ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Мызников Александр
Об авторе

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:

kniga-o-chechenskoj-vojne
  
  Мимо тех, кто интересуется серьёзной современной прозой, имя Александра Карасёва пройти незамеченным не могло. Карасёв по-настоящему дебютировал в литературе "Чеченскими рассказами", которые были опубликованы в толстых журналах самых разных направлений, от "Знамени" до "Нашего современника". Лауреат премии Бунина.
  
  Каждый пишущий на любую тему вообще выдумывает её заново. Это не значит, что он ни на кого не опирается, что у него нет симпатий и антипатий, нет литературных предшественников. Всё это есть - но главное надо выдумать, пережечь в себе - на чувствах и мыслях, взятых в долг, далеко не уедешь. По большому счёту ничему написанному о чеченской войне в современной литературе я не верю. Ладно, скажем мягче, верю не до конца. Кто-то пишет, на мой вкус, слишком вдохновенно и ярко, у кого-то слишком много стреляют, у кого-то - слишком мало. Кто-то очень хочет понравиться своей трактовкой событий некоторому кругу полезных людей. Кто-то хочет впечатлить девушек - и начинает писать не о войне, а о себе, ковбое и терминаторе. Карасёву в некоторых его наиболее высоких проявлениях приходится верить.
  
  Карасёв - художник с ярко выраженным, как и положено в России, общественным темпераментом. По его поведению в литературной среде уже сейчас можно заключить, что в дальнейшем, при органическом развитии своего дарования, он будет озвучивать неприятные истины, причём неприятные решительно для всех.
  
  Сложившийся художник в отличие от человека "что-то там делающего в литературе в счастливые моменты досуга" мучается постоянно и изводит других. Ум, эрудиция и образование здесь решительно ни при чём. Художник одержим одной-двумя мыслями, он говорит всё время об этом, и в своём этом он отличается единственной, присущей только ему художественной зоркостью. Обычно это крайне раздражает постороннего наблюдателя. Потому что писатель в отличие от историка работает на нервах и эмоциях - он идёт всегда дальше других - на край ночи. Он рушит мифы, выстраивая свой, единственно верный. Насколько он окажется жизнеспособен - зависит от величины дарования.
  
  Мастерство Карасёва-писателя растёт, это верный признак правильного развития. Большинство "Чеченских рассказов" по своему художественному облику всё-таки близки к очерку. В этом, кстати, нет ничего унизительного. "Предатель" - это рассказ от первого слова до решающей точки. Самое сильное в "Предателе" всё же не стиль, не язык, не точность наблюдений. Самое лучшее - драматургическая выстроенность, то, чего Карасёву в "Чеченских рассказах" сделать мало где удавалось.
  
  О мастерстве Карасёва можно говорить много. Остановлюсь на некоторых моментах. Речь писателя "звучит" - ветерок здесь летуч и нежен, мотороллер тарахтит, и мы чувствуем его бензин, к детской игре в солдатики хочется немедленно и безусловно присоединиться, словом, гласные поют, а согласные не сбиваются в кучу. В лучшие моменты Карасёв пишет вообще "мимо слов".
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023