---------------------------------------------------------------------------------
фото 1. Кандагарский аэропорт "Ариана", февраль 1988 года.
Сразу после прибытия стал числиться водителем КамАЗ-5320, но с первого же дня посадили на командирский УАЗ-ик,
и пару месяцев возил своего начальника - капитана Рябухина Юрия Борисовича. Повод для приезда на Ариану мог быть какой угодно.
Встреча кого-то. Или приёмка груза, прибывшего самолётом из Кабула. Продовольственные товары доставляли автоколоннами.
Бытовая техника, аппаратура, одежда и прочие промтовары доставляли экспедиторы "Военторга" только самолётами из Кабула.
Один из них, Александр Ромашков, уходил вместе с Бригадой из Кандагара в качестве водителя автолавки.
----------------------------------------------------------------------------------
фото 2. Фотография на память с ХАДовцами.
Апрель 1988 года. Кишкинахуд. Застава "Нептун" (в просторечии "Кишка").
---------------------------------------------------------------------------------
фото 3. То же, что и предыдущее фото. Крупный план, поимённо.
Стоят возле "броника" (БТР-70) - сотрудники ХАД.
Сидят на "броне":
Первый ряд, справа налево: водитель БТРа (имя и фамилию не помню); дальше Баязитов Эрик (командир 10 роты, 1987-1988 годы);
Орёл Александр (зам.ком.10 роты); в чёрной чалме ХАДовец и крайний слева в этом ряду, с автоматом, Толик Таран (водитель военторга).
Второй ряд, справа налево: крайний - то ли наш советник, который работал с ХАДовцами, то ли "спец", возможно, и то, и другое;
дальше Юра Абидаев (водитель военторга, был старшим в нашей группе из 4-х машин), крайний в ряду - Марков Анатолий, водитель военторга.
---------------------------------------------------------------------------------
фото 4. Вечерний отдых на заставе "Нептун" (нп Кишкинахуд).
Слева, за земляной насыпью, скрывается небольшой пруд, специально вырытый.
Через него протекал большой арык, и с утра там всегда была чистая прохладная вода.
После первых купающихся она становилась мутной и глинистой и оставалась такой до самого вечера.
Но это не останавливало желающих освежиться после жаркого дня...
Позади сидящих (ближе к ним) видны четыре машины МАЗ-504 кандагарского Военторга, с контейнерами.
Ещё дальше - "отстойник" колонн, где как раз видны наливники воинской колонны, остановившейся в "Кишке" на ночёвку.
---------------------------------------------------------------------------------
фото 5. То же, что и предыдущее фото. Крупный план, поимённо.
Ближний ряд, справа налево: прапорщик по оружию Боря (г.Брест, Белоруссия) и старшина 10 роты Степанов Лёва.
Второй ряд, справа налево: зам.ком.10 роты Саша Орёл, водитель военторга Юра Абидаев,
водитель военторга Толя Таран и командир 10 роты Баязитов Эрик.
На фото отсутствует Переведенцев Иван Иванович (Подмосковье). Наверное, купается.
Наша группа состояла из 4-х машин.
----------------------------------------------------------------------------------
фото 6. Тоже на "Нептуне". В гостях у миномётчиков.
Позиция миномётчиков находилась как раз по дороге в "бассейн".
---------------------------------------------------------------------------------
Батальонный автоматический 82-миллиметровый миномёт 2Б9 "Василёк"
на позициях 10 роты, застава "Нептун".
---------------------------------------------------------------------------------
фото 8. Стрелять, конечно, никто не собирается, но прицелиться очень хочется...
У прицела - водитель военторга Толя Таран. Рядом контролирует "процесс" зам.ком.10 роты Саша Орёл.
Старшина роты Лёва Степанов, снисходительно улыбается, глядя на манипуляции
усердного "наводчика"...
----------------------------------------------------------------------------------
фото 9. Водители военторга в гостях у дуканщика.
Где-то в Кишкинахуде. В солнцезащитных очках - Анатолий Таран. Слева от него Марков Анатолий.
---------------------------------------------------------------------------------
Помимо тех, кто уже был на предыдущих фото, здесь крайний слева в первом ряду - Игорь Шанько, ком.взвода 10 роты.
В центре группового снимка - командир 10 роты Баязитов Эрик.
Рядом с ним - сотрудник ХАД (афганский КГБ).
----------------------------------------------------------------------------------
фото 11. Возле штабного БТРа.
Водители военторга Абидаев и Таран, рядом с "броником" - взводный 10 роты Игорь Шанько.
---------------------------------------------------------------------------------
В жизни водителей всегда находилась минутка для шутки и веселья.
Иначе и быть не могло, несмотря на то, что вокруг порой громыхала война...
Приставная деревянная лестница ведёт на наблюдательную вышку, где постоянно дежурил часовой.
Позади видны МАЗы кандагарского военторга. Одна машина немного пострадала под Гератом, обычное ДТП.
Пришлось заменить практически весь "передок" кабины...
А в июле 1988 года Юра Абидаев возвращался из Тургунди в Кандагар в качестве
пассажира на машине Василия Мазура (на фотографиях его нет). Свою машину
Юра вынужден был оставить в Тургунди, так как у неё "застучал" движок.
Во вторник, 5 июля, уже в районе Кандагара (рядом с Элеватором или ГСМ), их машина подорвалась,
а потом ещё и была обстреляна из гранатомёта. И Вася, и Юра получили множественные
осколочные ранения от разорвавшейся обшивки кабины. Раны долечивать пришлось уже в Союзе...
---------------------------------------------------------------------------------
Застава где-то под Кандагаром, недалеко от Бригады.
Скорей всего позиция 3-го мотострелкового батальона.
---------------------------------------------------------------------------------
ХАДовцы вынесли показать захваченное у "духов" вооружение. Это лишь малая часть.
Крайний слева - тот самый советник (?), работавший с ребятами из ХАДа. Полевая форма, в которую он одет,
была более белёсого цвета, напоминая не то "песочку" вертолётчиков, не то форму спецназовца.
---------------------------------------------------------------------------------
фото 15. Встреча с бачатами и...
И осликом. Верхом на "горячем скакуне" Саша Орёл.
---------------------------------------------------------------------------------
фото 16. Это уже в Кабуле. Прикрытие колонны кабульского Военторга.
Зенитный спаренный 23-миллиметровый пулемёт ЗУ-23-2 устанавливался прямо в кузове КамАЗа,
следовавшего в составе колонны, и осуществлял её прикрытие.
В составе колонны было две таких машины и одна машина тех.замыкания (трёхосный КамАЗ).
На фото - водитель военторга Игорь Иванов (г.Ижевск) за гашеткой грозного оружия.
---------------------------------------------------------------------------------
фото 17. Декабрь 1988 года. Трасса Кабул - Хайратон - Кабул.
Незадолго до Вывода войск.
Я уже в Кабуле. Машина - КамАЗ-5410 с полуприцепом "Alka", колонна 0162.
Небольшая остановка. Остановки - и короткие, и продолжительные - случались часто из-за того,
что перекрывали движение через Саланг. Очередная остановка. Есть время для фотосессии...
Справа налево - водители Лёха (фамилию не помню, г.Астрахань), Марков Анатолий (г.Ленинград),
Сергей Михайлов (г.Ленинград), Боря (из Дагестана).
---------------------------------------------------------------------------------
фото 18. Декабрь 1988 года. Там же.
В полосатом свитере и кепке "афганке" (второй справа) - Юра Прохоров (г.Орёл).
Ещё в Кандагаре написал слова песни, посвящённой водителям Кандагарского Военторга.
Песня исполняется на мотив песни "Махнём не глядя" *, известной всем по фильму "Щит и меч" **.
Аудиозапись песни сделана там же (прилагается, см.иллюстрации к альбому)
-------------------------------------------------------------------------
Спустя несколько месяцев после возвращения домой.
Майские праздники 1989 года.
В центре - отец, Марков Василий Иванович.
----------------------------------------------------------------------------------
Водителям Кандагарского Военторга
/слова Юрия Прохорова
Запись песни в исполнении Юры сделана в Кандагаре, в 70-й бригаде, в 1988 году
Душманы шарят осторожно по зелёнке,
И напряжение становится сильней.
Пятнадцать суток я гоню "пятьсот четвёртый",
Пятнадцать суток не видал своих друзей.
Есть у меня в запасе целый цинк патронов,
А под сиденьем в сумке несколько гранат.
Шофёру лучшего имущества не надо.
"Авось!" - девиз наш, как в Афгане говорят...
Шофёр хранит в кармане выцветшей рубашки
Сто тыщ афганей и тепло родной земли.
Порой от духов очень сильно доставалось
На пыльной трассе Кандагар - Турагунди.
Что пожелать тебе сегодня перед рейсом?
Ведь фуры в Кушку гоним мы не просто так...
Чтоб в Кандагар живым, здоровым ты доехал,
Чтоб дома ждали, остальное - ерунда!
Мы изучили эти горные дороги,
Где постоянно МАЗ подбить твой норовят,
Где по обочинам сожжённые колонны
Напоминают про погибших там ребят...
И чтоб не говорили тыловые крысы
Про "Военторг", дуканы и про наш оклад,
В рейс никого из них и ломом не загонишь -
Я это точно, это твёрдо знаю, брат...
Когда живыми мы с тобой в Союз доедем
И долго будем об Афгане вспоминать,
Как в рейсе за рулём потрёпанного МАЗа
Мечтали дома мы родных своих обнять,
Как под обстрелом мы пустыню проходили
Как в сильный снег сушили перевал Герат
Как без колёс до Кандагар доходили.
Всё это - живы будем - вспомним дома, брат...
--------------------------------------------------------------------------------------
Примечания редактора:
* Песня "Махнём не глядя" - музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского,
** Кинофильм "Щит и меч" - 1968 год, режиссер Владимир Басов.