дары для причащения больных на дому.
  --
  -- ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные (прежде-освященные) Св. Дары. Находится на престоле.
  --
  -- ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. - моление). Ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева - Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу.
  --
  -- ДЕСНИЦА (правая рука) - символ силы Божией, проявляющейся в истории (человечества).
  --
  -- ДИКИРИЙ - подсвечник в две свечи, который вместе с "трикирием" употребляется во время архиерейского богослужения.
  --
  -- ДИСКОС - небольшое блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца. В наши дни Д. для удобства крепится на подставке.
  --
  -- ДОГМАТИК - церковное песнопение в. честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне воскресенья (перед "Свете тихий"). Название Д. связано с его содержанием (догматическое учение о Боговоплощении). Всего Д. - 8, по числу 8 гласов.
  --
  -- ДОЖДЬ - Бог отверзает по воле Своей небесные скопления воды, которые, по мнению древних евреев, находились над небом. Эта "вода с неба" особенно необходима в Палестине для произрастания злаков; она - символ безвозмездной и плодотворной благодати.
  --
  -- ДУХ - слова "дух" и "душа" не равнозначны. Дух - таинственная глубина, где Дух Святой встречается с человеком, пребывает в нем и приобщает его к жизни Св. Троицы. Мистики называют его тончайшим острием души. Богослужебное выражение "и со духом твоим" означает, что Дух Святой пребывает со священником в силу благодати, присущей священству.
  --
  -- ДУША - дыхание жизни, начало жизни. Господь Бог вдунул в человека дыхание жизни; воскресший Иисус дунул на Своих апостолов, чтобы оживить их Духом Святым. "Душа" означает не только начало жизни, соединяющееся с телом, но прежде всего человеческую личность в ее наивысшем проявлении.
  --
  -- ДЬЯЧОК - старинное, вышедшее из употребления название псаломщика.
  --

***


Ассирия. Разъяренный раненый лев, кусающий колесо

***

  
  

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023