ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Карцев Александр Иванович
Фильм Вардана Оганесяна

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 5.85*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    27 июня 2007г. в мемориальной квартире М.А. Булгакова состоялся показ фильма Вардана Оганесяна "История людей на войне и в мире".


Фильм Вардана Оганесяна "История людей на войне и в мире"

   "Война изменила мою жизнь - она изменила жизнь всех нас в Армении. Испытания, через которые нам пришлось пройти, полностью изменили представления о таких ценностях, как семья, дом и мир. Вот уже 12 лет я живу в мире. У меня семья, двое детей - жизнь так прекрасна. И я не хотел оглядываться в прошлое. Но однажды мой сын, увидев старую полевую форму в шкафу, спросил: "Папа, ты был солдатом?", и я не знал, что ему ответить. Четыре года моей жизни прошли на войне. Я был настолько измотан, что не хотел возвращаться к воспоминаниям. Всё же я решился на это - ради моего сына.
   Я был фронтовым журналистом, снимавшим в "горячих точках" СССР. В 1989 году война уже шла на моей Родине. Я снимал для информагентств, мне платили большие деньги. Но, чем дальше, тем больше у меня возникало сомнений. Я оставил работу в телекомпаниях и вернулся на фронт - для себя, чтобы найти ответы на вопросы, которые репортёры на передовой не задают: как сохранить достоинство в смутные времена? Как остаться человеком в бесчеловечном хаосе?.."
   С этих слов начинается фильм Вардана Оганесяна "История людей на войне и в мире", представленный на Московском кинофестивале. 27 июня 2007 года в Мемориальной квартире М.А. Булгакова (ул. Б.Садовая, д.10, кв.50 - или в "нехорошей" квартире 302-бис) состоялся показ английской версии этого фильма для участников и гостей Сайта "Артофвар".
   ћНехорошая квартираЋ – мемориальная квартира М.А. Булгакова [Карцев А.И.]
   На показе присутствовали: Вардан Оганесян, Максим Мошков, Андрей Дышев с супругой, Илья Плеханов, Михаил Поликарпов, Андрей Шкарин, Анна Кунарева, Нина Меньших, А.К., Александр (XDR), гости Сайта и сотрудники Музея.
   Вардан Оганесян и Николай Рубан [Карцев А.И.]
   Анна и Вардан [Карцев А.И.]
   Саша Карпенко – наш Поэт и Музыкант (презентовал свой диск ћСаламандры в огне не горятЋ) [Карцев А.И.]
   Я не буду пересказывать содержание фильма. Этот тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но на страничке Вардана Оганесяна можно познакомиться с короткой авторской аннотацией и с кадрами из этой картины (http://artofwar.ru/o/oganesjan_w/text_0010.shtml). Зайдите, посмотрите. Уверен, эти фотографии не оставят Вас равнодушными.
   Собирается зрительный зал. В первом ряду: Дышевы, Николай Рубан и Анна Кунарева [Карцев А.И.]
   Вардан: ћНачнём?Ћ [Карцев А.И.]
   Да, как и многих, меня поразило, что на протяжении всего фильма нет ни одной, по-настоящему "батальной" сцены. Есть убитый, которого выносят с передовой его товарищи. Есть смертельно уставшие бойцы, практически живущие в своих "ямах", которые у меня язык не повернётся назвать окопами. Есть туман, разделяющий враждующие стороны. И есть постоянное ощущение того, что из этого тумана в любой момент могут появиться враги...
   Вардан переводит и комментирует английскую версию своего фильма [Карцев А.И.]
   Вардан рассказал, что в основу фильма легли всего пять дней из четырёх лет, которые он прожил на войне. Он действительно жил среди героев своего фильма, а не приезжал на съёмки (согласитесь, в этом есть существенное различие). Он снимал туман, из которого вышел солдат с противоположной стороны. Они больше минуты смотрели в глаза друг другу (как оказалось впоследствии, камера, продолжавшая работать, отсчитала за это время чуть больше секунды), а потом сделали всего лишь по шагу назад, и растворились в тумане (значит, на войне можно не стрелять друг в друга, тем более, когда твой противник безоружен?). У противника было оружие, у Вардана в руках - только видеокамера, оружия не было. (Вардан произнес интересную фразу: "Когда у меня заканчивались аккумуляторы к камере, я мог взять в руки оружие. Но я знал, что тогда не смогу снова взять в руки камеру").
   Обсуждение фильма. Вардан рассказывает о том, что не вошло в сокращённую английскую версию [Карцев А.И.]
   Несколько маленьких парадоксов войны, поразивших меня в фильме и в рассказе Вардана: солдаты выносили с поля боя убитых, а не раненых. По словам Вардана, раненые могли выползти сами. [Нас всегда учили, что в течение двух часов раненые должны попасть на операционный стол. Правильно или не правильно поступали товарищи Вардана, мне ли судить? Быть может, именно из-за этой "неправильности" они и выстояли в той войне? Прим. авт.] На войне погибали не солдаты, а учителя, врачи, медсёстры... Уже в наши дни один из героев фильма уходит на передовую. Ему пятьдесят лет. Он считает, что пожил уже достаточно. И если убьют, то пусть лучше убьют его, а не какого-нибудь молодого парня...
   Николай Рубан рассказывает о парнишке, который ћсходилЋ со свистком на ћдругуюЋ сторону за оружием. И принёс три автомата… [Карцев А.И.]
   Вардан рассказал о том, что не вошло в фильм. Однажды в объектив камеры совершенно случайно попала чья-то рука. Обмороженная, морщинистая рука старика. Вардан не сразу догадался, что это была его собственная рука (вообще в кадрах люди, многим из которых не было и сорока, но выглядят они стариками). С тех пор прошло много времени, но руки мёрзнут до сих пор...
   Старший брат Вардана, талантливый археолог, дерётся с ним за право пойти добровольцем на войну. Патриотический порыв практически в каждой семье: идти и защищать свою Родину. А в результате "зашли немного дальше". И значит, у противоположной стороны "закручивается пружина противодействия". Беженцы, желание вернуться обратно и самое страшное... У героев Вардана (да и у него самого) часто звучит мысль, что в принципе их знакомые азербайджанцы - неплохие люди, и со многими из них они дружат или дружили раньше. Самое страшное, что сейчас вырастает поколение, которое об этом уже ничего не знает. Которое помнит обиды своих предков, но не умеет прощать. Не умеет дружить и не умет жить в одном доме.
   Вардан говорит, что мы очень разные...
   Без сомнения, фильм снят не документалистом, а настоящим художником. Многих удивили "мудрые, почти библейские" лица героев фильма. Меня же поразили пейзажи. Вардан нашёл какие-то необыкновенные ракурсы, игру света и тени. Подумалось, что когда на этой земле наступит мир, Вардан будет снимать очень красивые фильмы.
   А ещё фильм снят не просто талантливым журналистом, а, в первую очередь, человеком, пропустившим всё это через своё сердце. Вардан умышленно старался не использовать в фильме слишком кровавые сцены (хотя сам повидал их не мало). Он не снял очень интересный на его взгляд момент, когда в автобусе с передовой везут раненых и убитых. Раненый боец лежит и курит рядом с убитым. И убитый кажется более живым, чем раненый. Не снял сюжет о том, как на вертолёте товарищи и родственники везут хоронить убитого (лишь несколько кадров). Не снял, не потому что не мог. А потому, что считал это не правильным...
   Он прошел рядом с окопом одного бойца (со светлыми волосами), который предложил ему заскочить в его окоп. Но Вардан спешил к своему товарищу и сказал, что зайдёт на обратной дороге. Когда Вардан возвращался, того в окопе уже не было. Светловолосый боец погиб, не дождавшись Вардана буквально несколько минут. Много лет спустя, у Вардана родился сын. Со светлыми волосами...
   В рассказе Вардана слышна лёгкая грусть. Русские им не помогли.
  -- А как ты думаешь, Вардан, будет ли новая война. - Спросил его кто-то. - И когда, по твоим ощущениям она начнётся?
  -- Война может начаться в любой момент.
  -- А кого поддержит Россия на этот раз?
  -- Тех, у кого есть нефть. Только это будет не такая война, как раньше. Это будет война артиллерии. В окопах будут сидеть молодые армянские и азербайджанские парни. А их будут убивать системы залпового огня... Но самое страшное заключается в том, что война в Карабахе НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ!!! ОНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!!!
   Максим Мошков, Илья Плеханов и Љ2(3) 2007 Альманаха ћИскусство войныЋ (ћГруз-200 говоритЋ)   [Карцев А.И.]
   А потом мы выпили старого доброго армянского коньяка. За фильм, который никого не призывает к реваншу. А заставляет задуматься о бесценности и неповторимости каждой жизни. О том, что война без мира бессмысленна. И о том, как трудно бывает порой найти дорогу к взаимопониманию и к новой жизни. Мы выпили за человека, который снял такой замечательный фильм. За Вардана. Настоящего художника и человека. И третий тост за тех, кто тоже мог бы стать талантливыми художниками, музыкантами, писателями и просто отцами. За тех, кто погиб...
   Неужели мы так ничему и не научимся?
   Фото на память. Саша Карпенко, Илья Плеханов, Саша (XDR), Максим Мошков, Миша Поликарпов, Андрей Шкарин, Андрей Дышев, Алексей Фёдоров, Оксана Дышева, (?), Виктор Носатов, Анна Кунарева. Сидят: Вардан Оганесян и Николай Рубан [Карцев А.И.]
  
  
  
  

Оценка: 5.85*8  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023